Разное

Развитие мальчика до года по месяцам: Развитие ребенка по месяцам до года — особенности и этапы.

календарь развития грудничка и таблица

В течение первых 12 месяцев ребенок развивается особенно активно. И хотя все малютки проходят разные этапы развития по своему индивидуальному графику, есть некоторые общие признаки, присущие большинству детей одного возраста. Чтобы определить, нормально ли развивается младенец и не нужно ли сообщить педиатру о каких-либо проблемах, родителям стоит знать, как растет и какие навыки приобретает малыш в первый год жизни.

Показатели развития ребенка

В первую очередь оценивают физическое развитие малыша, показателями которого являются:

  1. Вес ребенка. Этот показатель очень важен для младенца. В первые дни после родов кроха немного теряет в весе в норме, но потом должен лишь прибавлять. Обычно вес ребенка становится вдвое больше массы при рождении к 6-месячному возрасту и втрое больше – к 12 месяцам.
  2. Рост малыша, показатели окружности головы и грудной клетки.
    За первый год ребенок вырастает в длину примерно на 25-27 сантиметров, при этом в первые месяцы кроха растет особенно активно, прибавляя по 3 см роста, а во втором полугодии – только по 1-2 см ежемесячно.
  3. Статические и двигательные функции. Оценивают способность ребенка держать голову, хватать и держать предметы, переворачиваться, сидеть, ползать, становиться на ножки, ходить и другие.
  4. Наличие зубов. Первые зубки (резцы внизу) обычно появляются к 6-месячному возрасту. Нормальное количество зубов для крохи рассчитывают, отнимая от возраста в месяцах цифру 4. К годику у большинства малышей прорезается 8 зубов.

Эмоционально-психическое развитие крохи оценивают по таким показателям:

  1. Эмоции малыша. Месячный ребенок начинает улыбаться, а в 3-месячном возрасте оживляется при обращении взрослого. Подросший карапуз проявляет все больше эмоций, как отрицательных, так и положительных.
  2. Речевое развитие. Первыми звуками, которые издает кроха, являются кряхтение и сопение, но уже к концу первого месяца малыш начинает гулить. По мере роста кроха сначала начинает лепетать, а затем произносит свои первые слова. К году в речи младенца насчитывают в среднем около десяти слов.
  3. Манипуляции с игрушками и игры. Сначала малыш хватает игрушки рефлекторно, но позже начинает захватывать их целенаправленно. Подрастая, карапуз изучает их свойства и учится разным способам игр.
  4. Понимание слов и интонации речи взрослых – начинается с 6-месячного возраста. Ребенок начинает реагировать на слова взрослого, если они сопровождаются жестами, узнает свое имя, находит взглядом знакомые предметы в ответ на вопрос взрослого.

Календарь-таблица развития ребенка от рождения до года

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы роста и веса специально для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Калькулятор роста и веса

Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

О том, что думает известный педиатр Е. Комаровский по поводу раннего развития ребенка, смотрите в следующем видео.

Новорожденный

Сразу после рождения младенец начинает адаптироваться к новым условиям жизни, а его родители – к своим новым обязанностям. Основной потребностью крохи в этот период является телесный контакт с мамой.

  • Большую часть времени кроха проводит во сне. Сон у малыша бывает глубоким, когда тело крохи полностью расслабленно и глаза закрыты, а также неглубоким, при котором конечности малютки могут двигаться, а дыхание неровное. При кормлении новорожденный может дремать.
  • На холод, чувство голода, боли, мокрый подгузник, жару и другие раздражители младенец отвечает плачем.
  • У ребенка отмечают безусловные рефлексы хватания, поиска, плавания, ходьбы и сосания. Их наличие обязательно проверяется педиатрами. Часть этих рефлексов исчезает со временем.
  • В этот период очень важно питание крохи, лучшим вариантом которого будет молоко матери. Малютка ест очень часто (обычно с промежутком 1-2 часа), в том числе и ночью.
  • Если положить кроху на животик, то младенец будет пытаться поднять голову. Некоторым малышам это удается на несколько секунд.
  • Ребенок может задерживать взгляд на неподвижном предмете, а также реагировать на появление резкого звука.

Посмотрите следующее видео, где рассказывается о том, что происходит с ребенком в первый месяц после рождения.

1 месяц

За первый месяц ребенок вырастает в среднем на 3 см и прибавляет около 600 г веса.

  • Кроха уже осознанно улыбается взрослому и пытается удерживать голову, но пока может сделать это лишь в течение нескольких секунд.
  • Малютка уже может остановить взгляд не только на неподвижных, но и на движущихся предметах, если они яркие и крупные.
  • Резкие громкие звуки вызывают у месячного карапуза выраженную реакцию – обычно ребенок вздрагивает или замирает, но может и начать плакать.
  • Если вы подойдете к малышу и улыбнетесь ему, то вызовете у младенца оживление. Ребенок улыбнется в ответ и начнет двигать ручками и ногами.
  • Малютка начинает произносить в ответ на разговоры и улыбку взрослого звуки, напоминающие «га», «гы» или что-то похожее, поэтому такую «речь» карапуза называют агуканьем.

2 месяца

Во второй месяц по сравнению с весом и ростом в 1 месяц карапуз становится больше на 700-1000 г (в среднем 800 г) и на 3 см.

  • Малыш начинает больше времени проводить в состоянии бодрствования. В среднем кроха не спит около 15 минут в час. В этом возрасте малыши еще не умеют различать ночь и день, поэтому они могут бодрствовать ночью.
  • Двухмесячный карапуз уже научился удерживать головку около минуты, а также переворачиваться с бокового положения на спинку. Если вложить крохе в ладошку палец, младенец крепко за него ухватится. Тонус ручек уже почти прошел, а в ножках еще сохраняется.
  • Младенец в 2 месяца активно гулит, фиксирует взгляд и на неподвижных, и на движущихся предметах. Увидев яркий предмет, кроха замирает. Из всех услышанных звуков карапуз уже умеет выделять речь человека, а в ответ на обращение и улыбку взрослого младенец тоже улыбается.

3 месяца

За третий месяц жизни кроха в среднем прибавляет 750 г и вырастает в длину на 3 см. Младенец бодрствует уже дольше – около 1-1,5 часов. В это время с малюткой нужно разговаривать, обнимать его, показывать все вокруг.

  • Малыш уверенно удерживает свою голову, если его держать вертикально. Лежа на животике, младенец упирается в поверхность локтями и предплечьями и поднимает голову. Если вы возьмете карапуза под мышки, то он будет крепко упираться в поверхность ножками.
    Также младенец начинает поворачиваться с положения на спине на бочок.
  • Ребенок уже подолгу и сосредоточенно рассматривает предметы в своем окружении. Его привлекают яркие игрушки и все происходящее вокруг.
  • В речи ребенка помимо гласных звуков появляются согласные. Малютка начинает проявлять разные эмоции – если он недоволен, то громко плачет, а когда радуется, то двигает ручками, улыбается, издает звуки, смеется. При этом эмоции крохи становятся понятными родителям.
  • В ладошках крохи уже отсутствует гипертонус. Ребенок тянется ручками к игрушкам, пытается их схватить. Он также пытается изучать свое тело – трогает лицо, сосет ручки, ловит ножки.

4 месяца

К четырехмесячному возрасту по сравнению с показателями предыдущего месяца ребенок набирает в среднем 700-800 г веса и вырастает в длину на 2,5 см. У малыша уже выработался определенный режим дня, а сон ночью более длительный.

  • Кроха уже научился не только хорошо держать голову и поворачивать ее в сторону, но и переворачиваться на животик с позиции на спине. Лежа на животе, малютка уже может опираться на ладошки и приподниматься, чтобы рассмотреть все вокруг. Когда кроха лежит на спине, он тоже уже приподнимает и голову, и плечи. Так младенец совершает первые попытки сесть.
  • Кроха уже хорошо управляет своими ручками, хватает игрушки, которые висят, ощупывает их, тянет в рот, бросает, стучит. Когда малыш ест, то обхватывает руками материнскую грудь либо бутылочку.
  • Малютка длительно гулит, реагирует улыбкой или смехом на речь взрослого, музыку, собственное отражение в зеркале. Мама может заметить, что некоторые игрушки карапузу нравятся больше.
  • Карапузам на искусственном вскармливании начинают вводить прикорм, знакомя младенца с кашкой или овощами. Малыши на грудном вскармливании по-прежнему едят только материнское молоко, которого им вполне хватает.

5 месяцев

За пятый месяц рост младенца увеличивается на 2-2,5 см, а вес – примерно на 600-700 грамм.

  • Физическая активность крохи возрастает. К переворотам со спины на животик добавляются перевороты обратно – с положения лежа на животе на спину. Многие карапузы в 5-месячном возрасте уже могут сидеть, но при этом спинка ребенка согнута. При поддержке под мышки кроха стоит уже на прямых ногах.
  • Если взрослый подает пятимесячному карапузу игрушку, малыш берет ее ручками. При этом удерживать предметы малютка может уже в обеих руках минимум 20 секунд.
  • Ребенок 5 месяцев уже по-разному реагирует на лица близких и чужих людей. Он узнает мамин голос, при этом отличает, ласково она говорит или строго.
  • Когда пятимесячный ребенок бодрствует, он длительно гулит, проговаривая звуки нараспев.

6 месяцев

За шестой месяц малютка прибавляет примерно 600 грамм веса и около 2 см роста.

  • Полугодовалый карапуз уже научился сидеть без какой-либо поддержки, но многие детки не умеют пока сесть самостоятельно. Многие малыши в этом возрасте начинают осваивать передвижение по помещению ползком, но некоторые лишь учатся стоять на четвереньках и покачиваться. Если взять кроху за обе руки и немного подтянуть, то малыш поднимется на ноги. Держа младенца за грудь, родители замечают первые попытки малыша переступать ножками.
  • Ребенок уже с легкостью хватает предметы, а если игрушка выпала из руки, поднимает ее. Он может перекладывать предмет из одной ручки в другую.
  • Малютка шести месяцев много лепечет и начинает проговаривать слоги, но пока у них нет какого-либо смыслового значения. Родители могут услышать от карапуза «ма», «да», «ба» и другие слоги, количество которых ежедневно увеличивается.
  • Шестимесячный ребенок уже знает, как его зовут, а также может отыскать взглядом крупный предмет, о котором ему говорит мама.
  • Многие детки шести месяцев насторожено относятся к посторонним или даже опасаются незнакомых людей. При этом другие дети им нравятся. Они с интересом наблюдают за ними и даже начинают повторять их действия.
  • В 6-месячном возрасте у некоторых малышей появляются первые зубы. Они прорезаются на нижней челюсти.
  • Шестимесячный малыш уже может есть с ложки, снимая еду губами. Именно с шести месяцев начинают введение прикорма для деток, которых ранее кормили только материнским молоком. У младенцев на искусственном вскармливании к этому возрасту рацион уже значительно расширяется.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

12345678910111213141516171819202122232425262728293031ЯнваряФевраляМартаАпреляМаяИюняИюляАвгустаСентябряОктябряНоябряДекабря202320222021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003200220012000

Грудное вскармливание Искусственное вскармливание

7 месяцев

За седьмой месяц жизни ребенок набирает от 400 до 600 г, а его рост увеличивается на 2 сантиметра.

  • Семимесячный карапуз уверенно сидит и довольно быстро ползает. Если держать малыша за обе ручки, он устойчиво стоит и пробует переступать ножками.
  • В этом возрасте малыша надолго занимают игрушки. Ребенку интересно изучать их, перекладывать из одной руки в другую, бросать, ломать, открывать и выполнять другие манипуляции.
  • Ребенок 7 месяцев уже не только умеет есть из ложки, но и научился пить из кружки, хотя саму кружку пока придерживает взрослый.
  • Семимесячный малыш внимательно слушает речь взрослых, если ему сказать о знакомом предмете, который находится в комнате на постоянном месте, то кроха найдет данный предмет глазами. Также ребенок уже знаком со своим зеркальным отражением и умеет показать некоторые части тела.
  • Семь месяцев – возраст прорезывания первых зубов у большинства детей. У одних младенцев лишь появляются первые резцы внизу, а у некоторых уже есть 2 зубика и ожидается появление верхних резцов.

8 месяцев

В 8 месяцев по сравнению с показателями 7 месяцев ребенок становится выше на 1,5 сантиметра и прибавляет в весе примерно 400-500 грамм.

  • Восьмимесячный малыш отлично ползает и хорошо ориентируется в пространстве. Ребенок уже легко встает, удерживаясь ручками за прочную опору. Встав на ножки, малыш раскачивается и пружинит, а затем может самостоятельно сесть. Возьмите ребенка под мышки, и вы заметите, что кроха готов делать первые шажки с вашей поддержкой.
  • Карапуз 8 месяцев постоянно занят тренировкой своих рук. Он ловко перекладывает игрушки, нажимает на кнопки, катает мячик.
  • Лепет восьмимесячного ребенка уже становится достаточно четким. Ребенок произносит слоги и часто их повторяет, поэтому у него получается «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма».
  • Ребенок по-разному относится к людям – знакомые вызывают у него улыбку, незнакомцы пугают, другие детки становятся объектом интереса, а уход мамы сильно расстраивает. Также ребенок резко реагирует на неожиданные звуки и шум.
  • Если спросить малыша о нахождении знакомых ему предметов, кроха быстро найдет глазами. По просьбе ребенок может дать ручку, сделать «ладушки».
  • Меню карапуза восьми месяцев расширяется. Ребенок уже может удерживать в руке печенье, хлеб, сухарик и откусывать кусочки.

9 месяцев

За девятый месяц жизни малыш прибавляет примерно 400-500 грамм и становится выше на 1,5 см.

  • Карапуз закрепляет приобретенные раньше двигательные навыки. В этот период тело ребенка интенсивно готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок ловко ползает, с легкостью встает, ухватившись за мебель, переступает ногами. Многие малыши уже пробуют стоять без поддержки, а кто-то совершает первые шажки.
  • В манипуляциях с предметами и играх ребенок активно подражает взрослым и другим детям. Он может достать игрушку из коробки и спрятать обратно, найти предмет по просьбе, вынуть одну игрушку из другой, покатать машинку.
  • Девятимесячному карапузу очень нравится музыка. Услышав ее звуки, он подтанцовывает в такт, топает ногами, хлопает в ладоши.
  • У многих деток в этом возрасте начинают прорезаться вторые резцы – сначала верхние, а затем нижние.

10 месяцев

В росте за десятый месяц кроха прибавляет от 1 до 1,5 см, а в весе – примерно 400 грамм.

  • Движения 10-месячного карапуза становятся более уверенными. Он может сесть из положения стоя, встать, ухватившись за опору, ходить вдоль опоры, а также держась двумя руками за руки мамы. Некоторые малышы уже могут постоять без опоры или делать шаги без поддержки. Кроме того, ребенок уже может подняться на ступеньку и опуститься с нее.
  • Ребенок ловко орудует игрушками, перелистывает страницы книжек. Теперь он берет крохотные предметы не всей ладошкой, а лишь двумя пальцами. Малышу уже хорошо удаются сложные действия – забрать игрушку, открыть и закрыть ящик или коробку, спрятать предмет, есть ложкой, катать машинки, построить башню из 2-3 кубиков.
  • Ребенок проговаривает много слогов и из них получаются даже отдельные слова. Он может называть разные предметы определенным слогом. Малыш хорошо понимает речь взрослого, может ответить на просьбу, повторить движение, показать части тела.

11 месяцев

За одиннадцатый месяц ребенок набирает примерно 350-400г, а его рост становится больше на 1-1,5 см.

  • Ребенок 11 месяцев много и активно двигается. Ребенок уже научился стоять без поддержки, хорошо ходит, держась за руку мамы. Увидев любимую игрушку на полу, малыш может либо присесть, не удерживаясь за опору, либо нагнуться без приседания.
  • Действия 11-месячного малыша с игрушками становятся все более ловкими и умелыми. Кроха уже научился собирать пирамидку, складывать кубики, Малышу очень нравятся музыкальные игрушки, а также книжки с яркими иллюстрациями. По просьбе мамы кроха может показать у животных нос, глаза, покачать куклу и выполнить другие действия, которые он выучил ранее.
  • В речи ребенка появляются слова, которые пока состоят из одного-двух слогов (их называют «облегченными»). Ребенок понимает, если мама разговаривает с ним строго, а также очень радуется похвале.
  • Одиннадцатимесячный ребенок начинает проявлять самостоятельность – одеваться, умываться, есть ложкой. Показывать свои желания ребенок уже может не только плачем, но и взглядом или пальцем, а также кивком головы (отрицательным и утвердительным) и словом «дай».

12 месяцев

По сравнению с предыдущим месяцем, в 12 месяцев у ребенка добавляется около 1 см роста и примерно 350-400 г веса. К годику детки обычно утраивают свой вес при рождении и весят в среднем 9-10 кг. Средний рост годовалого ребенка составляет 74-80 см.

  • Движения 12-месячного карапуза очень активные. Большинство детей этого возраста уже самостоятельно ходят, умеют подняться из положения на корточках.
  • В речи карапуза 12 месяцев уже можно насчитать около десятка простых слов. Кроха понимает значение слов «нельзя», «дай», «иди», «можно» и многих других. Ребенок способен выполнять легкие поручения, например, накрыть на стол, вытереть пыль. Также малыш уже знает имена близких взрослых и детей, с которыми постоянно общается.
  • Ребенка 12 месяцев уже интересуют сюжетные игры. Он может кормить любимую игрушку, укладывать ее спать.
  • Пища годовалого карапуза становится очень разнообразной. Ребенок уже умеет жевать твердую пищу, самостоятельно пить из чашки, есть ложкой. Также у крохи уже сложились свои предпочтения – какие-то продукты ребенок любит, а от некоторой пищи наотрез отказывается.

Читать онлайн «Развитие ребенка. Первый год жизни. Практический курс для родителей», Наталья Кулакова – Литрес

Предисловие

Когда малыш рождается, он кажется таким крохотным, таким беспомощным! Даже не верится, что эти ножки очень скоро будут шлепать по лужам, нетерпеливые ручки тащить, хватать, ловить, вытаскивать… А с губ сорвутся первые слова… Мы мечтаем, как он подрастет, пойдет в школу, как мы сможем поговорить с ним по душам, поделиться с ним своими знаниями или опытом. А сейчас, когда он только родился, он – маленькое загадочное существо. Как его любить? Как понять? Чему учить и что развивать? Столько вопросов было у меня, когда родился первый ребенок. В этой книге я собрала ответы, которые мне удалось найти, а иногда полагаясь на знания и наблюдения, частично на интуицию. Будучи монтессори-педагогом, приняв многие гуманистические идеи этой педагогики, в частности ту, что ребенок с рождения обладает впитывающим сознанием, я, как никто, понимаю, как важно, чтобы с самого рождения малыш получил наилучший материал для впитывания и развития. Многолетний опыт и ощущение поддержки со стороны таких педагогов, как Мария Монтессори, помогли мне сформулировать ряд правил, которые необходимо соблюдать, чтобы ребенку был обеспечен наилучший старт.

Книга не об уходе за младенцем, об этом и так написано немало. Я занимаюсь психологией и развитием детей. Эта книга о фундаменте, который закладывается в раннем возрасте. Это основа взаимоотношений с ребенком, залог его успешного и своевременного развития, и обеспечить это можно лишь в раннем симбиозе с родителями. В книге две части: в первой – общая информация, например, о том, какие игрушки и книжки нужны в первый год жизни, как развивать ту или иную сферу, а главное, зачем. Во второй части занятия расписаны по месяцам первого года жизни – от одного до двенадцати. Некоторые упражнения и описания игр здесь дублируют приведенные в первой части. Это поможет вам соотнести общую информацию с конкретным возрастом ребенка. Надеюсь, такая «двухполушарная» структура информации (что соответствует устройству человеческого мозга), и целостная, и детальная, поможет усвоить ее легко.

Эта книга о том, что мне удалось понять и рассмотреть благодаря своим детям, а также многочисленным младенцам, с которыми я занималась, которых наблюдала. Она исключительно практическая: в основном это советы и упражнения, а теория только для того, чтобы понять, зачем что-то делать.

Зачем и почему? Мои любимые вопросы. Зачем гимнастика? Зачем плавать? Почему именно эта методика, а не другая? Почему это не нравится моему ребенку, а это нравится? А второму ребенку оказалось полезным что-то третье. Я не очень люблю давать советы, я всегда жду вопросов. Поэтому хочется, чтобы каждый нашел что-то полезное в этой книге для себя и своего ребенка, без фанатизма, но задавая вопросы и прикидывая, тот ли это «размер». Думая.

Недавний эпизод убедил меня: книге быть, она может кому-то помочь. Летний пляж, +36, кроме собственных, с нами туча детей от 8 месяцев до 8 лет (это выездная группа на Кипр), все они перепачканы с ног до головы песком, большинство свободно плавает и ныряет. Неподалеку томится «посторонняя мама» (как выяснилось, из Швейцарии) с ребенком неопределенного возраста. Объясню, почему неопределенного: ребенок крупный, но поддерживает и тетешкает она его как двух-трехмесячного, они не купаются, сидят под зонтиком. Думаю, обоим очень жарко, у ребенка потница. Пару дней наблюдаем за ними. Наконец не выдерживаем, выясняется, что ребенку 5 месяцев. На вопрос «А почему вы не купаете его, не плаваете?» получаю изумительный ответ: «А врач сказал, что можно начинать месяцев в восемь-девять». Может, это тот самый врач, который посоветовал маме годовалого(!) ребенка оставить его на пару недель, а самой поехать отдохнуть, ведь не стоит климат менять такому малышу. Ах нет, тот был в России, а этот из Швейцарии. Или это тот врач, который сказал, что дети, не получающие грудного вскармливания после года, опережают в своем развитии… Или тот, который считает, что ребенку, который не начал ходить, бессмысленно посещать развивающие занятия…

Мне хочется кричать свое «почему?» на весь пляж. С нами педиатр, она другого мнения. С нами дети, которые другого мнения. Что может убедить маму малыша? «Ведь это мой первый ребенок, я не знаю, как правильно!» Я тоже не знаю, хотя у меня третий ребенок, я просто пытаюсь понять малыша, которому нестерпимо жарко. «Ну хоть бассейн ему налейте, попробуйте!» – беспомощно предлагаем мы. На следующий день на их лицах счастливые улыбки: «Мы купались в бассейне с морской водой!»

Родители, задавайте свои вопросы! И думайте, действительно ли дожди и отсутствие мамы полезнее солнца и моря. А морская вода вредит пятимесячному ребенку больше, чем потница? Нужно ли учить ребенка читать до года? Если вы ответите себе, зачем это вашему ребенку, пробуйте. А еще доверяйте своей интуиции. Именно вы сможете почувствовать, подходит ли это вашему малышу. Всегда есть повод для размышлений, даже если это первый ребенок. И тем более если первый. И не забывайте, что малыш все впитывает, как губка, – плохое и хорошее, полезное и бесполезное. Он каким-то чудом знает, слышит и видит все, даже если сидит, повернувшись к вам спиной.

Часть 1


Первый год жизни

Глава 1


Как любить ребенка в понимании ребенка?

Мой первый и главный ответ на вопросы, ответ-совет: в первый год жизни, а также до этого и после года ребенка надо любить.

«В каких же родителях нет любви к своему чаду?» – воскликнет читатель. «У нашей дочери все самое лучшее – самая дорогая одежда, самая удобная коляска, няня прекрасная… ей всего хватает». Кое-кто может добавить: «Очень бережем, даже в море не купаем, да и вообще климат не меняем. В общем, любим страшно!»

Любить нужно в понимании ребенка, а не взрослого.

Всегда ли мы умеем проявить свою любовь именно так, как это необходимо ребенку? Задумайтесь. Американскими учеными был проведен эксперимент: две группы крысят, рожденных от одних родителей, поместили в равные бытовые условия (их одинаково кормили, ухаживали и т. д.). За исключением одной детали: малышей из одной группы ежедневно… гладили, пока они росли. В результате они набрали больший вес, стали здоровее и крепче своих родственников из другой группы.

А теперь о людях. Новорожденного, совсем крошечного ребенка, почти всегда можно успокоить (когда другие средства уже не помогают), раздев и положив на свой живот, кожей к коже, лучше к левой груди, где бьется сердце. Это неудивительно, ведь основное назначение кожи – способствовать человеческой близости и теплу, восприятию, содействовать контакту, «проводить» ласку.

Дети чувствуют боль и прикосновение уже в возрасте 10–11 недель в утробе матери (а может быть, и раньше, такие исследования еще впереди). Кожа ребенка постоянно подвергается воздействию мышц матки и передней брюшной стенки, так что младенец рождается с уже хорошо развитым тактильным восприятием. Ни один орган чувств, пожалуй, не развит у новорожденного так хорошо. «При рождении ребенком резче всего воспринимается именно прикосновение на биологическом и психологическом уровнях», – пишет Стенли Гринспэн.

Все это понимают, однако современные малыши проводят очень много времени в кроватках, манежиках, детских переносках, ходунках и т. п. Гиподинамия и различные психологические проблемы – вот расплата за «блага» цивилизации. Многие родители прямо заявляют: «Я своего стараюсь к рукам не приучать, пусть лучше покричит лишний раз, привыкнет». Дети действительно очень быстро понимают, что их плач мало или совсем не влияет на то, что происходит вокруг. Но вот в чем проблема: сама причина или природа стресса является менее значительным фактором, чем то, каким образом удается облегчить его последствия и удается ли это сделать вообще. Пережитые в период младенчества ситуации (дискомфорт, после которого не следует утешения) формируют поведенческие модели и скорее всего дадут толчок к возникновению комплексов, низкой самооценки, других проблем в будущем. Мы ведь не желаем этого своим детям? Тогда их надо любить.

В моей обширной педагогической практике иногда встречаются дети, которые выглядят «недоношенными». Нет-нет, они физически здоровы, родились в срок… Их не доносили уже потом, после рождения. Ребенок, которого мама везде носит с собой (чаще всего на бедре, это одна из удобных поз), получает гораздо больше материала для развития – как сенсорного, так и моторного. Например, мама что-то готовит или заваривает чай, она наклоняется или, наоборот, тянется за чем-то (одна рука у нее свободна, другой она придерживает ребенка, возможно, он сидит в слинге), малыш внимательно за всем наблюдает, у него работают многие группы мышц, положение его тела постоянно меняется в пространстве вместе с движениями матери, нагрузку получает вестибулярный аппарат. А если догадливая мама еще и объясняет свои действия, показывает, а что-то дает потрогать, у такого малыша есть все шансы на раннее развитие, на счастливый старт.

Дети требуют, чтобы их любили, они плачут и тянут ручки, затем взрослеют. И тогда большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости, например помогая им одеться, сесть в машину и т. д. Особенно плохо обстоит дело с мальчиками: уже до года они получают в 5 раз меньше физической ласки, чем девочки. Уменьшение физических контактов между взрослыми и детьми также происходит, когда дети начинают ходить в дошкольные учреждения. В лучшем случае воспитатель держит ребенка за руку, но никто не станет брать на руки или обнимать, многие стараются даже не сажать детей на горшок, боясь интимного физического контакта, сопряженного с этим процессом.

А когда розовощекий карапуз вытягивается в нескладного подростка, ни у кого уже не возникает умиления и желания приласкать его. А потребность в физическом контакте никуда не исчезает, просто она должна быть соответствующей возрасту. Надо продолжать его любить.

 

Кто бы мог подумать? Серьезные исследования взаимосвязи прикосновений и развития детей начались после открытий, связанных с развитием недоношенных младенцев. Многие ученые пишут сейчас о недостатке сенсорной (чувственной) стимуляции у недоношенных детей, последние исследования подтверждают, что таких малышей нельзя лишать контакта с матерью, постоянное пребывание в инкубаторе не позволяет им так быстро развиваться, как при постоянном контакте с матерью, например на ее животе (такой тип реабилитации становится все более популярным в США). Оказывается, многие из нарушений обмена веществ, наблюдаемые у недоношенных новорожденных, связаны не с собственно недоношенностью, а с недостатком или отсутствием сенсорной стимуляции и человеческой любви, особенно с изоляцией ребенка от матери.

Исследования, проведенные в Научно-исследовательском институте прикосновений в Майами, показали, что преждевременно родившиеся младенцы, которым хотя бы в течение пяти дней делали массаж три раза в день, чувствовали себя лучше в сравнении с недоношенными детьми, которым такой массаж не делали. Детский психолог Тиффани Филд основатель Научно-исследовательского института прикосновений, пишет о том, что массаж стимулирует блуждающие нервы у таких детей, помимо прочего, они запускают действие механизмов пищеварения. В результате быстрого набора веса новорожденных, которым делали массаж, выписывали из роддома в среднем на шесть дней раньше обычного.

Люди нуждаются в прикосновениях, а младенцы нуждаются в массаже, поглаживании, укачивании, ношении на руках. Отлучение ребенка от матери сразу же после рождения и различные манипуляции: измерение роста, взвешивание, пеленание – приводят к перегрузке его сенсорных систем, нарушают его чувство безопасности, обусловливая дистресс нервной системы, в то время как ребенок нуждается только в одном – в контакте с мамой, желательно при соприкосновении с ее кожей, в ее ласковых объятиях, родном запахе.

Так что же значит любить для ребенка в первый год жизни? Не бойтесь «избаловать» или «приучить к рукам» своих малышей; носите их на руках, прижимайте к себе, согревайте своим теплом, делайте массаж. Помните, что недостаток контакта в младенчестве может аукнуться в последующей жизни. Для новорожденного отсутствие прикосновений и любви может быть даже угрозой для жизни. Это известно со времен императора Священной Римской империи Фридриха II, который провел эксперимент над новорожденными детьми. «Контрольную группу» младенцев забрали у матерей и передали нянькам, которым было приказано осуществлять лишь самый общий и необходимый уход за ними – кормить, купать, но не брать на руки и не разговаривать с детьми. Фридрих хотел знать, на каком языке заговорят младенцы, которые никогда не слышали звуков человеческой речи и не засыпали под колыбельные. Все дети умерли.

Тактильная терапия (прикосновения, массаж и т. п.) помогает при коликах, расстройствах сна и повышенной возбудимости малышей, снимает стрессовые состояния: в моче новорожденных, получавших сеансы массажа, ниже содержание кортизола, гормона стресса, который в определенной концентрации способен уничтожать клетки, крайне важные для иммунной защиты. Находиться в контакте с матерью и вообще родителями – для ребенка вопрос эмоциональной безопасности, сенсорной стимуляции и раннего развития. Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что 15 минут массажа в день могут помочь детям, страдающим диабетом, сохранять уровень глюкозы на нормальном уровне, а страдающим астмой улучшать работу легких. Что уж говорить об эмоциональном, интеллектуальном и речевом развитии наших детей!

Советы

• Берите ребенка на руки, когда он просыпается, тактильный контакт в такие минуты крайне важен, потому что он может обеспечить три очень важных для ребенка условия: ощущение безопасности, связь с миром людей, начало процесса коммуникации и обеспечение обратной связи. Качайте и берите на руки ребенка при любом удобном случае, не оставляйте одного надолго.

• Делайте ребенку массаж ежедневно, начиная с первых дней жизни, хотя бы несколько минут гладьте спинку, ножки, ручки, животик. Наиболее чувствительны у новорожденных ступни, ладони, лицо. Прикосновения или даже массаж не требуют специального обучения. Ведь массировать или гладить ребенка так же просто, как говорить с ним, главное – желание установить контакт. Часто родители инстинктивно чувствуют, когда и как это делать.

• Играйте с малышом в разные игры, начните с таких простых упражнений, как «Ладушки», «Сорокабелобока», «Коза рогатая», в дальнейшем придумывайте игры, которые сопровождаются телесным контактом.

• Старайтесь выполнять какую-то легкую работу по дому с ребенком на руках (вытереть пыль, разогреть обед и т. п.), это только поначалу кажется неудобным. Вытаскивайте ребенка из коляски на улице, если он бодрствует. Сведите к минимуму использование манежика, кроватки и т. п.

• Примите за аксиому: ребенок никогда не требует контакта, не цепляется за маму, не плачет просто так, «из вредности». Причины могут быть разными: от физического недомогания до острой психологической потребности, неудовлетворение которой ведет к травмам и замедлению развития.

• Сохраняйте «контакты» со своим взрослеющим ребенком, не обязательно обниматься и целоваться, можно прикоснуться к руке, погладить по голове, обнять за плечи, шутливо потолкаться и т. п. Росс Кэмпбелл в книге «Как на самом деле любить детей» пишет, что «постоянный контакт глаз и физический контакт – наиболее эффективные способы заполнить эмоциональный резервуар ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом». Мальчикам необходимо такое же проявление любви, как и девочкам. По мере того как потребность в объятьях и поцелуях уменьшается, потребность в физическом контакте остается; возня, борьба, похлопывания по плечу, шутливые потасовки прекрасно подойдут.

• Американцы очень любят разные эксперименты. Они выращивали растения, посылая им свои взгляды и свою любовь, такое любование происходило по 30 минут несколько раз в день. И что удивительно, росли и созревали такие растения в несколько раз быстрее, чем контрольная группа, которой никто не любовался. А может быть, и дети от любящих взглядов и внимания лучше растут и развиваются?

Помните, что у вас есть возможность дать ребенку в первый год жизни то, что необходимо для его эмоционального равновесия, быстрого роста и раннего развития, что поможет противостоять ударам судьбы, когда он повзрослеет, – вашу Любовь. Выразите ее через прикосновения и любящие взгляды. Не упустите эту возможность! Писатель Владимир Набоков советовал родителям баловать детей, пока они маленькие: еще неизвестно, что их ждет впереди».

16-месячный возраст: вехи и развитие

Возможно, вашему 16-месячному ребенку нравятся физические испытания. Он знает, что может ходить, поэтому хочет попытаться нести тяжелую ношу, например, ящик с блоками, пока он это делает. Его мелкая моторика также может развиваться, и ему захочется переворачивать страницы книг, которые вы читаете, складывать кубики, чтобы построить башню, и рисовать на всем, до чего он может дотянуться. Ваш малыш может понять гораздо больше, чем он может сказать, и вы можете поощрять его языковое развитие, рассказывая о своих днях вместе и слушая попытки вашего малыша заговорить.

Физическое развитие

Проверка физических пределов

Ваш малыш все еще, вероятно, будет исследовать свое окружение так же, как он делал это в последние несколько месяцев – хватая случайные предметы, внимательно их рассматривая, кладя их в рот и ударяя ими. пол.

Но вы также заметите, что он любит бросать вызов своим физическим возможностям. Он знает, что может ходить, поэтому хочет попытаться нести тяжелую ношу, например, ящик с блоками, пока он это делает. Он уверен, что может взобраться на диван, поэтому ему нужно пододвинуть стул к кухонной стойке, чтобы забраться повыше и исследовать, что там на столешнице.

Если вы еще этого не сделали, вам необходимо защитить свой дом от детей. Кухня может быть особенно опасным местом, поэтому возьмите за привычку готовить на задней конфорке плиты, поворачивая ручки кастрюль внутрь и вне досягаемости рук, а также запирая любые опасные чистящие средства и лекарства.

Если ваш малыш хочет, попробуйте эту забавную игру, рекомендованную экспертом по детскому развитию Мэрилин Сигал, автором книги  Ваш ребенок в игре: от одного до двух лет:  Возьмите ее за руки и покажите, как приседать. Пока вы двигаетесь вверх и вниз, пойте:

«Согни колени, и мы идем вниз
Весь путь до пола.
Вверх, вверх, вверх, мы встаем во весь рост,
А теперь приседаем еще немного. »

Если ваш ребенок не ходит с легкостью или вообще ходит с трудом, попробуйте это упражнение, которое специалисты по развитию используют, чтобы помочь детям научиться уверенно стоять на ногах. Во-первых, пусть ваш ребенок встанет спиной к стене, а затем отодвиньтесь назад, чтобы вы были примерно в 3 футах от него. Протяните руку и попросите его дотянуться до нее, сделав один или два шага, чтобы добраться до вас. Направьте его обратно к стене и делайте это снова и снова, время от времени отступая назад, чтобы ему пришлось делать больше шагов, чтобы добраться до вас.

Складывание, рисование и раскрашивание

Ваш 16-месячный ребенок все лучше умеет пользоваться руками и пальцами. Она может быть в состоянии сложить два или три блока, чтобы построить башню, а затем сразу же снести ее. Когда вы читаете книги, она будет настаивать на том, чтобы переворачивать страницы для вас, и к настоящему времени, возможно, будет способна переворачивать одну или две страницы за раз, а не просто листать с начала на конец.

Реклама | страница продолжается ниже

Если вы дадите ему мелок, он будет точно знать, что с ним делать, но, вероятно, будет рисовать на всем, что находится перед ним, включая книги, мебель и стены, поэтому раскрашивание — это занятие, которое вы Вероятно, вы захотите внимательно следить. Он может даже вставить круглый блок в нужное отверстие на доске различной формы.

Самое время начать рисовать пальцами. Вы можете сделать свои собственные пальчиковые краски, смешав 2 столовые ложки белой муки с небольшим количеством воды, чтобы получилась жидкая паста, а затем добавив несколько капель пищевого красителя. Чтобы маленькому ребенку было легче рисовать пальцами, пусть он рисует на вощеной бумаге, приклеенной скотчем к столу на кухне или на улице. Нанесите каплю краски на бумагу и покажите ей, как двигать пальцами. Если вы хотите спасти ее творение, прижмите кусок обычной бумаги к вощеной бумаге и аккуратно снимите ее; повесить сушиться.

Языковое и когнитивное развитие

Понимание речи, расширение словарного запаса и чтение

Вы видели, как ваш ребенок проверяет свою независимость в течение последних нескольких недель и месяцев, но эксперты говорят, что как только ребенок может говорить, он знает, наконец, что она сама по себе. Ваш 16-месячный ребенок может четко произносить до семи слов или даже больше. Но она по-прежнему будет полагаться в основном на невербальное общение, указывая и жестикулируя, чтобы сказать вам, что она хочет или что она хочет, чтобы вы увидели.

Ваш малыш тоже понимает гораздо больше, чем может сказать. (Проблема для малышей не в том, чтобы понимать речь, а в том, чтобы координировать свои губы, язык и дыхание достаточно хорошо, чтобы быть понятными.) Вы можете обнаружить это случайно однажды, когда, например, спрашиваете домашнюю собаку, где вы могли бы положили ключи от машины только для того, чтобы ваш ребенок указал на крючок, на котором они висят. Или вы можете попросить своего ребенка взять обувь из шкафа и с удивлением наблюдать, как он бежит по коридору и возвращается с ними через минуту. Вам это не кажется — он действительно знает, что вы говорите.

Ее способность понимать больше, чем она может передать, означает, что вам важно говорить с малышом медленно и четко. Вы, вероятно, прекратили большую часть напевной речи, которую вы использовали инстинктивно, когда ваш ребенок был младенцем, но теперь вы можете использовать простые слова и фразы, чтобы привлечь и удержать его внимание.

Использование правильных слов для объектов уменьшит его замешательство, поскольку он учится использовать слова. На этом этапе также важно слушать своего ребенка без перерыва. Малыш, которого слушают, особенно его родители и опекуны, лучше слушает, что, в свою очередь, улучшает его разговорные навыки.

Помогите малышу расширить словарный запас, поговорив с ним о том, что он переживает. Назовите звуки, которые окружают вас, когда вы находитесь на улице: «Ты слышишь эту птицу? Ты слышишь, как разбрызгиватели поливают траву?» например, или предложить ей найти что-то конкретное: «Помоги мне найти камень, который на ощупь гладкий». Умение наблюдать, слушать и исследовать поможет ей развить важные сенсорные навыки.

Хотя ваш 16-месячный ребенок может не захотеть сидеть на месте дольше нескольких минут, он, вероятно, проявляет больше интереса к тому, чтобы ему читали сказки. Не расстраивайтесь, если он, кажется, предпочитает показывать на определенные картинки и рассказывать вам о них, а не слушать, как вы читаете текст.

Одна из любимых вещей вашего ребенка, когда он смотрит на книги, может состоять в том, чтобы указывать на объекты, для которых у него есть слова, например, мяч, кошка, собака и т. д., и повторять их (снова и снова). Но если вы попросите ее «найти… курицу (или луну, или машину)», она с энтузиазмом сделает и это. Она также, вероятно, очень непреклонна в желании помочь вам перевернуть страницы, что является признаком ее растущей автономии.

Поведенческое здоровье и развитие

Темперамент и страшные звуки

Вы собирали информацию о темпераменте вашего ребенка со дня его рождения. То, как ваш 16-месячный ребенок взаимодействует с окружающим миром, может многое рассказать вам о том, как он, вероятно, будет реагировать на различные ситуации, людей, места и вещи, когда станет старше.

Ваш ребенок может быть гибким и легко адаптироваться к изменениям, или ему может потребоваться более предсказуемый график и много предупреждений перед переходом. Обратите внимание на то, что лучше всего работает для нее. Вы знаете своего ребенка лучше любой книги.

Помня о его темпераменте, вы можете иногда немного изменить окружение вашего ребенка, чтобы помочь ему оставаться вовлеченным и избежать нервного срыва. Например, если ваш ребенок лучше всего себя чувствует во время продолжительного дневного сна, постарайтесь сделать так, чтобы он спал. Если он сдержан в новых ситуациях, дайте ему дополнительное время, чтобы разогреться, а не настаивайте на том, чтобы он обнимал людей, которых встречает. Он зависит от вас, чтобы помочь ему чувствовать себя комфортно. Уважая его потребности, вы можете помочь ему научиться справляться с миром.

Тем не менее, это не ваша работа — делать жизнь веселой и свободной от разочарований. Ваш ребенок расстроится и растворится в слезах и истериках. Все это нормальная часть того, как дети учатся и растут, так что не принимайте это на свой счет!

Но давайте добрые, подтверждающие ответы, например: «Я вижу, как ты зол и расстроен. Злиться — это нормально. Я понимаю. Я здесь, чтобы помочь тебе успокоиться». Утверждения, обесценивающие чувства вашего ребенка, такие как «не плачь, тебе не о чем расстраиваться», не только бесполезны, но и могут привести к большим трудностям с эмоциональной регуляцией в будущем.

Боязнь громких звуков иногда проявляется неожиданно. Ваш 16-месячный ребенок может съежиться, заплакать и испугаться звука пылесоса, грозы, сирены, фейерверка или лопнувшего воздушного шара.

Обеспечьте спокойствие. Объятие и признание его чувств – «Вау, это был пугающий сюрприз, не так ли?» – может быть достаточно. Покажите ребенку, как он может заткнуть уши, чтобы дать ему некоторый контроль. Ваш малыш со временем перерастет страх перед шумами, поскольку он поймет, откуда они исходят и что они безвредны.

Импульсивное поведение, дисциплина и манеры

Ваш малыш начинает понимать, что хорошо, а что нет. Большая часть его поведения не является преднамеренным неповиновением. Ему любопытно, и он проверяет ваши пределы, чтобы лучше понять, каковы они. «Мама сказала не играть с ящиком — она действительно это имела в виду?» Или: «Мне нельзя горох со стульчика бросать, а как же сухари? А молоко?»

В то же время малыш по-прежнему реагирует почти на все импульсы, и потребуются годы вашего руководства, прежде чем он обретет достаточно самообладания, чтобы вести себя надлежащим образом в любой или почти любой ситуации. В этом возрасте импульсы вашего малыша могут привести к истерикам или агрессивному поведению, например, к ударам. Если вы поймете, что такие импульсы здоровы и нормальны, это может помочь вам справиться с ее негативным поведением. Человеку свойственно испытывать чувство агрессии и даже гнева, но разница между вами и вашим малышом заключается в том, что вы научились сдерживать свои удары — по крайней мере, большую часть времени.

Будьте спокойны и объективны, управляя поведением, но не смотрите в сторону, когда вы не одобряете. Если вы сделаете свои ожидания ясными и последовательными сейчас, ваш ребенок вырастет более уверенным, послушным и счастливым.

Возможно, вы задаетесь вопросом, когда вмешиваться и наказывать вашего ребенка. Может быть полезно помнить, что «дисциплина» означает учить. Вы учитель и помощник своего ребенка. Скажите: «Я не могу позволить тебе бить. Бить больно. У тебя есть два отличных варианта: ты хочешь разорвать бумагу или раздавить пластилин?»

Ваш малыш готов научиться произносить волшебные слова «пожалуйста» и «спасибо» хотя бы иногда. Вам не нужно заставлять его говорить их каждый раз; он замечает, когда их используют другие люди, и довольные реакции взрослых, когда ими пользуются дети.

Хотя неразумно ожидать, что ваш 16-месячный ребенок будет все время говорить «пожалуйста» и «спасибо», если вы подаете хороший пример, ваш ребенок последует за вами. Если вы осознаете, что многое из того, чему дети учатся, они узнают путем подражания, вполне логично, что ваш ребенок будет поступать так же, как и вы, когда дело доходит до этикета.

Установка ограничений

Малыши забавны, даже когда они делают что-то, чего не должны. Трудно не засмеяться, но ваша улыбка посылает сообщение о том, что вы действительно не возражаете против того, чтобы ваш ребенок подпрыгивал на диване в туфлях или вынимал каждую салфетку из коробки одну за другой. Дети в этом возрасте понимают гораздо больше слов, чем могут сказать, но лучше всего они знают язык тела. Улыбка каждый раз отменяет «не делай этого».

Когда ваш ребенок делает что-то, что вам не нравится, убедитесь, что ваше лицо и голос выражают ваше неудовольствие. Не кричите, но хмурьтесь и используйте неодобрительный тон, чтобы установить ограничения. Будьте также последовательны. Если вы исправите проступок один раз, но проигнорируете его в следующий раз, вы будете посылать сбивающие с толку сигналы о своих ожиданиях.

Битвы за автокресла

Пристегнуть 16-месячного ребенка в автокресле очень похоже на привязку кошки. Она будет выть и суетиться (и, возможно, тоже царапаться). Занятый малыш не любит, когда его ограничивают. Конечно, из соображений безопасности она должна быть всегда такой. Вы также можете привлечь к помощи своего малыша. Пусть она держится за один ремешок, пока вы застегиваете пряжку.

Или используйте отвлечение, чтобы упростить задачу. Спрячьте в машине специальную игрушку или книгу, чтобы доставать ее только во время поездок. Спойте дурацкую песенку или сделайте что-нибудь глупое, например, закройте глаза и притворитесь, что не видите его, пока застегиваете ремни и пряжки. Щекотка тоже может сработать.

Ваш малыш, личность

Даже в этом юном возрасте ваш малыш понимает, что его вознаграждают положительным вниманием – объятиями, смехом и похвалой – когда он ведет себя так, как окружающие считают правильным, и что она встречает неодобрение, когда ее поведение неправильно. (Что действительно может удивить вас, так это то, как быстро ваш интуитивный малыш усваивает, что правильное и неправильное значат разные вещи для разных людей. смеха старшего брата или сестры.)

Социальные взаимодействия, которые вы, скорее всего, увидите сейчас, самые простые — махание рукой, улыбка, игра в прятки и выполнение простых инструкций — но все это первые шаги в установлении его личного стиля общения. 16-месячный ребенок также способен инициировать проявление привязанности и отдавать взамен то, что получает. Если вы проявляете привязанность объятиями и поцелуями, он, скорее всего, сделает то же самое.

Новорожденный не может отличить себя от матери или от любого объекта, который он видит. Вкус, прикосновение, обоняние и слух о том, что происходит в окружающем мире, в конечном итоге помогают ей понять, что она является отдельным существом.

Примерно в 16 месяцев ваш малыш понимает, что он сам по себе, но может использовать вас как продолжение себя. Например, если он увидит игрушку, которую хочет, но не может достать, он может установить зрительный контакт и жестикулировать, пока вы не поймете, что он хочет, чтобы вы передали ее ему. Или ему может быть неудобно подниматься по лестнице, но, поскольку он все равно решил это сделать, он схватит вас за руку, чтобы вы могли ему помочь.

На этом этапе ваш малыш также знает, что он могущественен и является центром своего мира. Она использует ваше внимание, удивление и признательность за свои достижения как мотивацию, чтобы попытаться еще больше. Она хочет преуспеть во всем, за что берется, хотя часто ей это не удается. Вы заметите, как она пытается нести предметы, которые слишком тяжелы или громоздки для нее, но она будет непреклонна в попытках.

Помогите ему, разбив задачу на управляемые части. Вы можете дать ему понять, что восхищаетесь тем, как усердно он работает, чтобы чего-то добиться, и сочувствуете его разочарованию. «Эта корзина с бельем такая тяжелая. Ее трудно нести. Мне трудно ее поднять. Позвольте мне помочь вам. Я возьму половину в свою корзину, а вы можете нести другую половину в своей».

Играть

С помощью органов чувств

Повседневная жизнь — одно большое приключение для недавно подвижного малыша. Вы были свидетелями того, как ваш осязал, нюхал, осматривал и, по крайней мере, пытался попробовать почти все, что он находил. Полностью исследуя таким образом предметы, дети учатся различать свойства различных вещей. Он, вероятно, найдет инструменты — венчик из кухонного шкафа — и особенно очаровательных существ, таких как дождевой червь, который ползает по водостоку после ливня.

Подражание вам в игре

Предоставление вашему малышу возможности подражать вам, например, приготовление пищи на игровой кухне, поможет уменьшить разочарование, которое он испытывает из-за того, что он слишком мал, чтобы делать некоторые из вещей, которые он хочет делать. Наборы инструментов для малышей, маленькие игровые кухни или продуктовые тележки — отличное развлечение для 16-месячных детей.

Сон

Легкие процедуры перед сном

Время отхода ко сну пройдет более гладко, если вы установите режим, на который может рассчитывать ваш ребенок. Хороший распорядок отхода ко сну должен быть достаточно продолжительным, чтобы привести вашего ребенка в расслабленное состояние, но не настолько длинным или сложным, чтобы это стало рутиной для вас или невозможной для няни. Двадцать-тридцать минут — хороший отрезок времени.

Включайте более или менее одни и те же элементы примерно в одном и том же порядке каждую ночь. Например: небольшой перекус, ванна или быстрое мытье рук и лица, переодевание в пижаму, чистка зубов и чтение книги или двух. Объятие и поцелуй, и все готово. Другие варианты включают в себя пожелание спокойной ночи нескольким мягким игрушкам или пение колыбельной. В идеале вы должны найти распорядок дня, который подходит вашему ребенку (и вам), и придерживаться его.

Прощай, утренний сон

Где-то между 15 и 18 месяцами ваш малыш, скорее всего, перестанет спать по утрам. Одного полуденного или дневного сна будет достаточно. Сначала этот один дневной сон может быть длиннее, чем раньше. Многие родители предпочитают фазу одного сна, потому что так легче планировать свой день. Но может быть немного сложно правильно рассчитать время. Следите за тем, чтобы дневной сон не случался так поздно, что ваш ребенок не хочет спать перед сном. Возможно, вам придется сократить короткий послеобеденный сон, который длится слишком долго.

Хорошее эмпирическое правило заключается в том, что ложиться спать следует не позднее, чем через 4 часа после пробуждения ребенка после дневного сна. Поэтому, если дневной сон происходит с 13 до 15 часов, начните ложиться спать не позднее 6:30. Часто время отхода ко сну сдвигается на более раннее время, когда ребенок спит только 1 раз.

Вашему ребенку все еще может понадобиться перерыв на отдых во время утреннего сна. Подайте перекус и запланируйте спокойное занятие, например, послушайте успокаивающую музыку, почитайте книги или отдохните на одеяле на диване (а не в постели, которая ассоциируется со сном). Избегайте поездок на машине во время прежнего дневного сна — ваш ребенок может заснуть, пропустить дневной сон и стать капризным вечером.

Взгляд вперед на 17 месяцев

Растущий ребенок: Подросток от 13 до 18 лет

Насколько вырастет мой подросток?

Подростковый возраст также называют подростковым. Подростковый возраст – это период скачков роста и изменений в половом созревании. Подросток может вырасти на несколько дюймов за несколько месяцев, после чего следует период очень медленного роста, а затем еще один всплеск роста. Изменения в период полового созревания (полового созревания) могут происходить постепенно или одновременно могут проявляться несколько признаков.

Скорость изменений может сильно различаться. Некоторые подростки могут испытывать эти признаки зрелости раньше или позже, чем другие.

Какие изменения произойдут в период полового созревания?

Половое и другое физическое созревание, происходящее в период полового созревания, является результатом гормональных изменений. У мальчиков трудно точно определить, когда наступает половое созревание. Есть изменения, которые происходят, но они происходят постепенно и в течение определенного периода времени, а не как единое событие. Хотя все подростки мужского пола разные, ниже указан средний возраст, когда могут произойти изменения полового созревания:

  • Начало полового созревания: 9. 5 до 14 лет

  • Первое пубертатное изменение: увеличение яичек

  • Увеличение полового члена: начинается примерно через 1 год после начала увеличения яичек

  • Внешний вид лобковых волос: 13,5 лет

  • Ночные поллюции (или поллюции): 14 лет

  • Волосы под мышками и на лице, изменение голоса и прыщи: 15 лет

Девочки также переживают период полового созревания как последовательность событий, но их пубертатные изменения обычно начинаются раньше, чем у мальчиков того же возраста. Каждая девушка уникальна и может пройти через эти изменения по-разному. Ниже приведен средний возраст, когда могут произойти изменения полового созревания:

  • Начало полового созревания: от 8 до 13 лет

  • Первое пубертатное изменение: развитие молочных желез

  • Развитие лобковых волос: вскоре после развития груди

  • Волосы под мышками: 12 лет

  • Менструальные периоды: от 10 до 16,5 лет

Существуют определенные этапы развития, через которые проходят как мальчики, так и девочки при развитии вторичных половых признаков. Это физические характеристики мужчин и женщин, которые не участвуют в размножении, такие как изменение голоса, форма тела, лобковые волосы и волосы на лице. Ниже приводится краткий обзор произошедших изменений:

  • У мальчиков начальным изменением полового созревания является увеличение мошонки и яичек. В этот момент половой член не увеличивается. Затем, по мере того как яички и мошонка продолжают увеличиваться, половой член становится длиннее. Далее половой член будет продолжать расти как в размере, так и в длине.

  • У девочек начальным изменением полового созревания является развитие зачатков груди. Это когда грудь и сосок приподнимаются. Ареола (темный участок кожи, окружающий сосок груди) в это время увеличивается в размерах. Затем грудь продолжает увеличиваться. В конце концов, соски и ареолы снова поднимутся. Затем они образуют еще один выступ на груди. Во взрослом состоянии только сосок остается приподнятым над остальной тканью молочной железы.

  • Развитие лобковых волос происходит одинаково как у девочек, так и у мальчиков. Первоначальный рост волос приводит к появлению длинных мягких волос только в небольшой области вокруг гениталий. Эти волосы затем становятся темнее и грубее, поскольку они продолжают распространяться. Волосы на лобке со временем выглядят как взрослые волосы, но на меньшей площади. Он может распространяться на бедра, а иногда и вверх по животу.

Что понимает мой подросток?

Подростковый возраст приносит много изменений не только в физическом, но и в умственном и социальном плане. В эти годы подростки повышают свою способность мыслить абстрактно и, в конечном итоге, строить планы и ставить долгосрочные цели. Каждый ребенок может прогрессировать с разной скоростью и может иметь разное представление о мире. В целом, у вашего подростка могут проявляться следующие способности:

  • Развивает способность абстрактно мыслить

  • Занимается философией, политикой и социальными вопросами

  • Думает о долгосрочной перспективе

  • Ставит цели

  • Сравнивает себя со сверстниками

По мере того, как ваш подросток начинает бороться за независимость и контроль, может произойти множество изменений. Ниже приведены некоторые проблемы, которые могут возникнуть у вашего подростка в эти годы:

  • Хочет независимости от родителей

  • Влияние сверстников и признание становятся очень важными

  • Романтические и сексуальные отношения становятся важными

  • Может быть влюблен

  • Имеет долгосрочные отношения

Как помочь вашему подростку в социальном развитии

Рассмотрите следующие способы развития социальных способностей вашего подростка:

  • Поощряйте вашего подростка принимать новые вызовы.

  • Поговорите со своим подростком о том, чтобы не терять себя из виду в групповых отношениях.

  • Поощряйте вашего подростка говорить со взрослым, которому он доверяет, о проблемах или проблемах, даже если это не вы, с которыми он или она хочет поговорить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *