Содержание
Педагогический VS педиатрический прикорм — Промам
Наверное, каждая мама в определённый момент времени задаёт себя вопрос «Пора переводить грудного ребёнка на обычные продукты, как это сделать и с чего начать?» На этот вопрос у педиатров есть очень конкретный ответ, даже целая схема, где указано, какой продукт, с какого возраста нужно давать ребенку, сколько грамм разрешено. Но скажу честно, когда я была просто педиатром, но еще не мамой, мне было все понятно в этой сложной схеме.
Помню, мы даже в институте делали такие упражнения, где расписывали меню ребёнка определённого возраста, что можно, что нельзя и все было чётко и понятно. Но все меняется, когда ты начинаешь думать о прикорме для своего ребенка, и тогда уже правильные схемы не кажутся такими простыми и понятными. А приготовить все это правильное меню, это ещё одна сложная задача.
Начну по порядку, что же такое прикорм, согласно рекомендациям МОЗ Украины и ВООЗ
Прикорм – это продукты питания, которые вводятся в дополнение к грудному молоку (или молочной смеси в случае искусственного вскармливания) на первом году жизни ребёнка.
Мамы часто спрашивают о разных видах прикорма: педиатрическом и педагогическом. В чем их различия, и с какого стоит начинать.
Педиатрический прикорм
Это постепенное введение новых продуктов питания ребёнка по определённой схеме. Продукты для прикорма должны иметь однородную консистенцию, не содержать отдельных кусочков пищи, и иметь адекватную для потребления структуру. Начинай введение прикорма с небольшого количества (на кончике чайной ложки, увеличивая постепенно с 1 чайной ложки за 5-7 дней до полной порции. Могут быть приготовлены самостоятельно или использоваться специализированные детские продукты промышленного производства (так называемое баночное питание). После того, как ребенок получил прикорм, его рекомендуется приложить к груди.
Есть ещё ряд требований, когда можно начинать вводить педиатрический прикорм: ребенок может держать голову, сидеть практически без поддержки, открывает рот, когда подносят ложку с едой, закрывает рот с ложкой во рту, держит еду во рту, а затем глотает.
Педагогический прикорм
Это ввод прикорма, когда ребёнок начинает интересоваться пищей, которую едят родители. Ребёнку дают ту пищу, которую он просит, в микродозах, кусочками, не вводят по схеме, не перетирают до пюре. В результате, ребенок понемногу пробует все продукты и начинает привыкать к тем продуктам, которые едят в семье. И потом легко переходит на общий стол. Основной пищей ребёнка остаётся грудное молоко. Цель педагогического прикорма не накормить ребёнка, а ознакомить его с разными продуктами.
Каждая мама сама выбирает, какой вариант прикорма ей ближе. Лично я больше склоняюсь к педиатрическому прикорму. Так как организм и вкусы ребёнка только формируются, и сразу после жидкого грудного молока он не готов стразу воспринимать взрослую пищу, ему нужен промежуточный этап. Из методики педагогического прикорма однозначно нужно использовать тот факт, что ребенка нужно заинтересовать едой, тогда маме будет легче его приучить к взрослой пищи.
Не всегда согласна с мнением Комаровского, но в данном случае, не могу не согласиться.
« Я не вижу в педагогическом прикорме ничего вредного. Но еще раз обращаю внимание: пока не было модным кормить ребенка грудью до трех лет, никто про педагогический прикорм не говорил, поскольку есть удобная безопасная система нормального прикорма, описанная во многих книгах. Само собой разумеется, что данная схема не удовлетворяет фанатичных сторонников длительного грудного вскармливания, и отсюда – придумки, одной из которых является методика педагогического прикорма. Я, тем не менее, не имею ничего против этой методики, поскольку она абсолютно безопасна – всего лишь один из способов развлечения родителей»
http://www.komarovskiy.net/faq/pedagogicheskij-prikorm.html
Ольга Ковалева 07.11.2016
баночное питаниепедприкормпервый прикормприкормсоветы врача
Педагогический и педиатрический прикорм ребенка: разница прикормов, что лучше для малыша
В последние годы среди терминов, относящихся к грудничковому периоду жизни малышей, появился новый — «педагогический прикорм». В противовес педиатрическому, диктующему, в каком возрасте, количестве и очередности надо знакомить ребёнка с твердой пищей, педагогический прикорм не имеет строгих правил в отношении типа овощей, возраста ввода мяса в меню грудничка или количества крупинок желтка. Однако и в данной методике есть свои ограничения, которым необходимо следовать. И, очевидно, есть свои бонусы для родителей и детей. MedAboutMe разбирается в истории, технологии и последствиях нового вида кормления малышей.
Новый тип прикорма? История педагогического кормления
Если поразмыслить, станет ясно — педагогический прикорм был основным видом кормления детей до появления правил педиатрии. В прежние века мало кто специально готовил монокомпонентные овощные пюре, измельчал мясо и протирал каши сквозь сито, чтобы обеспечить ребёнку соответствующий возрасту рацион питания. Малыш получал маленькие кусочки с общего стола, постепенно знакомясь с привычной взрослым едой и дополняя свое меню новыми блюдами и сезонными овощами.
Понятно, что при полноценном и низкоаллергенном питании семьи детский организм позитивно реагировал на большинство продуктов и ребёнок не испытывал проблем с перевариванием и адаптацией к новой пище.
Что послужило причиной ввода педиатрических требований к прикорму первого года жизни детей?
Во-первых, далеко не во всех домах, как крестьянских, так и среднего сословия поддерживалось необходимое детям разнообразие: питаться только крупой, картошкой и капустой в течение нескольких месяцев помогает выживать, но не развиваться.
Во-вторых, научные и промышленные революции привели к появлению огромного количества пищи повышенной калорийности, с массой добавок, вредных для детского (и взрослого) организма. Но если среднестатистическому взрослому пакет чипсов или конфет с красителем вреда не принесет, то у ребёнка может развиться как аллергическая реакция, так и нарушения функций желудочно-кишечного тракта.
В-третьих, та же промышленная революция потребовала от женщин раньше прекращать грудное вскармливание и выходить на работу, предлагая взамен смеси-заменители грудного молока и пюрированные продукты для грудничков, чтобы сократить время, необходимое для ухода за ребёнком. В яслях, куда во время СССР можно было отдавать ребёнка с двухмесячного возраста, также было намного удобнее использовать для кормления промышленно изготовленные пюре и смеси.
Так постепенно исторический традиционный прикорм был заменен педиатрическим. Учитывая довольно средний уровень грамотности населения в отношении питания грудничков и отсутствие длительного отпуска по уходу за ребёнком, изменения были «во благо».
Зачем родителям и ребёнку педагогика в питании?
Среди преимуществ педагогического прикорма выделяют следующие:
- ребёнок начинает есть тогда, когда у него действительно сформирован пищевой интерес. Это значительно снижает вероятность возникновения капризов за столом, отказа от еды, плохого аппетита без физиологических причин, формирования неверного пищевого поведения и переедания;
- получая ту же еду, что находится в тарелке матери, малыш постепенно адаптируется к ней, так как с грудным молоком он уже имел возможность опосредованно привыкнуть к этой пище. Данный фактор способствует снижению сенсибилизации организма к вероятным аллергенам;
- раннее знакомство с кусочками пищи помогает быстро развивать навыки жевания, глотания, а также использования столовых приборов. Это развивает не только мышечную систему, но и мозг;
- пищеварительная система активнее реагирует на мелкие кусочки, чем на пюре;
- для взрослых очевидна экономия времени и средств: нет необходимости специально готовить или покупать адаптированные для малышей продукты;
- и еще один бонус для родителей: при возникновении пищевого интереса многие дети (практически все) жаждут узнать, что же родитель тянет в рот. При этом интерес к детскому питанию довольно опосредованный. Чтобы при традиционном педиатрическом прикорме не испытывать проблем, имея за общим столом тянущегося к познанию кроху, специалисты советуют питаться отдельно: ребёнку давать пюре или кашу, а взрослую еду держать и употреблять вне его поля зрения. Это создает определенные сложности в планировании режима дня.
Правила педагогического прикорма: как кормить малыша?
Первое и самое главное правило: педагогический прикорм обязательно сопровождается грудным вскармливанием. Предполагается, что основное питание ребёнка в данном случае — грудное молоко, которое ребёнок получает перед каждым приемом прикорма, а твердая пища — незначительное его дополнение. При искусственном, смешанном вскармливании или недостаточности лактации педагогический прикорм на пользу не пойдет.
Второе правило: предлагать, но не настаивать. У большинства детей пищевой интерес формируется в 6-7 месяцев, когда ребёнок уже уверенно держит голову, сидит, освоил пинцетный захват, а выталкивающий рефлекс языка угас. В таком случае его можно брать на колени во время еды и разрешать исследовать содержимое маминой тарелки, или предлагать ему на собственной посуде микрокусочки (не больше зернышка риса) тех же продуктов, что в данный момент ест мать.
Если интереса к продуктам не возникает, малыш выплевывает или выталкивает языком пищу, знакомство с едой откладывают до следующего раза.
Важно также направлять интерес в сторону поглощения пищи, а не размазывания каши по столу.Правило третье: на столе и в тарелках всех членов семьи должна быть здоровая пища, не содержащая консервантов и острых приправ. Начинать знакомство детского организма с новыми блюдами с колбас, копченой рыбы, жирного мяса категорически нельзя. Причем надо помнить, что для некоторой пищи это ограничение будет действовать до 1,5, 3-х лет и даже дольше. А если грудное вскармливание прекращается, то необходимо строго следовать рекомендациям педиатров о видах продуктов, доступных ребёнку в каждом возрастном периоде.
Минусы кормления как метода обучения
Есть очевидный минус: разрешая ребёнку есть самому, руками с тарелки, а не из специальной ложечки, которую взрослый аккуратно подносит ко рту, родители рискуют значительно увеличить количество грязной одежды, салфеток, нагрудников, а также грязных поверхностей вокруг стола. Моторика ребёнка несовершенна, а интерес к исследованию огромен.
Не такой очевидный, но важный минус педагогического прикорма состоит в специфике реакции организма. Несмотря на питание грудным молоком, постепенную адаптацию ферментной системы и общее привыкание ЖКТ, многие продукты по-прежнему могут вызывать аллергию. И выделить ее источник при педагогическом прикорме намного сложнее, чем при раздельном педиатрическом.
Недостатком педагогического прикорма можно считать и необходимость практически постоянного присутствия матери при питании ребёнка и употребление тех же блюд, по крайней мере в первые месяцы введения прикорма.
И еще один минус: достаточно сложно контролировать, насколько потребности детского организма в витаминах, минералах и питательных веществах удовлетворяются при данном типе кормления. Если педиатрический прикорм базируется на расчетах норм рациона ребёнка, то в педагогическом все зависит от аппетита, разнообразия меню семьи и способности организма мамы к лактации.
Многие специалисты, в том числе известный педиатр Е. Комаровский не поддерживают подобную практику прикорма, считая ее «бесполезным развлечением для родителей».Выбор в данном случае — за взрослыми. Мама и папа здорового малыша могут сами определить, что им на данном этапе больше подходит — кормить ребёнка или учить его самостоятельно питаться. Многие родители пытаются, и порой успешно, совмещать оба вида прикорма: например, предлагая на прогулке пюре из баночки малышу на педагогическом прикорме, или постепенно расширяя рацион ребёнка 9-10 месяцев от пюре до кусочков с маминой тарелки. Если здоровье ребёнка от этого не страдает, то приемлемы оба варианта.
Современные принципы введения прикорма / Мельникова И.Ю. // Вопросы современной педиатрии – 2009 – Т. 8 №6
Образовательные вмешательства для улучшения практики прикорма
Общие сведения
Прикорм – это период, когда младенец переходит от кормления только грудным молоком или заменителями грудного молока (такими как детские смеси) к семейному питанию. Это критический период в жизни младенца. Неправильная практика прикорма со связанными с ней неблагоприятными последствиями для здоровья остается серьезной глобальной проблемой общественного здравоохранения. Это связано с тем, что неправильная практика прикорма, такая как слишком раннее введение полутвердых продуктов (до шестимесячного возраста), плохая гигиена или предоставление продуктов, не содержащих достаточного количества питательных веществ, являются основными причинами заболеваний. К таким заболеваниям относятся недоедание, диарея, плохой рост, инфекции и слабое умственное развитие детей. Обучение было предложено в качестве эффективного средства улучшения практики прикорма.
Вопрос для повторения
Улучшает ли образование методы прикорма лиц, осуществляющих уход за младенцами, а также здоровье и рост младенцев?
Характеристики исследования
Мы провели поиск рандомизированных контролируемых испытаний (тип эксперимента, в котором люди случайным образом распределяются в одну или несколько групп лечения) до ноября 2017 года. дети. Возраст детей колебался от рождения до 24 месяцев. Опекуны получали только образовательные вмешательства, в то время как контрольная группа не получала никакого вмешательства, обычного ухода или любого другого необразовательного вмешательства. Методы обучения включали печатные материалы, такие как листовки, консультации, учебные занятия, поддержку сверстников, видеоролики и практические демонстрации. Как правило, образовательные сообщения были сосредоточены на введении полутвердых пищевых продуктов в соответствующем возрасте, видах и количестве прикорма для грудных детей и гигиене.
Основные результаты
Благодаря системе образования число лиц, обеспечивающих уход, вводящих полутвердую пищу своим детям до шестимесячного возраста, сократилось на 12% (доказательства среднего качества). Гигиенические практики лиц, осуществляющих уход, которые получили образование, также несколько улучшились по сравнению с теми, кто этого не сделал (доказательства среднего качества). В исследованиях, проведенных в обществе, обучение увеличивало продолжительность исключительно грудного вскармливания, но не в исследованиях, проведенных в медицинских учреждениях. Не было убедительных доказательств влияния образования на рост детей (доказательства от низкого до очень низкого качества). Мы не смогли объединить результаты различных исследований диареи, знаний лиц, осуществляющих уход, и адекватности прикорма. Однако, судя по отдельным отчетам авторов исследования, обучение привело к уменьшению диареи и повышению уровня знаний лиц, осуществляющих уход. Это также привело к улучшению качества и количества прикорма, вводимого детям грудного возраста.
В целом, мы обнаружили доказательства того, что обучение улучшает практику прикорма.
Выводы авторов:
В целом, мы нашли доказательства того, что обучение улучшает практику прикорма.
Прочитать аннотацию полностью…
Справочная информация:
Хотя прикорм является универсальной практикой, методы и способы его применения различаются в зависимости от культуры, индивидуума и социально-экономического класса. Период введения прикорма является критическим переходным периодом в жизни младенца, и неправильная практика прикорма с сопутствующими неблагоприятными последствиями для здоровья остается серьезной глобальной проблемой общественного здравоохранения. Образовательные вмешательства широко признаны эффективными в продвижении стратегии общественного здравоохранения, а те, которые направлены на улучшение практики прикорма, предоставляют информацию о надлежащей практике прикорма лицам, осуществляющим уход за младенцами/детями. Поэтому важно обобщить данные об эффективности образовательных мероприятий, направленных на улучшение практики прикорма лиц, осуществляющих уход за младенцами.
Цели:
Оценить эффективность образовательных мероприятий для улучшения практики прикорма (отлучения от груди) лицами, осуществляющими основной уход за детьми в возрасте прикорма, и связанных с этим результатов в отношении здоровья и роста младенцев.
Стратегия поиска:
В ноябре 2017 года мы провели поиск в CENTRAL, MEDLINE, Embase, 10 других базах данных и двух реестрах клинических испытаний. Мы также провели поиск в справочных списках соответствующих исследований и обзоров, чтобы выявить любые дополнительные исследования. Мы не ограничивали поиск по дате, языку или статусу публикации.
Критерии отбора:
Рандомизированные контролируемые испытания (РКИ), сравнивающие образовательные вмешательства с отсутствием вмешательства, обычной практикой или образовательными вмешательствами, проводимыми в сочетании с другим вмешательством, при условии, что образовательное вмешательство было доступно только в экспериментальной группе и дополнительной вмешательство было доступно контрольной группе. В исследование вошли лица, осуществляющие уход за детьми в возрасте от 4 до 24 месяцев, получающими прикорм. Беременные женщины, которые должны были родить и начать прикорм в период исследования, также были включены.
Сбор и анализ данных:
Два автора обзора независимо друг от друга извлекли данные об участниках, условиях, вмешательствах, методологии и результатах, используя специально разработанную и опробованную форму извлечения данных. Мы рассчитали отношение рисков (RR) и 95% доверительные интервалы (CI) для дихотомических данных, а также средние различия (MD) и 95% CI для непрерывных данных. Там, где позволяли данные, мы провели метаанализ с использованием модели случайных эффектов. Мы оценили включенные исследования на предмет риска систематической ошибки, а также оценили качество доказательств, используя подход GRADE.
Основные результаты:
Мы включили 23 исследования (из 35 отчетов) с участием в общей сложности 11 170 пар опекунов и младенцев, которые были случайным образом распределены для получения образовательного вмешательства, оказываемого опекуну, или обычного ухода. Девятнадцать из включенных исследований были исследованиями на уровне сообщества, а четыре — исследованиями в учреждениях. Кроме того, 13 из включенных исследований были кластерно-рандомизированными, в то время как остальные были рандомизированы индивидуально. Как правило, вмешательства были сосредоточены на своевременном введении прикорма, видах и количестве прикорма для грудных детей и гигиене. Используя критерии GRADE, мы оценили качество доказательств как среднее, в основном из-за неадекватного сокрытия распределения и недостаточного ослепления.
Образовательные вмешательства привели к улучшению практики прикорма для возраста на момент введения прикорма (средний ОР 0,88, 95% ДИ от 0,83 до 0,94; 4 исследования, 1738 детей; доказательства среднего качества) и практики гигиены (средний ОР 1,38, 95 % ДИ от 1,23 до 1,55; 4 исследования, 2029 участников; доказательства среднего качества). Для продолжительности исключительно грудного вскармливания объединенные результаты были совместимы как со снижением, так и с увеличением исхода (средний ОР 1,58, 95% ДИ от 0,77 до 3,22; 3 исследования, 1544 ребенка; доказательства очень низкого качества). Имелись ограниченные (от низкого до очень низкого качества) доказательства влияния на все исходы роста.
Качество доказательств
Имеются доказательства умеренного или очень низкого качества того, что образовательные вмешательства могут улучшить практику прикорма, но недостаточно доказательств, чтобы сделать вывод о том, что это влияет на результаты роста.
Вопросы здравоохранения:
Здоровье детей > Проблемы развития, психосоциальные проблемы и проблемы с обучением > Другое
Здоровье детей > Эффективная практика/системы здравоохранения > Предоставление медицинских услуг
Проблемы, связанные с развитием, психосоциальными проблемами и обучением > Другое
Эффективная практика и системы здравоохранения > Предоставление медицинских услуг
Прикорм или обучение вкусовым добавкам
By Diana K Rice, Nutrition, LLC, RD, LD CLEC
В медицинском сообществе существует четкий консенсус относительно того, когда следует начинать прикорм младенцев: в возрасте 6 месяцев. Но, несмотря на то, что рекомендации AAP, ACOG, AAFP и ВОЗ очень четко определяют этот график, родители часто начинают гораздо раньше.
Основная причина, по которой официальные руководства настаивают на этом 6-месячном рубеже, заключается в том, что очень раннее введение прикорма сокращает общую продолжительность грудного вскармливания. Медицинское сообщество также обеспокоено тем, что введение твердой пищи в возрасте до 6 месяцев может увеличить риск удушья и аспирации, привести к диарее и ухудшению здоровья кишечника и способствовать возникновению некоторых хронических заболеваний в более позднем возрасте, включая диабет и целиакию. .
Так почему столько путаницы по этому поводу?
Одна из причин заключается в том, что вплоть до 2013 года организации, в том числе AAP, поддерживали введение прикорма уже в возрасте 4 месяцев2. Родители также считают, что раннее начало поможет младенцу спать всю ночь или уменьшит рефлюкс, хотя доказательств в поддержку таких утверждений очень мало.
Чтобы развеять эти мифы и убедиться, что младенцы получают преимущества исключительного грудного вскармливания в течение первых 6 месяцев жизни, очень важно, чтобы медицинские работники давали четкие рекомендации относительно правильного времени для начала прикорма.
Но означает ли твердая приверженность рекомендации в 6 месяцев, что младенцы не должны иметь никакого опыта с едой до 6-месячной отметки? Две новые области исследований говорят об обратном.
В 2017 году AAAAI выпустила рекомендации о том, что детям, подверженным наибольшему риску развития аллергии на арахис, следует знакомить с арахисовым белком в возрасте от 4 до 6 месяцев3, и исследования показывают, что то же самое может относиться и к введению яиц.
И хотя лишь небольшое число детей относятся к группам высокого риска потенциальной аллергии на арахис и яйца, мы также узнаем больше о том, почему всем детям может быть полезно попробовать пищу, начиная примерно с 4 или 5 месяцев: обучение вкусу.
Обучение вкусу — это ранняя практика кормления, которую родители могут использовать, чтобы помочь своим детям научиться воспринимать широкий спектр вкусов овощей, особенно горький и кислый. Текущие исследования показывают, что вкусовые предпочтения, которые развиваются у детей в младенчестве, отслеживаются на протяжении всей их жизни и, конечно же, развивают предпочтение к овощам, что может иметь положительные последствия для здоровья на протяжении всей жизни.
Исследования также показывают, что младенцы наиболее восприимчивы к новым вкусам в возрасте от 4 до 7 месяцев. Учитывая этот факт, ожидание, пока ребенку исполнится 6 месяцев, чтобы вообще ввести какую-либо пищу, упускает две трети этого критического периода.
Прикорм назван так потому, что он указывает на то, что младенцы начинают получать питание из твердых источников пищи в дополнение к грудному вскармливанию. Младенцам полезно получать калории, железо, цинк, жиры омега-3 и другие питательные вещества, содержащиеся в этих продуктах, и введение этих продуктов свидетельствует о самом начале полного отказа ребенка от грудного вскармливания в возрасте 12 месяцев или позже.
Приучение к вкусу, наоборот, не предназначено для того, чтобы дать младенцу какое-либо питание. В возрасте от 4 до 6 месяцев это можно сделать, просто размазав немного еды по губам ребенка или позволив ему несколько раз в неделю слизывать восьмую часть чайной ложки еды с пальца родителя. Точно так же в этом возрасте можно проводить раннее введение аллергена.
Приучение к вкусу уже в возрасте 4 месяцев дает множество преимуществ. Помимо того, что эта практика помогает детям научиться потреблять здоровую пищу, она также может уменьшить проблемы с кормлением и помочь детям ощутить радость еды. И когда это делается таким образом, чтобы не мешать потреблению ребенком молока, побочных эффектов не возникает. Более того, к тому времени, когда младенец готов и ему нужны основные питательные вещества из пищи, он уже имеет преимущество перед воздействием и возможным принятием широкого спектра вкусов и здоровой растительной пищи, что облегчает переход. Это также может снять напряжение и тревогу с мамы, поскольку речь идет о небольших вкусовых ощущениях, а не о том, чтобы еда обеспечивала питание ребенка.
И тем не менее, поскольку родители уже настолько запутались в том, в каком возрасте начинать прикорм, как мы можем объяснить важность приучения к вкусу и дать четкие указания о том, как вводить вкусовые добавки в возрасте от 4 до 6 месяцев, не вытесняя жизненно важные питательные вещества, получаемые из молока? кормления?
Мы рекомендуем четко разъяснить вашим пациентам, что прикорм и обучение вкусу — это разные практики со своими временными рамками. Если родители не обсуждают обучение вкусу, может помочь сделать это самостоятельно, потому что они, скорее всего, столкнутся с этой идеей в другом месте. И, обсуждая практику, подчеркните важность предложения младенцу «только вкуса», например, количества, которое младенец может слизнуть с одного взрослого пальца. Для родителей, которым нужны дополнительные рекомендации о том, как проводить обучение вкусу, какие продукты предлагать, а также об исследованиях, поддерживающих эту практику, у нас есть коллекция бесплатных ресурсов на сайте goodfeeding.com, которые мы рекомендуем вам использовать.
Рекомендуете ли вы своим пациентам обучение вкусу? У вас есть вопросы или опасения по поводу практики? Нажмите здесь, чтобы связаться с нами, наши уши всегда открыты, и мы приветствуем ваши мысли.
Отказ от ответственности: предоставленная информация является мнением Good Feeding, она не оценивалась медицинскими работниками и предназначена только для образовательных целей. Прежде чем начинать новые продукты или методы кормления, проконсультируйтесь с лечащим врачом вашего ребенка.
1 «Распространенность и причины раннего перевода младенцев на твердую пищу: варианты в зависимости от типа вскармливания молоком», Х. Б. Клейтон, Р. Ли, К. Г. Перрин, К. С. Скэнлон, Педиатрия, апрель 2013 г., 131 (4) e1108-e1114; DOI: 10.1542/пед.2012-2265
2 «Младенцев слишком рано кормят твердой пищей», C.D.C. Finds’ D. Quenqua, The New York Times, 25 марта 2013 г. https://www.nytimes.com/2013/03/25/health/many-babies-fed-solid-food-too-soon-cdc- finds.html
3 «Дополнение к рекомендациям по предотвращению аллергии на арахис в США», А. Тогиас и др., Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний, 18 октября 2016 г. https://www.niaid.nih .gov/sites/default/files/addendum-peanut-allergy-prevention-guidelines.pdf
4 «Влияние раннего вмешательства в области питания на развитие атопического заболевания у младенцев и детей: роль ограничения питания матери, грудного вскармливания, Гидролизованные смеси и сроки введения аллергенных продуктов для прикорма»
Ф.