Разное

Подростки и родители взаимоотношения: Взаимоотношения подростков и родителей | Диплом по психологии

Взаимоотношения подростков и родителей | Диплом по психологии

Основным институтом социализации детей и подростков является семья, а наиболее значимыми взрослыми – родители. Родители для детей и подростков выполняют массу важнейших психологических функций [29]:

  1. Источник эмоционального тепла и поддержки;
  2. Директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений;
  3. Образец для подражания;
  4. Источник жизненного опыта.

Главной особенностью взаимоотношений подростков с взрослыми является их крайняя противоречивость [4].

С одной стороны, зарождение у подростка «чувства взрослости», как уже отмечалось, приводит к возникновению у него стремления к самостоятельности и независимости и признанию окружающими его права быть самостоятельным. Во взаимоотношениях с взрослыми это стремление проявляется в форме эмансипации, протеста подростков против опеки и контроля со стороны взрослых, против отношения к нему «как к маленькому»: из позиции подчинения старшим подросток стремится перейти в позицию равенства [34]. Именно на этой почве наиболее часто возникают конфликты подростков и родителей, отчуждение подростков от взрослых, критичное отношение к ним, противопоставление себя взрослым [42]. «Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность и вообще, как «маленького», опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т.п. У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми (отражающий неравноправное положение ребенка в мире взрослых) становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. … Разные формы протеста и неподчинения подростка – средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых» [5].

С другой стороны, подросток, ощущая себя таким же членом общества и семьи, как и взрослые, стремится к равноправным отношениям с родителями. Чувство взрослости подростка приводит и к тому, что «взрослый теряет функцию учителя, обладающего безусловным авторитетом, и, желая или не желая того, приобретает функцию партнера, подлежащего оценке» [32]. Но для установления таких отношений подросток продолжает во многом ориентироваться на взрослых, и равноправие рассматривается им как приобщение к уже существующему миру взрослых [31]. Поэтому, как уже отмечалось, нередко стремление подростка самому стать взрослым проявляется в его подражании поведению окружающих взрослых.

С третьей стороны, у подростка сохраняется остро выраженная потребность в любви, внимании, защите, помощи и поддержке со стороны родителей [4; 42]. Без такой поддержки подростки чувствуют себя слабыми, беспомощными и незащищенными. В подростковом возрасте эмоциональная поддержка со стороны родителей «особенно важна, потому что подросток вступает в фазу интенсивного формирования Я-концепции, нередко сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи. В этих условиях именно семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в новых или стрессовых ситуациях» [29].

Со стороны взрослых, как правило, сохраняется прежнее отношение к подростку, как к ребенку. Подросток продолжает оставаться школьником, находиться в полной материальной зависимости от родителей, многие черты подростка остаются детскими, незрелыми. К тому же и у взрослых сохраняется привычка направлять и контролировать ребенка [5]. Поэтому родители в большинстве не замечают необходимости переменить свое отношение к нему. Однако такая необходимость существует, ведь подросток приближается к взрослой жизни, и задача взрослых – помочь ему осуществить этот постепенный переход от детства к взрослости и быть готовым к взрослой жизни.

Обычно подростки, движимые чувством взрослости, сами проявляют инициативу к изменению отношения родителей к ним. Задача родителей – не игнорировать требований подростка, а помочь ему стать взрослым и самостоятельным.

Если же этого не происходит, в отношениях между взрослым и подростком возникают конфликты: «Сопротивление взрослого вызывает у подростка ответное сопротивление в виде разных форм непослушания и протеста. … При сохранении такой ситуации ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта. … Конфликт может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношения к подростку. … Конфликт является следствием неумения или нежелания взрослого найти подростку новое место рядом с собой. …Необходимо найти такую степень самостоятельности, которая соответствовала бы возможностям подростка, общественным требованиям к нему и позволяла взрослому направлять его, влиять на него» [5].

Таким образом, конфликты между подростками и взрослыми не являются неизбежными: «непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми» [20].

Оптимальной позицией родителей по отношению к подросткам считается сотрудничество: «отношения между ними строятся по определенному типу отношений взрослых – дружеских – или имеют форму содержательного сотрудничества с характерными для них нормами взаимного уважения, помощи и доверия. В процессе сотрудничества складываются новые способы социального взаимодействия подростка и взрослого, моральноэтическое содержание которых отвечает задаче развития социальной взрослости подростка и его новым требованиям к характеру взаимоотношений со взрослыми. Именно сотрудничество позволяет взрослому поставить подростка в новое положение – своего помощника и товарища в разных делах и занятиях, а самому стать для него образцом и другом. Именно такие отношения субъективно необходимы подростку и объективно необходимы для его воспитания» [5].

Следует подчеркнуть, что даже в условиях неоптимальной позиции взрослых, при наличии конфликтов в отношениях между подростками и родителями, «большинство родителей продолжает влиять на своих подросших детей, а те в большинстве случаев сохраняют любовь, преданность и уважение к родителям» [45].

Несмотря на то, что общение со сверстниками является ведущей деятельностью подростков, отношения с родителями не менее важны для подростков, чем отношения со сверстниками: «в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов» [10]. Эта закономерность подтверждается результатами эмпирических исследований: «Так, в одном исследовании немецких психологов было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать … В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время – с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек – на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» – и те и другие поставили на первое место мать. … Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов И.С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек, подтверждают эту тенденцию» [29].

В то же время современные семьи в 90% случаях характеризуются скорее неблагоприятным психологическим климатом, в 70% случаях – выраженными дефектами воспитания. По результатам современных исследований, отношение родителей к подросткам в основном безразличное, для него характерен невысокий уровень требований и контроля, которые сменяются строгостью и санкциями лишь в случаях «чрезвычайных ситуаций»; характерна отстраненность родителей, особенно отцов, от воспитания детей и подростков [21]. Это связано с отсутствием общепринятой идеологии в современном обществе и с повышенной занятостью родителей.

В результате потребности современных подростков в любви и эмоциональной поддержке семьи оказываются неудовлетворенными. А неудовлетворение столь важных потребностей, в свою очередь, приводит к нарушением психологического развития и социализации подростков: «На международном симпозиуме «Дети улицы» в Санкт-Петербурге в 1998 г. педагог и психолог А.А. Реан сообщил: «Исследования показали, что у абсолютного большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека – потребность уважении, принятии и любви. Насколько она важна, легко увидеть, она входит в пятерку базовых, наряду с физиологическими (еда, питье, сон и т.п.) и потребностью в безопасности. Школа или семья, в которой блокируется возможность удовлетворения потребности ребенка в принятии и уважении, «выталкивает» его на улицу». …  Создается впечатление, что у российского социума оказалась блокированной способность к сопереживанию, сотрудничеству и самоорганизации в такой важнейшей для общества сфере, как поддержка Миром Взрослых – Мира Детства» [21].

Далее: Взаимоотношения подростков со сверстниками

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация психолога для родителей 

Основным институтом социализации детей и подростков является семья, а наиболее значимыми взрослыми – родители. Родители для детей и подростков выполняют массу важнейших психологических функций:

  1. Источник эмоционального тепла и поддержки;
  2. Директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений;
  3. Образец для подражания;
  4. Источник жизненного опыта.

Главной особенностью взаимоотношений подростков с взрослыми является их крайняя противоречивость.

С одной стороны, зарождение у подростка «чувства взрослости», как уже отмечалось, приводит к возникновению у него стремления к самостоятельности и независимости и признанию окружающими его права быть самостоятельным. Во взаимоотношениях с взрослыми это стремление проявляется в форме эмансипации, протеста подростков против опеки и контроля со стороны взрослых, против отношения к нему «как к маленькому»: из позиции подчинения старшим подросток стремится перейти в позицию равенства.

Именно на этой почве наиболее часто возникают конфликты подростков и родителей, отчуждение подростков от взрослых, критичное отношение к ним, противопоставление себя взрослым. «Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность и вообще, как «маленького», опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т.п. У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми (отражающий неравноправное положение ребенка в мире взрослых) становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. … Разные формы протеста и неподчинения подростка – средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых».

С другой стороны, подросток, ощущая себя таким же членом общества и семьи, как и взрослые, стремится к равноправным отношениям с родителями. Чувство взрослости подростка приводит и к тому, что «взрослый теряет функцию учителя, обладающего безусловным авторитетом, и, желая или не желая того, приобретает функцию партнера, подлежащего оценке». Но для установления таких отношений подросток продолжает во многом ориентироваться на взрослых, и равноправие рассматривается им как приобщение к уже существующему миру взрослых. Поэтому, как уже отмечалось, нередко стремление подростка самому стать взрослым проявляется в его подражании поведению окружающих взрослых.

С третьей стороны, у подростка сохраняется остро выраженная потребность в любви, внимании, защите, помощи и поддержке со стороны родителей. Без такой поддержки подростки чувствуют себя слабыми, беспомощными и незащищенными. В подростковом возрасте эмоциональная поддержка со стороны родителей «особенно важна, потому что подросток вступает в фазу интенсивного формирования Я-концепции, нередко сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи. В этих условиях именно семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в новых или стрессовых ситуациях».

Со стороны взрослых, как правило, сохраняется прежнее отношение к подростку, как к ребенку. Подросток продолжает оставаться школьником, находиться в полной материальной зависимости от родителей, многие черты подростка остаются детскими, незрелыми. К тому же и у взрослых сохраняется привычка направлять и контролировать ребенка. Поэтому родители в большинстве не замечают необходимости переменить свое отношение к нему. Однако такая необходимость существует, ведь подросток приближается к взрослой жизни, и задача взрослых – помочь ему осуществить этот постепенный переход от детства к взрослости и быть готовым к взрослой жизни.

Обычно подростки, движимые чувством взрослости, сами проявляют инициативу к изменению отношения родителей к ним.  

Задача родителей

 – не игнорировать требований подростка, а помочь ему стать взрослым и самостоятельным.

Если же этого не происходит, в отношениях между взрослым и подростком возникают конфликты: «Сопротивление взрослого вызывает у подростка ответное сопротивление в виде разных форм непослушания и протеста. … При сохранении такой ситуации ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта. … Конфликт может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношения к подростку. … Конфликт является следствием неумения или нежелания взрослого найти подростку новое место рядом с собой. …Необходимо найти такую степень самостоятельности, которая соответствовала бы возможностям подростка, общественным требованиям к нему и позволяла взрослому направлять его, влиять на него».

Таким образом, конфликты между подростками и взрослыми не являются неизбежными: «непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка.

Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми».

Оптимальной позицией родителей по отношению к подросткам считается сотрудничество: «отношения между ними строятся по определенному типу отношений взрослых – дружеских – или имеют форму содержательного сотрудничества с характерными для них нормами взаимного уважения, помощи и доверия. В процессе сотрудничества складываются новые способы социального взаимодействия подростка и взрослого, морально этическое содержание которых отвечает задаче развития социальной взрослости подростка и его новым требованиям к характеру взаимоотношений со взрослыми. Именно сотрудничество позволяет взрослому поставить подростка в новое положение – своего помощника и товарища в разных делах и занятиях, а самому стать для него образцом и другом. Именно такие отношения субъективно необходимы подростку и объективно необходимы для его воспитания».

Следует подчеркнуть, что даже в условиях неоптимальной позиции взрослых, при наличии конфликтов в отношениях между подростками и родителями, «большинство родителей продолжает влиять на своих подросших детей, а те в большинстве случаев сохраняют любовь, преданность и уважение к родителям».

Несмотря на то, что общение со сверстниками является ведущей деятельностью подростков, отношения с родителями не менее важны для подростков, чем отношения со сверстниками: «в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов». Эта закономерность подтверждается результатами эмпирических исследований: «Так, в одном исследовании немецких психологов было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать … В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время – с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т.

д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек – на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» – и те, и другие поставили на первое место мать. … Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов И.С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек, подтверждают эту тенденцию».

В то же время современные семьи в 90% случаях характеризуются скорее неблагоприятным психологическим климатом, в 70% случаях – выраженными дефектами воспитания. По результатам современных исследований, отношение родителей к подросткам в основном безразличное, для него характерен невысокий уровень требований и контроля, которые сменяются строгостью и санкциями лишь в случаях «чрезвычайных ситуаций»; характерна отстраненность родителей, особенно отцов, от воспитания детей и подростков. Это связано с отсутствием общепринятой идеологии в современном обществе и с повышенной занятостью родителей.

В результате потребности современных подростков в любви и эмоциональной поддержке семьи оказываются неудовлетворенными. 

А неудовлетворение столь важных потребностей, в свою очередь, приводит к нарушениям психологического развития и социализации подростков.

Психолог УЗ «Воложинская ЦРБ»

Горбачевский В.В.

 

Здоровые отношения между родителями и подростками — ребенок в целом

Борьба между родителями и подростками — это нормально

Родители подростков или детей предподросткового возраста должны осознавать, что эта нормальная борьба с увлечениями, музыкой и другими усилиями по обретению независимости происходит в каждой семье. Как только они узнают об этом, они смогут больше расслабиться и меньше беспокоиться о том, как «вырастают» их дети. Скорее всего, у них все будет хорошо, и сложный подросток вырастет ответственным взрослым.

В первые годы жизни детей родители являются самыми важными фигурами в их мире. Их одобрение, любовь и поддержка имеют решающее значение для детей. Следовательно, многое из того, что дети делают и говорят, направлено на поддержание этой любви и одобрения. По мере того, как дети становятся старше и больше контактируют с людьми, помимо родителей, на их поведение и отношение будут влиять другие люди.

Обретение независимости

По мере того, как подростки обретают независимость, родители должны понимать ряд моментов.
Родители по-прежнему оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей.
Подростки пытаются стать взрослыми. Одна из их самых больших трудностей — стать независимыми, сохраняя при этом любящие отношения с родителями.
Борьба подростка за независимость становится реальной проблемой только тогда, когда подросток и/или родители рассматривают ее как борьбу за контроль.

Борьба за контроль

Когда дети маленькие, многие родители сохраняют контроль над большинством аспектов жизни своего ребенка. Эти родители выбирают ребенку одежду, друзей, хобби и так далее. Когда дети становятся старше, они понимают, что никогда не смогут стать взрослыми, не имея контроля над своей жизнью. Следовательно, подростки начинают бороться за контроль.

Для подростков эта борьба за взрослую жизнь ужасно рискованна, ведь они рискуют потерять самое главное в своей жизни — любовь родителей. В то же время родители могут чувствовать себя отвергнутыми, обиженными и обеспокоенными способностью подростков заботиться о себе. Их борьба вызывает стресс, потому что все так сильно заботятся друг о друге.

Это не просто подростковая проблема

И родители, и подростки переживают перемены. Среди профессионалов, работающих с родителями и подростками, растет убеждение, что проблемы взрослых в равной степени с проблемами подростков усложняют эти годы между родителями и детьми.

Вступая в средний возраст, многие взрослые задаются вопросом, что они уже сделали и что хотят делать дальше. Некоторых может угнетать ощущение, что они не добились всего, на что надеялись в личном или профессиональном плане. Другие могут быть обеспокоены тем, что их дети вырастают и уходят из дома, и они вынуждены отвечать: «Что теперь?» В этих ситуациях бунтующий подросток может усилить чувство неуверенности родителей в себе. «Хорошие» родители, в конце концов, не стали бы бороться со своим ребенком, считают они.

Неспособность оправдать ожидания родителей

Подростки часто жалуются на то, что родители «хотят, чтобы я был таким, каким они хотят, чтобы я был». Другими словами, многие родители хотят для своего подростка определенной карьеры, внешности или колледжа. Эти родители испытывают разную степень разочарования, а иногда и гнева, потому что их дети не оправдывают ожиданий родителей.

Принятие подростков как личностей, которым придется принимать собственные решения о том, как быть взрослыми в мире, может быть чрезвычайно трудным. Но здоровый подросток вырастет и сделает именно это. Родители, которые отвергают своего подростка за то, что он не следует планам родителей, или отвергают какой-либо аспект жизни своего подростка, могут оказаться болезненно отчужденными от этого человека, о котором они так заботятся.

Облегчение кризиса между родителями и подростками

Каким образом родители могут разорвать порочный круг разногласий со своими подростками? Во-первых, признайте, что подростки должны стать независимыми, чтобы стать взрослыми, точно так же, как они должны были научиться ходить и говорить, чтобы вырасти из младенчества в детство. Первые шажочки от матери и первое «нет, не буду» — это начало роста к самостоятельности, задача каждого здорового ребенка.

Если стать независимыми является задачей детей, то задача родителей должна заключаться в том, чтобы помочь своим детям достичь независимости, позволяя им ходить (и падать), говорить (и делать ошибки) и постепенно брать под контроль свою жизнь.

Родители должны попытаться понять свою роль в борьбе с подростками. Иногда может потребоваться профессиональная помощь, чтобы помочь родителям увидеть, какой вклад они вносят в борьбу. Родителям, возможно, придется научиться новым способам борьбы со своей жизнью, а не позволять борьбе подростка за независимость смешиваться с его вопросами.

Изменение отношений между родителями и детьми обязательно вызовет некоторые проблемы и стресс во всех семьях. Родители больше не могут контролировать каждую часть жизни своего подростка, но они могут держать линии связи открытыми и быть положительным примером для подражания своего подростка. Теплота, с которой зрелые родители говорят о своих отношениях с подростками, свидетельствует о том, что борьба за то, чтобы помочь и отпустить детей, хорошо вознаграждается, потому что только тогда они захотят вернуться.

Подростки и семейные отношения: родители

По мере того, как отношения со сверстниками становятся все более важными в их жизни, все меньше времени они могут проводить с членами своей семьи. Однако нехватка времени — не единственная причина такого ухода от семьи. Как упоминалось в предыдущем разделе ССЫЛКА, качество отношений со сверстниками меняется в подростковом возрасте. Эти качественные изменения обусловлены большей когнитивной и эмоциональной зрелостью. По мере того, как подростки становятся более эмоционально зрелыми, их отношения со сверстниками становятся более доверительными и более эмоционально близкими. Когнитивное развитие позволяет молодежи лучше понимать и предвидеть желания, потребности и чувства своих сверстников. Эта повышенная умственная и эмоциональная зрелость означает, что подростки теперь могут лучше предлагать подлинную эмоциональную поддержку и утешение друг другу, а также давать разумные советы. Таким образом, семья перестала быть единственным источником социальной поддержки.

В раннем и среднем подростковом возрасте обычно чаще возникают конфликты между подростками и их родителями. Часто это происходит потому, что молодежь пытается утвердить свою индивидуальность и проявляет свою независимость. Как обсуждалось в Разделе о самоидентификации, молодежь может восставать против правил и ценностей своих родителей в рамках процесса развития своей личности. Иногда молодежь открыто бросает вызов этим правилам и ценностям, а иногда делает это наедине. Они могут неохотно обсуждать определенные темы со своими опекунами, когда боятся, что такое обсуждение навлечет на них неприятности.

Другая причина, по которой молодежь может воздерживаться от обсуждения определенных вещей со своими родителями, состоит в том, чтобы доказать себе и своим родителям, что они могут самостоятельно справиться с трудными жизненными ситуациями. Вместо этого, когда подростки обращаются за помощью к своим друзьям, они консультируются друг с другом с позиции равной власти и статуса, что сильно отличается от консультации с мамой и папой.

Иногда молодые люди избегают разговоров со своими опекунами, потому что считают, что их родители «просто не поймут», или ожидают, что их заботы и проблемы не будут восприняты достаточно серьезно. Тем не менее, большинство родителей предпочли бы, чтобы их дети обращались к ним в трудную минуту. Родители могут увеличить вероятность этого, приложив все усилия, чтобы внимательно выслушать чувства своего подростка, прежде чем прыгать с решениями или «устанавливать закон». Более того, родители должны остерегаться преуменьшать заботы своего подростка.

Иногда подростки «прощупывают почву», представляя своим родителям гипотетическую проблему «друга», а затем оценивают реакцию родителей, чтобы определить, будут ли родители относиться к их собственным проблемам с пониманием. То, что может показаться глупой и незначительной проблемой взрослому с многолетним опытом, может оказаться монументальной проблемой для подростка, впервые попавшего в ту или иную ситуацию. Обычно лучший подход родителей состоит в том, чтобы помочь подростку разработать собственное решение, даже если выбранное решение не является самой оптимальной альтернативой. Такой подход позволяет подросткам практиковать независимое принятие решений, в то же время извлекая пользу из мудрости, которую могут предложить родители. Когда родители остаются чуткими к этим вопросам, повышается вероятность того, что подростки будут обсуждать важные проблемы со своими родителями.

К счастью, этот период неприятного напряжения и конфликтов между молодежью и их родителями не длится вечно. Обычно молодежь снова становится ближе к своим родителям в позднем подростковом возрасте. Как правило, если у молодежи и их родителей были довольно близкие, доверительные и любящие отношения до подросткового возраста, то эти же качества обычно восстанавливаются в позднем подростковом возрасте, когда конфликты уменьшаются.

Конфликт между родителями и молодежью идет на убыль по нескольким причинам. Во-первых, роли родителей меняются в позднем подростковом возрасте, поскольку от них больше не требуется следить за соблюдением правил или поддерживать дисциплину: их более зрелые подростки теперь лучше способны контролировать себя. Во-вторых, из-за большей когнитивной и эмоциональной зрелости молодежь просто лучше способна иметь более зрелые отношения со всеми, включая своих родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *