Содержание
Безопасность младенца в возрасте от рождения до 6 месяцев
С первых дней жизни ребёнок стремительно развивается и познает окружающее его пространство. Но при этом он абсолютно беспомощен и не представляет, какие опасности могут его поджидать.
Чтобы обеспечить безопасность малыша в возрасте от рождения до шести месяцев, необходимо помнить и соблюдать несколько несложных правил.
Безопасность в колыбели
o Укладывайте младенца спать на спину — это уменьшает опасность синдрома внезапной смерти.
o Проверьте, чтобы кровать была устойчивой и не качалась. Если же это люлька-качалка, она должна иметь фиксатор для закрепления её в неподвижном состоянии.
o Боковая стенка кроватки должна быть настолько высокой, чтобы защитить малыша от домашних животных, других детей, а также от падений.
o В кроватке не должно быть ничего лишнего! Свободно лежащие одеяла и пеленки, большие подушки, мягкие игрушки, а также ленты, тесёмки, шнурки и т. п. могут стать причиной асфиксии ребенка.
Безопасность при купании
o Удостоверьтесь, что ванночка для купания не скользит.
o Убедитесь, что уровень воды неглубокий, проверьте температуру запястьем.
o Держите младенца головой вверх, захватывая руками спину и шею.
o Если вы чувствуете, что ребёнку нездоровится, не купайте его в ванне, а протрите влажной губкой или специальными салфетками.
o Никогда не оставляйте малыша в воде одного, даже с братьями и сестрами.
Безопасность при переодевании и смене пелёнок
o Во избежание падений переодевайте ребенка и меняйте ему пеленки на столе, в кроватке или даже на полу.
o Не оставляйте младенца одного на возвышенной поверхности.
o Убирайте кремы и другие средства ухода подальше от малыша.
o Не применяйте или применяйте крайне осторожно пудры, порошки и присыпки, чтобы избежать их попадания в глаза или дыхательные пути младенца.
o Держите колпачки, пробки и мелкие предметы, веревки, цепочки подальше от ребёнка, что он не мог их достать.
o Одевая малыша, проследите, что его руки и ноги в одежде расположены правильно и аккуратно. Это поможет избежать риска случайных переломов костей или повреждений суставов.
Безопасность при прогулках
o Убедитесь, что коляска прочная, устойчивая и не может опрокинуться.
o Убедитесь, что малыш уложен аккуратно. Если ребенок уже может сидеть, откиньте спинку коляски назад под углом 45 градусов, чтобы подбородок ребенка не соприкасался с грудью и его дыхание не затруднялось.
o Не закрывайте лицо младенца одеялом во избежание препятствий свободного дыханию.
o Перед тем как войти в лифт, ребенка из коляски надо вынуть, взять его на руки, войти в лифт и вкатить коляску следом. Выходить нужно в обратном порядке: сначала выкатить коляску, затем выйти самим. При всех неудобствах этот способ обеспечивает максимальную безопасность.
o На прогулке старайтесь не приближаться с коляской к стенам домов, особенно старых или находящихся в ремонте. Порыв ветра или человеческая небрежность могут привести к падению на малыша куска штукатурки, пласта снега или другого опасного предмета.
o Переходить дорогу с детской коляской безопаснее всего только по пешеходным переходам, которые регулируются светофорами, или по подземным переходам.
Безопасная одежда
o Размер и материал одежды должен соответствовать возрасту ребенка.
o На одежде для самых маленьких не должно быть пуговиц, бусинок, колечек и других мелких пришитых деталей, которые могут оторваться и попасть малышу в рот. Также на одежде не должно быть никаких шнурков, поясков и веревочек: ребенок может запутаться в них или случайно обмотать их вокруг шеи.
o Не стоит надевать одежду, у которой молния, пуговицы или кнопки расположены на спине. При длительной прогулке такие застежки будут сдавливать нежную кожу малыша, что может привести к образованию синяков местах непосредственного контакта.
o Одевая младенца, придерживайте ему голову.
o Надевая на ребенка комбинезон или укладывая его в прогулочный конверт, проверьте, что малыш не сползает внутрь, и нет опасности для его дыхания.
o Если малыша одевал другой человек, убедитесь, что комбинезон или конверт надеты правильно и безопасно.
Моторное развитие от 3 до 6 месяцев
Во второй половине первого полугодия тело принимает всё более разнообразные позы, и ребенку открывается все больше возможностей для целенаправленного выполнения всё большего числа точно скоординированных движений.
В положении «лёжа на спине» ребёнок может:
- К началу второго триместра хватать предмет, расположенный со стороны хватающей руки.
- Пересекать центр тела, чтобы схватить предмет.
- Попеременно использовать разные стороны тела.
- Осваивать собственные ступни, рассматривая их, хватая их руками и засовывая их себе в рот (координация «рука-нога-рот»).
- Выполнять различные функции рук, например, раскрытие ладони с отводом с расправлением пястных костей при вытянутой руке, начало оппозиции большого пальца руки. Обе эти функции важны для последующего развития тонкой моторики.
В положении «лежа на животе» ребёнок может:
- Выполнять алгоритм опоры на один локоть.
- Переносить вес плечевого пояса на опорную руку.
- Упираться коленами в постель в первой фазе функции опоры на ноги.
- Опираться на руку с открытой, развернутой ладонью.
Развитие из положения “лежа на спине”
В первой половите второго триместра, ребенок начинает хватать предметы только одной рукой .
Если ребенку в этом возрасти предложить предмет в центре тела, то ребенок вопреки своему желанию схватить предмет не сможет решить, какой рукой это сделать. Причина трудности принятия этого решения заключается, вероятнее всего, в недостаточной зрелости для согласованной работы обоих полушарий мозга.
Во второй половине второго триместра заметно расширяются возможности ребенка, которыми он обладал до сих пор при хватании лежа на спине. Если в первой половине ему приходилось менять хватающую руку в случае пересечения предметом центра тела, во второй половине ребенок следит за предметом не только глазами, но и тянется к предмету одной и той же рукой, даже если предмет пересёк центр тела .Когда рука ребенка пересекает центр тела, вес тела переносится на вторую половину тела, с опорой на плечо.
Так ребенку удаётся различным образом использовать обе стороны тела. Выполнение этого нового двигательного алгоритма становится достижимым, поскольку ребенок может координировать работу обеих полушарий мозга, что позволяет распределять работу на обе стороны тела: одна половина обеспечивает опору, а другая совершается движение. Но ребенок применяет этот алгоритм лишь при условии, что считает объект исследования достаточно интересным.
В конце шестого месяца ребенок, как правило, может перевернуться на живот для разведки и исследования всего, что его окружает. Этот переворот начинается уже с умения схватить предмет, пересекший центр тела, и он означает, что ребенок способен активно балансировать в неустойчивом положении «лёжа на боку». Сторона, на которую переворачивается ребенок, сначала опирается на боковую поверхность корпуса и лопатку, при продолжении поворота – на лопатку, предплечье и боковую часть таза, а также на тазобедренный сустав. Целенаправленное применение мускулатуры туловища, особенно, цепей косых вращательных мышц становится возможным только в этом возрасте, т.е. на шестом месяце жизни .Ребенок впервые использует плечевые и тазобедренные суставы в качестве несущих и опорных суставов в положении «лежа на боку».
Глаза и рука остаются направленными на предмет, который нужно схватить; в этой ситуации особенно важно обеспечить устойчивую позицию корпуса и позвоночного столба. Такое постуральное обеспечение требует чрезвычайного расхода сил в связи с неустойчивостью положения “лежа на боку”. Как правило, ребенок не задерживается в этом положении, поскольку из него можно сразу перейти в положение «лежа на животе». Голова в положении «лежа на боку» не находится на плоскости опоры тела, она приподнята и направлена в сторону игрушки.
В описанной последовательности движений важен
Во время переворота в этом месте таз слегка приподнимается вверх со стороны хватающей руки, а другая сторона таза выполняет функцию опоры тела.
В случае удачного регулирования позиции, за поворотом корпуса на бок следуют ноги, полусогнутые в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. В боковом положении до окончательного перехода ребенка в положение «лежа на животе», ребенок вытягивает ногу, лежащую снизу.
Нога, лежащая сверху, пока еще согнута и участвует в повороте. Но когда внутренняя сторона колена касается постели, верхняя нога тоже распрямляется .По достижении положения на животе, как правило, ноги полусогнуты во всех суставах и обе внутренние стороны колена имеют контакт с постелью. Ступни в начале поворота подняты в голеностопных суставах. Но с увеличением поворота, после перехода через положение на боку, нижняя ступня разворачивается внутрь (инверсия), пальцы ног сгибаются, а верхняя ступня остаётся в своём положении.
При первых попытках поворота, ребенок, достигая начала положения на боку, возвращается в положение на спине. Но познакомившись с ходом выполнения движения, он продолжает поворачиваться, чтобы очутиться в положении «лежа на животе». |
Развитие из положения “лежа на животе”
В положении на животе ребенок обнаруживает обилие новых объектов, которыми он непременно хочет обладать. Для того, чтобы обладать вожделенными объектами, ребенку нужно добраться до них и схватить их. Уже известный нам ранее двигательный алгоритм симметричной опоры на локти расширяется, превращаясь в алгоритм опоры на один локоть. При этом вес всего тела опирается на один локоть, на таз и бедро с одной стороны, а также на колено с противоположной стороны. Голова и рука в этой позиции удерживаются и уравновешиваются за пределами опорной поверхности).
Поток раздражителей из мира, окружающего ребенка, оказывает стимулирующее действие, и ребенок использует все свои возможности, чтобы схватить все, что его привлекает. Его девиз гласит «выше, дальше, сильнее». Затем ребенок открывает возможность опираться на руки и бедра. Этот алгоритм называется опора на руки . С этой опорой ребенок завоевывает высоту, но он пока не может выпрямиться дальше, и потому снова и снова „валится» на живот, поднимая вверх руки и ноги. Этот алгоритм выглядит, как будто ребенок плывет, и называется алгоритм пловца . Примерно к концу шестого месяца руки почти полностью осваивают свои основные функции хватания и опоры. Моторный алгоритм рук проявляет в этом возрасте следующие признаки: руки могут быть выровнены по продольной оси предплечий, кисти подняты в лучезапястном суставе, пясть разведена, большой палец руки оттопырен. Это готовит кисти к тому, что будет осваиваться в следующем триместре, то есть, к тонкой моторике.
В конце шестого месяца жизни ребенок развивает свои хватательные функции на своих ступнях. Когда ступни попадают в его поле зрения, ребенок хватает их и сует себе в рот. Этот глобальный двигательный алгоритм называется координация «рука-нога-рот». Как ясно из самого названия, речь тут идет об очень сложном взаимодействии самых разных функций всего тела . Стабилизация позиции корпуса позволяет ребенку согнуть ноги и приподнять голени; при этом он может видеть свои ступни, хватать их руками и засовывать себе в рот. Таким образом, он охватывает их, старается их (свои ступни) понять всеми органами чувств, и ступни занимают подобающее им место в представлении ребенка о собственном теле.
Развитие речиНа четвертом и до пятого месяца жизни кончик языка ребенка начинает упираться в резцовый сосочек (Papilla incisiva) нёба. Четче становятся жующие движения нижней челюсти. Начинают резаться зубки. Ребенок все сует себе в рот, в этом возрасте рот становится важнейшим органом чувств. Ребенок познает свой мир руками и ртом. Поза, а также выпрямление корпуса и позвоночного столба, создают предпосылки, чтобы держать головку, а также предпосылки свободного развития тонких моторных функций мускулатуры гортани, подъязычной кости, а также самого языка. К этому моменту ребенок в состоянии целенаправленно использовать свою речевую моторику. С четвертого по пятый месяц жизни он обнаруживает, что его губы способны формировать звуки. Ребенок активно издает характерные фрикционные согласные и гласные, начинает «гулить».
В этом возрасте речь ребенка состоит из цепочек звучных слогов, модулированных горловых звуков, отдельных криков.
Предмет ребенку в первой половине второго триместра следует предлагать однозначно с одной какой-либо стороны. Если предлагать ребенку игрушку для хватания по средней части тела, необходимо делать это спокойно, чтобы ребенок мог принять решение, какую руку ему выбрать для хватания. Ни в коем случае нельзя быстро двигать предметом из стороны в сторону, это ставит процесс хватания в условия, не соответствующие возрасту ребенка, путает ребенка и нервирует его. До конца шестого месяца жизни ребенок может только хватать собственные ступни, они пока еще недостаточно развиты для того, чтобы ходить. Поэтому ребенка в таком возрасте нельзя сажать или ставить на ноги. Пассивное сидение или стояние могут повредить позвоночник и тазобедренные суставы ребенка. |
Ресурсы для развития ребенка 4–6 месяцев
ресурсов по возрастам:
Что происходит в возрасте 4-6 месяцев?
Малышка готова!
Примерно в этом возрасте ребенок начнет переворачиваться. Перекатывание — важная веха, и оно может сделать время на животе более сложным!
Учить больше
Пора начинать прикорм
Как узнать, когда ребенку следует начинать есть твердую пищу? Что дать им в первую очередь? Чего им нельзя? Смотрите и узнавайте ответы на эти и другие вопросы!
Учить больше
Эти игрушки помогают развитию ребенка
Пока ребенок учится двигаться и общаться, самое время помочь ему поиграть! Эти игрушки могут помочь в их развитии.
Учить больше
Набор инструментов для родителей
Все, что вам нужно для ухода за ребенком в возрасте 4–6 месяцев
Видео Игры и развлечения Блоги Брошюры и контрольные списки
Календарь детских игр
Мы будем еженедельно присылать вам игры, соответствующие возрасту, чтобы способствовать развитию вашего ребенка, а также видеоролики, в которых можно посмотреть игры в действии.
Путеводитель по вехам первого года жизни ребенкаСледите за развитием ребенка с помощью этого универсального справочника.
Набор инструментов для родителей
Все, что вам нужно для ухода за ребенком в возрасте 4–6 месяцев
Видео
Игры и развлечения
Календарь детских игр
Мы будем еженедельно присылать вам игры, соответствующие возрасту, чтобы способствовать развитию вашего ребенка, а также видеоролики, чтобы посмотреть, как игра идет.
Подпишитесь на Календарь детских игр
Путеводитель по основным этапам первого года жизни ребенкаСледите за развитием ребенка с помощью этого комплексного руководства.
Заказать памятку для первого года жизни ребенка
Брошюры и контрольные списки
Часто задаваемые вопросы
для родителей детей в возрасте от 4 до 6 месяцев
Какими должны быть способности ребенка проводить время на животе?
- К 4 месяцам ребенок должен поднимать голову во время живота и держать голову по центру.
- К 6 месяцам и старше ребенок должен тянуться к игрушкам и поворачиваться на животе.
- Узнайте больше о времени на животе!
Почему важно реагировать на звуки, которые издает ребенок?
- Несмотря на то, что ребенок еще не может говорить или понимать, что вы говорите, все равно важно говорить с ним взад-вперед.
- Этот простой прием называется подачей и возвратом.
- Когда ребенок шумит, реагируйте на него.
- Это помогает им научиться прямому общению.
Как сделать поправку на недоношенность?
- Если ребенок родился на сроке 37 недель или раньше, вам следует учитывать недоношенность при отслеживании вех его развития.
- Продолжайте приспосабливаться к недоношенности в течение первых 2 лет жизни.
- Узнайте, как приспособиться к недоношенности.
Когда мне следует перестать пеленать ребенка?
- Пеленание следует прекратить, как только ребенок начнет переворачиваться.
- Обычно это происходит между 2-4 месяцами.
Посмотрите, что должен сказать этот родитель
«Я думаю, что материалы Pathways очень полезны для того, чтобы быть дома с [моим сыном]. Они очень краткие, и мне очень трудно найти достоверную информацию в Интернете».
Надежные ресурсы для родителей
Надежные ресурсы для родителей
Первые шесть месяцев вашего ребенка
Ваш ребенок во всем зависит от вас. Ей нужно, чтобы вы кормили и переодевали ее, обнимали и целовали ее, играли с ней и утешали ее. Когда вы быстро реагируете на ее нужды, она будет меньше плакать. Она чувствует себя в безопасности и учится доверять.
Как развивается ваш ребенок
Сейчас мозг вашего ребенка растет быстрее, чем когда-либо. Ваша любящая забота помогает ей развиваться. С рождения до 3 месяцев она начнет:
- Замолкать, когда слышит знакомые голоса и звуки. Поворачиваться на звуки.
- Реагировать на громкие звуки.
- Издавать тихие звуки.
В возрасте от 3 до 6 месяцев она:
- Начнет произносить такие звуки, как «га», «ох» и «ба».
- Реагировать на изменение тона вашего голоса.
Успокойте своего ребенка, когда он плачет
Когда ваш ребенок плачет, немедленно возьмите его на руки. Посмотрите, промок ли он, голоден или испытывает боль. Отведите его в темную, тихую комнату. Попробуйте разные способы утешить его и выясните, что работает для него. Вот несколько идей:
- Плотно заверните его в одеяло.
- Прогулка с ним в переноске на груди.
- Держите его близко к груди, кожа к коже.
- Аккуратно покачивайте его вверх-вниз или в кресле-качалке.
- Напевайте, пойте или говорите тихо.
- Положите его на животик себе на колени и осторожно похлопайте по спине.
- Помогите ему пососать большой палец или кулак, если он хочет. Советы по безопасности пустышки см. на странице Безопасность младенцев этого руководства.
- Если вам нужна дополнительная помощь, позвоните на горячую линию Birth to Five.
Если ваш ребенок плачет часами
Все дети плачут. Некоторые дети плачут сильнее и дольше, чем другие. Это называется коликами. Это может произойти между 3 неделями и 3 месяцами. Большинство детей с коликами здоровы. Спросите своего врача, чтобы быть уверенным. Чтобы предотвратить колики, старайтесь не утомлять ребенка, особенно ближе к вечеру и вечером.
Если он начнет хмуриться, зевать, краснеть, ерзать или хныкать, попробуйте его утешить. Иногда ничего не помогает. Это не значит, что вы плохой родитель. Вы просто должны быть терпеливы.
Никогда не трясите ребенка
Никогда не бейте и не трясите ребенка — это может привести к слепоте, повреждению мозга или даже смерти. Если вы начинаете выходить из себя, положите ребенка в кроватку, пройдите в соседнюю комнату и сосчитайте до 10. Если вы не можете успокоиться, обратитесь за помощью. Попросите друга или родственника дать вам передышку. Или обратитесь в службу помощи детям.
ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ
Подарите своему ребенку любящую заботу
- Обнимите, потискайте и поцелуйте вашего ребенка.
- Поговорите с ним успокаивающим голосом или спойте ему. Получите больше идей от Read On Arizona.
- Соблюдайте режим кормления, пеленания, сна и купания. Рутина помогает детям чувствовать себя в безопасности.
- Немедленно реагируйте на плач ребенка. Это его не испортит.
Защитите своего ребенка
- Все младенцы нуждаются в регулярных осмотрах и прививках. График осмотров и прививок см. на странице Детское здравоохранение в этом руководстве. Дополнительную информацию см. в разделе Здоровые дети.
- Положите младенца спать на спину. Дополнительную информацию см. на странице Безопасность младенцев в этом руководстве.
- Попросите людей не курить рядом с ребенком, в вашем доме или машине. Легкие вашего младенца все еще развиваются. Вдыхание дыма может повысить вероятность развития ушных инфекций, астмы или синдрома внезапной детской смерти (СВДС).
- Защити ее от солнца. Используйте шляпу, солнцезащитный крем для детей и коляску с зонтиком.