Разное

Оценка физического и нервно психического развития детей: критерии оценки, показатели нормы и особенности с раннего возраста и до 11 лет

Оценка физического и нервно-психического развития детей первых трех лет жизни по данным г. Еревана

Оценка физического и нервно-психического развития детей первых трех лет жизни по данным г. Еревана

Ключевые слова: дети, первые три года года жизни, показатели здоровья, физическое развитие, нервно-психическое развитие

В переходном периоде социально-экономического развития, который переживает Республика Армения, наблюдается значительное снижение уровня жизни населения. В этих условиях в первую очередь страдают дети первых трех лет жизни, которые, как известно, среди всех возрастных групп детского населения являются наиболее восприимчивыми к вредным воздействиям различных факторов. Дети именно этой возрастной группы в значительной степени определяют уровень детской смертности, заболеваемости, контингент часто и длительно болеющих детей, низкий индекс здоровья, отклонения в физическом и нервно-психическом развитии [1,3].

 

В настоящей работе приведены отдельные фрагменты наших исследований по изучению некоторых показателей состояния здоровья детей первых трех лет жизни в г. Ереване.

 

Материал и методы

 

Сведения о физическом и нервно-психическом развитии детей были получены посредством выкопировки данных из медицинской документации трех детских поликлиник г. Еревана, расположенных в различных районах города: в Кентроне и Норк-Мараше, в Шенгавите и Юго-западном массиве. В разработку вошли 840 детей 1999 г. рождения, постоянно проживающих в г.Ереване. 

 

Возрастная группировка детей и последующая оценка их физического развития осуществлялись согласно общепринятой методике антропометрических измерений [5]. Определялись длина и масса тела. 

 

Оценка уровня физического развития детей изученной группы была проведена центильным методом, по схеме, предложенной Барановым А.А., Кучмой В.Р. [2]. Все дети были разделены на три группы: а) с нормальным физическим развитием; б) относящиеся к группе риска; в) с отклонениями в физическом развитии. К группе детей, имеющих нормальное физическое развитие, были отнесены дети с показателями, относящимися к 4 и 5 центильным интервалам, а также дети, имеющие повышенную или пониженную длину тела (3 и 6 интервалы) при средней массе тела (4 и 5 центильные интервалы номограммы).

Дети, показатели физического развития которых оценивались по 2 или 7 центильным интервалам, отнесены в группу риска. Отклонениями в физическом развитии считалось нахождение соматометрических признаков в 1 и 8 интервалах.

 

Нервно-психическое развитие оценивалось по методике, разработанной Пантюхиной Г.В. и Печорой К.Л. [4]. При этом все дети были разделены на 4 группы. К первой группе нервно-психического развития были отнесены дети, имеющие нормальное развитие, т.е. когда все показатели соответствовали календарному возрасту или имело место опережение в развитии; вторую–составили дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок; третью – дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока; четвертую группу – с еще большей задержкой – на три эпикризных срока. 

 

Результаты и обсуждение

 

Согласно нашим данным, 74,9% новорожденных детей имели нормальное физическое развитие, 18,7 % – были отнесены в группу риска и остальные 6,4% имели отклонения в физическом развитии.

 

К концу первого года жизни удельный вес детей, имеющих нормальное физическое развитие составил 74,2% (табл. 1). В двухлетнем возрасте удельный вес детей с нормальным физическим развитием уменьшился до 61,7% (p‹ 0,05) (табл. 2) в основном за счет увеличения доли детей как со сниженной длиной тела при нормальной массе, так и со сниженной массой тела при нормальном росте, а также детей с низким ростом и низким ростом и массой тела (p‹ 0,05). К трехлетнему возрасту удельный вес детей с нормальным физическим развитием составил 62,3% (табл. 3). Разница между 2-м и 3-м годами жизни статистически не достоверна.

 

Удельный вес детей первых трех лет жизни, имеющих отклонения в физическом развитии, наименьший на первом году жизни – 8,4%, наибольший на втором году – 13,8%, к третьему году он несколько снижается, составляя 11,5%. Разница статистически достоверна только между первым и вторым, первым и третьим годами жизни (p‹ 0,05).  Среди детей с отклонениями в физическом развитии превалируют дети с высокой массой тела. Их удельный вес на первом году жизни составлял 4,6%, на втором – 4,8% и на третьем – 4,5%. Второе место в структуре отклонений в физическом развитии занимали: на первом году жизни – дети с низкой массой тела (1,7%), на втором году – дети с низкой длиной тела (3,8%), на третьем – дети с низкой массой (2,9%). Следует отметить, что на втором году жизни мальчиков с низкой длиной тела было больше, чем девочек (p‹0,01). На третьем году жизни удельный вес девочек с низкой массой тела был достоверно ниже, чем мальчиков (p‹0,01).

 

Таблица 1 

Уровень физического развития годовалых детей 

изученной группы 

Группу риска составили 17,4% детей первого года жизни, 24,5% – второго и 26,2% детей третьего года жизни. На первом году жизни группа риска складывалась в основном из детей, имевших повышенную массу тела (8,2%), на втором году жизни – из детей со сниженной массой тела (12,2%) и сниженной длиной тела (9,2%) и на третьем – из детей со сниженной длиной тела (13,4%) и сниженной массой тела (7,7%). Следует отметить, что на первом году жизни девочек со сниженной длиной тела было достоверно больше, чем мальчиков (p‹0,05).

 

Таблица 2 

Уровень физического развития двухлетних детей 

изученной группы

Таблица 3 

Уровень физического развития трехлетних детей 

изученной группы

 

 Таким образом, нами установлено, что физическое развитие детей первых трех лет жизни в целом соответствует основным физиологическим закономерностям, характерным для данного возраста. В то же время неблагоприятным  является преобладание детей со сниженной массой и длиной тела в группе риска и высокой массой тела в группе с отклонениями в физическом развитии, что во многом связано с не соблюдением режима дня и питания детей. Следовательно, именно в грудном и преддошкольном возрасте необходим систематический контроль за уровнем достигнутого развития детей и своевременное назначение корригирующих мероприятий.

 

Нервно-психическое развитие детей первых трех лет жизни является одним из критериев комплексной оценки состояния их здоровья, а раннее распознавание нарушений этого развития служит основой для проведения необходимых лечебно-профилактических мероприятий, предупреждающих неблагоприятные последствия. 

 

Для выявления особенностей нервно-психического развития детей первых трех лет жизни нами была проведена оценка его уровня в зависимости от возраста. Эта оценка особенно важна у детей данной возрастной группы, так как на формирование их нервно-психической деятельности оказывают непосредственное влияние преимущественно только семья и медицинский персонал детской поликлиники, ограничено воздействие педагогов дошкольных учреждений.

 

Проведенный анализ уровня нервно-психического развития детей показал (табл.4), что наибольший удельный вес имели дети без отставания в нервно-психическом развитии (I группа) – 70,2%. Значительную долю занимали дети с отставанием в нервно-психическом развитии на один эпикризный срок (II группа) – 25,6%, III группу развития составили 4,1% детей и в IV группе, со значительным отставанием на 3 эпикризных срока, оказалось 0,1% детей.

Детей с более глубоким отставанием нервно-психического развития нами выявлено не было.

 

Таблица 4

Уровень нервно-психического развития детей 

изученной группы (в %)

 

Сравнительный возрастной анализ уровня нервно-психического развития исследуемого контингента выявил некоторые возрастные различия. Так, на первом году жизни дети первой группы составили 74,1%, второй – 23,2% и третьей – 2,7%. На втором году жизни детей первой группы развития было 65,6% (p‹0.05),с отставанием на один эпикризный срок – 29,6%(p‹0.05), а детей третьей группы– 4,8%(p‹0.05). На третьем году жизни несколько выросло количество детей без отставания в нервно-психическом развитии по сравнению со вторым годом жизни – 70,7% (p‹0.05), удельный вес детей второй группы составил 25,6%, третьей – 3,6%. Были выявлены дети (0,1%) с отставанием в развитии на три эпикризных срока, таких детей не было ни на первом, ни на втором годах жизни.

 

 

Нами было проанализировано, по каким показателям отмечалась задержка нервно-психического развития детей: чаще наблюдалась задержка активной речи и сенсорного развития, реже по пониманию речи и действиям с предметами.

 

На наш взгляд, увеличение числа детей с отставанием в нервно-психическом развитии с возрастом обусловлено недостаточным педагогическим воздействием семьи на ребенка.

 

Таким образом, своевременная оценка возникающих нарушений нервно-психического развития детей первых трех лет жизни позволит осуществить комплекс корригирующих и профилактических мероприятий в условиях детской поликлиники с привлечением педагогов, психологов и предупредить более глубокие нарушения психической сферы ребенка в будущем. 

 

Литература

 

  1. Алферов В.П., Конюхов А.В., Колмо Е.А., Бандурина Т.Ю. Подготовка семейного врача по педиатрии. Российский  семейный врач, 2000,  4, c.18-20. 
  2. Баранов А.А., Кучма В. Р. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. М., 1999.
  3. Макарова З.С. Значение степени отягощенности наследственности в оценке состояния здоровья детей раннего возраста. Здравоохранение Российской Федерации, 1992, 1, c. 8-9.
  4. Пантюхина Г.В., Печора К.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М., 1993.
  5. Ставицкая А.Б., Арон Д.М. Методика исследования физического развития детей. М., 1958. 

25.Критерии оценки нервно-психического развития детей раннего и старшего возраста. Понятие ведущих линий развития.

НПР- совершенствование, качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений, основанное на совокупности врожденных качеств и имеющее результатом более адекватное взаимодействие ребенка с внешней средой.

НПР детей раннего возраста определяется с учетом возраста по ведущим линиям (показателям) развития:

1.зрительно-ориентировочное реакции-зрительный анализатор

2. слуховые ориентировачные реакции-слуховой анализатор

3.эмоции

4.движения общии

5.движение руки и действия с предметами

6.подготовительные этапы и активная речь

7.понимание речи

8.навыки и умения

9.сенсорное развитие

10.игра

Формулы НПР для раннего возраста:

1г.-зрительный и слуховой анализатор, эмоции, общие двидения, движение руки, активная речь, понимание речи, навыки и умения

2год-сесорное развитие, движения, игра, активная речь, понимание речи, навыки и умения

3г.-сенсорное развитие, движение, игра, речь, навыки и умения.

Определение НПР у детей дошкольного возраста (4-6 лет) проводится по 5 показателям, отражающим особенности социальных контактов и развитие определенных психических функций.

1. Мышление и речь характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

2. Моторное развитие характеризует развитие движений ребенка: общих и ручных. Косвенно отражает состояние ЦНС (дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии).

3. Внимание и память характеризуют способность ребенка к сосредоточению, устойчивости внимания, к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).

4. Социальные контакты характеризуют способность ребенка к общению: умение согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей, способность к совместной деятельности с другими детьми.

Большое значение в оценке НПР детей 6 лет имеет оценка школьной зрелости, т.е. готовности ребенка к обучению.

Естественное вскармливание –это вид кормления, при котором ребенок получает грудное молоко в качестве основного продукта питания. Является универсальным питанием ребенка первого года жизни, обеспечивая гармоничное развитие минимальную заболеваемость.

Фнкции женского молока:

1.пластическая/пищевая-БЖУ

2.защитная(антиинвазивная)-Ig, лизацина

3. эмоционально-поведенчиская(общение)

4.регуляторная(регулярная работа ЖКТ ребенка, получение нормальной микрофлоры)

5.генетическая(вскармливание детей, потом они тоже будут своих)

Виды грудного молока:

1.молозиво(образуется около сосков, в 3-5дн п/берем.. Б-25-60г\л, Ж-28-44г\л, У-40-53г\л, лактоза)

2.переходное (вырабатывается 7-14д)

3.зрелое(Б-12,Ж35,У65-70) состав молока-80-90%вода, лактоза, ЖБУ

В грудном молоке: высокое содержание АК, содержит таурин(отвечает за рост), много секреторного IgА(слизистая ЖКТ защищена), содержит лактоферин, много витаминов А,Е,К

Ода материнскому молоку: 1.самое совершенное питание

2.полностью подерживает жизнидеятельность в течении 16 недель

3.благотворно влияет на ФР

4.благотворно влияет на нервно-психическое развитие

5.коэфицент IQ на 8 пунктов выше

6.тактильный, зрительный и вербальный контакт-физическая и эмоциональная близость матери и ребенка

10 принципов успешного вскармливания:

1. соблюдать правила и доводить до мед.персоонала и рожениц

2.обучать медперсоонал

3.информировать беременных

4.1кормление в течении 30 минут

5.сохранить лактаци, даже если мать отделена от ребенка

6.здоровому ребенку только грудное молоко

7.мать и новорожденый вместе в палате в течении суток

8.питание по требованию ребенка

9.не давать успокоительных средст имитирующих грудь матери

10.организовывать гр подержки грудному вскрамливанию

Нейропсихологическое обследование детей —

Чем отличается нейропсихологическое обследование от школьного психологического обследования?

Школьные оценки обычно проводятся, чтобы определить, подходит ли ребенок для участия в программах специального образования или терапии для повышения успеваемости в школе. Они сосредоточены на достижениях и навыках, необходимых для академического успеха. Как правило, они не диагностируют расстройства обучения или поведения, вызванные изменением функции или развития мозга

Почему детей/подростков направляют на нейропсихологическое обследование?

Дети/подростки направлены к врачу, учителю, школьному психологу или другому специалисту из-за одной или нескольких проблем, таких как:

  • Трудности в обучении, внимании, поведении, социализации или эмоциональном контроле или врожденная проблема развития, которая каким-либо образом влияет на мозг
  • Черепно-мозговая травма в результате несчастного случая, родовой травмы или другого физического стресса

Нейропсихологическая оценка помогает лучше понять функционирование вашего ребенка в таких областях, как память, внимание, восприятие, координация, речь и личность. Эта информация поможет вам и учителю, терапевтам и врачу вашего ребенка обеспечить лечение и вмешательства, которые будут соответствовать его или ее уникальным потребностям.

Что оценивает нейропсихологическое обследование?

Типичное нейропсихологическое обследование ребенка/подростка школьного возраста может оценить следующие области:

  • Общий интеллект
  • Навыки достижений, такие как чтение и математика
  • Исполнительные навыки, такие как организация, планирование, сдерживание и гибкость
  • Внимание
  • Обучение и память
    90 015 Язык
  • Зрительно-пространственные навыки
  • Координация движений
  • Поведенческие и эмоциональные функции
  • Социальные навыки

Некоторые способности могут быть измерены более подробно, чем другие, в зависимости от потребностей ребенка. Также можно получить подробную историю развития и данные от учителя ребенка. Наблюдение за вашим ребенком, чтобы понять его или ее мотивацию, сотрудничество и поведение, является очень важной частью оценки.

Развивающиеся навыки можно оценивать у очень маленьких детей. Однако оценка младенцев и детей дошкольного возраста обычно короче по продолжительности, поскольку ребенок еще не развил многие навыки.

Что результаты расскажут мне о моем ребенке?

Сравнивая результаты тестов вашего ребенка с оценками детей/подростков того же возраста, нейропсихолог может составить профиль сильных и слабых сторон вашего ребенка. Результаты помогают тем, кто занимается уходом за вашим ребенком, несколькими способами. объединить результаты медицинских тестов, таких как визуализация мозга или анализы крови, чтобы диагностировать проблему вашего ребенка.

  • Тестирование может объяснить, почему у вашего ребенка проблемы со школой. Например, у ребенка могут быть трудности с чтением из-за проблемы с вниманием, языкового расстройства, проблемы со слуховой обработкой или неспособности читать. Тестирование также направляет нейропсихолога в разработке вмешательств, чтобы использовать сильные стороны вашего ребенка. Результаты определяют, над какими навыками нужно работать, а также какие стратегии использовать, чтобы помочь вашему ребенку.
  • Тестирование может помочь обнаружить последствия развития, неврологических и медицинских проблем, таких как эпилепсия, аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, дислексия или генетическое заболевание. Тестирование может быть проведено для получения исходного уровня, по которому можно измерить результат лечения или развитие ребенка с течением времени.
  • Различные детские расстройства приводят к определенным моделям сильных и слабых сторон. Эти профили способностей могут помочь определить расстройство у ребенка и затронутые области мозга. Например, тестирование может помочь отличить дефицит внимания от депрессии или определить, вызвана ли задержка речи проблемами с воспроизведением речи, пониманием или выражением языка, социальной застенчивостью, аутизмом или задержкой когнитивных функций. Ваш нейропсихолог может работать с вашим врачом, чтобы объединить результаты медицинских тестов, таких как визуализация мозга или анализы крови, для диагностики проблемы вашего ребенка.
  • Самое главное, тестирование позволяет лучше понять поведение и обучение ребенка в школе, дома и в обществе. Оценка может помочь учителям, терапевтам и вам лучше помочь вашему ребенку реализовать свой потенциал.

Чего ожидать при посещении?

Нейропсихологическая оценка обычно включает беседу с родителями об истории ребенка, наблюдение и беседу с ребенком, а также тестирование. Тестирование включает бумагу и карандаш, а также практические действия, ответы на вопросы и иногда использование компьютера. Родителей могут попросить заполнить анкеты о развитии и поведении их ребенка. Многие нейропсихологи нанимают обученных экзаменаторов или технических специалистов для оказания помощи в проведении и подсчете результатов тестов, поэтому ваш ребенок может видеть более одного человека во время оценки.

Родителей обычно нет в комнате во время тестирования, хотя они могут присутствовать с очень маленькими детьми. Необходимое время зависит от возраста ребенка и проблемы. Убедитесь, что ваш ребенок хорошо выспался перед тестированием. Если ваш ребенок носит очки, слуховой аппарат или любое другое устройство, обязательно возьмите его с собой. Если у вашего ребенка есть особые языковые потребности, сообщите об этом нейропсихологу. Если ваш ребенок принимает стимулирующие препараты, такие как риталин или другие лекарства, заранее проконсультируйтесь с нейропсихологом о согласовании времени приема с тестированием. Если ваш ребенок ранее проходил школьное тестирование, индивидуальный план обучения или имеет соответствующие медицинские документы, пожалуйста, принесите или отправьте эту информацию и записи нейропсихологу для ознакомления.

То, что вы расскажете своему ребенку об этом обследовании, зависит от того, насколько он или она сможет понять. Будьте простыми и краткими и свяжите свое объяснение с проблемой, о которой знает ваш ребенок, такой как «проблемы с правописанием», «проблемы с выполнением инструкций» или «чувство расстройства». Убедите встревоженного ребенка, что тестирование не предполагает «уколов». Скажите ребенку, что вы пытаетесь понять его или ее проблему, чтобы исправить ситуацию. Вы также можете сказать ребенку, что «никто не отвечает правильно на все вопросы» и что важно «стараться изо всех сил». Ваш ребенок, вероятно, найдет нейропсихологическую оценку интересной, а собранная подробная информация поможет вам в уходе за ребенком.

Нейропсихологическое развитие детей

Нейропсихологическое развитие детей

Реклама

1 из 35

Верхний вырезанный слайд

Скачать для чтения офлайн

Здоровье и медицина

Реклама

Реклама

Реклама

Примечания редактора

  1. Сначала развиваются структуры спинного мозга и заднего мозга (мост, мозжечок), затем среднего мозга (гипоталамус, таламус, гиппокамп) и, наконец, передний мозг и кора головного мозга.
  2. Все слышали об этапах разработки Piaget. Это не просто абстрактные теоретические построения, они на самом деле подтверждаются исследованиями развития нервной системы. С этими фазами коррелируют всплески роста в головном мозге, которые перемещаются от нижних структур, ствола мозга, вперед к среднему мозгу и головному мозгу или внешним частям мозга.
  3. Развитие нервной системы НЕ останавливается в период полового созревания. Продолжается до 18 лет — позже у мальчиков, чем у девочек. Последними частями мозга, которые развиваются, являются исполнительные функции, находящиеся в лобной доле. Это то, что дает детям способность планировать, рассуждать, мыслить абстрактно, а главное — предвидеть последствия. Поэтому, когда суды думают о том, чтобы судить подростков за преступления, в частности за убийства в случае стрельбы, психология действительно утверждает, что мозг подростков еще не развит, как у взрослых.
  4. Часто родители приходят с детьми в возрасте от 4 до 6 лет, желая узнать, не отстает ли их ребенок в каких-либо когнитивных способностях. Некоторые из наиболее основных из них, которые вы можете оценить с пациентами: Если у ребенка есть проблемы в любой из этих областей, это может быть тревожным сигналом — возможно, стоит подумать о тестировании, если у ребенка не было диагностировано какое-либо нарушение развития нервной системы или обучения. беспорядок
  5. Так что переходим, когда что-то пойдет не так. Это список и примерная частота заболеваний. Я включил показатели частоты, чтобы напомнить всем, что они не распространены, и вы вряд ли увидите многие из них, если вообще когда-либо увидите.
  6. Это наиболее распространенное DO, связанное с развитием нервной системы, поражающее детей и взрослых; Как и в случае с большинством расстройств ND, существует не одна единственная причина BIO, а много разных причин. Причины могут быть либо генетическими, либо экологическими, например, травма головы или результат употребления психоактивных веществ, возможно, пренебрежение в раннем детстве.
  7. нейробиологических данных, которые они обнаружили с помощью компьютерной томографии и МРТ. Начиная с расстройства чтения, также известного как дислексия, аномалии преимущественно левосторонние — левое полушарие отвечает за языковую часть мозга, а правое — за зрительно-пространственную.
  8. Больше вариабельности причин и аномалий – не так четко, как в словесных LD
  9. Вы не собираетесь лечить ребенка конкретно в интеллектуальном или академическом, конечно, но в эмоциональном последствии
  10. Многие учителя уже знают, но если вы делаете группу для этих детей, важно знать стратегии работы с группами. Часто дети с СДВГ в первую очередь ведут себя хорошо 1-1 из-за постоянной сосредоточенности и внимания. Они менее склонны отвлекаться. В группе вы увидите, что симптомы СДВГ проявляются больше всего.
  11. Первая часть лечения – это просто научиться распознавать или осознавать тик или привычку.
  12. Итак, для движений научите ребенка напрягать мышцы, которые изометричны или противоположны тиковому движению. При подергивании плеча изометрическое сокращение плечевых депрессоров (отталкивающих плечо вниз). При лае медленное ритмичное глубокое дыхание через нос с закрытым ртом. При сосании большого пальца или трихотилломании сжимание кулаков.
  13. Как и во всех поведенческих программах для детей, чем нагляднее, тем лучше — используйте плакат, наклейки и т. д.
  14. Если бы вы лечили какое-либо из этих других расстройств, его симптомы были бы похожи на симптомы аутизма или умственной отсталости.
  15. Ключевым моментом этого расстройства является ПОТЕРЯ навыков после ранее нормального развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *