Разное

Прикорм педагогический и педиатрический: Прикорм педиатрический или педагогический?

Содержание

Педагогический прикорм | Просто Мама

Я завершаю цикл статей о введении прикорма. Сегодня я немного расскажу о педагогическом прикорме и поделюсь нашим опытом.

 

Что такое педагогический прикорм?

Его основная задача — познакомить ребенка с новыми продуктами. Обязательным условием — является грудное вскармливание по требованию! Мамино молочко остается основной пищей ребенка, а продукты с взрослого стола малыш только пробует, а не насыщается ими.

Система основана на подражании крохи взрослому: он берет ручкой еду из тарелки мамы, отправляет ее в ротик, учится кушать ложкой, и постепенно привыкает к новой пище.

Таким образом, у ребенка формируется свой вкус, и он знакомиться с теми продуктами, которые кушают в его семье.

Если родители выбирают эту систему ввода прикорма, то они обязательно пересмотреть свое меню и перейти на здоровое питание!

Как вводить педагогический прикорм?

Начинать педагогический прикорм нужно как и обычный, не раньше 6 месяцев.  Ребенок принимает пищу вместе с родителями. Он сидит на коленях у мамочки и наблюдает за процессом. Если его заинтересует какой то продукт, то мама прямо из своей тарелки дает ему попробовать микродозу.

Микродоза — минимальное количество еды (размером со спичечную головку), которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев.

За один прием пищи ребенку можно дать три микродозы одного или разных продуктов. Если ребенку понравился вкус попробованной пищи, то через 3-5 дней можно увеличить дозу до одной чайной ложки.

Если вам интересно подробнее узнать о педприкорме, предлагаю вам познакомиться с интересными и полезными статьями:

Педагогический прикорм. За и Против.

Педагогический прикорм: естественное введение твердой пищи

Совмещение обычного и педагогического прикорма

Поделюсь своим опытом. Мы взяли за основу схему «Педиатрического прикорма». Сначала ввели овощи в прикорм.

Я готовила Анютке сама. Подробнее наш опыт можно посмотреть тут.

Примерно в 10-11 месяцев мы начали совмещать педагогический и педиатрический прикорм. Я брала Анютку с собой за стол, и она пробовала еду из моей тарелки (в основном это были каши из круп, тефтели, картофельное пюре). Либо давала ей отдельную тарелочку, в которую на ее глазах помещала еду из своей тарелки.

И дочурка с удовольствием ручками кушала вместе с взрослыми. При этом ложка у нее всегда лежала рядом.

Я не настаивала на применении ложки, но если Анютка ее орудовала, всегда поощряла попытки и хвалила малышку. Проблем с пережевыванием пищи у нас не было. Мне кажется, что тут всему свое время.

На мой взгляд, наиболее оптимальный способ введения первого прикорма ребенку — это совмещение двух систем «Педиатрической» и «Педагогической».

  • потому что у многих деток бывает аллергия.
  • не всегда родителям получается кушать здоровую пищу, мы хоть и сторонники здорового питания, но иногда хочется побаловать себя жаренной картошечкой или сардельками.

Самое главное доверять себе и своей интуиции и не заставлять и не принуждать ребенка кушать.

А как считаете вы?

Педагогический, педиатрический прикорм для детей, приучение ребенка к самостоятельному приему пищи: советы родителям малыша

Обновлено: 01.06.2023

Почти все родители представляют себе процесс появления самостоятельности в питании ребёнка неопределенным и протяженным в пространстве. В первый год малыша кормят только мама с папой, а потом он как-то сам собой должен научиться брать в руку ложку и аккуратно попадать ею в рот. На самом деле самостоятельность при приеме пищи — это процесс, который ребёнок освоит гораздо раньше, если ему не мешать в этом.

Питание ребёнка до твердой пищи



Когда ребёнок пребывает еще в младенческом возрасте, родителям и в голову не придет, что кроха может проявлять самостоятельность хоть в чем-то. Первые разговоры об этом в семье обычно появляются, когда малышу уже больше двух лет. И тогда родители осознают — надо бы ему уже самому есть, но ребёнок даже не пытается, у него совсем не получается. Иногда доходит до слез и нервов. Напряженная атмосфера вокруг питания ребёнка, конечно, не стимулирует кроху на проявление самостоятельности. Почему так?

На самом деле причина кроется в организации быта малыша. Современный уровень развития цивилизации делает уход за ребёнком несложным, родители имеют возможность больше времени уделять крохе, заботиться о нем в мелочах. В результате у него просто не появляется стимула что-то делать самостоятельно — родители предупредят все потребности, исполнят все желания. Дети просто не смогут осознать, что нечто они могут сделать сами.

А ведь первые попытки принять участие в приеме пищи могут появиться у крохи же в возрасте трех-четырех месяцев. Если ребёнок находится на искусственном вскармливании, то когда его руки достаточно окрепнут для хватательных движений, он начнет пытаться взять бутылочку. Так проявляется естественный инстинкт — малыш старается принимать участие в получении пищи. То же самое заставляет младенцев, питающихся материнским молоком, прикасаться к груди. В случае с бутылочкой родителям стоит быть осторожными. Не стоит мешать ребёнку проявлять инициативу, но процесс должен быть под строгим контролем, управляют им пока взрослые. Отдать бутылочку полностью в руки малыша можно только ближе к году, и то, взрослые обязательно должны наблюдать за тем, как ребёнок ест.

Дети пробуют прикорм

Первая твердая пища появляется в питании ребёнка в возрасте после 6 месяцев. Обычно в этой роли выступает овощное пюре. Введение прикорма — очень важный процесс. Это уникальный новый опыт, которого у малыша еще не было никогда. Он не получал пищу при помощи ложки из тарелки, его желудочно-кишечный тракт еще не сталкивался с иной едой, кроме молока или молочной смеси. Ему предстоит освоить более сложный процесс расщепления питательных веществ и всасывания их. Современные родители понимают всю важность правильного введения прикорма и не торопят малыша, дают ему время на адаптацию.

Но иногда в стремлении поддержать малыша и дать ему привыкнуть к блюдам прикорма максимально комфортно, родители полностью исключают участие малыша из этого процесса. Первую ложечку пюре ребёнок получает из рук родителей, от него требуется только открыть рот и проглотить. Кроха не выбирает себе блюдо, он не манипулирует ложкой, не старается попасть ею в рот. Понятно, что движет родителями — желание сделать процесс как можно более быстрым и аккуратным. Ребёнок еще не умеет обращаться с ложкой — для него она не сильно отличается от прочих игрушек. Он не сможет в рот попасть с первого раза — значит, испортит пищу и испачкает пространство вокруг, придется омывать пол и мебель. Не лучше ли взрослым взять на себя питание ребёнка, а освободившееся от уборки кухни время потратить на занятия с малышом?

На самом деле не лучше. Исключая главного участника из питания ребёнка, родители формируют у него неправильное пищевое поведение. Малыш привыкает, что пища — это не нечто естественное, необходимое лично ему для его пользы, а некий ритуал, которому его обучают родители. Это принципиально иной взгляд на еду в жизни крохи. Нет ничего удивительного, что при таком подходе ни о какой самостоятельности при поедании пищи речи и не идет. Зачем брать ложку самому, если всегда кормили родители? Зачем соглашаться есть не совсем вкусное блюдо? Это же нужно не мне, а маме с папой.

Как правильно поступить родителям



Изменить такое поведение будет сложно, но очень просто не допустить его с самого начала. Достаточно просто активно включать малыша в процесс питания ребёнка с самых первых ложек прикорма. Да, он сначала никаких действий, имеющих отношение к кормлению, совершать не будет. Но ребёнок почувствует себя активным участником, а не только пассивным наблюдателем. Он будет смотреть, как манипулирует ложкой мама, и постепенно начнет повторять за ней. Совсем скоро настанет время, когда первые ложки пюре будет съедены самостоятельно.

Питание ребёнка происходит не в идеальной чистоте? Но ведь так придется учиться малышу в любом возрасте, так почему не сейчас?

Ребёнок рвется есть руками из тарелки? Родителям не стоит приучать малыша к строгому этикету за столом именно на данном этапе. Малыш в данный момент не осваивает правила поведения за столом, а просто изучает, что такое пища, как вообще с ней надо обращаться. Это будет его личный опыт, полученный по собственной инициативе. Еще одно приобщение крохи к миру принятия самостоятельных решений в вопросах питания. Постепенно ребёнок научится есть ложкой, и время подобных экспериментов уйдет. А вот с водой стоит проявить большую осторожность. Ее стоит предлагать ребёнку только в поильнике-непроливайке, чтобы кроха случайно не захлебнулся, вылив на себя чашку.

Педагогический прикорм для ребёнка



Многие родители пытаются практиковать кажущийся новым, а на самом деле самый старинный способ введения прикорма.

Это так называемый педагогический прикорм. При этом маме вовсе не придется готовить никаких пюре, ребёнок будет получать пищу в виде микродоз прямо из родительской тарелки. Продукт при этом не изменяет консистенции, малыш пробует его в натуральном виде. Не нужно бояться, что кроха сможет подавиться не гомогенизированной пищей — размер микродозы не превышает половинки рисового зернышка. Так что ребёнок будет приучаться к прикорму постепенно, соблюдая все правила адаптации.

Хоть ведущая роль в педагогическом приеме принадлежит родителям — это именно они предлагают крохе продукт, они регулируют правила поведения за столом, — но все же ребёнок получает максимум возможностей для развития самостоятельности. Это он сам решает, угощаться едой или нет. Это он сам берет пищу с тарелки. Это он решает, готов он к увеличению порции, или пока стоит подождать. Все эти принципы кажутся такими незначительными для родителей, взрослых людей, которые принимают решение об отправке очередной ложки в рот автоматически.

Но для маленького ребёнка это основополагающие факторы, которые на начальном этапе программируют все его отношение к приему пищи на долгие годы вперед.

База данных стандартов

CFOC | National Resource Center

4.3.1.11: Введение соответствующей возрасту твердой пищи для младенцев

Содержание СТАНДАРТА было изменено 31 мая 2018 г. и 9 февраля 2023 г.

План введения прикорма, соответствующей возрасту детей грудного возраста, должен быть составлен после консультации с родителем/опекуном ребенка и поставщиком первичной медико-санитарной помощи. Продукты для прикорма – это питательные продукты и напитки, отличные от человеческого грудного молока или детских смесей. 6  Соответствующие возрасту твердые продукты можно вводить к 6 месяцам или раньше или позже в зависимости от уровня развития ребенка. 1,5-6

 Воспитатели/учителя должны следить за появлением признаков, позволяющих решить, когда ребенок готов к твердой пище. Эти признаки включают сидение с небольшой поддержкой, правильное управление головой, способность хорошо жевать или хватать пищу с тарелки. Кроме того, после кормления смесью или грудным вскармливанием младенцы теряют рефлекс высовывания языка и начинают вести себя голодно. 4,6 Рекомендации по введению прикорма должны учитывать: 6

  • Уровень развития ребенка
  • Пищевые потребности
  • Сопутствующие заболевания
  • Социальные факторы
  • 9 0017 Культурные, этнические и религиозные предпочтения в еде семья
  • Финансовые соображения
  • Другие сопутствующие факторы, выявленные при оценке питания

У младенцев, находящихся исключительно на грудном вскармливании, количество определенных питательных веществ в организме ¾ таких как железо и цинк ¾ начинает снижаться после 6 лет месяцы. Итак, постепенно вводите мясное пюре или заменители мяса и каши, обогащенные железом. 5-6  Обогащенные железом злаки, мясное пюре и пюре из фруктов и овощей — все это подходящие продукты для введения. Первый введенный корм должен содержать только один ингредиент, который подается небольшими порциями в течение 3–5 дней, прежде чем вводится другой корм. 6  Внимательно наблюдайте за ребенком на предмет возможных реакций на вводимые продукты. Постепенно увеличивайте разнообразие и порцию, по одному, в зависимости от реакции ребенка. 8  

Лица, осуществляющие уход/учителя, должны использовать или разработать листок для родителей/опекунов, в котором лица, осуществляющие уход/учитель, ежедневно записывают съеденную пищу, ее количество и другие важные сведения о младенце. Воспитатели/учителя также должны продолжать беседовать с родителями/опекунами каждого младенца о том, какие продукты они ввели и кормят. При необходимости изменения в основных режимах питания должны быть представлены в письменной форме лечащим врачом ребенка.

Если лица, обеспечивающие уход/учителя, будут давать пищевые добавки/лекарства, в письменных распоряжениях выписавшего рецепт поставщика медицинских услуг должна быть указана медицинская потребность; лекарства или добавки; дозировка; и как долго давать лекарство или добавку.

ОБОСНОВАНИЕ

Идеальное время для введения прикорма младенцам может различаться, поскольку дети развиваются с разной скоростью. Раннее введение соответствующей возрасту твердой пищи и фруктовых соков мешает потреблению грудного молока или смеси, обогащенной железом, которые необходимы младенцу для роста. Твердая пища, которую дают младенцу до того, как он будет готов к развитию, может быть связана с дополнительным увеличением веса, повышенным риском удушья и потреблением меньшего количества грудного молока или смеси, чем нужно. 1,4,6  Соответствующие возрасту твердые продукты, такие как мясо и обогащенные злаки, необходимы с 6 месяцев, чтобы компенсировать любые потери цинка и железа в результате исключительно грудного вскармливания. 5-6  Как правило, низкий уровень витамина D передается младенцам через грудное молоко, поэтому детям, находящимся на грудном или частичном вскармливании, рекомендуется получать не менее 400 МЕ добавок витамина D каждый день, начиная вскоре после рождения. 2,3,6  Родители/опекуны дают эти добавки дома, если только у основного поставщика медицинских услуг нет иных указаний.

Многие опекуны/учителя и родители/опекуны считают, что младенцы лучше спят, когда начинают есть соответствующую возрасту твердую пищу, но исследования показывают, что более длительные периоды сна в середине младенчества определяются развитием, а не питанием, поэтому это не должно Это единственная причина для принятия решения о том, когда вводить твердую пищу. 4,6 Кроме того, для младенцев, находящихся на исключительно искусственном вскармливании или вскармливаемых комбинацией искусственной смеси и грудного молока, доказательства введения прикорма в определенном порядке не были доказаны.

Хорошее взаимодействие между опекуном/учителем и родителями/опекунами невозможно переоценить, и оно необходимо для успешного кормления в целом, в том числе когда и как вводить твердую пищу, соответствующую возрасту.

КОММЕНТАРИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

Американская академия педиатрии

Начало прикорма – https://www. healthychildren.org/English/ages-stages/baby/fe eding-nutrition/Страницы/Начало- Solid-Foods.aspx

ТИП ОБЪЕКТА Центр, Ранний старт, Многодетный детский дом, Небольшой семейный детский дом

РОДСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ 3.6.3.1 Прием лекарств
4.2.0.7 100% фруктовый сок
4.2.0.9 Письменные меню и введение новых продуктов
4.2.0.10 Уход за детьми с пищевой аллергией
4.2.0.12 Вегетарианская/веганская диета
4.5.0.6 Наблюдение взрослых за детьми, которые учатся есть самостоятельно
4.5.0.8 Опыт работы со знакомыми и новыми продуктами

РЕФЕРЕНЦИИ
  1. Американская академия педиатрии. Детское питание и прикорм. Веб-сайт AAP.org. https://www.aap.org/en/patient-care/healthy-active-living-for-families/infant-food-and-feeding/. Опубликовано 6 июля 2021 г. По состоянию на 20 ноября 2022 г.

  2. Американская академия педиатрии. Наши позиции: добавки с витамином D и железом для детей. Обновлено 24 мая 2022 г. Веб-сайт Healthy Children.org. https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/baby/feeding-nutrition/Pages/Vitamin-Iron-Supplements.aspx. По состоянию на 20 ноября 2022 г.

  3. Центры по контролю и профилактике заболеваний. Добавки с витамином D CDC (Центры по контролю и профилактике заболеваний). Веб-сайт CDC.gov. http://www.cdc.gov/breastfeeding/recommendations/vitamin_D.htm. Последнее изменение: 2 июля 2021 г. По состоянию на 20 ноября 2022 г.

  4. Министерство сельского хозяйства США. Служба питания и питания. Кормление младенцев в программе питания для детей и взрослых. Веб-сайт USDA.gov. https://www.fns.usda.gov/tn/infant-and-toddler-nutrition. Опубликовано в июле 2021 г. По состоянию на 20 ноября 2022 г.

  5. Министерство сельского хозяйства США. Служба питания и питания. Вопросы и ответы: Кормление младенцев и требования к режиму питания в Программе питания для детей и взрослых. https://fns-prod.azureedge.us/sites/default/files/cacfp/CACFP06-2017os.pdf. Опубликовано 17 января 2017 г. По состоянию на 20 ноября 2022 г.

  6. Министерство сельского хозяйства США. Система рабочих ресурсов WIC. Руководство WIC по детскому питанию и кормлению. Глава 5: Прикорм. Веб-сайт USDA.gov. https://wicworks.fns.usda.gov/resources/infant-nutrition-and-feeding-guide. Опубликовано в апреле 2019 г.. По состоянию на 20 ноября 2022 г.

  7. Вадивелоо М., Товар А., Остбай Т., Бенджамин-Нилон Ю.В. Взаимосвязь между временем и качеством введения твердой пищи и z-показателями отношения массы тела к длине тела младенца в возрасте 12 месяцев: результаты когорты Nurture. Аппетит , 141, стр.104299. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0195666318317860?casa_token=AI_mEyEGr4IAAAAA:sWFkOzAZjvFMH_TAGxxymoYTKr0XlLodeP4MT_unvd3fyUB0CqGmqP6K7G5QCdmQwSk2iwjQvis. Опубликовано 1 октября 2019 г.. По состоянию на 20 ноября 2022 г.

  8. Всемирная организация здравоохранения. Кормление детей грудного и раннего возраста: основные факты. Веб-сайт WHO.int. https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/infant-and-young-child-feeding. Опубликовано 9 июня 2021 г. По состоянию на 20 ноября 2022 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

Контент СТАНДАРТА был изменен 31.05.2018 и 09.02.2023.

Прикорм – практические советы для родителей – спросите у Фонда педиатров

Прикорм просто определяется как начало предложения твердой пищи наряду с жидкой. Это начинается, когда одного грудного молока уже недостаточно для удовлетворения потребностей ребенка в питании, поэтому требуются другие питательные вещества.
Соответствующий прикорм способствует росту и предотвращает задержку роста у детей в возрасте 6–24 месяцев.

Период введения прикорма – это когда наряду с грудным молоком дается другая пища или жидкости. Уровень недоедания обычно достигает пика в это время с последствиями, которые сохраняются на протяжении всей жизни. Задержка роста редко исчезает в более позднем детстве и подростковом возрасте. Неадекватное кормление девочек также влияет на запасы питательных веществ, последующее репродуктивное здоровье и риск материнской смертности

Надлежащий прикорм включает сочетание методов поддержания потребления грудного молока и, в то же время, улучшения количества и качества пищевых продуктов, потребляемых детьми .

Период от 6 до 11 месяцев является особенно уязвимым периодом, поскольку младенцы только учатся есть, и их нужно часто и терпеливо кормить мягкой пищей. Необходимо следить за тем, чтобы эти продукты дополняли, а не заменяли грудное молоко. Для детей старшего возраста и детей ясельного возраста грудное молоко продолжает оставаться важным источником энергии, белка и питательных микроэлементов. Таким образом, грудное вскармливание следует продолжать в течение
лет в течение 24 месяцев и дольше.

Для улучшения прикорма требуется сочетание стратегий

Потребление энергии можно увеличить за счет увеличения частоты грудного вскармливания, увеличения размеров порций, более частого кормления детей и/или предоставления более высококалорийных продуктов. Потребление микронутриентов можно увеличить, разнообразив рацион, включив в него фрукты, овощи и продукты животного происхождения; употребление обогащенных продуктов; и/или давать добавки. Выбор пищевых комбинаций, которые улучшают усвоение питательных микроэлементов, также важен.

Когда начинать прикорм?

Лучше всего начинать прикорм в возрасте 6 месяцев. Причина, по которой 6 месяцев — лучший возраст для начала, заключается просто в том, что биологически ребенок будет готов переваривать и расщеплять питательные вещества, содержащиеся в пище. Таким образом, он легко доступен и легко усваивается.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует начинать прикорм с 6 месяцев.

Теперь, поскольку прикорм поддерживает грудное молоко или смесь, важно убедиться, что ребенок получает достаточное количество грудного молока или смеси.

Соответствующее количество составляет 6–8 унций или примерно 180–240 мл каждые 3–4 часа. Для каждого ребенка это будет отличаться, но лучше всего находиться в пределах досягаемости при поддержке с едой.

Что подарить?

Всегда старайтесь предлагать еду, используя аббревиатуру CPFMV, которая означает C углеводы, P белки, F атц, M минералы и V итамины.

 3 основных шага для обеспечения успешного введения прикорма
  • Вводить один и тот же вид прикорма несколькими способами. Вы не должны ограничивать ребенка только пюре или сладкими вкусами
  • Количество не имеет первостепенного значения, вместо этого сосредоточьтесь на изучении выбора вашего ребенка
  • Если после нескольких попыток у ребенка возникла острая неприязнь к определенной пище, исключите эту пищу на неделю или две, а затем попробуйте еще раз.
Практические советы по прикорму
  • Продолжать частое грудное вскармливание по требованию, включая ночное кормление младенцев
  • Вводить прикорм с шестимесячного возраста
  • Увеличивайте количество пищи по мере взросления ребенка, сохраняя при этом частое грудное вскармливание
    • Обеспечьте младенцев в возрасте 6–8 месяцев примерно 200 ккал в день за счет прикорма.
    • Обеспечьте младенцев в возрасте 9–11 месяцев примерно 300 ккал в день за счет прикорма
    • Обеспечьте детей в возрасте 12–24 месяцев примерно 550 ккал в день за счет прикорма.
  • Увеличение частоты кормления по мере взросления ребенка

    • Кормите детей в возрасте 6–8 месяцев прикормом 2–3 раза в день.
    • Кормите детей в возрасте 9–11 месяцев прикормом 3–4 раза в день.
    • Давать детям в возрасте 12–24 месяцев прикорм 3–4 раза в день.
    • Предлагайте питательные закуски 1–2 раза в день по желанию.

  • Постепенно увеличивайте консистенцию и разнообразие пищи по мере взросления ребенка, адаптируя рацион к потребностям и способностям ребенка
    • Кормите пюреобразными и полутвердыми кормами, по возможности размягченными грудным молоком, начиная с 6-месячного возраста.
    • Кормите высококалорийными комбинациями мягких продуктов для детей в возрасте 6–11 месяцев.
    • Вводить «еда, которую можно есть руками» (закуски, которые могут есть только дети), начиная примерно с 8-месячного возраста.
    • Переход на семейный рацион в возрасте около 12 месяцев
  • Разнообразить рацион для улучшения качества и потребления микронутриентов
    • Ежедневно давайте ребенку фрукты и овощи, богатые витамином А.
    • Кормите мясом, птицей или рыбой ежедневно или как можно чаще, если это возможно и приемлемо.
    • Используйте обогащенные продукты, такие как йодированная соль, сахар, обогащенный витамином А, мука, обогащенная железом, или другие основные продукты, если они доступны.
    • Давайте витаминно-минеральные добавки, когда продукты животного происхождения и/или обогащенные продукты недоступны.
    • Избегайте давать напитки с низкой питательной ценностью, такие как чай, кофе и сладкие напитки.
  • Практика адаптивного кормления
    • Непосредственно кормите младенцев и помогайте детям старшего возраста, когда они едят сами.
    • Предлагайте детям любимые блюда и поощряйте их есть, когда они теряют интерес или теряют аппетит.
    • Если дети отказываются от многих продуктов, поэкспериментируйте с различными сочетаниями продуктов, вкусами, текстурами и методами поощрения
    • Разговаривайте с детьми во время кормления.
    • Кормите медленно и терпеливо, сведите к минимуму отвлекающие факторы во время еды.
    •  Не заставляйте детей есть.
  • Практикуйте частое и быстрое кормление во время и после болезни
    • Во время болезни увеличьте потребление жидкости за счет более частого кормления грудью и терпеливо поощряйте детей есть любимые продукты.
    • После болезни кормите грудью и давайте продукты чаще, чем обычно, и поощряйте детей съедать больше пищи за каждый присест.
  • Соблюдайте правила гигиены и правильное обращение с пищевыми продуктами
    •  Мойте руки лицам, осуществляющим уход, и детям перед приготовлением пищи и приемом пищи.
    • Безопасно храните продукты и подавайте их сразу после приготовления.
    • Используйте чистую посуду для приготовления и подачи пищи.
    • Подавайте детям чистые чашки и миски и никогда не используйте бутылочки для кормления.
Чего следует избегать?

Начиная предлагать прикорм, избегайте следующего:

1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *