Разное

Популярные потешки: Стихи для малышей, потешки, прибаутки

Содержание

МАЛЫШ НЕ ХОЧЕТ КУШАТЬ — ЛУЧШИЕ ПОТЕШКИ

 Потешки, чтобы накормить и познакомить с разными продуктами (творожок, помидор и т.д.)
 

ТВОРОГ-ТВОРОЖОК

Творог-творог-творожок, 
Ням-ням-ням — как вкусно!
Творог-творог-творожок,
Белый, как капуста!
В ротик -ам! — и творожок
Как снежинка тает;
Творог-творог — наш дружок!
Зубки укрепляет.

(Кирилл Авдеенко)

 КУРЫ-КУРЫ

Куры-куры: «Ко-ко-ко!
Мы снесли яички;
Ку-ку-кушайте, ко-ко,
Детки-невелички!»

(Кирилл Авдеенко)

 ПОМИДОР 

Помидор на грядке
Делает зарядку;
Как здоровье, помидор?
— Хорошо! В порядке!
Весь вспотел — но не устал!
От зарядки красным стал.

(Кирилл Авдеенко)

 МОРКОВКА
В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку — ням-ням-ням!

Супик жиденький, 
Но питательный!
Будешь худенький, 
Но пузатенький!

Ай тата, тата, тата!
Пожалуйте решета:
Мучки просеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечём блинка,
покормим сынка!

 ГРИБОЧЕК

Ай, лесочек,
Гриб-грибочек,
Мы возьмём тебя домой!
Ай, лесочек,
Гриб-грибочек,
Ай, съедим тебя зимой!

Кирилл Авдеенко

Как Марфуша для Петра
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов –
Не нашла и едоков.

Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
— Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
— Еду сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— А зачем молоко?
— Ребяток кормить.

Ну и каша! 
Так в рот и просится!
Нос и щеки наелись досыта.
Подбородку тоже досталось. 
И мизинчик
Попробовал малость. 
Чуточку съели
Лобик с макушкою, 
Остальное ушки докушали!

Здесь водичка холодненька, 
Здесь — тепленька,
Здесь — горяченька, 
А здесь — кипяток, кипяток!

Была репа важная,
Дивилась старуха каждая:
Одним днём
Не обойдёшь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.
Одну корку наложили,
Так телегу обломили!

 Умница, Катенька

Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую

— Ворона, ворона, 
Куда летала? 
— Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

 хлопаем в ладошки

— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели! — машем ручками, а затем кладём их на головку
На головку сели!
Ладушки запели.

 ГОРОХ

В супермаркете горох
Раскричался: «Ох-ох-ох!
Сколько деток здесь, ребят!
На конфеты всё глядят!
Тут я, детки, посмотрите!
Ну скорей меня купите!
От конфет ведь пользы нет…
Я нужней, чем сто конфет!»

Кирилл Авдеенко

Ай, качи, качи!
Глянь — баранки, калачи!
С пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетали тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам осталися
Бара-а-а-аночки!

Вот это – хорошая девочка.
Зовут эту девочку Маша.
А это её тарелочка.
А в этой тарелочке…
Нет, не каша
Нет, не каша
И не угадали:
Села Маша,
Съела кашу –
Всю,
Сколько дали!

 Водим пальчиком по ладошке

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала. — загибаем пальчики
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил
— Зачем воду не носил!

Варись, варись кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее,
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест.
Вырастут все зубки!

 КОТЛЕТКИ

Ах, котлеточки-котлетки!
Ах, как пахнут! Хороши!
Их пожарим мы,пожарим,
Наедимся от души!

Кирилл Авдеенко

Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор — 
Каша на стол.
Гости со двора —
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл, 
По воду не ходил, 
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.

Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала:
— На-ка, милый пастушок,
Там коровка лежит,
На теленка глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет —
Надо кашу варить,
Кашей Сашу кормить.

Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.

Чики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала, 
Этому дала,
Этому дала, 
Этому дала,
А маленькой Якишке — указывают на мизинец
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели — машут руками ребенка
Шу! На голову сели.

 ГРУШКА

Грушка-грушка — высоко!
К ней добраться нелегко;
Вся поспела — погляди! 
Грушка-грушка — упади.

Кирилл Авдеенко

Сорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор —
Кашка, на стол,
Гости со двора —
Кашка со стола.

Ох, полетели рученьки,
На головку сели,
Полетушки полетели,
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
Кашка масленькая,
Бабушка добренькая.
Спи-ко, Таненька,
Спи-ко, крошечка.

Ребенка теребят за нос и приговаривают:

Чей нос? — Савин.
Где был? — Славил.
Что выславил? — Копейку 
Что купил? — Конфетку. 
С кем ел? — С козой. 
Не ешь с козой, а ешь со мной
Не ешь с козой, а ешь со мной.

— Кто ты будешь?
— Елизар.
— Куда едешь?
— На базар.
— Что везешь?
— Рожь.
— Что возьмешь?
— Грош.
— Что купишь?
— Блин.
— С кем съешь?
— Один.
— Не ешь один,
Не ешь один!

Пошёл котик на торжок, 
Купил котик пирожок, 
Пошёл котик на улочку, 
Купил котик булочку. 
Самому ли есть
Или Машеньке снесть? 
Я и сам укушу, 
Да и Машеньке снесу.

 ТЫКВА

Тыква-тыква подросла,
Тыкву мама принесла;
Папа-папа — воду грей!
Варим тыкву поскорей.

Кирилл Авдеенко

Пышка, лепёшка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

В лесочке, в лесочке избушка на кочке. 
Блинами обита, оладьями покрыта, 
Ограда кругом — пироги с творогом. 
Сидит кошка у окошка, ежик Антошка 
Пряники жует, песенки поет.

Пекла кошка колобок, подрумянился уж бок. 
Лист из печки вынула — на пол опрокинула. 
Покатился колобок прямо к мышке под порог. 
Мышка Прасковья пищит из подполья: 
— Катись, колобок, на мышиный зубок! 
Мышка — то рада, а кошке досада.

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше — два,
Паше — два,
Ване — два,
Тане — два,
Саше — два,
Маше — два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!

Глубоко -не мелко,
Корабли в тарелках.
Луку головка —
Красная морковка,
Петрушка, картошка,
Крупки немножко,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!

Кот на печку пошел — горшок каши нашел. 
На печи калачи, как огонь горячи. 
Пряники пекутся, коту в лапы не даются.

Мели, мели мельница,
Мели, мели, не ленися!
Намели нам крупки,
Гречневой мучки —
Ребятам на кашку,
На блины-оладья,
На сладкую ватрушку.

 ОГУРЧИК

Ай, огурчик молодой!
Ай, помыли мы водой!
Ай, ты в ротик к нам лети!
Ай, на зубках похрусти!

Кирилл Авдеенко

В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для Машеньки калачи,
Для Машеньки горячи.

На столе витушки,
На столе витушки,
А в печи ватрушки.
Витушки, ватрушки
Нашему Андрюшке.

Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим, 
Всем оладушек дадим.

 — Дедушка-соседушка,
Куда ходил?
— В лес.
— Чего видел?
— Пичужечку.
— А на чем она сидит?
— На елочке.
— А о чем она поет?
— Все чувик-чувик,
Пойдем ко мне чаек пить,
А то улечу в тальник.

Якова жена
Калачи пекла:
Калачи горячи,
За окошко мечи.
Прилетели грачи,
Похвалили калачи.

Люли, люли, люленьки, 
Прилетели гуленьки, 
Стали гули говорить: 
«Чем нам Машеньку кормить?» 
Один скажет: «кашкою», 
Другой – «простоквашкою», 
Третий скажет – «молочком, 
И румяным пирожком».

 СМОРОДИНА

Ай смородина цвела!
Ай да ягодка росла!
Ай как спела день за днём!
Ай да ягодку сорвём.

Кирилл Авдеенко

Курочка — потатурочка,
Кукушка — рябушка.
Сели, поели,
За море полетели.

Ай, ту-ту, ай, ту-ту, 
Вари кашку круту, 
Подливай молочка, 
Накорми казачка.

Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стали гули хлопотать:
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашку варить,
Стали Машу кормить.

Эй, вечерняя звезда! 
Поскорей лети сюда 
И за стол со мной садись, 
Нашей кашей угостись. 
Кашкой 
Толокняной 
Из чашки 
Деревянной!

 Куличик

В руки мы берем совочек,
Сыплем желтенький песочек.
Помогай мне, не ленись!
Наш куличик, получись!

Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.
Нам кашки сварила, платочком накрыла.
Платочком накрыла и ждет нас пождет,
И ждет, кто же первым придет?

— Гуси, гуси!
— Га-га-га 
— Есть хотите? 
— Да-да-да! 
— Летите домой! 
Серый волк под горой!
Быстренько поели 
И полетели!
При последних словах машут ручками и ребенка.

Утка-утенка, 
Кошка-котенка, 
Мышка-мышонка 
Зовут на обед.
Утки поели, 
Кошки поели, 
Мышки поели,
А ты еще нет? 
Где ложечка? 
Ешь на здоровьеце!

Чем и как занять младенца. Развивающие игры, популярные потешки, прибаутки, песенки

Малышу необходимо ваше присутствие, ваше сердечное участие, внимание и любовь. Это рождает в нем ответное чувство любви и признательности, чувство физической и психической защищенности, ощущение надежности.

Создайте вокруг ребенка атмосферу радости, бодрой активности умелым подбором игрушек, организацией среды, общением с ним. Опираясь на возрастающие познавательные способности ребенка, приобщайте его к миру вещей, явлений, людей. Обучайте его новому, интересному в увлекательной игровой форме.

Мудрость педагогики раннего детства заключается в том, чтобы умело руководить поведением младенца, понимать его потребности и вовремя удовлетворять их, но в то же время не стать рабом этого маленького существа, которое вскоре будет пытаться диктовать вам свою волю.

Мудрость воспитания заключается и в четком знании возрастных возможностей малыша, так как темп его развития необычайно велик: на протяжении всего лишь года он учится самостоятельно ходить, говорить, мыслить и поступать. Внимательно присматривайтесь к нему, помогайте во всем, но не ломайте индивидуальности, создавайте все условия для проявления его самостоятельности.

С рождения до трёх месяцев

С момента рождения включайте младенца в общение со взрослыми в семье. Окружите его вниманием и лаской, давайте понять, что он любим и желанен. Любую из процедур (переодевание, подготовку малыша ко сну или кормлению) сопровождайте ласковой речью, нежной улыбкой, легкими поглаживаниями. Взяв на руки, напевайте ему какие-нибудь песни, целуйте. В обстановке тесного эмоционального контакта ребенок спокоен, радостен.

Ласково разговаривая, старайтесь поймать его взгляд. Малыш день ото дня все дольше будет задерживать свой взгляд на вашем лице, рассматривать его. Это полезное упражнение для его глаз.

Взяв ребенка на руки, изредка придавайте ему вертикальное положение, поддерживая его головку плечом, щекой. Ему интересна такая поза. Кроме того, тренируются мышцы шеи, спины. Такие упражнения полезны после кормления, чтобы малыш срыгнул воздух.

Новорожденный часто гримасничает. В числе таких гримас и «физиологическая улыбка». Постарайтесь в момент ее появления ласково разговаривать с младенцем, улыбаясь и поглаживая его. Ваши действия служат подкреплением действиям ребенка, и вскоре в ответ на ваше обращение на его лице начнет появляться осознанная улыбка. Теперь уже он пытается голосом, движениями рук и ног выразить свой восторг.

На стене, сбоку от кроватки, закрепите один-два воздушных шара или яркую сверкающую вертушку. При небольшом дуновении воздуха они приходят в движение. Малыш учится смотреть и перед собой, и в сторону.

Подойдя сбоку, покажите младенцу игрушку, мелодичным звоном привлеките к ней внимание. Теперь начинайте плавно передвигать ее из стороны в сторону. Главное, чтобы ребенок учился не только взором, но и поворотом головы удерживать предмет в поле своего зрения.

От трёх до шести месяцев

Учите малыша находить объект по звуку. Позванивайте погремушкой то справа, то слева. Ребенок поворачивает голову туда, откуда слышен звук. Нашел! Дайте ему в руки погремушку. Сами ласково окликайте малыша то с одной, то с другой стороны.

Учите брать игрушку с разных сторон, удерживать ее. Как только малыш научится брать игрушку из рук взрослого, приучайте удерживать по игрушке в каждой руке, брать игрушку сбоку. Теперь он подолгу занимается ими: потряхивает, постукивает, грызет, т. е. обследует предметы.

Ребенок чутко улавливает интонацию взрослого. На укоризненный тон замолкает, может расплакаться. Радостно улыбается на заигрывание типа «Баран-баран», когда вы приближаете свой лоб к его лбу, приговаривая: «Баран, бе! Баран, бе!»

Поддерживая ребенка под мышки и напевая плясовую, помогайте ему то присесть, то привстать, «пружинить» ногами. Это и интересно, и полезно, так как развиваются мышцы ног, спины, живота.

Если малыш капризничает, возьмите его на руки, походите по комнате, останавливаясь то у окна, то у стола. Разговаривайте с ним, показывайте предметы в комнате: «Вот часики тик-так! Тик-так! А вот лампа на столе горит/не горит!»

Поднесите малыша к зеркалу. Он тут же тянется к нему, затем начинает переводить взор от своих рук к изображению их в зеркале. Покажите малышу свое отражение («Мама!») и его собственное («Коля!»).

В тихой обстановке вы слышите, как малыш начинает гулить, а вскоре уже произносит отдельные слоги: «Ба-ба-ба, ма-ма-ма!» и другие, упражняя артикуляционный аппарат. Не отвлекайте его.

С детьми можно уже играть:

Ку-ку! Малыш лежит на животе, опираясь на выпрямленные руки. Появляясь то с одной, то с другой стороны от него так, чтобы ваше лицо было на уровне его лица, весело произносите: «Ку-ку!» Малыш начинает ждать вашего появления, поворачивается то в одну, то в другую сторону, и, увидев вас, заливается смехом.

Кто у нас хороший? Вы подходите к ребенку, приговаривая:

«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Пашенька хороший!
Пашенька пригожий!»

Когда малыш понимает, что речь о нем, радуется.

Коза рогатая. Сделав «рога» (выдвинув вперед мизинец и указательный палец), произносите нарочито строгим голосом:

Идет коза рогатая за малыми ребятами.
Кто кашу не ест, молока не пьет?
Забодаю! Забодаю!

Ребенок ждет ваших действий, следит за «рогами», а когда «рога» бодают (слегка щекочут), смеется.

По кочкам. Ребенок сидит у вас на коленях, поддерживаемый под мышки. Приподнимая колени одновременно или попеременно, приговаривайте два раза:

Прыг по кочкам!
Скок по кочкам!
И в ямку — бух!

Чуть разведите колени, чтобы малыш слегка провалился.

Поехали! Раскачивая из стороны в сторону малыша, сидящего между колен, как в люльке, приговаривайте:

Поехали, поехали!
С орехами, с орехами!
На горку — прыг! (Слегка подбрасываете его вверх. )

Горох. Ребенок стоит на ваших коленях, поддерживаемый под мышки. В соответствии с текстом вы помогаете ему пружинить ногами: то сгибать, то выпрямлять их в коленях.

Баба сеяла горох. Прыг-скок! Прыг-скок!
Обвалился потолок. Прыг-скок! Прыг-скок!
Баба шла, шла, шла. Пирожок нашла.
Села, поела. Опять пошла.

Не всегда нужно занимать ребенка. Приучайте его самостоятельно находить для себя занятие.

От шести до девяти месяцев

Найди где. Раньше вы подносили ребенка к часам и показывали: «Часи-ки тик-так!» Теперь же можно спросить его: «Где часики тик-так?» Он тут же поворачивает голову в сторону часов: «Молодец!» Но уберите часы, и на ваш вопрос малыш повернет голову в ту же сторону и будет ждать вашей похвалы, не смущаясь отсутствием часов. Поэтому учите ребенка находить предмет: ставьте часы то в одно, то в другое место, то близко, то далеко, каждый раз повторяя: «Где часики тик-так?» Когда он научится отыскивать их в любом месте, предлагайте поискать еще 2—3 предмета. Так малыш знакомится с новыми предметами, их названиями.

Где носик? Мама держит сына на руках. Подойдя к зеркалу, спрашивает малыша: «Где мама?», «Где Саша?» Усложняет вопросы: «Где у мамы носик? А у Саши? А где твои глазки? Ручки?»

На, дай! Протягивая малышу игрушки, произносите: «На!» Затем просите: «Дай!» Потяните игрушку к себе: «Дай!» Вскоре можно играть с ребенком в игру «На, дай!»

Где наш Миша? Ребенок должен понять, как его зовут. Окликайте его на расстоянии, вблизи: «Где наш Миша? Ах, вот он где, наш Миша! Это ты — Миша? Молодец, Миша!»

Помашем ручкой. Разучивайте с ребенком «движения вежливости». «До свидания!» — машет рукой. «Здравствуй! Спасибо»!— кивает головой.

Кисс! Покажите мягкую игрушку кошку: «Киса! Кссс!» Малыш, трогая кошку рукой, а потом все мягкое, пушистое, будет сам называть: «Кссс!» Всех кукол, матрешек: «Ляля!»

Достань сам! Малыш умеет ползать, а к восьми месяцам сам садится. Чтобы он развивался также успешно и дальше, помогите ему: поставьте на низкий столик игрушку. Он увидит, подползет и начнет вставать, держась за ножки стола (убедитесь, что стул достаточно устойчив, чтобы малыш не опрокинул его на себя). Освоив это движение, он стоит уже спокойно; опираясь на локти, играет с игрушкой. Тогда поставьте недалеко друг от друга две-три игрушки. Ребенок встал, достал одну игрушку, а ко второй не дотянется. Не спешите с помощью. Он сам догадается и начнет переступать вдоль стола. Теперь уже малыш активно передвигается всюду где ползком, где переступая от предмета к предмету. За ним нужен глаз да глаз, а то ненароком будет сдернута скатерть со стола, открыты дверцы шфафов, на кухне будут рассыпаны пакеты с крупами, кастрюли.

Чем играть малышу?

Малыш подолгу и с увлечением начинает действовать с игрушками, предметами быта. Подберите игрушки разного размера, ярких расцветок, разнообразной фактуры и звучания: погремушки, мячики, кубики, собачки, кошки, куклы, мишки, зайцы. Ребенка интересуют предметы домашнего обихода: мыльницы, коробочки, миски; очень нравится кухонная утварь: кастрюли, ковши с крышками, ложки, поварешки.

Задача взрослого — показать малышу разнообразные способы действий.

Катись, мячик! Покажите, как мячик катится по полу. Малыш тут же пытается подражать вашим действиям. Конечно, это скоро ему надоест, тогда предложите скатывать мяч с наклонной поверхности крышки ящика, а потом складывать мячи в него. Среди мячей положите один-два кубика. Пусть ребенок сам путем проб поймет, что с кубиком нужно играть иначе.

Кубик на кубик! Покажите, как нужно ставить кубик на кубик, чтобы получилась большая башенка. Направляйте руку малыша, когда он пытается подражать вашим действиям. А теперь пусть сам попробует то же сделать с мячами.

Куда игрушки спрятались? Мелкие (диаметром 2—3 см) деревянные и пластмассовые шарики, кубики, колечки опускайте в коробку. Малыш с удовольствием начнет делать то же. «Где игрушки? Спрятались? А теперь перевернем коробку. Вот они где!» Можно игрушки опускать в кувшин, в глубокую миску и т. д.

Новое открытие. Возьмите для игры круглый пластмассовый цилиндр (типа школьного круглого пенала), небольшие шарики и кубики. Оказывается, шарики можно опустить в цилиндр и они выкатятся с другой стороны, а кубики — нет, не проходят. Вскоре малыш начнет отбирать для проталкивания только шарики. Вот и первые представления о величине и форме!

Сказочные кубы. Пластмассовые полые кубы (двух размеров) можно использовать для постройки башенки, как вкладыши, а можно и просто рассматривать, если вы наклеите на их стороны яркие картинки, понятные малышу: кошка, собака, птичка и т. д.

Открой — закрой! Дайте малышу поиграть с кастрюлькой с прикрепленной на шнуре крышкой (не стеклянной). Он сам открывает и закрывает её крышкой, может опустить вовнутрь небольшие предметы, вытащить их, снова закрыть бидон. К отдельным мелким предметам (колечки и др. ) можно прикрепить шнурок. Опускать предметы и вынимать их можно, потянув за шнур.

Колечки. Хороши для игр кольца пластмассовые и деревянные, плоские и дутые, разных размеров и расцветки. Маленькие можно рассыпать по полу, предложить ребенку собрать их в корзинку или нанизывать их на стержень. Большие кольца катают, надевают на руку малышу, уточняя значение слов «надень», «сними» и др.

Перекличка. «Ба-ба-ба! Ма-ма-ма!» — громко произносит малыш. Улучив момент, включитесь в общение и вы. Произносите те же слоги. Ребенок затихает прислушиваясь, затем повторяет и будет ждать вашего ответа. Отвечайте! Потом попробуйте включить в общение новые слоги. Он: «Та-та-та! Вы: «Да-да!»

Ку-ку! Закройте лицо руками, откройте, произнесите: «Ку-ку!» Также закрывайте и открывайте лицо малыша: «Ку-ку!» Он радуется, ожидает продолжения игры.

Накиньте на голову легкую пелёнку, приблизьте лицо к ребенку, скажите: «Ку-ку!» Он тут же стаскивает пелёнку. Накиньте пелёнку на его голову: «Ку-ку! Где наш Олежка? Ку-ку!» Он сдергивает косынку, радуется.

Поехали! Посадите малыша на свою вытянутую ногу, держите его за руки. Плавно опуская и поднимая ногу, говорите:

Поехали, поехали с Андрюшкой за орехами!
Поехали, поехали и в ямку — бух! (Опускаете ногу.)

Ладушки. Хлопая руками ребенка, приговариваете:

Ладушки, ладушки! Где были?
У бабушки!
Кашку варили, деток кормили.
Полетели, полетели! На головку сели!

Развлечения. Посадите малыша в детском кресле за кухонный стол, дайте ему ложки, поварешку, мыльницы. Устройте показ заводных игрушек. Закрывайте и открывайте руками малыша фонарик, который то зажигается, то гаснет. Предложите ребенку в свободное пользование газетный лист и посмотрите, что он будет а ним делать.

От девяти до двенадцати месяцев

Малыш начинает понимать речь взрослого и с удовольствием выполняет его просьбы: «Принеси мяч!» В ответ он приносит все мячи, какие у него есть, и даже может отыскать его изображение среди других картинок. Знает имена близких родных, узнает их изображение на фотографии.

С удовольствием включается в разнообразные переклички, к году может произносить до 15 слов. Здесь и укороченные слова типа «На!», и облегченные: «Ляля, киса», и простые: «Мама, папа» и др.

Малыш любит залезать на чемоданы, скамейки, подушки от дивана, с удовольствием поднимается и спускается по ступеням, удерживаемый взрослым.

Подолгу манипулирует игрушками: открывает и закрывает коробочки, снимает и надевает колечки на стержень, засовывает и вынимает вкладыши. Любит заниматься предметами домашнего обихода: открывать чемоданы, дверцы шкафов, выкладывать все из хозяйственной сумки.

Теперь можно приучать ребенка к специфическим действиям с сюжетными игрушками: куклами, зайцами, мишками, собачками и т. д.

Игрушки оживают. Покажите и объясните ребенку: лошадка пьет воду из ведра; зайка ест: «Ам!»; матрешка спит: «Бай-бай!»; кукла пляшет: «Ля-ля-ля!»; мишка ходит: «Топ! Топ!» Малыш наблюдает, затем сам начинает действовать с игрушками, с удовольствием показывает, как топает мишка, как пляшет кукла и т. д. По предложению взрослого обнимает куклу, жалеет ее, ругает (грозит пальчиком: «Ну-ну!») и т. д.

Картинки. Предложите малышу взять в руки куклу, чтобы он выбрал ее из двух-трех игрушек, покажите две-три яркие картинки с изображением отдельных предметов и спросите: «Где кукла? Покажи лялю!» А после спросите: «Кто это? Ляля?» Так малыш учится находить игрушки, их изображение на картинке и называть их.

Игры-забавы. Малышу не надоели игры типа «Коза рогатая», «Поехали» и т. д. В ответ на слова взрослого «Догоню-догоню!» малыш со смехом убегает.

В игре «Комарик» взрослый выставляет указательный палец, вертит им вокруг малыша, приговаривая: «Бзззз!», внезапно опускает то на шею, то на руку. Ребенок с замиранием ждет, куда «сядет» комарик, смеется.

Старинные народные песенки-потешки интересны и понятны ребенку.

Потешки и прибаутки

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!

Петя, петя-петушок!
Золотой гребешок!
Что ты рано встаешь?
Тане спать не даешь?

Большие ноги шли по дороге. (Вместе с малышом идти вперевалочку.)
То-о-о-п! То-о-о-п!
Маленькие ножки бежали по дорожке. (Бежать маленькими шажками.)
Топ-топ-топ!

Сорока-сорока! Кашку варила, деток кормила:
Этому дала! Этому дала! (Загибать пальчик за пальчиком.)
А этому не дала!
Он кашу не варил, он деток не кормил,
В лес убежал да и спрятался!

Песенки перед сном

А баиньки-баиньки, купим сыну валенки,
Наденем на ножки, пустим по дорожке.
Будет наш сынок ходить, новы валенки носить.
Ночь пришла, темноту привела.

Задремал петушок, запел сверчок.
Уж поздно, сынок. Ложись на бочок.
Баю-бай! За-сы-пай!
Вот и люди спят, вот и звери спят.
Птицы спят на веточках, лисы спят на горочках,
Зайки спят на травушке, утки на муравушке.
Дети все по люлечкам спят-поспят.
Всему миру спать велят.

Котя, котик, коток, котя-серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать, мою деточку качать!
Баю-бай! Баю-бай! Мой сыночек, засыпай!
Баю-баюшки-баю! Баю деточку мою!

Прилетели гулюшки, садились на люлюшку,
Они стали гурковать, стали Ванечку качать:
«Спи, Ванечку, засни. Угомон тебя возьми».
Баю-баюшки-баю, баю деточку мою.

Баю-бай-баю-бай! Ты, собачка, не лай!
Белолапа, не скули! Мою Олю не буди!

Утренние побудки

Потягушечки, потягушечки!
На Валю растушечки,
На кошку лентушечки!
Дыбочек, дыбок!
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок! Дыбок! Целый годок!

Вот проснулся петушок, встала курочка.
Подымайся, мой дружок!
Встань, мой Юрочка!
Потягунушки-потягунушки!
Поперек толстунушки,
А в ножках ходунушки, а в ручках хватунушки,
А в роток говорок, а в головку разумок!

Напевая плясовые народные напевы, побуждайте малыша пританцовывать. Предлагайте слушать колыбельные, танцевальную музыку. Учите слушать классическую музыку, включая на 10—15 минут записи произведений Моцарта, Вивальди, Чайковского, Рахманинова.

С. Теплюк, кандидат педагогических наук

10 темных и тревожных истоков популярных детских песенок — VAGABOMB

Чума, проституция, сожжение на костре — ни одна из этих тем не стала бы обсуждать с малышом. Тем не менее, так много детских песенок, которые мы все пели в детстве, имеют настолько темное происхождение, что вы были бы шокированы, узнав, что вас учили этим в школе, и детей до сих пор учат этим песенкам.

Вот 10 детских стишков с очень мрачной предысторией.

Лондонский мост рушится

Источник

Лондонский мост падает,

Падает, падает.

Лондонский мост рушится,

Моя прекрасная леди.

Поставить человека на наблюдение всю ночь,

На наблюдение всю ночь, на наблюдение всю ночь,

Назначить человека на наблюдение всю ночь,

Моя прекрасная леди.

Предположим, человек должен заснуть,

Засыпай, засыпай,

Предположим, человек должен заснуть?

Моя прекрасная леди.

Существует несколько теорий происхождения этой рифмы, но наиболее выдающейся является теория о человеческих жертвоприношениях. Считалось, что мост рухнет, если в фундаменте не будет захоронена человеческая жертва. Эта практика называется замурованием, то есть «практикой захоронения кого-либо внутри сооружения, где они медленно умирают от недостатка еды и воды».

Источник

Если подумать, то во время пения этой песни играли в игру, где двое детей выстроились в арку, а другие бегали под ней до конца песни. Тот, кто остался в конце, попал в ловушку рук двух детей, образующих арку. Теперь это звучит жутко?

Мэри Мэри Совсем наоборот

Мэри, Мэри, совсем наоборот

Как растет ваш сад?

С серебряными колокольчиками и ракушками

И хорошенькие служанки все подряд.

Источник

Мария, о которой говорится в этом стихотворении, — это Мария I, дочь Генриха VIII и его первой жены, Катерины Арагонской. Генрих VIII хотел жениться на Анне Болейн и снова и снова подавал католической церкви прошение о разводе, но ему отказывали. Итак, он изолировал себя от католической церкви и создал англиканскую церковь. В результате этого Англия во времена правления Марии была разделена между католиками и протестантами. Когда Мария взошла на престол, она хотела снова обратить Англию в католицизм, «вопреки» желанию Англии, поскольку большая часть Англии была благополучно протестантской.

Ее короткое правление, с 1553 по 1558 год, было отмечено казнью тысяч протестантов. «Серебряные колокольчики» и «ракушки» — орудия пыток ее времени, а «хорошие девицы все подряд» отнесены к сотням женщин, сожженных на костре за то, что они были протестантками.

Три слепые мыши

Три слепые мыши, три слепые мыши,

Посмотрите, как они бегут, посмотрите, как они бегут,

Они все побежали за женой фермера,

Кто отрезал себе хвосты разделочным ножом,

Вы когда-нибудь видели такое в своей жизни,

Как три слепых мыши?

Источник

Это еще один стишок, посвященный правлению Марии I, также известной как Кровавая Мэри. Считается, что три мыши представляют собой троицу протестантских епископов Хью Латимера, Николаса Рэдли и архиепископа Кентерберийского Томаса Кранмера, которые сговорились свергнуть Марию. Они были явно неудачными и были разоблачены, а затем сожжены на костре за измену и ересь. Ошибочно считалось, что она также ослепляла и расчленяла их, как говорится в рифме, как будто одного сожжения заживо было недостаточно.

Джек и Джилл

Джек и Джилл пошли в гору,

За ведром воды.

Джек упал,

И сломал свою корону;

И Джилл покатилась следом.

Источник

Корни этого стихотворения настолько темны, что их нельзя подпускать к детям. Джек и Джилл на самом деле являются французским Людовиком XVI и его женой Марией-Антуанеттой, которые были осуждены за измену во время Французской революции, также известной как Царство террора, и обезглавлены. Джек или Людовик XVI потерял свою «корону», то есть трон и голову. И голова Джилл, или Марии-Антуанетты, вскоре закружилась.

Кольцо вокруг Рози

Кольцо вокруг Рози

Полный карман букетов

Пепел, пепел

Мы все падаем!

Источник

Происхождение этой рифмы, безусловно, самое печально известное. Стихотворение относится к Великой лондонской чуме 1665 года. «Рози» из стихотворения — это сыпь, покрывавшая заразившихся, запах которой они пытались скрыть «карманом, полным букетов цветов». «Пепел» был кремированными останками умерших, и все они действительно падали.

Баа-баа-черная овца

Баа-баа-черная овца,

У вас есть шерсть?

Да, сэр, да сэр,

Три полных мешка.

Один для Мастера,

Один для Дамы,

И один для маленького мальчика

Который живет дальше по улице.

Источник

Хотя эта рифма звучит достаточно невинно, на самом деле она восходит к феодальной Англии и не так уж невинна. Король Эдуард I в 13 веке ввел чрезвычайно суровый налог на шерсть. Одна треть шерсти бралась для короля или Мастера, одна треть для Церкви или Дамы и одна треть для фермеров. Некоторые старые версии этого стихотворения заканчивались словами «Но ничего для маленького мальчика / Который плачет в переулке», показывая нам, как мало осталось людям, которые выращивали шерсть.

Old Mother Hubbard

Old Mother Hubbard

Went to the cupboard

To get her poor doggie a bone,

When she got there

The cupboard was bare

Значит, у бедной собачки их не было.

Источник

Старая Мать Хаббард даже не женщина, если верить теориям. Старая матушка Хаббард на самом деле кардинал Вулси из Англии 16-го века. Когда-то очень влиятельный член духовенства, он оказался в плохих книгах Генриха VIII, потому что не смог добиться развода с Екатериной, которого он так сильно хотел. Итак, король Генрих — «собачка», а развод — «кость». «Шкаф» — это католическая церковь, которая прямо отказала Генриху в разводе, что привело к отделению Англии от церкви.

Гуси, Гуси, Гуси

Гуси, Гуси, Гуси,

Куда ты бродишь?

Наверху и внизу

И в комнате миледи.

Там я встретил старика

Который не молился;

Я взял его за левую ногу,

И сбросил его с лестницы

Источник

После того, как Англия стала протестантской после создания англиканской церкви королем Генрихом VIII, многие католические священники отказались следовать протестантская вера. Поэтому, чтобы избежать наказания, они устраивали в своих домах маленькие комнаты, называемые каморками священников, для молитвы. Если их заставали молящимися на латыни, как это делают католики, их «сбрасывали с лестницы» или казнили .

Здесь мы идем вокруг куста тутового дерева

Здесь мы идем вокруг куста тутового дерева,

Куст тутового дерева,

Куст тутового дерева.

Здесь мы идем вокруг тутового куста

Итак, раннее утро.

Источник

Мы все пели это в детстве в школе, не зная толком, кто ходит вокруг тутового куста. Историк Р. С. Дункан, который также был надзирателем английской тюрьмы Уэйкфилд, писал, что происхождение этой песни связано с практикой пения ее заключенными-женщинами, которые тренировались вокруг тутового дерева.

Georgie Porgie Pudding and Pie

Georgie Porgie Pudding and Pie,

поцеловал девочек и заставил их плакать

, когда мальчики вышли,

Georgie Porgie Ran Away.

Источник

Джорджи Порги — английский придворный Джордж Вильерс, герцог Бекингемский, который, по слухам, был любовником короля Якова I. Хотя доказательств этой связи нет, было очевидно, что король Яков очень любил Вильерса, которому дали много денег и титулов. Однако красивая внешность Вильерса очень хорошо задокументирована, наряду с его любовью к женщинам. Говорят, что Вильерс вызвал гнев нескольких мужей, с женами которых он занимался сексом, которые не всегда соглашались на это. Мы понимаем, почему девочки плакали и почему Джорджи Порги убежала, когда «мальчики вышли поиграть».

Детство уже испорчено?

8 Dark Nursery Rhymes — TCK Publishing

Почти каждая мать с незапамятных времен поет своему малышу детские стишки, будь то во время игры или в качестве колыбельной. Но знаете ли вы, что некоторые из самых известных рифм совсем не невинны?

Вероятно, вы никогда не сравните Матушку Гусыню с писателями вроде Стивена Кинга, Г.П. Лавкрафт или Мэри Шелли, но после этого поста вы, возможно, захотите переосмыслить свою позицию!

8 Темные детские стишки 

Вот некоторые из самых известных детских стишков и их наиболее правдоподобное недружелюбное происхождение:

1. Баа, баа, паршивая овца 

Баа баа черная овца,
У тебя есть шерсть?
Да, сэр, да сэр,
Три полных сумки.

Один для Мастера, 
Один для Дамы,
И один для маленького мальчика
Кто живет дальше по переулку.

Этот невинно звучащий стишок об овце и ее шерсти содержит набор действий, которые могут легко повторить малыши и дошкольники. Но на самом деле рифма возникла из-за Великого обычая, когда король Эдуард I ввел высокий налог на шерсть в 1275 году. , еще треть для церкви (или Дамы), а оставшаяся треть для фермеров.

Старая версия рифмы на самом деле не приписывает третью часть мальчику, поскольку в тексте говорится: «И ни одной для маленького мальчика, который плачет в переулке», возможная ссылка на бедность фермеров в то время. .

Некоторые люди также задаются вопросом, имеет ли выбор черного цвета какой-либо расовый подтекст, хотя, конечно, вполне возможно, что только из-за звука «Б» в рифме используется слово «черный» вместо «белый». Кто знает?

2. Лондонский мост рушится 

Лондонский мост падает,
Падает, падает.
Лондонский мост рушится,
Моя прекрасная леди.

Постройте его из железных стержней,
Железных стержней, железных стержней
Постройте его из железных стержней, 
Моя прекрасная леди.

Железные прутья будут гнуться и ломаться
Гнуться и ломаться, гнуться и ломаться
Железные прутья гнуться и ломаться
Моя прекрасная леди.

(Слова этой детской песенки менялись так часто, что найти оригинальную версию практически невозможно. Выше приведен отрывок из одной из наиболее популярных версий.)

Существует множество теорий происхождения этого популярного детского стишка, широко используемого в детской игре, где мы поем мелодию, проходя под аркой, образованной двумя друзьями, и арка падает, когда песня заканчивается.

Наиболее общепринятым является, пожалуй, предполагаемое нападение Олафа II из Норвегии, которое разрушило Лондонский мост в начале 1000-х годов. Однако историки не могут прийти к единому мнению, было ли это истинным событием или нет.

Другая теория связана с суеверием о том, что для поддержания моста в вертикальном положении необходимо приносить человеческие жертвы.

Легенда гласит, что когда Лондонский мост наконец снесли в 1831 году, внутри его причала были обнаружены тела, возможно, связанные со средневековым наказанием, когда человека запирали в комнате и оставляли там умирать — и, возможно, служили в качестве сказала человеческая жертва. Может быть, поэтому часть рифмы гласит: «Возьми ключ и запри ее?»

3. Мэри Мэри Совсем наоборот 

Мэри, Мэри, совсем наоборот
Как растет ваш сад
С серебряными колокольчиками и ракушками
И хорошенькие девицы все в ряд.

В то время как мы думаем о противоречии как о крошечном недостатке характера и детской песенке, полной цветущих растений, на самом деле это отсылка к английской королеве Марии I, также известной как Кровавая Мэри. Из-за своей твердой веры в католицизм она жестоко преследовала — и казнила! — сотни протестантов.

Знаете ли вы, что серебряные колокольчики и ракушки — это не вещи, которыми пользуются в саду, а орудия пыток?

4. Гуси Гуси Гусак

Гуси, гусь, гусак,
Куда ты бродишь?
Наверху и внизу
И в комнате миледи.
Там я встретил старика
Который не молился;
Я взял его за левую ногу,
И сбросил его с лестницы

В дни интенсивных религиозных преследований католическим священникам не разрешалось читать молитвы на латыни даже в собственных домах.

Это вдохновило на создание оригинальной версии этой детской песенки, которая включает в себя стих, описывающий человека, «который не молится. Поэтому я схватил его за левую ногу и сбросил с лестницы». Разговор о жестокости!

5. Джек и Джилл

Джек и Джилл пошли в гору,
За ведром воды
Джек упал и сломал свою корону
И Джилл покатилась за ним

Если вы когда-нибудь задумывались, почему этот детский стишок заканчивается тем, что Джек ломает свою корону, а Джилл падает за ним, то, вероятно, это потому что у него не самое солнечное происхождение.

Одна из теорий состоит в том, что речь идет о Французской революции, когда Людовик XVI Французский и его жена Мария-Антуанетта были осуждены за измену и, следовательно, обезглавлены — ссылка на то, что Джек потерял свою «корону» и Джилл, кувыркающаяся за ним.

Однако говорят, что рифма существовала по крайней мере за тридцать лет до этого события. Альтернативная история происхождения состоит в том, что это пародия на реформирование налоговых законов о ликвидных мерах во время правления короля Карла I. Парламент отклонил его предложение, поэтому король Карл I настоял на уменьшении объема до полпинты и четверти пинты, что были тогда известны как домкраты и жабры!

6. Три слепых мыши

Три слепых мыши, три слепых мыши,
Смотри, как они бегут, смотри, как они бегут,
Они все бежали за женой фермера,
Которые отрезали им хвосты разделочным ножом,
Видели ли вы когда-нибудь такое в своей жизни,
Как три слепых мыши?

Хотя мыши настолько невинны, насколько это вообще возможно, эта детская песенка, возможно, возникла в заговоре трех протестантских епископов (среди многих), которые стремились свергнуть тиранию королевы Кровавой Марии.

Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер, Хью Латимер и Николас Рэдли потерпели неудачу и были сожжены на костре за ересь. Ссылка на слепоту может быть намеком на их твердую приверженность своим религиозным убеждениям.

7. Здесь мы идем вокруг тутового куста

Здесь мы идем вокруг шелковичного куста,
Тутового куста,
Тутового куста.
Здесь мы идем вокруг тутового куста
903:14 Так рано утром.

Какой дошкольник не пел стихотворение «Вот мы идем вокруг тутового куста»? Но происхождение этого детского стишка, вероятно, не то, о чем вы хотели бы, чтобы ваш шестилетний ребенок узнал: считается, что оно возникло в тюрьме Уэйкфилд в Англии, где женщин-заключенных заставляли тренироваться вокруг тутового дерева!

8. Кольцо вокруг розы

Кольцо вокруг розы
Полный карман букетов
Пепел, пепел
Мы все падаем!

Опять же, какой ребенок не брался за руки со своими товарищами по играм, не пел эту детскую песенку и не падал на их зад, хихикая и смеясь над «Пепел, пепел, мы все падаем»? Но широко распространено мнение, что эта рифма связана со временем, когда тысячи людей умерли во время Великой чумы в Лондоне в 1665 году. букеты», чтобы скрыть ужасный запах от сыпи! Неудивительно, что в конце есть ссылка на «прах, пепел».

Однако другие историки считают это ошибочным и вместо этого приписывают рифму религиозному запрету 19-го века, наложенному на танцы среди многих протестантов. Чтобы обойти запрет, подростки придумали play-party, где вместо кадриль устраивали игры на ринге.

Почему-то первая теория больше похожа на текст, правда?

Пение детских песенок 

Пение детских песенок – это веселое занятие родителей с детьми. Но теперь, когда вы знаете, возможно, темное происхождение некоторых из этих рифм, вы все еще хотите их петь?

Конечно, одна из причин заключается в том, что превращение темных событий в невинно звучащие рифмы — это один из способов, с помощью которого люди учатся справляться с трудностями, так что, возможно, это не такая уж и плохая идея.

Был ли этот пост полезен для вас? Дайте нам знать в комментариях ниже!

 

Если вам понравился этот пост, вам также могут понравиться:
  • 16 лучших детских авторов, которые радуют всех возрастов
  • 30 Классические детские книжки с картинками
  • 15 лучших детских книг для дальнейшего чтения: вдохновляющие книги для самых маленьких
  • Как написать детскую книгу: советы по длине, иллюстрациям и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *