Содержание
Кризис отрочества: предподростковые бури у детей 9 лет
Наталия Шопен: Какой невероятный оказался этот возраст — 9 лет. Временами мне кажется, что мой невинный и нежный ребенок вдруг на глазах — резко и жестко — превратился в подростка. Она грубит, обижается, заводится с пол-oборота, утверждает, что никто ее не любит. Следом — с той же бешеной скоростью — несется обниматься и признаваться в вечной любви, а вечером лежит в кровати и заливается крокодильими слезами: Мама, я не хочу взрослеть! Я хочу, чтобы мне снова было семь.
Раздражение и спор по любому поводу
Она вступает в спор по каждому поводу, легко раздражается, с интересом доводит до белого каления младших сестер, врываясь и разрушая игру, дико хохочет и через пять минут уже рыдает. Ведет себя как всезнающий и всемогущий подросток, а вслед за этим ссориться с 5-летней сестрой из-за куклы, крадет сладости, забывает сказать спокойной ночи и, о боже, таит секреты.
Рудольф Штайнер, основоположник антропософии, описал этот возраст как один из самых глубоких кризисов взросления. Он дал точнейший образ этому времени — “Выход из рая”. Ребенок постепенно и неминуемо приближается к порогу, выходу-из-детства. Он еще не совсем вышел, но вдруг осознал — тяжелейший факт — свою отдельность. Я это не мама и не папа, и не моя семья, и не мои друзья, и я никто из известных мне людей. Я единственный и я Один. Осознание собственной отдельности, одиночества и — смертности. Первое в жизни полное погружение.
Нам очень повезло оказаться в вальдорфской школе, где все — и родители и учителя — в курсе того, что происходит с человеком в 9 лет. Раз в неделю в течение прошлого года (моей старшей как раз исполнилось девять) мы собирались, чтобы поделиться наблюдениями, обсудить сложные ситуации и послушать точные и очень простые советы учителя, как с этим всем быть.
Позже я с удивлением обнаружила, что вне антропорсофской среды об этом периоде мало что известно. В российском пространстве особенно. При этом есть немало прекрасных книг на английском, посвященных именно этому периоду.
Кризис девяти лет невероятно глубокий, но при этом один из самых незаметных, очень внутренних. Этот ребенок уже не орет лежа на полу как трехлетка, который не получил желаемое, и не выкрикивает жесткие слова, хлопая дверью, как подросток. Он еще нежный, очень беззащитный и действует осторожно. Этот кризис переживается глубоко внутри, в нем много наблюдения и медленного осознавания. Ребенок как бы просыпается в этот мир, мир взрослых, в структуру этой жизни.
Самое мощное осознание — есть я и есть мир. И этот мир это не я.
Детское чуство сказочности, волшебности, единения с миром постепенно исчезает. Сквозь пение птиц и зеленые деревья постепенно прступают очертания “взрослого” мира — он структурированный, жесткий, в нем есть добро и зло, и ему нет до меня никакого дела. Я маленький, а он такой огромный. Кто я для этого мира? Кто он для меня? Какая между нами связь? И есть ли она?
В этом возрасте у многих детей возникают необъяснимые страхи — темноты, смерти, того что под кроватью. Если мир отдельный, то у него, возможно, есть много всего, о чем я не знаю. Что там, за этим углом? Мама, ты ведь однажды умрешь? Что делать если будет война или землетрясение? Зачем на свете смерть?
Деда Мороза не существует…
Многие осознают именно в этом возрасте, что Деда Мороза не существует, или что родители далеко не боги, а ведут себя часто странно, или что у подружкиной мамы есть любовник и это некая норма жизни. Процесс зачатия и деторождения у многих получает конкретные образы.
Чудесные защиты мира детства, когда все немножко не по-настоящему, и все в игре и легкости, истончаются. На ребенка бесшумно обрушивается взрослый мир. В котором очень много всего. Слишком много.
Внутренняя работа, об-ра-ботка информации идет постоянно. Внешне кажется, что ничего не происходит, а внутрь нас никто пустить не может, даже если бы и хотел. Это несоответствие внутреннего и внешнего (я же ребенок, от меня ждут привычных реакций) выливается в резкие перепады настроения, агрессию, обвинения, отказ выполнять обязанности, нежелание помогать, бездействие, раздражительность. Часто все домашние воспринимаются как враги. Кроме домашних животных, конечно — эти ребята как раз становятся самыми близкими и понимающими друзьями. Буря на пустом месте может произойти в любой момент.
Да, от этого не сбежать, внутри идет мощнейшая работа — ребенок рождается в самого себя. На это требуются силы и время. И то что необходимо — качественное торможение всего, что происходит вокруг. Не хочет ходить на кружки — не надо, не хочет помогать — можно мягко обойти этот момент и сделать самой. Девятилетнему человеку требуется много свободы и тишины. Сидеть и рисовать часами, копаться в какой-то фигне, миллион раз кинуть мяч в корзину, долго идти в полном молчании. Тишина, рутина, скука, минимум внешних раздражителей.
Ребенок познает себя. Но самое главное он познает ответ на вопрос: если я это не ты, то кто я? Любишь ли ты меня, если я — отдельный? Этот вопрос ключевой, и все поступки 9-летнего человека необходимо рассматривать с этой позиции. Любишь ли ты меня, когда я такой? Любишь ли ты меня, когда я знаю о сексе? Когда я своровал? Сделал что-то недоброе? Когда я грублю тебе? А сейчас?
Стоит ли говорить, что ответ должен быть всегда одним и тем же. Этот ответ может даже не быть озвучен, но важно, чтобы он звучал в сердце. Этот ответ единственное, что позволяет вытащить себя из ситуации и смотреть как бы немножко со стороны, на этого человека, который сейчас тяжело борется с этими ветрянными мельницами, с которыми мы, порой, боремся всю жизнь. Чтобы он прошел эту борьбу и чтобы эти мысли не парили его дальше — чувство поддержки, приятия, собственной ценности — нужно дать это сейчас, в эти маленькие большие девять лет.
С ним все в порядке, он справляется, он нормально воспитан, мы достаточно хорошие родители, нет, он не растет эгоистом, это просто такой период. Пусть вырыдается, выкричится, выскажет претензии — вечером можно залезть к нему в кровать и мирно поговорить.
Люблю.
P.S. Кстати, не волнуйтесь, к 10-ти годам все нормализуется, и вы получите обратно своего замечательного ребенка. Правда, ненадолго. Лет эдак до 12-ти. Но это уже совсем другая история 🙂
Вот на этом ресурсе можно найти много полезной информации о кризисе 9-ти лет
Возрастные кризисы у ребенка: как не сойти с ума родителю?
Психолог центра «Архитектура будущего» Александра Чернышева рассказала нам о возрастных кризисах, которые подстерегают ребенка, а также дала советы родителям, как вести себя в каждый из них.
— Пресловутый подростковый кризис – единственный в жизни человека?
— Нет. В целом вся жизнь – это череда спокойных периодов и кризисов, но, конечно, в детском возрасте их больше, и подростковый кризис как раз один из завершающих.
— В чем основной психологический смысл любого кризиса, и чем он принципиально отличается от обычного состояния?
— Любой кризисный период отличается тем, что в этот момент у ребенка происходит перестройка психики, организма, иногда жизни в целом. По выходу из кризиса ребенок обладает либо новыми навыками, умениями, качествами, либо, если кризис не пройден, остается на предыдущем этапе, что может отражаться на дальнейшей жизни.
— То есть во время кризиса человек меняется, сдает определенный «экзамен» на получение новых свойств?
— Если очень сильно упрощать, то да. На самом деле это достаточно длительный период: не так, что сегодня к вам пришел кризис, а завтра вы проснулись новым человеком. Нет, это протяженный период, когда какие-то вещи перестают работать, и человек учится жить, чувствовать, реагировать по-другому.
— При каждом кризисе перед человеком встает какая-то актуальная проблема, которая требует решения?
— Скорее да. Мне не очень нравится идея, что проблема «встает». Это неосознанный процесс. Просто в какой-то момент родители отмечают, что поведение ребенка изменилось. В нем появилось что-то другое, чего не было раньше. Если брать пресловутый подростковый кризис, про который очень много говорят, практически все родители отмечали конфликтность ребенка. Может быть, не в отношениях внутри семьи, но с друзьями, близкими, когда ребенок, который вчера еще реагировал одним образом, внезапно начал реагировать по-новому.
Низкая самооценка у ребенка: кто виноват и что делать?
— Как отличить кризис от изменений в личности и ошибок в воспитании?
— Да в принципе никак. Кризис – это тоже изменение личности. То, что у ребенка кризис, не означает, что нужно от него срочно отстать и перестать с ним взаимодействовать, уточнять, как у него дела, что он думает, чувствует. Скорее это маркер того, что ребенок взрослеет, меняется. Возможно, пора пересмотреть ваши отношения, что-то убрать или добавить.
— Расскажите, пожалуйста, об основных кризисах, которые подстерегают ребенка на протяжении его жизни.
— Если мы начинаем с самого начала, то первый кризис, про который обычно говорят, — это кризис первого года. Ребенок, изначально полностью зависимый от мамы, внезапно начинает сам познавать мир, вставать на ноги, ходить. И здесь, в зависимости от того, есть ли мама рядом, готова ли она при этом дать ему некоторое количество самостоятельности или нет, будет меняться отношение ребенка к миру. Будет ли он все трогать или всего бояться, узнавать мир, ориентируясь на маму, или прижиматься к ней и никуда от нее не отходить. Это еще называется базовым доверием к миру, о котором сейчас тоже много говорят.
— Как стоит вести себя маме, чтобы этот кризис прошел адекватно?
— Во-первых, давайте ребенку познавать мир. Если мы ему запрещаем все («Не стой!», «Не ходи!», «Не бегай!», «Не трогай!» и т.д.), то каким образом ребенок поймет, что хорошо, что плохо, что опасно, что безопасно? Стоит контролировать, безусловно, проверять, помогать ребенку, но при этом давать ему возможность познавать мир. Если он сидит в клетке, то он вряд ли сможет узнать что-то об этом мире.
— Следующий кризис – это..?
— Следующий очень известный кризис, про который написано много, а звучит еще больше, — это кризис трех лет. Практически все родители сталкивались с примером яркого негативизма, когда ребенок внезапно начинает очень жестко отстаивать свое «я», на все говорить «нет», выдвигать свою позицию.
В моей практике была девочка, которая на любое предложение делала ровно противоположное. Доходило до смешного. Если с ней хотелось о чем-то договориться, то ей нужно было предложить ровно противоположное действие. «Аня, стой!» — Аня бежит. «Аня, беги!» — Аня останавливается. Это тоже период проявления кризиса и да, безусловно, он не наступает ровно в три года. У кого-то раньше, у кого-то позже. В два с половиной ребенок начинает выдвигать первые требования.
Основной смысл кризиса – в том, что ребенок начинает осознавать себя в этом мире, и, если он не заявит о себе и своих интересах, то каким образом мир о нем узнает? Формирование самосознания как раз происходит в этот период. Ребенок начинает активно отделять себя от мира, переходит на употребление слова «я» по отношению к себе. И начинает отстаивать территорию: не хочет делиться игрушками, возражает против любого действия, которое ему не нравится.
— Как себя правильно вести в этот период?
— Для ребенка очень важны две составляющих: первая – это готовность родителя услышать мнение ребенка. С другой стороны – жесткие границы. Самое страшное, что мы как родители можем сделать, – это разрешить ребенку все. С другой стороны, если мы запретили ребенку все, то опять же ничего хорошего мы не получим, поскольку это развивающееся создание, которое должно пробовать этот мир, должно пробовать по-разному себя проявлять, должно заявлять о себе.
Если заявлять о себе не получается, то, соответственно, возможны разные сложности. В принципе, кризис трех лет и кризис подросткового возраста между собой очень похожи. Только у ребеночка 14+ лет гораздо больше возможностей.— Перейдем к следующему кризису.
— Следующий кризисный период – это возраст шести-семи лет, когда ребенок идет в школу. В этот период очень у многих ребят, особенно тех, кто имеет возможность общаться со сверстниками, то есть ходят в садик или на кружки, в речи появляются слова-паразиты, грубости, скабрезные шуточки, которыми они с удовольствием обмениваются. Это такой способ показать себя взрослым. Вспомните себя и шутки своего детства.
Ребенок-аутсайдер
Основной выход из кризиса – это формирование произвольного внимания и готовности учиться. Но развитие этих навыков проходит через протест, негативизм, возмущение со стороны ребенка. У него может резко меняться настроение, он может агрессивно реагировать на запреты. Это все нормально и естественно.
Что касается проявлений «взрослости»: если мы слишком много внимания на это обращаем, все время тюкаем ребенка на тему того, как это стыдно, некрасиво, неприятно и так далее, мы добьемся ровно противоположного эффекта. Важно проговаривать, что вам неприятно слышать скабрезные шутки. Объясните, что между собой сверстники могут общаться по-разному, но это не всегда красиво и не очень вежливо, и, наверняка, не стоит выносить эти шутки за пределы дружеской компании.
Следующий период – это младший подростковый возраст. 11-13 лет. Здесь зачастую в последнее время есть такая тенденция, что он переживается ярче, чем основной кризис подросткового возраста. Дети акселерируются, это правда, и начинают активно заявлять о себе и в эмоциональном плане, и в психологическом, и в физиологическом тоже. Наши родители вспоминают себя и говорят, что в возрасте 11-12-13 лет были совсем детьми.
Следующее поколение было немножко взрослее, но тоже интересовалось разными детскими играми, детскими шалостями. Нынешнее поколение 11-13 лет уже активно пребывают во влюбленностях, переживаниях по поводу мальчиков, девочек, и это связано, в том числе, и с гормональными процессами.
Как только гормональный фон начал меняться, ребенку в этом мире становится очень интересно и очень непросто, поскольку детское привычное тело, знакомое с рождения, внезапно выдает какие-то импульсы, сигналы и интересы, с которыми он до этого момента не сталкивался. И это, безусловно, оказывает огромное влияние на все, что происходит с подростком. Когда в голове бушует гормональная буря, очень сложно самому сформулировать, чего ты хочешь. Подливают масла в огонь родители, которые считают тебя ребенком, сверстники, перед которыми не хочется выглядеть маленьким, ну и так далее.
Сейчас все признаки традиционного подросткового возраста мы можем наблюдать в 11-13 лет: отстаивание собственных прав, хлопанье дверьми, ссоры. Чем старше ребенок, тем больше свободы от родителей он требует, с одной стороны, с другой стороны, он все равно остается ребенком и очень хочет заботы, понимания, поддержки. Это абсурдная ситуация для родителей, и она тяжело им дается. Когда ребенок, с одной стороны, кричит: «Я взрослый, не трогайте меня!» — с другой стороны, хочет, чтобы от него ничего особо не требовали, подошли, обняли. Но, к сожалению, это подростки. И это так и будет. Поэтому важно выстраивать шаг за шагом отношения, с каждым годом уменьшая директивность и добавляя в отношения возможность обсуждения, дискуссии, объяснения мотивов.
Контроль и свобода: как найти баланс?
— Подростковый кризис последний?
— Нет, конечно, есть кризисы и в дальнейшей жизни. То, о чем мы сейчас говорим с вами, это кризисы возрастные, кризисы развития. Дальше выделяют кризис отделения, самостоятельности. В среднем, это происходит в 21-22 года, когда юноши, девушки заканчивают обучение и выходят в самостоятельную жизнь.
Если вспоминать замечательного психолога Эрика Эриксона, который говорил про возрастные этапы и этапы взросления, то нас еще поджидают кризис среднего возраста и кризис старения.
— Успешное прохождение у ребенка в большей степени зависит от него самого, либо от родителей и ближайшего окружения?
— В сумме. Ребенок не может жить и адекватно социализироваться в обществе без родителей. Статистика успешной адаптации выпускников детских домов (около 10%), к сожалению, это доказывает. Безусловно, чем младше ребенок, тем меньше он способен справиться с кризисом без помощи и поддержки родителей, без грамотного реагирования родителей. Под грамотностью я понимаю адекватность решений. Если вы чувствуете, что малыш устал и поэтому сидит и плачет, важно его успокоить, а не наорать. Если вы чувствуете, что ребенок тянется все время к горячему чайнику, то лучше вместе попробовать аккуратно прикоснуться, почувствовать, что чайник горячий, чем каждый раз его отгонять. Кризисы даны в жизни, чтобы выходить на новую ступень, чтобы развиваться.
— Чем грозит неуспешное прохождение того или иного кризиса?
— Цитируя классиков, это скорее застревание на одной точке. Продолжая упоминать господина Эриксона, вспоминая нашего замечательного психолога Выготского, который тоже говорил про возрастные кризисы, если мы не переходим на следующую стадию, мы остаемся на предыдущем уровне. Мы не учимся чему-то новому, мы застреваем на каком-то моменте, не давая себе возможность развиваться. По опыту практики, как профессиональной, так и личной, если кризис подросткового возраста не пройден в подростковые годы, обычно он вылезает позже.
— Со всеми теми же характеристиками?
— Иногда с теми же, иногда возможностей побольше, поэтому с более яркими. Например, я помню однокурсников, которые приехали учиться из других городов и из-под контроля строгих родителей вышли в самостоятельный мир. Было достаточно страшно смотреть на то, что они устраивали, имея полную свободу и самостоятельность. Да, не все, да, не всегда, но кто-то просто всегда останется маленьким инфантильным ребенком, кто-то уйдет во все тяжкие позже, кто-то будет бояться сказать слово поперек, если какой-то кризис не пройден. Практически у нас у всех какой-то кризис не пройден, мы все живем в живом обществе, далеком от идеального. У всех у нас есть то, что мы называем личностными особенностями, включая комплексы, страхи. Часть из них связаны как раз с непрохождением каких-то этапов, когда побоялись, не отпустили, не смогли, не поддержали, рявкнули и так далее.
— Если очень сильно упростить, то если человек как-то капитально не прошел определенный кризис, то мы получаем не взрослого человека, а такого условно состарившегося ребенка, застрявшего на одной из стадий?
— Если очень упростить, то да, но опять же. Про подростковый кризис Лев Семенович Выготский говорил, что это возможность пройти кризисы, которые были не пройдены ранее. Поэтому следующий кризис — это возможность добрать что-то, что мы не добрали до этого момента.
— При этом надежда есть, если мне кажется, что мой ребенок в какой-то момент не прошел какой-то из кризисов, то это исправить?
— Да, безусловно, психика – гибкая вещь. Нет каких-то вещей, которые навсегда. По крайней мере, в большинстве своем. Есть периоды, когда это проще или когда сложнее. Но зачастую бывает так, что вроде все хорошо, и тут внезапно с ребенком что-то случается. Вопрос: почему случается? В теме приемных родителей, например, есть термин про открывшееся окно. Это когда ребенок, оказавшийся в семье после детского дома, внезапно начинает проживать непрожитый период своей жизни. Вести себя инфантильно или, наоборот, со всеми скандалить. В этот момент он выходит на новый уровень развития. Такое бывает и в жизни домашних детей, когда внезапно ребенок проснулся, и «его подменили», как иногда говорят родители. В таком случае подумайте, какие ситуации он может проигрывать и переживать. Но опять же говоря о кризисах, я не призываю в этот момент относиться к ребенку, как к хрустальной вазе. Это скорее маркер, чтобы посмотреть, какие рамки и границы ребенок уже перерос, что в ваших отношениях хорошо, что не очень.
— Свести дебет с кредитом и выработать новую стратегию?
— Да, что-то оставить, что-то укрепить, что-то выкинуть.
— В кризисные периоды, где родителям найти силы, чтобы не орать на ребенка, а проявлять адекватность и терпение?
— Мы все люди, мы все иногда повышаем голос. В этом нет ничего страшного, критичного и безнадежного. И ребенок живет в семье живых людей. Если ребенок растет в семье роботов, то это уже другая сфера, иногда полуклиническая, потому что ребенку нужно откуда-то брать эмоции и понимать, как это. Соответственно, если уж орем, то просто объясняем почему. Если чувствуем себя виноватыми – извиняемся.
Очень здорово, если родители в этот период имеют что-то помимо детей или конкретно этого ребенка. Если отношения с супругом, супругой крепкие, надежные и основанные на взаимной любви, то это огромный и ценный ресурс. В этом случае мы не только воспитываем ребенка, но и живем своей полноценной жизнью, и все проблемы переживаются легче.
Родителям стоит искать для себя хобби, увлечения, получать удовольствие от жизни. Иначе ребенок получает все время «замордованных» родителей, которые занимаются только тем, что его воспитывают. В принципе, до добра это еще никого не доводило и никакие отношения не укрепляло.
— То есть неплохо было бы иметь разные жизненные сферы, чтобы успех в одной мог временно сгладить неудачи в другой?
— Да, поддержку близких людей, свои интересы, хобби, увлечения. Интересный родитель будет ребенку интересен, помимо всего прочего. Мама, которая занимается только тем, что воспитывает подростка, ждет его домой, кормит его и ругает, — о чем поговорить с такой мамой?
Родитель — не только и не столько воспитатель, а помимо всего прочего еще и напарник, человек, с которым можно поговорить, поделиться какими-то своими переживаниями. Спросить что-то, услышать другое мнение. Если родитель интересен как личность, то значительно выше шансы, что отношения с ребенком будут хорошие. Мы же все тянемся к интересным людям.
— Несколько слов на прощание….
— Чем больше популяризируется психология, тем, с одной стороны, родители, люди больше узнают, появляется шанс воспитывать ребенка более осознанно, чем это делали предыдущие поколения. С другой стороны, культ под названием «это же ребенок», тоже ни к чему хорошему не приводил. Поэтому разумность хороша везде и с точки обсуждения возрастных кризисов тоже. Мы можем понимать, что происходит с ребенком, но оттого, что мы понимаем, мы не всегда можем что-то объективно сделать. Поэтому, ко всему прочему, главное беречь себя и сохранять спокойствие, все равно для наших детей лучшие родители – это их родители.
Биографическая справка:
Александра ЧернышеваАлександра Чернышева – психолог-консультант, закончила факультет психологии СПбГУ кафедру Кризисных и экстремальных ситуаций.
С 2007 Александра ведет индивидуальные, групповые консультации и тренинги с детьми и подростками, а также координирует работу лагеря «Архитектура будущего». К сфере ее научных и практических интересов относятся следующие темы:
- «Уверенность в себе»,
- «Интеллектуальная успешность»,
- «Эффективность в общении».
Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «Архитектура будущего», где работает Александра:
0
0
0
0
0
Опубликовано Автор Елена РыженковаРубрики Психология и здоровьеПонимание детской травмы — что такое детская травма?
Краткие факты
По крайней мере, каждый седьмой ребенок сталкивался с жестоким обращением и/или безнадзорностью в прошлом году, и это, вероятно, заниженная оценка. В 2019 году в США от жестокого обращения и безнадзорности умерло 1840 детей.
Каждый день более 1000 молодых людей проходят лечение в отделениях неотложной помощи от травм, связанных с физическим насилием.
В 2019 году примерно каждый пятый старшеклассник сообщил, что за последний год подвергался издевательствам на школьной территории.
8% старшеклассников участвовали в драках на школьной территории один или несколько раз в течение 12 месяцев, предшествовавших опросу.
Каждый день около 14 молодых людей умирают в результате убийств, и более 1300 человек проходят лечение в отделениях неотложной помощи от травм, связанных с насилием.
Важно распознавать признаки травматического стресса и его краткосрочные и долгосрочные последствия.
Признаки травматического стресса у каждого ребенка могут быть разными. Маленькие дети могут реагировать иначе, чем дети старшего возраста.
Дети дошкольного возраста
- Страх разлуки с родителем/опекуном
- Много плакать или кричать
- Плохо питайся или похудей
- Видеть кошмары
Дети начальной школы
- Становятся тревожными или испуганными
- Чувство вины или стыда
- Трудно сосредоточиться
- Проблемы со сном
Дети среднего и старшего школьного возраста
- Чувствую себя подавленным или одиноким
- Развитие расстройств пищевого поведения или самоповреждающего поведения
- Начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками
- Вовлечься в рискованное сексуальное поведение
Система сигнализации тела
У каждого человека есть система сигнализации в теле, предназначенная для защиты от вреда. При активации этот инструмент подготавливает тело к борьбе или бегству. Будильник может быть активирован при любом предполагаемом признаке проблемы и заставить детей чувствовать себя напуганными, злыми, раздражительными или даже замкнутыми.
Здоровые шаги, которые дети могут предпринять, чтобы отреагировать на сигнал тревоги
- Распознать, что активирует сигнал тревоги и как реагирует их тело
- Решите, есть ли реальная проблема, и обратитесь за помощью к взрослому, которому доверяете
- Практикуйте глубокое дыхание и другие методы релаксации
Воздействие травмы
Воздействие детского травматического стресса может продолжаться далеко за пределами детства. На самом деле, исследования показали, что пережившие травму дети могут испытывать:
- Проблемы с обучением, в том числе более низкие оценки и более частое отстранение от занятий и исключение из школы
- Увеличение использования медицинских и психиатрических услуг
- Расширение участия в системах защиты детей и ювенальной юстиции
- Длительные проблемы со здоровьем (например, диабет и болезни сердца)
Травма является фактором риска почти всех нарушений психического здоровья и злоупотребления психоактивными веществами.
Есть надежда. Дети могут и восстанавливаются после травмирующих событий, и вы можете сыграть важную роль в их выздоровлении.
Важнейшей частью выздоровления детей является наличие системы поддерживающего ухода , доступ к эффективным методам лечения и системам обслуживания, основанным на информации о травмах.
Получите помощь прямо сейчас
SAMHSA Behavioral Health Treatment Services Locator
Национальная сеть помощи детям, страдающим от травматического стресса: получите помощь сейчас
Healthcare Toolbox: Basics of Trauma-Informed Care
Не все дети переживают детский травматический стресс после травматического события . При поддержке многие дети могут выздороветь и развиваться.
Будучи заботливым взрослым и/или членом семьи, вы играете важную роль.
Запомнить:
- Убедите ребенка, что он или она в безопасности.
- Объясните, что он или она не несет ответственности. Дети часто винят себя за события, которые полностью находятся вне их контроля.
- Будьте терпеливы. Некоторые дети выздоравливают быстро, в то время как другие восстанавливаются медленнее. Убедите их, что им не нужно чувствовать себя виноватыми или плохо относиться к каким-либо чувствам или мыслям.
- Обратитесь за помощью к обученному специалисту. При необходимости специалист в области психического здоровья, обученный доказательному лечению травм, может помочь детям и семьям справиться с ситуацией и двигаться к выздоровлению. Попросите направление к педиатру, семейному врачу, школьному консультанту или члену духовенства.
Посетите следующие веб-сайты для получения дополнительной информации:
- Травмы и насилие
- Национальная сеть детского травматического стресса
Что делать, если ваш ребенок находится в кризисной ситуации
Признать, что ваш ребенок переживает кризис психического здоровья, может быть непросто. Вы можете не знать, что представляет собой кризисная ситуация, а не «плохой день» или «фаза». Вы можете испугаться — возможно, вы не знаете, как защитить своего ребенка. Добавьте к этому сложную систему школьного образования и здравоохранения, а также нехватку ресурсов для людей, борющихся с кризисом психического здоровья, и легко впасть в уныние.
Не забывайте доверять своим инстинктам. Вы эксперт по своему ребенку. Даже в этой сложной ситуации можно быть уверенным, что вы любите их больше всего, знаете их лучше всех и сделаете все необходимое, чтобы обезопасить своего ребенка.
Что такое кризис?
Кризис психического здоровья возникает, когда ваш ребенок рискует причинить вред себе или другим, или если его эмоции и поведение кажутся чрезмерными и неконтролируемыми.
Предупреждающие признаки кризиса психического здоровья могут включать:
- Выражение суицидальных мыслей либо посредством явных заявлений, таких как «Я хочу умереть», либо более расплывчатых заявлений, таких как «Я не хочу больше здесь находиться»
- Угрозы причинить вред другим или себе
- Самоповреждающее поведение, такое как нанесение порезов или ожогов
- Выражение сильного возбуждения и агрессии, в том числе физической агрессии, порчи имущества, враждебности и т. п.
- Галлюцинации или бред
- Изоляция от друзей и семьи
Как действовать
Если вы подозреваете, что ваш ребенок находится в кризисной ситуации, вам нужно будет принять некоторые решения. Как вы поступите, зависит от того, находятся ли они в непосредственной опасности, и от ресурсов, доступных в вашем сообществе.
Непосредственная опасность
Если вы чувствуете, что жизнь вашего ребенка или чья-либо жизнь находится в опасности, это чрезвычайная ситуация — вы должны принять немедленные меры для обеспечения безопасности всех. Позвоните 911 (или на местную экстренную линию) или обратитесь в ближайшее отделение неотложной помощи. Ни в коем случае нельзя оставлять их одних.
Советы по телефону 911
- Сообщите операторам службы экстренной помощи, что у вашего ребенка кризис психического здоровья. Во многих сообществах есть специалисты по оказанию помощи, обученные оказывать поддержку молодежи, переживающей кризис психического здоровья, поэтому важно, чтобы у них была эта информация.
- В частности, спросите, есть ли детская кризисная команда. Эти специалисты обучены вмешиваться в такие ситуации.
- Предоставьте как можно больше подробностей о ситуации.
Нет непосредственной опасности
Если вы уверены, что ваш ребенок не подвергается непосредственной опасности и что вы можете справиться с ситуацией, рассмотрите следующие шаги. Имейте в виду, что даже если это не физическая «чрезвычайная ситуация», это все же срочная ситуация, которую следует решать как можно быстрее.
- Создайте для них безопасное пространство, чтобы они могли говорить о своих чувствах и активно слушать. Задавать вопросы — это нормально, но самое главное — убедите их, что вы здесь, чтобы поддержать и помочь им.
- Если ваш ребенок уже получает психиатрическую помощь, обратитесь к его психиатру или терапевту. Они могут подсказать, что делать дальше, включив свои знания о вашем ребенке и текущей ситуации.
- Если ваш ребенок в настоящее время не получает лечения, ему потребуется оценка психического здоровья. Связь со службами охраны психического здоровья для детей может быть сложной задачей, но врачи первичной медико-санитарной помощи часто могут проводить обследования и направления.
- Свяжитесь с горячей линией или текстовой линией, которая предоставляет услуги и ресурсы кризисного вмешательства, например, Crisis Text Line или National Suicide Prevention Lifeline.
- Заблаговременно разработайте план действий в кризисной ситуации, чтобы определить план действий, если психическое здоровье вашего ребенка когда-либо обострится до чрезвычайной ситуации. Частью создания этого антикризисного плана является определение того, как обеспечить безопасность других детей в вашем доме во время такого рода чрезвычайной ситуации.
Ресурсы
- Национальная горячая линия по предотвращению самоубийств
Национальная горячая линия по предотвращению самоубийств (The Lifeline) по телефону 1-800-273-TALK (8255) имеет кризисных специалистов, которые помогут вам и доступны круглосуточно и без выходных. - Кризисная текстовая линия
Вы можете отправить текстовое сообщение кризисному консультанту, который доступен круглосуточно и без выходных - Горячая линия лечения SAMHSA 800-662-HELP (24/7)
- Онлайн-поиск лечения SAMHSA
- Руководство по преодолению кризиса психического здоровья
Предоставляет важную, потенциально спасительную информацию для людей, переживающих кризис психического здоровья, и их близких. В этом руководстве описывается, что может способствовать кризису, предупреждающие признаки того, что кризис зарождается, стратегии, помогающие снизить эскалацию кризиса, доступные ресурсы и многое другое. - NAMI Basics OnDemand
NAMI Basics OnDemand — это бесплатная образовательная онлайн-программа, состоящая из шести занятий, для родителей, опекунов и других членов семьи, которые ухаживают за молодежью, испытывающей симптомы психического заболевания. Основы NAMI OnDemand — это адаптация очного курса, предлагаемого в 43 штатах филиалами NAMI.