Разное

Потешки пример короткие: Сорока-ворона — Ладушки.ру

Использование народного фольклора в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить. Произведения народного творчества следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи, т.е. в одном ряду с занятиями по ознакомлению с окружающим, с природой, бытовыми ситуациями, рассматриванием картин и т.д. (С. А. Миронова.)

Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора. (Л. В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ».) Особенно важно обращение к фольклору в период адаптации ребенка в детском саду.

Уговорушки.

Послушай, что тебе скажу.

Послушай, что тебе скажу:

Давай не будем плакать!

А то услышит наш сосед,

Сосед, которому сто лет,-

И нам подарит лапоть!

Куда мы в нем с тобой пойдем?

Разок шагнем и упадем.

Мирилочки.

— Это — ты, а это — я.

Ты хороший у меня,

Мой подарок дорогой,

И не нужен мне другой.

Потешки для новичков.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка — хороший,

Ванечка — пригожий!

Потешки «на сон грядущий».

Ходит сон по хате,

В сереньком халате,

А слониха под окном-

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

А ты, доченька, усни.

Потешки при умывании.

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, отмывайся,

Грязь, смывайся,

Грязь, смывайся.

В этих потешках представлено множество глаголов в различных формах, примеры конструкций

Упражнения в ходьбе.

Уходи с дороги, кот,

Наша Танечка идет.

Топ-топ, топ-топ.

Потешки при одевании на прогулку.

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

Потешки при наблюдении за окружающим.

Уж ты, бор-борок,

Дай ягод коробок,

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек!

Можно привести в пример множество приговорок, закличек, песенок, тараторок, звенелок. Пример приговорки, требующей словарной работы (борт, весла), организации игры:

Раз, два,

За борта!

Три, четыре,

Подхватили,

Да поплыли.

Говоря о фольклоре, нельзя не упомянуть скороговорку. Интересна эволюция термина «скороговорка» в разных изданиях «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Если в издании 1978г. дается следующее определение: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь», то уже в 1990г. внесена важная поправка: «Скороговорка — специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка». Это связано с тем, что новые тексты разрабатываются не для забавы, а для совершенствования речевого аппарата детей. В книге «Веселые скороговорки» (И. Г. Сухин) представлены разнообразные скороговорки: короткие, длинные, рифмованные, нерифмованные, сюжетные, бессюжетные, с повторами, без повторов, на определенные звуки и на дифференциацию звуков (Карл у Клары украл кораллы. ..).

Отдельно следует упомянуть о чистоговорках, которые в основном используются для закрепления правильного произношения. На мой взгляд возможности чистоговорок более широки. Их можно использовать, если слышим, что дети допускают аграмматизмы.

Ребенок допускает ошибки:

Ласточки с криком

За кормом летает.

Они к сентябрю

Птенцов воспитает.

Воспитатель обращает внимание на ошибку, поправляет:

Ют-ют – за кормом летают.

Ют – ют – птенцов воспитают.

Аналогично:

Пусть со всех концах…

Воспитатель:

— Ов-ов- пусть со всех концов.

В стихотворных произведениях как бы заложен механизм помощи грамматизации (грамматического оформления) в виде ударных окончаний:

Мы ехали, мы пели,

И с песенкой смешной

Все вместе, как сумели,

Приехали домой.

Можно провести речевое упражнение:

— Ой-ой — приехали домой.

Развивая общение на основе речи, необходимо постоянно одновременно решать две задачи: развивать у детей с тяжелым нарушением речи, понимание речи и формировать навыки активного использования языковых средств в коммуникативных целях.

Методическое пособие А. Н. Корнева и Н. Е. Старосельской «Как научить ребенка говорить, читать и думать» предназначено для работы с детьми разного возраста и разного уровня развития речи — от 1,5-2 до 7-8 лет, в том числе и для детей с тяжелым нарушением речи. Методическое руководство содержит описание дидактических игр по развитию понимания стихотворных текстов; связной речи, внимания, памяти, логического мышления.

В грамматическом отношении стихотворные тексты представляют собой материал повышенной сложности. Это обусловлено тем, что их структура, грамматические особенности существенно отличаются от разговорной речи. В связи с этим работа с подобным материалом может существенно способствовать развитию навыков понимания речи. Пример представленных стихотворений к предъявленным картинкам, из которых ребенок делает выбор:

Подарили грузовик.

Ваня бегать с ним привык.

Соскочила шина-

На боку машина.

Подарили грузовик.

Ваня бегать с ним привык.

Отвалилось колесо.

— Починю его, и все.

Приведу еще пример на развитие понимания речи. Логопед: «Я прочту стихотворение, а вы слушайте внимательно и скажите, про какой предмет в нем говорится. На столе перед детьми ленты, утюг, лейка, карандаш, книга, кастрюля.

— Утюжок, утюжок,

Вперевалочку шажок.

Плавать толстому не лень,

Гладить что-то целый день.

Про что услышали?»

Один ребенок выходит, берет предмет и говорит: «Про утюжок».

Логопед уточняет семантику слова: «Вперевалочку — значит, покачиваясь». Ребенок показывает, как он гладит.

Нагнешь лейку, ребятки,

И дождь пойдет на грядки.

Ответ: «Про лейку».

Семантика: «Нагнуть — наклонить, опустить».

Логопед: «Что еще можно нагнуть? (Можно нагнуть ветку дерева и сорвать плод, яблоко, например)».

Аналогично:

Говорила мышка мышке:

-До чего люблю я книжки!

Не могу я их прочесть,

Но зато могу их съесть.

Я черчу карандашом

Палочки прямые.

Превратятся палки в дом,

Коль прилажу к ним потом

Сверху две трубы я.

Следующий стих логопед предлагает пропеть с ней.

— Попадаются в июле

Очень вкусные находки.

Это знают все кастрюли,

Банки, миски, сковородки.

После того, как дети ответят, логопед показывает панно с картинками и просит назвать находки, которые принесли из сада (яблоки, груши, сливы), из леса (грибы, землянику, чернику), с огорода (лук, морковь, капусту).

Проснитесь-ка, будьте добры!

Вскочите, как ранние птички!

Давайте пригладим вихры

И в ленты нарядим косички!

Ответ: «Про ленты»

Семантика: «Вихры — прядки торчащих волос»

Логопед предлагает встать в шеренгу и рассказать стихотворение движениями: «Я читала стихи, а вы расскажите последнее стихотворение движениями». Пример речевого упражнения с отработанными словами: «Знаете ли вы, для чего они нужны?»

— Что это? Это ленты.

— Ленты нужны… (чтобы завязывать косы, вплетать в косы).

— Книга нужна… (чтобы читать).

— Лейка нужна… (чтобы поливать).

— Кастрюля нужна… (чтобы варить суп).

— Карандаши нужны… (чтобы рисовать).

— Давайте поиграем в игру «Угадай желание». Кто-то из вас возьмет предмет и придумает, что он будет делать, а другой — отгадает. (Выходят двое детей). Речь детей: «Ваня берет кастрюлю». Первый ребенок: «Ваня хочет варить суп». Второй — Ваня: «Да, я хочу варить суп».

Наша цель — показать детям красоту русского языка — языка, за которым стоит высокая культура великого народа, развивать стремление к благородству, формировать эстетический вкус, интересы, идеалы добра, сострадания, порядочности.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало.

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех!

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом.

Это слово говорят

Если вас благодарят.

(К. Бендова.)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Произведения фольклора способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах, например, в полной и уменьшительно — ласкательной форме (котя — котенька — коток, петя — петенька — петушок и т. д.). Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствует переходу к языковым общениям.

В произведениях устного народного творчества часто употребляются постоянные эпитеты. Они как бы «переходят» из одного произведения в другое. Многократно прослушивая их, дети непроизвольно запоминают словосочетания и одновременно усваивают не только их смысловое значение, но и правила согласования слов в той или иной грамматической форме. Например: серенькая кошечка, масляна головушка, белые гуси, коза рогатая, зайки белые, зайки серые.

Потешки в работе с детьми с ТНР целесообразно использовать с целью описания предмета. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей составлению описательных рассказов:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

В различных произведениях фольклора обнаруживается большое количество диалогической и обращенной речи. Примеры такой речи используются в качестве образца в обучении детей обращенной речи.

1. — Курочка — рябушечка, куда пошла?

-На речку.

2. — Пальчик — мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил…

В произведениях устного народного творчества встречаются и количественные числительные; знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Например:

— Раз, два, три, четыре, пять —

Вышел зайчик погулять.

Раз, два, три — беги!

Фольклорные произведения можно использовать с целью выделения ударных слогов. Они способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы.

1.Тили — тили — тили — бом!

Загорелся кошкин дом!

2.Ой, ребята, та — ра – ра

— На горе стоит гора!

Ай туки, туки, туки,

Застучали молотки.

Потешки легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Например:

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели!

Приведу один из приемов работы по обогащению лексики детей родственными словами, являющимися результатом словообразования.

Прочитать ребенку стихотворение, объяснить ему, что от одного слова можно образовать несколько других, в которых это слово будет слышно.

Читая стих во второй раз предложить ребенку заканчивать строку подходящим словом.

Снегопад.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю снег.

С неба все скользят пушинки —

Серебристые снежинки.

Кружатся над головою

Каруселью снеговою.

На проселки, на лужок

Все снижается…снежок.

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью…снежной.

Вот веселье для ребят —

Все сильнее … снегопад.

Словно в белый пуховик

Нарядился . ..снеговик.

Рядом — снежная фигурка

— Это девочка… Снегурка.

Приведу примеры уточнения значений слов (по С. И. Ожегову)

— Снежинка — это пушинка снега;

— Снегурочка — сказочная, снежная девушка;

— Снежная баба — человеческая фигура из снега.

Помимо словарной работы логопед уделяет большое внимание выработке у детей практического навыка строить предложения, умения пересказывать тексты, вести диалоги.

Стихотворные тексты, подобранные по обобщающим понятиям, отражающим предметный мир, помогают расширить словарь, сформировать фразовую речь старших дошкольников. (Е. А. Алябьева «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет».)

Нужно комнату обставить,

Мебель по местам расставить.

Шкаф поставим у стены,

Полки книжные — в углы.

У окна диван поставим,

Кресла рядышком расставим.

Посредине — стол и стулья.

И усядемся в раздумье.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, развиваются речевой слух, речевая память. Детей привлекают стихотворения своей живостью, эмоциональностью. (И. Лопухина «Логопедия».)

Примеры монологической речи с описанием алгоритма действий, сопряженной с движениями:

В день веселый в воскресенье

Для друзей леплю пельмени.

Я три горсточки муки

Сыплю в миску из руки,

Подолью воды немножко,

Размешаю тесто ложкой,

Все с яйцом я перетру,

Тесто я руками мну.

Разделяю на кусочки,

Делаю я колобочки.

Превращу я колобки

Скалкой в плоские кружки.

Мясорубку покручу,

Фарш мясной я получу.

Отделяю фарша горстку,

На кружок кладу я горку,

Я края соединяю,

Пальчиками их сжимаю,

Покажу свое уменье —

Вылеплю я сто пельменей!

После выполнения действий можно предложить рассказать своими словами, как дети лепят пельмени.

Игра «Найди слова — неприятели», слова с противоположным значением.

Логопед читает пословицы, просит назвать «слова — неприятели» (противоположные по смыслу)

Сытый голодного не понимает.

Ответ детей: сытый, голодный.

Нового счастья не ищи, а старого не теряй, (новый, старый)

Кто труда не боится, того лень сторонится (труд, лень).

Слабого обижает, а сильного боится, (слабый, сильный)

Воспитатель читает стихотворение:

Грустный слон увидел сон,

Будто он не грустный слон,

А веселая синица.

Жаль, что это только снится! (грустный, веселый).

Пример аналогичного задания:

Наши летчики.

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

а) подобрать слова с противоположными значениями:

высоко — низко; далеко — близко; быстро — медленно; громко — тихо.

б) составить предложения с этими словами.

Словарная работа.

Накопление глаголов по теме «Домашние животные»:

Ты меня знаешь-

Я храбрый щенок:

Появится кошка –

Собью ее с ног.

Я тявкать умею,

Умею рычать,

Умею своих

От чужих отличать.

Использование стихотворных текстов — один из путей, помогающих подвести детей к употреблению в игре предметов — заменителей. Например, прослушивание стихов, содержанием которых является диалог в сочетании с движениями пальцев рук («Сорока — ворона» например). С помощью таких текстов детям можно показать условность разговора — диалога (Оказывается с пальчиком можно разговаривать!). Поняв условность разговора с пальчиками, ребенок легче переходит к условности предметов — заменителей, употребляемых в игре.

Заученные стихотворные тексты можно использовать в работе по закреплению понятия «слово» и умения делить речевой поток на слова. Полезен такой приём: дети стоят в кругу, перебрасывают мяч друг другу на каждое слово. На начальных этапах работы предлагаются стихи без предлогов, а затем с предлогами.

Пример четверостишия к теме «Зимняя одежда».

Вяжет Мише бабушка

Тепленькие варежки,

Чтобы греть ладошки

Мишутке — крошке.

После проведения игры можно предложить назвать слова — действия, слова — предметы или слова признаки из данного стихотворения.

Стихотворные тексты логопеды могут использовать также в работе, направленной на развитие фонематического восприятия, необходимого для подготовки детей к обучению грамоте. Приведем пример использования стихов с целью профилактики неправильного написания словарных слов в школе (по авторской методике А.Е. Соболевой, «Как подготовить ребенка к обучению грамоте»).

Способ, облегчающий запоминание словарных слов — мнемоническое представление. Слово, которое надо запомнить, например «береза» можно связать с мнемоническим представлением, т.е. привлечь «подсказку». К изучаемому слову надо подобрать такое слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное — имеет схожее со словарным звучание. К слову «береза» подбирается слово белая. Затем заучивается стихотворение.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Аналогично:

Сорока — сорок

Сорок сорок

Для своих сорочат

Сорок сорочек,

Не ссорясь Строчат.

Сорок сорочек Прострочены в срок

— Сразу поссорились Сорок сорок.

(Ю. Кушак.)

На материале данного стихотворения запоминается и словарное слово «сорочка».

Очень важно: поскольку одна из основных задач логопедической работы с детьми с ТНР это:

— сформировать у детей речь как средство общения, постольку относительно длительное время допускается неправильная фонетическая реализация слов детьми (стою — «тою», «сын» — «син» и т.д.) Но это не должно относиться к флексиям, необходимо, чтобы они по возможности произносились правильно (суффиксы, окончания) — что обеспечивает пропедевтику аграмматизмов.

Дай этот (а не «ди эти»).

Н.С. Жукова писала: «Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить переходом на новый уровень речевого подражания, при котором дети стремятся передать длину слова, его «музыкальное строение»».

Вот как об этом пишет известный чешский специалист в области патологии детской речи Милослав Зееман: «музыкальные элементы речи (по- другому ритмико — мелодическая сторона) функционально подвижны… Это более важная функция, чем произношение, поэтому музыкальное строение слова для ребенка, начинающего говорить, иметь большее значение, чем фонетическое строение. Ребенок схватывает музыкальный состав слова и подражает, хотя и косноязычно, но музыкально правильно.

Стихотворные тексты (песенки, потешки, стихи, басни, поэмы,

стихотворные сказки и т.д.) представляют собой богатый материал языковой наглядности, в котором как бы в концентрированном виде находятся различные формы слов. Это подводит детей к грамматическим обобщениям, и, вдохновляемые новыми образами, мелодикой и ритмом стиха, дети с удовольствием усваивают па практике языковые нормы русского языка.

При проговаривании стихотворения дети не строят фраз, а как бы следуют за автором. Примеры языковой наглядности, услышанные и прочитанные наизусть используются детьми в инициативной речи в ситуации диалога, в монологической речи.

Материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки) как средство формирования половой идентичности мальчиков и девочек

Библиографическое описание:

Паршина, И. В. Материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки) как средство формирования половой идентичности мальчиков и девочек / И. В. Паршина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4645/ (дата обращения: 22.12.2022).



В статье раскрывается значение материнского фольклора на примере колыбельных песен, пестушек, потешек и их необходимость в современном обществе для формирования половой идентичности мальчиков и девочек.

Ключевые слова: материнский фольклор, пестушки, колыбельные песни, половая идентичность, потешки.

Говоря о народном фольклоре, как об одном из источников народной педагогики, следует отметить, что не все жанры можно использовать для работы с детьми дошкольного возраста.

Особое место в полоролевом воспитании занимает колыбельная песня.

Главным воспитателем человека в детстве всегда была мама. И свое воспитание она начинала с колыбельной песни. В давние времена, именно колыбельная заменяла, особенно крестьянским детям, школу и книги, давала детям возможность ощутить себя нужным и любимым в этом мире, первые представления о взрослом мире мужчин и женщин. Колыбельная пелась, как правило, тихим, спокойным голосом, что позволяло малышу уловить радостный, светлый тон песни. Под монотонный мотив колыбельной песни в голове матери плывет дума за думой, воспоминание за воспоминанием, Будущее сына или дочери видится светлым, радостным, заполненным трудом в поле, в доме, и даже летняя страда не пугает, а кажется «веселой»:

Будем рано разбужать,

На работку посылать,

На работу, на таку

Да на веселую страду.

Грядущие годы представлялись счастливыми и преуспевающими. Ребенку сулили богатство: «Будишь в золоте ходить, чисто серебро носить». Такая роскошь, зачастую не была плодом воображения, ведь живя в доме господ, крестьянки, воспитывающие барских детей, видели в чем ходят господа и невольно желали того же и своим детям.

Баю — баюшки — бай- бай,

Да пусть тебе присниться рай,

Спи-ка, милый мой, засни,

Сладкий сон к тебе приди.

Шура вырастет большой,

Будет очень хорошей,

Будет в золоте ходить,

Маму жемчугом дарить.

Многие колыбельные песни разграничиваются на колыбельные, обращение к мальчику и обращение к девочке. Так передается идеал мужчины и женщины, выработанные народом на протяжении веков. Мужчина должен быть трудолюбив, честен и физически крепок. Женщина — трудолюбива, скромна, добра. Напевая колыбельную сыну, мать хотела видеть его сильным, трудолюбивым, своей будущей опорой: «

А еще сынишка знай, стыдно, коли ты лентяй. Засыпай-ка, засыпай, баю, баю, баю- бай».. Одновременно в колыбельных проводилась гендерно направленная профориентация:

Спи сыночек маленький,

Мой цветочек аленький.

Вырастишь мой цвет,

Станешь как отец,

В кузнице огонь горит,

Мого сына торопит

Вырастай сынок скорей,

в кузне будет побойчей.

Напевая дочери, мать видела ее доброй, трудолюбивой, скромной.

Баю, баюшки, бай- бай,

глазки, Маша, закрывай

Я тебя качаю, тебя величаю.

Будь счастлива, будь умна,

При народе будь скромна.

И тут же пожелание богатой, сытой жизни, которой можно добиться с помощью труда:

Тихо мурчит Мурка,

Спи моя дочурка

Вырастишь Настенушка

Будешь маме солнышком

Станешь кружевницей

Статною девицей.

Парням будешь нравиться

И работай славиться.

Колыбельные песни — это первая ступенька в формировании полноценной личности ребенка, способствующие протеканию счастливого, полноценного детства.

К сожалению, надо отметить, что в современном обществе колыбельные песни уходят из нашей жизни. Все реже и реже современные мамы поют своему малышу, забывая о том, что колыбельные песни — это часть народной памяти. Колыбельная песня сближает между самых разных, не похожих друг на друга родителей, она легко находит общий язык с другими народами, сближает их.

Родители и педагоги должны помнить, что колыбельная песня- это начальное звено в формировании глубокой гендерной идентичности мальчиков и девочек.

Колыбельные умеют вместе с ребенком удивляться, без хитрости и притворства отделять правду ото лжи, добро от зла. С их помощью ребенок получает первоначальные представления о роли мужчины и женщины в современном мире, об их семейных ролях, учиться понимать особенности женской и мужской души.

Некоторые из колыбельных песен, нянчащие детей матери охотно соединяли с пестушками, прибаутками, потешками.

Пестушка — короткие стихотворные приговоры, целью которых является вызвать у ребенка положительные, радостные, добрые эмоции. В пестушках часто встречаются слова. Обращенные к Богу, к Пресвятой Богородице, с просьбой избавить дитя от болезней, несчастий, сделать его жизнь счастливой. Ребенок просыпается, потягивается и тут же начинается своего рода бодрящая гимнастика. Поглаживая животик малыша, мама приговаривает:

Потягушки, потягушки!

Поперек толстунушки,

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток говорок,

А головку разумок.

Некоторые пестушки сопровождают движения ребенка. Медленно разводя ручки, в такт говорят:

Атюшке — сажень!

Матушке — сажень!

Братцу — сажень!

Сестрице — сажень!

А мне — долга, долга, долга!

Движения, сопровождающие материнские приговоры — это эмоциональная, интересная для малыша зарядка, способствующая укреплению практически всех мышц организма малыша. Также, такая зарядка заряжает ребенка положительным эмоциональным настроем. В иных случаях пестушка становится настоящей игрой (катание с горы, езду на коне, пляску). Так незаметно пестушка переходит в потешку — песенку- приговорку.

Когда малыш начинал делать первые шаги, использовались потешки — стихи с элементами игр. («Ладушки», «Сорока — сорока», «Коза — рогатая»). В ходе таких игр происходит не только эмоциональное общение ребенка с матерью или другими родственниками, но и физическое. Ребенку очень важно чувствовать теплоту мамин рук, ее нежные прикосновения при выполнении упражнений.

Когда малыш подрастет и начнет понимать обращенную к нему речь, потешки начинают включать в себе наставления, ориентирующие ребенка на правильное поведение, принятое в обществе и дающие примеры нравственного поведения: коза бодает тех, кто не пьет молока. В «Ладушках» кошку наказали за то, что она съела чужую кашу, а в «Сороке» высмеивается лень.

А ты, мал — маленок,

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашку не варил

Этот мотив охотно развивают:

А ты, бедный малец

Ты коротенец

По воду ходи,

Баньку топи,

Ребят мой,

Телят корми.

Это целый «урок» ребенку. Через потешки малыш учиться понимать, что хорошо, а что плохо, гуманному отношению к окружающему миру, отличать добро от зла, трудолюбию.

Кроме того, в потешках объединяются все, так важные для ребенка — дошкольника игры:

Словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность.

Надо сказать, что мамы и бабушки знали множество колыбельных песен, потешек, пестушек. Эти знания передавались из поколения в поколение. Знакомство с ними начиналось с раннего детства. Благодаря их поэтическому воздействию в детях с самого раннего детства воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание совершать хорошие поступки.

Литература:

  1. Арутюнова Л. А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье: Автореф, дисс. … канд. Пед. Наук._ М., 1988
  2. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: Руководство. — Изд. 3-е испр. — М.: Котито — Центр, 2002.
  3. Капица О. И. Детский фольклор, Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение, Собирание, Обзор материала. _ Л., 1928
  4. Мартынова А. Н. Русская народная колыбельная песня и крестьянский быт: Автореф, канд. Дис. — Л., 1977.
  5. Татаринцева Н. Л. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебно- методическое пособие — М.: Центр педагогического образования, 2013–96с.

Основные термины (генерируются автоматически)

: ребенок, колыбельная песня, бай — бай, колыбельная песнь, малыш, материнский фольклор, окружающий мир, песнь, современное общество.

колыбельные песни, половая идентичность, материнский фольклор, пестушки, потешки

Краткий анализ детской песенки «Шалтай-Болтай» — Интересная литература

Литература

Любопытное происхождение известного стихотворения – анализ доктора Оливера Тирла

Шалтай-Болтай изначально был напитком, а затем стал яйцом в детской песенке.

Как именно это произошло, похоже, никто не знает, но это произошло. Название «Шалтай-Болтай» было дано напитку из кипяченого эля и бренди в 1698 году, и это только первое известное упоминание в печати — название, вероятно, значительно старше. К 1785 году, как записал Фрэнсис Гроуз в своем увлекательном сборнике современного сленга, Классический словарь вульгарного языка , этот рифмованный термин применялся к людям и использовался специально для описания «невысокого, коренастого, горбатого человека» и, соответственно, неуклюжего человека. Но слова «Шалтай-Болтай» означают одно и только одно для большинства читателей: яйцо в известном детском стишке, начинающемся словами «Шалтай-Болтай сидел на стене». В чем смысл этой маленькой рифмы и каково ее происхождение?

Во-первых, прежде чем мы попытаемся проанализировать эту любопытную детскую песенку, напомним слова:

Шалтай-Болтай сел на стену,
Шалтай-Болтай сильно упал;
Все лошади короля и все люди короля
Не удалось снова собрать Шалтая.

Этот стишок не появлялся до начала девятнадцатого века, согласно Ионе и Питеру Опи в Оксфордском словаре детских стишков (Оксфордский словарь детских стишков) , когда он был включен в рукопись, которая таинственным образом была добавлена ​​к печатная копия 1803 года Мелодия Матушки Гусыни . Поскольку Опи составили свой словарь в начале 1950-х годов рифма восходит к более раннему источнику, работе Сэмюэля Арнольда 1797 года Развлечения для детей :

Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай сильно упал.
Четыре балла мужчин и еще четыре балла,
Не удалось вернуть Шалтая-Болтая туда, где он был раньше.

По словам Опи, существовала популярная в Америке игра для девочек под названием Шалтай-Болтай, в которой игроки садились и держались за юбки, а затем отбрасывались назад с целью восстановить равновесие, не отпуская руки. их юбки. Идея восстановить равновесие после падения явно предполагает связь с детским стишком и Линой Экенштейн в Сравнительные исследования детских стишков (1906 г. ), предполагалось, что игра предшествовала стишкам. Был ли детский стишок «Шалтай-Болтай», как и «Кольцо розы», предназначен для сопровождения детской игры?

The Opies добавляют к спору свои собственные осторожные догадки, предполагая, что изначально рифма могла быть не о буквальных яйцах, а о детях, играющих в игру, похожую на ту, что описана в американских отчетах девятнадцатого века. «Яйца не сидят на стенах», — услужливо замечают Опи; «но стих становится понятным, если в нем описываются люди, изображающие яйца».

К тому времени, когда Льюис Кэрролл создал свой бессмысленный зеркальный мир В Зазеркалье (1871), рифма прочно утвердилась — как и более ранняя рифма о Твидледуме и Труляля — и фантастический мир зазеркалья Кэрролла взял на себя характер и дал ему новую жизнь как довольно наглому яйцу, который использует слова так, как хочет, не беспокоясь о том, что никто другой его не поймет. На сопроводительной иллюстрации Джона Тенниела Шалтай-Болтай явно представляет собой яйцо, хотя и в одежде, поэтому к 1870-м годам представление о том, что детские стишки были о настоящем яйце, должно быть прочно укоренилось. Возможно, детская песенка должна была быть загадкой, ответом на которую было «яйцо», объясняя, таким образом, почему королевские лошади и королевские люди не смогли снова собрать Шалтая.

Но правда в том, что мы просто не знаем наверняка. Что кажется наиболее вероятным, так это то, что рифма могла быть спета как аккомпанемент к игре девятнадцатого века, описанной выше. В различных версиях «Шалтая-Болтая», находящихся в обращении, он иногда сидит на стене, а иногда и в другом месте: например, в «ручье» (то есть в ручье или ручье). Так что связь с игрой может быть не такой надуманной, как некоторые другие предлагаемые интерпретации.

Что кажется маловероятным, так это устойчивый миф о том, что Шалтай-Болтай — это название пушки, использовавшейся во время Гражданской войны в Англии. Рассказывают, что во время осады Колчестера в 1648 году пушка роялистов по прозвищу Шалтай-Болтай была сбита со стены парламентскими войсками. К сожалению, даже если пушка роялистов получила прозвище Шалтай-Болтай (а этому нет никаких доказательств), это не доказывает, что история об упавшей пушке правдива. Все это доказывает, что мы можем добавить пушки к списку других вещей (бренди, неуклюжие люди, яйца), которые были связаны со словами «Шалтай-Болтай». В конечном счете, истинное происхождение и значение рифмы остаются неизвестными, хотя мы были бы склонны рассматривать этот стих как песню, которую дети поют во время игры. Война, нет; игры, возможно.

А теперь время для эля и большого количества бренди.

Откройте для себя истории, стоящие за более классическими детскими стишками, с нашим анализом «Лондонский мост рушится», нашим комментарием к стишку «Маленький Бо Пип» и нашим постом, посвященным истории детским стишкам «У Мэри был ягненок».

Автор этой статьи, доктор Оливер Тирл, литературный критик и преподаватель английского языка в Университете Лафборо. Он является автором, в частности, книги «Секретная библиотека: путешествие книголюбов по историческим курьезам» 9.0008 и Великая война, Пустошь и модернистская длинная поэма.

Изображение: Иллюстрация Уильяма Уоллеса Денслоу к Шалтаю-Болтаю (1902 г. ), с Викисклада.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Теги: Анализ, Детская литература, Классика, Шалтай-Болтай, Смысл, Детские стишки, Происхождение, Поэзия, Резюме

Детская песенка Определение и значение

  • Основные определения
  • Викторина
  • Сопутствующее содержимое
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.

Сохрани это слово!

См. синонимы для: потешки / потешки на Thesaurus.com

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


существительное

короткое, простое стихотворение или песня для очень маленьких детей, как Hickory Dickory Dock.

ВИКТОРИНА

ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?

Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

Вопрос 1 из 7

Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

Происхождение потешки

Впервые записано в 1835–1845 гг.

Слова рядом с потешкой

помощник медсестры

Dictionary.com Unabridged Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022 г.

Слова, относящиеся к потешке

каденция, поэма, поэзия, ритм, напев, куплет, аллитерация, такт, куплет, вирши, гармония, мера, метр, ода, поэзия, руна, песня, полурифма, пятистопный ямб, наклонная стишок

Как использовать детскую стишок в предложении

  • Она выбрала произведение Эдгара Альберта Геста, ритмичное, отрывистое квази-детское стишок под названием «Это не могло быть сделано».

    Несокрушимая надежда Джейн Гудолл|Сиара Ньюджент|30 сентября 2021 г.|Время

  • Миссис Куаши работает в детском саду и носит чадру с тех пор, как совершила паломничество в Мекку в 2008 году.

    В одной песне темы для взрослых переплетаются с ритмом детских стишков.

    От церкви Христа до пансексуального рэпера|Тайлер Гиллеспи|28 ноября 2014 г.|DAILY BEAST

  • Он отслеживает свет, шум и температуру в детской, а также частоту сердечных сокращений и положение сна ребенка.

    Превращаем ли мы наших малышей в настоящих тамагочи?|Брэнди Задрозный|7 августа 2014 г.|DAILY BEAST

  • В Великобритании журнал Nursery World спросил: «Как вы поддерживаете работающих матерей?»

    Новый идол правых: работающие мамы|Тим Тиман|16 июля 2014 г.|DAILY BEAST

  • Садовая мебель в пастельных тонах выглядит как остатки закрытого детского сада, а рубашки с воротником внутри кажутся слишком нарядными.

    Приключения в самой крутой альтернативе Южного пляжа Майами|The Daily Beast|10 июля 2014 г.|DAILY BEAST

  • Обнаружив, что он проснулся, он сел рядом с ним и с серьезностью няни уложил его спать.

    Веселые приключения Аристида Пужоля|Уильям Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *