Разное

Типы темперамента у детей дошкольного возраста: Высшее образование БГПУ

Темперамент детей дошкольного возраста — Центр развития «Арбуз»

Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Различия в темпераменте — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений.

Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности. Общая активность личности складывается в интенсивности и объеме взаимодействия со средой; моторная — в темпе реакций, быстроте, ритме и общем количестве движений; речевая — в темпе речи и силе голоса; эмоциональность — в особенностях возникновения, протекания и разрешения эмоциональных состояний, а также в преобладающем знаке эмоций.

Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы. К ним относятся сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения.

Различают четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик.

Сангвиник

Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но также быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

Холерик

У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что прежде всего заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Флегматик

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно-печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

Меланхолик

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

 

Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая обусловлена следующими причинами. Во-первых, общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики. Во-вторых, созреванием эндокринного аппарата. В-третьих, специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента. Но уже в раннем детстве можно выделить типические свойства. Общие же особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений до семи лет.

Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте.

Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика — вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами.

В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни.

Все это и многое другое следует учитывать родителям и всем взрослым, участвующим в развитии и формировании личности ребенка.

Статья подготовлена по материалам работ доктора психологических наук Г. А. Урунтаевой и доктора психологических наук А. Г. Маклакова.

Учет типа темперамента дошкольника при подготовке к школе

Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №08 (49) Август 2020

УДК 37. 015.3

Дата публикации 31.08.2020

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Дорошенко Олеся Леонидовна
студентка 5 курса, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки

Аннотация: На основе проведения анализа научных источников по вопросам влияния типа темперамента детей дошкольного возраста на качество и уровень подготовки к школьному обучению, раскрыто понятие «темперамент», приведена характеристика детей дошкольного возраста с различными типами темперамента. Основное внимание в работе автор акцентирует на условия учета педагогами дошкольных образовательных учреждений типов темперамента при работе с детьми. Выделяются и описываются способы работы с детьми с различными типами темперамента при подготовке к школе в дошкольных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: Темперамент, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, дети дошкольного возраста, дошкольные образовательные учреждения, подготовка детей к школьному обучению, школьная успеваемость, учебная деятельность.

Taking into account the type of temperament of a preschooler in preparation for school

Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate professor Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki,
Doroshenko Olesya Leonidovna
5 year student, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki

Abstract: Based on the analysis of scientific sources on the influence of the type of temperament of preschool children on the quality and level of preparation for school education, the concept of «temperament», is disclosed, the characteristics of preschool children with different types of temperament are given. The author focuses on the conditions for the consideration of types of temperament by teachers of preschool educational institutions when working with children. The ways of working with children with different types of temperament in preparation for school in preschool educational institutions are highlighted and described.
Keywords: Temperament, sanguine, choleric, phlegmatic, melancholic, preschool children, preschool educational institutions, preparing children for schooling, school performance, educational activities.

Правильная ссылка на статью

Декман И.Е., Дорошенко О.Л. Учет типа темперамента дошкольника при подготовке к школе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 08 (49). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/uchet-tipa-temperamenta-doshkolnika-pri-podgotovke-k-shkole.html (Дата обращения: 31.08.2020)

Эффективное обучение ребенка в школе зависит от многих факторов. И определяющую роль в этом играет природная особенность человека — темперамент. Это базовая характеристика психологических отличительных черт человека. Темперамент, или тип высшей нервной деятельности — это «совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующих степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности» [6, с. 82].  Многими учеными проведены различного рода исследования и доказано влияние темперамента на качество усвоения детьми новых знаний. Проявления детьми темперамента наблюдается с раннего возраста. Наиболее активно ребенок познает окружающий его мир до возраста восьми лет. А тип темперамента, которым обладают дети, оказывает значительное влияние на успешность познания мира.

В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы влияния темперамента на качество подготовки детей к школьному обучению: И.Ю. Агаповова, К.В. Бардина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожеца, В.С. Мухиной, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой. Отдельные сведения по проблеме взаимосвязи внимания и особенностей темперамента у дошкольников можно встретить в трудах И.Е. Осиной [2, с. 24].

Методологической основой исследования составили идеи отечественных исследователей об индивидуально-психологическом различии людей М.В. Бодунова,  Л.Б. Ермолаевой-Томиной, В.Д.Небылицина, И.П.Павлова, И.М. Палей, В.М.Русалова, Б.М.Теплова.

Теоретическую основу исследования составляют труды И.П. Павлова, Б.Г. Ананьева, типология К.Г. Юнга, С.Л. Рубинштейна, теория типов личности Г.Ю. Айзенка, конституциональная теория Э. Кречмера, Л.С. Выготского, А. Адлера, Р.Г. Лотце, гуморальная теория И. Канта и Гиппократа, Б.М. Теплова, регулятивная теория темперамента Я. Стреляу, теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, анатомическая теория темперамента П.Ф. Лесгафта,  теория формально-динамических свойств личности В.М. Русалова.

Взаимосвязь темперамента и школьной успеваемости  рассматривал психолог-академик А.В. Запорожец. Результаты его работы неоднократно обсуждались с Д.Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.

По мнению ученых-психофизиологов В.В. Белоуса и Е. Дзятковской, а также психологов А. Сиротюк и Т. Смирновой подготовка детей к учебной деятельности без учета их психофизиологических особенностей способствует возникновению стресса, тормозит развитие ребенка и влияет на его дальнейшую успеваемость в школе.

Таким образом, проблема индивидуального подхода в обучении и воспитании детей разрабатывается в отечественной науке давно и сейчас актуальность вышеперечисленных исследований также велика.

Для всестороннего развития личности в ходе учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях педагогам необходимо знать не только возрастные особенности детей, но и индивидуально-типологические особенности каждого ребенка. Эти знания помогут сформировать у каждого из детей индивидуальный стиль деятельности, найти к детям индивидуальный подход.

Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных и обучающих воздействий на детей создаются в раннем и младшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте нервная система ребенка пластична, находится в стадии становления, идет развитие основных свойств нервных процессов при взаимодействии с внешней средой (вне семьи ребенка) [3, с. 134].

Педагог дошкольного образовательного учреждения должен понимать, что в ходе определенного воспитания, педагогического воздействия у детей с различными типами темперамента можно и нужно воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие каждого.

Знание особенностей проявления различных типов темперамента позволяет педагогам  понимать определенные закономерности в поведении детей и применять соответствующие им способы воздействия на детей, организовывать образовательную и воспитательную деятельность в соответствие с этими особенностями.

В результате соответствующего воспитания, педагогического воздействия у детей с разным темпераментом можно и нужно воспитывать положительные качества, обеспечивающие развитие каждого дошкольника. К примеру, на ребенка с сильной нервной системой, упреки взрослого действуют как стимул, со слабой же нервной системой после замечаний педагога дети могут растеряться, утратить  веру в свои силы, быть подавленными. Из этого следует, что дети с различным типом темперамента нуждаются в индивидуальном  педагогическом воздействии [4, с. 35].

Дошкольники-сангвиники живые, общительные, энергичные дети, которые могут быстро переключаются с одного вида деятельности на другую и  поддерживать свое внимание на всем протяжении режима дня в дошкольном образовательном учреждении. В отношении таких детей нужно опираться на характерные для них качества,  способствовать их самоутвердению в среде сверстников и вырабке своего индивидуального стиля деятельности.

Однако, под кажущимися на первый взгляд положительными характеристиаками типа темперамента детей-сангвиников, скрываются и не очень привлекательные особенности. Так, податливость и пластичность нервной системы, которые способствуют быстрой ориентации в новой обстановке, новой деятельности, зачастую оборачиваются отрицательной стороной: дети меняет одну игрушку за другой, имеют много друзей, но ни одного друга, за всё берутся, но редко доводят начатое дело до конца.

Дети-сангвиники остроумны, быстро схватывают новое, легко переключают внимание. Таким детям в большей степени подходит работа, которая требует быстроту реакции. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребенок старается ее закончить и переключиться на новое дело. Плохо выполненную работу детям-сангвиникам необходимо предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера.

Важным для ребенка является формирование с малых лет умение внимательно относиться к сверстникам, установление дружеских связей со сверстниками. Педагогам не следует ограничивать подвижность сангвиника, но вместе с тем важно учить его сдерживать свои порывы, считаться с притязаниями других. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям правил, порядка, отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников.

Холерики легко возбудимые дети, они энергечны, активны, подвижны, напористы и эмоциональны. Эти отличительные особенности позволяют детям занять благоприятное положение в детском коллективе.

Сложность обучения и воспитания детей-холериков состоит в неправильном отношении к ним взрослых, которые стараются препятствовать активности детей, сдерживают их подвижность. Важно поддерживать таких детей в их увлечениях, стремиться так организовать жизнь, чтобы активность детей-холериков имела полезное применение. Необходимо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. В связи с тем, что у таких детей от природы процессы возбуждения превалируют над процессами торможения, их не следует корить за это, а выстроить так взаимодействие с ребенком, чтобы помочь ему самому обуздать себя [1, с. 120].

Дети-холерики нуждаются в организации особого щадящего режима дня: важно ограничить все, что может возбуждать его нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном.

Повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут, в силу ему же присущих импульсивности, несдержанности, привести и к осложнению его взаимоотношений со сверстниками. Ребенку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужим мнением, желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания. От дошкольников-холериков педагогу необходимо постоянно, в мягкой форме, и в то же время проявляя настойчивость, требовать обдуманных, спокойных ответов, ровного отношения к свнрстникам и взрослым. Во время выполнения игровой, учебной деятельности в детском саду у холериков необходимо формировать умение вести работу последовательно и требовать добросовестного отношения к ней. Вместе с тем, необходимо помнить о роди игры в процессе любого вида деятельности и опоре на значимые для ребенка мотивы деятельности.

Дети-флегматики медлительны, равнодушны, бывают излишне спокойны. Частая ошибка в воспитании флегматиков — предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью, окрики, угрозы, подталкивания. Еще одной ошибкой взрослых является стремление оградить ребенка от всего, что требует усилий, быстро прийти к нему на помощь. В этом случае дети не станут активными, разовьется неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро».

В процессе образовательной деятельности дошкольнику-флегматику нередко мешает его медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем если такие дети что-то запоминают, то надолго и основательно. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных детей, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности.

Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. В игровой, конструктивной  деятельности, особенно заметны для педагога такие важные качества детей-флегматиков, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность. На эти качества важно операться при оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности. Для преодоления малоподвижности важно включать детей в такие виды деятельности, требующие от них двигательной активности – занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др.

В связи с тем, что дошкольники-флегматики трудно привыкают к новым условиям жизни, новым коллективам, важно давать ребенку поручения, требующие общения с детьми или с взрослыми. Такая деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов.

Если ребенок-флегматик начал дело, нельзя оставлять его одного, поскольку период «раскачки» может затянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупреждать его о необходимости закончить работу, но не прерывать его резко. Очень важна для ребенка-флегматика дружба с подвижными детьми, однако, необходимо  следить за тем, чтобы подвижный сверстник не брал всю инициативу в свои руки. Все это поможет превратить ребенка-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого, значимого для сверстников.

Дошкольники-меланхолики робки, неуверенны в себе, тревожны. Это дети со слабой нервной системой, интроверты, которые требуют бережного отношения к ним: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.

В образовательном процессе дошкольного учреждения меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения. В обучении ребенка-меланхолика особенно важным является соблюдение щадящего режима и принципа постепенности: следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, так как малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь играть с новой игрушкой.

Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха. Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям, эмпатии и др. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.).

Педагогам важно развить у детей-меланхоликов стремление к активности, умение преодолевать трудности, общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества, поддерживать положительные эмоции этих детей. Кроме того, педагогу необходимо работать над расширением круга знакомств детей-меланхоликов, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок освоится, круг общения ребенка можно расширять. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от занятий, не разговаривают со сверстниками.

Все эти вышеперечисленные характеристики типов темпераментов дошкольников необходимо учитывать педагогам в организации учебно-воспитательной работы в дошкольном учреждении.

Исходя из вышеизложенного, нами выделены условия индивидуального подхода к детям различных типов темперамента  (рис. 1).

Рисунок 1. Условия учета педагогами типов темперамента дошкольников при работе с детьми [5, с. 52]

Таким образом, любая индивидуальность ребенка имеет свои плюсы и минусы. Следовательно, знание типов темперамента дошкольника позволяет правильнее понимать отличительные особенности их поведения, дает возможность педагогам варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий и обучения на детей. Должен быть не поиск негативных сторон индивидуальности ребенка и не борьба с ними, а создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности и построение на ее основе всего педагогического процесса.

В настоящее время среди родителей будущих первоклассников наблюдается тенденция  — еще за долго до обучения в школе  научить детей писать, читать, решать задачи и примеры по математике. Все это делается ими для того, чтобы, по их мнению, ребенку было легче и успешнее учиться. Однако, как показывает практика, умение детей читать и писать до поступления в школу, еще не гарантирует успешного обучения. Как показывает практика, ребенок хорошо читающий, умеющий считать до десяти и решать элементарные математические задачки, а также обладающий широким кругозором, в школе на уроках не может сосредоточиться, небрежно выполняет задание, а при изучении нового, более сложного материала, вообще не хочет проявить усердие, чтобы его освоить.

Подготавливая ребенка к школе, родители и воспитатели дошкольных учреждений должны учитывать прежде всего его индивидуально-типологические особенности, от которых во многом зависит способ его обучения, эффективность подходов, приемов и методов его воспитания и обучения. Ведь прямое заимствование школьных методов обучения без трансформации к каждому ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей, зачастую не приводят к желаемому результату, а иногда и приносят больше вреда, чем пользы.

Темперамент ребенка и является той основой с которой нужно начать индивидуализировать процесс подготовки ребенка к к школе. Типы темперамента и способы работы с детьми каждого типа при подготовке к школе отражены в таблице 1.

Таблица 1.  Типы темперамента и способы работы с детьми с различными типами темперамента при подготовке к школе

Тип темперамента ребенка-дошкольника

Способы работы с детьми с различными типами темперамента пр  подготовке к школе в ДОУ

Дети-флегматики

Задача взрослых при подготовке к школе – способствовать развитию их уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие выполнение задания в более быстром темпе. Зная особенности таких детей педагоги не должны торопить их, так как это нервирует малыша и может привести к еще большей скованности и потере инициативы. В этом помогут своевременно сформированные умения и навыки самостоятельной работы. Полезно использовать приемы опережающего воздействия, т.е. заблаговременно напоминать ребенку о необходимости подготовиться к заданиям, о приближении сроков завершения работы, о предстоящей деятельности и т. п. Это поможет ему вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело. Педагоги  должны часто хвалить ребенка, стимулируя его к более активным и целенаправленным действиям.

Дети-холерики

Главное в подготовке детей-холериков к школе – дать полезное направление детской энергии. Важно приобщать ребенка к интересным и полезным занятиям, играм, поручениям, в ходе которых найдет выход их природная активность. Можно попросить ребенка проверить, правильно ли выполняется та или иная работа, оценить ее. Нужно помочь ребенку освоить связь между излишней торопливостью и низким результатом труда, поощрять старание и терпение, организовывать спокойную деятельность для укрепления процессов торможения, использовать приемы сдерживания активности. Полезными являются приемы, которые ставят детей в позицию обучающего: «Расскажи и покажи мне. …», «Научи меня ….».

Дети-сангвиники

Процесс подготовки детей-сангвиников к школьному обучению, у детей-сангвиников происходит быстро и благополучно. При подготовке таких детей к школе необходимо формировать у них умение доводить начатое дело до конца, не допускать появления привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность. К ребенку-сангвинику можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить выполнить заново и самому оценить полученный результат. Педагогам нужно попытаться углубить у него интерес к какому-нибудь занятию, показывать новые, привлекательные, стороны каждого дела, направлять активность на усвоение более сложных умений и навыков. В таких детях важно поощрять настойчивость, старательность и целеустремленность.

Дети-меланхолики

Главная задача педагогов при подготовке детей-меланхоликов к школе – вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Такие дети дольше других адаптируются к школе, с большими трудностями входят в новые условия. Важна положительная оценка их поведения, создания установок на проявление воли, настойчивости, выражения уверенности в их возможностях хорошо выполнить новое дело. Ребенку целесообразно поручать такие дела, с которыми он безусловно справится, и результат увидят сверстники. Успех его окрыляет и пробуждает уверенность в своих силах при решении более сложных задач. Большое значение для таких детей имеют контакты с родителями, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают ребенку стать более коммуникабельным, развивают способность к взаимодействию.

Таким образом, если дети отличаются друг от друга типами темперамента, а поэтому  и  темпами работы, реакциями на раздражители, характером интеллектуальной деятельности, следовательно сам процесс обучения и усвоения учебного материала детьми также будет отличаться. Из этого выходит, что дети определенных типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению, а другие же, напротив. Вот почему важно принимать во внимание особенности темперамента дошкольников еще при подготовке к школьному обучению.


Список литературы

1. Егорова О.С. Особенности темперамента детей дошкольного возраста / О.С. Егорова // Вопросы науки и образования. 2020. № 2. С. 120.
2. Осина И.Е. Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста / И.Е. Осина // Дошкольное воспитание. 1997. №4. С.24.
3. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их опредления // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 209 с.
4. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. Ярославль: Академия развития, 2015. 210 с. 35.
5. Трубинова Е.А. Влияние типа темперамента на учебную деятельность / Е.А. Трубинова // Науки об образовании. 2017. № 3. С. 52.
6. Чиркова Т. Учет индивидуально — психологических особенностей детей. М.: МПСИ, 2018. — 198 с.

← Предыдущая статьяК вопросу об организации проектной работы студентов на преддипломной практике

Следующая статья →Совершенствование техники легкоатлетических упражнений средствами мультипликации

Расскажите о нас своим друзьям:

Темперамент – Что это такое? — Лучший уход за детьми — Penn State Extension

Темперамент — это эмоциональный и поведенческий стиль реакции ребенка на мир, и исследователи обнаружили, что на него влияют девять черт.

Темперамент – что это такое?

Темперамент – это эмоциональный и поведенческий стиль реакции ребенка на окружающий мир. Свой стиль темперамента ребенок проявляет с самого рождения. Исследователи Александр Томас и Стелла Чесс обнаружили, что на темперамент влияют девять характеристик темперамента: активность, регулярность, начальная реакция, приспособляемость, интенсивность, настроение, отвлекаемость, продолжительность концентрации внимания и сенсорный порог. Каждая черта имеет ряд уровней, и реакции темперамента будут различаться в зависимости от силы каждой черты. Эти черты объединяются, чтобы создать уникальный темперамент ребенка, а темперамент ребенка будет влиять на то, как другие взаимодействуют с ним, как он реагирует эмоционально и как он реагирует на новые ситуации. Зная темперамент ребенка, вы можете оценить, как ребенок может действовать, и сможете более целенаправленно планировать действия, создающие конструктивную ситуацию для ребенка. Наблюдайте за каждым ребенком и оценивайте уровни всех девяти черт темперамента, чтобы вы могли распознать и понять стиль каждого ребенка.

Идеи для реагирования на темпераменты

  • Занятие – Дайте детям время для движения в течение дня и предоставьте детям выбор. Пусть активный ребенок отойдет от круга, если у него есть шевеления. Выделите место на игровой площадке для детей, чтобы они могли сидеть и играть за столом на свежем воздухе.
  • Регулярность . Включите в свой график постоянное время для рутинных дел, но добавьте некоторую гибкость в рутины. В качестве перекуса, вместо группового перекуса за один раз, разложите закуски на длительный период и разрешите детям есть в любой момент в течение периода перекуса.
  • Первоначальная реакция – Подготовьте детей к знакомству с новыми людьми и новым занятиям. Присоединяйтесь к колеблющимся детям или оставайтесь рядом с ними, чтобы обеспечить им чувство безопасности.
  • Адаптивность – Сообщите детям о предстоящих изменениях и обсудите, что произойдет. Будьте готовы реагировать на нежелание детей и давать детям дополнительное время для перехода.
  • Интенсивность – Если ребенок шумный, создайте места и занятия, которые позволят ребенку быть шумным. Организуйте пространства и занятия так, чтобы не мешать или не затмевать более спокойные занятия и зоны.
  • Настроение – Узнайте, что нравится детям. Для детей, которые склонны к негативу, используйте лайки, чтобы поднять настроение. Если ребенок часто жалуется на уборку, а вы знаете, что он любит динозавров, во время уборки притворяйтесь динозаврами. Или спрячьте любимую игрушку динозавра, за которой ребенок может охотиться во время уборки.
  • Отвлекаемость — Ограничьте отвлекающие факторы в окружающей среде, посмотрев, где и когда вы настраиваете действия. Вместо того, чтобы заниматься манипулятивными действиями, когда школьники приходят из школы, выполняйте действия позже с дошкольниками во время выполнения домашних заданий школьного возраста.
  • Настойчивость/концентрация внимания – Предлагайте занятия различной продолжительности и сложности. Для более активного занятия попробуйте разбить его на два или три занятия, если это возможно.
  • Сенсорный порог – Учитывайте интенсивность сенсорных раздражителей. Измените интенсивность, ища альтернативные материалы или адаптируя материалы. Используйте теплую воду в грунтовых водах или дайте ребенку надеть перчатки, чтобы рисовать пальцами. Для переходных сигналов используйте дождевую палку вместо звонка или приглушите свет вместо того, чтобы включать и выключать свет.

Черты темперамента

Черта Определение Диапазон Характеристики
Деятельность Уровень энергии и количество движений. энергичный против малоподвижного образа жизни Активные дети предпочитают быть в движении и могут испытывать трудности сидеть в течение более длительного времени. Малоподвижные дети предпочитают стационарную деятельность и могут быть медлительными.
движущийся.
Регулярность Естественные закономерности и графики биологических функций (напр. сон, выделение, еда). предсказуемый и переменный Дети с регулярным поведением будут развиваться предсказуемо расписания. Дети с нерегулярные шаблоны не разрабатывают графиков и могут занять больше времени для завершения некоторые развивающие задания, например, приучение к туалету.
Начальная реакция Реакция на новых людей и ситуации. открытый или колеблющийся Дети, которые открыто отвечают, пойдут к новым людям и исследуют новые игрушки и окружение. Нерешительные дети будут сторониться новых людей и будут неудобно в новых условиях.
Адаптивность Способность приспосабливаться к изменениям. аккомодирующий и устойчивый Дети с высокой степенью адаптации примут изменения в распорядке дня, деятельности, окружающей среды.
Дети, которые не адаптируются, будут сопротивляться изменениям и могут стать расстраиваюсь, когда сталкиваюсь с изменениями.
Интенсивность Эмоциональная реакция на события. буйный против вялого Интенсивные дети эмоциональны в своих ответах, позитивны и отрицательный. Менее интенсивный дети могут не проявлять особых эмоций или казаться отстраненными.
Настроение Типичное эмоциональное мировоззрение. положительных и отрицательных Детям с позитивным настроем легче угодить и ухаживать быть более ровным в своих взаимодействиях с другими. Дети с негативным поведением их труднее утешить или угодить, и они могут быть неприятными в общении.
Отвлекаемость Способность к концентрации. внимательный против рассеянного
Дети, которые могут сосредоточиться, лучше способны блокировать окружающий шум и деятельность. Дети, которые не могут хорошо сосредоточиться, могут быть легко обеспокоены другим шумом и активность.
Настойчивость – Внимание Пролет Возможность оставаться с активностью. погруженный против незаинтересованного Настойчивые дети останутся с занятием и могут быть внимательны в течение длительного времени. Детям с короткой концентрацией внимания будет трудно оставаться с расширенные или многоступенчатые действия.
Сенсорный порог Реакция на сенсорные раздражители. (например, текстура, прикосновение, яркость, объем, вкус, аромат) невозмутимый против раздраженного Дети с высоким сенсорный порог более комфортны с сенсорным опытом и могут не замечать сенсорные раздражители. Дети с низким сенсорным порогом больше подвержены сенсорным нарушениям. раздражители и могут быть возбуждены сенсорными переживаниями.

Ресурсы – Шкалы оценки темперамента:
  • Центр психического здоровья детей младшего возраста – «Инструмент для изучения темперамента младенцев».
  • Центр социальных и эмоциональных основ раннего обучения – «Континуум темперамента» (рабочая записка № 23).

СОВЕТЫ 14-6

Скачать публикацию

Темперамент – что это такое? (PDF)

Подробнее о статье

Заголовок

Темперамент – что это такое?

Эта публикация доступна в альтернативных СМИ на запрос.

У вас нет товаров в корзине.

4 типа детского темперамента

Автор: Simon Books

Каждый ребенок по-своему реагирует на окружающую среду, даже если он вырос в одном доме со своими братьями и сестрами.

Фото Дайанн Гомес из Pexels

Детский темперамент — это изменчивость реакции на окружающую среду и эмоциональные реакции. Это может проявиться в очень молодом возрасте у вашего малыша. Это результат биологических факторов и факторов окружающей среды, воздействующих на вашего малыша по мере его развития.

Он не полностью основан на генетических факторах. Каждый ребенок по-своему реагирует на окружающую среду, даже если он вырос в одном доме со своими братьями и сестрами. Все они имеют разные типы личности малыша и детский темперамент.

Тем не менее, как бы вы ни хотели, чтобы ваш ребенок был умеренно темпераментным, исследования показывают, что не так уж плохо, если у вашего малыша сложный темперамент. Вот четыре типа детского темперамента.

5/5 Легкий детский темперамент

Фото Pixabay: Pexels

Этот тип темперамента проявляется во многом положительно. Ваш ребенок будет подходить к новым ситуациям с позитивным настроем и настроением. Легкий темперамент обуславливает неинтенсивные реакции ребенка на раздражители, сопровождающиеся регулярными функциями организма. Вы обнаружите, что воспитывать такого ребенка легко, потому что он благосклонно реагирует на различные методы воспитания ребенка и может легко адаптироваться к другим методам воспитания.

СВЯЗАННО: Доктор объясняет, почему тестирование типа личности не подходит для вашего ребенка

4/5 Трудный темперамент ребенка

Фото автора Ketut Subiyanto: Pexels

С другой стороны, трудный темперамент ребенка может характеризоваться медленной приспособляемостью, нерегулярными функциями организма, плохим настроением, интенсивными реакциями и отказом от новых условий, и это лишь некоторые из них. Не секрет, что воспитание такого малыша с самого начала представляет собой сложную задачу. Однако это не окончательное определение «сложности», поскольку оно имеет негативный оттенок.

Термин упускает из виду положительные черты поведения, которые сопровождают этот темперамент. Эти малыши настойчивы, напористы и решительны, что делает их скорее злыми или энергичными, чем трудными. Термин «сложный» используется только в этом контексте, поскольку он широко используется в научном мире.

3/5 Медленно разогревающийся темперамент ребенка

Фото Pixabay: Pexels

Этот темперамент проявляется у вашего ребенка в виде низкой интенсивности реакции, низкого уровня активности и предрасположенности к уходу от новых ситуаций. Кроме того, ваш ребенок будет демонстрировать умеренно негативное настроение и медленную адаптируемость. Вы можете думать о них как о чувствительных или застенчивых, потому что они не любят, когда их подталкивают к чему-либо.

Однако, если ваш ребенок проявляет признаки медленного разогрева, он или она в конечном итоге сможет адаптироваться к новым ситуациям, если вы дадите ему время сделать это в своем собственном темпе. Давление на них только заставит их вернуться в свой кокон.

2/5 Смешанный темперамент ребенка

Фото автора Andy Kuzma: Pexels

Статистика показывает, что около 40 процентов детей имеют легкий темперамент, а примерно десять процентов имеют трудный темперамент. Кроме того, от 10 до 15 процентов детей проявляют черты медленного разогрева темперамента. Тем не менее, по оценкам, 40 процентов детей ясельного возраста не относятся к определенной категории, скорее, они обладают темпераментом, сочетающим в себе характеристики всего вышеперечисленного.

1/5 различных черт детского темперамента

  • Биологические ритмы – Это относится к регулярности естественных побуждений вашего ребенка, таких как сон, посещение туалета и прием пищи. Регулярные ритмы указывают на то, что у вашего ребенка легкий темперамент, а нерегулярные могут указывать на то, что у вашего малыша сложный или медленный темперамент.
  • Уровни активности – Это просто относится к тому, насколько физически активен ваш малыш.
    Определить тип темперамента вашего ребенка можно по наблюдая за уровнем их активности .
  • Адаптивность – Это относится к легкости, с которой ваш малыш может приспособиться к новым ситуациям или изменениям. Дети с легкий темперамент легко адаптируется в то время как тем, у кого медленный темперамент, нужно больше времени, чтобы приспособиться.
  • Доступность – Черты приближения и ухода относятся к легкости вашего ребенка принимать или отвергать новые ситуации. Это может сказать вам, какой темперамент у вашего ребенка.
  • Отвлекаемость – Эта черта указывает на то, насколько трудно или легко вашему малышу отвлекаться на окружающую среду или ситуацию. А очень отвлекаемый ребенок могут легко поколебаться под давлением сверстников, в то время как для детей с медленным темпераментом происходит обратное.
  • Чувствительность – Когда ваш ребенок очень чувствителен, он склонен сильнее реагировать на прикосновение, запах, свет, вкус и звук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *