Содержание
Усатый-полосатый — Маршак. Полный текст стихотворения — Усатый-полосатый
Жила-была девочка. Как ее звали?
Кто звал,
Тот и знал.
А вы не знаете.
Сколько ей было лет?
Сколько зим,
Столько лет, —
Сорока еще нет.
А всего четыре года.
И был у нее… Кто у нее был?
Серый,
Усатый,
Весь полосатый.
Кто это такой? Котенок.
Стала девочка котенка спать укладывать.
— Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
Уложила котенка, а сама пошла ужинать.
Приходит назад, — что такое?
Хвостик — на подушке,
На простынке — ушки.
Разве так спят? Перевернула она котенка, уложила, как надо:
Под спинку —
Перинку.
На перинку —
Простынку.
Под ушки —
Подушки.
А сама пошла ужинать. Приходит опять, — что такое?
Ни перинки,
Ни простынки,
Ни подушки
Не видать,
А усатый,
Полосатый
Перебрался
Под кровать.
Разве так спят? Вот какой глупый котенок!
Захотела девочка котенка выкупать.
Принесла
Кусочек
Мыла,
И мочалку
Раздобыла,
И водицы
Из котла
В чайной
Чашке
Принесла.
Не хотел котенок мыться —
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку языком.
Вот какой глупый котенок!
Стала девочка учить котенка говорить:
— Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
— Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу!
— Скажи: э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!
Все «мяу» да «мяу»! Вот какой глупый котенок!
Стала девочка котенка кормить.
Принесла овсяной кашки —
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски —
Отвернулся он от миски.
Принесла кусочек сала.
Говорит котенок: — Мало!
Вот какой глупый котенок!
Не было в доме мышей, а было много карандашей. Лежали они на столе у
папы и попали котенку в лапы. Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал, как мышку,
И давай его катать —
Из-под стула под кровать,
От стола до табурета,
От комода до буфета.
Подтолкнет — и цап-царап!
А потом загнал под шкап.
Ждет на коврике у шкапа,
Притаился, чуть дыша…
Коротка кошачья лапа —
Не достать карандаша!
Вот какой глупый котенок!
Закутала девочка котенка в платок и пошла с ним в сад.
Люди спрашивают: — Кто это у вас?
А девочка говорит: — Это моя дочка.
Люди спрашивают: — Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит: — Она давно не мылась.
Люди спрашивают: — Почему у нее мохнатые лапы, а усы, как у папы?
Девочка говорит: — Она давно не брилась.
А котенок как выскочит, как побежит, — все и увидели, что это котенок —
усатый, полосатый.
Вот какой глупый котенок!
А потом,
А потом
Стал он умным котом,
А девочка тоже выросла, стала еще умнее и учится в первом классе сто
первой школы.
Маршак — Багаж: читать стихотворение «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж»
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
— Товарищи! Где собачонка?
Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его — и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.
Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
— Разбойники! Воры! Уроды!
Собака — не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
— Отдайте мою собачонку!
— Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!
Написанное почти век назад, стихотворение «Багаж» С. Я. Маршака, и сегодня с удовольствием читают как взрослые, так дети. Редко встречаются люди, не способные процитировать произведение наизусть — яркие образы, живое, но лаконичное повествование легко врезаются в память.
Замечательный пример авторского остроумия и способности играть словами — стихотворение о поездке, за время которой удравшую собачку подменяют огромным псом — обрело свой окончательный вид в 1926 году.
В своем стремлении добиться идеального ритма, автор не чурался изменять сюжет произведения — прежде дама отправлялась в Тверь, а вовсе не в Житомир:
«Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер…», и
«Как только приехали в Тверь,
Открыли багажную дверь…».
По воспоминаниям Самуила Яковлевича, он приступал к работе не имея конкретной задумки, его волновала только ритмика, игра со словом. А ритмическая организация стиха такова, что первые строки включают от 3-х до 6-ти слов, а за ними идут однословные строки. Всякий раз строфа заканчивается фразой о собачонке.
Удачно выбранная стилистическая фигура, и стала залогом успеха произведения — дети с легкостью усваивают музыкальные фразу, а чеканные слова-лесенки используют в играх в качестве считалочки. На это и было нацеленно повторение скороговоркой путешествующих предметов, связанных в одну цепочку рифмой и повторяющимся рефреном.
Что касается образности, то в детском воображении легко предстает картина — хрупкая дама сдает в багаж огромный диван. А все остальное? — только подумайте! — чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка (полная, между прочим, пышных шляп) и какой-нибудь крошечный терьер.
Ситуация, вне всякого сомнения, забавная. В заключительных строках происходит кульминационное столкновение осиротевшей дамы и железнодорожников, а образ лохматой дворняги, заменившей маленькую собачонку, стал уморительной развязкой истории («Однако за время пути собака могла подрасти!»). Автор отмечал, что эти строки родились у него сами собой.
Взрослые читатели тоже улыбнутся над саркастическими намеками на бюрократические формальности («Выдали даме на станции четыре зеленых квитанции»), пренебрежительное отношение к чужим вещам («Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон»), или увидеть иронию в названии станции — «Дно».
Веселый стих был негативно встречен советской критикой. Но пережив время, он и сегодня продолжает радовать читателей.
как великий детский поэт обучал советских детей каббале. Вот так рассеянно
Для всех будущих родителей, несомненно, самым главным желанием является то, чтобы малыш родился здоровым, независимо от пола. Хотя каждый в душе по-прежнему мечтает обзавестись наследником и продолжателем рода или после нескольких мальчишек, наконец, дождаться девочку. Все исследования показывают, что на пол будущего ребенка влияет количество женских и мужских хромосом, содержащихся в сперме отца. Оплодотворенная яйцеклетка матери несет женскую Х-хромосому, если она соединится с Х-хромосомой из спермы отца, то получится ХХ-хромосома и у вас будет девочка; соединенная женская X-хромосома с мужской Y-хромосомой образует XY-хромосому, которая даст вам мальчика.
Женские и мужские хромосомы имеют качественные отличия, научно доказано, что сперматозоид с Х-хромосомой очень медлительный и более живучий, а с Y-хромосомой сильный и быстрый. Применяя эти знания, вы можете попробовать спланировать пол будущего малыша. Ученые рекомендуют, если вы хотите зачать мальчика, делать это во время овуляции или на следующий день. Тем, кто хочет родить девочку, рекомендуется попробовать зачать ее за пару дней до овуляции.
Факторы, влияющие на будущий пол ребенка
- Статистические измерения показывают, что возраст родителей влияет на пол первенца. Более вероятно, что первый ребенок будет соответствовать полу старшего.
- Мальчики чаще рождаются после осеннего зачатия, а девочки – весной.
- У сильных женщин с ярко выраженными лидерскими качествами в организме много мужского гормона тестостерона, поэтому они чаще всего рожают мальчиков.
Но все это просто статистика. Так может ли повлиять на пол ребенка ? На данный момент существует множество как народных, так и научных методов, помогающих вычислить пол ребенка, конечно, ни один из них не дает полных гарантий, но те, для кого это важно, все же могут попробовать.
- Самый надежный, но и очень дорогой метод получения ребенка желаемого пола , это медицинский метод оплодотворения ЭКО, он заключается в том, что мужские сперматозоиды искусственно сортируются на женские и мужские, и отбираются для оплодотворения яйцо, соответствующее желаемому полу. Этот способ редко приносит плоды с первой попытки, иногда требуется две-три-четыре, но даже он не дает стопроцентной гарантии.
- Вторым по достоверности и логичности объяснением является метод определения сроков зачатия с учетом овуляции. Сделав зачатие за пару дней до выхода созревшей яйцеклетки, вы нейтрализуете сперматозоид, несущий Y-хромосому, и даете больше шансов медлительным и живучим головастикам, несущим X-хромосому. Во время зачатия, во время овуляции, когда клетка уже вышла, больше шансов добраться до нее первой, бесспорно быстрые и сильные Y-содержащие сперматозоиды имеют хромосому.
- Говорят, что на пол ребенка можно повлиять, придерживаясь определенной диеты. Например, если вы хотите получить мальчика, вам необходимо включить в свое меню ежедневное потребление фруктов, хлеба, копченостей, мяса и грибов, всех продуктов, содержащих ионы К и Na. Для тех, кто хочет родить девочку, предпочтительнее употреблять продукты, содержащие ионы Mg и K, молочные продукты, яйца, орехи и сладости. Использование этого метода, по статистике, составляет восемьдесят процентов успеха. Согласитесь, не плохой результат.
- Частота, как доказано учеными, может влиять на будущий пол ребенка … Для тех, кто занимается любовью часто, Y-носители, быстрые сперматозоиды имеют все преимущества, что увеличивает вероятность рождения мальчика. У тех, кто занимается любовью редко, количество Х-хромосомных сперматозоидов значительно выше, соответственно, увеличивается вероятность зачатия девочки. По статистике эффективность этого метода достигает семидесяти процентов.
- Распространенный способ планирования пола будущего ребенка – расчет качества крови родителей, ведь чья кровь свежая, те хромосомы и выиграют. Это научно доказанный факт, что у женщин обновление крови происходит раз в три года, а у мужчин – раз в четыре года. Этим методом можно определить, чья кровь обновлялась раньше, до момента зачатия. Если кровь будущего папы обновилась раньше мамы, то родится девочка, если мамы раньше, то мальчик.
- Температурный режим применяется при желании родить мальчика, и его соблюдение касается только будущего отца. Папе, желающему обзавестись наследником, желательно беречь себя от жары, не принимать горячие ванны и предпочесть им холодный душ и обтирания льдом, сменить тесные плавки на просторные «боксеры».
Существует множество других, как утверждают авторы, надежных и эффективных способов зачатия ребенка, желаемого для родителей пола, которые не могут быть доказаны с точки зрения науки и медицины. Они основаны только на приметах и предрассудках. Также существует забавный обычай класть определенные предметы под матрас или подушку, выбирать определенный час или ориентироваться на состояние луны. Все, что мы можем вам пожелать, это любить своего ребенка, какого бы пола он ни родился.
Самуил Маршак — поэт, классик детской литературы. Писал философские стихи, лирические эпиграммы, антифашистскую сатиру. Он переводил Бернса, Шекспира, Блейка, сказки разных народов. Перу Маршаку принадлежат известные детские сказки «Двенадцать месяцев», «Боюсь горя — счастья не видать», «Умные дела» и многочисленные дидактические произведения — «Огонь», «Почта», «Война с Днепром».
Президент Российского еврейского конгресса (РЕК) Юрий Каннер рассказал, как по счастливой случайности оказался причастным к мероприятиям юбилея Маршака, встретив на Цветном бульваре губернатора Воронежской области Алексея Гордеева , способствовавший открытию памятника Маршаку в Воронеже. Каннера удивило, что этот памятник — первый памятник Маршаку в России.
Так родилась идея поставить памятник известному писателю в Москве.» Все время думала, что Самуил Яковлевич Маршак советский поэт. С удивлением узнал, что он переводил с иврита и переводил с идиша, знал эти языки и встретил свою будущую жену в Израиле, тогда ее звали Палестина. После того, как я попал в проект, я понял, что попал в проект правильно! «, — сказал Юрий Каннер.
Администрация города оказала поддержку, и сейчас завершается оформление документов, разрешающих установку памятника в Лялинском переулке, возле квартиры, где жил Самуил Яковлевич.
Внук писателя Александр Маршак отметил правильный выбор места для памятника. Именно в Лялинском переулке писатель вместе с кукрыниксами забирался на крышу и снимал зажигательные бомбы во время войны, а также работал над сказкой «Двенадцать месяцев», которую написал в годы Великой Отечественной войны. Место для памятника самое лучшее, историческое. Александр Иммануилович подчеркнул, что и он, и Юрий Каннер хотят, чтобы памятник был действительно произведением искусства.
торжественное открытие намечено на 4 ноября, а 1 июня, в День защиты детей, состоится торжественный запуск поезда «Самуил Маршак» по маршруту Москва — Воронеж9.0003
Фото из открытых источников. а также несколько журналов для детей. Именно Маршак привлек к детской литературе многих выдающихся современных писателей, и все, что было напечатано из детской литературы в годы юности Маршака, было его редактурой.
Александр Маршак рассказал о вкладе семьи в популяризацию творчества писателя. Сын Иммануил, выдающийся физик и талантливый переводчик (он первым перевел Джейн Остин на русский язык), после смерти отца почти в одиночку разобрал архивы Маршака, представив его наследие издателям в переработанном виде. После смерти Иммануила Александр Маршак до сих пор с большим энтузиазмом относится к наследию Самуила Маршака.
Недавно вышло четыре тома примерно избранных переводов Маршака. Планируется издание четырехтомного сборника детских произведений.
Генеральный директор Издательского дома «Эксмо» Олег Новиков подчеркнул, что Маршак неизменно входит в десятку самых популярных авторов, а продажи его произведений растут с каждым годом. Планируется переиздание 10 книг с классическими иллюстрациями, на которых выросло несколько поколений.
Совместно с Московским метрополитеном издательство готовит в сентябре запуск поезда «Маршак» на Арбатско-Покровской линии: иллюстрации, аудиозаписи и специальные билеты порадуют людей. Не менее интересный проект готовит Почта России — они напечатают коллекционные открытки и проведут выставку, посвященную 90-летие стихотворения «Почта».
К книжному фестивалю «Красная площадь», конечно же, готовится специальная программа: в ней примут участие ведущие российские актеры, а книжные магазины и библиотеки запланировали множество мероприятий, в которых задействована вся книжная отрасль.
Фото из открытых источников
Ольга Муравьева, директор отдела детской литературы издательства АСТ, подчеркнула, что культурная среда, в которой будет интересно и комфортно взаимодействовать всем поколениям, является одной из главных целей юбилейного года.
Уже стартовал чемпионат «Страница 17» по чтению вслух среди старшеклассников с хештегом #моймаршак в социальных сетях. В чтениях принимают участие 12 тысяч подростков из 20 регионов России, а призовой фонд чемпионата составляет 300 тысяч рублей. Народные чтения проходят при поддержке Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика». В Московском театре русской драмы стартовал «Международный фестиваль школьных театров». Ни одна организация, к которой обращались с идеями, посвященными юбилейному году, не отказала издательству.
Директор Российской государственной детской библиотеки продолжила рассказывать о проектах Мария Веденяпина … Она отметила организованный совместно с издательством «Малыш» литературный конкурс «Письмо в стихах», который направлен не только на популяризацию детского чтения, но и на развитие мышления.
Самуил Маршак рассказал о поезде Москва-Воронеж Евгений Железнодорожники не остались равнодушными к участию в юбилейных мероприятиях Маршака. Недавно на маршруте Москва-Воронеж введен в эксплуатацию новый двухэтажный подвижной состав. Именно он станет базой для тематического поезда. С прошлого года в его состав вошел вагон со специально оформленной детской игровой зоной, а сейчас брендирование и благоустройство поезда к праздничному году практически завершено.
Известный поэт и профессиональный переводчик, драматург, педагог, редактор — таков огромный творческий опыт Самуила Яковлевича Маршака. Самуил Яковлевич Маршак – замечательный детский поэт. На его счету огромное количество детских работ, благодаря которым он получил наибольшую известность. Все его стихи учат детей с большой любовью наслаждаться красотой поэтического слова. Все его хорошо помнят с детства,
«Мужик, рассеянный с Бассейной улицы», Дама, сдававшая в багаж: диван, чемодан, сумку»… и многих других его героев.
Самуил Яковлевич рассказывал, что начал писать очень рано, в 4 года. Детские стихи Маршака давались легко, он отлично рифмовал строки, но совершенно не задумывался над смыслом слов, говорил, что писал стихи в детстве очень быстро, особо не задумывались о них. Маршак не помнил, почему он начал писать, что именно побудило его к этому.
Одним из самых ярких детских воспоминаний стал утренник, когда Самуил Маршак впервые прочел стихотворение. Он шел между рядами зрителей размеренным шагом, четко и громко читая стихи, но его остановили и объяснили, что нужно стоять на месте. Маршак вспоминал, как он был удивлен и даже расстроен. Уже в зрелом возрасте, читая свои стихи, Маршак вспоминал тот случай из детства, каждый раз расстраиваясь и смущаясь одновременно. Жизнь Маршака была перенасыщена событиями, его семья часто переезжала с места на место, общительный Самуил завел много новых друзей, общался, приобретая новые знания и впечатления. Детские стихи Маршака впоследствии отразят этапы его жизни, мы легко проследим за его радостями и переживаниями, узнаем в героях стихов людей, встретившихся на его жизненном пути. Замечено, что стихи Маршака для детей пропитаны огнем, все дело в том, что в раннем детстве мальчик и его семья пережили пожар в собственном доме.
Писатель рассказал, что самое первое его яркое воспоминание из детства — это огонь, охвативший шторы, мать быстро и с волнением одевает его, непонятное чувство страха, какой-то очень глубокий страх. В стихах Маршака мы еще не раз встретим огонь, потому что сам он всегда относился к нему с осторожностью и старался передать эту настороженность и внимательность детям. Маршак начал писать стихи для детей в зрелом возрасте, когда понял, что честность, открытость и легкая рифмовка находят в детях живой отклик. Примечательно, что у Самуэля в детстве не было собственных книг, по его словам, ему не хватало веселых, небольших произведений, приходилось читать все, что было во взрослой библиотеке родителей, соседей и знакомых.
Стихи Маршака для детей настолько реалистично передают картины жизни, что эффект присутствия просто потрясающий. Автор находился под впечатлением от сказок Пушкина и старался вложить в каждое слово прежде всего смысл, а не рифму, впечатления, а не поучения взрослых детям. Стихи Маршака можно читать, начиная с дошкольного возраста, и тогда не захочется останавливаться. Как маленький Маршак запомнил на всю жизнь запах пряностей и сладостей, витавший в воздухе, когда он читал восточные сказки «Тысяча и одна ночь», так и его стихи производят сильное впечатление на маленьких благодарных слушателей – наших дети.
С 1923 года Маршак работал в Театре юного зрителя, в кружке детских писателей при Институте дошкольного образования. Он издал первые сборники стихов для детей «Сказка о глупом мышонке», «Огонь», «Почта», перевод с английского детской народной песни «Дом, который построил Джек». В том же году он основал детский журнал «Воробей», с 1924 года носивший название «Новый Робинзон». В 1937 году редакция развалилась — несколько сотрудников были арестованы по доносу. Осенью 1938 лет Маршак переехал в Москву. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) поэтические фельетоны Маршака публиковались в «Правде», «Окнах ТАСС», военных газетах и журналах. Самуил Яковлевич скончался 4 июля 1964 года в Москве от рака легких в возрасте 76 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Младший сын Маршака Яков, 1925 г.р., умер от туберкулеза в 1946 г. Старший сын Иммануил (1917 г.р.) стал известным физиком, он пережил отца на 13 лет. Сейчас внуки писателя Александр, Алексей и Яков живы.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫМаршак защищал Бродского и Ахматову
Самуил Маршак, уже известный поэт и переводчик, был обласкан советской властью, получил Ленинскую и четыре Сталинские премии, тем не менее помогал опальным коллегам — Анне Ахматовой, Марине Цветаевой. Я не побоялся назвать директора Гослита Косолапова трусом, когда он перестал издавать Иосифа Бродского.
Рассеянный человек Маршак мог с себя списать
Самуил Яковлевич был хорошо знаком с 93-летней доцентом ВГУ Полиной Бороздиной, ранее преподававшей историю литературы народов России в ВГУ. Со знаменитым поэтом она познакомилась в 1958 году в Доме творчества писателей в подмосковной Малевке, излюбленном месте отдыха советской творческой интеллигенции. Сразу же после встречи между семьей Бороздиных и Маршаком завязалась крепкая дружба, а Полину Андреевну он называл не иначе как «моя дорогая землячка». Исследователи считают, что прототипом героя поэмы «Вот как рассеян» был известный физик-химик, профессор МГУ Иван Каблуков. Он периодически выдавал фразы «знако фацео», «доморнома» и мог подписаться «Каблук Иванов». Полина Андреевна говорит, что сам Маршак тоже был немного рассеян, поэтому, возможно, он добавил в образ героя поэмы свои черты.
Вот такой рассеянный
Жил-был рассеянный человек На Бассейной улице.
Утром сел на кровать,
Я начал надевать рубашку, засунул руки в рукава — Оказалось, что это брюки.
Вот как разбросаны С Бассейной улицы!
Он начал пальто надевать — Ему говорят: «Не то!»
Стал натягивать лосины —
Ему говорят: «Не твоё!»
Когда к власти пришли большевики, он уничтожил все свои прежние произведения — стихи, посвященные еврейской культуре и городу Иерусалиму. Он выбрал «мир, открытый бессмертию» — стал писать детские стихи и сказки, на которых выросло не одно поколение. Кто не знает его Робина-Бобина-Барабека, Рассеянного с Бассейной улицы, дамы с багажом и собачкой, Ваксы-Кляксы и азбуки в стихах? В ноябре 2017 года Самуилу Яковлевичу Маршаку исполнилось бы 130 лет.
Потомок раввина
В октябре 1887 года в еврейской семье родился сын Маршак. Это было трудное время, и главе семьи приходилось скрывать, что он происходил из потомственного рода раввинов, приверженцев Талмуда. Яков Миронович не получил специального образования, а работал технологом на химическом заводе, имея несколько изобретений в мыловаренной промышленности. Кроме того, этот от природы одаренный человек владел несколькими языками и читал в подлиннике Гёте и Гейне, хорошо разбирался в русской классике. Отец старался привить своим детям любовь и стремление к знаниям. С ранних лет всем было ясно, что его сын Самуил – настоящий вундеркинд.
Первыми это заметили учителя петербургской гимназии, где учился Маршак-младший. Литературный педагог Сёма также повлиял на формирование литературных взглядов юного дарования. Первые поэтические опыты Самуэля принесли ему небывалый успех, и вскоре многие литературные издания стали печатать его произведения.
Стасов, один из известных петербургских критиков того времени, прочитав стихотворение юного Маршака, объявил его гением. Вскоре Маршак знакомится с Максимом Горьким, принявшим активное участие в судьбе Самуила и давшим ему путевку в литературную жизнь. Молодой человек много работает: часами просиживает в библиотеке, пишет стихи и делает замечательные переводы с иврита и идиша.
Трудовая молодежь
Блестяще справившись с первым литературным заказом, стихотворением на музыку Глазунова, Маршак стал очень востребован в творческой среде Петербурга. Его стали тянуть в литературные общества, появилось много друзей среди поэтов, художников и музыкантов. Произведения Самуила уже издавались не только в Петербурге, но и в Москве и Киеве.
Блок и Ахматова восхищались им. Но звездной болезни поэта, к счастью, не случилось, и он продолжал увлеченно работать. В качестве корреспондента московского журнала Маршак объездил почти весь Ближний Восток, что вдохновило его на создание цикла стихов «Палестина», ставшего очень популярным сборником лирики того времени.
Во время своих путешествий Самуил познакомился с милой девушкой Софией, воспитанной, образованной и близкой ему по духу, которая стала его женой. В 1914 году у счастливой пары родилась дочь. Но судьба дает всем поровну: горсть радости, горсть горя. Дочери Маршака суждено было быть страшной — она опрокинула самовар с кипятком и умерла.
Отчаявшиеся родители не замыкались в себе, не винили судьбу — они решили помочь нуждающимся детям, а их было предостаточно в те голодные времена. Именно тогда Самуил Яковлевич начал писать детские стихи. Сами строчки выходили из-под пера, спеша лечь на бумагу — добрые, теплые, полные детской непосредственности и нежности. Мне так хотелось прочитать их дочке перед сном…
Из Лондона в Петроград
Учеба в Великобритании наложила особый отпечаток на творчество поэта. После Петербургского университета Маршак получил образование в лондонской технической школе, а затем в университете столицы Великобритании. К тому времени Англия была едва ли не единственной страной, где литература для детей оформилась как самостоятельный жанр. Сэмюэл объездил весь Туманный Альбион, собрав сборник английских народных сказок, баллад и песен, которые позже перевел на русский язык.
Среди них знаменитые «Дом, который построил Джек» и «Вересковый мед». Маршак был особенно известен своими переводами произведений Шекспира, Киплинга, Бернса, Милна, Китса и Уодсворта. Вернувшись на родину и погрузившись в водоворот политических событий, Маршак оказался перед выбором: жизнь или вера. Помня наставления своего учителя Стасова, он выбрал первое. Он собрал все свои дореволюционные работы и сжег их.
Сначала поэт работал в провинциальном городке, читал лекции на Кубани, переводил, преподавал английский язык. Там он создал первый театр для детей. Это событие не осталось незамеченным, и в 1922 Луначарский пригласил Самуила Яковлевича в Петроград. Именно тогда появилась его книга «Дети в клетке» и несколько сценариев для Театра юного зрителя. В том же году Маршак создал первый советский журнал для детей, для которого собрал команду талантливых поэтов и писателей.
Уже после разгрома Детгиза, когда многие детские писатели были репрессированы и скрылись в ГУЛАГе, когда наступила так называемая оттепель, Самуил Яковлевич узнал, что на него уже была куча доносов в НКВД. Чудом ему удалось избежать жерновов адской политической машины. Он всегда говорил, что его спасла детская литература.
Полвека в поэзии
После войны Маршак переехал в Москву, где продолжил заниматься переводами и серьезно увлекся «лирикой для взрослых». Здесь он начал писать автобиографию и ряд статей о творческих способностях. Постепенно неумолимое время забрало у поэта родных и близких, и рядом с ним осталась лишь преданная старая домработница, которую он в шутку называл то «шекспировской трагедией», то «Гитлером в юбке». Она прятала от него сигареты и называла его «старым дураком». Болезнь и одиночество только придавали сил Маршаку — он работал день и ночь. Даже в последний день своей жизни Самуил Яковлевич торопился закончить пьесу, последнюю за полвека в поэзии…
БОНУС
Глубокий след в русской поэзии оставил И. Он все делал наперекосяк, и жил, и писал — с причудами и не по правилам.
Президентская библиотека к 135-летию Самуила Маршака
3 ноября 2022 года исполняется 135 лет со дня рождения Самуила Маршака, известного российского поэта, переводчика, драматурга, сценариста, литературного критика.
Маршак — один из самых известных авторов книг для детей. Рассеянный человек, мистер Твистер, глупый мышонок, мастер-ломастер и другие яркие персонажи его стихов знакомы каждому с детства.
В предисловии к набору открыток «С. Маршака» (1977), которая имеется в электронных фондах Президентской библиотеки, сын поэта Иммануила Маршака, всемирно известного физика и переводчика романов Джейн Остин, сказал: «Если можно охарактеризовать моего отца одним понятием , я бы выбрал движение. В нем не было ничего косного, застоя, скуки. Он умел «заводить» психический механизм людей, ломать их пассивность работой, юмором, весельем-игрой или любовью-заботой. По словам Иммануила Маршака, на праздновании его 75-летия отец сказал друзьям: «Скука — это зевота небытия. Вот Пушкин — это высшее бытие, жизнь… Желаю тебе главного — бытия!»
Самуил Маршак родился в Воронеже в 1887 году. В возрасте 15 лет он переехал в Санкт-Петербург, где познакомился с искусствоведом и музыкальным критиком Владимиром Стасовым, который вскоре написал: «Да, этот мальчик, если он живет и не сойти с рельсов, будет что-то большое!» Встреча изменила всю дальнейшую жизнь будущего поэта. Стасов познакомил его с Максимом Горьким, в семье которого Маршак прожил тогда два года.
После революции Маршак создал в Краснодаре «Детский городок», приют для сирот: школу, кружки, мастерские и детский театр. Именно здесь Маршак разработал свои принципы художественного творчества детей, основанные на уважении к ребенку и его участии в художественном процессе.
Уже в Ленинграде Маршак создал детский альманах «Воробей» (позднее — «Новый Робинзон»), в котором публиковались такие мэтры литературы, как Виталий Бианки, Евгений Шварц, Борис Житков. В разные годы он руководил ленинградской редакцией «Детгиза», «Ленгосиздата», издательства «Молодая гвардия», ему приходилось много работать с авторами, и часто в беседах с ним у писателей возникали идеи для своих будущих книг. Маршака даже называли «редактором планов».
В годы Великой Отечественной войны стихи Самуила Маршака регулярно появлялись на страницах центральных и фронтовых газет; в соавторстве с Кукрыниксами работал над батальными плакатами. На портале Президентской библиотеки представлен один из них «Мартенсу нужен лом», 1942.
Маршак и Кукрыниксы передали государственные награды, полученные ими в 1942 году за антифашистские стихи и плакаты, на строительство тяжелого танка «Беспощадный».
Кукрыниксы проиллюстрировали также свой сборник сатирических стихов «Черное и белое» 1945 года, который хранится в Президентской библиотеке. В книге поэт едко высмеивает фюрера и его полчища, разбитые в России и Европе.
Маршак занимался переводами, придавая им большое значение. На Шекспировском съезде в Стратфорде в 19 г.57, он мотивировал свою приверженность делу поэтического перевода следующим образом: «Искусство обладает волшебной способностью преодолевать барьеры расы, национальности и традиции, давая людям осознание своего всемирного братства. Научные, технические успехи народа вызывают у него уважение и восхищение, а произведения искусства заставляют всех полюбить этот народ».
Маршак перевел все 154 сонета Шекспира.