Содержание
Игры на развитие речи для детей 6-7 лет
В основе занятий с детьми возраста 6-7 лет лежит подготовительная работа к обучению в школе. Поэтому особое внимание уделяется совершенствованию фонематического слуха, овладению звуко-буквенным анализом, расширением и уточнением лексической составляющей и работой над грамматическим строем. Предложенные игры подходят как для индивидуальных занятий, так и групповых.
СодержаниеСвернуть
- Упражнения для совершенствования фонетико-фонематических процессов
- «Живые звуки»
- «Подели на группы»
- «Звуковое лото»
- Упражнения для слоговой структуры
- «Скажи наоборот»
- «Назови новый слог»
- «Словесная путаница»
- Упражнения на обогащение словаря и коррекцию грамматического строя
- «Кто назовет больше»
- «Ласковое имя»
- «Знакомство с антонимами»
- «Это чье?»
- «Назови действие»
- «Сколько предметов»
- Рекомендации по развитию связной речи
Перед каждым заданием педагог озвучивает его цель, и чему будут учиться дети, выполняя их. Также взрослый следит за правильностью звукопроизношения и выразительностью речи. Речевой материал лучше стараться подбирать в соответствии с лексической темой.
Упражнения для совершенствования фонетико-фонематических процессов
В возрасте 6-7 лет дошкольник должен уметь различать звуки на слух; понимать какие относятся к согласным, а какие – к гласным. Особое внимание уделяется работе над звуко-буквенным анализом. В игровой форме логопед учит детей составлять схемы слов, предложений, определять их границы. Таким образом, происходит формирование основы для успешного овладения навыками письменной речи.
Работа ведется по следующим направлениям:
- выделение начального и последнего звука в слове;
- подбор изображения в соответствии с заданной фонемой;
- задания на различение твердости−мягкости;
- закрепляются понятия «звук», «слог», «слово».
Предлагая задания на совершенствование фонетико-фонематических процессов, логопед произносит слова громко, чтобы все звуки были четкими.
В работу с детьми возраста 6-7 лет включают звонкие−глухие согласные; учат различать твердые−мягкие. Но чтобы выполнить такие упражнения у ребенка должны быть сформированы фонетико-фонематические процессы, иначе могут возникнуть сложности при выполнении задания. Поэтому педагог проводит предварительную работу, объясняя разницу между звонкими и глухими на основе тактильного контроля. Постепенно ребенок учится различать их только на слух.
«Живые звуки»
Эта игра направлена на закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Для ее проведения нужно подготовить карточки с буквами, картинки. Она подходит для групповых занятий.
Взрослый демонстрирует детям картинку и произносит слово. Ребятам нужно его самостоятельно составить. У каждого ребенка есть карточка с определенной буквой. Они выстраиваются в ряд так, чтобы была возможность прочесть, что получилось.
«Подели на группы»
Цель упражнения – совершенствование навыков работы со звуко-буквенным анализом, умение выделять звук в начале слова. Для его проведения нужно подготовить карточки со словами, которые начинаются на разные фонемы. Ребенок делит слова на группы в зависимости от начального звука. Сначала можно проговаривать названия вслух, затем упражнение усложняют – ребенок произносит их самостоятельно или про себя.
«Звуковое лото»
Эта дидактическая игра учит ребенка работать со словом – делить его на части и определять какое место занимает звук. Для занятия готовят полоски, разделенные на три равные части; предметные картинки, имеющие в названии нужные фонемы.
Ребенку показывают карточку, он говорит название, и решает на какое место в полоске ее поместить. Перед началом игры проводят подготовительную работу и объясняют, что следует считать началом слова, его серединой и концом. Это уже более сложное задание, позволяющее закрепить навык работы со звуко-буквенным анализом. Но перед этим нужно отработать по отдельности умение определять звук в разных местах в слове.
Упражнения для слоговой структуры
Работа со слогами является еще одним направлением работы с детьми этого возраста. Это и основа для совершенствования звуко-буквенного анализа, и важная составляющего успешного обучения грамоте. В этом блоке детей учат:
- делить слово на слоги, опираясь на количество гласных;
- путем перестановки слогов образовывать новые слова;
- выбирать слова в соответствии с заданным количеством слогов.
Прежде чем приступать к выполнению заданий, необходимо провести подготовительную работу. У ребенка должно быть сформировано понятие «слог»; он должен владеть начальными навыками звуко-буквенного анализа. Тогда описанные ниже упражнения будут эффективными и не вызовут больших затруднений.
Звуко-буквенный анализ и слоговая структура тесно взаимосвязаны. Поэтому на подобных заданиях отрабатывают параллельно оба этих направления, также расширяя и уточняя словарь.
«Скажи наоборот»
В этой игре отрабатывают навыки словообразования путем перестановки звуков местами, а именно – твердые на мягкие и наоборот. Взрослый сначала показывает пример выполнения упражнения (НА-НЯ, ЛА-ЛЯ и т. д.), а потом ребенок делает его самостоятельно. Подбирать нужно слоги со звуками, произношение которых не нарушено.
«Назови новый слог»
Это задание на развитие слухового внимания. Ребенку называют пары слов, которые отличаются друг от друга дополнительным слогом. Нужно найти и назвать его. Он может находиться в любом месте слова.
«Словесная путаница»
Основная цель – работа со слогами, обогащение словаря. Для ее проведения понадобится наглядный материал – картинки с изображением предметов. Ребенок, глядя на карточки, должен «распутать» слово. Взрослый называет ему слово с переставленными слогами, а он должен не только подобрать картинку, но и составить слоги правильно.
Упражнения на обогащение словаря и коррекцию грамматического строя
У 6-7-летних детей речь практически не отличается от речи взрослого человека. Они могут легко рассуждать о знакомом им предмете, используют больше уточняющих слов, дают развернутые ответы. С совершенствованием связной речи происходит и развитие грамматического строя речи.
Дидактические игры направлены на уточнение имеющихся представлений, расширение словаря и закрепление усвоенных грамматических навыков, таких как словообразование и согласование. Кроме существительных и прилагательных, на занятиях со старшими дошкольниками отрабатывают глагольную лексику, числительные, наречия и местоимения.
«Кто назовет больше»
Кроме расширения словарного запаса и закрепления умения обобщать, нужна тренировка моторных навыков, координации движений. Детям предлагают назвать как можно больше слов, относящихся к определенной категории. Взрослый бросает мяч – ребенок называет слово.
«Ласковое имя»
Во время этой игры происходит применение на практике навыка суффиксального образования слов. На занятиях используют наглядный материал – картинки или игрушки. Взрослый говорит, что этот предмет бывает большим и маленьким. Ребенку нужно назвать его ласково, добавив суффикс.
«Знакомство с антонимами»
Взрослый показывает картинки, на которых изображены слова с противоположным значением. Задача ребенка – правильно подобрать антонимы. Усложнить это задание можно, если использовать не только существительные и прилагательные, но и глаголы.
«Это чье?»
Это задание направлено на закрепление в активной речи ребенка употребления притяжательных прилагательных. Лучше всего начинать образование от названий животных. Детям показывают подходящие изображения, и им нужно отвечать на вопросы: «Это чье, чья, чей?».
«Назови действие»
Во время этой игры педагог учит детей подбирать действие к предмету и называть подходящий глагол. Так как для этого упражнения нужен мяч, совершенствуются и моторные навыки. Взрослый кидает мяч и называет существительное, ребенок в ответ должен назвать подходящий глагол. Например, врач – лечит, учитель – учит и т. д.
«Сколько предметов»
Выполняя это задание, ребенок закрепляет навык счета и согласования существительного и числительного. Показывают картинки с разным количеством предметов. Дошкольник считает их, называя числительные в паре с существительным (один помидор – два помидора, три помидора и т. д.).
Рекомендации по развитию связной речи
Чтобы усовершенствовать связную речь детям в возрасте 6-7 лет предлагают составить рассказ-описание по картине; придумать сказку или историю; закончить за взрослым предложение. В начале работы взрослые могут помочь наводящими вопросами или составляют план для рассказа. Старшим дошкольникам можно давать короткие истории для самостоятельного пересказа; ставить театрализованные представления.
Взрослые должны поощрять в детях стремление к самостоятельному составлению рассказов. Необходимо чаще интересоваться их мнением, задавать больше вопросов об окружающем мире. Для развития связной речи наиболее эффективны сюжетно-ролевые игры, потому что они способствуют еще и развитию интонационной выразительности, улучшают дикцию. Чем лучше развита связная речь, тем лучше реализуется коммуникативная функция.
Все вышеописанные задания помогают сформировать базу для успешного овладения навыками чтения и письма. Они являются профилактическими мерами по предупреждению нарушений письменной речи. Также, если у ребенка нарушено звукопроизношение, то необходимо заниматься и его коррекцией, потому что оно влияет на все составляющие речевого развития.
Все речевые игры для детей 6-7 лет нужно подбирать в соответствии с их индивидуальными особенностями. Поэтому перед их проведением рекомендуется провести логопедическую диагностику, чтобы определить уровень речевого развития и подобрать наиболее эффективные упражнения для учебно-воспитательной работы.
Развитие речи: 10 упражнений для занятий с детьми
дети 10 ноября 2014
Рейтинг: 0
Логопед и мама двойняшек Екатерина Петунина рекомендует домашние упражнения для развития речи детей от 2,5 до 6 лет.
Сейчас многие мамы занимаются со своими малышами развитием моторики, памяти, внимания, восприятия. А вот про речь многие забывают. Предлагаемый комплекс универсален: детям, у которых нет проблем с речью, он поможет развивать красивую четкую речь. А тем, у кого есть нарушения звукопроизношения, упражнения помогут быстрее заговорить правильно. Упражнения совсем несложные, вам лишь нужно заранее с ними ознакомиться и придумать, как мотивировать малыша. Возможно, это будут соответствующие картинки или сочиненная на ходу сказка.
Первые пять упражнений составляют комплекс артикуляционной гимнастики, их лучше выполнять последовательно друг за другом, по 3-5 раз каждое.
1. Упражнение «Окошко»
Широко открыть рот и удерживать его в таком положении до счета 5. Закрыть рот.
2. Упражнение «Заборчик»
Раздвинуть губы в улыбке, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета 5.
3. Упражнение «Часики»
Улыбнуться, открыть рот, перемещать язык то к левому, то к правому уголку рта.
4. Упражнение «Месим тесто»
Улыбнуться, открыть рот, пошлепать по языку губами, произнося: «пя-пя-пя». Затем покусать язык зубами, произнося: «та-та-та».
5. Упражнение «Лошадка»
Улыбнуться, широко открыть рот, громко щелкать языком, как бы имитируя цокание копыт лошадки.
Следующие пять упражнений помогают развить силу голоса, речевое дыхание и фонематический слух (он необходим для различения звуков и правильного восприятия речи других людей на слух).
После проведения артикуляционной гимнастики можно выбрать одно из этих упражнений, или несколько, и поиграть.
6. Игра «Эхо»
Цель: развитие силы голоса. Для игры нужен мяч.
Встаньте с ребенком лицом друг к другу. Бросьте ему мячик и громко произнесите сочетание гласных звуков. Например: «ау», «уа», «ио» и т.д. Задача ребенка – поймать мяч и повторить то же сочетание, только тихо. Затем нужно поменяться с малышом. Он произносит слоги громко, а вы – тихо.
7. Игра «Пароход»
Цель: развитие силы и высоты голоса.
Предложите ребенку погудеть как большой пароход, потом как маленький пароходик. Как пароход, который плывет вдалеке и близко. При этом произносите «ду-ду» с разной степенью громкости и силы голоса.
8. Игра «Хлопни, когда услышишь»
Цель: развитие фонематического слуха, умения четко воспринимать услышанное и дифференцировать близкие по звучанию звуки.
Объясняем ребенку, что он должен будет хлопнуть в ладоши, когда услышит какой-либо определенный звук. Например: звук «м». Дальше взрослый произносит ряд звуков, где «м» чередуется с другими. Например: «м», «в», «н», «л» и т.д. И следит за правильностью выполнения задания ребенком. В дальнейшем это упражнение можно усложнить и учиться выделять нужный звук сначала в слогах, а затем в словах.
9. Игра «Футбол»
Цель: развитие речевого дыхания.
На столе сооружаем из подручных средств (спичечные коробки, детские кубики) подобие футбольных ворот. Скатываем из ваты несколько небольших шариков – это будут мячи. Предлагаем малышу дуть на мяч и забивать голы в ворота. При этом следим, чтобы при выдохе он не раздувал щеки.
10. Пословицы, чистоговорки, скороговорки
Просто подберите те, которые нравятся вам, разучите с ребенком и периодически повторяйте. Их роль в развитии речи очень велика. Недаром актеры, дикторы, телеведущие постоянно практикуются в мастерстве проговаривания скороговорок.
Чтобы разнообразить речевые игры, сделать их более насыщенными и интересными, рекомендую приобрести специальные пособия. В последнее время они выпускаются в большом количестве и можно подобрать то, которое понравится и подойдет именно вам.
Например:
– «Уроки логопеда» Косинова Е.М.;
– «Альбом по развитию речи для самых маленьких. Учимся говорить красиво и правильно» Новиковская О.А.;
– «Альбом по развитию речи для самых маленьких» Батяева С.В.;
– «Альбом по развитию речи» Володина В.С.;
– «Логопедические игры для детей» Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю.
***
Екатерина Петунина
Занятия по поощрению развития речи и языка
Автор: American Speech-Language-Hearing Association
Американская Speech-Language-Hearing Association предлагает соответствующие возрасту способы, с помощью которых родители могут вовлекать своих маленьких детей в развитие речи и языковых способностей.
От рождения до 2 лет
- Поощряйте ребенка произносить гласные и согласно-гласные звуки, такие как «ма», «да» и «ба».
- Подкрепляйте попытки, поддерживая зрительный контакт, отвечая речью и имитируя вокализацию, используя различные модели и акценты. Например, повышайте высоту голоса, чтобы задать вопрос.
- Подражайте смеху и мимике вашего ребенка.
- Научите ребенка подражать вашим действиям, включая хлопки в ладоши, поцелуи и пальчиковые игры, такие как лепка, прятки и маленький паучок.
- Разговаривайте во время купания, кормления и одевания малыша. Расскажите о том, что вы делаете, куда идете, что будете делать, когда приедете, кого и что увидите.
- Определить цвета.
- Подсчет предметов.
- Используйте жесты, такие как прощание, чтобы помочь передать смысл.
- Ввести звуки животных, чтобы связать звук с определенным значением: «Собачка говорит гав-гав».
- Подтвердите попытку связи.
- Расширьте отдельные слова, которые использует ваш ребенок: «Вот мама.
Мама любит тебя. Где ребенок? Вот ребенок».
- Прочтите своему ребенку. Иногда «чтение» — это просто описание картинок в книге без следования написанным словам. Выбирайте прочные книги с большими красочными картинками, не слишком детализированными. Спросите ребенка: «Что это?» и поощряйте называть и указывать на знакомые предметы в книге.
От 2 до 4 лет
- Используйте хорошую речь, ясную и простую для вашего ребенка.
- Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, показывая, что вы его понимаете. Стройте и расширяйте сказанное. «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Хочешь яблочный сок?»
- Используйте детский лепет только в том случае, если это необходимо для передачи сообщения и в сопровождении взрослого слова. — Пора дин-дин. Сейчас будем обедать.
- Сделайте альбом любимых или знакомых вещей, вырезав картинки. Сгруппируйте их по категориям, например, вещи для катания, вещи для еды, вещи для десерта, фрукты, вещи для игр.
Создавайте глупые картинки, смешивая и сопоставляя картинки. Приклейте изображение собаки за рулем автомобиля. Поговорите о том, что не так с картинкой и как это «исправить». Сосчитайте предметы, изображенные в книге.
- Помогите ребенку понять и задать вопросы. Играйте в игру «да-нет». Задавайте такие вопросы, как «Ты мальчик?» — Ты Марти? «Может ли свинья летать?» Поощряйте ребенка придумывать вопросы и пытаться обмануть вас.
- Задавайте вопросы, требующие выбора. «Ты хочешь яблоко или апельсин?» «Ты хочешь надеть красную или синюю рубашку?»
- Расширение словарного запаса. Назовите части тела и определите, что вы с ними делаете. «Это мой нос. Я чувствую запах цветов, пирожных, попкорна и мыла».
- Пойте простые песенки и рассказывайте детские стишки, чтобы показать ритм и манеру речи.
- Поместите знакомые предметы в контейнер. Попросите ребенка убрать этот предмет и рассказать вам, как он называется и как его использовать. «Это мой мяч. Я его подбрасываю.
Я им играю».
- Используйте фотографии знакомых людей и мест и перескажите, что произошло, или придумайте новую историю.
От 4 до 6 лет
- Когда ваш ребенок начинает разговор, по возможности уделяйте ему все свое внимание.
- Прежде чем говорить, убедитесь, что ваш ребенок привлек внимание.
- Признавайте, поощряйте и хвалите все попытки заговорить. Покажите, что вы понимаете слово или фразу, выполнив просьбу, если это уместно.
- Пауза после разговора. Это дает вашему ребенку возможность продолжить разговор. Продолжайте наращивать словарный запас. Введите новое слово и предложите его определение или используйте его в понятном контексте. Это может быть сделано в преувеличенной, юмористической манере. «Думаю, я поеду в магазин на машине. Я слишком устал, чтобы идти пешком».
- Расскажите о пространственных отношениях (первое, среднее и последнее, правое и левое) и противоположностях (верхнее и низшее, включенное и выключенное).
- Предложите описание или подсказки, и пусть ваш ребенок определит, что вы описываете: «Мы используем его, чтобы подмести пол» (метла). «Он холодный, сладкий и хорош на десерт. Я люблю клубнику» (мороженое).
- Работа по формированию и объяснению категорий. Определите предмет, который не принадлежит к группе подобных предметов: «Ботинок не подходит к яблоку и апельсину, потому что его нельзя есть; он не круглый; это не фрукт». двух- и трехшаговые указания: «Иди в свою комнату и принеси мне свою книгу».
- Поощряйте ребенка давать указания. Следуйте его или ее указаниям, пока он или она объясняет, как построить башню из блоков.
- Поиграйте с ребенком в такие игры, как «домик». Поменяйтесь ролями в семье, притворяясь ребенком. Расскажите о разных комнатах и мебели в доме.
- Телевизор также может служить ценным инструментом. Говорите о том, что смотрит ребенок. Пусть он или она угадает, что может произойти дальше. Расскажите о персонажах. Они счастливы или грустны? Попросите ребенка рассказать вам, что произошло в рассказе.
Разыграйте сцену вместе и придумайте другую концовку.
- Воспользуйтесь повседневными делами. Например, находясь на кухне, предложите ребенку назвать необходимую посуду. Обсудите продукты в меню, их цвет, текстуру и вкус. Откуда берется еда? Какие продукты вам нравятся? Что вам не нравится? Кто будет убирать? Подчеркните использование предлогов, попросив его или ее положить салфетку на стол, на колени или под ложку. Определите, кому принадлежит салфетка: «Это моя салфетка». «Это папа». «Это принадлежит Джону».
- Покупая продукты, обсудите, что вы купите, сколько вам нужно и что вы будете делать. Обсудите размер (большой или маленький), форму (длинный, круглый, квадратный) и вес (тяжелый или легкий) пакетов.
Перепечатано с разрешения организации «Действия по поощрению развития речи и языка» (2008 г.). Доступно на веб-сайте Американской ассоциации изучения речи, языка и слуха: http://www.asha.org/public/speech/development/Parent-Stim-Activities.htm. Все права защищены.
Переиздания
Вы можете распечатать копии для некоммерческого использования или ограниченное количество для образовательных целей, при условии, что будут указаны Reading Rockets и автор(ы). Для коммерческого использования, пожалуйста, свяжитесь с указанным автором или издателем.
Похожие темы
Занятия
Раннее развитие грамотности
Устная речь
Речь, язык и слух
Новое и популярное
Расшифровка кода: как и почему начальная школа Биг-Хорна пошла ва-банк со структурированной грамотностью
Печать в речь и речь в печать: картирование ранней грамотности
100 детских авторов и иллюстраторов, которых должен знать каждый
Новая модель обучения высокочастотным словам
7 отличных способов поощрения письма вашего ребенка
Скрининг, диагностика и мониторинг беглости речи: подробности
Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов
Наши блоги о грамотности
«Это работает» и другие мифы о науке чтения
Детские и образовательные материалы
Познакомьтесь с Али Каманда и Хорхе Редмонд, авторами книги «Черный мальчик, черный мальчик: прославление вашей силы»
Получить виджет |
Подписаться
17 Занятия для детей, способствующие развитию речи и языка
Младенцы общаются, воркуя, плача и хихикая. Как только они начинают взрослеть, их воркование превращается в лепет. И вскоре, когда им исполняется год, они уже готовы говорить такие простые слова, как «мама», «папа» или «пока».
Некоторым детям требуется больше времени, чем другим, чтобы пролепетать или произнести свои первые слова. В таких ситуациях крайне важно обратиться к контрольному списку этапов речи и языка ребенка. Если они испытывают задержки речи и языка, разумно проконсультироваться с логопедом (SLP). Они могут рассказать вам о различных упражнениях и занятиях для развития речи. Вы можете ускорить темпы развития речи и языка у вашего ребенка, практикуя эти занятия дома.
Тип и интенсивность этих действий будут зависеть от возраста вашего ребенка и характера его задержки речи или языка.
Занятия, способствующие развитию речи и языка у ребенка младше 2 лет
- Говорите ребенку простые звуки, такие как «ма», «па», «ба» и «да». Постарайтесь заставить их сказать вам эти звуки в ответ.
- Всегда поддерживайте зрительный контакт с ребенком, когда разговариваете с ним.
Посмотрите на них, когда они воркуют или лепечут.
- Если ваш ребенок уже произносит слова и предложения из двух слов, в ответ повторите то, что он говорит. Поддерживайте с ними беседу.
- Научите их хлопать в ладоши, касаться пальцев ног, находить нос и играть в прятки.
- Показывайте малышу различные предметы, формы и цвета.
- Расскажите им детские стишки или спойте им песенку.
- Издавать звуки животных. Например, вы можете сказать «собака гавкает» и «корова мычит».
- Продолжайте разговаривать с ребенком, пока вы его переодеваете, купаете, кормите или носите с собой.
- Используйте любую возможность для подсчета предметов, людей и т. д.
- Регулярно читайте ребенку. Неважно, «достаточно ли они взрослые», чтобы понять. Разговорный язык работает как естественный стимул. Сделайте привычкой читать им не менее 20 минут, прежде чем они заснут.
Эти занятия, направленные на поощрение развития речи и языка у малышей, проходят весело и легко. Кроме того, помните, что последовательность — это ключ к достижению ощутимых результатов.
Речевые занятия для детей в возрасте 2–4 лет
- Всегда говорите четко. Не используйте телеграфную речь. Моделируйте хорошие разговорные привычки для вашего ребенка.
- Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, и добавляйте к этому. Например, давайте предположим, что ваш ребенок указывает на яблоко и говорит: «Хочу яблоко». Вы можете быстро добавить к нему и сказать: «Apple. Да, это яблоко. Хочешь яблоко?»
- Карточки с картинками, интерактивные игры и игрушки. Научите ребенка делить вещи на еду, напитки, животных и так далее.
- Укажите на объект и расскажите о его цвете. Например, заметьте желтую машину и скажите: «Смотри. Большая желтая машина. Вы можете быть дома, в парке, в автобусе, в поезде или в машине — это упражнение для поощрения речи у маленьких детей можно практиковать практически где угодно.
- Чтобы улучшить навыки понимания, задавайте ребенку простые вопросы типа «да-нет».
— Тебя зовут Макс? — Это кошка? и «хочешь мороженого?» Вопросы должны быть короткими и простыми.
- Задавайте вопросы, связанные с выбором стимулирования развития речи у ребенка 2, 3 или 4 лет. Например, спросите их: «Вы хотите яблоко или банан?» или «вы хотите сок или молоко?»
- Чаще устраивайте вечера караоке с ребенком. Пой для них и пой с ними. Включите популярные поп-песни, детские стишки и любые песни, которые ваш ребенок находит увлекательными.
- Показ фотографий знакомых людей, объектов и мест. Предложите ребенку назвать их и рассказать о них.
Детям в возрасте 2-4 лет будет легче овладеть речью и языковыми навыками, если вы будете регулярно заниматься некоторыми или всеми вышеперечисленными развлечениями. Постарайтесь превратить каждое упражнение или занятие в увлекательное занятие для вашего ребенка.
Речевые занятия для детей в возрасте от 4 до 6 лет
- Всегда обращайте внимание на своего ребенка, когда он разговаривает с вами.
Постарайтесь удерживать зрительный контакт, если это возможно.
- Прежде чем говорить, привлеките внимание ребенка.
- Когда ваш ребенок рассказывает вам о том, что он узнал, наблюдал или слышал, проявите интерес. Задавайте вопросы и показывайте, что вы поняли, о чем они говорят.
- Вы можете научить ребенка 4, 5 или 6 лет прилагательным и предлогам, чтобы способствовать развитию речи. Например, во время разговора используйте положение объекта или человека, чтобы описать их. Используйте такие слова и фразы, как «первый», «второй», «в очереди», «на столе», «под стулом», «в гору» или «вниз по дороге».
- Продолжайте упражнение по классификации объектов по форме, типу и цвету.
- Дайте ребенку простые двухэтапные инструкции, например: «Найди папу и скажи ему, что пора обедать».
- Используйте карточки с картинками, чтобы называть и описывать предметы или людей на картинке.
- Играйте в игры на своем телефоне или планшете. Или смотреть детские передачи.
Помогите им распознать эмоции. Задавайте простые вопросы, например: «Этот мужчина выглядит счастливым или грустным?»
- Рассказывайте о том, что вы делаете по дому, когда они находятся в пределах слышимости. Например, «сейчас помоем посуду» или «сейчас пойдем в магазин».
Эти простые и легко выполнимые упражнения могут помочь маленьким детям легче достичь своих речевых навыков.
Двигаясь дальше, давайте обсудим 17 лучших упражнений, которые работают для детей почти всех возрастов:
1. Упражнение Animal Jam
Самое интересное в этом упражнении, которое способствует развитию речи и языка у ребенка, заключается в том, что можно фристайл! Используйте карточки с изображениями животных или фотографии на iPad или телефоне. Создайте свою собственную версию «У старого Макдональдса была ферма».
Пишите собственные стишки и лимерики, включающие разных животных и обычные звуки. Например, «корова мычит, собака гавкает, а кошка мяукает».
2. Сказки на ночь
Не просто зачитывайте книги. Включите забавные выражения, звуки животных и транспортных средств и подчеркните описательные слова во время рассказов на ночь.
Если ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы отвечать на вопросы, вы можете задать ему простые вопросы, например: «Какого цвета машина?» или «Тигр был большим?» Превратите сказки на ночь в веселую и интерактивную сессию для вас и вашего ребенка.
Рассказывание историй перед сном с некоторыми описанными выше настройками может улучшить результаты обучения.
3. Назовите цвета
Возьмите цветные блоки или деревянные блоки и раскрасьте их в разные цвета. Во время игры указывайте на их игрушки и называйте их цвета.
Когда они станут достаточно взрослыми, чтобы понимать и отвечать на вопросы, спросите их: «Какого цвета эта машина?» «Какого цвета листья?» или «какого цвета пижамы на тебе сегодня вечером?»
4. Назовите фигуры
Получите карточки с картинками или игрушки разных форм. Вы также можете найти игрушки, которые обучают детей основным формам в Интернете. Укажите на каждого и скажите: «Это квадрат» или «это круг».
Если ребенку больше двух лет, вы можете поработать над его навыками понимания, спросив: «Какой это формы?» или «это круг?»
5. Научите их общепринятым приветствиям
Ваш ребенок никогда не бывает слишком маленьким, чтобы слышать «привет», «пока», «доброе утро» и «спокойной ночи». Начните с младенчества. Всякий раз, когда вы видите их утром, скажите «доброе утро», а затем имя вашего ребенка. Перед сном всегда желайте им «спокойной ночи».
Попросите их сказать «привет» и «пока» членам семьи и друзьям. Это станет основой социальных навыков, которые понадобятся вашему ребенку на протяжении всей жизни.
6. Приобретите мини-установку для караоке
В Интернете можно найти удобные для кармана установки для караоке для детей. Или вы можете дать волю своим творческим сокам! Сделайте детскую караоке-установку. Если ваш ребенок еще недостаточно взрослый, чтобы петь самостоятельно, пойте для него. Хлопайте и поощряйте их хлопать или танцевать.
Когда им исполнится 2 года, выберите их любимую песню или стихотворение, спойте строчку и позвольте им спеть следующую строчку.
7. Играть Обезьянка Смотри, Обезьяна Делай
Весело проведите время со своим ребенком! Скажите ребенку, чтобы он имитировал ваши выражения, слова и движения.
Это отличный способ улучшить понимание ребенком языка, когнитивные навыки и координацию. Включите фоновую музыку, если это поможет вам погрузиться в атмосферу.
8. Выяснение лица
Коснитесь своего носа, а затем коснитесь носа вашего ребенка и скажите: «Нос. Это мой нос. Это твой нос». Точно так же коснитесь своих ушей, затем коснитесь ушей вашего ребенка и повторите: «Ухо. Это мое ухо. Это твое ухо».
Продолжайте эту игру, пока ваш ребенок не научится касаться своего носа, когда вы говорите «нос», или губ, когда вы говорите «губы».
9. Повторите и добавьте
Когда ваш ребенок скажет «носик», добавьте к нему. Скажи: «Нос. Да, это твой нос».
Если ваш ребенок говорит «сок». Вы говорите: «Сок? Хочешь сока? У нас есть яблочный сок и апельсиновый сок».
10. Назовите их имя
Всякий раз, когда вы увидите их через некоторое время, всегда говорите: «Привет, Макс».
Приветствуйте своего ребенка каждое утро, полдень, вечер и ночь. Всегда произносите их имя независимо от того, достаточно ли они взрослые, чтобы произносить это имя, или нет. Это один из самых быстрых способов заставить ребенка выучить свое имя до того, как он достигнет дошкольного возраста.
11. Будьте их эхом
Когда вашему ребенку меньше 6 месяцев, он может лепетать или ворковать, когда видит вас. Попробуйте подражать их эмоциям. Если они смеются, смейтесь вместе с ними.
Если ваш ребенок немного старше, он может сказать «вон» и «бу» вместо «беги» и «пока». Всегда повторяйте за ними, правильно произнося слова.
12. Сосчитайте все
«1 банан, 1 сок и 10 наггетсов» — вы можете сосчитать, что на тарелке вашего ребенка. Вы можете сосчитать игрушки, которыми они играют. Всегда считайте перед ребенком и используйте пальцы для счета.
Поощряйте ребенка считать за вами. Играйте в глупые игры, например: «У тебя есть 5 куриных наггетсов. Сколько еще вы хотите?» или «сколько шариков мороженого у тебя сегодня?»
13. Игра в прятки
Это занятие по развитию речи предназначено для детей младше одного года. Используйте простыни, полотенца или даже свои руки, чтобы поиграть с ребенком в прятки. Убедитесь, что им весело. Когда они смеются, смейтесь вместе с ними.
Простые игры, такие как прятки, укрепят познавательные способности вашего ребенка.
14. Использование марионеток из носков
Всякий раз, когда у вас есть время, используйте куклы из носков, чтобы рассказывать интерактивные истории. Вы можете сделать свой собственный или купить один в Интернете.
Издавайте звуки животных и обычные звукоподражательные звуки, чтобы задействовать способности вашего ребенка к обработке речи.
15. Познакомьте их с обычными фруктами и овощами
Когда вашему ребенку исполнится 2 года, включите в него это увлекательное занятие, чтобы стимулировать его речевое и языковое развитие.
Разложите обычные овощи и фрукты, которые есть у вас дома. Укажите на них и назовите. Укажите их форму, цвет и вкус.
16. Построить форт
Притворная игра очень важна для развития воображения и познания ребенка. Вы можете построить крепость со своим ребенком, где ваш ребенок может притворяться королем и давать вам указания.
Поиграйте в кухню и позвольте вашему ребенку устраивать воображаемые чаепития.
Все эти игры помогут вашему ребенку стать творческой и умной личностью.
17. Настройка игр
Если у вас есть другие дети по соседству, подумайте об организации еженедельных игр. Это может быть ваш дом, дом другого ребенка или парк.