Содержание
польза лепки для развития • Мама в теме!
Лепка – это по сути прикладное искусство, самый осязаемый и один из самых доступных видов детского художественного творчества. При этом для лепки используются самые различные материалы – от песка во дворе и обыкновенного теста до пластилина и полимерной глины. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный шедевр. Так что лепка – это однозначное удовольствие. Но что ещё лепка даёт ребёнку? Почему педагоги, детские психологи и воспитатели так настойчиво предлагают занятия лепкой для детей с ранних лет? Сегодня в рубрике #ЕСТЬМНЕНИЕ мы поговорим о том, в чём польза лепки для детей.
Сразу после рождения ребёнок получает массу новых, но ещё не полностью осознанных впечатлений – развивается первичное чувственное восприятие. Это позволяет новорождённому получить базовый опыт об окружающем его мире. По мере взросления и стремления к познанию, малыш знакомится с миром, используя пять основных природных инструментов: слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Так постепенно его собственный мир обогащается огромным количеством разнообразных новых ощущений и опыта. Таким образом лепка развивает ребёнка через осязание и зрение, дополняя его знания о мире. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкая моторика, глазомер, пространственное мышление. По сути трудно переоценить значение лепки для развития ребенка, и давайте некоторые из них рассмотрим подробнее.
Почему важно развивать мелкую моторику рук?
Польза лепки в дошкольном возрасте – это в первую очередь развитие мелкой моторики: эффективное средство подготовки руки ребёнка к письму, изучение формы и размера предмета, его строения, цвета, назначения. Всем известно, что мелкая моторика непосредственно влияет на развитие речи, часто логопеды в работе используют лепку как дополнительную возможность её развития. Почему это происходит? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук (мелкую моторику), расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Таким образом лепка через мелкую моторику развивает ещё и внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память, речь.
Как лепка помогает развитию личности ребенка?
Лепка — это простой и эффективный способ самовыражения, возможность визуализировать свои фантазии и мечты. Причём этот способ совершенно не ограничен, позволяет не только на плоскости, но и в пространстве создавать любые конфигурации.
Бывает то, что делает ребёнок, сложно сходу определить, даже на уровне живое это или нет. В таких случаях важно проявить родительский интерес к детскому творчеству, попросить рассказать, что же такое тут у тебя получилось. С большой вероятностью вы услышите удивительную историю, часто сочинённую на ходу. И это тоже даёт дополнительные толчки в развитии фантазии, умении выразить себя. Мы обратили внимание на то, что на наших занятиях по лепке дети сами создают не только предмет или живое существо по теме занятия, но и целую экосистему вокруг него. Если, например, девочки создавали русалок, то они сами для них попутно слепили друзей, элементы интерьера дома, украшения и даже сестёр.
Лепка как арт-терапия
Творческий процесс помогает противостоять стрессу не только взрослым, но и детям. Ребёнку лепка даёт возможность безопасно и комфортно снять напряжение, проявить свои чувства с помощью взаимодействия с пластичным материалом, осознать свои эмоции, ценность своей личности, своих переживаний. Часто рассерженные, расстроенные или просто уставшие дети при работе с глиной или пластилином могут дать выход своему раздражению на физическом уровне – мять, катать, давить материал, рушить или изменять получившиеся фигурки. Также и неуверенные, боязливые дети учатся гармонии с собой – ведь по сути лепка предполагает взаимодействие творца и материала, разговаривать в процессе не обязательно (по крайней мере поначалу). Для активных детей лепка развивает способность к концентрации и усидчивость.
Так или иначе, лепка – это и хорошая профилактика личностных отклонений, и выход негативных эмоций, и снятие нервно-психического напряжения, страхов, агрессии.
Психологи, дефектологи и логопеды активно используют лепку в качестве арт-терапии, потому что этот способ самовыражения наиболее доступен детям всех возрастов, начиная с двух-трех лет.
Попробуйте онлайн-формат – это безопасный, комфортный вариант занятий, который позволит родителю не тратить время на дорогу и ожидание, а посвятить это время себе. Тут вы можете подобрать отличного преподавателя по лепке, подходящего именно для вашего ребёнка.
Материал подготовлен мастером – керамистом и преподавателем по лепке Коржавиной Еленой.
Share on vk
VK
Share on facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on twitter
Share on whatsapp
Share on telegram
Telegram
В чем польза лепки для детей
Лепка пластилином для детей – не просто увлекательное, но и очень полезное занятие. Не все родители задумываются, как важно давать ребенку возможность лепить из глины, пластилина или теста. Процесс заставляет проявлять фантазию, создавать интересные фигурки и сочетать цвета. Но самое важное – лепка способствует развитию мелкой моторики.
Лепка из глины для детей: польза творческих занятий
Занятия лепкой не случайно включают в программы для детских садов, она обязательно входит в план уроков труда для младших классов. Психологи и педиатры отмечают, что такая работа приносит массу пользы:
помогает улучшить координацию движений;
раскрывает способности творчества;
развивает оба полушария мозга;
способствует повышению внимательности;
позволяет изучать цвета и их сочетания;
знакомит с техникой смешивания цветов;
способствует усидчивости;
успокаивает, нормализует эмоциональное состояние;
помогает нормализовать речь.
Считается, что именно лепка для малышей среди творческих занятий подходит лучше всего. Любую фигурку можно быстро поправить, переделать, что поможет ребенку не расстраиваться из-за неудач. Это стимулирует работать дальше, добиваться желаемого результата и достигать поставленных целей. Вот и еще один существенный плюс замечательного занятия.
Какой пластилин выбрать?
Польза лепки для детей неоспорима. Но для того, чтобы ребенку действительно нравился процесс, важно правильно выбрать материал и инструменты. Существует несколько основных разновидностей пластилина, которые рекомендуют покупать в соответствии с возрастом ребенка и поставленными целями:
Классический пластилин – достаточно твердый материал, который перед работой необходимо разминать в руках. Лепить из массы непросто, но фигурки будут хорошо держать форму, все линии у них будут четкими и заметными.
Вот только подходит он больше для детей старше 10 лет. Малышам справиться с твердой консистенцией будет трудно, они быстро утратят интерес к этому занятию.Масса для лепки – мягкие и эластичные кусочки массы идеальны для детей от года. Они мягкие, не требуют подготовки, но при этом не дают возможность детализировать фигурки. А маленьким детям это и не нужно. Им важно, чтобы было удобно играть.
Глина – профессиональный состав. Его нужно подготовить для лепки, разогреть, но если это сделать правильно глина позволяет создавать реалистичные фигурки. Такую массу обычно используют художники, скульпторы или ученики художественных школ.
Дополнительно понадобятся инструменты:
дощечка для лепки;
пластиковый нож;
скалка;
молды;
формочки.
Чтобы процесс был увлекательным, можно превратить работу с пластилином в игру. Вариантов интересных занятий несколько:
Лепка сказочных персонажей – предлагайте ребенку создать свою сказку, вылепив из массы популярных героев, зверей. Можно подготовить целую композиции и потом продумать несколько игр с полученными фигурками.
Лепка с формочками – простейший вариант, когда фигурки получаются благодаря специальным формам. Это идеальный способ увлечь малышей.
Лепка картин – относительно новый вид техники, при котором пластилин вместо красок накладывают на лист бумаги. Получается объемное изображение.
Главное – не устанавливать четкие правила. Нельзя ограничивать фантазию детей, позволяйте им раскрыться, создать что-то свое. Фигурку можно немного поправить, показать, как сделать правильно, чтобы дети могли дальше развивать творческие навыки в лепке. Это помогает полюбить процесс и успешно развивать навыки создания красивых фигурок и картин.
поведенческое моделирование у детей — Клиника развития детей
«Детская см., Ребенок до» — поведенческое моделирование и обсервационное обучение
по Кэлан Джонс, предварительный психолог — Bpsych (Hons) Mprofpsyc
May 2019
. Дети наблюдают за другими, и, наблюдая за другими, они узнают, что делать. Простое заявление «делай, как я говорю, а не как я делаю» не помешает вашему ребенку наблюдать, учиться и моделировать ваше поведение, будь оно положительным или отрицательным. Является ли ваш ребенок малышом, подростком или подростком; их поведение всегда будет определяться тем, как ведете себя вы и окружающие.
Моделирование поведения и обучение через наблюдение
Психолог Альберт Бандура среди других исследователей установил, что люди естественным образом склонны к наблюдению и обучению у других. Эксперимент, широко известный как «Эксперимент с куклой Бобо», показал, что дети в возрасте от 3 до 6 лет обращались с надувной куклой так же, как и взрослые. Например, дети, которые наблюдали, как взрослый проявлял агрессию по отношению к кукле Бобо, становились агрессивными в своих взаимодействиях с куклой Бобо, тогда как те, кто наблюдал, как взрослый проявлял доброту, проявляли доброту.
Теперь вспомните, когда вы были моложе…
- Как вы научились завязывать шнурки?
- Вы когда-нибудь использовали бранное слово, которое не должны были произносить, после того, как услышали, что его используют взрослые вокруг вас?
- Вы когда-нибудь притворялись, что наносите макияж, как мама, или бреетесь, как папа?
Чтобы стать тем, кем вы являетесь сегодня, вы, несомненно, занялись бы моделированием поведения и обучением через наблюдение. Теперь, когда вы взрослый, родитель, опекун; важно иметь в виду, что теперь у вас есть молодые люди, которые смотрят на вас с уважением и внимательно наблюдают за вами, чтобы научиться ориентироваться в мире.
Какие факторы повышают вероятность того, что ребенок будет наблюдать и моделировать поведение в будущем?- Если ребенок видит, что человека вознаграждают за его поведение, то он с большей вероятностью будет моделировать такое поведение. И наоборот, если они увидят, что кого-то наказывают за их поведение, они, скорее всего, не будут подражать этому поведению.
- Ребенок, скорее всего, будет равняться и подражать кому-то, кто занимает авторитетное положение (например, родителю, учителю) и/или тому, кто имеет более высокий социальный статус (например, сверстник, знаменитость).
- Ребенок, скорее всего, внимательно наблюдает и моделирует тех, кто похож на него или похож на него (то есть того же возраста, пола и интересов).
- Если ребенку не хватает уверенности или он не знаком с ситуацией, он, скорее всего, наблюдает за другими, чтобы понять, что делать.
Обязательно следуйте правилам, которые вы установили для своего ребенка . Дети с трудом понимают, как взрослый может «иногда» нарушать правило без наказания взрослого. Поэтому, когда мы пытаемся наказать ребенка за нарушение установленного нами правила, мы, скорее всего, получим ответ: «Но почему же тебе можно, а мне нельзя?»
Будьте осторожны с моделированием нездорового поведения . Чтобы наши дети выработали здоровые привычки, нам нужно быть осторожными с поведением, которое мы совершаем вокруг них.
Покажите им, а не просто расскажите. Моделируйте здоровое поведение, а не просто говорите им делать это. Ребенок может не понимать или не знать, как делать то, что вы ему говорите.
Но что, если они моделируют поведение другого человека?
Если они моделируют поведение другого человека (например, сверстника, другого родителя, знаменитости), вы можете немного запутаться, пытаясь понять, какую роль вы можете сыграть. Нередко дети подросткового возраста обращаются к своим сверстникам и начинают моделировать свое поведение. Итак, что вы можете сделать, когда ваш ребенок моделирует поведение других, а вы с этим поведением не согласны?
Вы можете попробовать следующее:
- Продолжайте моделировать поведение, которое вы хотели бы, чтобы ваш ребенок демонстрировал выбор поведения.
- Не осуждайте. Вместо этого будьте любопытны и чутки. То есть можно было спросить у них, почему они так себя ведут.
- Будьте осторожны и не критикуйте поведение моделируемого ими человека. Например, если вы критикуете поведение одного из его ближайших друзей, это может привести к тому, что они сблизятся со своим другом и отдалятся от вас.
Важность обучения через наблюдение и моделирования поведения в контексте психического здоровья
Нам, взрослым, в жизни наших детей важно стараться изо всех сил не отражать на них собственное беспокойство и плохое настроение. Несмотря на то, что может быть трудно скрыть наше беспокойство и депрессию, есть некоторые вещи, которые мы можем сделать, чтобы наши дети не наблюдали, а затем моделировали наше тревожное и депрессивное поведение.
Беспокойство- Попробуйте смоделировать здоровые способы справляться со своим беспокойством. лицом к лицу со своими страхами, успокаивающими стратегиями и практикой осознанности.
- Не подкрепляйте страх языком тела или тоном голоса, т. е. вы не хотите, чтобы язык тела или тон голоса указывали ребенку на то, что чего-то или ситуации следует бояться, если на самом деле это не так. .
- Старайтесь не задавать наводящие вопросы, когда они находятся в ситуации, которая, по вашему мнению, вызывает тревогу. Например, такой вопрос, как «Вы беспокоитесь?» может заставить их думать, что есть о чем беспокоиться. Если вы считаете, что они могут быть чем-то обеспокоены, спросите их более откровенно, например: «Как ты себя чувствуешь?»
- Не избегайте вещей, которые вызывают беспокойство у вас или вашего ребенка, так как это учит их тому, что можно избегать вещей, которые доставляют им дискомфорт.
- Попробуйте смоделировать здоровые способы справиться с депрессией – например. поиск поддержки, участие в физической активности, участие в социальной жизни.
- Не избегайте говорить или выражать свои негативные эмоции (например, крайнюю печаль). Не признавая отрицательные эмоции и не говоря о них открыто, ваш ребенок будет думать, что это нормально — скрывать свои отрицательные эмоции и скрывать их от других.
Источники
Бандура А., Росс Д. и Росс С.А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным моделям. Журнал ненормальной и социальной психологии, 63, 575-582. Получено с: https://pdfs.semanticscholar.org/3706/7acd33ad2ba2ed384baada06e7d74b800399.pdf
Cherry, K. (2019). Как обучение через наблюдение влияет на поведение r. Получено с: https://www.verywellmind.com/what-is-observational-learning-2795402
Гольдштейн, К. (2019). Что делать (и не делать), когда дети беспокоятся. Получено с: https://childmind.org/article/what-to-do-and-not-do-when-children-are-anxious/
Health Direct. (2017). Дети и психическое здоровье . Получено с: https://www.healthdirect.gov.au/kids-mental-health
Маклеод, С. (2016). Бандура – Теория социального обучения. Получено с: https://www.simplypsychology.org/bandura.html
Морин, А. (2018). Образец поведения, которого вы хотите видеть от своих детей. Получено с: https://www.verywellfamily.com/role-model-the-behavior-you-want-to-see-from-your-kids-1094785
Raising Children Network:
https://raisingchildren.net .au/school-age/health-daily-care
https://raisingchildren.net.au/pre-teens/mental-health-physical-health
https://raisingchildren.net.au/teens/mental-health -physical-health
Видео эксперимента с куклой Бобо: https://www.youtube.com/watch?v=NjTxQy_U3ac
Назад к ресурсам
Родители: образцы для подражания и влияние на подростков
Родители как образец для подражания для детей дошкольного возраста и подростков
Когда ваш ребенок был младше, ваша роль заключалась в том, чтобы заложить основы его поведения. Например, вы, вероятно, показали своему ребенку, как сотрудничать и чередоваться с другими. Теперь ваш ребенок стал старше, он может начать брать на себя ответственность за свое поведение.
Но вы по-прежнему являетесь важным образцом для подражания.
Что вы делаете показывает вашему ребенку, как вы хотите, чтобы он вел себя. Например, то, как вы справляетесь с такими чувствами, как разочарование и дистресс, влияет на то, как ваш ребенок регулирует свои эмоции. То, что вы едите, сколько вы тренируетесь и как вы заботитесь о себе, влияет на вашего ребенка.
То, что вы говорите , тоже важно. Вы можете помочь своему ребенку управлять своим поведением и контролировать его, рассказывая о том, как его поведение влияет на других людей. Вы также можете больше говорить с ребенком о различиях между правильным и неправильным. Сейчас самое подходящее время для этого, потому что ваш ребенок развивает способность понимать переживания и чувства других людей.
Практические советы по подражанию
Вот несколько практических идей, которые помогут вам стать образцом для подражания для вашего ребенка-подростка:
- Вовлекайте своего ребенка в семейные обсуждения, говорите открыто и высказывайте свое мнение о семейных решениях, правилах и ожиданиях. Это хороший способ помочь вашему ребенку понять, как люди могут ладить с другими и работать вместе.
- Старайтесь делать то, что, по вашему мнению, должен делать ваш ребенок. Подростки могут и замечают, когда вы этого не делаете!
- Сохраняйте позитивный настрой – думайте, действуйте и говорите оптимистично.
- Возьмите на себя ответственность, признавая свои ошибки и говоря о том, что вы могли бы сделать по-другому, чтобы избежать таких ошибок в будущем. Старайтесь не винить во всем, что идет не так, других людей или обстоятельства.
- Используйте навыки решения проблем, чтобы решать проблемы или конфликты спокойно и продуктивно. Когда ребенок расстраивается и злится, когда возникает проблема, он побуждает вашего ребенка реагировать таким же образом.
- Проявляйте доброту и уважение в том, как вы говорите и ведете себя по отношению к другим людям.
- Будьте добры к себе и относитесь к себе с такой же теплотой, заботой и пониманием, как к близкому вам человеку.
Ваше влияние на подростков и подростков
Вы оказываете большое влияние на своего ребенка, как и его друзья и сверстники. Но ваше влияние на ребенка отличается от влияния его друзей.
друзей вашего ребенка с большей вероятностью будут влиять на его повседневное поведение , например, на музыку, которую слушает ваш ребенок, или на одежду, которую он носит.
Как родитель, вы влияете на основные ценности вашего ребенка , такие как религиозные ценности и вопросы, связанные с их будущим, такие как выбор образования.
И чем крепче ваши отношения с ребенком, тем большее влияние вы будете иметь , потому что ваш ребенок с большей вероятностью будет искать вашего руководства и будет ценить ваше мнение и поддержку. На самом деле, если у вас сложатся прочные отношения, когда ваш ребенок станет взрослым, у него, вероятно, появятся ценности, убеждения и поведение, схожие с вашими.
Подросткам нужно, чтобы вы оставались с ними на связи и знали, чем они занимаются, даже если они этого не показывают. Вы можете интересоваться тем, что они делают со своими друзьями, не вторгаясь в их личное пространство, если вы сбалансируете конфиденциальность вашего ребенка с контролем и доверием.
Идеи, как повлиять на отношение и поведение детей дошкольного и подросткового возраста
Вы можете влиять на многие аспекты поведения вашего ребенка, а также на его отношение. Вот некоторые из областей и способов, которыми вы можете повлиять на своего ребенка.
Дружба
Когда ваш ребенок был намного младше, вы, вероятно, влияли на его друзей, управляя их социальной деятельностью и дружбой. В подростковом возрасте вы все еще имеете косвенное влияние на друзей вашего ребенка. Вы формируете взгляды и ценности вашего ребенка, которые, в свою очередь, определяют его выбор друзей.
Может показаться, что, поскольку подростки и их друзья похожи, они влияют друг на друга. Но главная причина того, что друзья похожи друг на друга, заключается в том, что подростки, как и взрослые, предпочитают дружить с людьми, похожими на них.
Уважительные отношения
Вы можете помочь своему ребенку выбрать и построить уважительные отношения, подражая уважительному и заботливому поведению в ваших собственных отношениях. И если вы обнаружите, что вы находитесь в неуважительных отношениях, создавайте позитивные способы справиться с этим, например, проявляя настойчивость, разговаривая с вовлеченным человеком или обращаясь за профессиональной помощью.
Вы также можете уважительно постоять за себя. Это может быть так же просто, как вежливо сказать другим «нет» — например, «Я не могу сегодня работать допоздна, потому что я обещал помочь на футбольном матче моего ребенка». Это поможет вашему ребенку освоить важные навыки и способы общения с другими людьми.
Вы можете беспокоиться о том, как ваш ребенок справится, когда сверстники экспериментируют с алкоголем и другими наркотиками. Но не только друзья влияют на подростков в этой области — вы тоже имеете влияние.
Вы можете попытаться отговорить своего ребенка от употребления алкоголя, поговорив с ним об алкоголе и других наркотиках, их воздействии и связанных с этим рисках.
То, как вы употребляете алкоголь и другие наркотики, также влияет на отношение и поведение вашего ребенка, поэтому вы можете быть образцом для подражания в отношении безопасных привычек . Например, подумайте о различных сообщениях, которые вы можете посылать, выпивая время от времени и в умеренных количествах, по сравнению с ежедневным употреблением алкоголя в больших количествах.
Здоровый образ жизни
Вы можете моделировать выбор здорового питания и здоровую физическую активность для своего ребенка, правильно питаясь и регулярно занимаясь физическими упражнениями. Вы можете вовлечь своего ребенка, например, вместе поплавать или отправиться на семейную прогулку.
Вы также можете стараться избегать негативных комментариев о своем теле, а также о других людях. Это посылает вашему ребенку важные сообщения об образе тела и принятии.
Отношение к учебе
Если вы сделаете учебу интересной и приятной, ваш ребенок с большей вероятностью будет позитивно относиться к школе и учебе. Например, вы можете выучить язык или ремесло, такое как вязание или рисование, или вы можете читать на незнакомую тему. А почему бы не потратить некоторое время на чтение для удовольствия? Это отличный способ побудить вашего ребенка взять книгу в руки.