Содержание
12 важных вопросов о воспитании детей
После публикации на портале Мираман интервью с психологом Ириной Млодик, многие родители обратились к нам с вопросами о том, как найти общий язык с ребенком. Мы передали их Ирине, по каждому из них она дала практический совет.
Родительская власть
— Как сдержать свой гнев, когда ребенок вредничает, когда специально улыбаясь, не выполняет просьбы? Как добиться того, чтобы ребенок прислушивался ко мне?
— Если ребенок не выполняет ваши просьбы, то это означает: вы либо не ощущаете и не транслируете ребенку вашу родительскую власть, и он ощущает родительское бессилие, либо то, что он делает, или его нежелание ему очень важны.
И если ситуация не критична, то можно поинтересоваться, почему ребенок не делает то, о чем вы просите, попробовать договориться, если его причины такие же веские, как и ваши. Если ситуация критичная (касается жизни и здоровья), то нужно быть твердым. Власть — это не то, что вы показываете, это то, что у вас должно быть внутри. Это родительская убежденность и ответственность, готовность сделать все, чтобы ребенок вас послушал, потому что это необходимо.
Когда дом полон гостей
— Как останавливать ребенка, когда он переигрывает на публике, при гостях, когда начинает воображать и капризничать? И есть ли смысл пытаться уложить ребенка спать, когда в доме гости?
— Дети часто переигрывают, когда им недостаточно внимания. Вы переключаетесь на гостей, ребенок лишается вашего внимания и пытается его привлечь. Уложить спать часто не получается по той же причине — ребенок хочет вернуть внимание родителей, а не спать. А попытку уложить в постель воспринимает как его отвержение, изгнание. Зовите тех гостей, которые будут сами уделять хоть немного внимания вашему ребенку, уделяйте его сами, в конце концов, купите ребенку интересную игру или раскраску, чтобы ему было, чем заняться, пока вы заняты гостями.
Как проучить малыша
— Мой ребенок (два с половиной года) часто спорит со мной или игнорирует, не реагирует на просьбы и уговоры. Иногда мне не хватает терпения, и я наказываю его ремнем. Мне бы очень хотелось уйти от этого. Но я не знаю, как…
— На этот вопрос мне трудно ответить, потому что я считаю, что наказания — это признак родительского бессилия, невозможность быть авторитетным. Почему же дети должны быть за это наказаны?
Я считаю, что ребенок может и должен учиться нести ответственность за свои ошибки и промахи (мы можем учить ребенка их анализировать, исправлять, возмещать ущерб, если он кому-то нанесен). Важно также уметь ставить границы, говорить «стоп», договариваться. Не получается? Это сложность родителя.
Советую вам походить к психологу и с его помощью разобраться: как так получается, что вы — взрослая женщина не может управиться с малышом.
Под этой невозможностью часто лежат последствия собственного детства и прошлых моделей воспитания самой мамы. Наказание — это роспись в невозможности взять родительскую власть, перенос родительской ответственности на ребенка. В редких случаях такое непослушание — это психиатрические нарушения, тогда малыша стоит показать психиатру.
Материнская вина
— В детстве мама часто оставляла меня с бабушкой, одно время я даже жила с ней, а родители отдельно с моим братом. Перенесла это очень тяжело и теперь боюсь лишний раз оставить свою дочь с бабушкой. Боюсь, что она подумает, что я ее бросаю и недостаточно люблю. Как с этим справиться?
— Вам стоит проработать свою собственную детскую травму. Если вы оставляете свою дочь с бабушкой и говорите ей, что вам нужно куда-то уехать или уйти, что вы ее любите и тогда-то вернетесь, то это одна история. Но вас, судя по всему, травмировал не факт жизни у бабушки, а то, что родители жили с братом, а вас выселяли. Это была несправедливая ситуация, вы могли ощущать себя отвергнутым ребенком, лишенным права жить с родителями, в отличие от брата. И это, конечно, значительно более травматично.
Проработать это стоит для того, чтобы в вас не было столько материнской вины (не нужной ни вам, ни вашему ребенку), когда вы принимаете какое-то важное родительское решение, например, оставляете дочку у бабушки.
Нежелание говорить
— Моей девочке 4 года. Когда я спрашиваю, о том, что было в садике или что с папой делали днем/вчера/что кушала, она отвечает: «Не помню». Это нормально или у ребенка что-то с памятью?
— Совершенно не факт, что это про сложности с памятью. Возможно, это про нежелание говорить. А вот почему не хочется рассказывать, это уже вопрос для исследования. Ей скучно об этом говорить, она не чувствует доверия, безопасности и живого интереса, или когда-то рассказывала и получила в ответ неадекватную рассказу вашу реакцию? Присмотритесь к ребенку, может быть, тогда станет понятнее.
Самостоятельный сон
— Есть ли какой-нибудь способ научить ребенка засыпать самостоятельно с младенчества? Сейчас перед сном носим на ручках, поем колыбельные.
— Большинство детей любят засыпать в компании с мамой или своими близкими. Ночь для них — небезопасное время. Если ребенок растет чувствительным, тревожным, болеет, напуган, напряжен, или в его маленькой жизни уже был покинут важными членами семьи, то он, конечно, не будет любить засыпать в одиночестве.
Если ребенок не любит спать один с самого начала, то момент отвыкания будет, конечно, непростой, потому что у него есть потребность в близости, и это не является каким-то отклонением от нормы. Чуть подрастет, можно ему класть в кроватку его любимые игрушки, включать ночник, выработать процедуру: почитаем одну сказку и спать. Постепенно процедуру можно сокращать, вводить новые ритуалы и правила, говоря о том, что он подрос и теперь будет немножко по-другому.
Рядом с мамой
— До какого возраста ребенок должен спать с мамой, и как потом отучить от этого ребенка?
— Вообще желательно, чтобы малыш спал в своей кроватке: и у матери сон глубже (к тому же, в это время она может быть с отцом ребенка), и ребенок, спя в кровати, ощущает свое место. Отучать сложнее. Делать это нужно постепенно: показывать ребенку, что он уже вырос до своей кроватки. Но часто это и вопрос готовности матери отпустить. Если она готова и тверда, то все процессы по разъединению протекают быстрее и проще. Если мама колеблется, виноватится, сомневается, то и ребенок больше протестует, цепляется.
Надо уметь проигрывать
— Мой ребенок (4 года), катастрофически не хочет и не умеет принимать поражения. Даже в любой игре: хоть настольной, хоть живой, — не сдается, и после проигрыша начинается истерика. Что это значит? Как ребенку дать понять, что жизнь состоит не только из побед? Разговоры и убеждения слушать не желает.
— Дайте ему попереживать. Очень естественно переживать поражение со слезами, криками. Ребенок маленький, эмоции у него сильные, разделите его чувства, проигрывать — это обидно. Со временем научится получать удовольствие и от самой игры. А пока совершенно естественно расстраиваться. К тому же, он расстраивается еще и от того, что вы его не можете понять и разделить с ним его чувства.
Не любим гулять
— Мой ребенок (3 мес.) не любит гулять! На улице начинает плакать, кричать до истерики. На ручках успокаивается или засыпает, в коляске опять просыпается и кричит. Такое с рождения. Пробую: открывать верх люльки, вешаю мобили, катаю, стою на месте, разговариваю, играю. На улицу выходим всегда через 30 мин после еды. Подскажите, в чем может быть проблема?
— Сложно сказать. Возможно, когда он спал один или в коляске, его что-то напугало, он вдруг не увидел маму или что-то еще. Может быть, в коляске ему неудобно, свет не тот, положение не нравится (например, ребенок не любить спать на спине), маму не так видно, не из того ракурса.
Крики по ночам
— Нашему сыну 1,3 года, нас волнует ночной сон: частые пробуждения, крики, беспрестанные кручения по кровати (засыпает с одной стороны, просыпается в другой), садится на кровать с закрытыми глазами и плачет. Может ли это быть связано с родовыми травмами: быстрые роды, кефалогематома, перелом ключицы? Как сказываются родовые травмы на дальнейшее поведение ребенка?
— Конечно, травмы могут сказываться и эмоционально и физически. Если есть хороший детский остеопат, можно к нему отвести, чтобы он посмотрел, нет ли каких-то серьезных зажимов телесных, напряжений, которые остались в теле и мучают ребенка, особенно, когда ему хочется расслабиться, уснуть.
Возможно, ему снится что-то страшное, эмоционально «переваривается» ситуация родов. Пока маленький и не говорит, узнать об этом трудно. Родителям тоже стоит себя проверить на излишнюю тревогу или стресс — часто ребенок проживает их за родителей, особенно за маму.
Когда малыш дерется
— Сыну 2 года. Стоит только сказать то, что ему не нравится или он не хочет выполнять (например, прошу убрать за собой игрушки), ребенок сразу бросается в драку. Сначала ничего страшного в этом не видела (началось это несколько месяцев назад), сейчас стала воспитывать (где по попке шлепну, где нахмурюсь на него), но он не уступает мне: я его по попе — он мне игрушкой, я голос повышу, а он сбегает швабру возьмет и на меня замахивается… Сейчас пошли в сад, в воспитателей, когда те строжатся, сын тычет пальцем. Как усмирить пыл? И стоит ли вообще успокаивать, или нужно принять такое поведения и понять, что он просто не дает себя в обиду?
— Я против того, чтобы «лечить» насилие насилием. Одно дело — эмоционально показывать ребенку, что вы недовольны тем, как он поступает, другое — шлепать его. Вы показываете сыну модель: что вы делаете, когда кто-то не повинуется. И он вас «слушается», и перенимает ее: когда ребенку не повинуетесь вы или воспитатели, он делает тоже самое — готов вам физически ответить.
Важно не причинять насилие в ответ, а останавливать ставить ему границу, говорить: «Я не разрешаю тебе себя бить!» «Меня быть нельзя!». И, если он все же попытается это сделать, останавливать физически — держать за руки. Ваша задача — показать, что вы готовы останавливать его насилие. А не отвечать тем же.
Каприз или испуг
— Моя дочь (сейчас ей шесть с половиной лет) пережила травму — ее укусила собака в лицо. Было сделано несколько операций под общим наркозом с периодичностью в несколько лет (с 3-х до 5-ти лет). Одно время дочь боялась темноты, потому что была напугана в темном помещении. Какой-то период отказывалась идти в туалет из страха. Может ли все это стать причиной того, что до сих пор не удается приучить ребенка ночью самой ходить в туалет? Стараюсь поднимать её в одно и тоже время и водить. Бывает, что дочь сама поднимается и бежит в туалет, но иногда писается в постель…
— Энурез часто является последствие избыточного напряжения ребенка днем, тогда ночью сон может быть очень глубоким и пропускаются позывы в туалет.
Часто это связано с какой-то семейной проблемой, но какой именно — это требует исследования, потому что дети часто своими симптомами проявляют какую-то сложность в семейной системе.
В любом случае, ребенок, который капризничает или не может справиться с самоконтролем, да еще и получивший такие серьезные психотравмы, должен получать помощь у психолога. У девочки может не быть расстройств (психиатрических), но психологические проблемы, очевидно, есть, и с ними стоило бы разобраться.
Остались вопросы? Пишите их в комментариях. Мы обязательно передадим их специалисту.
Текст: Алёна Сучкова
Фото: shutterstock
Как перестать беспокоиться и просто любить своего ребенка
Сказкотерапия — полезное волшебство, доступное всем родителям
9 советов родителям первоклассников
Вопросы, которые волнуют родителей больше всего.
Если ребенок учится в школе, то отношения «родитель – учитель» неизбежны. В зависимости от успехов или неудач ученика отношения между ними складываются либо с позиции «кто с кем», либо с позиции «кто кого», несмотря на то, что цель у них общая — обучить и воспитать ребенка.
Именно, исходя из этой общей целевой установки, родители и учитель должны быть единомышленниками или как минимум, союзниками, лучше всего, партнерами, а не противниками.
Однако, в жизни, зачастую, бывает по-всякому. На интернет-сайтах, родительских форумах, в комментариях посетителей блога можно встретить как положительные, так и негативные примеры взаимоотношений «родители -учитель», при этом у каждого из них своя правда.
Что же в основном волнует родителей?
Прежде всего родителей беспокоят постоянные денежные сборы на всевозможные школьные нужды: от покупки рабочих тетрадей до приобретения ложек и вилок в школьную столовую. Поскольку, как правило, деньги собирают учителя, то и весь свой гнев родители обрушивают на них.
Очень тревожит родителей качество школьного образования. Родители отмечают, что порой ребенок, имея «четыре» и «пять» по предмету в элементарных вопросах толком не разбирается. Поэтому им приходится выполнять задания вместе с ребенком, нанимать репетиторов, которые в настоящее время стоят недешево. Если в начальной школе родители еще могут чем -то помочь школьнику, то в старшей школе — это уже проблематично. Так у них складывается впечатление, что современная школьная программа непосильна для обычного ученика, а учителя не справляются со своими обязанностями, что учителей не волнует, справляется ли ребенок со школьными нагрузками, остается ли у него время на дополнительные занятия и элементарный отдых.
Также беспокоит родителей отношение учителей к ученикам. Они отмечают, что учителя кричат на учеников, даже орут, унижают, шантажируют их, от чего детям по ночам снятся кошмары.
К некоторым ученикам, по мнению их родителей, учителя относятся предвзято: придираются, занижают отметки, необъективно оценивают, предъявляют завышенные требования.
Родителей также возмущает и тот факт, что учителя не всегда общаются с родителями на равных, предпочитая доминирующую позицию, под которую должны подстраиваться родители. Поэтому они чувствуют себя бесправными, униженными, их захлестывают негативные эмоции от нежелания понять их ребенка, а также от стремления учителя продемонстрировать их родительскую несостоятельность. Особенно это проявляется на родительских собраниях, почему родители и не хотят на них ходить.
У учителей в свою очередь тоже есть немало претензий к родителям школьников.
Например, учителей очень беспокоит:
— отсутствие со стороны родителей должного внимания к ребенку, вследствие чего он, будучи предоставлен самому себе, приходит на уроки с невыполненными домашними заданиями, пропускает уроки, нарушает дисциплину;
— несостоятельность отдельных родителей в воспитании ребенка, в связи с чем ребенок не выполняет элементарных требований, например, приходит в школу не в школьной форме, опаздывает на уроки, вызывающе ведет себя, грубит работникам школы и т. д.;
— повышенные, нередко необоснованные требования к учителю, например, учитель учит не тому и не так, необъективно выставляет отметки, не помогает ребенку делать уроки и т.д.;
— неуважительное отношение к учителю, вследствие чего их общение с педагогом может зачастую начинаться с необоснованных обвинений, оскорблений и заканчиваться угрозами пожаловаться в вышестоящие инстанции. Некоторые родители, общаясь с педагогом, смотрят на него свысока, указывая, как ему работать.
Что же делать?
Советы на эту тему для родителей и учителей можно найти как в педагогической литературе, так и в сети Интернет. Главное – надо любить детей. Помнить, что в любом школьном конфликте страдающая сторона — ребенок, независимо от того, кто прав, кто одерживает победу, а кто терпит поражение.
Научиться слышать и слушать друг друга, не создавать барьеры общения, а если они уже созданы — уметь преодолевать их.
Придерживаться элементарных правил общения.
Сроить отношения сотрудничества, а лучше всего партнерства.
P.S. 19-20 апреля 2017 года в Москве состоялась конференция «Московская модель управления образовательными системами», организованная ассоциацией «Менторы столичного образования», на которой представители образования из 40 регионов России обсудили, в том числе, как правильно взаимодействовать учителям и родителям школьников. Было отмечено, что «опыт столичных специалистов показывает, что отношение родителей к педагогам изменилось, и некоторые из них воспринимают учителей только как объекты потенциальной опасности для своего ребенка», что такое отношение надо менять, чтобы родители видели в роли педагога помощника, коллегу, товарища.
В семье, где растет подросток, у родителей каждый день возникают вопросы, как общаться с ребенком, как решать возникающие конфликты и как себя вести.
Сегодня мы расскажем вам о правильном общение с подростком и особенностях его эмоционального воспитания.
Друзья важнее семьиВ подростковом возрасте дети озабочены вопросом самоидентификации: кто я? кем я становлюсь? кем я должен быть? Поэтому не удивляйтесь, если в какой-то момент у вашего ребенка ослабнет интерес к семейным делам, а на передний план выйдут отношения с друзьями.
В конце концов, именно через дружбу вне привычных границ дома он узнает, кто он такой. Однако даже в отношениях со сверстниками подросток сосредоточен преимущественно на себе.Для большинства подростков дружба является средством для изучения собственной личности. Они очень поглощены собой, все время пытаются изучать черты своего характера.
Но путь самоисследования не всегда бывает гладким. Гормональные изменения могут вызывать неконтролируемые и резкие изменения настроения.
Одной из важных задач, с которыми подростки сталкиваются в своих исследованиях, является интеграция разума и эмоций. Если символом детей младшего школьного возраста может служить рациональный герой «Звездного пути» мистер Спок, то символом подростков будет капитан Кирк в роли командующего звездолетом «Энтерпрайз».
Кирк постоянно сталкивается с ситуациями, где его очень чувствительная, человеческая сторона противостоит логике и опыту. Конечно, хороший капитан всегда находит правильное соотношение, чтобы обеспечить безукоризненные действия своей команды.
Подросток похож на капитана Кирка. — .
Внезапно подросток понимает, что мир не только черный и белый, что он состоит из многих оттенков серого и, нравится ему это или нет, в нем тоже есть эти оттенки.
Изменение роли родителейПодростковый возраст — это сложный период как для ребенка, который ищет свой путь, так и для его родителей. Сейчас большую часть исследований ваш ребенок вынужден проводить без вас. Как пишет социальный педагог Майкл Риера: «До сих пор вы играли в жизни ребенка роль менеджера: договаривались о поездках и визитах к врачам, планировали внешкольные занятия и выходные, помогали выполнять и проверяли домашние задания. Он рассказывал вам о школьной жизни, и вы, как правило, были первым человеком, к кому он обращался с «важными» вопросами. И вдруг, без предупреждений и объяснений, вас освободили от занимаемой должности.
Говорите с ребенком по душам. — .
Естественно, это должен быть очень тонкий переход. Клиент не наймет консультанта, который заставляет его чувствовать себя некомпетентным или угрожает отобрать его бизнес. Клиенту нужен консультант, которому он сможет доверять, который понимает свою миссию и дает правильные советы, помогающие ему достичь своих целей.
Для подростка главная задача заключается в достижении независимости. И как вам следует сыграть роль консультанта? Как вы можете оставаться настолько близко, чтобы быть эмоциональным воспитателем и при этом позволять вашему ребенку развиваться независимо, как это требуется полноценному взрослому?
Вот несколько советов, в значительной части основанных на работе психолога Хаима Гинотта.
Признайте, что подростковый возраст — это время, когда дети отдаляются от своих родителейРодители должны понять, что подростки нуждаются в личной жизни. Подслушивание разговоров, чтение дневника или слишком большое количество наводящих вопросов служат для ребенка сообщением, что вы ему не доверяете, и создают барьер для общения. Ваш ребенок может начать видеть в вас своего врага, а не союзника в трудные моменты. Наряду с уважением к личной жизни ребенка вы должны уважать его право время от времени испытывать беспокойство и быть недовольным.
Предоставьте своему ребенку пространство для переживания глубоких чувств, позвольте ему испытывать печаль, гнев, тревогу или уныние и не задавайте таких вопросов, как: «Что с тобой?», потому что они подразумевают, что вы не одобряете его эмоции.
Существует и еще одна опасность: если ваш подросток вдруг открывает вам свое сердце, постарайтесь не показывать, что вы мгновенно все поняли. Ваш ребенок столкнулся с проблемой впервые, ему кажется, что его опыт уникален, и, если взрослые показывают, что им хорошо известны мотивы его поведения, ребенок чувствует себя оскорбленным. Поэтому потратьте время на то, чтобы выслушать и услышать своего подростка. Не считайте, что вы заранее знаете и понимаете все, что он хочет сказать.
Подростковый возраст — это еще и время, когда развивается индивидуальность. Ваш ребенок может выбрать стиль одежды, прическу, музыку, искусство и язык общения, которые вам не по вкусу, поэтому всегда помните, что вам не нужно одобрять его выбор, нужно всего лишь его принять. И не пытайтесь подражать своему ребенку, позвольте его одежде, музыке, жестам и речи во всеуслышание заявлять: «Я отличаюсь от своих родителей, и я этим горжусь».
Подростковый возраст — время поиска себя. — .
Проявляйте уважение к своим подросткамПредставьте на мгновение, что ваш лучший друг стал относиться к вам так, как многие родители относятся к своим детям. Что вы чувствуете, когда вас постоянно поправляют, напоминают о недостатках или поддразнивают на самые чувствительные темы? Как поступать, если ваш друг читает вам многословные лекции и с осуждением объясняет, что и как вам делать со своей жизнью?
Скорее всего, вы решите, что этот человек не слишком вас уважает и его не волнуют ваши чувства. Со временем вы перестанете ему доверять и, скорее всего, ваши пути разойдутся.
Это не значит, что родители должны относиться к своим подросткам как к друзьям (детско-родительские отношения гораздо сложнее), но ваши дети, безусловно, заслуживают не меньшего уважения, чем ваши приятели. Поэтому старайтесь не критиковать своих детей. Доносите свои ценности кратко и без осуждения. Никто не любит выслушивать проповеди, и меньше всего ваш подросток.
Если у вас возникают конфликты из-за поведения ребенка, не приклеивайте к нему распространенные ярлыки (ленивый, жадный, небрежный, эгоистичный). Говорите с точки зрения конкретных действий. Например, расскажите ему, как на вас повлияли его действия. («Ты меня очень обижаешь, когда уходишь, не помыв посуду, потому что мне приходится делать твою работу».) И конечно, не пытайтесь говорить подростку, чтобы он сделал противоположное тому, что вы действительно хотите, ожидая, что он поступит наоборот и таким образом вы получите желаемый результат. Эти нечестные попытки манипулировать ребенком сбивают его с толку и редко срабатывают.
Не стоит долго и нужно отчитывать ребенка за провинности, этим вы ничего не добьетесь. — .
Обеспечьте своему ребенку соответствующее окружениеСуществует популярная поговорка: чтобы воспитать ребенка — нужна целая деревня. Она наиболее справедлива в подростковом возрасте. Поэтому познакомьтесь с людьми, которые участвуют в повседневной жизни вашего подростка, в том числе с его друзьями и родителями друзей.
Мы не можем быть для наших детей этаким «всем до единого», особенно в подростковом возрасте, поэтому мы должны окружить их хорошими людьми. Это может быть школа, родственники или группа друзей. Но вы должны быть уверены в том, что ваши дети контактируют со взрослыми, которые разделяют ваши идеалы и этические принципы. Это должны быть люди, на которых ваш ребенок сможет положиться, уже естественно и неизбежно отдалившись от вас, но все еще нуждаясь в руководстве и поддержке.
Поощряйте самостоятельное принятие решений и продолжайте быть эмоциональным воспитателем своего ребенкаВыбрать правильную степень участия в жизни подростка — одна из самых сложных задач, с которой сталкиваются родители. Если раньше поощрение самостоятельности состояло в том, чтобы разрешать детям сделать то, что они уже готовы выполнить, то теперь настало время, когда они должны принимать решения по поводу действительно важных вещей.
Подростку следует чаще говорить: «Выбор за тобой», выражать уверенность в правильности его суждений и стараться не оказывать скрытого сопротивления под видом предупреждения возможного неблагоприятного исхода дела. Сейчас поощрение самостоятельности означает, что время от времени вы разрешаете подростку принимать неразумные (но не опасные) решения.
Для подростка очень важны друзья. — .
Помните, что подросток может учиться не только на своих успехах, но и на ошибках. И обучение будет тем более эффективным, если у него рядом есть заботливый взрослый — тот, кто поможет справиться с негативными эмоциями в случае неудачи и объяснит, как находить решения в будущем.
Поэтому принимайте и подтверждайте эмоциональные переживания своего ребенка. Если у него возникают проблемы, сочувственно выслушивайте его, но не осуждайте. Будьте его союзником, когда он приходит к вам за помощью. Эти шаги предельно просты, но именно они являются основой для формирования глубокой эмоциональной связи между родителем и ребенком.
По материалам книг «Эмоциональный интеллект ребенка» и «Ты можешь больше, чем ты думаешь» .
Обложка поста
Как готовить детей к экзаменам? Надо ли собирать деньги на ремонт класса? Ответы на эти и другие наболевшие вопросы родители московских школьников теперь могут получить не выходя из дома — на общегородских онлайн-собраниях. Они проходят каждую вторую и четвертую среду месяца.
Общегородские родительские онлайн-собрания проводит экспертно-консультативный совет родительской общественности при . Присоединиться к ним могут все, кому интересны вопросы образования, воспитания и всестороннего развития детей. Для этого нужно включить прямой эфир на сайте Московского образовательного телеканала или трансляцию . В каждом онлайн-собрании участвуют руководители школ, педагоги, специалисты по безопасности, члены экспертного совета, а также родители и дети. Модератором этих встреч выступает председатель совета Людмила Мясникова.
Что волнует родителейНа онлайн-собраниях поднимаются острые темы, волнующие родителей. Для каждого периода есть свои «вечные» вопросы: например, в начале учебного года участники встреч часто обсуждают организацию продленки, дополнительное образование, платные услуги в школах. Весной повестку возглавляет тема подготовки к экзаменам, а также празднование выпускных.
Большое внимание на онлайн-собраниях уделяют теме безопасности и профилактике негативных проявлений среди обучающихся. Специалисты профильных ведомств рассказывают родителям о том, на что обратить внимание в поведении ребенка, какие существуют зависимости, как с ними бороться и, главное, где можно получить профессиональную консультацию и помощь.
Повестка онлайн-собрания формируется из вопросов родителей, а также актуальных и интересных тем, предлагаемых специалистами. Гости селектора рассказывают о том, как проходят новаторские уроки, об инклюзивном образовании, организации школьного самоуправления. На онлайн-площадке выступают и ученики — например, победители различных соревнований и олимпиад, активные представители школьного самоуправления.
Решение проблем в прямом эфиреОбщегородские онлайн-собрания — это эффективный инструмент обратной связи между учебными заведениями и родителями, благодаря которому последние могут непосредственно влиять на школьную жизнь. С начала трансляции таких встреч в прямом эфире удалось решить уже многие проблемы, которые волновали мам и пап московских школьников.
Например, после многочисленных обращений в экспертно-консультативный совет из образовательных учреждений столицы исчезли вендинговые автоматы с газировкой, чипсами и шоколадками. Представители компаний, которые поставляют в школы эти аппараты, в прямом эфире получили немало вопросов от родителей и экспертов в области образования.
Взрослые высказались единогласно — от вендинговых автоматов куда больше вреда, чем пользы. Частые перекусы вредят пищеварению, особенно если речь идет о калорийных продуктах. Участники онлайн-собрания решили направить в Департамент образования рекомендацию убрать из школ уже существующие вендинговые автоматы, а также посоветовали не заключать новые договоры на их установку. Теперь родители школьников могут не переживать о том, что их дети покупают на переменах чипсы и газировку.
Родители регулярно поднимают и тему сбора денег на ремонт классов и школ, поэтому этот вопрос обязательно будет обсуждаться на одном из онлайн-собраний. Мамы и папы московских учеников должны знать о том, что эти сборы не нужны. Так считают в экспертно-консультативном совете. Чтобы это доказать, специалисты расскажут, как происходит финансирование ремонта.
После каждого онлайн-собрания организаторам приходит много личных обращений. Родители пишут о конфликтах и проблемах, возникающих у детей, которые требуют серьезной адресной работы. В таких случаях члены экспертного совета выезжают в школу и разбираются в ситуации. Если данная проблема и пути ее решения могут оказаться полезными широкой аудитории, тему включают в повестку следующего собрания.
Смотрят всеМосковский образовательный телеканал начал показывать общегородские родительские онлайн-собрания в ноябре 2014 года. Сначала это была интернет-трансляция, сейчас канал перешел на эфирное вещание, но записи всех обсуждений можно увидеть на сайте экспертно-консультативного совета .
За 2,5 года в Москве прошло 45 городских онлайн-собраний, трансляции которых посмотрели более 36 тысяч человек. Скорее всего, реальная аудитория еще больше, так как перед экраном могут собираться не только родители, но и другие члены семьи — бабушки, дедушки, дети. Кроме того, такие трансляции интересны педагогам и воспитателям, которые перенимают опыт коллег.
В школах оценили преимущества онлайн-формата. С прошлого года крупные учебные объединения, которые физические не могут собрать всех родителей вместе, стали проводить собрания в интернете. Одной из первых этот тренд подхватила . Общешкольные собрания здесь проводят раз в два месяца, в них участвуют до пяти тысяч родителей.
5 самых сложных вещей, с которыми сталкиваются родители
Быть матерью или отцом — это баланс между заботой о детях и возможностью им расти и учиться на своих ошибках.
Ваша роль просто любить и защищать своего ребенка от боли и дискомфорта меняется на роль принятия того, что вашему ребенку или подростку придется испытать естественные последствия своих действий.
Самое сложное — для них и для нас — состоит в том, что эти последствия почти всегда включают некоторый дискомфорт, разочарование и боль.
«Полезно позволять ребенку бороться. Изменения происходят из-за борьбы и в моменты принятия ответственности за наши действия».
Наблюдать за тем, как мой ребенок борется, не вмешиваясь, чтобы что-то исправить, было одной из самых сложных родительских проблем, с которыми я лично столкнулась как мама, хотя я знала, что это было лучше для него.
Родители сталкиваются со многими проблемами. И, как мы все узнаем, есть много, много проблем, о которых мы никогда не ожидали и не знали, прежде чем завести детей! Будучи мамой и терапевтом с 30-летним стажем, я считаю следующие пять наиболее сложными.
1. Как воспитывать ребенка, который у вас есть, а не ребенка, которого вы хотели бы иметь
Часто мы пытаемся воспитывать наших детей, основываясь на том, кем, по нашему мнению, они должны быть, а не на том, кто они есть. Быть непокорным и неуважительным ребенком с СДВГ или подростком с ОВР может быть тяжело и утомительно. Или у вас может быть просто ребенок, который сильно отличается от вас. Попытка увидеть их сторону вещей становится постоянной, изматывающей битвой.
Вы можете подумать: «Эй, я не на это подписывался! Разве таким должно быть материнство?»
Как мама и терапевт, я знаю, что настоящее горе может возникнуть, когда вы осознаете, что ваш ребенок не такой, каким вы его себе представляли. Возможно, вам придется отказаться от определенных мечтаний о будущем вашего ребенка, когда вы поймете, что они не пойдут по тому пути, на который вы надеялись.
Сопутствующее содержание: Воспитывайте ребенка, который у вас есть, а не ребенка, которого вы хотели бы иметь
Поймите, однако, что как только вы отпустите и примете, кем является ваш ребенок, может развиться другой вид любви. Вы сможете ясно увидеть их такими, какие они есть на самом деле.
Я обнаружил, что истинное принятие — это одна из самых сильных и любящих вещей, которую родитель может дать своему ребенку. Это основа для очень многих вещей, в том числе способности развивать и сообщать разумные ожидания в отношении надлежащего поведения. Прежняя борьба за власть уходит, что может дать вам пространство для развития новых аспектов ваших отношений.
В качестве бонуса, когда вы принимаете своего ребенка таким, какой он есть, он может лучше принимать себя.
2. Как позволить ребенку испытать боль естественных последствий
В общем, не стоит пытаться оградить ребенка от последствий своих действий. Как ваш ребенок извлечет уроки из своего неправильного выбора, если вы уберете естественные последствия этого выбора?
Мы, люди, учимся методом проб и ошибок. Часто это лучший способ учиться. Мы превышаем скорость, получаем штраф и, в конце концов, прекращаем превышение скорости.
Ваш ребенок не сможет учиться таким образом, если вы поставите вокруг него защитный забор и попытаетесь что-то для него починить. Как сказал мой муж Джеймс Леман: «Полезно позволять ребенку бороться. Изменения происходят из-за борьбы и в моменты принятия ответственности за наши действия».
Наша работа как родителей состоит в том, чтобы помочь нашим детям в эти трудные времена, но не в том, чтобы нести за них все их бремя. Это может означать, что ваш ребенок чувствует боль и разочарование.
Вы можете помочь им, поговорив о том, как они могут вести себя по-другому в следующий раз, и научив их хорошим стратегиям преодоления трудностей. Просто давая понять ребенку, что вы рядом с ним, потому что любите его, вы даете ему одну из самых важных вещей, которые может дать родитель.
Связанный контент: Как дать детям эффективные последствия
3. Как справиться с осуждением, стыдом и обвинением со стороны других
Если у вас есть ребенок, который капризничает и проявляет другие вызывающие поведение — истерики, крики, неповиновение вам, раздражительность и несносность, — на вас, вероятно, «смотрят» как друзья, так и незнакомцы. Вы знаете один — он говорит: «Что с тобой не так? Почему вы ничего не делаете с поведением вашего ребенка?!
Этот взгляд может заставить вас почувствовать себя ужасным родителем, даже если вы знаете, что делаете все возможное, чтобы воспитать своего ребенка как можно лучше. И правда в том, что другие, вероятно, осудят вас — такова человеческая природа.
Если вы находитесь в такой ситуации, естественно беспокоиться о том, что ваш ребенок может вас разочаровать или смутить. Также естественно беспокоиться о том, как другие отреагируют на плохое поведение вашего ребенка и обвинят вас.
Но когда ваш ребенок капризничает, и вы чувствуете, что другие осуждают вас, остановитесь и скажите себе:
«Я не могу читать мысли других людей».
Действительно, если вы попытаетесь представить, что думают другие, в 95% случаев вы прочтете что-то негативное. Это потому, что всякий раз, когда мы настроены негативно, мы также интерпретируем восприятие нас другими людьми как негативное. И в этих ситуациях мы не читаем мысли людей в поисках надежды. Мы читаем их в поисках критики, особенно когда что-то идет не так.
Итак, когда вы чувствуете, что пытаетесь угадать, о чем думают ваши соседи, свекровь или ваши друзья, скажите себе:
«Я не умею читать мысли; Я не знаю, о чем они думают».
Остановите проигрывающуюся в голове кассету и идите дальше. Это также часть процесса обучения тому, как вести «позитивную беседу с самим собой» или разговаривать с самим собой таким образом, который способствует спокойствию и надежде, а не панике.
Похожие материалы: Стыдитесь поведения своего ребенка? Как справиться с судом
4. Как справиться, когда ваш ребенок говорит: «Я ненавижу тебя, мама!»
Одна из самых трудных вещей, с которыми сталкиваются родители, — это когда их ребенок ведет себя грубо, грубо или неуважительно. Возможно, ваш ребенок всегда был таким. Или изменение их личности, казалось бы, произошло за одну ночь — возможно, когда они достигли предподросткового возраста. Однажды вашему 10-летнему ребенку понравится быть с вами. На следующий день они кричат: «Я тебя ненавижу», обзывают тебя и отказываются идти с тобой куда-либо.
Слова «Я тебя ненавижу» могут вызвать у любого родителя слезы или гнев. Это может заставить вас почувствовать, что вы потерпели неудачу, и задаться вопросом, где вы ошиблись.
Дети знают, что произнесение этих слов может парализовать родителя во время ссоры, поэтому они используют эту тактику, чтобы получить желаемое.
Как бы тяжело это ни было, постарайтесь не персонализировать поведение вашего ребенка, даже когда он говорит, что ненавидит вас. Когда вы персонализируете вещи, очень сложно быть объективным в отношении того, как реагировать на вашего ребенка в данный момент.
В таких случаях рекомендуется остановиться, перевести дыхание и ответить примерно так:
«Мы сейчас не об этом. Мы говорим о том, что тебе нужно делать домашнее задание».
Вы также можете спросить себя:
«Что сейчас нужно от меня моему ребенку?»
Это может быть место. Или это может быть для вас, чтобы выполнить следствие, которое вы вынесли. Но помните, постарайтесь не принимать эти слова от своих детей на свой счет.
Похожие материалы: «Я ненавижу тебя, мама! Я хочу, чтобы ты был мертв!» — Когда дети говорят обидные вещи
5. Как отпустить
В предподростковом и подростковом возрасте вашего ребенка вы постоянно сталкиваетесь с проблемой отпустить. Это особенно сложно, если кажется, что вашему ребенку нужно учиться чему-то трудным путем.
Естественной частью подросткового возраста является риск, который часто приводит к нарушению правил и неадекватному поведению. Для родителя становится чрезвычайно важным иметь возможность отключиться от своей эмоциональной реакции на это плохое поведение.
Эмоциональные реакции включают чувство вины, смущения, стыда или разочарования. Как родители, когда наши дети становятся старше, нам нужно немного отступить и стать тренерами и учителями, пока мы позволяем нашим детям начать играть в игру жизни. Мы по-прежнему любим наших детей как людей, но мы должны дать им пространство для обучения, пространство для проб и ошибок.
Как ни больно иногда это осознавать, наши дети рождаются, чтобы уйти от нас. Вместе с этим возникает чувство печали. Я испытал это на себе. Важно помнить, что эта работа по уходу за нашими детьми, в то время как они постоянно отделяются от нас и становятся личностями, может быть напряженной, требовательной и запутанной.
Заключение
Последнее слово. Родителям сложно понять, что правильно. И правда в том, что нет правильного ответа все время. Важно признать, что есть выбор, который нужно сделать, и что выбор часто сопровождается тревогой.
Помните, что вы делаете все возможное, и что вы не будете совершенны. Быть «достаточно хорошим» родителем важнее, чем пытаться быть идеальным родителем. «Достаточно хороший» родитель заботится о своем ребенке и старается изо всех сил. Тяжелые ситуации являются частью жизни, но они могут помочь нам учиться и расти.
Вы не можете защитить своих детей от всего плохого, что может с ними случиться. Или из-за неправильного выбора, который они могут сделать. Но вы можете помочь им извлечь уроки из плохих ситуаций, в которые они сами попадают.
Ваш ребенок, скорее всего, не поблагодарит вас сейчас за то, что вы позволили ему бороться самостоятельно и страдать от последствий, но он может удивить вас, когда станет взрослым, сказав вам, что ваш коучинг, обучение или установка ограничений оказали положительное влияние на их жизнь.
Связанный контент: Обязанности родителей: 10 вещей, за которые вы несете (и не несете) ответственность как родитель
10 основных тем: опасения родителей и соответствующие ресурсы
Главная / Информация о специальном образовании для родителей /
PACER — это Центр обучения и информации для родителей штата Миннесота, финансируемый Управлением программ специального образования Министерства образования США.
- Понимание процесса специального образования
- Раздел 504
- IEP — Индивидуальная программа обучения
- Новый закон штата Миннесота о поддержке студентов после пандемии
- 10 главных проблем родителей
- Улучшить общение со школьным персоналом
- Родительское лидерство
- Видео по специальному образованию
- Публикации о правах на специальное образование
- Оценочное тестирование штата Миннесота
- Суррогатные родители
- Предотвращение отсева учащихся
- Школьная дисциплина — отстранение от занятий и исключение
Заявление о том, что «знание — сила», особенно актуально для родителей, которые хотят быть эффективными защитниками своих детей с ограниченными возможностями. Чтобы убедиться, что у родителей есть информация, в которой они нуждаются больше всего, PACER провела опрос, в котором приняли участие почти тысяча человек. Имея список вариантов, родители детей из каждой возрастной группы указали три основные проблемы. Этот лист действий PACER содержит подборку полезной информации по каждой теме от различных национальных и общегосударственных организаций. Как сказал Альберт Эйнштейн: «Знайте, где найти информацию и как ее использовать — вот секрет успеха».
Основные моменты | Центры по контролю и профилактике заболеваний, изучите признаки. Действуйте рано | |
веб-сайт | Малыши и их семьи максимально используют игровое время | Национальный центр для младенцев от нуля до трех |
видео | Как я узнаю, прогрессирует ли мой ребенок? | 40-минутная запись вебинара: Центр PACER |
Как эффективно общаться со специалистами по работе с детьми младшего возраста | Центр PACER | |
веб-сайт | Понимание процесса специального образования: обзор для родителей | Центр PACER |
веб-сайт | Услуги специального образования для дошкольников с ограниченными возможностями | Центр информации и ресурсов для родителей |
веб-сайт | Help Me Grow — достоверная информация, ресурсы и мероприятия для родителей, которые помогут вашему ребенку расти, развиваться и учиться | Помогите мне вырасти |
веб-сайт | Путеводители PACER
| Центр PACER |
веб-сайт | Переход в детский сад: руководство для родителей по достижению успеха | Национальная ассоциация образования |
В школу: подготовка вас и вашего ребенка к переходу в детский сад | Информационный бюллетень PACER по связям с детьми раннего возраста | |
Как подготовить ребенка с ограниченными возможностями к детскому саду | Советы родителям | |
Переезд в детский сад | Центр PACER | |
веб-сайт | Сделать отношения приоритетом | PaulaKluth. |