Содержание
Роль семейного воспитания в развитии личности
Семейное воспитание в процессе развития личности играет, пожалуй, наиважнейшую роль. Никто лучше семьи не может развить в ребенке те качества, которые будут необходимы ему в самостоятельной взрослой жизни. Главная цель семейного воспитания это обеспечение полноценной, счастливой, творческой и полезной для общества жизни будущего взрослого гражданина.
Роль семьи в воспитательном процессе
Детский сад, школа, институт являются в большей степени образовательными учреждениями, чем воспитательными.
Для развития полноценной, разносторонне развитой личности необходимо, чтобы семья обладала определенными параметрами. Существуют параметры главные и второстепенные, существенные и несущественные. Преподаватели обычно обращают внимание на такие параметры семьи ребенка, как благосостояние, полнота семьи, образование родителей. Это внешние параметры, которые не являются главными для развития личности.
Социальный статус и материальное положение семьи имеет большое значение для материального обеспечения ребенка и удовлетворения его материальных потребностей, однако на его воспитании это практически никак не отражается. Полнота семьи, то есть наличие отца, матери, бабушки и дедушки, конечно, оказывает влияние на формирование личности, но только косвенное. Совсем не единичны случаи, когда дети, у которых семья не обладала вышеперечисленными параметрами, показывали хорошие результаты в школе и добивались значительных успехов в жизни.
Главными, определяющими параметрами семьи, являются заботливое отношение родителей к детям, взаимопонимание между родителями и детьми и стремление родителей воспитать сильную и всесторонне развитую личность. Материальное благосостояние, образование родителей и полнота семьи никак не связаны с этими параметрами.
Добрые и светлые чувства, которые испытывает каждый ребенок по отношению к своим родителям, совершенно безусловны и подсознательны. Ребенок проносит эту любовь через всю свою жизнь, для него родители это единственные люди в мире, на которых он может полностью положиться. Отсутствие любви родителей к ребенку воспринимается им как предательство, которого не прощают.
Причиной неудач взрослого человека, алкоголизма, наркомании, невозможности реализовать себя в жизни является отсутствие родительской любви в детстве. У человека складывается устойчивое ощущение пустоты и одиночества, которое он заглушает любыми доступными ему способами. Мало того, если ему удается, в конце концов, добиться в жизни каких-то успехов, создать свою семью и завести детей, то к ним он не испытывает абсолютно никаких чувств.
Многие родители твердо убеждены, что ребенку нельзя показывать свою любовь, что таким образом можно избаловать его и сделать эгоистом. Это абсолютное заблуждение. Именно при отсутствии искренней любви и возникают такие неблагоприятные черты личности. Избалованность может возникать в том случае, когда любовь к ребенку пытаются заменить различными суррогатами, то есть потакание всем его капризам, задабривание подарками и так далее.
Воспитание ребенка в духе родительской любви совершенно не зависит от того, сколько времени родители проводят с ребенком, воспитывается ли он дома или в детском саду, живет ли он у бабушки или вместе с родителями. Забота и опека по-настоящему любящих родителей незримо следуют за ребенком, где бы он ни находился. Конечно же, при этом общение с ребенком должно стать для родителей не обязанностью, а психологической необходимостью.
В качестве основы заботы и опеки над ребенком служит искренняя заинтересованность родителей буквально во всех изменениях и событиях в жизни ребенка. У каждого родителя существуют собственные представления о взаимодействии со своим ребенком, однако есть определенные правила, которые нельзя игнорировать. Прежде всего, это обязательный диалог родителя с ребенком, в котором ребенок выступает полноправным собеседником, а не безмолвным слушателем наставлений или допрашиваемым подозреваемым.
Развивать свою родительскую любовь к детям лучше всего с самого раннего детства, с пеленок. Это время является самым важным для становления маленькой личности из беспомощного живого комочка. Если упустить этот момент, то можно потерять навсегда ту тонкую, но очень прочную нить, которая связывает ребенка с его родителями.
Выводы
В зависимости от того, существует ли между родителями и детьми искренняя любовь и в какой именно степени, каждый родитель по-своему формирует стиль своего семейного воспитания. Это может быть воспитание, построенное на полном доверии, авторитарный стиль или полное попустительство. В различных стилях воспитания существуют свои преимущества и недостатки. О них мы поговорим в следующий раз.
Роль семейного воспитания в формирования личности младшего школьника
Взаимодействие семьи и школы — проблема, которая уже не одно столетие тревожит родителей, педагогов и психологов. Единство школьного и семейного воспитания рассматривается ведущими педагогами, как процесс совершенствования духовности человека.
Сегодня остро стоит вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей младшего школьного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. И что бы ни говорило общество, по-прежнему семья является важным институтом воспитания ребёнка. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека [3]. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Особая роль семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.
Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, формировании отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания — это любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Родительская любовь является источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Сухомлинский В.А. говорил, что ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. Ребёнок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Настоящая родительская любовь учит ребёнка культуре, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Авторитет родителей основывается на уважении и любви детей к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и поступкам. Родительский авторитет может разрушить ведение родителями двойной морали: одной — для окружающих, другой — для семейной жизни. Ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей в повседневной жизни и замечает, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других. К разрушению авторитет, а ведёт уверенность родителей, что дети не имеют права критиковать их поступки, их указания нельзя обсуждать, а только надо беспрекословно выполнять, что детей они наказывают всегда справедливо. Авторитет отца и матери повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке. Признание ошибки со стороны взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми являются основой родительского авторитета.
Немаловажную роль в воспитании младшего школьника играют взаимоотношения школа — семья — ребенок. Младший школьный возраст – это тот период, когда семья активно участвует в воспитании ребёнка, закладывает фундамент для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Часто родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Родители должны понять, что влияние семьи не снижается, а наоборот возрастает [3].
С приходом детей в школу особого внимания со стороны семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки. Неуверенность, переживания могут стать причиной негативного отношения ребёнка к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно рассказать учителю об индивидуальных особенностях ребенка, помочь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Родители вместе с ребёнком правильно оценят как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Получается, что учитель прав…», «Дети не захотели с тобой играть, потому что…», «А тебе такое отношение понравится?» и т. п.
Постепенно у младшего школьника сформируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны быть справедливыми и доброжелательными. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителей рассказы детей, надо сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разбираться в ситуации. Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, то впредь они могут не рассчитывать на его откровенность. В то же время нельзя постоянно сосредотачивать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, чрезмерно опекать ребенка, решать за него все проблемы, лишая его самостоятельности.
У родителей, которые привыкли добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших.
Случается, что при выборе методов поощрения и наказания родители не учитывают характер ребенка, не вникают в причины совершения поступка. Нередко они наказывают детей в пылу раздражения, необъективно, без учета тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, а это приводит к ухудшению взаимоотношений между родителями и детьми.
В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. Представление о себе, уважение или неуважение себя, то есть самооценка, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают их положительно или отрицательно. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка.
Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями. Именно эмоциональная среда в этом возрасте оказывает влияние на его духовный мир. Семья, в которой преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужна ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Если что-то не нравится в ребенке, надо помнить: ребенок в какой-то степени является зеркальным отражением окружающих его людей [1].
Взрослые по отношению к младшему школьнику могут выражаться в пренебрежительных высказываниях, в унижающих его достоинство оценках, эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила — всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений, требований. Но возможно и другое: постепенно будет зреть отторжение от семьи.
Дружба родителей и детей — это особые отношения, которые возникают при взаимном уважении, умении взрослых понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении. Родители должны строить дружеские отношения с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир. Лучший путь — постараться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет.
Таким образом, совместно с родителями класса была разработана программа «Роль семейного воспитания в формировании личности младшего школьника», определена цель, задачи и направления деятельности классного руководителя с родителями и учащимися класса. Программа была ориентировано на четыре года.
Работа с родителями разделена на 3 этапа:
1 этап реализации – ориентировочный. На данном этапе производится анализ и изучений семей в воспитательном процессе.
2 этап – основной. На данном этапе производится организация различных мероприятий с учетом родителей и учащихся.
3 этап – обобщающий (в конце года). Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся [4].
Таким образом можно утверждать, что четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса приносит свои плоды. Школьники испытывают эмоциональный подъем, когда их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах – они испытывают чувство гордости за участие родителей в жизни класса. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в классной жизни стимулирует к действию и самого классного руководителя.
Подводя итоги можно отметить, что школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создавать все условия для радостной и творческой жизни. Семья – это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего школьника, спутник жизни ребёнка. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать условия, в которых находится их малыш, какие эмоции и переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что радует, чем он живёт.
Важность образования в семейной жизни
Мать и дочь проводят время вместе в гостиной, Мать обучает свою дочь домашнему обучению онлайн через ноутбук, дистанционное обучение через электронное обучениеОбучение семейной жизни может вооружить вас различными навыками функционирования семьи. Педагоги семейной жизни понимают семейную науку. Они работают в разных условиях и выполняют множество ролей. Они рассматривают вопросы работы и семьи, пол, сексуальность, воспитание детей, финансы и многое другое.
Образование в области семейной жизни обучает человеческому развитию и навыкам общения. Он также учит здоровым межличностным отношениям и тому, как принимать решения. Это может улучшить ваше благополучие и межличностные отношения. Цель состоит в том, чтобы решать социальные проблемы и расширять возможности семей.
Обучение семейной жизни обучает подростков навыкам принятия решений
По мере взросления дети сталкиваются со многими проблемами со здоровьем. Они оказываются в ситуациях, требующих навыков принятия решений. Им необходимо образование, чтобы избежать последствий давления со стороны сверстников. Чтобы избежать рискованного поведения, вам необходимо обучение семейной жизни. Это эффективный способ избежать плохого поведения, такого как злоупотребление наркотиками. Такое поведение может иметь серьезные последствия в вашей жизни.
Правильный семейный образ жизни важен для эффективной жизни. При выполнении программы навыки написания эссе необходимы. Студенческая жизнь состоит из учебы и выполнения домашних заданий. Просматривая жизненные очерки, размещенные на страницахwritingbros, вы найдете вдохновение для написания. В нашей базе данных есть много примеров эссе, которые помогут вам. Цель состоит в том, чтобы получить хорошие оценки и преуспеть в своем образовании. Это может помочь вам стать хорошим воспитателем семейной жизни и стать плодотворным в своей семье.
Понимание жизненного цикла семьи
Обучение семейной жизни основано на жизненном цикле. Каждый этап цикла имеет уникальные потребности в обучении. Вы можете начать заниматься неформальной деятельностью в молодом возрасте. Обращение за советом к профессионалам и чтение могут помочь вам получить хорошую экспозицию.
Программы планирования семьи были созданы для повышения уровня жизни. Участвуя в жизненной программе, вы приобретете родительские навыки в юном возрасте. Вы будете играть роль в сокращении населения и повышении уровня жизни. Вместо того, чтобы учиться через наблюдение, вы можете приобрести родительские навыки через формальное образование.
Образование помогает взрослым приобретать жизненные навыки
По мере взросления дети сталкиваются со многими проблемами. Им необходимо принимать самостоятельные решения, когда они сталкиваются с конфликтными ситуациями. Социально-эмоциональные или жизненные навыки могут помочь вам лучше учиться.
Принимая участие в обучении семейной жизни, вы сможете справиться с академическими, социальными, экономическими и личными трудностями. Это также мощный способ справиться с кризисами и создать травму.
Образование поможет вам научиться управлять эмоциями и решать проблемы. Эмпатические и коммуникативные навыки помогают улучшить вашу способность общаться с другими людьми. Жизненные трудности могут привести к разочарованию, отчаянию и замешательству. Семья играет роль в том, чтобы помочь вам избежать любой формы кризиса.
Развитие навыков происходит на разных этапах жизни. Некоторые некоммерческие организации сотрудничают с правительствами, чтобы удовлетворить потребности учащихся всех возрастов. Цель состоит в том, чтобы подготовить молодых людей к жизни и работе.
Воспитательная роль
Семьи существуют в основных социальных группах. Они различаются по функциям и структуре без универсального шаблона. Семьи могут быть полигамными или моногамными, нуклеарными, расширенными и так далее. Меняются функции и структура семьи, поэтому возникает потребность в формальном образовании.
Семейная динамика открывает множество возможностей для получения различных степеней. Вы можете учиться в Канаде для курсовой работы на уровне выпускника в семье. Программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры открывают множество возможностей в семейных делах. Программы представляют собой целенаправленный и целостный подход к подготовке семейных специалистов. Лучшие вакансии, которые вы можете найти в этой области, включают:
- Воспитатель по вопросам жизни
- Консультант для подростков
- Воспитатель для родителей
- Консультант по вопросам тяжелой утраты
- Консультант
- Специалист по оценке учебной программы
- Координатор исследований
Понимание роли в семейных функциях
Общество и его потребности быстро меняются. Социальные изменения должны переопределить роль различных членов семьи. Родители должны пересмотреть свои роли. Они также должны учитывать изменяющиеся потребности функций и структуры.
Обучение семейной жизни поможет вам понять свою роль в обеспечении благополучия семьи. Вы можете понять, как развиваются семьи. Программа способствует социальному, моральному, эмоциональному и физическому развитию. Изучая семейные дела, вы поймете, как помочь своей семье справиться с функциональными изменениями. Это будет действенным способом выполнить свою ответственность в бытовых вопросах.
Заключение
Обучение семейной жизни играет важную роль в формировании семейного поведения. Это облегчает принятие решений и помогает в понимании жизненного цикла семьи. Это воздействует на вас жизненными навыками, играет образовательную роль и улучшает понимание семейных функций. Цель состоит в том, чтобы помочь вам жить качественной жизнью и нести ответственность за принятие семейных решений.
Авторская биография
Джоэл Страчан стремится обеспечить высочайший уровень качества своих студенческих эссе, диссертаций и лабораторных отчетов. Он сильно развился как академический писатель, и его постоянство — это то, что его публика и клиенты очень любят. Он мотивирует себя писать, путешествуя по необычным местам и исследуя новые и неизведанные пляжи.
Важность обучения родителей
Трейси Траутнер, Расширение Мичиганского государственного университета —
Любовь инстинктивна, навыки — нет.
Воспитание детей для многих является самой важной и трудной работой, которую они когда-либо выполняли, и ролью, которая получает мало признания. Родители и другие основные опекуны всех типов (приемные родители, бабушки и дедушки, приемные родители и т. д.) могут воспользоваться возможностью узнать советы и новые стратегии, чтобы общаться с нашими детьми и получать удовольствие от общения с ними. Это также дает возможность пообщаться с другими родителями, у которых могут быть похожие проблемы и трудности.
Сегодня родителям предстоит преодолеть новые трудности. Навыки, рутины и ценности передавались из поколения в поколение, и родители могли рассчитывать на сети поддержки, чтобы помочь им стать родителями. По сравнению с прошлыми поколениями многие родители и семьи оказались в изоляции и воспитывают детей изолированно. Эти родители пытаются разобраться в этом в одиночку. Навыки, необходимые ребенку для достижения успеха, также изменились.
С течением времени каждое поколение наблюдает, как меняется отношение общества к вопросам воспитания детей. В настоящее время семьи борются с проблемами управления поведением, включая отсутствие ожиданий, надзор за детьми и чрезмерно суровые и непоследовательные наказания со стороны родителей. По словам Джона Гельдхоффа, доцента кафедры поведенческих и медицинских наук Орегонского университета, все родители — с высоким и низким доходом, уполномоченные и не уполномоченные — могут извлечь пользу из обучения родителей, основанного на фактических данных. Родители, которые посещали занятия и изучили эффективные методы дисциплины и воспитания, сообщают, что у их детей более высокие оценки, меньше проблем с поведением, меньше проблем со злоупотреблением психоактивными веществами, лучшее психическое здоровье и большая социальная компетентность.
Образовательные программы для родителей предлагают поддержку и обучение, которые могут решить проблемы и сделать выполнение родительских обязанностей проще, приятнее и могут укрепить способность ребенка развиваться. Развитие ранних эмоциональных навыков у детей младшего возраста — одна из многих программ для родителей, предлагаемых Университетом штата Мичиган. Многие другие надежные источники информации для родителей доступны для удовлетворения их потребностей. Ресурсы легко доступны в Интернете через видео на YouTube, исследовательские веб-сайты, лично, подкасты, блоги и книги, которые легко доступны. Прежде чем обратиться к ресурсу для родителей, проверьте источник информации, чтобы убедиться, что он основан на исследованиях и заслуживает доверия.
Детский сад или школа вашего ребенка, общественный центр, местная библиотека и местный округ MSU Extension могут предлагать очные тренинги. Личное обучение родителей позволяет родителям задавать вопросы, относящиеся к их ситуации, и, возможно, встречаться с другими родителями, чтобы делиться историями. Часто поднимаемая проблема актуальна для всех в классе, начинается качественное обсуждение и происходит обмен идеями. Онлайн-классы также могут предложить ценные возможности для изучения материалов в своем собственном темпе и виртуального общения с другими родителями.
Воспитание родителей можно рассматривать как нечто негативное, например, как отражение ваших способностей к воспитанию детей.