Разное

Стихи агния барто для самых маленьких с картинками: Стихотворение Машенька — Агния Барто. Читайте онлайн.

Неповторимая вселенная художницы Татьяны Мавриной

Анна Александрова, portal-kultura.ru   
09 Января 2023 г.

Изменить размер шрифта

В историю национального искусства она вошла как автор лубочного бестиария, красочных иллюстраций, изображающих диковинных зверей. А также — потрясающей «Сказочной азбуки», где даже в выходных данных не было ни одной буквы типографского набора. Рисунки Татьяны Мавриной погружают зрителей в яркую, чарующую фантазийную вселенную.

Будущая художница появилась на свет в 1902-м. По другим данным, родившаяся в 1900 году Татьяна Алексеевна в какой-то момент «скостила» себе пару лет. Ее семья жила в Нижнем Новгороде. Отец — учитель и литератор Алексей Лебедев. Мать происходила из дворянского рода Мавриных, и именно ее девичью фамилию взяла себе художница в качестве творческого псевдонима.

В 1921 году Лебедевы (родители и четверо детей) переехали в Москву, где Таня поступила в самое передовое

художественное училище, дабы ее самобытный талант смог реализоваться в полной мере. Впоследствии она вспоминала: «Все променяла на фантастический вуз ВХУТЕМАС — где преподаватели ничему не учили, говорили: «Пишите, а там видно будет». А писать было так интересно, что, придя домой, мысленно говорила: «Скорее бы наступило завтра, можно будет пойти в мастерскую и писать начатое вчера».

Уже тогда она почувствовала свою инаковость, которая будет преследовать ее на протяжении всей жизни. Татьяне не хотелось рисовать слишком «авангардное», «беспредметное», одаренную девушку влекло в искусстве иное.

«На Рождественке было основное отделение и были часы рисунка в мастерской Веснина, на которые можно было приходить с Мясницкой рисовать, — рассказывала Маврина. — Я пошла, преодолев свой страх и смущение. Рисовали обнаженную натурщицу. Мечта! Порисовать наконец-то женское тело! До этого я ходила в Музей изобразительных искусств смотреть мраморный обломок женского торса, в который я была влюблена и на который молилась. Теперь у Веснина — модель! Но… Веснин ходил между рисующих и учил, как надо не рисовать, а давать касание с окружающим миром, на меня он смотрел добродушно неодобрительно, а я при всем своем желании быть послушной ученицей никак не могла понять задачу и перестала ходить к Веснину.

На этом и закончилось мое учение «авангардизму». В 1925 году я перешла на основное отделение, выбрала мастерскую строгого Федорова, не Осмеркина, где вольно, и не Попову с ее беспредметными полотнами».

На старших курсах Татьяна училась в мастерской Роберта Фалька. Экспериментальное учебное заведение и опека больших мастеров подарили ей путевку в жизнь. Даже десятилетия спустя она говорила, что принадлежать к вхутемасовской школе ей предстояло «до окончания веков». Важнейшие для себя уроки Маврина вынесла, созерцая шедевры из коллекции Щукина и Морозова. Недаром работы художницы, с ее особым отношением к цвету, один из критиков сравнил с картинами знаменитого постимпрессиониста — правда, в негативном ключе, в разгромной рецензии на выставку группы «Тринадцать» в 1931 году: «Маврина продолжает традиции Матисса, особенно это чувствуется в ее картине «Барыня в бане». Но если у

Матисса были острота, красочная свежесть и оригинальность в трактовке, то у Мавриной — бледность, бездарность, наглый и неприкрытый буржуазный эротизм, гнилой буржуазный эстетизм».

Постимпрессионисты подарили ей не только особое отношение к форме и цвету, они заставили ее задуматься о преображающей роли художника, о том, как реальность преломляется в творчестве, как создается новый художественный язык. В дневниках она рассуждала: «После того как

Ван Гог столько написал с натуры, весь мир, можно опять писать без натуры. Да и все импрессионисты поработали на натуре изрядно. Хватит их опыта на какое-то время. Надолго ли? В плане импрессионизма, пожалуй, весь мир перерисован. Кто и когда найдет другое видение? Сапунов. Врубель. Единицы. Одилон Редон. Ларионов? Мало знаю».

Татьяна Маврина много писала обнаженную женскую натуру — «нюшки». Впервые эти работы показали на выставках лишь в 1970-е. А в 1930-е, когда начались гонения на формалистов, она сделала решительный шаг в сторону иллюстрации, принялась оформлять книги Лермонтова, Золя, Маяковского, Агнии Барто… С началом Великой Отечественной подолгу ходила по Москве, пытаясь многое запомнить, зарисовать. Боялась, что вся эта красота безвозвратно исчезнет. Военные годы были для Татьяны Алексеевны очень тяжелыми. В ее дневниках много пронзительных строк: «Все старые лица, только похудевшие, и женщины приобрели мужскую жесткость в чертах, как это говорится «стали характерными». Она рассказывает, как плакала, вспоминая прежнюю жизнь; описывает ужасы голодной скудной жизни: «Света нет. Сегодня К. (муж Татьяны Мавриной,

художник Николай Кузьмин. — Прим.) принес из помоечного ведра из кухни 5 селедочных головок, щедро выброшенных кем-то на растерзание кошкам. Мы из них варили суп. Мороз и свежесть. Погода для сытых».

Тогда в ее творчестве стали появляться новые темы. Дневники художницы сообщают об этом следующее: «Придумала цель — рисовать церкви. Влюбилась в них, как в человека. Мечтаю, может быть, когда-нибудь суммировать все свои впечатления и сказать свое слово. Видовые мои вещи меня не удовлетворяют. И если творения Господа Бога я с помощью прошедшей в моей жизни французской школы часто корректировала и создавала свой мир, который, по-моему, был красивее божьего, то творения русского архитектурного гения я не переплюну.

Каменные красавицы остаются непревзойденными… Старинная архитектура породила увлечение фольклором. Сказками я занялась после войны. Стала делать книжки в детских издательствах».

Поговаривали, что источником ее вдохновения был лубок, однако сама она отсылала к опыту мастеров русского авангарда и Натальи Гончаровой в частности: «За последние годы у нас столько поминаний всуе «лубок», «мифотворчество», что подобного рода выставки настоятельно необходимы; даже Парижский осенний салон предложил место для демонстрации русского народного творчества… Очень хорошо, что для г. Гон. (Гончаровой. — Прим.) понятие лубка не является синонимом грубости, как это часто бывает в наши дни, наоборот, она вкладывала в свои работы много чувства и знаний, почерпнутых из древних рукописей и икон».

Лубок, глиняную игрушку, иконы они с мужем начали собирать еще в годы войны, и новое увлечение захватывало их все больше. Народная культура постепенно заняла в ее жизни едва ли не главное место. В дневниках Татьяна Алексеевна рассказывала, как ходила в Исторический музей, рисовала пряничные доски: «Три льва с несимметричными мордами, с языками. Самый чудесный — самый древний». Упомянув о том, как дочитывала «Великого Гэтсби» Фицджеральда, мгновенно переключилась на совершенно иную, более важную для нее тему: «В музее новые прялки — пламенеющие архангельские и разнообразные калининские, от чистых досок до густо расписанных розанами с белой оживкою».

Все это нашло отражение в ее иллюстрациях к сказкам «Морозко», «По щучьему веленью», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Василиса Премудрая». Иллюстрировала и

произведения Пушкина, например, поэму «Руслан и Людмила», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». В 1974-м «Детская литература» выпустила одной книгой все сказки нашего главного поэта, и оформила это издание именно Маврина, за что получила серебряную медаль на Международной выставке искусства книги в Лейпциге (1977).

Навеянные народным творчеством образы пригодились в работе над детскими изданиями, к примеру, замечательно проиллюстрированная книга-потешка со стихами Юрия Коринца «Выбирай коня любого» была вдохновлена городецкой игрушкой и прославившей Городец росписью. Работам Татьяны Мавриной неоднократно присуждались престижные награды. Так, книжка-картинка «Сказочные звери» была отмечена первой премией на Международной выставке книжной графики и иллюстрации в Брно в 1966 году. В 1976-м Татьяна Алексеевна удостоилась золотой медали

Х.К. Андерсена за большой вклад в дело иллюстрирования детских книг. Вплоть до 2018 года она оставалась единственным среди российских художников обладателем этой награды (четыре года назад медаль с профилем великого сказочника получил Игорь Олейников).

Маврина крайне редко работала с современными писателями, но сделала исключение для Юрия Коваля. Вместе они оформили шесть изданий, причем художница порой вмешивалась в тексты, корректировала их или даже предлагала написать новые. Соавтор вспоминал: «Маленький рассказ — «Березы». Вот его текст: «Медленно тает снег в березовой роще. Кажется, вместе с ним тают березы — все прозрачней березовая роща. От талого снега слаще становится березовый сок и светлеют, светлеют стволы, набираются снежной белизны, чтоб донести ее до новой зимы».

— Это варварство, — сказала Татьяна Алексеевна, прочитав рассказ.

— Как, то есть?

— Варварство: пить березовый сок, губить деревья.

— В рассказе об этом ни слова.

— Да ведь написано: «слаще становится березовый сок». Тут и захочется его попробовать.

Я вычеркнул березовый сок и поклялся больше никогда в жизни его не пить».

В итоге Коваль вынужден был подготовить совсем новый текст.

Отдельное место в творческом наследии Татьяны Мавриной занимают зарисовки из старинных русских городов Звенигорода, Углича, Ярославля, Ростова. В 1980-м она даже издала книгу-альбом «Пути-дороги». В последние годы жизни художница писала стоявшие на подоконнике букеты и виды из окон квартиры. Эти очень красочные, исполненные экзистенциального чувства вещи — словно поздние картины Ван Гога, сумевшего заглянуть куда-то далеко, за обычный человеческий горизонт.

На нашем сайте читайте также:

  • Куда ездили за вдохновением известные художники?
  • Мастера не только кисти: кем довелось поработать известным художникам
  • Добро и зло в творениях Врубеля
  • Художница Фрида Кало: жившая в прошлом веке, современная и сегодня
  • В Третьяковской галерее открылась выставка художника Игоря Грабаря. Оценим?

По инф. portal-kultura.ru

  • Интересно? Полезно? Хотите помочь редакции?

  • Расскажите об этом своим друзьям!
  • Переписка жильцов с начальником ЖЭКа
  • Удивительные бабушки на полотнах художника. Себя узнали?

    Художники в своих работах обращаются к разным темам. Евгению Родионову, например, оказались интересны бабушки. Именно они стали главными героинями работ мастера, показанных в галерее ARTSTORY. Интересно, какими их увидел автор?

  • Как мошенники обманывают коллекционеров ёлочных игрушек

    Коллекционировать елочные игрушки стало модно. В погоне за редкими экземплярами некоторые готовы платить любые деньги, летать за границу. На этом наживаются мошенники: в интернете десятки тысяч объявлений о продаже возможных фальшивок. Какие уловки используют обманщики и сколько зарабатывают?

  • 63-летний Андрей Руденский мечтает стать папой

    Андрей Руденский — популярный красавец-актер театра и кино, которого называют «денди» российского кинематографа за его интеллигентность и умение элегантно одеваться. Но почему 63-летний красавец-мужчина, переживший 3 развода, до сих пор одинок и не познал счастье отцовства?

  • Роман Карцев и Виктор Ильченко — «1-е сентября»
  • Леночка: история пенсионерки, отметившей 100 лет

    11 января 2023 года этой замечательной женщине, которую в семье все так ласково и зовут – наша Леночка – исполняется 100 лет!

  • Супертелескоп, «летающая тарелка»: что еще удивительного было создано в СССР?

    Научно-технические достижения СССР, чье столетие мы отмечаем, обычно вызывают ассоциации с такими событиями, как запуск первого спутника и полет Гагарина, выход в Арктику атомного ледокола «Ленин», рекорды в области авиации, неординарные образцы оружия и военной техники. Но список знаковых достижений Советского Союза шире.

  • Великий коллекционер: Павел Третьяков

    Более 40 лет Павел Третьяков коллекционировал картины. Благодаря его поддержке творили маститые художники и те, кто только начал осваивать азы живописи. Он собрал одну из крупнейших коллекций русской живописи и целую галерею прижизненных портретов своих выдающихся современников.

  • Чем уникальны личные покои супруги императора Александра I?

    Таврический дворец в основном известен как место, где заседала царская Дума, а между тем его история гораздо богаче и интереснее. Он служил резиденцией известным историческим личностям, Временному правительству и даже был казармой Конногвардейского полка. Недавно здесь завершился очередной этап реставрации. Она коснулась личных покоев супруги императора Александра I.

  • М. Жванецкий — миниатюра «Экзамен по физике»
  • Бетховен и Россия

    К «русским темам» в своем творчестве обращались разные композиторы. У Бетховена есть квартеты ор. 59, в двух из которых использованы подлинные русские народные мелодии. При этом Бетховен не пытался создавать музыкальные картины русского народного быта, которого он не видел, или подлаживаться под вкусы русской публики. В Вене такой не было, а в Россию он ехать не собирался. Об этом написано в книге Ларисы Кириллиной. Ниже предлагаем прочитать небольшой фрагмент.

  • Неповторимая вселенная художницы Татьяны Мавриной

    В историю национального искусства она вошла как автор лубочного бестиария, красочных иллюстраций, изображающих диковинных зверей. А также — потрясающей «Сказочной азбуки», где даже в выходных данных не было ни одной буквы типографского набора. Рисунки Татьяны Мавриной погружают зрителей в яркую, чарующую фантазийную вселенную.

  • Социолог: Идея будущего у россиян связана с СВО

    Социолог Алексей Левинсон рассказал о том, что одно время из сознания российских элит и масс исчезла категория будущего. А теперь идея будущего у людей есть, и она связана с СВО. Также эксперт озвучил мнение о наличии шансов у России на демократию, поведал о «среднепутинском» времени и предположил, каких утопий нам не хватает сегодня.

  • Какая в России обстановка с вакцинами на фоне западных санкций?

    Ещё в марте крупные западные фармкомпании объявили о приостановке инвестиций и новых клинических исследований в России. Как политико-экономическая ситуация отразилась на вакцинации? Все ли положенные детям прививки можно сделать в срок и бесплатно?

  • Соображаем на троих. Фитиль 1965 года
  • «Мёртвые нас слышат»: тайны, известные смотрителю кладбища

    Новосибирский режиссер Дмитрий Кабанов выпустил очередную серию проекта «Люди как люди», которая посвящена смотрителю кладбища Константину Кутакову.

  • Директор знаменитой Третьяковки: Главный принцип — повернуться лицом к зрителю

    С генеральным директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой состоялся разговор о будущих выставках, сотрудничестве с блогерами и восприятии русского искусства за рубежом.

  • Как проходил последний рабочий день первого президента СССР

    Образованный в декабре 1922 года СССР просуществовал до 26 декабря 1991 года. За день до этого президент Советского Союза Михаил Горбачёв в телеэфире объявил о сложении своих полномочий, после чего были подписаны документы о прекращении существования некогда самой большой страны в мире. Давайте вспомним о последнем рабочем дне Михаила Сергеевича.

  • Самогоноварение. Ретро. Юмор
  • Явления Богородицы: среди резонансных есть и непризнанные

    Некоторые люди верят в чудеса Богородицы. И им даже не надо для этого никаких официальных объяснений. Что происходило, например, в прошлом веке? Кому являлась тогда Богородица, чем удивила и помогла? Ответ на это дадут пять резонансных историй, представленных ниже.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Copyright © 2013-2024 "Living Translation"