Разное

Постановка звук р: Постановка звука «Р»: с чего начать

Содержание

Звук Р у двуязычных детей. Самостоятельная постановка.

Звук Р у двуязычных детей. Самостоятельная постановка.

Постановка звука [Р] является наиболее частой просьбой родителей. Немудрено, так как во многих иностранных языках такой звук либо отсутствует, либо присутствует в измененном виде.  

Именно поэтому двуязычным детям сложно правильно воспроизвести уклад артикуляционных органов и, как следствие, произнести данный звук «по-русски».

Звук [Р] является одним из самых сложных для произношения в русском языке, так как требует большой согласованной работы губ, щек, языка, мягкого неба, подъязычной связки (уздечки) и правильно отработанного дыхания в виде сильной целенаправленной воздушной струи. Но не все так страшно. Путем системных и целенаправленных упражнений вы можете самостоятельно добиться постановки этого звука.

В этой статье я расскажу, что делать.

Небольшая проверка. Возьмите зеркало и проследите свою артикуляцию при произнесении звука [Р], чтобы понимать, что в итоге вы хотите добиться от вашего ребенка.

Правильная артикуляция звука [Р]

  1.  Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.
  2.  Губы открыты.
  3.  Зубы немного разомкнуты.
  4.  На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха.
  5. Звук [Р] звонкий.

Подготовительная работа

Для начала вам необходимо понять и самим увидеть, как ребенок произносит этот звук. Чаще всего дети с двуязычием произносят звук [Р] горлом. Проверить это вам поможет простая просьба: «Произнеси звук [Р] с широко открытым ртом».

Правильный переднеязычный, вибрационный звук [Р] таким образом произнести невозможно, а вот горловой и заднеязычный, который образуется благодаря вибрации корня языка и маленького язычка, ребенок произнесет с легкостью. Посмотрите внимательно, как он это делает. Сравните с тем, как это делаете вы. Как только вы уяснили, в чем разница – переходим к отработке необходимых артикуляционных движений.

Упражнения по артикуляционной гимнастике

Попросите ребенка сесть перед зеркалом вместе с вами, чтобы ребенок мог видеть свое и ваше отражение и неторопливо выполняйте каждое упражнение медленно по 3 подхода, четко следуя инструкции.

Упражнения на расслабление мышц и выработку широкого положения языка

1. «Блинчик»: положить расслабленный язык на нижнюю губу, язык сильно не вытягивать (края языка касаются уголков губ). Если ребенку сложно расслабить язык и оставить его в спокойном положении на нижней губе, можно «пошлепать» язык губами и произнести ПА-ПА-ПА (сравниваем это движение с тем, как мы готовим тесто для блинов). Как только “блин готов», спокойно и расслабленно лежит на нижней губе в течении 10 секунд, мы начинаем его жевать – кусаем язык зубками.

2. «Заборчик»: сильно стискиваем зубы и пытаемся языком «пролезть» через него, как будто расчесывая язык со всех сторон. Следите за тем, чтобы язык выходил полностью, от кончика до корня.

3. «Ложка»: кладем язык в положении «Блинчика» и приподнимаем края языка кверху. Следим за тем, чтобы кончик языка не касался верхней губы, а как будто “повис” в воздухе. Пытаемся задержать такое положение на 10 секунд.

Упражнения на растяжку подъязычной связки – уздечки

1. «Иголка»: острый язык, как иголка тянется вперед. Рот приоткрыт, губы не держат язык. Пытаемся задержать такое положение на 10 секунд.

2. «Часики»: язык такой же тонкой иголочкой пытается дотянуться до ушей, а потом до носика и подбородка со звуками «Тик-так». Задерживаем язык на 5 секунд в каждом положении.

3. «Лошадка»: цокаем язычком как лошадка. Постарайтесь делать это упражнение медленно, чтобы была видна подъязычная связка – уздечка.

4. «Гармошка»: выполняем предыдущее упражнение «Лошадка» и стараемся задержать язык у твердого нёба. Следите за тем, чтобы ребенок прикреплял язык полностью, а не только кончик языка к твердому небу и хорошо была видна уздечка.

Выработка сильной и длительной воздушной струи

Немаловажную роль для постановки звука [Р] играет правильная постановка фиксированного дыхания. Через артикуляционные органы должна проходить сильная целенаправленная воздушная струя. Это значит, что вам необходимо научить ребенка одновременно правильно и дышать, и говорить. Зачастую это бывает не так просто сделать. С помощью следующей серии упражнений вы поймете, как правильно располагать язык с последующей выработкой целенаправленной воздушной струи посередине языка:

1. Кладем язык в положении «Блинчик» (см. описание выше) и с силой подуть на него с включённым голосом. При колебании воздуха язык начнет вибрировать.

2. «Снежинка»: кладем маленький кусочек ватки на кончик носа и делаем глубокий вдох носом. Ставим язычок в положении «Ложка» (см. описание выше). Язык прижимаем к верхней губе и с силой выдыхаем воздух изо рта на кончик язычка. Кусочек ватки должен слететь с носа.

3. Подносим лоскуток или кусочек бумаги к носу и с придыханием произносим звук [Д]. При произнесении каждого звука [Д] кусочек бумаги должен сотрясаться от сильной струи воздуха.

Постановка звука [Р] от звукосочетаний [ДР] или [ТР]

Детям с двуязычием не стоит пытаться ставить звук [Р] по подражанию, так как зачастую они начинают использовать вместо кончика языка «маленький язычок» (увулярный звук [Р]), либо корень языка, который соприкасается с мягким небом (велярный звук [Р]).  Самый результативный способ постановки звука [Р] – это использование вспомогательных звуков [Т] и [Д], которые повторяют расположение языка и направленность воздуха. Вот несколько вариантов постановки звука [Р] с использованием вспомогательных звуков:

1. Вы вспоминаете с ребенком упражнение «Гармошка» (см. выше описание), когда прикрепляете язык к твердому небу и удерживаете его там. Хорошо раскройте рот, чтобы уздечка максимально натянулась. Двумя большими пальцами приподнимите широкие края языка к верхним боковым зубам (середина языка и уздечка остаются свободными). Попросите ребенка произвести глубокий вдох носом и с силой выдохнуть воздух ртом с включённым голосом. У ребенка должен «набухнуть» язык, и вы услышите что-то похожее на [ТЖ]. С многократным повторением и постепенным увеличением напора выдыхаемого воздуха вы должны услышать сочетание звуков [ТР]. Следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал, а края языка плотно прилегали к верхним боковым зубам.

2. Механическая постановка звука [Р], для которой потребуется палец ребенка или же любая закругленная плоская палочка. Пальчик или палочку следует снизу подвести под язык (под кончик языка, ни в коем случае под корень языка!) и придать ему колебательные движения – из стороны в сторону, одновременно произнося слог [Т-ТЫ] или [Д-ДЫ] много раз подряд. Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен, губы были в улыбке. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем. В таком положении можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание. Струна начинает звучать. Но если струна ослаблена, звука не будет.

Как только у ребенка получается произносить сочетание звуков правильно и четко, можно переходить к более длительному произношению [ДР] и [ТР] в слогах, словах и предложениях с помощью пальцев (или палочки) и сильным напором воздуха.

  • Слоги: тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у тра-т тра-тру тра-тра тро-тру тро-тры тру-тры
  • Слова: травы, трап, травка, трасса, трос, трогать, тройка, труд, трубка, трудный
  • Слова (с ударением на слоге): ма-трац, те-традь, ма-трос, ме-тро, па-трон, ва-трушка, пе-трушка.
  • Предложение: Петрушка ест ватрушку. Матрос тянет трос.

Автоматизация звука [Р] в слогах и словах

Как только длительное произношение звукосочетания [ДР] и [ТР] отработано, можно переходить к изолированному произношению звука [Р]. Вы сами услышите, что ребенок начинает произносить звук, как только мышцы языка привыкнут к нужному положению и окрепнут. Необходимость в использовании вспомогательных звуков исчезнет. Если вы до сих пор слышите использование вспомогательных звуков [Д] и [Т], это значит, что мышцы языка еще недостаточно разработаны. В этом случае, продолжайте выполнять предыдущий комплекс упражнений в сочетании с более тщательным проговариванием слогов и слов со вспомогательными сочетаниями звуков [Д] и [Т].

Подрезка уздечки?

Часто практикуемым методом в прошлом, о котором я часто слышу от родителей и по сей день, является подрезка подъязычной связки (уздечки). Хочу отметить, что далеко не всегда такие кардинальные меры могут привести к желаемому результату – появлению звука [Р].  Я категорически не рекомендую подрезать уздечку, если к этому нет медицинских показаний. Отсутствие данного звука связано со общей слабостью мышц языка и неразвитостью подъязычной связки. Именно поэтому ребенок не в состоянии приподнять язык и плотно прижать его к небу. Следуйте советам выше, и желаемые результаты не заставят себя ждать.

Удачи вам и вашим деткам!

Логопед Алена.

Присоединяйтесь к группе в Facebook! Нас уже > 3500 тысяч 🙂

Самое акутальное в моем Инстаграме. Подписывайтесь!

Постановка звука «Р» | План-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа):

Конспект индивидуально занятия

по постановке звука Р.

Цель: учить правильно произносить звук Р механическим способом

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

упражнять в определении наличия звука Р.

Коррекционно-развивающие:

способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;

создать условия для развития фонематических процессов;

развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать внимательность, усидчивость.

Оборудование: зеркало, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

— Вспомним наше правило.

Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.

-Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук Р.

2. Сообщение темы и цели занятия.

— Сегодня мы продолжим работу над звуком р и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика.

— Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. (Повторить 8–10 раз).

— Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так.  Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. (Повторить 8–10 раз.)

— Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык вглубь рта. (Повторить 10–15 раз.)

— Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали. Вот так: бл, бл, бл. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. (Повторить 8–10 раз.)

— Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. (Повторить 10–15 раз.)

— Напоил язычок свою лошадку. Стала она фыркать. Вот так. Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское “тпру”. (Повторить 10–15 раз.)

— Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы. Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения “Лошадка” язык не должен отрываться от неба. (Повторить 10–15 раз.)

— Приехал язычок домой, телевизор включил. А там играла балалайка. Вот так. Рот приоткрыт, язык находится на верхней губе и очень быстро движется вправо-влево, производя движение со звуком, напоминающим звучание балалайки. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.

— Потом язычок увидел по телевизору, как на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”, имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.

 4.Анализ артикуляции перед зеркалом.

— Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

-Посмотри, как я его произношу звук Р.

— Какое положение принимают губы? (губы открыты)

— А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)

— Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)

— Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет посередине языка)

5. Упражнение на дыхание. 

-Для правильного произношения звука Р нужно уметь делать сильный выдох. Потренируемся делать его с помощью упражнения.

— упражнение – «Кораблики». Помоги пустить бумажные кораблики в плавание. Постарайся сделать длительный плавный выдох.

6. Постановка звука Р механическим способом от сохранной фонемы Д.

-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд (В это время ватной палочкой, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р) Упражнение лучше проводить лёжа.

7. Развитие фонетического слуха.

— Хлопни в ладоши если услышишь звук Р, а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.

— Топни ногой когда услышишь звук Р в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.

-Подними руку, если услышишь звук Р в словах: грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.

8.Закрепление звука Р со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР

— Потренируемся произносить звук р. Повторяй за мной:

ДР…А – ДР…А – ДР…А

ДР…О – ДР…О – ДР…О

ДР…У – ДР…У – ДР…У

ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы

(во время выполнения упражнения производим колебательные движения указательным пальцем)

9. Итог занятия

— Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук Р)

— Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью указательного пальца.

Решения по аренде и размещению | Lightware

Сложная среда и условия
Большое количество источников и дисплеев

Большое расстояние между конечными точками
Нет места ошибкам или потерям сигнала

Надежные и долговечные устройства
Широкий выбор удлинителей для различных подключений
Универсальные устройства с бесшовной интеграцией
Расширенные возможности резервирования

Прямые трансляции часто обходятся дорого, и у вас будет только один шанс произвести первое впечатление. Оборудование для таких мероприятий обычно арендуется, поскольку одноразовое шоу не обязательно оправдывает большие инвестиции в оборудование, что делает услуги по аренде и постановке важным сегментом AV-индустрии.

Участники индустрии аренды и постановки на протяжении десятилетий полагаются на оборудование Lightware из-за его надежности и универсальности, встроенных функций для аренды в сочетании с одной из лучших служб поддержки в AV-индустрии.

Устройства Lightware обеспечивают простую и быструю установку и настройку с надежной и безопасной работой во время любого операционного шоу, а также легко интегрируются с существующей AV- и/или ИТ-инфраструктурой объекта. Большинством функций можно управлять с передней панели для быстрой и легкой настройки на сцене.

Помимо интуитивно понятного управления на панели, программных приложений Lightware и инновационных преимуществ, таких как Cable Diagnostics 9Инструмент 0018 или расширенные аналитические возможности предоставляют быструю и подробную информацию о состоянии системы в режиме реального времени.

Одной из основных ценностей Lightware является разработка и улучшение наших продуктов, прислушиваясь к голосу и удовлетворяя потребности отрасли, что особенно верно, когда речь идет об аренде и постановке.

Мы предлагаем широкий спектр оборудования для удовлетворения самых разных потребностей в аудио, видео и управлении сигналами.

Нулевая задержка

Обеспечение работы в режиме реального времени благодаря нулевой задержке кадра, незаметной для человеческого глаза

Резервирование

Для полного спокойствия устройства Lightware поставляются с расширенными возможностями резервирования для защиты от неожиданной потери сигнала

developer_board

Надежное качество сборки

Устройства, созданные для доставки и передачи сигналов даже в самых суровых и сложных условиях и приложениях

TВ мире операций по аренде и размещению использование свободного места в стойке часто является наиболее важным аспектом. Многие устройства Lightware потенциально могут заменить несколько продуктов однокорпусным решением , экономя бесценное пространство в стойке и, следовательно, время, деньги и энергию для операторов.

Кроме того, эти устройства также оснащены безвентиляторным охлаждением спереди назад и входят в число самых энергоэффективных AV-устройств для уменьшения выбросов при проведении крупномасштабных мероприятий.

Варианты продукта Lightware R-типа означают «Надежный, надежный и избыточный» и были специально предназначены для нужд операций по аренде.

Эти устройства поставляются с усиленным корпусом и разъемами , полным сквозным резервированием и зарекомендовали себя в сотнях применений, обеспечивая непревзойденную надежность при любых операциях по аренде.

Концерты

Выставки и

Цифровые художественные инсталляции

Производство фильмов и игр»>

Производство фильмов и игр

Операция вещания

Цирк дю Солей Майкл Джексон ONE
download_for_offline

Шоу, в котором музыка Джексона сочетается с характерными акробатическими трюками Цирка, проходит в отеле Mandalay Bay Resort and Casino в Лас-Вегасе, в помещении, которое раньше занимала постановка «Короля Льва»; он был полностью отремонтирован специально для MJ ONE.

Мировое турне Билли Айлиш
download_for_offline

Семнадцатилетняя певица и автор песен Билли Айлиш гастролирует в ее поддержку 29 мартавыпуск дебютного альбома «Когда мы все засыпаем, куда мы идем?», который, кажется, сразу же распродается везде, где она играет. RIAA продала семь золотых и два платиновых сингла. Вместе с Билли на сцене ее брат Финнеас О’Коннелл играет на вокале, клавишных, гитаре, басу и компьютере.

Мировое турне Рода Стюарта
download_for_offline

Worldwide – В мае этого года Род Стюарт начал новое мировое турне в поддержку Blood Red Rose, 30-го сольного альбома артиста и его первого релиза за три года. Сам по себе продукт гастрольной жизни, новый альбом включает в себя серию непринужденных записей, сделанных с гастрольной группой Стюарта в гостиничных номерах и частных, пост-концертных, закулисных сессиях.

Настройка звуковой системы и усиления микшерного пульта

Вы получаете наилучший звук от микшерного пульта или звуковой системы?

Настроив микшер и систему на правильное каскадирование усиления (структурирование усиления), вы удивитесь, насколько чисто они могут звучать.

Ступенчатое усиление — это процесс настройки усиления каждого каскада микшера или звуковой системы для достижения наилучшего компромисса между шумом и искажениями.

Цель состоит в том, чтобы каждый каскад микшера (или звуковой системы) работал на оптимальном уровне сигнала.

Что оптимально? Самые громкие пики сигнала должны быть на несколько дБ ниже клиппинга на каждом этапе, даже если вы применяете усиление в эквалайзере или компенсируете усиление в компрессоре. Таким образом, пики не искажаются слышимо, а сигнал намного выше уровня собственных шумов микшера.

На каждом этапе уровень сигнала должен быть достаточно высоким, чтобы покрыть шум, но достаточно низким, чтобы избежать искажений. Каждый аудиокомпонент работает лучше всего при определенном оптимальном уровне сигнала, и этот уровень обычно отображается индикатором или светодиодом, встроенным в устройство.

При правильном каскадировании усиления все компоненты системы ограничиваются примерно в одно и то же время.

Фон
Сначала давайте рассмотрим концепцию уровней сигнала в аудиоустройстве ( Рисунок 1 ).

В нижней части графика находится минимальный уровень шума устройства — уровень шума, который оно производит при отсутствии сигнала.

Рис. 1. Диапазон уровней сигнала аудиоустройства (щелкните, чтобы увеличить).

Вверху находится уровень отсечения — точка, в которой пики сигнала сглаживаются и становится легко слышно искажение. Между ними находится диапазон, в котором сигнал звучит более или менее чисто.

Как показано на Рисунок 2 , уровень (напряжение) музыкального или речевого сигнала постоянно изменяется во время воспроизведения.

Представьте себе музыкальный отрывок с низкоуровневым синтезаторным пэдом, но с высокоуровневыми ударными.

Средний уровень или громкость пассажа низкий, но переходные пиковые уровни высокие.

Пиковые уровни могут быть на 24 дБ выше средних уровней в зависимости от типа сигнала. Звуки перкуссии имеют гораздо более высокие пики, чем непрерывные звуки (синтезаторные пэды, орган, флейта), даже если эти два сигнала имеют одинаковые средние уровни.

Рисунок 2: Средние и пиковые уровни музыкального сигнала. (щелкните, чтобы увеличить)

Индикаторы вашей консоли могут показывать уровни сигнала в двух режимах: RMS и пиковый. Среднеквадратические (или среднеквадратичные) показания соответствуют средним уровням.

Уровень громкости приблизительно соответствует среднему уровню. Пиковые значения, например, отображаемые на светодиодных гистограммах в пиковом режиме, показывают уровень пиков или коротких переходных процессов.

Средний или среднеквадратичный уровень примерно показывает, насколько громким является звук, а пиковый уровень показывает, насколько сигнал близок к отсечению.

Как правило, требуется, чтобы уровень сигнала был как можно выше без обрезки или искажения пиков, но есть исключения, о которых я расскажу чуть позже.

На рисунке 1 отношение сигнал/шум (S/N) представляет собой разницу уровней в децибелах между средним уровнем сигнала и минимальным уровнем шума. Разумеется, чем выше отношение сигнал/шум, тем меньше шипения вы слышите.

Разность уровней в дБ между номинальным (средним) уровнем сигнала и уровнем ограничения называется «запасом» (рис. 1). Чем больше запас по уровню, тем больший уровень сигнала может передать устройство без искажений.

Если аудиоустройство имеет большой запас по мощности, оно может передавать высокоуровневые пики без их ограничения. Инструктор SynAudCon Пэт Браун использует термин «пиковая комната» для обозначения разницы в дБ между пиками сигнала и уровнем отсечения (рис. 1).

Высота над уровнем моря – пространство между средним уровнем и отсечением; Пиковая комната — это пространство между пиками сигнала и отсечением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *