Разное

Какова роль семьи в воспитании детей: Роль семьи в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании ребенка

Семья в жизни ребенка занимает первое место и в качестве уникального в своем роде института воспитания и в качестве главного объекта для подражания и в качестве авторитета практически по всем вопросам. В семье ребенок проводит больше времени, чем в школе и на улице, она для него является единственным пристанищем и его надеждой и опорой в жизни, в ней закладываются основы личности и характера ребенка. Но семья может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на его воспитание. Ничто так положительно не влияет на воспитание ребенка, как семья и в то же время ничто не наносит такого вреда, какой может нанести семья.

Родители и близкие родственники могут оказать положительное влияние на психику ребенка только в том случае, если в семье царит положительная атмосфера уважения, любви и согласия. Медики заметили, что у разведенных или находящихся в ссоре родителей дети чаще страдают заболеваниями, связанными с нарушением давления и сердцебиения. Дети внешне стараются не проявлять своих чувств, вынуждены скрывать их от своих сверстников в школе, но внутренне очень переживают разрыв родителей. Для ребенка разрушение семьи значит разрушение его собственного маленького мира, в котором он появился на свет и стал личностью.

Наряду с одинокими мамами редко, но встречаются и одинокие папы с детьми. Неполные семьи, в которых ребенок даже не знает кто его отец или мать, не могут дать ребенку полноценное и гармоничное развитие и воспитание. В таких семьях превалирует определенное субъективное отношение к противоположному полу и хорошо, если ребенку отца или мать может хотя бы частично заменить бабушка или дедушка. А если нет, то в поведении и в характере таких детей наблюдается определенная психологическая и эмоциональная неполноценность, которая со временем перерастает в стиль жизни.

Но и в полных семьях могут быть проблемы, если один из членов семьи ведет себя неадекватно. У родителей, которые отличаются несдержанностью, грубостью и дети вырастают такие же. Есть еще так называемая избалованность, присущая, как правило, семьям с одним ребенком. Такому ребенку обычно уделяется максимум внимания, его все любят, позволяют любые шалости и исполняют любые капризы. В результате вырастает черствый и циничный человек, уверенный в том, что весь мир вокруг создан только для удовлетворения его желаний.

В то же время излишняя строгость в воспитании также совершенно неуместна, поскольку воспитывает безвольную и послушную личность. Постоянные запреты могут вызвать у ребенка и совершенно противоположную реакцию. Как известно, запретный плод сладок, а посему ребенок будет нарушать запреты тайком. Мало того, что этим он может нанести вред своему здоровью, но это может еще и плохо отразиться на его психике, поскольку постоянная скрытность и ложь сделают его раздражительным и неуравновешенным.

Для воспитания детей в семье очень важно сотрудничество, общение и сопереживание. Ребенок должен видеть в родителях неравнодушных собеседников и помощников, но не хладнокровных надзирателей. При этом ребенок должен уважать своих родителей, считаться с их мнением. Добиться этого непросто, особенно если родители неискренни в своих чувствах и поступках. Надо всегда быть честными со своими детьми. Если отец или мать хотя бы раз слукавят, то и ребенок будет лгать без зазрения совести. Если отец и мать допустят ложь между собой, то ребенок вскоре начнет манипулировать их отношениями и шантажировать их по очереди, добиваясь своего от каждого из них.

Итак, для правильного семейного воспитания, основанного на сотрудничестве, важно соблюдать несколько правил.
1) Взаимопонимание. Родители должны понимать детские проблемы своего ребенка, смотреть на них его глазами;
2) Честность. Лгать и лукавить нельзя ни при каких обстоятельствах;
3) Сдержанность. Родители должны быть рассудительны и сдержанны в своих поступках и ни в коем случае не должны вымещать свое плохое настроение на ребенке;
4) Искренность. Ребенок очень хорошо чувствует лицемерие и не прощает его никому;
5) Внимание. Нельзя ни в коем случае оставлять детей без опеки и внимания.

Если родители будут соблюдать все эти правила, то процесс воспитания не потребует от них каких-либо усилий, дети сами будут учиться вести себя правильно на примере и при поддержке своих родителей. Очень часто несоблюдение от этих правил приводит к различным отклонениям в воспитании. Часто возникает диктат со стороны родителей, это форма сильной власти, но не воспитания. Родители должны предъявлять требования к детям, но насилие может столкнуться с сопротивлением, а в итоге приведет к протесту и озлоблению. Если сопротивление будет подавлено, то будет подавлена и сама личность. Еще чаще наблюдается попустительство и равнодушие. Нельзя пускать процесс воспитания на самотек. Ребенок должен быть уверен в том, что он небезразличен своим родителям.

Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – СтудМир


В современном мире почти каждый десятый житель нашей планеты испытывает определенные ограничения нормальной жизнедеятельности. Они могут быть обусловлены физическими или психическими нарушениями и дефектами. Даже существенный прогресс науки и медицины не смог остановить рост количества людей, страдающих от этих расстройств. Это в полной мере касается и детей – ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) у них также встречаются достаточно часто.

Семья, безусловно, выступает наилучшей средой для полноценного развития личности ребенка, в особенности, если ребенок ограничен в своих физических способностях. Исходя из этого, таким детям необходимо уделять больше внимания и заботы, а также общения как вербального, так и невербального характера. Следует отметить, что ребенок с ОВЗ никогда не должен рассматриваться как «тяжелая ноша» для его родителей или других близких родственников. Если такой этот ребенок воспринимается близкими родственниками как полноценный член семьи, то проявляемая забота и любовь позволяет легче преодолевать жизненные трудности, с которыми он сталкивается на своем пути. Любящая семья становится для ребенка с ОВЗ не только надежной опорой, но и источником надежды и радостных эмоций.

Заинтересованность родителей в воспитании ребенка с ОВЗ значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия заинтересованности родителей в воспитании, а также в силу других причин дети с ОВЗ часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Такие семьи могут усиливать существующее давление на ребенка со стороны общества отчуждением в собственной семье.

Институт семьи является не просто биологическим или социологическим фактором развития ребенка. Родители несут ответственность за духовное развитие своих детей, их взгляд на жизнь и восприятие самой жизни как драгоценного дара, который дается только один раз каждому человеку. По этому поводу можно сказать, что основной задачей семьи, где есть дети с ОВЗ, является сохранение любви к жизни и любви к другим людям. В семье ребенок должен чувствовать, что его любят, ценят и заботятся о нем. Родители должны беспокоиться о том, чтобы семейная жизнь приносила радость и счастье. Нельзя всегда сосредотачиваться на недостатках. Необходимо постоянно искать и выделять что-то хорошее у ребенка, пытаться развивать хорошие привычки.

Именно в семье ребенок должен чувствовать себя в безопасности, то есть защищенным от окружающих неурядиц и трудностей. Родители должны научить ребенка различать понятия добра и зла. Они должны прививать ему только добрые черты, которые помогут проявлять сочувствие и любовь к другим людям.

Дети с ОВЗ чаще других страдают именно из-за неприятия и эмоционального отчуждения в семье. Семьи, где есть дети с особыми потребностями, характеризуются различными типами негармоничного воспитания и низким уровнем общения. Такой семейный стереотип может привести к своеобразным чертам личности ребенка с ОВЗ, а именно высокой степени зависимости от семьи, слабым навыкам внешних социальных взаимодействий, элементам аутичного поведения, преувеличению собственных недостатков, развитию различных страхов.

Некоторые родители не могут принять тот факт, что их ребенок имеет инвалидность. Они пытаются оспорить этот факт, то есть избежать реальности. Но, избегая ее, родители только ухудшают ситуацию. С другой стороны, они могут всю жизнь винить себя или других в том, что их ребенок родился с определенной инвалидностью. Только это не поможет решить проблему и преодолеть все трудности, которые возникают на их жизненном пути.

Иногда родители не способны адаптироваться к реальности. Они не пытаются способствовать тому, чтобы их ребенок вырос полноценной личностью, независимой и самостоятельной. Случается, что родители проявляют гиперопеку в отношении своих детей с ОВЗ. На первый взгляд здесь нет ничего плохого, но, если посмотреть глубже на это, то можно увидеть, что таким поведением они не позволяют своему ребенку нормально развиваться.

Тот факт, что родители делают все за ребенка, не способствует развитию его автономии. Родители должны сделать все, чтобы их ребенок был счастливым и жил полноценной жизнью, не ощущал разницы между ним и другими детьми. Поэтому перед родителями возникает важная задача – сформировать мировоззрение своего ребенка таким образом, чтобы он почувствовал себя настоящей личностью, которая может свободно выбирать, что для нее важно, а что – нет. Вера в своего ребенка, в ее будущее, уважение к его потребностям, желаниям, планам, действиям помогают развитию детской инициативы и мирозданию.

Именно родители ребенка и другие близкие члены семьи играют решающую роль в становлении и развитии личности ребенка, который во взрослой жизни займет активную жизненную позицию, будет способен принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свою жизнь и своих близких.

Рождение ребенка еще не означает рождение личности, поскольку ее формирование происходит именно в человеческом окружении, когда члены общества непосредственно взаимодействуют друг с другом. К ближайшему окружению новорожденного относятся его родственники по крови, которые всегда рядом (родители, братья и сестры, бабушки, дедушки). На развитие детей (в особенности детей с ОВЗ, поскольку они испытывают большую зависимость от семьи) имеет значительное влияние эмоциональный фон семьи, включающий комплекс переживаний ее членов, перемены настроения, эмоциональное взаимодействие, аффекты, проявления чувств и взаимного уважения.

Постоянное взаимодействие и общение детей с взрослыми выступает в качестве важнейшего фактора полноценного психического развития для детей раннего возраста. При этом общение взрослых с детьми, которые имеют определенные нарушения развития, должно помочь ребенку осознать себя в обществе взрослых и детей, стимулировать интерес к окружающему миру и обогатить их представления об устройстве общественной жизни и природных явлениях. Также общение взрослых и детей позволяет сформировать определенные положительные свойства личности, такие как ответственность, инициативность и самостоятельность.

Для детей с ОВЗ важным фактором эффективности воспитательного процесса является привлечение профессиональных специалистов. Родителям ребенка необходимо постоянно взаимодействовать с социальными работниками, предоставляющими консультации. Помощь профессионалов позволяет родителям более легко преодолевать эмоциональные проблемы, которые неизбежно возникают во время воспитания.

Семьи детей с ОВЗ также нуждаются в адекватной поддержке со стороны представителей общества, поскольку внешнее окружение и его отношение также имеет большое значение в воспитании и развитии детей. Если окружающие не готовы принять таких детей в качестве полноценных членов общества, то это будет негативно отражаться на их дальнейшем становлении и развитии как личности. Они просто могут запереться и больше никогда не общаться с другими. Поэтому, надо принимать и включать этих детей в общество, где они смогут раскрыться и проявить свои таланты, потому что каждый человек имеет определенные способности.

Важным является раннее выявление проблем и попытки решить их на ранних стадиях. Ведь намного легче вылечить и что-то поправить с самого начала и не ждать, когда все станет еще хуже.

Каждая семья должна лелеять определенные ценности: моральные, духовные, гражданские и другие. Ни один человек не может быть действительно счастливым семья является основой для развития полноценной личности.

Таким образом, родители ребенка с ОВЗ сталкиваются с необходимостью решения очень важной и сложной проблемы – оказать своему ребенку необходимую помощь и поддержку для того, чтобы развить его таланты и способности, которые необходимы для дальнейшего успешного развития. Особая важность этой задачи связана с тем, что дети, которые имеют проблемы с физическим или психическим здоровьем и развитием, должны как-то компенсировать существующие недостатки. Родителям следует не отделять своего ребенка от окружающих, а показать, что их ребенок также заслуживает уважения и не хуже других детей.

Другим важным фактором гармоничного развития личности ребенка с ОВЗ выступает духовная и эмоциональная атмосфера его семьи. Именно семья должна стать основой для формирования у ребенка таких важных человеческих ценностей, как доброта, любовь, сострадание, взаимопомощь, искренность, и др.

Дальнейших исследований и изучения требует вопрос формирования семейных ценностей в семьях с детьми с ОВЗ. В ситуации, когда дело касается семей, имеющих детей с ОВЗ, воспитание в домашних условиях становится не только ключевым и определяющим фактором социализации ребенка, но и является надежным фундаментом его успешной социальной интеграции и самостоятельной взрослой жизни.

Рождение ребенка с ОВЗ чаще всего переживается родителями как неожиданное событие. Разные авторы достаточно единодушны в описании наиболее общих характеристик родительских реакций, к которым относят: отрицание, гнев, чувство вины, эмоциональную адаптацию.

Принятие больного ребенка – очень сложный и неоднозначный по своему содержанию процесс у разных родителей, что зависит не столько от характера заболевания ребенка, сколько от особенностей личности матери и отца.

Исследователи отмечают, что иррациональный страх за ребенка дополняется таким же иррациональным чувством вины перед ней. В большей степени переживают чувство вины матери. Это чувство в определенной степени распространяется и на мужчину.

В. М. Сорокин в своем исследовании вопросов кризисных переживаний родителей детей с отклонениями в развитии приводит информацию о том, что у 70% матерей наблюдается двойственное восприятие собственного ребенка. Противоречивость чувств и эмоций объясняется тем, что ребенок одновременно выступает в роли объекта любви, и, вместе с этим, в роли объекта страданий и переживаний. Последнее выступает причиной перманентных приступов раздражения и агрессии в отношении ребенка. Также мать может испытывать необъяснимую тревогу, постоянно чувствуя приближение мнимой опасности.

Более чем треть опрошенных матерей отмечают, что испытывают чувство стыда за собственного ребенка, которое, как правило, провоцируется недоброжелательным отношением окружающих людей. Чувство стыда и вины перед собственным ребенком формируются также под воздействием внутренних переживаний и ощущения своей неполноценности как матери.

Практика подтверждает, что в большинстве случаев родители нуждаются в квалифицированной психологической поддержке, которая позволяет предотвратить неадекватное отношение к больному ребенку на ранней стадии. Поддержка также поможет не допустить фиксацию такого состояния, что значительно усложняет процесс психического развития ребенка даже в большей мере, чем сама болезнь.

Профессиональные услуги по поддержке семьи также играют жизненно важную роль в укреплении социальной интеграции и способствуют условиям, которые позволяют детям переживать тяжелые семейные обстоятельства, участвовать и получать какую-то пользу от определенной деятельности.

Анализ имеющейся психологической литературы по проблеме показал, что семьи, которые воспитывают ребенка с ОВЗ, как правило, рассматриваются через призму особенностей развития ребенка и проявлений его инвалидности. «Образ ребенка» и обусловленная этим степень несоответствия ему конкретного ребенка в значительной степени определяется общественными ценностями и установками. Так, в частности, культура современного общества ориентирована на социальные достижения личности, большой уровень участия человека в социальных коммуникациях, его интеллектуальном развитии и достижениях.

Такие социокультурные установки и общественные ценности только усугубляют ситуацию психических нарушений у ребенка, которая также является сильной психологической травмой его родителей. Положение семьи ухудшается в связи с зачастую негативным отношением общества к людям с психическими отклонениями. Переживания, связанные с болезненным состоянием ребенка, усиливаются под воздействием внешней среды, и у многих родителей на фоне этого возникает чувство стыда, вины и смущения за собственного ребенка. В связи с этим, некоторые родители предпочитают скрывать от окружающих информацию о том, что их ребенок имеет отклонения в развитии.

Жизнедеятельность таких семей характеризуется рядом нарушений, среди которых выделяют следующие:

а) нарушение социальных коммуникаций с родными и близкими, друзьями, врачами и социальными работниками, замкнутость и отгороженность от внешнего мира, неадекватная реакция на медицинские профессиональные рекомендации, частые конфликты;

б) нарушение отношений внутри семьи, в частности между супругами. Как правило, в данном случае установка отца меняется более явно: отец испытывает более сильные переживания о болезни ребенка и что он пребывает в положении «заброшенного»;

в) нарушение репродуктивных установок, существовавших ранее в данной семье: случае даже незначительного риска рождения ребенка с аналогичной патологией супруги решают больше не иметь детей;

г) формирование негативных установок в отношении дальнейшего лечения и воспитания ребенка с патологией. Необратимость поставленного диагноза и его последствия в будущем могут принять далеко не все родители и тем более не одномоментно.

В процессе взаимодействия с родителями является наличие у них психологических защит. От психологических защит зависит общее психическое благополучие человека. Защиты отличаются своим взглядом в прошлое, а значит, ригидностью, повторяемостью, инфантильностью, ориентированностью на незавершенные дела детства, которые психика никогда не сможет завершить в связи с социальными табу.

Защитные механизмы могут искажать факты как внутренней, так и внешней реальности. Например, «Я» может защищать себя как незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, так и незнанием о существовании внешних объектов. Семьи, которые воспитывают детей с особыми потребностями, так или иначе должны сотрудничать со специалистами разных областей (медицинский персонал, психологи, дефектологи и др.).

Проблемой является то, что чаще всего родители не хотят принимать какую-либо помощь от окружающих. Подобное поведение со стороны родителей может порождать определенные проблемы в процессе лечения и непосредственно воспитание ребенка. Родители, имеющие детей с особыми потребностями, чаще всего считают, что воспитание ребенка является их личной проблемой и поэтому отказываются от любой помощи окружающих.

У детей с ОВЗ следует обязательно необходимо сформировать определенные ценности, в том числе:

  • взаимное уважение, т. е. человек должен рассматриваться как важнейшая ценность и получать соответствующее отношение;
  • толерантность, предполагающая сдержанное отношение к представителям других культур, национальностей, социальных слоев и пр.;
  • осознание своей принадлежности к обществу;
  • необходимость развития талантов каждого конкретного человека, поскольку все имеют определенные способности, которые следует выявлять и развивать в течение всей жизни;
  • взаимопомощь, являющаяся неотъемлемой частью социальных отношений,  поскольку благодаря ей формируется доверие, дружба и надежные отношения между людьми; возможность учиться у других, которая является залогом успеха образовательного и воспитательного процесса;
  • возможность оказывать помощь и поддержку себе и другим людям в социуме.

Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что именно семья играет ключевую роль в развитии детей с ОВЗ. Она имеет прямое влияние на эффективность процессов укрепления здоровья и правильного воспитания подрастающих членов общества.

С особенностями социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ.


Список использованных источников

1.     Киприянова Е.А. Формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Киприянова // Концепт. 2015. №1.

2.     Макаров А. О. Педагогические условия социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ОВЗ / А. О. Макаров // Педагогическое образование в России. 2015. №4

3.     Титова, Г.Ю. Социальная педагогика: учебное пособие. [Текст] / Г.Ю. Титова, Н.В. Логинова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2012. – 356 с.

4.     Хайрудинова Р. И. Развитие личностных ресурсов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной адаптации ребенка в инклюзивной среде / Р.И. Хайрудинова  // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №11.

Основная роль семьи в содействии развитию детей – вопросы воспитания и семейного многообразия

Диана Лэнг

Семья занимает центральное место в жизни детей, потому что именно через опыт общения с семьей дети узнают о себе и окружающем мире. «Член семьи» используется здесь для определения людей, которые несут основную ответственность за ребенка, включая родителей, членов расширенной семьи, опекунов и приемных семей. Семейные структуры, процессы и функции должны быть оценены, чтобы понять, какую роль члены семьи играют в детских результатах. [1]

Семейные структуры

Рисунок 1. Семья с двумя родителями и двумя детьми. (Фото: Эмма Баусо, лицензия Pexels)

«Семейные структуры» определяют членов домохозяйства, связанных кровными или юридическими узами; эта концепция обычно предполагает, что в домохозяйстве проживает по крайней мере один ребенок в возрасте до 18 лет. Конкретные структуры включают двух родителей, родителей с одним родителем и «живущих без родителей» (например, бабушки и дедушки или другие родственники, воспитывающие ребенка, семьи, предоставляющие приемную семью, и детей, живущих в специализированных учреждениях), смешанные семьи, семьи с одним родителем и партнером. семьи (например, совместно проживающие пары), семьи с несколькими поколениями, двуядерные семьи и приемные семьи.

Бюро переписи населения США использует следующие определения «семейных структур»:

  • Нуклеарная семья: ребенок живет с двумя состоящими в браке биологически родственными родителями и только с полнородными братьями и сестрами, если они есть.
  • Сожительствующие семьи: родитель ребенка живет по крайней мере с одним взрослым противоположного пола, не состоящим в родстве. Этот дополнительный взрослый может быть или не быть биологическим родителем ребенка.
  • Однополые сожительства/женатые семьи:
    родитель ребенка живет по крайней мере с одним взрослым, не состоящим в родстве. Дополнительный взрослый может быть или не быть биологическим родителем ребенка.
  • Приемные семьи и смешанные семьи (термины используются взаимозаменяемо): детей, проживающих в домохозяйстве, образованном в результате повторного брака, в результате которого дети живут с одним биологически родственным родителем или без него. Наличие сводного родителя, сводного брата, сестры или сводной сестры определяет семью как смешанную. [2]

Семейные процессы

«Семейные процессы» — это способы внутреннего функционирования семьи для управления когнитивными, социальными и эмоциональными событиями. Примеры включают в себя то, как семьи адаптируются, общаются, справляются, решают проблемы, воспитывают детей, принимают решения, планируют и руководят.

[3]

Рисунок 2 . Этот младенец, получающий прививки, предоставляется способами, которые не все семьи могут себе позволить. (Фото: Больница Марии Иммакулата, CC BY-SA 4. 0)

Семейные функции

Многие «семейные функции» аналогичны родительским задачам, целям и обязанностям. Однако важно понимать, как «семейные функции» и родительские обязанности влияют друг на друга. Ниже приводится список несколько универсальных семейных функций (например, почти все семьи во всех странах мира имеют некоторые из них общие):

  • Экономическая поддержка : обеспечение основных потребностей, таких как пища, кров, одежда и т. д.
  • Эмоциональная поддержка t: обеспечение любви, комфорта, близости, общения, заботы, принадлежности и т. д.
  • Социализация детей : воспитание детей, воспитание детей, помощь детям в реализации своих способностей в обществе.
  • Контроль сексуальности : определение и управление тем, когда и с кем (например, в браке) происходит сексуальность.
  • Размножение : содействие продолжению общества и потомству.
  • Приписанный статус : обеспечение социальной идентичности (например, социальный класс, раса, этническая принадлежность, родство, религия и т. д.) [4]

  1. Хаммонд Р., Чейни П. и Пирси Р. (2015) Социология семьи . Рокки Ридж Пресс. http://freesociologybooks.com/Sociology_Of_The_Family/01_Changes_and_Definitions.php ↵
  2. Бюро переписи населения США. (2019). Исторические жилищные условия детей . Получено с https://www.census.gov/data/tables/time-series/demo/families/children.html ↵
  3. Пэсли, К., и Петрен, Р. Э. (2015). Структура семьи. В Encyclopedia of Family Studies , CL Shehan (Ed.) John Wiley & Sons, Inc. Р. (2015). S Оциология семьи во введении в учебник социологии . Рокки Ридж Пресс. Получено с http://freesociologybooks.com/Sociology_Of_The_Family/01_Changes_and_Definitions.php ↵

Важность семьи (5 веских причин)

| Почему семья важна в нашей жизни | Как построить дружную семью |

Наши семьи — одна из самых важных вещей в нашей жизни. Исследователи заметили, что во всех обществах, которые они изучали, семья играет решающую роль в успехе людей.

Влияние семьи на маленьких детей может длиться всю жизнь во многих отношениях. Здоровые семьи являются строительными блоками здорового общества.

Важность семьи

Семья – ключ к успеху в жизни

Исследование Гарвардского университета, проведенное в 1938 году, пыталось раскрыть секрет воспитания успешных детей.

268 студентов мужского пола из Гарварда в течение 70 лет отслеживались в рамках Гарвардского исследования грантов, первого в своем роде. Анализировалось их психическое и физическое здоровье, а также их успехи и неудачи.

Один четкий вывод – семья важна, потому что успешная и счастливая жизнь зависит от наличия любящей семьи и здоровых отношений ​1​ .

Семейные отношения закладывают основу будущих отношений

Люди — социальные существа. Мы устроены, чтобы общаться с другими и процветать в крепких отношениях.

Первые отношения детей с родителями.

В раннем возрасте у ребенка формируется прочная связь с родителями, которая формирует его взгляд на себя и других. Крепкие отношения между родителями и детьми помогают детям развить чувство безопасности.

Качество этих близких отношений будет влиять на способность ребенка формировать и поддерживать отношения во взрослой жизни. Если эта связь сильна, ребенок с большей вероятностью будет успешно ориентироваться и формировать значимые будущие отношения ​2​ .

Семья может изменить развитие мозга

Ранний опыт ребенка создает прочную или хрупкую основу для поведения, обучения и здоровья. Для детей младшего возраста семейная жизнь составляет большую часть их раннего опыта, а родители являются их первыми учителями и образцами для подражания.

Детский мозг развивается с течением времени, снизу вверх. Стабильные, заботливые и отзывчивые родители, а также положительный семейный опыт способствуют здоровое развитие архитектуры детского мозга .

Здоровая семья, состоящая из хороших родителей, связана с лучшей эмоциональной регуляцией, послушанием, успеваемостью, социальной компетентностью и устойчивостью ​3​ .

Семья может укрепить психическое здоровье и благополучие

В подростковом возрасте влияние сверстников начинает затмевать влияние родителей, но сила семьи продолжает играть важную роль в формировании развития подростков.

Наличие крепкой семьи с позитивными отношениями связано с более низким уровнем подростковой депрессии и правонарушений ​4​ . Психологические расстройства, экстернализирующее поведение и депрессия среди подростков значительно уменьшаются при поддержке родителей. Умеренные уровни контроля и мониторинга также, по-видимому, предотвращают антиобщественное поведение подростков ​5​ .

Исследования также показывают, что хорошие семейные традиции укрепляют у подростков чувство идентичности и повышают самооценку . Положительные семейные связи приводят к более низкому уровню расстройств поведения и более сильному чувству семейной сплоченности, что помогает им переносить трудные времена и разрушения ​6​ .

С другой стороны, негативные семейные отношения в неблагополучных семьях в подростковом возрасте отрицательно сказываются на импульсивном контроле подростков ​7​ и на их психическом и эмоциональном здоровье во взрослом возрасте ​8​ .

Здоровые отношения в семье предсказывают удовлетворенность жизнью

Семья продолжает оказывать важное влияние на жизнь ребенка по мере его взросления.

В исследовании Университета штата Индиана изучались уровни удовлетворенности жизнью на различных этапах взрослой жизни, начиная с раннего (22–34 года) и заканчивая поздним (65 лет и старше). Они обнаружили, что прочная семейная жизнь была одним из самых сильных предикторов удовлетворенности жизнью на каждом этапе 9 .

Психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью тесно связаны между собой ​10​ . Качественное времяпрепровождение с семьей и совместное участие в семейных мероприятиях может оказать положительное влияние на психическое благополучие.

Взрослые дети, состоящие в браке, сообщают о высоком уровне удовлетворенности жизнью, когда они получают эмоциональную поддержку от своих супругов, которые теперь также являются частью их семьи ​11​

Как построить дружную семью

поддержка семьи

Семьи удовлетворяют не только основные потребности детей, но и эмоциональные потребности. Любимый человек может стать источником силы в трудную минуту.

Показать детям безусловную любовь — один из лучших способов создать для них систему поддержки. Это их убежище, поэтому они знают, что всегда могут вернуться домой.

Улучшите общение

Открытое общение является ключом к установлению тесных связей.

Хорошее общение означает, что каждый должен иметь возможность высказаться, включая детей. Они могут вести открытые дискуссии и честно и уважительно делиться своими мыслями друг с другом.

Успешная семейная динамика зависит от уважения мыслей и чувств друг друга и компромиссов, когда это необходимо. Каждый член семьи чувствует себя связанным и частью чего-то большего, чем он сам.

Берегите время семейного обеда

Исследования семейных обедов и семейного времяпрепровождения постоянно показывают, что совместный прием пищи в семье коррелирует с больше положительными и меньшим количеством отрицательных результатов у детей ​12​ .

Частые семейные приемы пищи связаны с лучшим общением, потреблением пищи, успеваемостью в школе и психическим здоровьем, особенно у подростков ​13​ . Кроме того, это помогает предотвратить поведение детей с высоким риском, такое как злоупотребление психоактивными веществами, насилие, половые сношения и отсев из школы ​14​ .

Проводите больше времени вместе

Важность совместного времяпрепровождения всей семьей невозможно переоценить, но это должно быть качественное время.

То, что мы чаще проводим вместе, не улучшает отношения. Если бы это было правдой, у всех нас были бы идеальные отношения после изоляции. Важнее то, как мы проводим это время.

Качественное времяпрепровождение — это больше, чем просто развлечения. Выделить время, чтобы побыть со своим ребенком и помочь ему в трудные времена, также являются хорошими способами провести время с пользой.

Ссылки

  1. 1.

    Woodhams V, de Lusignan S, Mughal S, et al. Триумф надежды над опытом: обучение на основе вмешательств по сокращению госпитализаций, которых можно было бы избежать, выявленных в рамках Академической сети здравоохранения и социальной помощи. BMC Health Serv Res . Опубликовано в сети 10 июня 2012 г. doi: 10.1186/1472-6963-12-153

  2. 2.

    Симпсон Дж.А., Роулз В.С. Привязанность и отношения: вехи и будущие направления.

    Журнал социальных и личных отношений . Опубликовано в Интернете в марте 2010 г .: 173–180. дои: 10.1177/0265407509360909

  3. 3.

    Шонкофф Дж.П., Ричмонд Дж.Б. Инвестиции в развитие детей младшего возраста закладывают основу для процветающего и устойчивого общества. В: Энциклопедия раннего развития детей . .; 2009: 1-5.

  4. 4.

    ASELTINE RH, GORE S, COLTEN ME. Сочетание депрессии и злоупотребления психоактивными веществами в позднем подростковом возрасте. Дев Психопат . Опубликовано в Интернете в сентябре 1998 г .: 549–570. дои: 10.1017/s0954579498001746

  5. 5.

    Гриффин К., Ботвин Г., Шайер Л., Диас Т., Миллер Н. Практика воспитания как предиктор употребления психоактивных веществ, правонарушений и агрессии среди молодежи из числа городских меньшинств: сдерживающее влияние структуры семьи и пола.

    Поведение психозависимого . 2000;14(2):174-184. doi:10.1037//0893-164x.14.2.174

  6. 6.

    Hair EC, Moore KA, Garrett SB, Ling T, Cleveland K. Неизменная важность качественных отношений между родителями и подростками в позднем подростковом возрасте. J Исследование подросткового возраста . Опубликовано в Интернете в марте 2008 г .: 187–200. doi:10.1111/j.1532-7795.2008.00556.x

  7. 7.

    Айзенберг Н., Чжоу К., Спинрад Т.Л., Валиенте С., Фабес Р.А., Лью Дж. Отношения между позитивным воспитанием, детским усилием контроля и проблемами экстернализации: трехволновое лонгитюдное исследование. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете в сентябре 2005 г .: 1055-1071. doi:10.1111/j.1467-8624.2005.00897.x

  8. 8.

    Fosco GM, Caruthers AS, Dishion TJ. Шестилетний прогностический тест качества подростковых семейных отношений и путей активного контроля к формирующемуся социальному и эмоциональному здоровью взрослых.

    Журнал семейной психологии . Опубликовано в Интернете в августе 2012 г .: 565–575. дои: 10.1037/a0028873

  9. 9.

    Медли МЛ. Удовлетворенность жизнью на четырех этапах взрослой жизни. Int J Aging Hum Dev . Опубликовано в Интернете, октябрь 1980 г .: 193–209. doi:10.2190/d4lg-aljq-8850-gydv

  10. 10.

    Ryff CD, Keyes CLM. Пересмотр структуры психологического благополучия. Журнал личности и социальной психологии . Опубликовано в Интернете 1995: 719-727. дои: 10.1037/0022-3514.69.4.719

  11. 11.

    Винховен Р. Исследование удовлетворенности жизнью . .; 1996.

  12. 12.

    Сен Б. Взаимосвязь между частотой семейных ужинов и проблемным поведением подростков после поправки на другие характеристики семьи.

    Журнал подросткового возраста . Опубликовано в Интернете в феврале 2010 г .: 187–196. doi:10.1016/j.adolescence.2009.03.011

  13. 13.

    Гиллман М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *