Содержание
Темперамент детей дошкольного возраста — Центр развития «Арбуз»
Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Различия в темпераменте — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений.
Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности. Общая активность личности складывается в интенсивности и объеме взаимодействия со средой; моторная — в темпе реакций, быстроте, ритме и общем количестве движений; речевая — в темпе речи и силе голоса; эмоциональность — в особенностях возникновения, протекания и разрешения эмоциональных состояний, а также в преобладающем знаке эмоций.
Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы. К ним относятся сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения.
Различают четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик.
Сангвиник
Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но также быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.
Холерик
У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что прежде всего заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.
Флегматик
Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно-печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.
Меланхолик
Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.
Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая обусловлена следующими причинами. Во-первых, общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики. Во-вторых, созреванием эндокринного аппарата. В-третьих, специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента. Но уже в раннем детстве можно выделить типические свойства. Общие же особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений до семи лет.
Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте.
Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика — вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами.
В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни.
Все это и многое другое следует учитывать родителям и всем взрослым, участвующим в развитии и формировании личности ребенка.
Статья подготовлена по материалам работ доктора психологических наук Г. А. Урунтаевой и доктора психологических наук А. Г. Маклакова.
Особенности темперамента детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Егорова О. С.1, Пакшина А.В.2
1Егорова Ольга Сергеевна — студент;
Пакшина Анжелика Викторовна — студент, инженерно-технологический факультет Елабужский институт — филиал Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российской Федерации Казанский (Приволжский) федеральный университет,
г. Елабуга
Аннотация: в статье рассмотрены особенности основных темпераментов детей дошкольного возраста. Также отражено общее понятие темперамента. Ключевые слова: темперамент, дети дошкольного возраста, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Темперамент очерчивает стабильные, принадлежащие человеку с рождения черты. Его особенности влияют на характер и способности, поведение в повседневных и непривычных ситуациях, специфику общения и взаимодействия с людьми.
Заинтересованность определенным видом деятельности, быстрота запоминания и восприятия, умение сосредотачивать внимание, серьезность интересов, подходящая скорость деятельности, глубина психических процессов и прочее находятся под влиянием темперамента.
Еще с детского сада детей можно разделить на группы с различным темпераментом. Они характеризуются по-разному и среди них можно выделить: сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Рассмотрим особенности детского темперамента.
Сангвиник. Такой ребенок очень подвижен и имеет сбалансированную нервную систему. Он позитивен и активен. Эти дети при общении много жестикулируют,
33
строят гримасы и уживаются с другими членами сообщества. Сангвиник легко поддается обучению и общению со взрослыми. Но тут может случиться неприятное — такой ребенок берется за множество дел и бросает их на середине, чтобы заняться новыми интересными задачами. Им тяжело общаться со своими друзьями — они их быстро забывают и находят новых. Это приводит к непостоянству.
Холерик. Этот темперамент ребенка подразумевает суетливость с быстрым последующим торможением. Характер у этих детей неуравновешенный и переменчивый. Они бурно реагируют на обиду и всякие табу. При этом возникает конфликтная ситуация с громким ревом. Когда речь заходит о дисциплине, то холерик непослушен, неусидчив и предпочитает много бегать и задирать других детей. Он не может сдерживать свои эмоции и выражает их громко и с напором. Сон у холериков беспокойный и они часто просыпаются.
Флегматик. Такой вид характера подчеркивает спокойные эмоции и мимику. Если такого ребенка обидеть — он спрячется и поплачет в сторонке. Эти дети усидчивы, все доводят до конца и очень увлекаются любимым делом. При этом они медленно постигают поставленные задачи, предпочитают уединение, спокойную обстановку и постоянных друзей. Им сложно привыкнуть к новой обстановке и они плохо воспринимают незнакомых детей. Такой ребенок быстро засыпает и спит спокойно.
Меланхолик. Обладатели этого тип темперамента легко ранимы благодаря высокой восприимчивости. Они долго переживают обиды и склонны к страхам разного происхождения. Грустное или злое лицо мамы вызывает у меланхоликов слезы и притупление активности. Однако такие дети откликаются на доброту и хорошее отношение к ним. Мимика у них несколько заторможенная, а нервная система в одночасье ослабевает, поэтому малыш быстро устает при переключении на новую обстановку или получении свежих задач. Общаются меланхолики тихо и стремятся к одиночеству.
Учитывая темперамент своего ребенка, родители должны подбирать к нему особый ключик. В оригинальном виде типы темперамента встречаются нечасто. Обычно в промежуточном или смешанном виде. Также, в дошкольный период характеристики темперамента таятся за возрастной импульсивностью, ослабленной нервной системой (с возрастом исправляется). Разгадав тип темперамента ребенка, можно подобрать соответствующие методы и приемы воспитания, чтобы не навредить малышу.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2012. 811 с.
2. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. СПб.: Питер Принт, 2007. 363 с.
3. Богаткина О.В. Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу. М.: Владос, 2010. 368 с.
5. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М.: Инфра-М, 2013. 288 с.
Темперамент – Что это такое? — Лучший уход за детьми — Penn State Extension
Темперамент — это эмоциональный и поведенческий стиль реакции ребенка на мир, и исследователи обнаружили, что на него влияют девять черт.
Темперамент – что это такое?
Темперамент – это эмоциональный и поведенческий стиль реакции ребенка на окружающий мир. Свой стиль темперамента ребенок проявляет с самого рождения. Исследователи Александр Томас и Стелла Чесс обнаружили, что на темперамент влияют девять характеристик темперамента: активность, регулярность, начальная реакция, приспособляемость, интенсивность, настроение, отвлекаемость, продолжительность концентрации внимания и сенсорный порог. Каждая черта имеет ряд уровней, и реакции темперамента будут различаться в зависимости от силы каждой черты. Эти черты объединяются, чтобы создать уникальный темперамент ребенка, а темперамент ребенка будет влиять на то, как другие взаимодействуют с ним, как он реагирует эмоционально и как он реагирует на новые ситуации. Зная темперамент ребенка, вы можете оценить, как ребенок может действовать, и сможете более целенаправленно планировать действия, создающие конструктивную ситуацию для ребенка. Наблюдайте за каждым ребенком и оценивайте уровни всех девяти черт темперамента, чтобы вы могли распознать и понять стиль каждого ребенка.
Идеи для реагирования на темпераменты
- Занятие – Дайте детям время для движения в течение дня и предоставьте детям выбор. Пусть активный ребенок отойдет от круга, если у него есть шевеления. Выделите место на игровой площадке для детей, чтобы они могли сидеть и играть за столом на свежем воздухе.
- Регулярность . Включите в свой график постоянное время для рутинных дел, но добавьте некоторую гибкость в рутину. В качестве перекуса, вместо группового перекуса за один раз, разложите закуски на длительный период и разрешите детям есть в любой момент в течение периода перекуса.
- Первоначальная реакция – Подготовьте детей к знакомству с новыми людьми и новым занятиям. Присоединяйтесь к колеблющимся детям или оставайтесь рядом с ними, чтобы обеспечить им чувство безопасности.
- Адаптивность – Сообщите детям о предстоящих изменениях и обсудите, что произойдет. Будьте готовы реагировать на нежелание детей и давать детям дополнительное время для перехода.
- Интенсивность – Если ребенок шумный, создайте места и занятия, которые позволят ребенку быть шумным. Организуйте пространства и занятия так, чтобы не мешать или не затмевать более спокойные занятия и зоны.
- Настроение – Узнайте, что нравится детям. Для детей, которые склонны к негативу, используйте лайки, чтобы поднять настроение. Если ребенок часто жалуется на уборку, а вы знаете, что он любит динозавров, во время уборки притворяйтесь динозаврами. Или спрячьте любимую игрушку динозавра, за которой ребенок может охотиться во время уборки.
- Отвлекаемость — Ограничьте отвлекающие факторы в окружающей среде, посмотрев, где и когда вы настраиваете действия. Вместо того, чтобы заниматься манипулятивными действиями, когда школьники приходят из школы, выполняйте действия позже с дошкольниками во время выполнения домашних заданий школьного возраста.
- Настойчивость/концентрация внимания – Предлагайте занятия различной продолжительности и сложности. Для более активного занятия попробуйте разбить его на два или три занятия, если это возможно.
- Сенсорный порог – Учитывайте интенсивность сенсорных раздражителей. Измените интенсивность, ища альтернативные материалы или адаптируя материалы. Используйте теплую воду в грунтовых водах или дайте ребенку надеть перчатки, чтобы рисовать пальцами. Для переходных сигналов используйте дождевую палку вместо звонка или приглушите свет вместо того, чтобы включать и выключать свет.
Черты темперамента
Черта | Определение | Диапазон | Характеристики | |
---|---|---|---|---|
Деятельность | Уровень энергии и количество движений. | энергичный против малоподвижного образа жизни | Активные дети предпочитают быть в движении и могут испытывать трудности сидеть в течение более длительного времени. Малоподвижные дети предпочитают стационарную деятельность и могут быть медлительными. движущийся. | |
Регулярность | Естественные закономерности и графики биологических функций (напр. сон, выделение, еда). | предсказуемый и переменный | Дети с регулярным поведением будут развиваться предсказуемо
расписания. Дети с
нерегулярные шаблоны не разрабатывают графиков и могут занять больше времени для завершения
некоторые развивающие задания, например, приучение к туалету. | |
Начальная реакция | Реакция на новых людей и ситуации. | открытый или колеблющийся | Дети, которые открыто отвечают, пойдут к новым людям и исследуют новые игрушки и окружение. Нерешительные дети будут сторониться новых людей и будут неудобно в новых условиях. | |
Адаптивность | Способность приспосабливаться к изменениям. | аккомодирующий и устойчивый | Дети с высокой степенью адаптации примут изменения в распорядке дня, деятельности, окружающей среды. Дети, которые не адаптируются, будут сопротивляться изменениям и могут стать расстраиваюсь, когда сталкиваюсь с изменениями. | |
Интенсивность | Эмоциональная реакция на события. | буйный против вялого | Интенсивные дети эмоциональны в своих ответах, позитивны и отрицательный. Менее интенсивный дети могут не проявлять особых эмоций или казаться отстраненными. | |
Настроение | Типичное эмоциональное мировоззрение. | положительных и отрицательных | Детям с позитивным настроем легче угодить и ухаживать быть более ровным в своих взаимодействиях с другими. Дети с негативным поведением их труднее утешить или угодить, и они могут быть неприятными в общении. | |
Отвлекаемость | Способность к концентрации. | внимательный против рассеянного | Дети, которые могут сосредоточиться, лучше способны блокировать окружающий шум и деятельность. Дети, которые не могут хорошо сосредоточиться, могут быть легко обеспокоены другим шумом и активность. | |
Настойчивость – Внимание Пролет | Возможность оставаться с активностью. | погруженный против незаинтересованного | Настойчивые дети останутся с занятием и могут быть внимательны в течение длительного времени. Детям с короткой концентрацией внимания будет трудно оставаться с расширенные или многоступенчатые действия. | |
Сенсорный порог | Реакция на сенсорные раздражители. (например, текстура, прикосновение, яркость, объем, вкус, аромат) | невозмутимый против раздраженного | Дети с высоким сенсорный порог более комфортны с сенсорным опытом и могут не замечать сенсорные раздражители. Дети с низким сенсорным порогом больше подвержены сенсорным нарушениям. раздражители и могут быть возбуждены сенсорными переживаниями. |
- Центр психического здоровья детей младшего возраста – «Инструмент для изучения темперамента младенцев».
- Центр социальных и эмоциональных основ раннего обучения – «Континуум темперамента» (рабочая записка № 23).
СОВЕТЫ 14-6
Скачать публикацию
Темперамент – что это такое? (PDF)
Подробнее о статье
Заголовок
Темперамент – что это такое?Эта публикация доступна в альтернативных СМИ на запрос.
У вас нет товаров в корзине.
4 типа темперамента у детей как его или ее братья и сестры.
Детский темперамент – это изменчивость реакции на окружающую среду и эмоциональные реакции. Это может проявиться в очень молодом возрасте у вашего малыша. Это результат биологических факторов и факторов окружающей среды, воздействующих на вашего малыша по мере его развития. Он не полностью основан на генетических факторах. Каждый ребенок по-своему реагирует на окружающую среду, даже если он вырос в одном доме со своими братьями и сестрами. Все они имеют разные типы личности малыша и детский темперамент.
Тем не менее, как бы вы ни хотели, чтобы ваш ребенок был умеренно темпераментным, исследования показывают, что не так уж плохо, если у вашего малыша сложный темперамент. Вот четыре типа детского темперамента.
5/5 Легкий детский темперамент
Фото Pixabay: PexelsЭтот тип темперамента проявляется во многом положительно. Ваш ребенок будет подходить к новым ситуациям с позитивным настроем и настроением. Легкий темперамент обуславливает неинтенсивные реакции ребенка на раздражители, сопровождающиеся регулярными функциями организма. Вы обнаружите, что воспитывать такого ребенка легко, потому что он благосклонно реагирует на различные методы воспитания ребенка и может легко адаптироваться к другим методам воспитания.
СВЯЗАННО: Доктор объясняет, почему тестирование типа личности не подходит для вашего ребенка
4/5 Трудный темперамент ребенка
Фото автора Ketut Subiyanto: PexelsС другой стороны, трудный темперамент ребенка может характеризоваться медленной приспособляемостью, нерегулярными функциями организма, плохим настроением, интенсивными реакциями и отказом от новых условий, и это лишь некоторые из них. Не секрет, что воспитание такого малыша с самого начала представляет собой сложную задачу. Однако это не окончательное определение «сложности», поскольку оно имеет негативный оттенок.
Термин упускает из виду положительные черты поведения, которые сопровождают этот темперамент. Эти малыши настойчивы, напористы и решительны, что делает их скорее злыми или энергичными, чем трудными. Термин «сложный» используется только в этом контексте, поскольку он широко используется в научном мире.
3/5 Медленно разогревающийся темперамент ребенка
Фото Pixabay: PexelsЭтот темперамент проявляется у вашего ребенка в виде низкой интенсивности реакции, низкого уровня активности и предрасположенности к уходу от новых ситуаций. Кроме того, ваш ребенок будет демонстрировать умеренно негативное настроение и медленную адаптируемость. Вы можете думать о них как о чувствительных или застенчивых, потому что они не любят, когда их подталкивают к чему-либо.
Однако, если ваш ребенок проявляет признаки медленного разогрева, он или она в конечном итоге сможет адаптироваться к новым ситуациям, если вы дадите ему время сделать это в своем собственном темпе. Давление на них только заставит их вернуться в свой кокон.
2/5 Смешанный темперамент ребенка
Фото автора Andy Kuzma: PexelsСтатистика показывает, что около 40 процентов детей имеют легкий темперамент, а примерно десять процентов имеют трудный темперамент. Кроме того, от 10 до 15 процентов детей проявляют черты медленного разогрева темперамента. Тем не менее, по оценкам, 40 процентов детей ясельного возраста не относятся к определенной категории, скорее, они обладают темпераментом, сочетающим в себе характеристики всего вышеперечисленного.
1/5 различных черт детского темперамента
- Биологические ритмы – Это относится к регулярности естественных побуждений вашего ребенка, таких как сон, посещение туалета и прием пищи. Регулярные ритмы указывают на то, что у вашего ребенка легкий темперамент, а нерегулярные могут указывать на то, что у вашего малыша сложный или медленный темперамент.
- Уровни активности – Это просто относится к тому, насколько физически активен ваш малыш. Определить тип темперамента вашего ребенка можно по наблюдая за уровнем их активности .
- Адаптивность – Это относится к легкости, с которой ваш малыш может приспособиться к новым ситуациям или изменениям. Дети с легкий темперамент легко адаптируется в то время как тем, у кого медленный темперамент, нужно больше времени, чтобы приспособиться.
- Доступность – Черты приближения и ухода относятся к легкости вашего ребенка принимать или отвергать новые ситуации. Это может сказать вам, какой темперамент у вашего ребенка.
- Отвлекаемость – Эта черта указывает на то, насколько трудно или легко вашему малышу отвлекаться на окружающую среду или ситуацию. А очень отвлекаемый ребенок могут легко поколебаться под давлением сверстников, в то время как для детей с медленным темпераментом происходит обратное.
- Чувствительность – Когда ваш ребенок очень чувствителен, он склонен сильнее реагировать на прикосновение, запах, свет, вкус и звук.