Стихи агния барто для самых маленьких с картинками: Стихотворение Машенька — Агния Барто. Читайте онлайн.
Неповторимая вселенная художницы Татьяны Мавриной
Анна Александрова, portal-kultura.ru
09 Января 2023 г.
Изменить размер шрифта
В историю национального искусства она вошла как автор лубочного бестиария, красочных иллюстраций, изображающих диковинных зверей. А также — потрясающей «Сказочной азбуки», где даже в выходных данных не было ни одной буквы типографского набора. Рисунки Татьяны Мавриной погружают зрителей в яркую, чарующую фантазийную вселенную.
Будущая художница появилась на свет в 1902-м. По другим данным, родившаяся в 1900 году Татьяна Алексеевна в какой-то момент «скостила» себе пару лет. Ее семья жила в Нижнем Новгороде. Отец — учитель и литератор Алексей Лебедев. Мать происходила из дворянского рода Мавриных, и именно ее девичью фамилию взяла себе художница в качестве творческого псевдонима.
В 1921 году Лебедевы (родители и четверо детей) переехали в Москву, где Таня поступила в самое передовое
художественное училище, дабы ее самобытный талант смог реализоваться в полной мере. Впоследствии она вспоминала: «Все променяла на фантастический вуз ВХУТЕМАС — где преподаватели ничему не учили, говорили: «Пишите, а там видно будет». А писать было так интересно, что, придя домой, мысленно говорила: «Скорее бы наступило завтра, можно будет пойти в мастерскую и писать начатое вчера».
Уже тогда она почувствовала свою инаковость, которая будет преследовать ее на протяжении всей жизни. Татьяне не хотелось рисовать слишком «авангардное», «беспредметное», одаренную девушку влекло в искусстве иное.
«На Рождественке было основное отделение и были часы рисунка в мастерской Веснина, на которые можно было приходить с Мясницкой рисовать, — рассказывала Маврина. — Я пошла, преодолев свой страх и смущение. Рисовали обнаженную натурщицу. Мечта! Порисовать наконец-то женское тело! До этого я ходила в Музей изобразительных искусств смотреть мраморный обломок женского торса, в который я была влюблена и на который молилась. Теперь у Веснина — модель! Но… Веснин ходил между рисующих и учил, как надо не рисовать, а давать касание с окружающим миром, на меня он смотрел добродушно неодобрительно, а я при всем своем желании быть послушной ученицей никак не могла понять задачу и перестала ходить к Веснину.
На этом и закончилось мое учение «авангардизму». В 1925 году я перешла на основное отделение, выбрала мастерскую строгого Федорова, не Осмеркина, где вольно, и не Попову с ее беспредметными полотнами».
На старших курсах Татьяна училась в мастерской Роберта Фалька. Экспериментальное учебное заведение и опека больших мастеров подарили ей путевку в жизнь. Даже десятилетия спустя она говорила, что принадлежать к вхутемасовской школе ей предстояло «до окончания веков». Важнейшие для себя уроки Маврина вынесла, созерцая шедевры из коллекции Щукина и Морозова. Недаром работы художницы, с ее особым отношением к цвету, один из критиков сравнил с картинами знаменитого постимпрессиониста — правда, в негативном ключе, в разгромной рецензии на выставку группы «Тринадцать» в 1931 году: «Маврина продолжает традиции Матисса, особенно это чувствуется в ее картине «Барыня в бане». Но если у
Матисса были острота, красочная свежесть и оригинальность в трактовке, то у Мавриной — бледность, бездарность, наглый и неприкрытый буржуазный эротизм, гнилой буржуазный эстетизм».
Постимпрессионисты подарили ей не только особое отношение к форме и цвету, они заставили ее задуматься о преображающей роли художника, о том, как реальность преломляется в творчестве, как создается новый художественный язык. В дневниках она рассуждала: «После того как
Ван Гог столько написал с натуры, весь мир, можно опять писать без натуры. Да и все импрессионисты поработали на натуре изрядно. Хватит их опыта на какое-то время. Надолго ли? В плане импрессионизма, пожалуй, весь мир перерисован. Кто и когда найдет другое видение? Сапунов. Врубель. Единицы. Одилон Редон. Ларионов? Мало знаю».
Татьяна Маврина много писала обнаженную женскую натуру — «нюшки». Впервые эти работы показали на выставках лишь в 1970-е. А в 1930-е, когда начались гонения на формалистов, она сделала решительный шаг в сторону иллюстрации, принялась оформлять книги Лермонтова, Золя, Маяковского, Агнии Барто… С началом Великой Отечественной подолгу ходила по Москве, пытаясь многое запомнить, зарисовать. Боялась, что вся эта красота безвозвратно исчезнет. Военные годы были для Татьяны Алексеевны очень тяжелыми. В ее дневниках много пронзительных строк: «Все старые лица, только похудевшие, и женщины приобрели мужскую жесткость в чертах, как это говорится «стали характерными». Она рассказывает, как плакала, вспоминая прежнюю жизнь; описывает ужасы голодной скудной жизни: «Света нет. Сегодня К. (муж Татьяны Мавриной,
художник Николай Кузьмин. — Прим.) принес из помоечного ведра из кухни 5 селедочных головок, щедро выброшенных кем-то на растерзание кошкам. Мы из них варили суп. Мороз и свежесть. Погода для сытых».
Тогда в ее творчестве стали появляться новые темы. Дневники художницы сообщают об этом следующее: «Придумала цель — рисовать церкви. Влюбилась в них, как в человека. Мечтаю, может быть, когда-нибудь суммировать все свои впечатления и сказать свое слово. Видовые мои вещи меня не удовлетворяют. И если творения Господа Бога я с помощью прошедшей в моей жизни французской школы часто корректировала и создавала свой мир, который, по-моему, был красивее божьего, то творения русского архитектурного гения я не переплюну.
Каменные красавицы остаются непревзойденными… Старинная архитектура породила увлечение фольклором. Сказками я занялась после войны. Стала делать книжки в детских издательствах».
Поговаривали, что источником ее вдохновения был лубок, однако сама она отсылала к опыту мастеров русского авангарда и Натальи Гончаровой в частности: «За последние годы у нас столько поминаний всуе «лубок», «мифотворчество», что подобного рода выставки настоятельно необходимы; даже Парижский осенний салон предложил место для демонстрации русского народного творчества… Очень хорошо, что для г. Гон. (Гончаровой. — Прим.) понятие лубка не является синонимом грубости, как это часто бывает в наши дни, наоборот, она вкладывала в свои работы много чувства и знаний, почерпнутых из древних рукописей и икон».
Лубок, глиняную игрушку, иконы они с мужем начали собирать еще в годы войны, и новое увлечение захватывало их все больше. Народная культура постепенно заняла в ее жизни едва ли не главное место. В дневниках Татьяна Алексеевна рассказывала, как ходила в Исторический музей, рисовала пряничные доски: «Три льва с несимметричными мордами, с языками. Самый чудесный — самый древний». Упомянув о том, как дочитывала «Великого Гэтсби» Фицджеральда, мгновенно переключилась на совершенно иную, более важную для нее тему: «В музее новые прялки — пламенеющие архангельские и разнообразные калининские, от чистых досок до густо расписанных розанами с белой оживкою».
Все это нашло отражение в ее иллюстрациях к сказкам «Морозко», «По щучьему веленью», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Василиса Премудрая». Иллюстрировала и
произведения Пушкина, например, поэму «Руслан и Людмила», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». В 1974-м «Детская литература» выпустила одной книгой все сказки нашего главного поэта, и оформила это издание именно Маврина, за что получила серебряную медаль на Международной выставке искусства книги в Лейпциге (1977).
Навеянные народным творчеством образы пригодились в работе над детскими изданиями, к примеру, замечательно проиллюстрированная книга-потешка со стихами Юрия Коринца «Выбирай коня любого» была вдохновлена городецкой игрушкой и прославившей Городец росписью. Работам Татьяны Мавриной неоднократно присуждались престижные награды. Так, книжка-картинка «Сказочные звери» была отмечена первой премией на Международной выставке книжной графики и иллюстрации в Брно в 1966 году. В 1976-м Татьяна Алексеевна удостоилась золотой медали
Х.К. Андерсена за большой вклад в дело иллюстрирования детских книг. Вплоть до 2018 года она оставалась единственным среди российских художников обладателем этой награды (четыре года назад медаль с профилем великого сказочника получил Игорь Олейников).
Маврина крайне редко работала с современными писателями, но сделала исключение для Юрия Коваля. Вместе они оформили шесть изданий, причем художница порой вмешивалась в тексты, корректировала их или даже предлагала написать новые. Соавтор вспоминал: «Маленький рассказ — «Березы». Вот его текст: «Медленно тает снег в березовой роще. Кажется, вместе с ним тают березы — все прозрачней березовая роща. От талого снега слаще становится березовый сок и светлеют, светлеют стволы, набираются снежной белизны, чтоб донести ее до новой зимы».
— Это варварство, — сказала Татьяна Алексеевна, прочитав рассказ.
— Как, то есть?
— Варварство: пить березовый сок, губить деревья.
— В рассказе об этом ни слова.
— Да ведь написано: «слаще становится березовый сок». Тут и захочется его попробовать.
Я вычеркнул березовый сок и поклялся больше никогда в жизни его не пить».
В итоге Коваль вынужден был подготовить совсем новый текст.
Отдельное место в творческом наследии Татьяны Мавриной занимают зарисовки из старинных русских городов Звенигорода, Углича, Ярославля, Ростова. В 1980-м она даже издала книгу-альбом «Пути-дороги». В последние годы жизни художница писала стоявшие на подоконнике букеты и виды из окон квартиры. Эти очень красочные, исполненные экзистенциального чувства вещи — словно поздние картины Ван Гога, сумевшего заглянуть куда-то далеко, за обычный человеческий горизонт.
На нашем сайте читайте также:
Куда ездили за вдохновением известные художники?
Мастера не только кисти: кем довелось поработать известным художникам
Добро и зло в творениях Врубеля
Художница Фрида Кало: жившая в прошлом веке, современная и сегодня
В Третьяковской галерее открылась выставка художника Игоря Грабаря. Оценим?
По инф. portal-kultura.ru
Интересно? Полезно? Хотите помочь редакции?
Расскажите об этом своим друзьям!
Переписка жильцов с начальником ЖЭКа
Удивительные бабушки на полотнах художника. Себя узнали?
Художники в своих работах обращаются к разным темам. Евгению Родионову, например, оказались интересны бабушки. Именно они стали главными героинями работ мастера, показанных в галерее ARTSTORY. Интересно, какими их увидел автор?
Как мошенники обманывают коллекционеров ёлочных игрушек
Коллекционировать елочные игрушки стало модно. В погоне за редкими экземплярами некоторые готовы платить любые деньги, летать за границу. На этом наживаются мошенники: в интернете десятки тысяч объявлений о продаже возможных фальшивок. Какие уловки используют обманщики и сколько зарабатывают?
63-летний Андрей Руденский мечтает стать папой
Андрей Руденский — популярный красавец-актер театра и кино, которого называют «денди» российского кинематографа за его интеллигентность и умение элегантно одеваться. Но почему 63-летний красавец-мужчина, переживший 3 развода, до сих пор одинок и не познал счастье отцовства?
Роман Карцев и Виктор Ильченко — «1-е сентября»
Леночка: история пенсионерки, отметившей 100 лет
11 января 2023 года этой замечательной женщине, которую в семье все так ласково и зовут – наша Леночка – исполняется 100 лет!
Супертелескоп, «летающая тарелка»: что еще удивительного было создано в СССР?
Научно-технические достижения СССР, чье столетие мы отмечаем, обычно вызывают ассоциации с такими событиями, как запуск первого спутника и полет Гагарина, выход в Арктику атомного ледокола «Ленин», рекорды в области авиации, неординарные образцы оружия и военной техники. Но список знаковых достижений Советского Союза шире.
Великий коллекционер: Павел Третьяков
Более 40 лет Павел Третьяков коллекционировал картины. Благодаря его поддержке творили маститые художники и те, кто только начал осваивать азы живописи. Он собрал одну из крупнейших коллекций русской живописи и целую галерею прижизненных портретов своих выдающихся современников.
Чем уникальны личные покои супруги императора Александра I?
Таврический дворец в основном известен как место, где заседала царская Дума, а между тем его история гораздо богаче и интереснее. Он служил резиденцией известным историческим личностям, Временному правительству и даже был казармой Конногвардейского полка. Недавно здесь завершился очередной этап реставрации. Она коснулась личных покоев супруги императора Александра I.
М. Жванецкий — миниатюра «Экзамен по физике»
Бетховен и Россия
К «русским темам» в своем творчестве обращались разные композиторы. У Бетховена есть квартеты ор. 59, в двух из которых использованы подлинные русские народные мелодии. При этом Бетховен не пытался создавать музыкальные картины русского народного быта, которого он не видел, или подлаживаться под вкусы русской публики. В Вене такой не было, а в Россию он ехать не собирался. Об этом написано в книге Ларисы Кириллиной. Ниже предлагаем прочитать небольшой фрагмент.
Неповторимая вселенная художницы Татьяны Мавриной
В историю национального искусства она вошла как автор лубочного бестиария, красочных иллюстраций, изображающих диковинных зверей. А также — потрясающей «Сказочной азбуки», где даже в выходных данных не было ни одной буквы типографского набора. Рисунки Татьяны Мавриной погружают зрителей в яркую, чарующую фантазийную вселенную.
Социолог: Идея будущего у россиян связана с СВО
Социолог Алексей Левинсон рассказал о том, что одно время из сознания российских элит и масс исчезла категория будущего. А теперь идея будущего у людей есть, и она связана с СВО. Также эксперт озвучил мнение о наличии шансов у России на демократию, поведал о «среднепутинском» времени и предположил, каких утопий нам не хватает сегодня.
Какая в России обстановка с вакцинами на фоне западных санкций?
Ещё в марте крупные западные фармкомпании объявили о приостановке инвестиций и новых клинических исследований в России. Как политико-экономическая ситуация отразилась на вакцинации? Все ли положенные детям прививки можно сделать в срок и бесплатно?
Соображаем на троих. Фитиль 1965 года
«Мёртвые нас слышат»: тайны, известные смотрителю кладбища
Новосибирский режиссер Дмитрий Кабанов выпустил очередную серию проекта «Люди как люди», которая посвящена смотрителю кладбища Константину Кутакову.
Директор знаменитой Третьяковки: Главный принцип — повернуться лицом к зрителю
С генеральным директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой состоялся разговор о будущих выставках, сотрудничестве с блогерами и восприятии русского искусства за рубежом.
Как проходил последний рабочий день первого президента СССР
Образованный в декабре 1922 года СССР просуществовал до 26 декабря 1991 года. За день до этого президент Советского Союза Михаил Горбачёв в телеэфире объявил о сложении своих полномочий, после чего были подписаны документы о прекращении существования некогда самой большой страны в мире. Давайте вспомним о последнем рабочем дне Михаила Сергеевича.
Самогоноварение. Ретро. Юмор
Явления Богородицы: среди резонансных есть и непризнанные
Некоторые люди верят в чудеса Богородицы. И им даже не надо для этого никаких официальных объяснений. Что происходило, например, в прошлом веке? Кому являлась тогда Богородица, чем удивила и помогла? Ответ на это дадут пять резонансных историй, представленных ниже.