Содержание
Как научить ребенка выговаривать Р?
Как научить ребенка выговаривать Р?
Можно всю жизнь копить вот такие смешные истории…
…А можно воспользоваться нашим гайдом от логопедов Novator и научить ребенка выговаривать звук Р. В этом гайде поделимся упражнениями для постановки и автоматизации Р в домашних условиях.
…А можно воспользоваться нашим гайдом от логопедов Novator и научить ребенка выговаривать звук Р. В этом гайде поделимся упражнениями для постановки и автоматизации Р в домашних условиях.
Содержание статьи
- Досье на звук Р: описание и нормы появления
- Почему ребенок пропускает Р или заменяет на другие звуки?
- Как НЕ правильно произносить Р?
- Чек-лист правильной артикуляции для звука Р
- Готовим язычок к постановке Р в домашних условиях: упражнения от логопеда Novator
- Топ-3 способа постановки звука Р
- Автоматизация звука Р поэтапно
- Дифференциация Р с другими звуками
- Ставим Р в домашних условиях: рекомендации от логопедов Novator
- Досье на звук Р: описание и нормы появления
- Почему ребенок пропускает Р или заменяет на другие звуки?
- Как НЕ правильно произносить Р?
- Чек-лист правильной артикуляции для звука Р
- Готовим язычок к постановке Р в домашних условиях: упражнения от логопеда Novator
- Топ-3 способа постановки звука Р
- Автоматизация звука Р поэтапно
- Дифференциация Р с другими звуками
- Ставим Р в домашних условиях: рекомендации от логопедов Novator
Досье на звук Р: его описание и нормы появления
Досье на звук Р: его описание и нормы появления
Сразу же ответим на самый важный вопрос.
Когда в норме должен появиться звук Р?✅ Звук является одним из самых сложных по произношению и в речи появляется
к 5-ти годам.✅ Звук Р согласный. При произнесении согласных воздушная струя встречает препятствие в виде языка, зубов или губ. Голосовые связки сомкнуты и колеблются воздушной струей, поэтому можно легко услышать вибрацию.
✅ Р – твердый, всегда звонкий звук. Относится к группе сонорных звуков. Это значит, что Р произносится с преобладанием голоса над шумом. Существуют также не сонорные, а шумные звуки. К шумным звукам относится, например, Х. Если произнести звук Х (шумный) и М (сонорный, как и Р) можно ощутить разницу в формировании звука.
✅ В образовании звука участвует кончик языка – звук переднеязычный.
Почему ребенок пропускает Р или заменяет на другие звуки?
Почему ребенок пропускает Р или заменяет на другие звуки?
Звук является одним из самых сложных по произношению и в речи появляется к 5-ти годам. В более раннем возрасте речевой аппарат недостаточно сильный и развитый, чтобы произнести звук правильно. Поэтому, если в 4 года у ребенка отсутствует Р – это норма, а в 5 – это повод обратиться к логопеду.
Однако! Мы, в Novator, рекомендуем обратиться к логопеду раньше, чтобы понять, есть ли шанс, что звук встанет самостоятельно или необходимо начать подготовку артикуляционного аппарата.
В произношении Р активно участвует язык, гортань и легкие. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляционный аппарат и сильное речевое дыхание, а также ребенок должен управлять голосом.
О причинах неправильного Р
О причинах неправильного Р
Как НЕ правильно произносить Р?
Как НЕ правильно произносить Р?
Неправильное произношение звука Р называют ротацизмом.
Существуют разные виды ротацизма, однако наиболее распространены следующие дефекты произношения:
❗ Картавость − нарушение в произношении, при котором задняя часть спинки языка соприкасается с мягким небом. В результате образуется щель и когда воздух проходит сквозь нее стенки неба дают дополнительный шум, что искажает произнесение звука.
❗ Горловой Р, при котором вибрирует не кончик языка, а маленький язычок в гортани. Звук при этом приобретает горловой оттенок.
❗ Боковой Р − вибрация создается боковым краем языка.
❗ Одноударность − кончик языка делает только один удар об альвеолы, а длительных колебаний не получается. Произносимый звук имеет призвук Д, длинный раскатистый Р ребенок не может произнести.
❗ Гортанный − звук Р возникает в результате сильного напряжения голосовых связок.
❗ Параротацизм − это замена одного звука на другой. Звук Р часто заменяют на РЬ, либо заменяют Л, который проще по артикуляции. Также этот звук заменяют следующими звуками: В – «павус» вместо «парус»; Д – «дека» вместо «река»; Г – «кагман» вместо «карман»; Й – «йис» вместо «рис».
Чек-лист правильной артикуляции Р
Чек-лист правильной артикуляции Р
Теперь, когда вы знаете, как правильно можно приступать к постановке!
✅ Сначала подготовьте базу – научитесь выполнять все нужные артикуляционные упражнения для Р. Гимнастика нам нужна для того, чтобы накачать мышцы языка, ведь слабый язычок зарычать не сможет.
✅ Выберите подходящий способ постановки звука Р. Сначала лучше попробовать все способы на себе, так вы лучше сможете объяснить задачу и помочь вашему ребенку.
Далее поделимся подборкой упражнений для постановки Р в домашних условиях от логопеда Novator – Ксении. Выбирайте нужный этап работы со звуком Р и листайте наши методические материалы.
Готовим язычок к постановке Р в домашних условиях
Готовим язычок к постановке Р в домашних условиях
Артикуляционной гимнастике нужно уделять 15-20 минут каждый день:
- Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5 минут.
- Не следует предлагать детям более 5 упражнений за раз.
- Каждое динамическое упражнение выполняется 5-10 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 7-10 секунд
Сначала общая разминкаЛистайте ⏩ ⏩ ⏩
Далее следуют артикуляционные упражнения для постановки «Р».
Листайте ⏩ ⏩ ⏩
Топ-3 способа постановки Р
Топ-3 способа постановки Р
Листайте ⏩ ⏩ ⏩
Автоматизация звука Р
Автоматизация звука Р
Если вам подошел один из наших способов и удалось самостоятельно поставить звук Р, можно переходить к следующему этапу – автоматизации. Именно на этом этапе мы вводим звук в речь ребенка и закрепляем его.
Если вам подошел один из наших способов и удалось самостоятельно поставить звук Р, можно переходить к следующему этапу – автоматизации. Именно на этом этапе мы вводим звук в речь ребенка и закрепляем его.
Дифференциация Р с другими звуками
Дифференциация Р с другими звуками
После автоматизации переходим к различению (дифференциации) звуков в речи. Чаще всего, ребенок путает Р с Л. Предлагаем вам воспользоваться чистоговорками для различения звуков в речи.Листайте ⏩ ⏩ ⏩
Ставим Р в домашних условиях:
рекомендации логопеда
Ставим Р в домашних условиях: рекомендации логопеда
Дорогие родители!
Мы понимаем, что очень хочется поставить Р ребенку самостоятельно и не идти к логопеду. Но! Речь ребенка это не тот случай, который надо откладывать, лениться, бояться или хотеть экономить. Причины нежелания могут быть разные, но вы должны помнить: речь это на всю жизнь. Потрудитесь 1 раз и затем улыбайтесь успехам ребенка всю жизнь!
Прежде чем пробовать ставить Р дома самостоятельно, убедитесь:
Случай не самый сложный
Например, горловой Р или ситуацию с укороченной уздечкой нужно прорабатывать только под контролем логопеда. Исправлять неправильный вариант за вами будет сложнее, больнее, дольше и дороже.
У вас есть на это силы и время
Артикуляционную гимнастику нужно выполнять каждый день по 15 минут, повторять все упражнения по 5-10 раз. При этом не срываться на ребенке, помогать, контролировать и поддерживать.
Вы сами умеете выговаривать Р
Ребенок – активный подражатель и если у вас в речи есть ошибки, он с удовольствием их повторит.
Случай не самый сложный
Например, горловой Р или ситуацию с укороченной уздечкой нужно прорабатывать только под контролем логопеда. Исправлять неправильный вариант за вами будет сложнее, больнее, дольше и дороже.
У вас есть на это силы и время
Артикуляционную гимнастику нужно выполнять каждый день по 15 минут, повторять все упражнения по 5-10 раз. При этом не срываться на ребенке, помогать, контролировать и поддерживать.
Вы сами умеете выговаривать Р
Ребенок – активный подражатель и если у вас в речи есть ошибки, он с удовольствием их повторит.
Если вы понимаете, что без помощи логопеда не справиться, начинайте его выбирать! Обращайте внимание на опыт, образование специалиста, а главное, его подход к ребенку. Не нужно «из-под палки», пусть ребенок с удовольствием идет к логопеду.
Вы можете попробовать занятие с логопедом Novator совершенно бесплатно! Мы понимаем, что вы хотите убедиться в эффективности формата онлайн и посмотреть, будет ли ребенок вообще заниматься.
Оставляйте заявку на бесплатное первое занятие здесь
Оставить заявку |
Вы можете попробовать занятие с логопедом Novator совершенно бесплатно!
Мы понимаем, что вы хотите убедиться в эффективности формата онлайн и посмотреть, будет ли ребенок вообще заниматься.
Оставляйте заявку на бесплатное первое занятие здесь
Оставить заявку |
Читайте также другие полезные статьи
Читайте также другие полезные статьи
Логопед – это врач?
Как научить ребенка выговаривать Р?
8 проблем, которые должны быть решены до первого класса
Все об укороченной уздечке языка и звуке Р.
Ребенок не шипит: все о постановке звука Ш.
Всё о звуке Р. Ставим самостоятельно
Коррекционные игры
Коррекция звуков онлайн
Нормы звуков в речи
Что делать, если ребенок пишет с ошибками?
Постановка звука «Р» (постановка, артикуляционная гимнастика, автоматизация звука»)
Постановка языка
Перед любой артикуляционной гимнастикой, в первую очередь следует узнать какой должна быть правильная постановка органов речи для корректного произношения нужного звука.
Чтобы правильно произнести звук «р», необходимо верно разместить язык. Он должен быть поднят к небу. Здесь важно понимать, что просто поднять язык к небу недостаточно, он должен правильно располагаться. Его кончик должен упираться в альвеолы, которые находятся за верхними резцами, а боковые стороны соприкасаться с коренными зубами верхней челюсти. При этом передняя часть языка слегка прогибается. Струя воздуха проходит через весь язык, заставляя его кончик вибрировать. Данный звук – это не что иное, как вибрация.
Приступаем к упражнениям
«Лошадка»
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
«Маляр»
Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.
«Грибок»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половинка не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.
«Гармошка»
Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 — 5. Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.
«Фокус»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
«Индюк»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
«Чистим зубки»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
«Маляр»
Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.
«Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
«Барабанщики»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д]: д-д-д… Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара – не был хлюпающим.
Постановка звука Р от звука Д
Звонко и длительно произносить звук Д, прижимая кончик языка к верхним альвеолам. Пусть ребенок представит, что язык – это парус, который нужно надуть ветром. При произнесении звука Д нужно сильно дуть на язык, чтобы «парус захлопал, завибрировал на ветру». Подставив ладонь ко рту, ребенок должен ощущать толчки воздуха. Не сразу, но должно получиться др-р-р. Закрепляем его в словах с сочетанием др – драка, друг, дракон, затем с сочетанием тр – трава, труд, трон, затем в словах квадрат, патрон, ведро, витраж, кадр, метр, театр.
Постановка Р от звука З
Тянуть звук З при верхнем положении языка – «комарик гудит», затем быстро двигать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами – «комарик замерз и дрожит».
Постановка звука Р на вдохе
Ребенок тянет звук С, прислонив язык к зубам. Объясните ему – сначала выдувай воздух изо рта и произнеси С наружу, а затем всоси в себя этот же воздух и звук С вместе с ним внутрь. Или – произнося звук С сделай такое движение языком, как будто хочешь «всосать» в себя слюнки.
Постановка с механической помощью
Для этого можно использовать резиновую соску, ручку чайной ложечки, ватную палочку или указательный палец ребенка. Предметы должны быть идеально чистыми, на пальчике нужно коротко состричь и ровно подпилить ноготок, чтобы не повредить язык. Ребенок длительно произносит верхний звук З или Д-Д-Д-Д, в это время взрослый каким-либо из перечисленных предметов быстро двигает под языком вправо-влево, вызывая его колебания. Если это пальчик ребенка, он должен быть абсолютно прямым и сначала взрослый сам двигает детскую руку. В результате должен послышаться грубый, раскатистый звук Р.
Закрепляем произношение (автоматизация звука Р)
После постановки звука любым перечисленным способом, его нужно закрепить сначала в начале слов, затем в середине и в конце. После этого называются или составляются по картинкам словосочетания и предложения, насыщенные звуком Р, разучиваются чистоговорки, скороговорки, стихи и песенки. Для этого лучше использовать специальную методическую литературу.
Упражнения
При произнесении звука [Р] кончик языка лежит у альвеол верхних передних зубов. При выдохе кончик языка под воздействием сильной струи воздуха то отскакивает от нёба, то снова касается его, вибрирует. Вибрация происходит около передней части твердого нёба. Края языка прижаты к боковым зубам.
При произнесении мягкого [Р’] вибрация происходит еще ближе к передним верхним зубам и в силу своей мягкости требует большего количества и частоты вибрации, чем при [Р], следовательно, и более сильной струи и напора выдыхаемого воздуха. При картавом [Р] следует путем постепенного развития гибкости и послушности кончика языка заставить его вибрировать. Одним из упражнений, помогающим картавящему добиться вибрации кончика языка, является четкое напористое и довольно быстрое чередование звуков [ЗЗЗ] и [ЖЖЖ] на одном непрерывном выдохе. Непрерывное произнесение этих звуков дает постепенно ощущение легкой вибрации кончика языка.
Упражнение № 1. Зжд, зжд, зжди, зждэ, зжда, зждо, зжду, зжды.
Упражнение № 2. Зждр, зждрр, зждррр… зждри, зждрэ, зждра, зждро, зждру, зждры.
Упражнение № 3. Тд-тд-тд-трри, тд-тд-тд-тррэ, тд-тд-тд-трра, тд-тд-тд-трро, тд-тд-тд-трру…
Упражнение № 4. Дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры…
Упражнение № 5. Дрирр, дрэрр, драрр, дрорр, друрр, дрырр…
Упражнение № 6. Ри, рэ, ра, ро, ру, ры, ре, ря, рё, рю.
Упражнение № 7. Ри-ри, рэ-рэ, ра-ра, ро-ро, ру-ру, ры-ры, ре-ре, ря-ря, рё-рё, рю-рю.
Упражнение № 8. Ри-ри-рирр, рэ-рэ-рэрр, ра-ра-рарр, ро-ро-рорр, ру-ру-рурр, ры-ры-рырр.
Упражнение № 9. Ри-ри-риррь, ре-ре-реррь, ря-ря-ряррь, рё-рё-рёррь, рю-рю-рюррь, ри-ри-риррь.
Упражнение № 10. Рири-рирри, рэрэ-рэррэ, рара-рарра, роро-рорро, руру-рурру, рыры-рырры.
Упражнение № 11. Рири-рирри, рере-рерре, ряря-рярря, рёрё-рёррё, рюрю-рюррю.
Произнесите следующие слова: бомбардир, секретарь, вратарь, прибор, лаборатория, отрегулировали, парламентарий, переиллюстрировать, рояль, ряженка, царица.
Повторите вслух на выдохе, не напрягая голоса, медленно и четко следующие фразы (не забудьте поставить к ним задачи, например, посплетничать, договориться о свидании):
1. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
2. Клара-краля кралась к Ларе.
3. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.
4. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
6. Курьера курьер обгоняет в карьер.
7. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал — не мелел Байкал.
8. Ловко лавируя в ларингологии, лекарь ларинголог легко излечивал ларингиты.
9. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
10. Раз солгал — навек лгуном стал.
11. На словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР-
Произносить (читать) слоги чётко произнося звук [Р]
дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро
Произносить (читать) слова чётко произнося звук [Р]
Драка, драный, драться.
Драже, драчун, дрова, дрожать.
Вёдра, выдра, пудра, эскадра.
Бодрость, мудрость.
Дрыгать, дрын.
Кадры, кедры, щедрый.
Дровни, дрозд, дроссель.
Друг, дружба, дружный ,дружить, другой.
Четко произносить (читать) чистоговорки
Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.
Дро, дро, дро — у нас красивое ведро.
Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.
Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.
Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ -ТР- И –ДР-
Произносить (читать) предложения по образцу: У Кон-др-ата много др-узей. На тр-аве вё-др-а.
Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры. Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Ведро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна страница. Трофим и Петр дружат давно. Втроём мы быстро закончили строгать доски.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-
Произносить (читать) слоги чётко произнося звук [Р]
тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро
Проговаривать (читать) слова, чётко произнося звук [Р]
Травка, травма, трап, трасса.
Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.
Быстрая, завтрак, стража, страна, страница, острая, пёстрая, штраф, шустрая.
Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость.
Метро, стройка, патрон.
Трубка, труд, трудный.
Трубить, трудиться.
Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.
Четко произносить (читать) чистоговорки
Тра, тра, тра — погуляли до утра.
Тра, тра, тра — мы сидели у костра.
Тры, тры, тры — наши мальчики быстры.
Тры, тры, тры — зажигаются костры.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ
Произносить (читать) слоги по образцу: а-р-, о-р-, е-р-, я-р-.
Ар-ур-ир Ир-ор-ар эр-ур-ир Ир-ор-ур
Ор-ир-ур Ур-ир-ор ор-эр-ар Ур-ор-эр
Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов
Говорит взрослый. Говорит ребенок
Рая едет на базар ар-ар-ар, ар-ар-ар.
Федор подметает двор, ор-ор-ор, ор-ор-ор.
У корыта много кур, ур-ур-ур, ур-ур-ур.
Ираида пьет кефир ир-ир-ир, ир-ир-ир.
Ровный красный помидор ор-ор-ор-, ор-ор-ор.
Фермера зовут Захар, ар-ар-ар, ар-ар-ар.
Мастер разрезает шнур, ур-ур-ур, ур-ур-ур.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ С УДАРЕНИЕМ НА СЛОГ
Произносить (читать) слова по образцу: хо— р — , а — р — ка, фо — р — точ-ка
ар — вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка парта, фартук.
ор — бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, горка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, форточка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.
ур — -бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка.
ыр- сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырчатый.
яр — ярко, ярче, доярка
ёр- ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёрный.
юр — юрта, юркий.
ер — верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пионер, офицер.
ир — мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ БЕЗ УДАРЕНИЯ НА СЛОГЕ
Произносить (читать) слова по образцу: а — р — буз, ве-те — р — , о-гу — р — -цы.
ар — арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман,
картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан
ур — пурга, огурцы, шнурки.
ир — кирка, кирпич.
ер — веер, ветер, вечер, катер, мастер, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернела, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Произносить (читать) предложения. Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].
Фёдр метет двор. Егор чистит ковер. У Германа мама доктор. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. Фёдор надевает куртку. В комнате яркий абажур. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки.
— Егор, Егор, укажи свой двор!
— А вон мой двор, голубой забор.
Четко произносить (читать) чистоговорки
Ар-ар-ар — стоит самовар.
Ар-ар-ар — улетел мой шар.
Ор-ор-ор — Вова несёт топор.
Ор-ор-ор — красный помидор.
Ур-ур-ур — щенок гоняет кур.
Ур-ур-ур — у нас короткий шнур.
Ыр-ыр-ыр — мы едим сыр.
Эр-эр-эр — ветер, вечер, офицер.
Ир-ир-ир — мы пьём кефир.
Ер-ер-ер — дядя Федя — офицер.
Ёр-ёр-ёр — на стене ковёр.
Арки-арки-арки — Рая собирает марки.
Орка-орка-орка — во дворе крутая горка
Картинки к занятиям
Объяснение стадий рака груди от 0 до 4
Эта страница была проверена в соответствии с нашей медицинской и редакционной политикой
Даниэлем Лю, доктором медицины, пластическим и реконструктивным хирургом, CTCA Чикаго.
Эта страница была рассмотрена 10 февраля 2022 г.
Вы узнали стадию рака молочной железы, но понимаете ли вы, что это значит?
Стадии рака включают множество измерений и факторов, что делает процесс сложным для понимания, но жизненно важным.
Понимание вашей стадии поможет вам и вашей команде по уходу принимать обоснованные решения о лечении, в том числе о том, может ли клиническое исследование лучше всего подойти для вас.
Медицинские достижения расширили наши знания о раке молочной железы и о том, как определить его стадию, и эти открытия также привели к улучшению методов лечения.
Эта статья будет охватывать:
- Стадии рака молочной железы
- Объяснение системы TNM
- Дополнительные маркеры для определения стадии рака молочной железы
- Собираем вместе
- Диагностические тесты, информирующие о клинической стадии
- Почему важна постановка?
Стадии рака молочной железы
Стадия рака молочной железы указывает на тяжесть заболевания при постановке диагноза. Ваша стадия рака молочной железы указывает на тяжесть заболевания при постановке диагноза. Стадия вашего рака всегда останется неизменной, даже если рак уменьшится или распространится во время или после лечения. Например, если у вас диагностирован рак молочной железы 1-й стадии, но позже опухоль растет и распространяется, это не считается раком молочной железы 3-й или 4-й стадии. Чтобы определить, ответил ли рак на лечение, позже перед новой стадией может быть поставлена буква «r», чтобы показать, что она отличается от исходной стадии.
Стадирование рака молочной железы классифицируется по:
- Размер и расположение опухоли
- Распространился ли рак на близлежащие лимфатические узлы или другие части тела
- Степень опухоли или вероятность ее роста и распространения
- Были ли обнаружены определенные биомаркеры — рецепторы гормонов или другие белки
Все эти атрибуты помогают лечащей команде определить, как лечить ваш рак.
Чтобы оценить локализацию, размер и распространение рака, ваша лечащая команда будет использовать систему стадирования TNM, разработанную и обновленную для рака молочной железы Американским объединенным комитетом по раку (AJCC).
- TNM расшифровывается как Tumor-Node-Metastasis, которые являются важными факторами в определении тяжести вашего рака.
- Все виды рака можно оценить с помощью маркеров TNM, но для более подробного описания стадии рака молочной железы также используются несколько дополнительных критериев.
- В конечном счете, ваша конкретная комбинация TNM и этих других маркеров определит стадию вашего рака.
Рак молочной железы имеет пять основных стадий по системе TNM: от 0 до 4
Стадия 0
Рак молочной железы стадии 0, известный как карцинома in situ, означает, что раковые клетки присутствуют, но были обнаружены так рано, что они не распространились . В протоках это называется протоковой карциномой на месте (DCIS) и называется неинвазивным.
Этап 1
Рак молочной железы стадии 1 означает, что опухоль очень мала и либо не распространилась, либо может незначительно распространиться в близлежащий лимфатический узел. Рак, который распространился на окружающие ткани, называется инвазивным раком молочной железы.
- Стадия 1A: опухоль очень маленькая и не распространилась на лимфатические узлы.
- Стадия 1B: Рак размером от 0,2 мм до 2 мм обнаружен в лимфатических узлах (опухоль молочной железы не может быть обнаружена или меньше 20 мм).
Стадия 2
Рак молочной железы 2 стадии означает, что опухоль больше, чем на стадии 1, и может распространиться на несколько близлежащих лимфатических узлов.
- Стадия 2A: несмотря на то, что опухоль не может быть обнаружена, опухоль распространилась на один-три лимфатических узла (но не распространилась на другие части тела) или опухоль размером 20 мм или меньше и распространилась на один до трех лимфатических узлов, либо опухоль имеет размеры от 20 до 50 мм и не распространяется на лимфатические узлы.
- Стадия 2B: опухоль размером от 20 до 50 мм и распространилась на один-три лимфатических узла или опухоль больше 50 мм, но не распространилась ни на один лимфатический узел.
Стадия 3
Рак молочной железы 3 стадии означает, что опухоль больше, чем на стадии 2, и/или распространилась на несколько лимфатических узлов и/или ткани вокруг груди или грудины.
- Стадия 3A: опухоль распространилась на четыре-девять лимфатических узлов или на молочные лимфатические узлы, но не на другие части тела; или опухоль больше 50 мм и распространяется на один-три лимфатических узла.
- Стадия 3B: опухоль распространилась на область грудной клетки или вызвала набухание молочной железы, или это воспалительный рак молочной железы. Он мог распространиться на девять лимфатических узлов, но не распространился на другие части тела.
- Стадия 3C: это относится к любой опухоли, которая распространилась на 10 или более лимфатических узлов, включая узлы под ключицей, но не распространилась на другие части тела.
Стадия 4
Рак молочной железы 4 стадии означает, что рак дал метастазы или стал подвижным и распространился на отдаленные части тела, обычно в кости, легкие или печень. Это поздняя стадия рака, называемая метастатическим раком молочной железы.
Рецидивирующий рак молочной железы
Рецидивирующий рак молочной железы возникает, когда заболевание возвращается после первоначального лечения. Большинство рецидивирующих видов рака появляются в течение первых двух или трех лет после лечения, но в некоторых случаях рак может рецидивировать много лет спустя.
На основании диагностических тестов будет определена клиническая стадия вашего рака, а после хирургического вмешательства будет установлена патологическая стадия (что позволит вашей медицинской бригаде тщательно изучить раковую ткань).
Объяснение системы TNM
Постановка TNM требует довольно подробной информации. Давайте разберем эту систему:
T относится к размеру опухоли.
Для измерения опухоли можно использовать метод визуализации. Обозначения:
- Tx: опухоль не может быть оценена.
- T0: признаков опухоли нет.
- Tis: это карцинома in situ, что означает, что раковые клетки были пойманы до роста опухоли.
- T1: опухоль меньше 2 см в поперечнике.
- T2: опухоль размером от 2 до 5 см в поперечнике.
- T3: опухоль больше 5 см в поперечнике.
- T4: опухоль любого размера прорастает в стенки грудной клетки или кожу
Лимфатические узлы — это карманы в вашей лимфатической системе, которая похожа на систему кровообращения. Вместо крови он переносит жидкость, называемую лимфой. Белые кровяные тельца являются ключевыми иммунными клетками, которые собираются в лимфатических узлах в ожидании защиты от чужеродных захватчиков. Рак может распространиться на эти узлы.
Рак, обнаруживаемый в лимфатических узлах, может быть маленьким ( микрометастазы : от 0,2 мм до 2 мм) или крупными ( макрометастазами : более 2 мм). Обозначения:
- Nx: лимфатические узлы не могут быть оценены.
- N0: свидетельств распространения нет.
- N1: Рак распространился на несколько подмышечных (подмышечных) лимфатических узлов или в меньшем количестве на узлы около грудины.
- N2: Рак распространился на большее количество подмышечных лимфатических узлов, чем в случае N1, или увеличил размер грудных лимфатических узлов.
- N3: рак значительно распространился на подмышечные лимфатические узлы или может быть вблизи или выше ключицы (ключицы). Альтернативно, вовлекается меньше подмышечных лимфатических узлов, но есть области макрометастазирования (более 2 мм) и увеличения.
M относится к распространению в более отдаленные части тела или метастазированию.
- Mx: метастазы не могут быть оценены.
- M0: свидетельств распространения нет.
- M1: Рак распространился на отдаленные органы или ткани.
Дополнительные маркеры для определения стадии рака молочной железы
Дополнительные маркеры, характерные для рака молочной железы, дополнительно определят вашу стадию, что может быть полезно при выборе целевого лечения для борьбы с раком.
- ER: Рак имеет рецептор эстрогена. Эстроген — это гормон, и у некоторых видов рака есть рецепторы, которые реагируют на эстроген.
- PR: Рак имеет рецептор прогестерона. Прогестерон тоже гормон.
- HER2: Рак вырабатывает белок HER2 (человеческий эпидермальный фактор роста).
- G: Степень рака означает, насколько клетки отличаются от нормальных. Степень 1 указывает на то, что клетки выглядят довольно нормально, в то время как клетки степени 2 растут немного быстрее, а клетки степени 3 выглядят заметно иначе, чем нормальная ткань молочной железы.
Эти маркеры вместе с измерениями TNM определяют вашу стадию.
Рецидив рака относится к раку, который возвращается в ту же грудь и требует новой стадии. Этот новый этап помечен буквой «R» в конце, что означает «переустановка». Если он развивается в другой груди, это считается новым раком.
Собираем все воедино
Ваша стадия рака молочной железы зависит от вас. Он основан на всех факторах, собранных с помощью диагностических тестов и/или хирургического вмешательства, и помогает вашей лечащей команде оценить ваш прогноз.
Американское онкологическое общество предлагает примеры того, как интерпретировать стадию рака молочной железы. Например, рак T2, степень 3, без распространения на лимфатические узлы (N0) или тело (M0), HER2-отрицательный и ER- и PR-положительный — это стадия 1B.
Многие методы используются для выявления и определения стадии рака. Некоторые из общих тестов включают в себя:
Биопсия : Врач использует иглу для извлечения ткани или жидкости молочной железы, которые затем отправляются в лабораторию. Там используются различные методы для изучения различных атрибутов, таких как гормональный рецептор или статус HER2. (Иногда образец ткани берется во время хирургической процедуры для определения стадии патологии.)
Опухолевые маркеры : Быстро делящиеся раковые клетки прерывают некоторые нормальные механизмы клеточного роста. Это заставляет клетку перепроизводить определенные молекулы. Лабораторные тесты обнаруживают эти соединения, известные как онкомаркеры, в образцах крови или тканей.
Методы визуализации : Для изучения характеристик вашего рака используются несколько различных видов сканирования. Ниже приведены некоторые из неинвазивных методов визуализации, с которыми вы можете столкнуться:
- МРТ (магнитно-резонансная томография) использует магниты и радиоволны для создания подробных изображений ваших тканей.
- КТ (компьютерная томография) использует рентгеновские лучи для изучения ваших органов. Ядерное сканирование отслеживает поток введенного безопасного радиоактивного красителя в ваше тело. ПЭТ-сканирование
- (позитронно-эмиссионная томография) похоже на ядерное сканирование, но специально исследует потребление глюкозы в организме, поскольку раковые клетки используют больше глюкозы, чем нормальные клетки.
- Ультразвуковая визуализация использует звуковые волны, чтобы заглянуть внутрь вашего тела.
Каковы перспективы выживания при раке молочной железы?
По данным Национального института рака (NCI), процент пациентов, выживших через пять лет после постановки диагноза, составляет:
- 99 процентов для рака молочной железы, который все еще является локальным в молочной железе
- 86 процентов для рака молочной железы, который распространился непосредственно за пределы молочной железы
- 29 процентов для рака молочной железы, который распространился на более отдаленные части тела
NCI также указывает пятилетнюю выживаемость при раке молочной железы в целом как 90,6 процента для женщин и 83 процента для мужчин.