Разное

Подростки и родители взаимоотношения: Взаимоотношения подростков и родителей | Диплом по психологии

Взаимоотношения подростков и родителей | Диплом по психологии

Основным институтом социализации детей и подростков является семья, а наиболее значимыми взрослыми – родители. Родители для детей и подростков выполняют массу важнейших психологических функций [29]:

  1. Источник эмоционального тепла и поддержки;
  2. Директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений;
  3. Образец для подражания;
  4. Источник жизненного опыта.

Главной особенностью взаимоотношений подростков с взрослыми является их крайняя противоречивость [4].

С одной стороны, зарождение у подростка «чувства взрослости», как уже отмечалось, приводит к возникновению у него стремления к самостоятельности и независимости и признанию окружающими его права быть самостоятельным. Во взаимоотношениях с взрослыми это стремление проявляется в форме эмансипации, протеста подростков против опеки и контроля со стороны взрослых, против отношения к нему «как к маленькому»: из позиции подчинения старшим подросток стремится перейти в позицию равенства [34]. Именно на этой почве наиболее часто возникают конфликты подростков и родителей, отчуждение подростков от взрослых, критичное отношение к ним, противопоставление себя взрослым [42]. «Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность и вообще, как «маленького», опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т.п. У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми (отражающий неравноправное положение ребенка в мире взрослых) становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. … Разные формы протеста и неподчинения подростка – средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых» [5].

С другой стороны, подросток, ощущая себя таким же членом общества и семьи, как и взрослые, стремится к равноправным отношениям с родителями. Чувство взрослости подростка приводит и к тому, что «взрослый теряет функцию учителя, обладающего безусловным авторитетом, и, желая или не желая того, приобретает функцию партнера, подлежащего оценке» [32]. Но для установления таких отношений подросток продолжает во многом ориентироваться на взрослых, и равноправие рассматривается им как приобщение к уже существующему миру взрослых [31]. Поэтому, как уже отмечалось, нередко стремление подростка самому стать взрослым проявляется в его подражании поведению окружающих взрослых.

С третьей стороны, у подростка сохраняется остро выраженная потребность в любви, внимании, защите, помощи и поддержке со стороны родителей [4; 42]. Без такой поддержки подростки чувствуют себя слабыми, беспомощными и незащищенными. В подростковом возрасте эмоциональная поддержка со стороны родителей «особенно важна, потому что подросток вступает в фазу интенсивного формирования Я-концепции, нередко сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи. В этих условиях именно семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в новых или стрессовых ситуациях» [29].

Со стороны взрослых, как правило, сохраняется прежнее отношение к подростку, как к ребенку. Подросток продолжает оставаться школьником, находиться в полной материальной зависимости от родителей, многие черты подростка остаются детскими, незрелыми. К тому же и у взрослых сохраняется привычка направлять и контролировать ребенка [5]. Поэтому родители в большинстве не замечают необходимости переменить свое отношение к нему. Однако такая необходимость существует, ведь подросток приближается к взрослой жизни, и задача взрослых – помочь ему осуществить этот постепенный переход от детства к взрослости и быть готовым к взрослой жизни.

Обычно подростки, движимые чувством взрослости, сами проявляют инициативу к изменению отношения родителей к ним. Задача родителей – не игнорировать требований подростка, а помочь ему стать взрослым и самостоятельным.

Если же этого не происходит, в отношениях между взрослым и подростком возникают конфликты: «Сопротивление взрослого вызывает у подростка ответное сопротивление в виде разных форм непослушания и протеста. … При сохранении такой ситуации ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта. … Конфликт может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношения к подростку. … Конфликт является следствием неумения или нежелания взрослого найти подростку новое место рядом с собой. …Необходимо найти такую степень самостоятельности, которая соответствовала бы возможностям подростка, общественным требованиям к нему и позволяла взрослому направлять его, влиять на него» [5].

Таким образом, конфликты между подростками и взрослыми не являются неизбежными: «непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми» [20].

Оптимальной позицией родителей по отношению к подросткам считается сотрудничество: «отношения между ними строятся по определенному типу отношений взрослых – дружеских – или имеют форму содержательного сотрудничества с характерными для них нормами взаимного уважения, помощи и доверия. В процессе сотрудничества складываются новые способы социального взаимодействия подростка и взрослого, моральноэтическое содержание которых отвечает задаче развития социальной взрослости подростка и его новым требованиям к характеру взаимоотношений со взрослыми. Именно сотрудничество позволяет взрослому поставить подростка в новое положение – своего помощника и товарища в разных делах и занятиях, а самому стать для него образцом и другом. Именно такие отношения субъективно необходимы подростку и объективно необходимы для его воспитания» [5].

Следует подчеркнуть, что даже в условиях неоптимальной позиции взрослых, при наличии конфликтов в отношениях между подростками и родителями, «большинство родителей продолжает влиять на своих подросших детей, а те в большинстве случаев сохраняют любовь, преданность и уважение к родителям» [45].

Несмотря на то, что общение со сверстниками является ведущей деятельностью подростков, отношения с родителями не менее важны для подростков, чем отношения со сверстниками: «в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов» [10]. Эта закономерность подтверждается результатами эмпирических исследований: «Так, в одном исследовании немецких психологов было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать … В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время – с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек – на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» – и те и другие поставили на первое место мать. … Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов И.С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек, подтверждают эту тенденцию» [29].

В то же время современные семьи в 90% случаях характеризуются скорее неблагоприятным психологическим климатом, в 70% случаях – выраженными дефектами воспитания. По результатам современных исследований, отношение родителей к подросткам в основном безразличное, для него характерен невысокий уровень требований и контроля, которые сменяются строгостью и санкциями лишь в случаях «чрезвычайных ситуаций»; характерна отстраненность родителей, особенно отцов, от воспитания детей и подростков [21]. Это связано с отсутствием общепринятой идеологии в современном обществе и с повышенной занятостью родителей.

В результате потребности современных подростков в любви и эмоциональной поддержке семьи оказываются неудовлетворенными. А неудовлетворение столь важных потребностей, в свою очередь, приводит к нарушением психологического развития и социализации подростков: «На международном симпозиуме «Дети улицы» в Санкт-Петербурге в 1998 г. педагог и психолог А.А. Реан сообщил: «Исследования показали, что у абсолютного большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека – потребность уважении, принятии и любви. Насколько она важна, легко увидеть, она входит в пятерку базовых, наряду с физиологическими (еда, питье, сон и т.п.) и потребностью в безопасности. Школа или семья, в которой блокируется возможность удовлетворения потребности ребенка в принятии и уважении, «выталкивает» его на улицу». …  Создается впечатление, что у российского социума оказалась блокированной способность к сопереживанию, сотрудничеству и самоорганизации в такой важнейшей для общества сфере, как поддержка Миром Взрослых – Мира Детства» [21].

Далее: Взаимоотношения подростков со сверстниками

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация психолога для родителей 

Основным институтом социализации детей и подростков является семья, а наиболее значимыми взрослыми – родители. Родители для детей и подростков выполняют массу важнейших психологических функций:

  1. Источник эмоционального тепла и поддержки;
  2. Директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений;
  3. Образец для подражания;
  4. Источник жизненного опыта.

Главной особенностью взаимоотношений подростков с взрослыми является их крайняя противоречивость.

С одной стороны, зарождение у подростка «чувства взрослости», как уже отмечалось, приводит к возникновению у него стремления к самостоятельности и независимости и признанию окружающими его права быть самостоятельным. Во взаимоотношениях с взрослыми это стремление проявляется в форме эмансипации, протеста подростков против опеки и контроля со стороны взрослых, против отношения к нему «как к маленькому»: из позиции подчинения старшим подросток стремится перейти в позицию равенства.

Именно на этой почве наиболее часто возникают конфликты подростков и родителей, отчуждение подростков от взрослых, критичное отношение к ним, противопоставление себя взрослым. «Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность и вообще, как «маленького», опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т.п. У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми (отражающий неравноправное положение ребенка в мире взрослых) становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. … Разные формы протеста и неподчинения подростка – средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых».

С другой стороны, подросток, ощущая себя таким же членом общества и семьи, как и взрослые, стремится к равноправным отношениям с родителями. Чувство взрослости подростка приводит и к тому, что «взрослый теряет функцию учителя, обладающего безусловным авторитетом, и, желая или не желая того, приобретает функцию партнера, подлежащего оценке». Но для установления таких отношений подросток продолжает во многом ориентироваться на взрослых, и равноправие рассматривается им как приобщение к уже существующему миру взрослых. Поэтому, как уже отмечалось, нередко стремление подростка самому стать взрослым проявляется в его подражании поведению окружающих взрослых.

С третьей стороны, у подростка сохраняется остро выраженная потребность в любви, внимании, защите, помощи и поддержке со стороны родителей. Без такой поддержки подростки чувствуют себя слабыми, беспомощными и незащищенными. В подростковом возрасте эмоциональная поддержка со стороны родителей «особенно важна, потому что подросток вступает в фазу интенсивного формирования Я-концепции, нередко сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи. В этих условиях именно семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в новых или стрессовых ситуациях».

Со стороны взрослых, как правило, сохраняется прежнее отношение к подростку, как к ребенку. Подросток продолжает оставаться школьником, находиться в полной материальной зависимости от родителей, многие черты подростка остаются детскими, незрелыми. К тому же и у взрослых сохраняется привычка направлять и контролировать ребенка. Поэтому родители в большинстве не замечают необходимости переменить свое отношение к нему. Однако такая необходимость существует, ведь подросток приближается к взрослой жизни, и задача взрослых – помочь ему осуществить этот постепенный переход от детства к взрослости и быть готовым к взрослой жизни.

Обычно подростки, движимые чувством взрослости, сами проявляют инициативу к изменению отношения родителей к ним.  

Задача родителей

 – не игнорировать требований подростка, а помочь ему стать взрослым и самостоятельным.

Если же этого не происходит, в отношениях между взрослым и подростком возникают конфликты: «Сопротивление взрослого вызывает у подростка ответное сопротивление в виде разных форм непослушания и протеста. … При сохранении такой ситуации ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта. … Конфликт может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношения к подростку. … Конфликт является следствием неумения или нежелания взрослого найти подростку новое место рядом с собой. …Необходимо найти такую степень самостоятельности, которая соответствовала бы возможностям подростка, общественным требованиям к нему и позволяла взрослому направлять его, влиять на него».

Таким образом, конфликты между подростками и взрослыми не являются неизбежными: «непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка.

Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми».

Оптимальной позицией родителей по отношению к подросткам считается сотрудничество: «отношения между ними строятся по определенному типу отношений взрослых – дружеских – или имеют форму содержательного сотрудничества с характерными для них нормами взаимного уважения, помощи и доверия. В процессе сотрудничества складываются новые способы социального взаимодействия подростка и взрослого, морально этическое содержание которых отвечает задаче развития социальной взрослости подростка и его новым требованиям к характеру взаимоотношений со взрослыми. Именно сотрудничество позволяет взрослому поставить подростка в новое положение – своего помощника и товарища в разных делах и занятиях, а самому стать для него образцом и другом. Именно такие отношения субъективно необходимы подростку и объективно необходимы для его воспитания».

Следует подчеркнуть, что даже в условиях неоптимальной позиции взрослых, при наличии конфликтов в отношениях между подростками и родителями, «большинство родителей продолжает влиять на своих подросших детей, а те в большинстве случаев сохраняют любовь, преданность и уважение к родителям».

Несмотря на то, что общение со сверстниками является ведущей деятельностью подростков, отношения с родителями не менее важны для подростков, чем отношения со сверстниками: «в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов». Эта закономерность подтверждается результатами эмпирических исследований: «Так, в одном исследовании немецких психологов было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать … В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время – с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т.

д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек – на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» – и те, и другие поставили на первое место мать. … Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов И.С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек, подтверждают эту тенденцию».

В то же время современные семьи в 90% случаях характеризуются скорее неблагоприятным психологическим климатом, в 70% случаях – выраженными дефектами воспитания. По результатам современных исследований, отношение родителей к подросткам в основном безразличное, для него характерен невысокий уровень требований и контроля, которые сменяются строгостью и санкциями лишь в случаях «чрезвычайных ситуаций»; характерна отстраненность родителей, особенно отцов, от воспитания детей и подростков. Это связано с отсутствием общепринятой идеологии в современном обществе и с повышенной занятостью родителей.

В результате потребности современных подростков в любви и эмоциональной поддержке семьи оказываются неудовлетворенными. 

А неудовлетворение столь важных потребностей, в свою очередь, приводит к нарушениям психологического развития и социализации подростков.

Психолог УЗ «Воложинская ЦРБ»

Горбачевский В.В.

 

Важность здоровых отношений между родителями и подростками

Опубликовано от Middleearthnj Один комментарий

Подростковый возраст — трудный переходный период, так как подростки по-прежнему нуждаются в близких отношениях со своими родителями, но также находятся в процессе развития большей независимости и создания собственной личности. В отношениях между родителями и подростками может быть эффект «тяни-толкай». Подростки могут попросить вашего совета, а затем закатить глаза, когда вы сделаете предложение. Они могут начать рассказывать целую историю о чем-то, что произошло в школе, только чтобы уйти с угрюмым ответом из одного слова, когда вы попытаетесь начать разговор.

Несмотря на свой «слишком крутой» поступок, подростки очень хотят и нуждаются в здоровых отношениях с родителями, которые могут оказать длительное положительное влияние на их жизнь.

Было проведено большое количество исследований отношений между родителями и подростками. Здоровые отношения между взрослыми и подростками — это не дружба, а скорее наставничество. Вместо того, чтобы говорить подросткам, что делать, роль родителей становится скорее тренером, предлагающим руководство, чтобы подготовить их к успешной взрослой жизни. Итак, что же представляют собой «здоровые» отношения? Позитивное общение, открытое общение, уважение и доверие — все это элементы здоровых отношений. В этой статье мы сообщим вам о результатах нескольких высококачественных исследований по этой теме в США и предложим варианты того, как родители могут развивать здоровые отношения с подростком.

Исследование отношений между взрослыми и подростками

Подростки, у которых хорошие отношения с родителями, как правило, лучше успевают в учебе. Исследование, в котором приняли участие более 12 000 подростков, показало, что подростки с хорошими отношениями с родителями с большей вероятностью будут получать хорошие оценки и с меньшей вероятностью будут отстранены от школы, чем их сверстники с менее позитивными отношениями между родителями и подростками, даже с учетом другие социальные и экономические воздействия.

Большинство исследований показывают, что здоровые отношения со взрослыми являются лучшей профилактикой рискованного поведения подростков. Несколько исследований показали, что положительные отношения или связь между родителями и подростками связаны с отказом от употребления алкоголя, табака и наркотиков или их меньшим употреблением. Исследование более 12 000 подростков выявило связь между позитивными отношениями между родителями и детьми и меньшим количеством агрессивного поведения. Один недавний обзор показал, что подростки, у которых хорошие отношения со своими родителями, с меньшей вероятностью инициируют секс или ведут половую жизнь. Эти исследования выявили постоянные связи между различными экономическими, расовыми и социальными группами.

Хорошие отношения между родителями и подростками связаны с психическим, социальным и эмоциональным благополучием молодежи. Например, одно исследование показало, что качественные отношения между родителями и подростками в раннем подростковом возрасте связаны с лучшим психическим благополучием и меньшей преступностью у молодежи три года спустя, даже с учетом социальных и демографических характеристик семьи и прежнее поведение молодежи. Несколько исследований показывают, что позитивные отношения между родителями и подростками также связаны с уверенностью в себе, эмпатией, склонностью к сотрудничеству и психологическим благополучием.

Все больше данных указывает на то, что сильное влияние отношений между родителями и детьми распространяется и на взрослую жизнь. Например, исследования, основанные на данных общенационального опроса, показали, что более качественные детско-родительские отношения у взрослых связаны с более низким уровнем психологического стресса среди взрослых и более высоким уровнем самооценки, счастья и удовлетворенности жизнью.

Рекомендации по построению здоровых отношений

Подростки нуждаются в позитивных, устойчивых и содержательных отношениях с родителями, а также с другими заслуживающими доверия взрослыми, такими как члены расширенной семьи, учителя, наставники и тренеры. Важно, чтобы взрослые создавали у подростков впечатление, что они действительно их понимают. В исследовании TeenVOICE подростки сказали, что взрослые, которые «понимают их», показывают это, слушая их и обращая внимание, будучи честными и надежными и наслаждаясь временем, проведенным вместе. К сожалению, взрослые, которые «принимают» подростков, кажутся исключением. В том же исследовании относительно немногие подростки говорят, что большинство взрослых интересуются их мнением, ведут с ними содержательные беседы, дают им возможность помочь или проводят с ними время, занимаясь спортом или занимаясь творчеством.

Советы по построению здоровых отношений с подростком:

  • Определите важные вехи или ценности. В подростковом возрасте происходит много важных жизненных событий и переходов, таких как дни рождения, получение первой работы, получение пятерки в сложном классе, победа в спортивном турнире и получение водительских прав. Однако то, какое из этих жизненных событий важно для одного подростка, может быть не так важно для другого. Итак, определите, какие вехи или достижения важны для вашего подростка, чтобы убедиться, что они знают, что вы «в гармонии» с тем, что важнее всего, и обязательно отметьте эти важные жизненные события вместе с ними.
  • Сначала слушайте, потом говорите. Умение слушать — это ключ к построению и поддержанию здоровых, открытых и уважительных отношений с подростком. Будьте полностью внимательны, когда ваш подросток разговаривает с вами, не перебивайте его, избегайте каких-либо суждений и задавайте открытые вопросы, которые требуют большего, чем ответ «да» или «нет», чтобы понять его точку зрения. Спросите их мнение о текущих событиях и попытайтесь понять, а не изменить их точку зрения. Если вы ответите с любопытством, а не лекциями, ваш подросток почувствует поддержку и понимание.
  • Узнайте об их интересах. Найдите время, чтобы расспросить их о занятиях, которые они любят, или посетите мероприятия, в которых они участвуют. Проводите время с ними, занимаясь тем, что они любят делать.
  • Выберите свои сражения. Слишком много правил может сбить с толку любого, так что заведите несколько правил и придерживайтесь их. Выяснение обратной связи вашего подростка в создании правил и последствий нарушения правил часто помогает создать «покупку» как со стороны подростка, так и со стороны родителя. Если правило нарушено, должно произойти последствие. Подростки теряют уважение к родителям, если они не соблюдают их, даже когда дело доходит до последствий.
  • Относитесь к подростку так, как хотите, чтобы относились к вам. Когда подросток чувствует, что его уважают, он развивает чувство собственного достоинства, что, в свою очередь, способствует позитивному поведению. Будьте образцом для подражания, демонстрируя уважение во всех ваших взрослых отношениях.
  • Создайте «безопасную зону» для вопросов. Если молодые люди не могут получить ответы на свои вопросы от взрослых, которым они доверяют, они обратятся к сверстникам, которые могут дать им ошибочный или необразованный совет. Некоторые вопросы, которые у них есть, вызваны простым любопытством, а некоторые могут быть действительно серьезными вопросами или проблемами, но они часто слишком смущены или боятся их задать. Создайте «безопасную зону», позволив своим детям спросить: «У меня есть друг, у которого проблема…». сценарий, в котором правила заключаются в том, что вы не можете запрашивать больше деталей, чем они готовы вам дать. Или дайте им блокнот, куда они могут записывать вам свои вопросы, а вы можете вернуть его со своими письменными ответами. Отвечать на трудные вопросы подростков часто очень страшно для родителей, но на практике они работают очень хорошо.
  • Поощряйте возможности здорового роста. Поддержите участие вашего подростка в структурированных мероприятиях с реальными возможностями вознаграждения. Аплодируйте им, когда они хотят попробовать что-то новое или выйти за пределы своей зоны комфорта. Это даст им чувство достижения и послужит инициацией во взрослую жизнь. Предложите им значимые способы изменить ситуацию, будь то работа по дому, которая поддерживает семью, или волонтерские возможности, которые поддерживают их сообщество.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Здоровые отношения между родителями и подростками — ребенок в целом

Борьба между родителями и подростками — это нормально

Родители подростков или детей предподросткового возраста должны понимать, что эта нормальная борьба с причудами, музыкой и другими усилиями по обретению независимости происходит в каждой семье. Как только они узнают об этом, они смогут больше расслабиться и меньше беспокоиться о том, как «вырастают» их дети. Скорее всего, у них все будет хорошо, и сложный подросток вырастет ответственным взрослым.

В первые годы жизни детей родители являются самыми важными фигурами в их мире. Их одобрение, любовь и поддержка имеют решающее значение для детей. Следовательно, многое из того, что дети делают и говорят, направлено на поддержание этой любви и одобрения. По мере того, как дети становятся старше и больше контактируют с людьми, помимо родителей, на их поведение и отношение будут влиять другие люди.

Установление независимости

По мере того, как подростки обретают независимость, родители должны понимать ряд моментов.
Родители по-прежнему оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей.
Подростки пытаются стать взрослыми. Одна из их самых больших трудностей — стать независимыми, сохраняя при этом любящие отношения с родителями.
Борьба подростка за независимость становится реальной проблемой только тогда, когда подросток и/или родители рассматривают ее как борьбу за контроль.

Борьба за контроль

Когда дети маленькие, многие родители сохраняют контроль над большинством аспектов жизни своего ребенка. Эти родители выбирают ребенку одежду, друзей, хобби и так далее. Когда дети становятся старше, они понимают, что никогда не смогут стать взрослыми, не имея контроля над своей жизнью. Следовательно, подростки начинают бороться за контроль.

Для подростков эта борьба за взрослую жизнь ужасно рискованна, потому что они рискуют потерять самое главное в своей жизни — любовь родителей. В то же время родители могут чувствовать себя отвергнутыми, обиженными и обеспокоенными способностью подростков заботиться о себе. Их борьба вызывает стресс, потому что все так сильно заботятся друг о друге.

Это не просто подростковая проблема

И родители, и подростки переживают перемены. Среди профессионалов, работающих с родителями и подростками, растет убеждение, что проблемы взрослых в равной степени с проблемами подростков усложняют эти годы между родителями и детьми.

Достигнув среднего возраста, многие взрослые задаются вопросом, что они уже сделали и что хотят делать дальше. Некоторых может угнетать ощущение, что они не добились всего, на что надеялись в личном или профессиональном плане. Другие могут быть обеспокоены тем, что их дети вырастают и уходят из дома, и они вынуждены отвечать: «Что теперь?» В этих ситуациях бунтующий подросток может усилить чувство неуверенности родителей в себе. «Хорошие» родители, в конце концов, не стали бы бороться со своим ребенком, считают они.

Неспособность оправдать ожидания родителей

Подростки часто жалуются на то, что родители «хотят, чтобы я был таким, каким они хотят». Другими словами, многие родители хотят для своего подростка определенной карьеры, внешности или колледжа. Эти родители испытывают разную степень разочарования, а иногда и гнева, потому что их дети не оправдывают ожиданий родителей.

Принятие подростков как личностей, которым придется принимать собственные решения о том, как быть взрослыми в мире, может быть чрезвычайно трудным. Но здоровый подросток вырастет и сделает именно это. Родители, которые отвергают своего подростка за то, что он не следует планам родителей, или отвергают какой-либо аспект жизни своего подростка, могут оказаться болезненно отчужденными от этого человека, о котором они так заботятся.

Облегчение кризиса родителей/подростков

Каким образом родители могут разорвать порочный круг разногласий со своими подростками? Во-первых, признайте, что подростки должны стать независимыми, чтобы стать взрослыми, точно так же, как они должны были научиться ходить и говорить, чтобы вырасти из младенчества в детство. Первые шажочки от матери и первое «нет, не буду» — это начало роста к самостоятельности, задача каждого здорового ребенка.

Если стать независимыми — это задача детей, то задача родителей должна состоять в том, чтобы помочь своим детям достичь независимости, позволяя им ходить (и падать), говорить (и делать ошибки) и постепенно брать контроль над своей жизнью.

Родители должны попытаться понять свою роль в борьбе с подростками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *