Разное

Упражнения на фитболе для грудничков 4 месяца в картинках: Упражнения с мячом для 4 месячного ребенка. Занятия на фитболе с грудничком. Эффективный комплекс упражнений на мяче для малышей

Содержание

Как развивать ребенка в 4 месяца: игры, упражнения, потешки

Как развивать ребенка в 4 месяца? Какие игры и упражнения ему нужны? Что главное в развитии малыша? Об этом мы начали говорить в первой части «Ребенок в 4 месяца», а сегодня научимся простым и очень полезным для малыша играм, упражнениям и маминой гимнастике с потешками для четырехмесячного ребенка.

Развиваем предпосылки речи

Игра в переклички

Это  очень важная для своевременного развития ребенка игра, играть в которую мы начинаем с ним даже раньше возраста 4 месяцев.  Игра заключается в том, что мама говорит вслед за малышом те звуки, которые он уже произносит, побуждая его прислушиваться к ним и повторять.

Если игра состоит только из речевого общения, то она длится 3 минуты. Если же в нее включается показ разных предметов и игрушек, то тогда игра может длится до 6 минут.

Перед началом игры в перекличку уберите всё лишнее, что может отвлекать внимание малыша.

1.Начните разговаривать с ребенком, называя его по имени, поглаживайте при этом малыша. Малыш начинает вслушиваться в Вашу речь, и это очень важно! Тяните – интонационно выделяйте в своей речи гласные звуки, чтобы ребенок стал слышать их — выделять их из речевого потока. Например: «Потягуууууушеньки, мой Ванююююююююшенька!». Используйте стишки, песенки потешки, называйте части тела малыша, действия. Такое общение длится примерно 1,5 минуты (конечно, это лишь примерный ориентир, главное – ориентироваться не на часы, а на ребенка).

2. Затем покажите игрушку, дайте ее ребенку в руки или поиграйте на музыкальной игрушке.  Показ игрушки сопровождайте речью – называйте игрушку, ее части, действия. Повторяйте слова. например: «Вот какая лошадка! Иго-го! Иго-го – говорит лошадка. Поскакала, поскакала, цок-цок-цоооооок. Прыг-скок. Ноооооо! Вот у лошадки голооооовка, а вот хвоооостик. Какой длииинный, красииивый хвоооостик!» и т.д. Говорите, выделяя интонацию: восклицательную, вопросительную, чтобы малыш учился слышать ее в речи.

Делайте паузы между фразами во время своего разговора с малышом, чтобы малыш смог отреагировать ответным звуком. Используйте при демонстрации игрушки потешки и коротенькие стишки.

3. Уберите игрушку из поля зрения ребенка и снова начните общение с ним без игрушки. Попробуйте говорить одну фразу с разной интонацией. Малыш начнет к ней прислушиваться и выделять в потоке речи разные интонации. Говорите то громко, то тихо. Это развивает слуховое сосредоточение у ребенка, он будет вслушиваться в Вашу речь, которая звучит по-разному.  Можно произносить беззвучно гласные а, о, у), чтобы привлечь внимание малыша к артикуляции звуков (то есть только губы «говорят», а звука нет). При этом утрированно произносите звуки, тяните их, добиваясь того, чтобы малыш обратил внимание на Ваши губы. У многих детей при этом возникают подражательные движения губами, что способствует развитию артикуляционного аппарата и облегчает в последующем появление у ребенка речи.

В переклички включаются звуки, которые уже есть у ребенка. Однако понемногу вводите в них и те звуки и слоги, которые малыш еще не освоил, расширяйте «репертуар» перекличек.

О чем говорить с малышом в перекличках? О чем угодно!  О том, что малыш делает или будет делать, о близких взрослых, об игрушках – о том, что его окружает и что составляет его жизнь. Классический «репертуар» таких «разговоров» Вы найдете в любом сборнике потешек для малышей. Некоторые потешки и стишки Вы найдете далее в этой статье.

Такие переклички повторяются ежедневно и создают прочный фундамент для дальнейшего развития ребенка. Они дают основу для разнообразного развивающего взаимодействия малыша с мамой, создают базу для развития речи и интеллекта в будущем, ребенок  в перекличках ощущает чувство эмоциональной близости и защищенности, радость от общения и обмена репликами.

В перекличках малыш уже не просто пассивно воспринимает мамины слова и действия, но активен – он отвечает маме улыбкой, жестом, тянет ручки, гулит. Это тоже очень важно для развития малыша!

Раньше, когда малыш на пятом месяце жизни гулил, взрослые старались поддержать его первые попытки произнесения звуков и напевали ему протяжно:

Поёёёёт – поёёёёт солоооооовушек!

Поёёёёт – поёёёёт молооооооденький!

Молооооооденький, хорооооошенький!

Хорооооооошенький – пригооооооженький!

 

Гулююююю, гулююююю, гуууууулечек!

Пооооет-пооооет голубооооочек!

Аааааай-да малееееееесенький!

Аааааай-да радеееееесенький!

Аааааагуууууль, ааааагууууууль,

Аааагулеееесеньки!

 

Эти пестушки можно использовать и в перекличках с современными детьми. Они  проверены и отточены веками воспитания малышей.

Потешки

Используя потешки в уходе за ребенком или в  играх с 4-месячным малышом, растягивайте гласные звуки при произнесении текста потешки (овееееечка, молокаааааааа, короооова, мууууууу и т.д.), сопровождайте слова действиями (хлопок в ладоши, кивок головой, покажите рожки на голове у коровы и т. д.).

Используйте разные интонации – говорите в соответствии с содержанием стишка или потешки то вопросительно, то с удивлением, то радостно, то восхищенно. Меняйте громкость голоса (тихо – громко) и высоту голоса (низко как мишка, высоко как птичка). Это поможет ребенку научиться вслушиваться в речь, выделять в ней интонации и отдельные слоги и звуки и создаст базу для освоения речи.

Делайте паузы между строчками потешки, давая возможность малышу отреагировать звуками на Вашу речь.

Наблюдайте за реакцией малыша – какие слоги, звуки или жесты ему понравились, какие вызвали его смех? Повторяйте их много раз.

Играть с потешками нужно 2 и более раз в день ежедневно. Сопровождайте потешками уход за малышом – одевание, купание, еду, пробуждение, укладывание спать.

Учусь себя слушать

Создайте тишину во время гуления ребенка, чтобы он научился себя слышать, узнавать свой голос. Можете записать его гуление на диктофон (когда малыш весел и активно гулил) и потом дать прослушать эту аудиозапись. Малыш, прислушиваясь к своим звуками в аудиозаписи начинает их повторять. Поговорите с малышом с разными интонациями, похвалите его.

Примечание: Ребенок не научится себя слышать и прислушиваться к речи взрослых, если в доме постоянно работает телевизор или радио  и создается шумовой фон, утомляющий малыша.

 

Играем с предметами. Учимся захватывать и удерживать в руке игрушку или предмет

Колечки (Автор – Л.Н. Павлова. канд. пед. наук)

Возьмите кольца разного цвета диаметром 10-12 см и прикрепите к ним бубенчики или колокольчики. В дальнейших играх нужно менять игрушки – давать колечко другого цвета,  шаркунки, погремушки и другие звучащие предметы.

Часть 1. Покажите малышу звенящее колечко. Вложите его в ручку малыша между большим пальчиком и другими четырьмя пальцами, обхватите своей рукой, чтобы ребенок удержал колечко.

Встряхните колечко и скажите звукоподражание: «динь-динь-динь». Сделайте паузу. Отпустите руку, давая возможность малышу самому поиграть с игрушкой. Затем дайте колечко другого цвета.

Часть 2. После этого привяжите эту же игрушку на ленточку на высоте 10-15 см над грудью малыша справа или слева от него. Подведите колечко к ладошке малыша, чтобы оно коснулось пальчиков. Так мы побуждаем ребенка схватить игрушку и потянуть к себе.

Часть 3. Повторите это упражнение, положив малыша себе на живот.

На! Возьми!

Возьмите погремушку или яркую деревянную ложку за самый кончик. Покажите ее малышу, привлеките внимание к предмету. Дальше скажите:«На! Возьми» и поднесите предмет к ребенку поближе (на расстояние его вытянутой руки), давая возможность малышу схватить игрушку за ручку и удержать в руке.

Разные игрушки

Положите малыша на животик. Разложите перед ним предметы (2-3). Например, два кольца разного цвета и один кубик (или любой другой предмет, отличающийся по форме от первых двух). Малыш начнет активно обследовать предметы и при этом научится приспосабливать движения руки к форме захватываемого предмета.

Давайте в этом упражнении каждый раз новые предметы. Можно дать два объемных предмета, а один плоский. Чередуйте фигуры разной формы (брусок, куб, шар, цилиндр, конус и т.д.). Можно взять эти фигурки из детского конструктора.

Погремушки (колокольчики)

Вариант 1. Повесьте погремушки (колокольчики) над кроваткой малыша на атласных лентах разного цвета. Высота висящих игрушек над  грудью ребенка –10-15 см. Рассчитывается высота так – игрушки должны быть на уровне полусогнутых или поднятых вверх рук малыша. Начните раскачивать погремушки, коснитесь ими рук малыша. Так мы побуждаем ребенка к захватыванию игрушки и развиваем зрительно-моторную координацию. Малыш может не только схватить погремушку, но и покачать ее влево-вправо. После игры уберите погремушки.

Вариант 2. Поперек кроватки привяжите шнур и повесьте на него колокольчики (бубенчики). Привяжите к колокольчикам яркие цветные атласные ленточки. Вложите ленточку в ручку ребенка и позвените им. Упражнением мы побуждаем малыша захватывать ленты и вызывать нежный перезвон колокольчиков.

Прочитайте малышу стихотворение о колокольчиках:

Дили- дили-дили-дили —
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили —
Колокольчики будили.
Всех жуков, пауков
И веселых мотыльков.
Динь-день! Динь-день!
Начинаем новый день!

Гирлянда (Автор – Л.Н. Павлова)

Сделайте гирлянду из шариков и кубиков.  В гирлянде чередуются детали разного цвета и формы.  Для этого детали (шары и кубики с отверстиями) размером в 3-4 см нанижите на ленту длиной 150 см.

Положите малыша на животик. Его туловище наполовину должно оказаться в кольце, очерченном гирляндой. Перед малышом – полукруг гирлянды. Дайте возможность рассмотреть гирлянду. Если малыш не заинтересовался, то передвиньте шарик к нему поближе. Если малыш не тянет ручки, то можно взять его ручку и медленно притянуть ей предмет. Называйте фигурки: «Шаааааарик! Кууууубик!», выделяя гласные звуки «а» и «у» (эти звуки малыш уже произносит в гулении). Через 2-3 минуты поверните малыша на спинку и дайте возможность ему отдохнуть.

Дальше помогите ребенку повернуться со спины на живот и снова покажите игрушку в течение 2-3 минут.

Такие же упражнения можно проводить с гирляндой из разноцветных колокольчиков, с мелкими игрушками. 

Развиваем зрительное сосредоточение на предмете, умение прослеживать траекторию его движения

Где игрушка?

К 4 месяцам малыш, с которым делали упражнения по развитию умения следить за двигающимся предметом, может не только плавно переводить взгляд, но и проследить глазами невидимую траекторию движения предмета.

Возьмите яркую игрушку и привлеките к ней внимание малыша (покажите ребенку, извлеките звук). Когда ребенок зафиксирует взгляд на игрушке, начинайте ее передвигать и далее уберите за УЗКИЙ экран шириной 7 см. Далее игрушка продолжает свой «маршрут» за экраном (ребенок ее не видит) и появляется с другой стороны экрана. Покажите такое «путешествие игрушки» 3-4 раза, и ребенок будет ждать появления игрушки в том месте, где она появлялась до этого.  

Гляделки: прослеживание взглядом

Положите малыша на спинку. Покажите ему яркую звучащую игрушку (она должна быть удобной для захвата). Когда  малыш сосредоточит взгляд на игрушке, начните передвигать ее по кругу. Диаметр круга постепенно увеличивайте. После этого дайте игрушку в ручки малышу, чтобы он ее смог схватить и обследовать.

В этом возрасте малыш уже способен легко прослеживать взглядом сложные траектории движения игрушки – поэтому Вы можете усложнить задание, передвигая игрушку по вертикали, по горизонтали, восьмеркой или по другой траектории.

Также понаблюдайте, может ли малыш прослеживать взглядом за Вашим лицом. Начните говорить с ним (малыш лежит на животе, Ваше лицо на уровне его лица), а затем переместитесь сначала влево-вправо, затем вверх – вниз. При этом разговаривайте с ребенком, называйте его по имени, читайте потешки. Важно чтобы ребенок устойчиво прослеживал взглядом за Вашим лицом в разных направлениях.

Развитие слухового сосредоточения

Откуда звук?

В этом упражнении малыш учится поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, сосредотачивать на нем свой взгляд. Возьмите звучащий предмет – шуршалку, шаркунок, погремушку, детский музыкальный инструмент (какие игрушки нужны малышу и как их использовать для создания развивающей среды Вы уже читали в первой части этой статьи) и начните им звучать. Малыш повернет голову в сторону звука. Затем обойдите вокруг манежа или кроватки, звуча игрушкой – малыш следит глазами за передвигающимся источником звука.

После этого постучите игрушкой о бортики кроватки в разных местах – ребенок будет поворачивать голову в сторону источника звука.

Звучите игрушкой с разных сторон, делайте паузы, разговаривайте с малышом, побуждайте его поворачивать голову в разные стороны.

Всегда делайте такие упражнения, вызывая повороты в разные стороны – влево и вправо! 

Мамина гимнастика с потешками

Играем с ручками и ножками

В 4 месяца малыш уже умеет управлять своими ручками, знакомится с ними, пробует брать предмет обеими руками, одной рукой.

Малыш лежит на спине. Произносите слова потешки, делая движения:

-Ручки, ручки, не скучайте! (потрясти ручками, взяв их за локотки)

Где Вы были? Отвечайте! (Сводите и разводите ладошки перед лицом ребенка, руки ребенка держим за локотки)

Посидели дома? (Хлопаем по щечкам ладошками)

И пошли к знакомым! (Хлопаем ладошками ребенка по своим щекам)

Вы можете придумать и свои движения на слова потешки.

Можно заменить слова потешки на слово «Ножки, ножки, не скучайте!…». В этом случае мы берем малыша так, чтобы его ступни прикасались друг к другу – «здоровались». Можно надеть на ножку малыша  бубенчик или браслетик.

Можно в этом упражнении использовать и другие пестушки и потешки:

-Тук-тук-тук (стучим кулачками друг о друга) – громко, четко

-Да-даааа-даааа! (раскрываем ладошки и хлопаем в ладошки) — удивленно

-Можно к вам? – вопросительно (снова ударяем кулачками)

-Вам сюда! – радостно, гладим ручками щечки.  

Играем с браслетом (Автор – И. В. Мальцева)

Наденьте на ручку малыша цветной яркий браслетик на липучке или на мягкой резинке.

-Ручка, ручка, где была? (возьмите ручку ребенка и поднимите к его лицу, чтобы он увидел браслетик)

-Спрятаться от нас могла? (перемещаем ручку с браслетиком перед глазами малыша, он за ней следит взглядом)

Мы тебя сейчас найдем (сделайте паузу и дайте возможность малышу потянуться к браслетику, ухватиться за него своей второй ручкой)

И играть скорей пойдем.

Обязательно меняйте ручку в таких упражнениях. Поиграв с одной ручкой, поиграйте с другой!

Топотушки

Положите малыша на живот и захватите ножки. Поочередно сгибайте и разгибайте их (пятка то прижимается к ягодицам, то ножка выпрямляется). В этом упражнении укрепляются мышцы, улучшается координация движений, ребенок учится двигать ножками попеременно.

Топ, топ, топотуууушки… (ритмично, весело)
Удивляются игруууууушки, (удивленно)
На окошко прыгнул кот  —  (удивленно)
Оля по полу идет! (радостно, восхищенно)
Ходит не ладошками, (ритмично, весело)
А топочет ножками,
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивленааааа, (удивленно)
Что не падает онаааааа! 

Присаживание

Возьмите малыша за две ручки  и начинайте его поднимать – присаживать. Малыш прогнет спинку. Сначала присаживайте за две ручки, а потом за одну. Упражнение развивает мышцы живота.

Внимание: сажать ребенка нельзя, можно только делать присаживание как упражнение!

Чики, чики, кииииички,
Берёзовые лыыыыычки!
Летели две птиииииички,
Собой невелииииички.
Как они летееееели,
Все люди глядеееееели.
Как они садиииииились,
Все люди дивиииииились.

Мне очень нравятся слова народных потешек, которые не только сопровождали присаживание малыша, но и одновременно …. воспитывали его. Да-да! Именно воспитывали, закладывая основы человеческих взаимоотношений. Например, вот такие «поклончики». Берем малыша за ручки и тянем его на себя до положения «сидя», затем снова опускаем в положение лежа на спине. И каждое движение сопровождаем одной строчкой текста:

Бабушке – поклооооон!

Дедушке – поклоооон!

Папе – поклооооон!

Маме – поклооооон!

Братику – поклоооон!

Сестрице – поклоооон!

А тебе, детонька –

Рост большоооооой! (имеется в виду не то, что малыш будет высокого роста, а то, чтобы он быстро рос и хорошо  развивался)

 

Эту потешку и многие другие подобные потешки Вы найдете в великолепном сборнике, выпущенном кафедрой истории педагогики Санкт-петербургской академии последипломного образования «Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей» в 2008 году. Жаль только одного – что сборник этот доступен, увы, только специалистам и в обычных книжных магазинах не  продается.

А вот еще одна потешка для присаживания ребенка из этого сборника, которая пропевается как песенка:

Тооооню тяяяну – рыыыыбу лоооовлю,

К коооошель клаааду, дооооомой нееееесу.

Щучки – в кучки, плотички – в полииички,

Один ершок! Да и тот в горшооок!

 

Прыжки

Возьмите ребенка под мышки лицом к себе. Приподнимайте и опускайте его так, чтобы ноги малыша касались стола. При этом читайте ритмично слова потешки.

Упражнение развивает упор ног, укрепляет мышцы стопы, вызывает радость у ребенка. Его можно использовать только с детьми, которые отлично держат голову в вертикальном положении туловища. Обычно все дети к 4 месяцам держат голову очень уверенно.

Подпрыгивать можно не только на столе, но и на большом мяче или на … папе!

Прыг-Скок! Прыг-Скок!
Сел кузнечик на листок!
Прыг-Скок! Прыг-Скок!
Лягушонок под мосток!
Скачет козлик по дорожке –
Прыг-Скок! Топ-Топ!
Дети хлопают в ладошки –
Прыг-Скок! Хлоп-Хлоп!
Зайчик солнечный на стенке,

Прыг-Скок! Прыг-Скок!

Я на папиной коленке –
Прыг-Скок! Прыг-Скок! (Владимир Данько)

 

Но, лошадка, прыг — скок!

На пригорок, на мосток.

Мы поскачем по лесам

И опять вернёмся к вам!!!

 

Неваляшка: Готовимся к поворотам со спины на бок и на живот

Малыш лежит на спине на пеленке. Покажите ему неваляшку (на расстоянии 50 см). Затем переместите игрушку вбок и раскачайте ее, чтобы она зазвучала. Подтяните край пеленки, на которой лежит малыш. Таким образом, мы подталкиваем – стимулируем малыша к повороту. Но при этом малыш поворачивается сам. При таком повороте все ощущения тела такие же как при самостоятельном повороте, и это помогает деткам перейти к самостоятельному действию.

При повороте на бочок освободите ручку малыша. Это нужно, так как после поворота на бочок малыш освоит поворот на живот. А при повороте на живот высвобождение ручки необходимо.

Когда ребенок примет устойчивое положение тела, придвиньте к нему неваляшку. Поддерживайте в это время малыша за спинку. Ребенок играет с игрушкой – раскачивает, слушает как она звучит.

Влееееево-впраааааво,

влееееево-впрааааааво

Весело качаааааается.

Влееееево-впрааааааво,

влееееево-впраааааааво

На пол не роняется. (Г. Верд)

 

Учимся переворачиваться

Малышу в 4-месячном возрасте пора научиться переворачиваться. Это готовит к ползанию, укрепляет мышцы туловища.

Положите малыша на спину. Покажите ему сбоку яркую игрушку, чтобы у ребенка возникло желание ее взять. Ласково говорите с ним: «Давай, Ирочка,  повернемся на бочок». При этом поддержите свой правой рукой выпрямленные ножки малыша. А левой рукой держите согнутую в локте ручку малыша и очень осторожно подтяните в сторону, побуждая повернуться на бочок (тянуть или толкать ребенка не нужно, мы только побуждаем его повернуться самому). Потом делаем упражнение в другую сторону.

Делая упражнение, приговариваем:

«Толкааааааачки – рогаааачки, перевёоооортышки! Толкаааачки-рогааааачки-перевёоооортышки!»

Брыкание

Педиатры советуют уже с 4 месяцев начать проводить с малышом упражнения, которые будут готовить его к овладению стоянием и ходьбой. Подложите свои руки под ступни ребенка и слегка подтолкните. Малыш попытается выпрямить ножки и начнет «брыкаться». Брыкание доставляет ребенку удовольствие и он смеется. Благодаря такому маленькому и короткому упражнению, ребенок учится координированно по очереди сгибать и разгибать ноги, что поможет ему в дальнейшем, когда он будет учиться ходить. К 5 месяцам можно делать движения, напоминающие езду на велосипеде. К 5 месяцам малыш научается и одновременным движениям ногами (эти движения он делает, например, когда пытается сбросить с себя одеяло).

Кач-кач

Это упражнение развивает равновесие в положении лежа на животе, а также опорную функцию правой и левой руки (ладошки малыша раскрыты)

Скатайте валик  из полотенца и положите на него ребенка животиком вниз. Покачивайте малыша из стороны в сторону, напевая песенку или читая стишок.

Ай качи-качи- качииииии!
Глянь, баранки, калачииииии.
Глянь, баранки, калачииииии,
С пылу, с жару из печиииии.
В пылу с жару из печиииииии,
Все румяны, горячиииии.
Налетели тут грачииииии,
Подхватили калачииииии.
Нам осталися баааа-рааааа-нооооо-чкиииииии!

Велосипед (4-5 месяцев)

Упражнение укрепляет мышцы ног, готовит к ползанию и ходьбе.

Положите малыша на спинку на твердую поверхность. Начните с ним разговаривать. Затем возьмите за стопы и согните ножки в коленном суставке. И «едьте на велосипеде», приговаривая слова потешки:

Поехали, поехали,
С орехами, с орехами.
Поехали, поехали,
За грибами, за орехами,
Приехали, приехали
С грибами и с орехами.

Повторите упражнение 3-4 раза. 

Знакомимся с окружающим миром

Вот моя семья!

Возьмите малыша на руки, подносите его к членам семьи, называйте их, рукой малыша дотрагивайтесь до них. Прочитайте стишок о семье, показывая ручкой малыша до называемого человека. Пусть они поговорят с малышом.

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это — мама, это  я.
Это — бабушка моя!
Это — папа, это — дед.
И у нас разлада нет!

Кто это?

Упражнение развивает ориентировочную реакцию ребенка на голос мамы и ее лицо. Разговаривая с малышом, внесите изменения в свою внешность – например, наденьте шляпу или повяжите косынку, заколите волосы и т.д. Малыш насторожится. Но  узнав Ваш голос, улыбается.

Можете поиграть в «прятки». Во время разговора спрячьте свое лицо платком и потяните ручку ребенка к платочку. Малыш стянет платочек и увидит маму.

Две бутылочки

Предложите малышу две бутылочки. Сможет ли он по цвету бутылочки с разной жидкостью сделать выбор (прозрачная бутылочка с водой или непрозрачная белая молочная смесь)

Путешествие по квартире

Ребенка следует чаще носить на руках по квартире и разговаривать при этом с ним, называть предметы и действия. Это не только позволяет знакомить с окружающим миром и развивать предпосылки речи, но и играет важную роль в формировании объемного зрения. Ведь в таком путешествии малыш видит один и тот же предмет с разных сторон, с разных точек обзора.

Показ игрушки

Положите малыша на живот. На расстоянии 50 см от него поставьте яркую игрушку. Начните демонстрировать игрушку. Называйте ее части, цвет, размер, действия, покажите, как с ней играть, как она звучит. Используйте короткие стишки об игрушке, потешки. Затем дайте малышу возможность поиграть с игрушкой, дотянуться до нее.

Бутылочка

При кормлении из бутылочки держите бутылочку так, чтобы ребенок мог потянуться к ней руками и «взять» — удержать ее. Поддержите бутылочку и помогите малышу ее держать.

В статье Вы познакомились с тем, как развивать ребенка в 4 месяца с помощью игр и упражнений. Еще о развитии ребенка в 4 месяца интересную информацию Вы найдете в статьях:

Стихи для новорожденных и самых маленьких: народные и современные стихи для купания, переодевания, кормления, пробуждения, укладывания спать, игр с ребенком.

Колыбельные для малышей: как правильно выбрать колыбельную для малышей и как ее петь?

Пестушки: проверенный веками метод развития младенцев.

Ребенку 4 месяца: основные линии развития малыша, создание развивающей среды.

О дальнейшем развитии малыша Вы можете почитать:

Ребенку 5 месяцев: игры, упражнения с малышом, что умеет малыш.

Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры, упражнения. гимнастика.

До новых встреч в рубрике «Развития малыша от рождения до года»!

О  дальнейшем развитии ребенка Вы сможете прочитать в статье «Что умеет ребенок в 5 месяцев». Показатели развития малыша. Игрушки для ребенка в 5 месяцев. Развивающие игры и упражнения.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Упражнения на фитболе для грудничков

Раньше врачи все единогласно считали, что до полугода грудной ребенок большую часть времени должен находиться в неподвижном состоянии, лежа в кроватке. Но сейчас все изменилось. Теперь наоборот считается, что даже ребенку грудного возраста невероятно полезна физическая активность. Идеальным вариантом в этом случае могут быть упражнения на фитболе для грудничков.

Фитбол прекрасно способствует развитию и укреплению мышечной системы грудничка, снимает различные боли, борется с гипертонусом мышц. Поэтому каждой молодой мамочке, полезно знать самые популярные упражнения на этом гимнастическом мяче, которые можно делать с первых месяцев жизни.

По каким правилам нужно заниматься?

Но перед тем как бежать в магазин за этим шаром и усаживать на него ребенка, давайте оговорим правила таких занятий:

  1. Лучше всего, если вы начнете вводить такую гимнастику в жизнь новорожденного, когда установится режим сна и кормления. То есть заниматься можно уже примерно с первого месяца жизни. Важно, чтобы у грудничка к этому времени зажила пупочная ранка.
  2. Если говорить о времени дня, когда лучше заниматься, то это будет спустя час, как ребеночек получил еду. Именно спустя такое время занятия будут максимально полезны.
  3. Не переусердствуйте на первом занятии. Задача первого занятия, в том, чтобы сначала сама мама, а потом уже грудничок обрели уверенность на шаре. Первая гимнастика не должна длиться долго. Для начала на шар положите пеленку, сядьте перед ним на стуле и аккуратно положите новорожденного. Немного покачайте его.
  4. Исполняя упражнения, избегайте тянуть ребеночка за кисти рук или стопы. Это большая нагрузка для детских суставов.
  5. Чувствуйте настроение ребеночка. Если он капризничает и не хочет заниматься, то не стоит его насильно опускать на мяч.
  6. Гимнастика пройдет успешнее, если во время упражнений включать ребеночку классическую музыку.
  7. Первое занятие не должно длиться больше 10 минут.
  8. Интересует также вопрос: как выбрать фитбол для грудничков? Лучше всего, если вы выберите шар для ребеночка диаметр которого 65-75 см. Такой мяч подойдет и для мамочки, которая сможет поработать над восстановлением своих форм, и для новорожденного.

Польза от гимнастики

Такой шар служит не только инструментом для укрепления здоровья грудничка, но и его развлечением. Когда вашему малышу будет больше, чем один месяц и год, то он с удовольствием сам оседлает мяч и будет на нем скакать. Для новорожденных детей, начиная с первого месяца жизни, такая гимнастика особенно полезна тем, у кого наблюдаются проблемы неврологического характера.

Но и для других детей такой мяч полезен вот почему:

  • Такие занятия воздействуют на ребеночка как массаж, такой массаж очень полезен для внутренних органов.
  • Мяч налаживает работу пищеварительной системы, благодаря этому у грудничка проходят колики.
  • Мяч развивает координацию движений и вестибулярный аппарат новорожденного.

Качество гимнастического шара

Очень важно выбрать мяч не только правильного размера, но и хорошего качества. О качестве этого шара можно судить по наличию у него антиразрывной функции. Вы поймете, что мяч имеет эту функцию по маркировке ABS или BRQ.

Эти маркировки помогут вам сориентироваться в широком ассортименте магазина. Очень хорошо, если к фитболу прилагается насос, если такого нет в наличии, то стоит купить насос отдельно.

Лучше всего приобретать такой шар в специальном магазине. Во-первых, там консультант поможет выбрать самый подходящий для вас вариант, а во-вторых, так больше вероятности купить качественный мяч.

Упражнения на фитболе

Теперь вы знаете, какую пользу несут занятия на фитболе для грудничков. Также вы знакомы с правилами этих занятий. Знаете, что гинастику можно начинать хоть с первого месяца жизни. Это значит, что можно накрывать мяч пеленкой, брать ребенка и приступать к занятиям.

Катаемся на животе

Кладем ребенка на шар животом вниз. Одна из маминых рук остается на спине у новорожденного, а вторая держит ножки ребеночка.

В этом положении начинаем качать гимнастический шар вперед-назад, вправо-влево.

Катаемся на спине

В принципе делаем все, то же самое, только теперь грудничок лежит на спине, а не на животе.

Когда мы делаем это действие, то не забываем следить за тем, чтобы голова ребеночка не опрокидывалась.

Пружинка

Малыш лежит на животике, аккуратно давим на попку или живот так, чтобы фитбол под телом малыша начал пружинить. Делая это действие, одной из рук нужно держать ножки ребенка.

Пружинку можно делать и наоборот, то есть на спине.

Тяни-толкай

В этом упражнении мы кладем малыша на спинку пеленальный столик или диван.

Гимнастический шар подносим к его стопам и слегка надавливаем. Малыш автоматически начинает отталкивать фитбол ножками.

Попрыгун

Мама сидит на полу и зажимает шар ногами, оставляя его на месте. Ставим ребеночка сверху на мяч и держим его рукой в области спины.

Тем самым мы обращаем его внимание на то, как делать прыжки и выполнять пружинку. Эти действия очень нравятся детям. Они при них, как правило, смеются и радуются.

Тачка

Малыш лежит на животе, на фитболе. При этом он упирается руками в фитбол.

Берем малыша за ноги так, как будто катим тачку и при этом выполняем легкие покачивания вперед-назад.

Охота за игрушкой

Грудничок лежит на животе. Мы держим его за ножки и наклоняем его вперед таким образом, чтобы он мог достать ручками до пола. Это действие выполняется чадом с большим интересом, если на полу перед ребенком расставить игрушки, которые он сможет взять рукой.

Работаем над прессом

Малыш лежит на спине. Мама держит его за предплечия. Из этого положения, поднимаем ребенка до положения полусидя, и затем возвращаем в исходную позицию.

Стойка

Это упражнение учит грудничка стоять на прямых ножках. Мама просто ставит малыша у шара, ребеночек опирается на мяч ручками. Малыша можно придерживать за спинку руками, подстраховывая его.

Вот такие упражнения на фитболе для грудничков. Удивительно, но все эти активные действия можно делать с первого месяца жизни ребенка.

8 забавных способов тренировки с ребенком

Очень важно, чтобы ребенок двигался, а также чтобы мама и папа двигались!

Напоминание о безопасности: всегда следите за тем, чтобы ребенок был в безопасности, пока вы выполняете эти упражнения. Никогда не используйте предметы, которые могут причинить им вред, например, гири, рядом с ними. Вместо этого делайте легкие упражнения, которые зависят только от ваших собственных движений тела, и не тренируйтесь до изнеможения.

Растяжка

Каждая хорошая тренировка начинается с растяжки, и ребенок может принять в этом участие!

Когда вы растягиваетесь, поместите ребенка туда, где вы можете смотреть ему в глаза, чтобы вы могли взаимодействовать с ним, пока вы растягиваетесь. Считайте секунды вслух, чтобы они могли слышать ваш голос. Если ребенок достаточно взрослый, пусть он растягивается вместе с вами!

Знакомство с ребенком на полпути

Пока вы делаете приседания, положите лежащего на спине ребенка к вашим ногам (если у него хватит сил сесть самостоятельно, просто позвольте ему сесть на ваш живот, как на картинке ниже). Положите руки на ребенка для поддержки, чтобы он не упал. Когда вы подходите и устанавливаете зрительный контакт, сделайте им глупое лицо!

Детские подъемники

Выполняйте это упражнение, только если ребенок может самостоятельно поддерживать голову. Пока вы стоите, сидите на гимнастическом мяче или сидите на корточках, поднимите ребенка на уровень головы или чуть выше. Обязательно поднимайте осторожно и только в том положении, в котором вы чувствуете себя устойчиво. Повторяйте, поднимая ребенка вверх и вниз, и поворачивайтесь из стороны в сторону, чтобы проработать разные области вашего кора.

Время лицом к лицу на животе

Пока ребенок лежит на животике Время пришло, лягте на пол животом, лицом к ребенку. Делайте отжимания лицом к ним и взаимодействуйте с ними каждый раз, когда возвращаетесь на уровень глаз.

Время удержания на животе

Встаньте на спину и поднимите ноги в положение столешницы, чтобы нижняя половина ваших ног создавала плоскую поверхность для лежания ребенка (см. рисунок ниже). Положите ребенка себе на ноги животиком вниз; они могут проводить время на животе, а вы можете практиковаться в балансировке и, если можете, делать легкие скручивания, чтобы ваше лицо приблизилось к ребенку. Всегда держите руки на ребенке для безопасности и поддержки.

Прогулка по городу

Это упражнение представляет собой прогулку в парке — буквально! Возьмите ребенка на прогулку в место с приятной обстановкой — относительно тихое, с небольшим движением транспорта и все остальное, что подходит для вашего ребенка. Попробуйте делать выпады во время ходьбы, прыгать или менять темп.

Crawl Race

Когда ваш малыш станет более уверенным ползунком, встаньте на четвереньки и «мчитесь» с ним по разным объектам!

Танцевальная вечеринка

Когда ребенок начнет двигаться более самостоятельно, устройте с ним танцевальную вечеринку, чтобы вы оба двигались!

Посмотрите эти движения (и многое другое!) в действии здесь:

Детская физиотерапия: что нужно знать

Детская физиотерапия может быть одной из лучших форм абилитационного и реабилитационного лечения для детей с задержкой развития, инвалидностью, родовыми травмами или генетическими отклонениями. Для наших самых маленьких пациентов физиотерапия обычно направлена ​​на помощь младенцам:

Многие врачи рекомендуют физиотерапию, чтобы помочь этим детям научиться правильно двигаться и выполнять повседневные функции. Детские физиотерапевты работают с детьми с такими заболеваниями, как:

  • Кривошея
  • Нервно-мышечные расстройства
  • Детский церебральный паралич
  • Паралич Эрба
  • Недоношенные
  • Черепно-мозговые травмы
  • Расщепление позвоночника
  • Синдром Дауна

Цели детской физиотерапии будут сильно зависеть от состояния ребенка, поэтому наша команда Therapy & Wellness Connection разработает индивидуальный план лечения с уникальными целями для каждого ребенка.

Например, многие младенцы, рожденные недоношенными, сохраняют позу, при которой их плечи находятся близко к ушам. Одна из вещей, которую мы постараемся сделать, это мягко массировать и опускать плечи ребенка вниз, чтобы помочь ему/ей сохранить правильную осанку. Это также может помочь стимулировать рост, который ребенок упустил в критическом внутриутробном развитии.

Недоношенные дети также могут быть подвержены более высокому риску нарушения крупной и мелкой моторики, поэтому их цели будут меняться по мере взросления ребенка. Хорошая новость заключается в том, что дети могут быть очень стойкими. Мы ищем основные навыки, которые им нужно будет развить в первую очередь, чтобы помочь им лучше начать, чтобы они могли наверстать упущенное или не отставать в развитии. Как правило, чем раньше мы начнем физиотерапию младенцев, тем большего успеха они добьются в долгосрочной перспективе.

Некоторые другие распространенные цели для младенцев могут включать:

  • Работа по купированию и уменьшению боли
  • Поощрение правильных моделей движения и позиций
  • Повышение мышечной функции
  • Помощь с этапами развития, соответствующими возрасту
  • Преодолеть ключевые ограничения

Упражнения и задания, которые мы будем выполнять в детской физиотерапии

Конкретный тип упражнений и занятий, на которых мы сосредоточимся, будет значительно различаться в зависимости от инвалидности, возраста и расстройства ребенка.

Но многие семьи могут ожидать, что мы будем заниматься такими вещами, как:

  • Упражнения по управлению головой
  • Упражнения на равновесие и гибкость
  • Легкая растяжка, разминание и массаж мышц
  • Использование мяча для упражнений для силовой поддержки и тренировки ползания
  • Чередование холодных и горячих компрессов на мышцы и суставы

Как узнать, нуждается ли мой ребенок в физиотерапии?

В большинстве случаев врач вашего ребенка рекомендует или направляет вашего ребенка на физиотерапию. Если у вашего ребенка есть генетическое заболевание или травма, вы, возможно, уже понимаете, что это стандартное лечение. Некоторые признаки того, что вашему ребенку может потребоваться физиотерапия:

  • Он или она не достигает ключевых вех развития в первые 12 месяцев жизни
  • Он/она предпочитает определенную сторону своего тела или, кажется, наклоняет голову только в одну сторону
  • Плохая осанка
  • Плохой мышечный тонус
  • Проблема с балансом
  • Ограниченная (или чрезмерная) подвижность суставов
  • Диагностика таких состояний, как кривошея, церебральный паралич, синдром Дауна или паралич Эрба

Детская физиотерапия должна проводиться только лицензированным, аккредитованным и опытным физиотерапевтом, предпочтительно тем, кто имеет допуск к детской физиотерапии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *