Разное

Сенсорное развитие детей 3 4 лет: Сенсорное развитие детей 3-4 лет

Сенсорное развитие детей 3-4 лет

Автор: Ризванова Наиля Наилевна

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве , развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности .

 Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

 Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного.

  Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

  Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др.

 Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической деятельности.

 Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон — значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях .

  Сопровождая осязательные ощущения при ощупывании и хватании предметов, при прослеживании движущихся предметов и поисковых движениях глаз, при повороте головы в сторону звуковых сигналов, при настройке мышц гортани на тональность слышимого звука, мышечные ощущения усиливают другие ощущения и способствуют их синтезу. В мозгу ребенка между звуками слышимой речи и мышечными ощущениями при произнесении слов возникают соответствующие связи, которые участвуют в формировании громкой речи.

 Развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:

 -Формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;

 -Формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.

 Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой— имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

  На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет в его жизни чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.Программой воспитания в дошкольном учреждении четко определен тот объем сенсорных знаний и умений, которым должны овладеть дети каждой возрастной ступени.

 Сенсорное воспитание тесно переплетается с развитием мышления ребенка, так как усвоение отдельных тем (например, системы форм) выходит за рамки сенсорного воспитания, что значительно усложняет эту работу. При этом важно, чтобы ознакомление с эталонами не просто проходило путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставление разных эталонов, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование этих названий, что в итоге ведет к закреплению представлений о каждом эталоне и к возможности выполнения действий на их основе по словесной инструкции.

 

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Так, при ознакомлении с цветами спектра и особенно с оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми (например, получение промежуточных цветов). В ознакомлении с геометрическими формами и их разновидностями существенную роль имеет обучение детей приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставление фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов (и их изображений) в ряды убывающей или нарастающей величин. В процессе музыкальной деятельности усваиваются образцы звуковысотных и ритмических отношений и т. д.

На начальном этапе очень важно объяснять способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать и т.д.— и направлять деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию .

 

Названные задачи решаются на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов.К концу дошкольного возраста действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете. Образ предмета все более дифференцируется, приближается к реальному предмету, обогащается названием его свойств и качеств, информацией о возможных разновидностях предмета.

 

Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.В каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

 

 

Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры. | Статья (младшая группа) на тему:

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов  восприятия , являются результатом их переработки . Овладение  знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов ( форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно , необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.  

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
-формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов( цвете, величине, форме, количестве).
-воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами ( умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению  положительного результата и т. д.).
Направления моей работы:
-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
-обучение способам обследования предметов
-развитие аналитического восприятия ( выделение элементов: цвет, форма, величина).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
«Чудесный мешочек»
» Определи на ощупь» ( найти предметы различающиеся по одному  признаку )
» Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
«Узнай фигуру» ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
» Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
» Найди предмет указанной формы» ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
«Из каких фигур состоит …?» (нужно по рисунку определить ,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
» Какая фигура лишняя?»( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)              
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
«Сравни предметы по высоте»
«Самая длинная, самая короткая»(предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
«Разноцветные кружки»(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
«В какую коробку?»(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
«Дальше — ближе»(предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало?»
«Какого цвета предмет?»(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
«Собери  гирлянду»(предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом)
«Какие цвета использованы?»(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
«Уточним цвет»( учить различать и называть близкие цвета).

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

В своей работе использовала следующие технологии: информационно коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, личностно — ориентированные, исследовательские.

Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.

Особый акцент я делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей. Обучаю новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.

С родителями воспитанников были проведены консультации, беседы, родительское собрание «Что такое сенсорное развитие≤», анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании, практикум по созданию игр по сенсорному развитию из бросового материала.

В результате, дети научились играть в дидактические игры, различают предметы по признакам: цвет, форма, запах.

У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей.

Это проявляется в выполнении моих рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на мои просьбы.

 

Отслеживание сенсорного развития вашего ребенка

Изучите этапы, перечисленные ниже, чтобы отслеживать сенсорное развитие вашего ребенка. Помните , если у вас есть проблемы, поговорите со своим поставщиком медицинских услуг и попросите провести оценку.

< Назад на нашу сенсорную страницу

0-3 месяца
  • Лежа на спине пытается дотянуться до игрушки, которую держат над грудью
  • Лежа на спине, зрительно следит за движущейся игрушкой из стороны в сторону
  • Лежа на спине, держит голову по центру, чтобы смотреть на циферблаты или игрушки
  • Способность успокаивать покачиванием, прикосновением и нежными звуками
  • Любит разнообразные движения

Наблюдайте за сенсорными вехами:   

4–6 месяцев
  • Использует обе руки для изучения игрушек
  • Обычно счастлив, когда не голоден и не устал
  • Подносит руки и предметы ко рту
  • Способность успокаивать покачиванием, прикосновением и нежными звуками
  • Не расстраивается от повседневных звуков
  • Любит разнообразные движения

Наблюдайте за сенсорными вехами:

7–9 месяцев
  • Любит разнообразные движения – подпрыгивает вверх-вниз, покачивается вперед-назад
  • Исследует и исследует объект обеими руками и ртом
  • Переворачивает сразу несколько страниц толстой (картонной) книги
  • Эксперименты с силой, необходимой для поднятия разных предметов
  • Фокусируется на близких и дальних объектах
  • Исследует формы, размеры и текстуру игрушек и окружающей среды
  • Наблюдает за окружающим миром из разных положений – лежа на спине или животе, сидя, ползая и стоя с посторонней помощью

Часы сенсорных вех:

10–12 месяцев
  • Любит слушать песни
  • Исследует игрушки руками, пальцами и ртом
  • Ползает к объектам, которые ребенок видит на расстоянии, или от них

Часы Сенсорные вехи:

13-18 месяцев
  • Помогает одеваться/раздеваться
  • Имеет регулярный график сна
  • Ест все больше и больше разнообразных продуктов

Если вас беспокоит сенсорное развитие вашего ребенка, запишите свои наблюдения в Контрольный список способностей   и обсудите свои опасения с лечащим врачом вашего ребенка. Трудотерапия может помочь детям развить сенсорные навыки, необходимые им для полного раскрытия своего потенциала.

Эта информация предназначена для родителей и специалистов, заинтересованных в том, чтобы больше узнать о сенсорных системах и важности 7 чувств в первый год жизни ребенка. Используйте эти ресурсы, чтобы отслеживать этапы сенсорного развития вашего ребенка и весело проводить время с играми и занятиями, соответствующими стадии его развития.

1

Развитие в возрасте 0-3 месяцев

В этом возрасте ребенок постоянно получает информацию через все свои органы чувств и использует их для обучения и ежедневного роста.

Постоянная отзывчивость воспитателя очень важна в этом возрасте — это помогает ребенку узнать о своем теле, своем непосредственном мире и своих ранних социальных отношениях.

Вестибулярное чувство (чувство движения и равновесия)

Вестибулярное чувство дает информацию о том, где в пространстве находятся наша голова и тело, что позволяет нам оставаться в правильном положении, когда мы сидим, стоим и ходим.

Чего ожидать

  • Ручки раскрываются наружу, когда ребенок наклонен назад (рефлекс Моро)
  • Начинает удерживать голову с меньшей поддержкой, поднимает голову, находясь на животе, демонстрирует больший контроль над головой, когда его тянет сесть
  • Следит глазами за движущимися объектами
  • Начинают удерживать некоторый вес на ногах, когда их держат вертикально, даже если они не будут готовы стоять в течение многих месяцев
  • Поворачивает голову к груди или бутылочке для кормления или от яркого света

Мероприятия, способствующие развитию

  • Держите ребенка в разных положениях
  • Дайте ребенку возможность лежать на животике под присмотром
  • Обратите внимание на реакцию ребенка на различные типы движений и положений. Это поможет обеспечить комфортные виды движений и расширить круг движений, которые нравятся ребенку
  • Качайтесь и покачивайтесь с малышом
  • Потяните, чтобы сесть, общаясь с ребенком лицом к лицу
  • Поворот головы с опрокидыванием корпуса, как при ранней прокатке
Проприоцепция (чувство положения тела)

Проприоцепция сообщает нам, где наши части тела находятся относительно друг друга, и дает нам информацию о том, сколько силы нужно использовать для различных действий.

Чего ожидать

  • Потягивается и зарывается головой в грудь воспитателя
  • Научится использовать мышцы рта для сосания груди или бутылочки
  • Имитирует движения лица – высовывает язык или начинает улыбаться
  • Мгновенно переносит вес на ноги, когда их держат в вертикальном положении — готовит почву для ходьбы почти год спустя
  • Поворачивает голову на голос или свет

Деятельность по содействию развитию

  • Перемещайте руки ребенка вместе, ноги вместе и поперек средней линии во время купания или одевания
  • Игра лицом к лицу с ребенком в положении поддержки
  • Время на животике с подъемной головкой для ребенка
  • Носите ребенка в разных положениях
Тактильное чувство (осязание)

Тактильное чувство дает нам информацию от нашей кожи. Когда мы прикасаемся к чему-либо или к нам прикасаются, мы получаем информацию о форме, размере, текстуре, давлении и температуре.

Чего ожидать

  • Умеет успокаивать, когда его обнимают или укутывают в одеяло
  • Контакт кожа к коже важен
  • Рефлексы – младенец хватается за пальцы или поворачивает голову к щеке, которую почесали
  • Показывает реакцию испуга

Мероприятия, способствующие развитию

  • Обеспечьте любящий, успокаивающий контакт – контакт кожа к коже позволяет им чувствовать себя связанными и в безопасности
  • Ежедневный массаж
  • Время купания, переодевание и смена подгузников дают возможности для сенсорного ввода — лосьоны, масла, ткани с различной текстурой
  • Используйте различные текстуры с помощью игрушек, одеял и полотенец
Обоняние и вкусовые ощущения (обоняние и вкус)

Чего ожидать

  • Предвосхищает кормление и ориентируется на запах своего опекуна/молока
  • Предпочитает приятные запахи (ваниль) и не любит резкие запахи (испорченные продукты)
  • Младенцы рождаются с предпочтениями в отношении типов запахов и вкусов, которые они ощущали от продуктов, которые их матери ели во время беременности; эти предпочтения сохраняются для детей, находящихся на грудном вскармливании

Мероприятия, способствующие развитию

  • Создавать приятные, спокойные и комфортные ощущения наряду с приятными ароматами. Это заложит основу для положительных ассоциаций
Слуховое восприятие (слух)

Чего ожидать

  • Включает звук брата или сестры
  • Успокаивает, когда лицо, осуществляющее уход, говорит нараспев
  • Плачет, когда испуган
  • Ворканье в ответ на личный контакт

Деятельность по содействию развитию

  • Воспроизведение музыки
  • Танцуй и пой с малышом (лицом к лицу)
  • Дайте ребенку поиграть со скрипучими/шумящими игрушками
  • Расскажите о своем дне
  • Воркование, разговор и улыбка с младенцем (контакт лицом к лицу)
Зрение (зрение)  

Чего ожидать

  • Четко видит на расстоянии около 1-2 футов — идеально подходит для лицевого взаимодействия
  • Отворачивается от света
  • Заинтересованы в лицах, начинают смотреть в глаза

Мероприятия по содействию развитию

  • Чаще общайтесь лицом к лицу – пусть они смотрят на ваше лицо, когда вы говорите или поете им
  • Носите ребенка на уровне плеч, чтобы он мог видеть, куда идет
  • Носите ребенка, занимаясь повседневными делами
Интероцептивное чувство (чувство боли, голода и температуры)

Чего ожидать

  • Обычно в спокойном, бдительном состоянии
  • Плачет, когда некомфортно – голоден, устал, смена подгузника,
  • Требуется помощник для регулирования температуры тела

Деятельность по содействию развитию

  • Подарите ребенку физический контакт и тепло
  • Отрегулируйте освещение, чтобы помочь ребенку оставаться бодрым или успокоиться перед сном
  • Часто меняйте подгузник
  • Вынесите ребенка на свежий воздух

Развитие в возрасте 4-6 месяцев

В этом возрасте ребенок постоянно получает информацию через все органы чувств и использует их для обучения и ежедневного роста.

Постоянная отзывчивость воспитателя очень важна в этом возрасте — помогает младенцам узнать о своем теле, своем непосредственном мире и своих ранних социальных отношениях.

Вестибулярное чувство (чувство движения и равновесия)

Вестибулярное чувство дает нам информацию о том, где в пространстве находятся наша голова и тело, что позволяет нам оставаться в правильном положении, когда мы сидим, стоим и ходим.

Чего ожидать

  • Улучшает контроль над головой — может держать голову и грудь прямо во время живота
  • Переворачивается с живота на спину и может переворачиваться со спины на живот к концу
  • К 6 месяцам – сидит с опорой
  • Можно использовать обе стороны тела вместе — хлопать, стучать игрушками вместе
  • Если двигаться вперед, ребенок вытянет руки вперед
  • Перекладывает игрушку из одной руки в другую
  • Может отжиматься на предплечьях

Мероприятия, способствующие развитию

  • Носите ребенка и играйте с ним в разных положениях
  • Танцуй с ребенком
  • Используйте медленные движения вперед-назад — гамак, кресло-качалка — для успокоения и более энергичные движения для игры
Проприоцепция (чувство положения тела)

Проприоцепция сообщает нам, где наши части тела находятся относительно друг друга, и дает нам информацию о том, сколько силы нужно использовать для различных действий.

Чего ожидать

  • Превышение
  • Соединить руки и корчить рожицы
  • Качается вперед-назад и из стороны в сторону на четвереньках
  • Держит собственную бутылку
  • Эксперименты с применением силы – стягивает одеяла, гладит животных, хлопает в ладоши и т. д.

Упражнения для развития

  • Позвольте ребенку исследовать пол на спине и животе для развития мышц
  • Проводите время вместе лицом к лицу, корча гримасы и произнося звуки
  • Мягко толкайте и тяните в игровой форме
  • Помогите малышу выполнять действия, например, лепить пирожные или гладить животное
Тактильное чувство (осязание)

Тактильное чувство дает нам информацию от нашей кожи. Когда мы прикасаемся к чему-либо или к нам прикасаются, мы получаем информацию о форме, размере, текстуре, давлении и температуре.

Чего ожидать

  • Успокоенный мягкими, уютными ощущениями – одеялом, одеждой, игрушками
  • Наслаждение прикосновениями побуждает к движению и исследованиям
  • Тянется к предметам, кладет их в рот

Мероприятия по содействию развитию

  • Новые ощущения с лосьоном, маслами, тканями
  • Разнообразие текстурированных ручных игрушек и поверхностей – одеял, игровых ковриков, губок, мячей
  • Продолжать обеспечивать достаточный контакт кожа к коже
Обоняние и вкусовые ощущения (обоняние и вкус)

Чего ожидать

  • Начинает проявлять интерес к запахам и внешнему виду продуктов, которые едят другие
  • Предупреждает кормление по запаху лица, осуществляющего уход
  • Нормальные реакции на неприятные запахи

Мероприятия, способствующие развитию

  • Способствовать возникновению положительных ассоциаций между приятными запахами и ощущениями
  • Удаление сильных запахов из окружающей среды
Слух (слух)

Чего ожидать

  • Поворачивает голову на звуки
  • Замечает игрушки, которые издают звуки
  • Ворчит у воспитателя… может начать бормотать около 6 месяцев
  • Различает плач для разных нужд

Мероприятия, способствующие развитию

  • Чаще разговаривайте с малышом – рассказывайте о своем дне
  • Имитируйте вокальную игру и играйте с малышом
  • Слушайте музыку вместе
  • Указывать на объекты во время разговора
Зрение (Зрение)

Чего ожидать

  • Интерес к лицам, имитация мимики
  • Отслеживает перемещение объектов и людей по комнате
  • Осматривается сидя с опорой

Деятельность по содействию развитию

  • Предоставьте ребенку возможность видеть разных людей и предметы
  • Держите ребенка лицом к лицу, пока вы разговариваете и корчите рожи
  • Носите ребенка и указывайте на предметы, пока вы называете их
Интероцептивное чувство (ощущение боли, голода и температуры)

Чего ожидать

  • Более предсказуемый суточный ритм – проголодается и требует сна в более предсказуемое время
  • Протест против унижения или передачи другому взрослому
  • Демонстрирует признаки дискомфорта – плач, общее беспокойство, отворачивание

Мероприятия, способствующие развитию

  • Способствуют регулированию циркадных ритмов – гуляйте с ребенком при естественном освещении днем ​​и уменьшайте освещение ночью
  • Кормящие матери – будьте внимательны к пище, которую вы потребляете
  • Удовлетворение потребностей ребенка — дневной сон, смена подгузников, чувство голода — помогает ему чувствовать себя в безопасности, зная, что его потребности могут быть удовлетворены

Развитие в возрасте 7–9 месяцев

В этом возрасте дети начинают самостоятельно передвигаться и с удовольствием исследуют новые текстуры, движения и окружающую среду. Они постоянно получают информацию через все свои чувства и используют эти чувства, чтобы учиться и расти каждый день. Используйте наши ресурсы, чтобы отслеживать этапы сенсорного развития вашего ребенка и весело проводить время с играми и занятиями, соответствующими его или ее стадии развития.

Вестибулярная чувствительность (чувство движения и равновесия)

Вестибулярное чувство дает нам информацию о том, где в пространстве находятся наша голова и тело, что позволяет нам оставаться в правильном положении, когда мы сидим, стоим и ходим.

Чего ожидать

  • Показывает больший контроль при перекатывании, сидении и беге
  • Начинает ползать и стоять
  • Пытается наклоняться, тянуться и бросать игрушки
  • Любит разнообразные движения — подпрыгивает вверх-вниз, покачивается вперед-назад

Деятельность по содействию развитию

  • Прогулка с ребенком в переноске или рюкзаке
  • Играйте с ребенком в разных позах
  • Вывозите ребенка в детском кресле, коляске или беговой дорожке
  • Используйте медленные покачивающие движения для успокоения и более энергичные движения во время игры
  • Дайте ребенку пространство для передвижения, но оставайтесь рядом, чтобы сохранить чувство безопасности
Проприоцепция (чувство осознания тела)

Проприоцепция подсказывает нам, где наши части тела расположены относительно друг друга, и дает нам информацию о том, сколько силы нужно использовать для различных действий.

Чего ожидать

  • Способность тянуться, тянуться и наклоняться во многих направлениях
  • Может держать бутылочку и класть соску в рот
  • Эксперименты с величиной силы, используемой для поднятия различных предметов

Мероприятия, способствующие развитию

  • Создайте безопасную среду для ребенка, чтобы он мог двигаться и исследовать – закройте электрические розетки, установите защитные ворота и держите опасные предметы вне досягаемости
  • Носите ребенка в новых положениях — например, на плечах или в воздухе
  • Познакомьте с игрушками и играми, в которых нужно толкать и тянуть, например игрушечными машинками или вагончиками
  • Дайте ребенку время самостоятельно сидеть, чтобы развить мышцы шеи, спины и живота
Тактильное чувство (осязание)

Тактильное чувство дает нам информацию от нашей кожи. Когда мы прикасаемся к чему-либо или к нам прикасаются, мы получаем информацию о форме, размере, текстуре, давлении и температуре.

Чего ожидать

  • Исследует формы, размеры и текстуры игрушек и их окружения
  • Использует руки, рот и лицо для исследования объектов
  • Подбирает мелкие предметы большими и указательными пальцами

Мероприятия, способствующие развитию

  • Знакомство с новыми текстурами, когда ребенок ест, спит, одевается или играет на улице
  • Используйте различные губки, мыло и лосьоны во время купания
  • Обеспечьте постоянный контакт кожа к коже с родителем или опекуном
Обоняние и вкусовые ощущения (обоняние и вкус)

Чего ожидать

  • Начинает смотреть и тянуться к еде поблизости
  • Проявляет сильную реакцию на новые запахи и вкусы
  • Начинает формировать ассоциации со знакомыми запахами и вкусами

Мероприятия, способствующие развитию

  • Размещайте приятные запахи, такие как ваниль, миндаль или цитрусовые, в игровой, гостиной и спальной зонах ребенка
  • Вводите новые продукты постепенно и следите за реакцией ребенка
  • Не принуждайте к еде и не демонстрируйте стресс из-за неприязни ребенка к определенным продуктам
  • Если ребенок отказывается от определенного продукта питания, попробуйте изменить текстуру
Слух (слух)

Чего ожидать

  • Может различать знакомые и незнакомые голоса
  • Показывает распознавание часто используемых слов
  • Использует несколько разных звуков при лепете

Мероприятия, способствующие развитию

  • Реагирование на звуки ребенка и поощрение двустороннего общения
  • Опишите свои действия, когда вы одеваете, кормите и купаете ребенка — это дает ему или ей возможность слушать звуки и ритмы вашей речи
  • Читайте книжки с картинками вместе, чтобы помочь малышу связать слова с изображениями
  • Воспроизведение музыки в течение дня — живая, оптимистичная музыка во время игр и тихая мелодичная музыка для сна и сна
Зрение (Зрение)

Чего ожидать

  • Способность фокусироваться на объектах как вблизи, так и вдали
  • Имитирует мимику и жесты
  • Проявляет интерес к тому, куда смотрят или указывают другие
  • Наблюдает за окружающим миром из различных положений – лежа на спине или животе, сидя, ползая и стоя

Мероприятия по содействию развитию

  • Чаще общайтесь с ребенком
  • Показывайте на предметы во время прогулки и разговора с ребенком
  • Поощряйте ребенка играть на полу с игрушками разных цветов, размеров и форм
  • Разрешить ребенку брать и исследовать предметы в пределах досягаемости
Интероцептивное чувство (чувство боли, голода и температуры)

Чего ожидать

  • Желание жевать игрушки, которые могут массировать воспаленные и опухшие десны во время прорезывания зубов
  • Чувство сытости дольше после употребления более твердой пищи
  • Повышенное беспокойство после времени, проведенного вдали от опекунов

Мероприятия, способствующие развитию

  • Обеспечьте ребенку здоровое питание – избегайте искусственных ингредиентов, сахара и консервантов
  • Помогите ребенку установить постоянный график сна
  • Часто меняйте подгузник
  • Обеспечьте достаточный контакт кожа к коже, чтобы успокоить ребенка

Развитие в возрасте 10–12 месяцев

В этом возрасте дети начинают проявлять предпочтения в отношении того, куда идти, к чему прикасаться и как их носить. Они становятся все более мобильными и любят исследовать новую среду. Используйте наши ресурсы, чтобы отслеживать этапы сенсорного развития вашего ребенка и весело проводить время с играми и занятиями, соответствующими его или ее стадии развития.

Вестибулярное чувство (чувство движения и равновесия)

Вестибулярное чувство дает нам информацию о том, где в пространстве находятся наша голова и тело, что позволяет нам оставаться в правильном положении, когда мы сидим, стоим и ходим.

Чего ожидать

  • Может ползать, стоять, переносить вес и перемещаться по мебели
  • Может начать ходить самостоятельно
  • Любит более энергичные занятия – например, танцы или катание на лошадях на спине родителей
  • Может осматриваться во время движения тела

Мероприятия, способствующие развитию

  • Обеспечить игрушки-толкатели, позволяющие ребенку практиковаться в ходьбе с некоторой поддержкой
  • Поощряйте ребенка танцевать и покачиваться под музыку
  • Дайте возможность испытать медленные покачивающие движения, например, покачивание в гамаке
Проприоцепция (чувство осознания тела)

Проприоцепция подсказывает нам, где наши части тела расположены относительно друг друга, и дает нам информацию о том, сколько силы нужно использовать для различных действий.

Чего ожидать

  • Засовывает руки и ноги в, под и над новыми пространствами и объектами – например, может заползать под столы или в шкафы
  • Залезает и слезает с подушек, маленьких игрушек и лестниц с ковровым покрытием
  • Краны шеи, чтобы заглянуть за угол или другое препятствие

Мероприятия, способствующие развитию

  • Создайте безопасное пространство, где ребенок может исследовать сидя, стоя и ползая
  • Поощряйте ребенка играть с игрушками, требующими разной силы
Тактильное чувство (осязание)

Тактильное чувство дает нам информацию от нашей кожи. Когда мы прикасаемся к чему-либо или к нам прикасаются, мы получаем информацию о форме, размере, текстуре, давлении и температуре.

Чего ожидать

  • Увеличивает взаимодействие с мелкими объектами
  • Любит разные текстуры еды, одеял, грязи, краски и т. д.
  • Исследует игрушки пальцами и ртом

Мероприятия, способствующие развитию

  • Знакомство ребенка с новыми текстурами через еду, игрушки, одежду, губки
  • Назовите текстуры, формы и размеры, чтобы помочь ребенку связать слова с тактильными ощущениями
  • Обеспечьте постоянный телесный контакт с лицами, осуществляющими уход
Обоняние и вкусовые ощущения (обоняние и вкус)

Чего ожидать

  • Обладает большим разнообразием запахов и вкусов
  • Имеет больше зубов и лучше контролирует язык и губы
  • Готовые к употреблению приготовленные всмятку овощи, мягкие фрукты и закуски (например, печенье для прорезывания зубов, макароны)
  • Может быть готов начать кормление с ложки

Мероприятия, способствующие развитию

  • Создание безопасных условий для ребенка, чтобы он мог испытать новые запахи и вкусы
  • Держите ребенка подальше от мест, где люди курят или используют агрессивные химикаты
  • Следите за тем, что ест ваш ребенок – из лучших побуждений друзья и члены семьи могут давать ребенку пищу, не соответствующую его возрасту
Слух (слух)

Чего ожидать

  • Понимает многие знакомые звуки и слова
  • Любит слушать песни
  • Точки и жесты со звуками для передачи желаний и потребностей
  • Ползет на звуки, исходящие издалека, или от них

Действия, способствующие развитию

  • Опишите свои действия в течение дня, когда вы одеваете, кормите и купаете ребенка
  • Реагируйте на звуки ребенка, чтобы стимулировать двустороннее общение
Зрение (зрение)

Чего ожидать

  • Способность осмотреться, сидя или стоя, не падая
  • Может замечать предметы на расстоянии – может ползти к вещам или от них

Мероприятия, способствующие развитию

  • Показывайте на предметы во время разговора
  • Делайте последовательные жесты, которые ребенок может видеть и интерпретировать
  • Покажите малышу, куда деваются вещи, чтобы он мог снова их найти
Интероцептивное чувство (чувство боли, голода, температуры)

Чего ожидать

  • Прорезывание зубов может вызвать отек, боль и общую нервозность
  • Частые опрелости
  • Испытывает боли в животе, запоры и диарею из-за новых продуктов в рационе

Деятельность по содействию развитию

  • Обеспечение предсказуемого, но гибкого распорядка дня
  • Обеспечьте ребенка разнообразной питательной и соответствующей возрасту пищей
  • Носите ребенка в течение дня, чтобы уменьшить стресс и сохранить чувство безопасности
  • Управление освещением дома днем ​​и ночью
  • Реагировать на сигналы бедствия ребенка
Sources
Mailloux Z & Smith Roley S. Развитие сенсорной интеграции и ранние признаки трудностей. Июль 2013.

Преимущества сенсорной игры и 21 сенсорная игра для дошкольников

Что такое сенсорная игра | Сенсорная игра и развитие мозга | Сенсорная деятельность Идеи

Что такое сенсорная игра

Сенсорная игра — это вид деятельности, который стимулирует органы чувств детей, то есть различные способы нашего восприятия мира. Наш мозг использует чувства, чтобы помочь нам маневрировать в окружающей среде, а сенсорная игра помогает детям развивать их.

Пять наиболее известных органов чувств: вкус, обоняние, зрение, осязание и слух.

Большинство сенсорных игр сосредоточены на стимуляции осязания, зрения и слуха, потому что они более доступны. Действия, которые могут дать сенсорный опыт для стимуляции других органов чувств, также важны, хотя и менее распространены, когда люди говорят о сенсорной игре.

Преимущества сенсорной игры и развитие мозга

Почему важна сенсорная игра?

Сенсорная игра в раннем детстве играет важную роль в развитии мозга, поскольку сенсорная стимуляция необходима для сенсорной интеграции ​1​ и когнитивное развитие ​2​ .

Человеческий мозг состоит из триллионов мозговых клеток (нейронов) и нервных соединений (синапсов). Сенсорная активность может усилить сенсорные синапсы и функции в головном мозге.

Предоставление детям различных сенсорных ощущений необходимо молодому мозгу для развития надлежащих способностей обработки сенсорной информации ​3​ .

Сенсорная игра особенно важна для детей с проблемами сенсорной обработки, такими как расстройство сенсорной обработки. Эти дети, как правило, испытывают трудности с вовлечением в сенсорную игровую деятельность ​4​ .

Игра также важна для развития ребенка, например, для развития речи, помимо сенсорного развития. Дети становятся более творческими, играя. Они также развивают свои лингвистические, когнитивные, зрительно-пространственные, социальные и эмоциональные навыки ​5–9​ .

Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством.

Идеи сенсорных упражнений

Детям всех возрастов могут быть полезны занятия, которые стимулируют их различные органы чувств.

В домашних условиях легко создавать сенсорные активности, используя различные предметы.

Нет необходимости покупать дорогие сенсорные игрушки. Используйте обычные предметы в вашем доме в качестве сенсорных материалов.

Вот некоторые из лучших сенсорных занятий и забавных идей для занятых родителей.

Тактильная игра

Эти предметы обеспечивают сенсорный ввод для стимуляции тактильных ощущений у детей.

Не бойтесь пробовать что-то новое и заниматься грязными играми. Это сенсорное обучение! Это также прекрасное время, чтобы сблизиться со своим ребенком и создать веселые воспоминания, которые останутся на всю жизнь.

  • еда
  • крем для бритья
  • гель для волос
  • мука для выпечки
  • тесто для лепки
  • ватные шарики
  • игры с водой разной температуры

Визуальная игра

  • сенсорные бутылочки с водой и блестками для встряхивания и просмотра
  • рисование пальцами художественным материалом
  • охота за мусором

Ароматная игрушка

  • фрукты
  • цветы
  • специи

Аудиоплей

  • детские погремушки
  • музыкальные инструменты
  • постукивая по разным материалам, чтобы услышать разные звуки, напр. металл, дерево, пластик, бумага и т. д.

Игра на вкус

  • сладкое – яблоко, маффин
  • кислый — апельсин, лимон
  • соленое – макаронные изделия
  • горький – капуста

Сенсорная ванна

Наполните большой контейнер или стол новыми предметами, которые дети могут потрогать, понюхать или услышать, чтобы получить новую сенсорную информацию.

В тематических сенсорных корзинах для разнообразия можно использовать различные материалы с различной текстурой.

Задавайте ребенку актуальные вопросы об их сенсорных исследованиях, чтобы одновременно развивать языковые навыки. Создайте разговор, который побуждает вашего ребенка использовать описательные слова.

Например, задайте следующие вопросы:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Как это выглядит?
  • Хорошо пахнет?
  • Вам нравится звук, который он издает?

См. также: 10 видов игр, необходимых для развития вашего ребенка

Заключительные мысли о важности сенсорной игры

Итак, в следующий раз, когда вы увидите, как ваш ребенок играет со случайными предметами, такими как рулоны бумажных полотенец, горшки, соломинки и игрушки; поощрять их. Младенцы и малыши могут использовать что угодно и что угодно, чтобы исследовать мир. И, позволяя им следовать своим инстинктам, вы помогаете развивать их чувства.

Была ли эта статья полезной?

Насколько это было полезно?

Как мы можем это улучшить?


Ссылки

  1. 1.

    Банди А.С., Шайа С., Ци Л., Миллер Л.Дж. Как дисфункция сенсорной обработки влияет на игру? Американский журнал трудотерапии . Опубликовано в Интернете 1 марта 2007 г .: 201–208. doi:10.5014/ajot.61.2.201

  2. 2.

    Davis EP, Stout SA, Molet J, et al. Воздействие непредсказуемых сенсорных сигналов матери влияет на когнитивное развитие у разных видов. Proc Natl Acad Sci USA . Опубликовано в сети 11 сентября 2017 г.: 10390-10395. doi:10.1073/pnas.1703444114

  3. 3.

    Хенш ТК. Пластичность критического периода в локальных корковых цепях. Nat Rev Neurosci . Опубликовано в Интернете в ноябре 2005 г .: 877–888. дои: 10.1038/nrn1787

  4. 4.

    Уоттс Т., Стагнитти К., Браун Т. Связь между игрой и сенсорной обработкой: систематический обзор. Американский журнал профессиональной терапии . Опубликовано в Интернете 1 марта 2014 г .: e37-e46. doi:10.5014/ajot.2014.009787

  5. 5.

    Falkenberg T, Mohammed AK, Henriksson B, Persson H, Winblad B, Lindefors N. Повышенная экспрессия мРНК мозгового нейротрофического фактора в гиппокампе крыс связана с улучшением пространственной памяти и обогащением окружающей среды. Письма по неврологии . Опубликовано в Интернете, апрель 1992 г .: 153–156. дои: 10.1016/0304-3940(92)

  6. 6.

    Даймонд М. Реакция мозга на обогащение. An Acad Bras Cienc . 2001;73(2):211-220. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11404783

  7. 7.

    Ховард-Джонс П., Тейлор Дж., Саттон Л. Влияние игры на творческие способности маленьких детей во время последующей деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *