Разное

Заповеди януша корчака для родителей: Десять заповедей Януша Корчака для родителей — Детский музыкальный лекторий «Пикколо»

10 заповедей воспитания от Януша Корчака

Советы родителям0

Заповеди родителям от человека вошедшего в газовую камеру вместе с детьми

Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Педагогическая деятельность Корчака основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления.

Он отказался спасти свою жизнь трижды:

В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий.

Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.

А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:
— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дети?
— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.

А через несколько дней, в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

Вот, десять заповедей воспитания от Януша Корчака для родителей:

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? он даст жизнь другому, тот-третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека- его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым — не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

воспитание полезные советы

Поделиться:

Десять заповедей Януша Корчака | Академия Развития

Заповеди
Десять заповедей Януша Корчака для родителей:
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как… он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот-третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека- его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок-это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не “наш”, “свой” ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Януш Корчак (польск. Janusz Korczak; настоящее имя польск. Henryk Goldszmit; 1878 — 1942) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Педагогическая деятельность Корчака основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления. В годы оккупации Польши фашисткой Германией Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в газовых камерах Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками.

Памятка

Памятка родителям.
Прежде, чем приводить ребенка в школу, просим Вас, дорогие родители, прочитать, подумать и ответить себе, со всеми ли пунктами Вы согласны, ничего ли Вы не забыли… От этого зависит комфортное пребывание Вашего ребенка в нашей школе.
Часть 1
1. Приход в школу и уход. Мы надеемся, что

  •   Вы придете в школу за 15-20 минут до занятий. Занятия в школе начинаются в 8.30. В 8.15 – завтрак (по желанию).
  • Ребёнок будет здоров, в хорошем настроении, комфортно одет, аккуратно причесан.
  • Мы очень надеемся, что ребенок к нам придет с желанием узнать что-то новое. Этот настрой очень часто зависит от ВАС!
  • Когда вы забираете ребенка из школы, мы надеемся, что Вы встретите своего ребенка с улыбкой и радостью, несмотря на то, что вы устали. Помните, что ребенок устал ТОЖЕ!
  • Школа работает до 18.00. Если Вы задерживаетесь, сообщите об этом по телефону.
  • Чистота и гигиена
  • Ребёнок долгое время будет находиться в школе. Наша и Ваша задача – помочь ему справляться со многими вещами самому. Пожалуйста, позаботьтесь об удобной одежде.
  • Пожалуйста, проверьте, достаточное ли количество сменной одежды есть у ребёнка.
  • В кармане уличной одежды должен быть носовой платок.
  • У каждого ребёнка должна быть расчёска-гребешок, а у девочек (и длинноволосых мальчиков) – запасные заколки и резинки.

3. Здоровье школьника.

  •   Если у Вашего ребенка есть какие-либо заболевания, аллергии или личные предпочтения, не забудьте о них нам сообщить.
  • В школе есть только разрешенные медикаменты. Если Вашему ребенку необходимо дать какие-либо лекарства, подойдите к медсестре.
  • Если ребенок заболевает во время пребывания в школе, мы отводим его к медсестре. Она сообщает об этом родителям. Он будет там находиться до Вашего прихода.
  • В случае если произошел какой-либо несчастный случай, мы звоним родителям. Если произойдет что-то, что требует экстренной помощи, мы вызовем «Скорую помощь»

4. Еда

  • Завтрак у нас начинается в 8. 00 – 8.15.
  • Если ваш ребенок «вегетарианец» или «сыроед», или …., пожалуйста, предупредите нас об этом заранее.
  • Убедительная просьба! Не надо давать никакой еды ребенку с собой. Конфеты, жвачки… – тем более!

6. Одежда

  •   Одежда должна быть удобной, не жаркой и аккуратной.
  • Не забудьте, пожалуйста, подумать, в чем ребенок будет гулять. Дети бегают, играют, могут падать и пачкаться – это не должно быть причиной для Вашего расстройства. Возможно, для гуляния вы выделите специальную одежду, которую не жалко.
  • Прогулки и спорт
  • 1 раз в неделю физкультура проводится на улице. Позаботьтесь, чтобы одежда у ребенка была удобной для его движения.

8. Самостоятельность

  •   М. Монтессори говорила: « Ребенок не может быть свободным, если он не самостоятелен»
  • Собственные желания ребенка.
  • У нас всегда учитываются желания ребенка, если эти желания не навредят другому человеку или самому ребенку. «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека»

Часть 2

1.

 Детские чувства

  • Мы стараемся объяснять детям, как себя вести в той или иной ситуации. Помогаем ребятам рассказывать о своих чувствах, особенно если это неприятные чувства. Все это происходит на общих кругах.
  •  Для нас мнение: «Дай сдачи» – неприемлемо.  Надо учиться договариваться. Применение физической силы должно быть осознанным решением, а для этого надо научиться себя контролировать.
  • На что  обратить внимание                                                                                                  Дети могут быть общительными, очень общительными или совсем необщительными. В любом случае, ничто не должно мешать выполнению нравственных норм.

3. Ребенок один и в группе. Обычаи.

  • В нашей школе не принято, чтобы ребенок оказался один без взрослого, поэтому просьбы вроде –  «Ничего, пусть посидит в классе», – мы не приветствуем.
  • В школе  есть определенные правила, которые детям необходимо принять. Вы можете помочь ребенку адаптироваться в школе.
    Объясните, почему существуют правила, и почему их надо соблюдать.
  •  Мы учим ребенка учиться постепенно принимать решения.
  • В школе много разных форм обучения. Не все дети сразу готовы к ним. Терпение и настойчивость помогут детям разобраться в принципах разных форм обучения.
  • «Человек просто обязан ошибаться, раз другие учатся на его ошибках», –  Вольтер. Мы убеждены: нет плохих детей,  просто не все еще умеют себя проявлять так, чтобы другим было комфортно.

4. Жизненный опыт Вашего ребенка

  •  Очень хорошо, когда у ребенка есть какое-либо дело, за которое он в ответе.
  • Если у Вашего  ребенка был отрицательный опыт, после которого он испытывает  какие-либо страхи, сообщите об этом Вашему педагогу.

5. Мышление ребенка, тяга к знаниям и обучение

  • Старайтесь, чтобы Ваш ребенок высказывал свои мысли до конца.
  •  Проявляйте уважение к интересам ребенка. Человек готов учиться тому, что ему интересно. Поддержите его интерес, если это не противоречит Вашим нормам.
  • Есть мнение, что компьютер, телевизор, радио… тормозят развитие ребенка и делает его более агрессивным.

Часть 3

1. У нас 2 раза в год бывают собрания. По желанию  Вы можете лично побеседовать с педагогами на волнующую Вас тему.

2. Мы очень надеемся на Вашу помощь. Только при взаимодействии можно добиться хороших результатов.

3. Мы будем благодарны Вам за все предложения и помощь по улучшению работы нашей школы.

 

Внешний вид

Прически для девочек

Бантики, хвостики, косички…Как же заплести дочек – аккуратно, стильно, удобно и, главное, быстро?

Учитесь, экспериментируйте, сочетайте.

Немного практики – и вы сможете делать достаточно сложные прически довольно быстро, потратив на это не больше десяти минут. Для того чтобы сэкономить время, продумайте с вечера вариант прически и приготовьте все необходимые заколки, резинки, шпильки или банты.

Хвосты

Цветные жгутики

Разделите волосы на прямой пробор. С каждой стороны пробора разделите волосы еще на три-четыре маленьких пробора и завяжите хвостики яркими маленькими резинками. Затем скручивайте их в жгуты и, перекрещивая, собирайте в нижние по типу шнуровки. Внизу оставьте два хвостика.

 

Дракоша из хвостиков

Соберите часть волос у лба и завяжите хвост, остальные волосы оставьте распущенными. Далее захватываем следующую часть волос вместе с готовым хвостом и снова завязываем. Продолжайте завязывать пряди, пока не соберете в прическу все волосы.

По такому же принципу можно сделать не вертикальный, а горизонтальный фигурный хвостик. Для этого начните завязывать первый хвост в районе виска, а закончите прическу у противоположного.

Хвост-жгут для длинных волос

 

Соберите волосы в высокий хвост, закрутите его жгутом и завяжите узел, закрепив шпильками. Оставшийся хвостик оставьте распущенным.

Таким же образом можно сделать два эффектных хвостика, разделив их фигурным пробором.

Косы

Трилистник

В основе прически – высокий хвост. Разделите его на три части и каждую часть заплетите в косу. Старайтесь выплетать косички до самого конца волос. Концы косичек заворачиваем к основанию хвоста и закрепляем шпильками. Законченность прическе придаст яркая лента, закрученная вокруг основания, или пышная резинка.

Французская коса

Эта красивая и универсальная прическа – настоящая находка для школьных будней. Для начала освойте прямое плетение «дракончиком», потом вы сможете экспериментировать, заплетая косу вокруг головы или дугой сбоку.

Для того чтобы заплести простой «дракончик», возьмите прядь волос у линии лба и разделите ее на три части. Плетите косу, каждый раз добавляя в плетение боковые пряди по очереди.

Рыбья косичка с чередованием

Эта эффектная и легкая прическа наверняка понравится вашему ребенку. Ее можно делать на основе одного хвоста или двух. Собранные в хвост волосы разделите на две части. Возьмите тонкую прядку с правой стороны и перенесите влево, затем тонкую прядь с левой стороны перенесите вправо. Таким образом заплетите небольшой колосок, закрепите его резинкой, оставьте небольшой отрезок незаплетенных волос и опять закрепите резинкой. Продолжайте плести колосок, несколько раз чередуя его с незаплетенными волосами.

Пучки, гульки, «улитки»

Эффектный бант

Завяжите высокий хвост и сделайте петлю, протянув волосы в резинку так, чтобы конец хвоста лежал на передней части головы, почти доставая до лба. Разделите петлю из волос на две части, формируя бант. Заверните кончик хвоста посредине петли, имитируя узел банта. Закрепите кончик волос с другой стороны заколкой.

Восьмерка

Заплетите косу из теменной части волос (как на прическу «Мальвина»). Выложите косу небольшим кругом вокруг ее основания, закрепляя шпильками. Такие же действия произведите с оставшейся частью волос.

Рожки-спиральки

Разделите волосы на нужное количество проборов, делая по желанию форму треугольников или квадратов. Взяв прядь, закручивайте ее крепким жгутиком и оборачивайте вокруг себя, формируя узелки. Чтобы закрепить узелок, наденьте на него маленькую резинку. Количество узелков зависит от вашего желания, а рисунок пробора создаст дополнительный эффект.

Литература на лето

Список внеклассной литературы для 1 класса:

«Мужик и медведь»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Кузьма Скоробогатый»
Л.Толстой «Липунюшка»
В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
В.Катаев «Цветик-семицветик»
Г.Корнилова «Наш знакомый Бумчик»
Е.Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нета
«Снегурочка»
«У страха глаза велики»
«Мороз, ветер и солнце»
«Морозко»
«Волшебное кольцо»
«Кот, петух и лиса»
В.Одоевский «Мороз Иванович»
Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»
П.Ершов «Конек-горбунок»
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик»
Братья Гримм «В стране небывалой», «Сказка о рыбаке и его жене», «Храбрый портной» Г. Х.Андерсен «Огниво»
А Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
И.Акимушкин «Природа чудесница»
А.Гайдар «Чук и Гек»
Л.Пантелеев «Честное слово»
Н.Носов «Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки»
В.Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок»
О.Кургузов «Рассказы маленького мальчика»
Л.Муур «Крошка Енот»
Д.Биссет «Беседы с тигром»
О.Пройслер «Маленькая Баба Яга», «Маленький Водяной»
Р.Киплинг «Откуда у слона такая глотка», «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок» Дж.Родари «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы»

Дополнительная литература:
Б.Житков «Рассказы о животных»
В. Чаплина «Крылатый будильник», «Мушка»
П.Бажов «Серебряное копытце»
Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот»
В.Губарев «Королевство кривых зеркал»
Г.Остер «Бабушка удава»
Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Список внеклассной литературы для 2 класса:

«Летучий корабль»
«Иван-царевич и серый волк»
«Финист – ясный сокол»
«Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)
«Женщина, которая жила в бутылке» (английская сказка)
«Святогор и Илья Муромец»
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
Н.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»
Ш.Перро «Рике с хохолком»
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик»
А.Милн «Винни-Пух и все-все-все»
В.Гауф «Маленький Мук»
Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
В.Гаршин «Лягушка-путешественница»
Ю.Коваль «Соловьи», «Шамайка»
Ю.Дмитриева «О природе для больших и маленьких»
А.Гайдар «Горячий камень»
К.Паустовский «Стальное колечко»
В.Драгунский «Девочка на шаре»
Л.Петрушевская «Сказки»
С.Козлов «Сказки»
С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»
Д. Даррел «Моя семья и другие звери»
Д.Харрис «Сказки дядюшки Римуса»
К.С.Льюис «Лев, ведьма и платяной шкаф»
«Царевна-Несмеяна»

Дополнительная литература:

В.Голявкин «Рассказы»
Ю.Раскин «Когда папа был маленьким»
Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
Дж.Родари «Джельсомино в стране лжецов»
Киплинг «Отчего у верблюда горб»
Э.Распе «Приключения Мюнхгаузена»
Э.Сетон-Томпсон «Уличный певец»
О.Пройслер «Маленькое привидение»
П.Треверс «Мери Поппинс»

Список внеклассной литературы для 3 класса:

Былина «Садко»
«Морской царь и Василиса премудрая»
«Семь Симеонов»
«Каша из топора»
«Марья Моревна»
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
«Солнце, Месяц и Ворон Воронович»
«Солдат и смерть»
М.Лермонтов «Бородино»
А.Чехов «Белолобый»
Л.Андреев «Петька на даче»
Саша Черный «Дневник Фокса Микки»
Л.Пантелеев «Рассказы»
Ф.Искандер «Рассказы»
А.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
С. Аксаков «Аленький цветочек»
Л.Петрушевская «Сказки»
С.Козлов «Сказки»
П.Бажов «Медной горы хозяйка»
Дж.Родари «Планета Новогодних елок»
А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Дополнительная литература:
А.Толстой «Детство Никиты»
С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
Ю.Олеша «Три толстяка»
Л.Чарская «Сказки»
В.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
К.Булычев «Тайна третьей планеты»
Е.Велтистов «Приключения Электроника»
А.Мошковский «Пятеро в звездолете»
О.Уайльд «Мальчик-звезда»
К.Льюис «Сказочные повести»
В.Гауф «Карлик Нос», «Калиф-аист»
Л.Керрол «Алиса в стране чудес»
Г.Х.Андерсен «Елка», «Волшебный фонарь»
Ш.Перро «Синяя борода»

Список внеклассной литературы для 4 класса:

И.А.Крылов «Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Волк на псарне»
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место»
Н. А.Некрасов «На Волге»
А.П.Чехов «Хирургия», юмористические рассказы («Лошадиная фамилия» и др.).
И.С.Тургенев «Муму»
И.А.Бунин «Косцы»
А.И.Куприн «Тапер»
И.П.Бажов «Медной горы хозяйка»
С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»
А.П.Платонов «Никита»
В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Повести, рассказы.
К.М.Симонов «Майор привез мальчишку из лафета»
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
Р.Стивенсон «Вересковый мед», «Остров сокровищ».
Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
Д.Лондон «Сказание о Кише»
«Царевна – лягушка»
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
«Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Миф «Сотворение Земли»
А.Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».
Н.А.Кун. «Мифы Древней Греции».
Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
В.Г. Короленко. «Дети подземелья».

Список внеклассной литературы для 5 класса:
А. С.Пушкин. «Повести Белкина».
Н.В.Гоголь. «Ночь перед рождеством».
И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н.С.Лесков. «Человек на часах», «Тупейный художник», «Обман», «Пигмей».
Ф.М.Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке».
А.П.Чехов. Рассказы: «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Налим», «Беззащитное существо», «Жалобная книга».
А.Г.Алексин. «Звоните и приезжайте».
А.А.Астафьев. «Деревья растут для всех».
Кир Булычев. «Заповедник сказок».
В.К.Железников. «Чудак из шестого “Б”», «Чучело».
М.М.Зощенко. Рассказы для детей.
Ф.Искандер. «Первое дело», «Запретный плод», «Мученики сцены», «Вечерняя дорога», рассказы о море.
В.Крапивин. «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь».
К.Паустовский. «Мещёрская сторона».
Рей Бредбери. «Третья экспедиция».
О.Генри. «Вождь краснокожих».
А.Конан Дойл. «Горбун».
Ф.Купер. «Последний из могикан».
А.Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста»,  рассказы.
Майн Рид. «Всадник без головы».
Р. -Л.Стивенсон. «Остров сокровищ».
Д.Р.Р.Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно».
Э.По. «Овальный портрет».

Образовательные ценности из наследия Корчака

  1. Дневник гетто , стр.166.
  2. Януш Корчак, Как любить ребенка , стр. 312-313.

1. Уважение к ребенку

Гоцлавек, Польша, Корчак с группой детей

В центре мыслей Корчака было уважение к ребенку. Он считал, что в любой образовательной среде отношения взрослого и ребенка должны основываться на взаимном уважении и диалоге, а не навязываться сверху. Корчак считал, что каждый ребенок — это отдельная личность и что у каждого человека есть собственный богатый и полный внутренний мир. Он считал, что детство — это не период подготовки к жизни, а неотъемлемая часть самой жизни. Каждый заслуживает того, чтобы к нему относились с почетом и уважением, имея неотъемлемое право развивать свои собственные интересы.

Каждый ребенок будет развиваться в соответствии со своими интересами и способностями, и педагоги должны постоянно проявлять уважение к трудолюбию ребенка. Цель воспитания – диалог, и ребенок занимает в нем свое место. Взрослый должен помочь ребенку быть самим собой. Законы, которые дети должны уважать и соблюдать, должны быть простыми и четкими. А взрослым нужно серьезно относиться к частной собственности ребенка. Корчак возражал против использования всего, что не основано на диалоге. Многие из ценностей, включенных в его Права ребенка на уважение были основаны на его опыте жизни в приюте. В своих книгах Король Матиуш Первый из 1923 года и Король Матиуш на острове из 1931 года он рассказывает о ребенке по имени Мэтт, молодом принце, который потерял отца и стал королем. Книга следует за ним и тем, что случилось с ним с его желанием основать детское королевство. На этом Корчак основывал права детей. Он написал их в 1929 году: право на любовь и уважение, право жить настоящим, право быть верным себе и право на ошибку, среди прочего. ЮНЕСКО основывала свои права ребенка, опубликованные в 1989 на основе идей Корчака, которые обеспечивают основные права для детей мира.

Вопросы для обсуждения в классе:

Определите основные моменты в акценте Корчака на уважении к ребенку. Как вы относитесь к его идеям, выраженным здесь?

 

2. Независимость

Открытка из молодежного и детского еженедельника «Малый обзор», подаренная на память Эдвину Маркузе. от 19 мая27

По мнению Корчака, суть образовательной деятельности заключалась в том, чтобы способствовать самостоятельному учащемуся с активным чувством ответственности через активную роль самого ребенка в процессе.

В приюте у всех были обязанности, и они по очереди занимались домашним хозяйством. Дети, воспитатели и сам Корчак принимали участие в различных работах, таких как чистка и чистка картошки. Была ротация ролей, все выполняли все задания по очереди… Когда ребенок заканчивал работу, ему давали открытку. Изображение на карточках будет связано с заданием. Например, за чистку 200 фунтов картофеля они получали «цветочную карту»; для присмотра за маленькими детьми и новоприбывшими «карта хорошего ухода» и многое другое. (из Корчака, Как любить ребенка , с. 353.) Дети ценили эти открытки и берегли их. За каждые полчаса работы дети получали открытку. Пятьсот открыток разных видов (были и попроще, и те, которые считались более ценными) стоили одной цветочной открытки, а у кого было 12 цветочных открыток, тот получал корону. Рабочий, носивший корону, имел особые привилегии, а также награждался денежной премией. Открытки придавали значение их повседневной работе и способствовали формированию позитивного отношения к работе.

«Моя цель состоит в том, чтобы в Доме ребенка не было легкой или грубой работы, умной или глупой работы, чистой или грязной работы. Никакой работы для милых барышень или для толпы. В Доме ребенка, не должно быть ни чисто физических, ни чисто умственных работников». их зубы. Как вы думаете, почему эти прозаические повседневные занятия были так важны в образовательном подходе Корчака?

  • Как открытки побуждают детей к самостоятельности? Как вы думаете, почему дети так оценили эти открытки?
    • 1.

    3. Демократия и самоуправление

    Корчак считал, что в прогрессивном образовании акцент должен делаться на демократии и равенстве. Он попросил детей участвовать в управлении приютом и таким образом внедрил равенство и самоуправление. Он также учредил детский суд в приюте. Корчак мечтал освободить ребенка от зависимости от взрослых. Что касается суда, то он утверждал, что близость по возрасту между обвиняемым и судьей порождает справедливость, поэтому он придавал особое значение детскому суду в приюте. В суде было 5 судей, выбранных из числа детей путем жеребьевки. Один из воспитателей занимал должность секретаря суда, но голосовать не мог. Его задачей было собрать все свидетельства детей. Дети и взрослые предстали перед судом за свои ошибки, и все были обязаны придерживаться вынесенного решения. Постановления выносились в соответствии с сводом законов, и тот, кто не был согласен с постановлением, мог потребовать пересмотра через месяц. Информирование других детей или запугивание и смех над другим ребенком были случаями, рассматриваемыми судом. Установление новых правил для таких правонарушений, как опоздание, шум или неповиновение учителям и ответственным лицам (в том числе, если они были детьми, выполняющими одну из их рабочих ролей), было дополнительной функцией суда. Корчак шесть раз обвинял себя в различных нарушениях в течение первых шести месяцев пребывания в приюте.

    «Если я посвящаю Суду непропорционально много места, то это потому, что я верю, что он может стать ядром эмансипации, проложить путь к конституции, сделать неизбежным принятие Декларации прав детей. ребенок имеет право на то, чтобы к нему относились серьезно, чтобы его дела считались справедливыми. До сих пор все зависело от доброжелательности учителя или его хорошего или плохого настроения. Ребенку не давали права протестовать. Мы должны покончить с деспотизмом».0015

    Корчак также проявлял изобретательность в отношении новинок. Каждый новый ребенок получит старшего ученика в качестве наставника-опекуна на 3 месяца. Он объяснял новому ребенку правила учреждения и защищал его от детей, которые могли запугать его. Он вел дневник, где писал о том, что случилось с новым ребенком, и о своих мыслях о поглощении ребенка.

    Корчак и Стефа читали их и обо всем писали комментарии. Через год после того, как новый ребенок попал в учреждение, среди детей был проведен опрос, чтобы узнать, может ли он остаться в детском доме.

      Вопросы для обсуждения в классе:

    1. Какую пользу ребенку принес детский суд?
    2. Почему для Корчака было важно поставить себя на скамью подсудимых в суде? Что он хотел передать детям этим необычным шагом?
    • 2.

    4. Свобода творчества

    Первые страницы двух выпусков «Малы Пшеглад», молодежного и детского еженедельника, издаваемого Янушем Корчаком

    В 1926 году Корчак начал издавать газету («Маленькое обозрение») в качестве еженедельного приложения к ежедневной польско-еврейской газете Nasz Przegląd («Наше обозрение»), которая была единственной в своем роде — ее писали дети для детей.

    Корчак был редактором приложения к газете около двух с половиной лет. В нем он публиковал только вещи, написанные детьми. Для него это было важно, потому что это было «для детей, от детей». Его целью было создать место для самовыражения, место, которое ответило бы на их вопросы и дало бы им дополнительную независимость. Молодые писатели писали о темах, которые их интересовали, например о проблемах с родителями и учителями. Также был конкурс сочинений. Дети, написавшие в газете, получили за это открытку с признанием. Корчак сказал: «Я полностью верю в необходимость журналов для детей, написанных детьми…» Маленькое обозрение , первый выпуск, 1926 год. Газета просуществовала до начала войны в 1939 году.

    Детская газета была и в приюте Корчака. Он охватывал суд, решения и мероприятия недели.

    Дети также разыгрывали спектакли. Последней поставленной пьесой была «Почта» бенгальского драматурга Рабиндраната Тагора. Спектакль был поставлен в интернате театральным классом 1942 года во время большой депортации, происходившей в гетто. 15 июля 19 г.42 года Корчак разослал приглашения на представление. «Почта» — пьеса в двух действиях. Его история о молодом индийском мальчике по имени Амаль, роль которого исполнил ребенок по имени Абраша, и чье выступление произвело на всех впечатление.

    У Амаль была неизлечимая болезнь. Рядом с его домом открылось почтовое отделение, и Амаль ждет в своей постели письма от короля, желающего, чтобы он заснул навсегда с улыбкой.
    Дети в приюте отождествляли себя с Амалью и, затаив дыхание, ждали вместе с Амалью письма короля, которое означало бы искупление.
    Корчак хотел, чтобы его дети научились спокойно встречать Ангела Смерти, и это был
    его способ передать это послание.

      Вопросы для обсуждения в классе:

    1. Что, по вашему мнению, особенного в том, что дети пишут свою собственную газету?
    2. Почему он решил поставить «Почту»?

    5. Игры и игры

    Варшава, Польша, Януш Корчак с оркестром приюта, 1933-1934

    Корчак признавал важность игр и игры в жизни детей. В приюте он организовал специальное время для игр, экскурсий и занятий спортом. Групповые игры порождали групповую солидарность и позволяли выражать личность. Корчак сам принимал участие в играх и играл с детьми. Корчак считал, что для ребенка игра — это очень серьезное дело, в которое он вкладывает усилия, и это нужно замечать и не оставлять без внимания.

    «Игра — не столько среда ребенка, сколько единственная сфера, в которой ему позволено проявлять большую или меньшую инициативу. Участвуя в игре, ребенок чувствует себя в какой-то степени самостоятельным. Все остальное — преходящая польза, временное уступка, тогда как играть — право ребенка». От Януша Корчака, Как любить ребенка , стр. 158

    Вопросы для обсуждения в классе:

    Подумайте о ваших групповых играх – каким ценностям они учат?

    Корчак — Януш Корчак

    ЯНУШ КОРЧАК ОТ САНДРЫ ДЖОЗЕФ
    иллюстрации Ицка Белфера (одного из сирот Корчака)

    «Я здесь не для того, чтобы меня любили и восхищались, Но чтобы действовать и любить. Это не долг людей помогать мне, Но мой долг заботиться о мире И о людях в нем». Дж.К.

    Януш Корчак (1819–1942), польский еврейский врач, писатель и педагог, был человеком, который настолько твердо воспринял свои убеждения и чувство ответственности, что был готов скорее пойти на смерть, чем предать их. Родилась легенда, когда во время ликвидации нацистами Варшавского гетто, отвергнув бесчисленные попытки спасти себя, предлагавшиеся его многочисленными польскими поклонниками и друзьями, он повел двести своих сирот из Варшавского гетто на поезд, который должен был их доставить. в газовые камеры Треблинки. Этот человек, воспитавший тысячи таких еврейских и польских детей, отказался бросить их, чтобы даже после смерти они могли сохранить свое доверие к нему и свою веру в человеческое добро.

    Большинство произведений о Корчаке начинаются с воспоминаний об этом благородном поступке. Однако легенда о трагической и героической смерти этого человека не должна затмевать богатство его жизни, и то, как он ее прожил, обе стороны истории сияют с одинаковым блеском.

    «Мы все были удивлены указанием доктора Корчака собраться в рентгеновской лаборатории», — вспоминает один из его студентов. Доктор прибыл с четырехлетним мальчиком из приюта. Был включен рентгеновский аппарат, и мы видим, как бешено бьется сердце мальчика. Он был так напуган, столько незнакомых людей, темная комната, шум машины. Говоря очень тихо, чтобы не усиливать страхи ребенка и глубоко растроганный увиденным на экране, Корчак сказал нам: «Никогда не забывайте это зрелище. Как бешено бьется сердце ребенка, когда он напуган, и еще больше, когда он реагирует на гнев взрослого на него, не говоря уже о том, когда он боится быть наказанным». Затем, держа мальчика за руку, направился к двери и добавил: «На сегодня все!» Нам больше не нужно было говорить, что все запомнят эту лекцию навсегда».

    Предвосхищая поле ювенальной юстиции, он проводил один день в неделю, защищая обездоленных и брошенных беспризорников, которых часто приговаривали к длительным срокам тюремного заключения. «Ребенок-правонарушитель — это еще ребенок. Он ребенок, который еще не сдался, но не знает, кто он. Карательный приговор может неблагоприятно повлиять на его самоощущение и поведение в будущем. Потому что это общество подвело его и заставило так себя вести. Суд должен осуждать не преступника, а социальную структуру».

    Он был директором двух приютов для детей-католиков и для детей-евреев, где большую часть своей жизни жил на чердаке одного из них, не получая жалованья. В них он продвигал прогрессивные образовательные методы, включая реальные возможности для детей принимать участие в принятии решений. Например, в его Детском суде председательствовали судьи по делам несовершеннолетних. Каждый ребенок с жалобой имел право вызвать обидчика на суд сверстников. Учителя и дети были равны перед судом, даже Корчаку пришлось подчиниться его решению. Он предвидел, что через 50 лет каждая школа будет иметь свой суд и что они станут настоящим источником эмансипации детей, приучая их к уважению к закону и правам личности. Его взгляды на детей не были омрачены сентиментальностью, но основывались на непрерывном клиническом наблюдении и тщательном перечислении и просеивании данных. Он был наделен сверхъестественным сочувствием к детям и глубокой заботой об их правах.

    Он был мудрым, любящим и совершенно целеустремленным, не думая о таких потребностях, как деньги, слава, дом или семья.

    Он основал популярную еженедельную газету The Little Review, которая выпускалась детьми и для детей. «Там будет три редактора: один старик, лысый и в очках, и два дополнительных редактора, мальчик и девочка». Дети и молодежь со всей Польши служили корреспондентами, собирая интересные для детей истории. Возможно, это было первое предприятие такого рода в истории журналистики.

    Он был хорошо известен и любим во всей Польше как Старый Доктор, под которым он выступал в своих популярных государственных радиопереговорах о детях и образовании. Его мягкий, теплый, дружелюбный голос вкупе с этим естественным юмором снискал признание и приобрел огромную аудиторию. Как вспоминал один ребенок-слушатель: «Старый Доктор впервые в жизни доказал мне, что взрослый человек может легко и естественно войти в наш мир. Он не только понял нашу точку зрения, но глубоко уважал и ценил ее».

    Корчак говорил о необходимости Декларации прав детей задолго до принятия Лигой Наций в 1924 году. Он сказал: «Эти законодатели путают обязанности с правами. Их Декларация апеллирует к доброй воле, когда на ней следует настаивать. Он умоляет о доброте, которую должен требовать». В 1959 году Организация Объединенных Наций подготовила вторую Декларацию прав ребенка, но она не имела обязательной юридической силы и не предусматривала процедуры, обеспечивающей ее выполнение. Примечательно, что в год ребенка (I979) именно Польша предложила разработать конвенцию на основе текста, явно вдохновленного учением Корчака. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 201 ноября 1989 года. Странам потребовалось более пятидесяти лет, чтобы выработать «Права», которые Корчак уже изложил в своих книгах.

    Когда ЮНЕСКО объявила 1979 год «Годом ребенка», она также назвала его «Годом Януша Корчака» в ознаменование столетия со дня его рождения. Его сравнивали с Матерью Терезой, Мартином Лютером Кингом и Сократом. О его жизни и педагогических теориях написаны книги.

    Его собственные книги были опубликованы и переизданы более чем на двадцати различных языках, включая арабский и японский. (В настоящее время в Германии переиздаются все его учебные работы.) Его труды изучаются в европейских университетах, ему посвящены симпозиумы. О нем поставлены фильмы и пьесы. Его именем названы школы, больницы и улицы. В его честь поставлено множество памятников. Ему посмертно была вручена Немецкая премия мира, Папа Иоанн Павел II сказал, что «для современного мира Януш Корчак является символом истинной религии и истинной морали». Тем не менее, он почти не известен в англоязычном мире. Я надеюсь, что теперь благодаря моей книге «Любить каждого ребенка — мудрость для родителей» (опубликованной издательством Algonquin Books) люди в Соединенном Королевстве наконец узнают о докторе Януше Корчаке. и его работа. Книга представляет собой уникальное подарочное собрание его сочинений. Более 100 его вдохновляющих цитат включены вместе с краткой биографией. Большинство цитат взяты из книг «Как любить ребенка» и «Уважение к ребенку», написанных им более пятидесяти лет назад, но их идеи и простые истины о детях сегодня так же свежи и ценны, как и тогда, потому что он был человеком, на несколько лет опередившим свое время.

    Сколько из нас идут по пути родительства в одиночестве, неподготовленные и боящиеся заблудиться во множестве различных теорий и идей по уходу за детьми, которые бомбардируют нас каждый день? Нас мучает чувство вины из-за того, что мы не сделали то или иное, что, по мнению специалистов, мы должны делать. Мы приходим в замешательство, когда точки отсчета меняются почти ежедневно. Существуют сотни книг по уходу за детьми, но они либо концентрируются на практических аспектах, либо углубляются в области детской психологии. Как многие из нас нуждаются в простом вдохновении и уверенности в том, что нам говорят, и наслаждаются словами:

    «Я не знаю и не могу узнать, как неизвестные мне родители могут воспитывать неизвестного мне ребенка при обстоятельствах, которые также неизвестны. Я хочу, чтобы все поняли, что ни книга, ни врач не заменят собственной интуиции и внимательного наблюдения. Потому что никто не знает твоего ребенка так, как ты».

    Как часто мы допрашивали детей о каком-то проступке только для того, чтобы столкнуться со стеной молчания? Как утешились бы мы, если бы руководствовались простой мудростью Корчака: «Ребенок честен, когда он не отвечает, он отвечает. Он не хочет лгать и слишком напуган, чтобы сказать правду. К моему удивлению, я наткнулся на новую мысль. Молчание иногда является высшим выражением честности».

    По воле судьбы я попал в мир доктора Януша Корчака, когда изучал психотерапию. Алиса Миллер, известный психоаналитик, добившаяся международного признания за свою работу над жестоким обращением с детьми, насилием в отношении детей и его стоимостью для общества, назвала Корчака одним из величайших педагогов всех времен. Я пытался узнать больше об этом докторе Корчаке, особенно о его теории образования и ухода за детьми. В библиотеках я ничего не понял. Я спрашивал учителей, социальных работников, терапевтов и всех, кого знал, но никто о нем не слышал.

    Это было началом путешествия, которое изменило мою жизнь. Он показал мне две книги Корчака, переведенные на английский язык. Одной из них была его знаменитая детская книга «Король Матиуш Первый», а другой — его «Дневник из гетто», написанный в конце его жизни. «А как насчет его работы с детьми?» — спросил я. Печально Феликс покачал головой. На английском было опубликовано очень мало. Я уехал с двумя заветными книгами «Как любить ребенка» и «Уважение к ребенку» Януша Корчака, но они были написаны на польском языке.

     Я был так расстроен. Постепенно до меня дошло, что я не смогу войти в его мир, пока книги не будут переведены на английский язык. Годом позже была опубликована биография Корчака Бетти Джин Лифтон под названием «Король детей», а также блестящий фильм «ХорчаВ» величайшего польского кинорежиссера Анджея Вайды. Это убедило меня еще больше.

    Наконец перевод был завершен. Я был поражен прочитанным. Он не теоретизировал, не давал готовых ответов, а излагал плоды своего опыта в такой ясной простой форме. Почти как у ребенка, непосредственный, но в то же время поэтичный, так что каждый читатель не мог не вдохновиться. Он выступал в качестве проводника в путешествии в сознание ребенка, предлагая идеи, которые нам всем необходимо усвоить в нашем современном обществе, чтобы снова соприкоснуться с ребенком внутри каждого из нас.

    Основной философией Корчака была его вера во врожденную доброту детей и их естественную склонность к совершенствованию при наличии возможности и руководства для этого. Он чувствовал, что детство воспринималось как подготовка к будущей жизни, тогда как на самом деле каждое мгновение имело свое значение, нужно ценить ребенка за то, что он есть, а не за то, кем он станет.

    Он считал, что нужно уважать и понимать образ мышления ребенка, а не воспринимать его или ее с точки зрения взрослого. Детям в приюте не хватало эмоциональной поддержки со стороны родителей, и в результате они, вероятно, самоутверждались на основе антиобщественных норм. Подход Корчака был направлен на предотвращение такого развития событий.

    Прежде всего, он знал, что им нужно доверять взрослым и полагаться на них. Поэтому он поставил своей целью вернуть своим детям то самое, что взрослое общество лишило их уважения, любви и заботы. Именно это подчеркивал Корчак в своих лекциях и книгах. О том, что он этого добился, рассказывает один мальчик, который, выходя из приюта, сказал: «Если бы не дом, я бы не знал, что есть на свете честные люди, которые никогда не воруют. Я бы не знал, что можно говорить правду. Я бы не знал, что в мире есть справедливые законы».

    Я поехал в Израиль, чтобы взять интервью у его «детей», которым сейчас за семьдесят или за восемьдесят — немногие оставшиеся в живых сироты, чтобы получить информацию о самом человеке из первых рук. Их лица светились, когда они описывали Корчака. Он был для них любимым отцом в то время, когда они отчаянно в нем нуждались. Все они говорили о чувстве тепла, доброты и любви, которые они чувствовали в его обществе; о его улыбающихся голубых глазах и прекрасном чувстве юмора. Я спросил, как они объяснят людям, ничего не знающим о Корчаке, почему он так важен? Один из них ответил.

    «Мне трудно объяснить вам словами влияние Корчака на мою жизнь. В нем было столько сострадания и готовности помочь всем людям. Раньше мы говорили, что Корчак родился, чтобы привести мир к искуплению. Что было в нем такого особенного, так это то, что он умел найти путь к душе ребенка. Он проник в душу. Время, проведенное в приюте, сформировало мою жизнь. Все время Корчак подталкивал нас к вере в других людей и в то, что человек по своей сути хороший.


    Он был новатором системы образования и первым пришел к выводу, что ребенок имеет те же права, что и взрослый. Он видел в ребенке не существо, которому нужна помощь, а полноправную личность. Все это было не просто теорией, он применил ее в нашем детском доме.

    Никаких ограничений в рамках правил не было. Ребенок имел те же права, что и учителя. Например, первой миссией Суда была защита более слабого ребенка от более сильного. Правила были построены таким образом, что только дети имели право быть судьями. Учителя сделали всю бумажную работу. Когда разразилась война, и я голодал и был готов на все, я не сделал этого, потому что кое-что из учения Корчака осталось во мне».

    Когда я спросил, была ли история благосклонна к нему, или он действительно был таким человеком, почти ангелом? пожилой человек с широкой ухмылкой ответил: «По-моему, такова была его природа. Может быть, именно потому, что он был свидетелем такой бедности и лишений среди брошенных беспризорных детей, когда он был врачом, это дало ему силы посвятить всю свою жизнь тому, что он сделал. Я не могу припомнить ни одной отрицательной стороны характера Корчака даже теперь, когда я сам дедушка и учитель и больше разбираюсь в детях и их воспитании. Я чту память человека, который восемь лет был моим отцом; человек, который исцелил мои физические и психологические недуги и привил моральный кодекс, который служил мне на протяжении всей моей жизни».


    Я показывал произведения Корчака молодежи, родителям, учителям и всем, чья жизнь связана с детьми. Все они призвали меня продолжить работу над этой книгой, подтверждая ценность ее послания в современном мире. Однако больше всего меня удивила реакция детей, которых я консультировал на протяжении многих лет, многие из которых сталкивались с жестоким обращением и пренебрежением.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Copyright © 2013-2024 "Living Translation"