Разное

Занятия для развития речи 3 года: 57 упражнений для запуска речи у малышей

Содержание

57 упражнений для запуска речи у малышей


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных

действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Игры для развития речи для детей 3-4 лет: упражнения, шаблоны для скачивания

Если наблюдать за компанией детей-трёхлеток, можно удивиться, насколько отличаются их речевые навыки. Одни без проблем выражают свои мысли, делают умозаключения о предметах и явлениях. Другие с трудом выговаривают слова, ограничиваются односложными или двусложными предложениями. Дело в том, что у норм речевого развития в 3 года очень широкий диапазон. В статье расскажем, чему пора научиться малышу в 3-4 года, предложим игры и упражнения на развитие речи.

Аудио-версия статьи «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ» Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Содержание

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Игры на увеличение словарного запаса

  • Лото «Свойства предметов»
  • Карточки-противоположности
  • «Четвёртый лишний»
  • «Логические парочки»
  • Игра «Съедобное-несъедобное» с мячом

Игры на развитие силы голоса

Игры на развитие связности речи

  • Пазлы из 3-4 деталей
  • «Закончи фразу»
  • «Что перепутал художник»
  • «Хороший-плохой»
  • Определяем последовательность картинок

Игры на фонематический слух

  • «Поймай звук»
  • «Эхо»
  • Чистоговорки
  • «Звуковое мемори»
  • «Волшебная палочка»

Игры на развитие грамматических категорий

  • «Цветной сундучок»
  • «Один-много»
  • «Сенсорный мешок»
  • «Чей хвост?»
  • Склонение существительных

Речевое развитие трёхлетки предполагает большой вариант упражнений и игр. Ребёнок в этом возрасте активно пополняет словарный запас, учится правильно использовать грамматические категории, а также составлять связные предложения. Надолго внимание малыша не удержать, 15-20 минут – предел усидчивости ребёнка в 3 года. Поэтому детям больше подходят не занятия за партой, а игры, в том числе, активные, на свежем воздухе.

Развивать речь ребёнка можно во время всех бытовых дел: на пути в детский сад, во время повседневных игр и чтения сказок перед сном. Чтобы определить, в каком направлении развивать речь ребёнка, нужно понимать нормы развития в этом возрасте.

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Если ребёнок уже начал говорить и у него не выявлено задержки речевого развития, то, скорее всего, он молчит только когда спит. То есть, трёхлетки очень много говорят – по делу и без него, с ошибками и чисто, осмысленными предложениями и несуществующими фразами. 

Вот усреднённые нормы речевого развития детей 3-4 лет:

  • Знает и говорит свои имя и фамилию, возраст, имена родственников.
  • Обобщает предметы в группы, например, одежда, овощи и фрукты, звери, игрушки.
  • Умеет рассуждать о предметах или явлениях, описывать их, делать простые выводы.
  • Называет признаки предметов, например, яблоко зелёное, сладкое, сочное.
  • Говорит простыми предложениями, используя подлежащее, сказуемое и одно-два второстепенных члена предложения.
  • Использует глаголы.
  • Регулирует громкость своего голоса.
  • Замечает неправильное произношение звуков в собственной речи – ближе к 4 годам.
  • Повторяет за взрослым предложения и может рассказать в общих чертах сюжет истории.
  • Активный словарный запас быстро пополняется – в среднем, он достигает 800-1000 слов к 3 годам и увеличивается за последующий год ещё вдвое. Пассивный словарь значительно шире, ребёнок знает значения многих слов, что говорит об усвоении родного языка.
  • Улучшается фонематический слух. Ближе к 4 годам дети учатся различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Во всех этих направлениях ещё можно и нужно работать, совершенствуя навыки. Со временем дети будут расширять свой словарный запас, совершенствовать навык связной речи. Особое внимание стоит уделить развитию грамматических категорий, то есть связности слов в предложениях. Так как дети к этому периоду говорят практически всеми частями речи, то их нужно научить изменять их форму по числу, роду, склонению, спряжению, времени.

Также стоит пополнять активный словарный запас, работать над памятью и мелкой моторикой – она напрямую связана с речью. Не зря многие упражнения на развитие речи проходят совместно с совершенствованием мелкой моторики, например, с прописями или раскрасками.

К особенностям речевого развития в 3-4 года и трудностям можно отнести:

  • Появление словотворчества. Дети активно придумывают новые слова, используя суффиксы и приставки из других слов, соединяя корни, используя за основу буквально всё, что было услышано.
  • Сокращение длинных слов. Пропускается, как правило, или начало, или середина.
  • Перестановка букв в середине слова.
  • Пропуск согласных звуков при их стечении.
  • Неправильное произношение сонорных и шипящих.
  • Смягчение согласных там, где стоит твёрдый звук.

В течение года, занимаясь с ребёнком, вы заметите, что он будет пропускать всё меньше звуков, станет реже переставлять слоги. К 4 годам при правильном развитии его речь станет чище и совершеннее, она наполнится новыми словами и более сложными синтаксическими конструкциями.

Развивая речь, нужно уделить внимание не только словесным играм. Важно развивать и другие умения:

  • Логика помогает составлять логично построенные предложения, осмысленные высказывания. Она необходима при выполнении таких заданий, как расставить картинки по порядку и рассказать по ним историю.
  • Память и внимание. Чем лучше ребёнок будет воспринимать и запоминать информацию и детали, тем больше слов он будет использовать в речи, лучше будет составлять пересказ истории. Большинство норм языка ребёнок не изучает, а просто запоминает. И хорошая память – это прямая дорога к так называемой «врожденной грамотности».
  • Мелкая моторика отвечает за координацию движений пальцев рук. Участок мозга, отвечающий за мелкую моторику, находится очень близко с тем, который распознаёт и синтезирует речь. Поэтому дети, любящие перебирать крупы и быстро осваивающие точные движения руками, скорее начинают говорить.

Поэтому большинство игр и упражнений будут не только увеличивать словарный запас и тренировать произношение, но и совершенствовать логику, память, внимание, мелкую моторику.

Игры на увеличение словарного запаса

Родители наращивают словарный запас малыша каждый раз, когда разговаривают с ним во время прогулки или дома, рассказывают обо всех предметах и явлениях, которые они видят, читают вместе книжки. Скороговорки, загадки, пословицы, пересказ мультфильмов – всё это может стать основой для обсуждения новых слов.

В повседневной жизни учите детей сравнивать предметы, находить общие и отличные черты. Чаще посещайте новые места, ведь в них можно встретить что-то неизвестное: предметы, явления, события, а это материал для беседы.

Лото «Свойства предметов»

Распечатайте материалы для лото, скачать их можно по ссылке ниже.

Карточки со словами разрежьте по пунктирной линии, всего их будет 72 штуки. Всем участникам игры раздайте по одинаковому количеству карточек с предметами. Играть можно как с компанией детишек, так и наедине с ребёнком, тогда половина картинок будет перед родителем.

Скачать лото

Взрослый достаёт карточку со словами и зачитывает их. Ребёнок находит предмет, к которому подходят все три свойства в одной карточке, и закрывает его, как в обычном лото. Например, хрупкий, прозрачный и стеклянный – стакан. Побеждает тот, кто первый закроет все 6 картинок в карточке, хотя, в этой игре явно важнее не победа, а участие.

Карточки-противоположности

Распечатайте карточки с антонимичными словами. Сперва просто смешайте их и попросите ребёнка найти ту или иную карточку по картинке на ней. Затем из стопки карточек пусть ребёнок найдёт противоположность тому предмету, который показываете вы.

Скачать карточки

Когда все пары подобраны, можно взять карточки на прогулку. На улице с ними удобно играть в находилки. Вытянули карточку «холодный» и начали искать, что холодного может найтись на улице? Потом можно взять пару противоположностей и по очереди называть, к чему она подходит. К примеру, взяли «быстрый/медленный» и начали перечислять, что бывает быстрое, а что – медленное.

«Четвёртый лишний»

Игра направлена на группировку предметов, изучение обобщающих слов, а также на развитие логики. Из четырёх предметов на картинке ребёнок должен определить то, которое отличается по свойствам, а потом объяснить свой выбор. Например, среди фруктов попался овощ.

Карточки для игры можно скачать тут:

Скачать карточки

«Логические парочки»

Игра развивает логику, память, внимание и увеличивает словарный запас. Для игры вам понадобятся картинки с логическими парами, например, гриб и лукошко, ключ и замок. Скачать их можно по ссылке ниже.

Скачать карточки

Сперва познакомьте ребёнка с картинками, пусть он найдёт логические пары. Возможно, ему вспомнятся ещё какие-то ассоциации, поддерживайте его в этом, подумайте, как продолжить каждый ряд новыми словами, вместе.

Потом потренируйте память. Выложите на стол 3-4 пары, пусть ребёнок постарается их запомнить. Затем уберите каждую вторую парную карточку, малышу нужно будет самому вспомнить, какие картинки там были. Постепенно можно увеличивать количество логических пар на столе.

Игра «Съедобное-несъедобное» с мячом

Играть можно один на один с ребёнком или в компании детей, главное условие игры – чтобы все участники умели отбивать мяч. Правила просты: ведущий встаёт напротив игроков и по очереди кидает всем мяч, сопровождая бросок словом. 

Участник должен поймать мяч, если сказанное слово съедобное (фрукты, овощи, блюда, напитки), и отбить его, если оно несъедобное. Ведущий меняется с игроком местами, когда тот ошибается, например, ловит «несъедобный мяч».

Игры на развитие силы голоса

Игры направлена на то, чтобы ребёнок учился менять громкость, тембр голоса и скорость речи. Несколько вариантов игр:

  • «Мамы и малыши». Играть можно с изображениями животных или игрушками. Взрослый показывает собачку со словами: «Как говорит собака? Она громко лает: гав-гав-гав», гавкать нужно низким тембром, ребёнок повторяет также. Потом показываем щенка: «А щенок лает тоненьким голоском: гав-гав-гав», соответственно, тембр голоса должен быть выше, голос тоньше. Ребёнок старается повторить. Таким образом можно перебрать разных зверушек, это же поможет повторить, кто лает, кто блеет, а кто ржёт.
  • «Вьюга». Ветер воет «у-у-у». Попросите ребёнка показать, как воет ветер. Теперь произносите команды: «поднялась вьюга» – громкое «у-у-у», «вьюга кончается» – тихое «у-у-у», «вьюга кончилась» – тишина. Важно, чтобы ребёнок снижал и увеличивал силу и громкость голоса плавно, для этого можно «дирижировать» рукой: чем она выше, тем сильнее вьюга.
  • «Быстро-медленно». Играть также можно с игрушками или картинками. Например, берём барабан и рассказываем: «Барабанщик стучит по барабану бом-бом-бом (медленно). Музыка стала быстрее, как стучит барабанщик? Бом-бом-бом (быстрее). Очень-очень быстро звучит барабан: бом-бом-бом». Ребёнок должен повторять звучание предмета с такой же скоростью. Таким же образом можно менять скорость капель дождя, прыжков зайца, стука колёс поезда и так далее. Здорово, если при этом вы вместе с ребёнком будете имитировать движения предметов руками.
  • «Позови друга». Расставьте игрушки на разном расстоянии от ребёнка. Его задача – позвать всех к столу фразой «Зайчик (мишка, кукла), иди кушать». Чем дальше стоит игрушка, тем громче нужно говорить, но при этом не переходить на крик.
  • «Испорченный телефончик». Классическая игра предполагает несколько участников, но в упрощённый вариант можно играть и вдвоём с ребёнком. По очереди тихо говорите на ухо слово или словосочетание, второй игрок должен произнести его громко. Можно выбирать смешные словосочетания или задать тематику игры, например, «что ты любишь на обед». И перечислять шёпотом варианты на ухо. Осторожно: игра может вызвать хохот!

Интонации хорошо развивает чтение книг по ролям и создание домашнего театра. Конечно, читать ребёнок в 3 года ещё не умеет, но реплики зверушек из «Теремка» может запомнить. А писк мышки-норушки сильно отличается от рёва медведя.

Игры на развитие связности речи

Ребёнку часто бывает трудно перейти от произношения отдельно стоящих слов к целым фразам и предложениям. 

Слова часто стоят не на своём месте или вовсе забываются. Говорить предложениями – целая наука, помогите ребёнку в этом!

Пазлы из 3-4 деталей

Можно соединять животное с детёнышем, а также с местом обитания и едой. Когда ребёнок соединит пазл, обязательно поговорите о каждом животном. По собранной картинке можно сделать небольшой рассказ: что ест, где живёт зверёк.

Скачать пазлы

Дополните рассказ своими сведениями, например, как говорит каждое животное (коза блеет, собака лает), какую пользу приносит людям (корова даёт молоко, овца – шерсть). Можно купить пластиковые, деревянные, картонные пазлы или распечатать на бумаге по шаблону.

«Закончи фразу»

Взрослый начинает предложение, а ребёнок его продолжает. Это непросто, потому что ему понадобится, во-первых, придумать слово, во-вторых, поставить его в нужную форму, в-третьих, следить за сюжетом. Связывайте фразы в 2-3 так, чтобы они составляли короткий сюжет, отталкивайтесь от ответов ребёнка.

Например:

  • Мама: Утром Серёжа проснулся и пошёл в…
  • Ребёнок: детский сад.
  • М: Там он встретил…
  • Р: воспитательницу.
  • М: Воспитательница позвала его…
  • Р: кушать кашу.

«Что перепутал художник»

Картинки с логическими ошибками называются нелепицы. Для возраста 3-4 года нужно брать простые картинки с одной заметной ошибкой. 

Скачать картинки

Задача ребёнка простая: посмотреть на картинку, объяснить, что перепутал художник, а главное, рассказать, как должно быть правильно. Задание развивает логику, память, а также увеличивает словарный запас и способствует связности речи. Картинки-нелепицы можно скачать по ссылке.

«Хороший-плохой»

Для игры подойдёт любая простая сказка, например, «Красная Шапочка». После прочтения предложите ребёнку объяснить, какой герой хороший, а какой плохой. 

Но нужно не только давать определение, а объяснить, почему. Например, Красная Шапочка хорошая, потому что она несёт бабушке гостинец.

Определяем последовательность картинок

Построение логической фразы всегда опирается на определение последовательности слов, событий. Научиться правильно выстраивать последовательности можно по простым картинкам. 

Скачать карточки

Распечатайте, разрежьте их и попросите ребёнка расставить их по очереди. Затем спросите, что происходит на картинках. Если малыш уже приступил к изучению цифр, то можно разложить и нумерацию картинок.

Игры на фонематический слух

С этими играми ребёнок научится прислушиваться к тому, что звучит со всех сторон – это и слова, и звучание разных предметов. Различая разные звуки, ребёнок учится их дифференцировать в чужой речи и, впоследствии, в своей.

«Поймай звук»

Игра направлена на вычленение звуков, их различение на слух. Сажаем ребёнка перед собой и говорим: «Сегодня будут работать наши ушки. Им нужно слушать и узнавать звук. 

Когда ты услышишь звук «У», лови его в ладошки руками – хлопай». Затем закройте рот листом бумаги, чтобы малыш ориентировался только на слух. Произносите гласные звуки, протягивая их, радуйтесь «пойманным» ребёнком звукам.

Грибник потерялся в лесу, он кричит «АУ», а эхо ему вторит. Сейчас ребёнок будет играть за эхо, которое передразнивает грибника. Произносите разное сочетание гласных, а ребёнок будет их повторять.

Чистоговорки

Короткие стишки помогают оттачивать произношение определённого слога. Это отличный способ закрепить различение мягких и твердых фонем, для этого чередуйте сперва одно звучание, затем другое. 

Скачать чистоговорки

Например, со-со-со, затем се-се-се. Карточки с чистоговорками можно скачать по ссылке выше, при частом повторении ребёнок сам будет рассказывать стишок, глядя на картинку.

«Звуковое мемори»

Вам понадобится много (не менее 10) одинаковых коробочек или непрозрачных контейнеров. Отлично подходят коробки из-под спичек или яйца из-под киндеров. В них нужно засыпать какие-то мелкие предметы так, чтобы коробочки составили пары. 

Можно засыпать: песок, горох, пшено, скрепки, бисер, пуговки, стразы и другие мелочевки. Задача ребёнка простая – трясти коробочки, прислушиваться с звучанию и находить звуковые пары.

«Волшебная палочка»

Возьмите деревянную палочку и покажите, как она может заставлять предметы звучать. Постучите палочкой по разным предметам – по мягкой мебели, металлической кастрюле, деревянной ножке стола. 

Возьмите палочку с собой на прогулку, чтобы проверить её волшебство и услышать ещё больше звуков.

Игры на развитие грамматических категорий

Возраст от 3 до 4 лет – самый важный для правильного грамматического согласования слов внутри фразы. Сперва ребёнок осваивает согласование прилагательное+существительное по роду и числу, затем более сложные сочетания: с глаголами, числительными, а также с существительными в косвенных падежах.

«Цветной сундучок»

Попросите ребёнка собрать цветной сундучок с сокровищами. Это коробка, в которую нужно положить свои игрушки и другие предметы одного цвета. После того, как первое задание будет выполнено, нужно рассмотреть сокровища и сделать их «опись».

Для этого по очереди доставайте игрушки и предметы, называя их. Конечно, вместе с выбранным цветом. Например, если ребёнок собирал синий сундук, «опись сокровищ» может выглядеть так: «Синий мяч, синяя кукла, синее перо, синие колготки». Таким же образом поступите с другими цветами.

«Один-много»

Раскладывая карточки с одним и несколькими предметами, можно закрепить образование словосочетаний во множественном числе. 

Скачать карточки

Показывайте одну карточку и говорите, что на ней нарисовано: «У меня одна лягушка», доставайте вторую со словами: «У тебя много лягушек». Потом можно усложнить игру, считая предметы. Согласование слов будет меняться: «Один заяц, два зайца, пять зайцев». Скачать карточки можно по ссылке выше.

«Сенсорный мешок»

Соберите в непрозрачный пакет разные небольшие предметы. Они должны быть разными по тактильным ощущениям, изготовлены из разных материалов, например, резиновый мячик, пластиковая вилка, деревянный кубик, стеклянный стакан, металлическая ложка, шерстяные носки, меховой воротник, бумажная тетрадь и так далее.

Задача ребёнка – с закрытыми глазами достать предмет, потрогать его, определить, из чего он сделан. Если с закрытыми глазами ребёнок затрудняется с ответом, снимите повязку. Проговаривайте каждый раз: мячик из резины – резиновый мячик. Дополнительно можно описать и другие характеристики предмета: металлическая ложка холодная, пластиковая вилка острая.

«Чей хвост?»

Это игра с прищепками, поэтому она не только развивает умение создавать притяжательные прилагательные, но и направлена на мелкую моторику.  

Скачать картинки

Ребёнку нужно прикрепить хвосты животным, проговаривая каждый раз: «Это хвост лисы. Чей хвост? Лисий». Картинки для скачивания по ссылке выше.

Склонение существительных

Конечно, ребёнок не будет заучивать падежные окончания. Но интуитивно он уже учится подбирать правильные окончания. Тренировать и закреплять это умение можно, играя в вопрос-ответ. Задавайте вопросы так, чтобы получить ответ в нужном падеже:

  • Винительный: Кого увидела собака на дереве? Белку. Что несёт мальчик в портфеле? Книжки.
  • Предложный: На ком красное платье? На девочке. На чем катается мальчик? На самокате.
  • Дательный: Кому мальчик наливает молоко? Кошке. К чему девочка пришивает пуговицу? К кофте.
  • Творительный: С кем гуляет девочка? С собакой. Чем мама режет капусту? Ножом.
  • Родительный: У кого котята? У кошки. Чего много на яблоне? Яблок.

Этими играми не ограничиваются занятия на развитие речи с трёхлеткой. Ребёнок в период 3-4 лет представляет собой очень плодородную почву – сколько семян посадишь, столько ростков и взойдёт. Поэтому так важно много говорить с ребёнком, читать и, конечно, играть в игры на развитие речи.

Развитие речи у детей 3-4 лет

Словарный запас и развитие речи у детей 3-4 лет

Ваш ребенок узнает много новых слов, слушая вас и других взрослых и угадывая контекст. Они также учатся на новом опыте и слушая истории, прочитанные вслух. Ваш ребенок по-прежнему понимает гораздо больше слов, чем может произнести.

Ваш ребенок выучит и будет использовать:

  • другие связующие слова, такие как «потому что», «и» или «если»
  • дополнительные номера
  • названия групп вещей, таких как «овощи» или «животные»
  • семейные термины, такие как «тетя» или «брат».

Ваш ребенок может называть основные эмоции, такие как «счастье», «грусть» и «злость».

Предложения и грамматика в языковом развитии

Ваш ребенок узнает больше о том, как складывать слова в предложения.

Это означает, что ваш ребенок может начать использовать более сложные предложения, которые включают такие слова, как «потому что», «так», «если» и «когда» — например, «мне это не нравится, потому что это противно». .

Кроме того, ваш ребенок покажет, что он понимает основные правила языка. Например, ваш ребенок начнет использовать притяжательные формы, такие как «папина шляпа». Вы также услышите прошедшее и настоящее время, например, «разговор» и «разговор».

И часто ваш ребенок будет применять эти правила строго ко всем примерам, не понимая, что иногда английский язык нарушает собственные правила. Например, «Он убежал» вместо «Он убежал».

К этому возрасту ваш ребенок может правильно использовать слова «я», «ты» и «я». Но они могут запутать использование отрицаний. Например, если вы спросите: «Ты не хочешь пойти в парк?», ребенок может ответить: «Я не хочу идти».

Разговор

В этом возрасте ваш ребенок может рассказывать истории на определенную тему и часто иметь начало и конец. Но им может потребоваться много подсказок, чтобы история развивалась, поэтому вам, возможно, придется спросить: «А что потом произошло?»

Ваш ребенок может рассуждать, предсказывать события и начинать проявлять сочувствие. Они также будут использовать много вопросов «что», «почему», «где», «кто» и «как», чтобы узнать больше об их мире.

Когда вашему ребенку исполнится четыре года, он начнет рассказывать вам о том, что думает. Они могут начинать разговор с таких вопросов, как «Угадай, что?» Они будут говорить на самые разные темы и свои вопросы могут быть более абстрактными и сложными . Например, «Если дождь продолжится, нам придется построить лодку, чтобы добраться до бабушки?»

К четырем годам большинство взрослых поймут вашего ребенка , хотя он может неправильно произносить некоторые слова. У них все еще могут быть проблемы с произношением слов, содержащих звуки «л», «т» или «р».

Понимание и развитие речи

Если ваш ребенок не понимает, что вы говорите, он может попросить вас объяснить или спросить, что означают определенные слова.

Ваш ребенок поймет инструкции, состоящие из более чем двух шагов , если они касаются знакомых вещей, например: «Когда я открою ворота, возьми меня за руку, тогда мы пойдем до угла» .

Кроме того, ваш ребенок в большинстве случаев понимает вопросы, особенно если они касаются того, что происходит прямо сейчас или что они могут видеть. И они поймут немного сложные объяснения , если сами увидят результаты. Например, они поймут такое объяснение, как «Когда солнце светит на вещи, они нагреваются». Вода в собачьей миске была на солнце. Почувствуй, как тепло».

К четырем годам ваш ребенок может понимать и использовать слова для выражения таких эмоций, как «счастливый», «грустный», «злой» или «удивленный».

Ваш ребенок также может знать один или несколько цветов и сравнивать две вещи, например: «Эта морковь длиннее той».

Игра, общение и развитие речи

К настоящему времени ваш ребенок уже может вести простые переговоры с другими детьми. Например, они смогут поговорить о том, кто первым может играть с игрушкой.

Примерно в четыре года ваш ребенок может даже объяснить, почему ему нужен предмет от другого ребенка, например: «Можно мне зеленый карандаш? Я хочу раскрасить траву».

В этом возрасте ваш ребенок начнет использовать язык в ролевых играх . Например, они могут притворяться «мумиями» и копировать тон и слова своей матери.

Взросление в двуязычной или многоязычной семье не влияет на то, насколько рано или быстро дети учатся использовать язык. Иногда многоязычные или двуязычные дети какое-то время смешивают свои языки, но это прекращается, когда они понимают, что используют более одного языка.

Когда следует обратиться за помощью в развитии речи

Если вы заметили какие-либо из следующих признаков у вашего ребенка или вас беспокоит развитие речи вашего ребенка, рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру, терапевта или педиатр.

Ваш четырехлетний ребенок:

  • не использует предложения из трех слов
  • не понимает простых инструкций – например, «Пожалуйста, дайте мне ложку»
  • часто трудно понять, когда они разговариваю с вами, семьей или друзьями
  • перестали использовать языковые навыки, которые у них когда-то были.

Ваш лечащий врач может направить вас к логопеду.

Дети осваивают новые навыки с течением времени и в разном возрасте. Большинство детей развивают навыки в одном и том же порядке, и каждый новый навык, который они изучают, основывается на предыдущем. Небольшие различия в том, когда дети развивают навыки, обычно не вызывают беспокойства.

Развитие речи у детей 2-3 лет

Развитие словарного запаса и речи у детей 2-3 лет

В этом возрасте словарный запас вашего ребенка быстро расширяется – он может даже учить новые слова каждый день. В целом ваш ребенок понимает больше слов, чем может использовать.

Ваш ребенок будет использовать много существительных , например, «ребенок», «друг» или «машина». Вы услышите и другие типы слов, в том числе:

  • глаголов — например, «играть», «идти»
  • прилагательных — например, «мокрый», «больной»
  • местоимений — например, «я» , ‘вы’
  • слов расположения – например, ‘в’, ‘на’.

Ваш ребенок начнет использовать такие слова, как «больше» и «большинство», а также слова, которые вызывают вопросы, такие как «кто», «что» и «где».

И ваш ребенок начнет говорить «я», «мое» и «ты». К трем годам ваш ребенок поймет разницу между «мое» и «твое».

Предложения и грамматика в развитии речи

В рамках развития речи ваш ребенок начнет использовать предложений из двух слов примерно в два года . К трем годам они смогут использовать предложения из трех или более слов, например, «Мама, садись в машину» или «Я тоже пойду».

Вы начнете слышать грамматику и более структурированные предложения. Например, вместо «я иду» ваш ребенок может сказать «я иду». Вы также услышите, как ваш ребенок использует прошедшее время, например, «шел», «прыгал». И они начнут использовать формы множественного числа, такие как «кошки» или «лошади».

Ваш ребенок может не всегда правильно понимать, когда он использует множественное число и прошедшее время. Например, ваш ребенок может сказать «ноги» вместо «ноги» или «пошел» вместо «пошел».

Понимание и развитие речи

Развитие речи включает в себя понимание ребенком того, что ему говорят и как говорят. Ваш ребенок поймет намного больше, чем сможет сказать.

Ваш ребенок поймет одноэтапные и двухэтапные инструкции , если они касаются вещей, которые он уже знает – например, «Собери свои игрушки и сложи их в коробку». Им все еще может быть трудно следовать инструкциям о незнакомых объектах или задачах.

Ваш ребенок начнет отвечать на вопросы взрослых о том, «кто», «что» и «где», но он может еще не понимать, как отвечать на вопросы «почему» и «как».

По тону вашего голоса ваш ребенок может определить, счастливы вы, любвеобильны или злы.

Произношение в языковом развитии

К трем годам ваш ребенок будет использовать большинство звуков речи в своих словах , но он все еще может произносить слова иначе, чем взрослые. Например, даже если ваш ребенок может произносить звуки «б» и «л», у него могут возникнуть проблемы с их сочетанием в слове «синий». Некоторые сложные звуки, такие как «з», «ш», «ф», «в», «р» и «й», вашему ребенку все еще может быть трудно произнести.

Когда вашему ребенку два года, незнакомые люди обычно могут понять примерно половину того, что говорит ваш ребенок. К тому времени, когда вашему ребенку исполнится три года, незнакомые люди обычно могут понять примерно три четверти того, что они говорят.

Развитие разговорных навыков

Ваш ребенок начнет осваивать разговорную речь по очереди и, возможно, сможет завязать с вами короткую беседу.

Ваш ребенок расскажет о том, что произошло в течение дня. С вашей помощью они могут составить простую историю — например, ваш малыш может сказать: «Я иду в магазин». Вы можете ответить: «А что ты делал в магазине?» Они ответят: «Купить хлеба». К трем годам они могут рассказать простую «выдуманную» историю, основанную на собственном опыте, но они, вероятно, упустят много деталей.

Ваш ребенок будет говорить о людях и предметах, которых нет, например, «Бабушка в магазине», «Мой мячик на дереве».

И ваш ребенок начнет говорить так же, как говорите вы или другие близкие взрослые. Вы можете даже услышать, как ваш ребенок говорит определенные вещи так же, как и вы.

В этом возрасте ваш малыш может плакать меньше, чем раньше, когда он не может что-то сделать или чувствует разочарование. Это потому, что ваш ребенок может использовать свои слова, чтобы объяснить проблему и попросить о помощи.

Игра и развитие речи

Ваш ребенок сможет играть и говорить к трем годам. Например, они могут озвучивать игрушки, с которыми играют. Они также начнут играть в группах с другими детьми, делясь игрушками и по очереди.

Вы можете услышать, как ваш ребенок играет с языком , рифмуя, поя и слушая рассказы. Они также разговаривают сами с собой и могут использовать очень громкий или тихий голос при разговоре.

Взросление в двуязычной или многоязычной семье не влияет на то, насколько рано или быстро дети учатся использовать язык.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *