Содержание
Сенсорное развитие дошкольников | Интерактивное образование
воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 395» |
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Тихеева Е.И., Запорожец А.В., Усова А.П. и др.) считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Ранний возраст – это очень важный этап в развитии и становлении познавательной, речевой, игровой активности. На этом этапе немаловажную роль играет сенсорное развитие. Именно с восприятия окружающих предметов, явлений начинается знакомство с окружающим миром.
В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, осваивает основы математики и грамоты. Чтобы овладеть этими знаниями от ребёнка требуется постоянное внимание к внешним свойствам предметов и умение учитывать их.
Ребёнок с рождения сталкивается с многообразием форм, красок, величины и других свойств предметов, в основном игрушек и предметов, которые его окружают дома. Если это усвоение проходит без целенаправленной педагогической работы, то оно будет поверхностным.
Для того, чтобы эти знания были устойчивыми, закрепились у ребёнка – необходимо последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорными эталонами. В этом может помочь сенсорное воспитание.
Ознакомление детей с сенсорными эталонами цвета, величины, формы – составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.
Для того, чтобы сенсорное воспитание было разнообразным и заинтересовывало детей, нами были разработаны различные дидактические игры и материалы, разработан проект «Разноцветная неделя».
Примеры игр и материалов.
«Пуговицы и шкатулки». Цель: разложить пуговицы основных цветов по шкатулкам такого же цвета; разложить пуговицы не только по цветам, но и по величине.
«Лесная полянка». Цель: учить подбирать «окошечки» в соответствии с формой и цветом.
«Кто в домике живет». Цель: развивать память, внимание.
«Кошки-мышки». Цель: закрепить название цвета у детей; развить умение соотносить предметы по цвету.
«Иголки для ёжика». Цель: учить детей соотносить предметы по цвету; закрепить название цвета.
Разработана папка с играми для проведения индивидуальной работы по теме «Игрушки».
Примеры игр:
«Собери матрешку». Цель: учить детей соотносить предметы по величине; выстраивать ряд от большого к маленькому и наоборот.
«Покажи и назови». Цель: учить детей ориентироваться в пространстве.
Проект «Разноцветная неделя»
Цель проекта: уточнить и закрепить у детей названия основных цветов; развивать умение соотносить предметы одинакового цвета, но разные по форме и величине; развивать умение соотносить предметы в соответствии с цветом; привлечь родителей к реализации данного проекта; сформировать у детей позитивный настрой.
В рамках данного проекта один из дней был посвящен определенному цвету: дети, воспитатели и младший воспитатель в этот день приходили в одежде определенного цвета. Кроме этого, воспитателями подбирались игры, продуктивная деятельность, в которых деятельность была связана с определенным цветом. Также родители поддержали данный проект и к каждому «цветному» дню приносили в группу воздушные шары, с которыми дети фотографировались и в конце дня забирали их с собой.
Данный проект показал свою эффективность для детей и положительные отзывы у родителей.
Количество просмотров: 4574 |
сенсорное развитие детей 4 -5 лет в продуктивных видах деятельности, Педагогика
Пример готовой курсовой работы по предмету: Педагогика
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Сущность сенсорного развития у детей среднего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.2. Формирование сенсорных эталонов у детей
1.3. Продуктивные виды деятельности как способ формирования сенсорных эталонов
2. ЭКСПЕРИМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста
2.2. Разработка и практическая реализация комплекса занятий для детей среднего дошкольного возраста
2.3. Повторная диагностика сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Содержание
Выдержка из текста
Теоретическая значимость работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по проблеме исследования. Практическая значимость работы определяется возможностью использовать представленные материалы при работе психологов и педагогов с родителями.
Теоретическая значимость. Представленный в работе материал может послужить отправной точкой для более глубокого исследования развития речи старших дошкольников при использовании художественно-продуктивных видов деятельности
Формирование грамматического строя речи детей пятого года жизни изучали в том или ином аспекте Э.А. Федеравичене, А.Г. Тамбовцева, В.И. Ядэшко, Г.М. Лямина, М.С. Лаврик. Г.М. Лямина подчеркивает, что на пятом году жизни морфологический строй речи детей значительно усложняется. В их высказываниях появляются разнообразные части речи и слова, которые выражают состояние и переживание. Все это позволяет сделать вывод, что пятый год жизни благоприятен для развития связной речи [9, С. 214-216].
Объект: процесс влияния продуктивных видов деятельности на умственное развитие детей 5-6 лет.Предмет: развитие умственных способностей в ходе продуктивных видов деятельности. Цель: определение форм, методов, приемов используемых в продуктивных видах деятельности, влияющих на умственное развитие детей 5-6 возраста.
Гипотеза: создание благоприятных условий для развития математической речи у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.Цель: Выявить и теоретически обосновать возможности для развития математической речи в различных видах деятельности Проанализировать на практике эффективность комплекса заданий на развитие математической речи в различных видах деятельности.
Гипотеза: создание благоприятных условий для развития математической речи у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.Цель: Выявить и теоретически обосновать возможности для развития математической речи в различных видах деятельности Проанализировать на практике эффективность комплекса заданий на развитие математической речи в различных видах деятельности.
Гипотеза исследования: изобразительная деятельность, организованная с учетом возрастных особенностей и особенностей речевого расстройства, позволит повысить уровень развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», где прописано, что познавательное развитие предполагает формирование достаточно большого спектра целевых ориентиров: интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего и т.
Объектом исследования выступает в сенсорном развитие детей ясельной группыПредметом исследования является использование природного материала в сенсорном развитие детей ясельной группы.Целью написания курсовой работы является изучение использования природного материала в сенсорном развитие детей ясельной группы.
Методологической основой исследования явились теоретические положения по организации развивающей предметно-игровой среды в дошкольных образовательных учреждениях Н. Т.Гринявичене И.В.ЖиткоС.Л. Новоселовой, В.А.Петровского, Н.А.Рыжовой, и других.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Амоков В.Б. Искусство аппликации.- М. 2002
2.Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. 2004. – (Модернизация общего образования).
3.Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М., 2009.
4.Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969
5.Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. – М.: Педагогика, 1976
6.Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М. 1988.
7.Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 5. — С.41-43.
8.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под редЛ.А.Венгера, — М., Просвещение, 1988,
9.Выготский Л. С. Психология искусства.— М, 1968.
10.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.1991г.
11.Галанова А.С.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. — М., Творческий Центр, 2000.
12.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., ACADEMA, 2000.
13.Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М., 1997.
14.Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. — 2005. — № 1.
15.Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2008.
16.Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре. — М. 1992г.
17.Дошкольная педагогика. / Под ред.В.И.Логиновой, П.П.Саморуковой. – М.: Просвещение, 2004. – 456 с.
18.Ермолаева Н. Развитие художественных способностей (из опыта воспитательной работы) // Дошкольное воспитание. — 1963. — № 1. — С. 21-23.
19.Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — М.: Учпедгиз, 1961. — 223с.
20.Игнатьев Е.И. Формирование способностей к рисованию.// Способности ваших детей./ Сост. Н.П. Линькова и Е.А. Шумилин. — М.: Просвещение, 1969.
21.Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. — М., 1980.
22.Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников. – М.: Педагогика, 1990.
23.Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М, 2001.
24.Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. — М., 1959.
25.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
26.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
27.Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Теоретический курс. — М.: МЭГУ, 1996. — 178с.
28.Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 2006.
29.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
30.Комарова Т.С., Зырянова О.Ю., Иванова Л.И. Изобразительная деятельность в детском саду, Педагогическое общество России, М., 2000.
31.Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977
32.Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2000.
33.Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: Учеб.пособие для студ.пед.ин-тов/под ред. Л.А. Венгер. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. с. 213-238
34.Ничипорюк Е.А. Диагностика в детском саду: Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – С.90-94.
35.Полуянов Ю. А. Изобразительное искусство. Пособие для учителя. М.: Интор. 1997.
36.Полуянов Ю.А. Методы улучшения изобразительного творчества детей // Новые исследования в психологии. — М.: Педагогика, 1980. — № 2. — С.48-53.
37.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).
38.Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., 2005.
39.Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М., 2001.
40.Смирнова Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учеб.пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005
41.Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника .— В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965
42.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М, 2002.
список литературы
Диаграмма развития обработки сенсорной информации — Kid Sense Развитие ребенка
< Назад к Таблицам развития ребенка
Сенсорная обработка (или интеграция, как ее также называют) — это эффективная регистрация (и точная интерпретация) сенсорной информации в окружающей среде. (включая собственное тело). Это то, как мозг получает, организует и реагирует на сенсорную информацию, чтобы вести себя осмысленно и последовательно.
Примечание. Каждый этап разработки предполагает успешное выполнение предыдущих этапов.
Как пользоваться этой таблицей:
Возраст | Вехи развития | Возможные последствия, если контрольные точки не достигнуты |
0–6 месяцев |
|
|
6-12 месяцев |
|
|
1-2 года |
|
|
2-3 года |
|
|
3-4 года |
|
|
4-5 лет |
|
|
5-6 лет |
|
|
6-7 лет |
|
|
Эта диаграмма была разработана в качестве функционального скрининга навыков развития в каждой возрастной группе. Это , а не , представляет собой оценку и не отражает строго стандартизированное исследование.
Информация в этой таблице собиралась в течение многих лет из различных источников. Затем эта информация была дополнена многолетней клинической практикой, а также терапевтическими консультациями с учителями по уходу за детьми, дошкольными и школьными учителями в Южной Австралии о навыках развития, необходимых детям для удовлетворения требований этой образовательной среды. В последние годы он был дополнительно изменен в связи с необходимостью того, чтобы дети и их учителя соответствовали функциональным A Ustralian Curriculum, Assessment and Reporting Authority ( ACARA ) требования, которые не всегда соответствуют стандартизированным исследованиям.
Возраст | Навык | Да | № |
0–6 месяцев | Отслеживание объектов глазами. | ||
Координированное сосание, глотание, последовательность дыхания, язык сложен, ритмичные движения языка вперед, челюсть последовательно двигается вверх и вниз по скоординированной схеме. | |||
Сон с интервалом 4-10 часов. | |||
Сообщение о голоде, страхе или дискомфорте через плач. | |||
Дотягиваться до близлежащих предметов. | |||
6-12 месяцев | Игра в течение 2-3 минут с одной игрушкой. | ||
Дотягиваться до близлежащих предметов. | |||
Отслеживание объектов глазами. | |||
Подражание жестам- Реагирует на мимику. | |||
Идентифицирует себя в зеркале. | |||
Сон 10-12 часов с одним пробуждением. | |||
Сообщение о голоде, страхе или дискомфорте через плач. | |||
Переносимость продуктов различной текстуры. | |||
Пить из чашки. | |||
Использование языка для перемещения пищи по рту. | |||
1-2 года | Различение съедобных и несъедобных предметов (18 месяцев). | ||
Поиск скрытых объектов в нужном месте. | |||
Игра рядом с детьми. | |||
Сидеть, чтобы смотреть и слушать книги, которые читают. | |||
Участие в творческой игре. | |||
Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла. | |||
Имитация жестов – Реагирует на выражение лица. | |||
Наслаждение/терпение грязной игры. | |||
Переносимость продуктов различной текстуры. | |||
Пить из чашки. | |||
Устраивают себя спать ночью или днем. | |||
Копирование ваших звуков. | |||
Следуя простым инструкциям в 1 шаг. | |||
Решение проблем методом проб и ошибок. | |||
2-3 года | Использование туалета с посторонней помощью и контроль в дневное время. | ||
Осознает одобрение или неодобрение родителем своих действий. | |||
Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла. | |||
Устраивают себя спать ночью или днем. | |||
Сидеть, чтобы самостоятельно посмотреть книгу. | |||
Выражение эмоций. | |||
Различение съедобных и несъедобных предметов (18 месяцев). | |||
Переносимость продуктов различной текстуры. | |||
Участие в творческой игре. | |||
Внимание на 3 минуты. | |||
Следуя простым инструкциям (например, «Отдай мяч папе»). | |||
Следуйте инструкциям из 2 частей (например, «Иди в свою комнату и возьми обувь»). | |||
Наслаждение/терпение грязной игры. | |||
Решение проблем методом проб и ошибок. | |||
Указание на 5-6 частей куклы по запросу. | |||
Подходящие круги и квадраты. | |||
3-4 года | Счет 1-5. | ||
Осознает одобрение или неодобрение родителем своих действий. | |||
Понимание общих опасностей горячих предметов, лестниц, стекла. | |||
Выражение эмоций. | |||
Устраивают себя спать ночью или днем. | |||
Запоминание большинства цветов. | |||
Выбор одежды по погоде. | |||
Отличие реального мира от воображаемого. | |||
По очереди. | |||
Игра с 2 или 3 детьми в группе. | |||
Игровые темы выходят за рамки личного опыта (например, пожарный спасает людей). | |||
Наслаждение/терпение грязной игры. | |||
Самостоятельное одевание (требуется только помощь со шнурками, пуговицами и другими застежками в неудобных местах). | |||
Допустимая одежда с различной текстурой, швами, бирками и т. д. | |||
Самостоятельное кормление без затруднений. | |||
Указание на 5-6 частей куклы по запросу. | |||
Работа в загруженных/шумных условиях. | |||
4-5 лет | Счет от 1 до 10. | ||
Устраиваются спать по ночам. | |||
Именование форм. | |||
Развитие дружеских отношений. | |||
Выражение эмоций. | |||
Соблюдение правил. | |||
Сидя, чтобы обратить внимание, например. матовое время. | |||
Работа в шумной/занятой среде. | |||
Выбор одежды по погоде. | |||
Самостоятельное одевание. | |||
Самостоятельное кормление без затруднений. | |||
По очереди. | |||
Игра с 4 или 5 детьми в группе. | |||
Допустимая одежда с различной текстурой, швами, бирками и т. д. | |||
5-6 лет | Написание цифр и букв. | ||
Написание простых предложений. | |||
Самостоятельное кормление без затруднений. | |||
Выражение эмоций. | |||
Воспоминание о событиях и их описание. | |||
Запоминание предложения для записи, о котором только что подумали или сказали. | |||
Различие между левым и правым. | |||
Классификация объектов: «Это игрушки; это книги». | |||
Понимание таких понятий, как вчера, сегодня и завтра. | |||
Копирование сложных фигур, таких как ромб. | |||
Произнесение простых слов, таких как «висеть», «аккуратно», «прыгать» и «утонуть». | |||
Сидеть за партой, следовать указаниям учителя и самостоятельно выполнять простые задания в классе. | |||
Знание того, где находится их тело во времени и пространстве, чтобы координировать движения тела для навыков владения мячом. | |||
Самостоятельное кормление без затруднений. | |||
Допустимая различная текстура одежды, швы, бирки и т. д. | |||
Работа в загруженных/шумных условиях. | |||
Самостоятельно устроиться на сон. | |||
6-7 лет | Правильное формирование цифр и букв. | ||
Самостоятельно засыпает и спит всю ночь. | |||
Употребление разнообразной пищи и терпимость к разным текстурам. | |||
Признание точки зрения других. | |||
Воспоминание о событиях и их описание. | |||
Выражение эмоций. | |||
Запоминание предложения для записи, о котором только что подумали или сказали. | |||
Посещение в течение более длительного периода времени. | |||
Неподвижное сидение (например, в классе, во время еды и т. д.). | |||
Самостоятельное пользование туалетом днем и ночью. | |||
Работа в загруженных/шумных условиях. | |||
Понимание дробей и концепции пространства. | |||
Понимание денег. | |||
Взять на себя больше обязанностей работа по дому. | |||
Называние месяцев и дней недели по порядку. | |||
Указание времени. | |||
Самостоятельное чтение книги. | |||
Самостоятельное кормление без затруднений. | |||
Знание того, где находится их тело во времени и пространстве, чтобы координировать движения тела для навыков владения мячом. | |||
Игра с 4 или 5 детьми в группе. | |||
Подавление необходимости говорить и задавать вопросы. | |||
7-8 лет | Правильное формирование цифр и букв. | ||
Признание точки зрения других. | |||
Воспоминание о событиях и их описание. | |||
Выражение эмоций. | |||
Запоминание предложения для записи, о котором только что подумали или сказали. | |||
Посещение в течение более длительного периода времени. | |||
Неподвижное сидение (например, в классе, во время еды и т. д.). | |||
Работа в загруженных/шумных условиях. | |||
Понимание дробей и концепции пространства. | |||
Взять на себя больше обязанностей работа по дому. | |||
Понимание денег. | |||
Указание времени. | |||
Называние месяцев и дней недели по порядку. | |||
Самостоятельное чтение книги. | |||
Знание того, где находится их тело во времени и пространстве, чтобы координировать движения тела для навыков владения мячом. | |||
Подавление необходимости говорить и задавать вопросы. |