Разное

Заповеди януша корчака: Десять заповедей Януша Корчака для родителей — Детский музыкальный лекторий «Пикколо»

10 заповедей Януша Корчака

Фотозал

Я буду мамой

yina


Занятия и экскурсии

·Ищем учительницу русского языка
17:54:56 | Lirika

·Беременные посиделки на Бривибас, 195.
21:10:00 | Elja

·Пардаугава — уроки игры на флейте
12:15:07 | Fleita

·Dancing For Birth™ — танцы для беременных и мам с малышами
21:14:16 | Elja

·Художественная гимнастика
07:19:15 | Paulaa

·Темы занятий и клубных встреч для мам с малышами
18:21:59 | Alika7777

·Встречи мам с грудничками на Бривибас, 195
06:34:11 | 

·Студии развития по Монтессори
21:07:14 | Balovenj


[ перейти на форум ]




Фотозал

Детская дружба

lalkasm

А ещё вот так можно запутаться!


Фотозал

Клуб life 2019

DiankaM


Креатив Лавка

·Создай свою косметику: активные компоненты и другие опции!
12:30:22 | MargG

·Madam Pompon’s shop
12:18:33 | Vladkina_mama


[ перейти на форум ]


Купи-продай

·СЗ с немецкого сайта одежды C&A
16:11:42 | Lilian

·Отдам БЕСПЛАТНО
15:15:09 | Lilian

·Пальто, платья,шуба норковая S-M, Обувь 37р. и др
17:58:03 | Paina_l

·Женское 38-40 р
16:24:34 | gvinevere

·Подростку лыжная куртка 164см, одежда до 170cm, Ecco GT 27p.
12:32:04 | Paina_l

·Обувь девочке 32-35
20:54:06 | gvinevere

·Куплю зимний комбез на мальчика 80-90
15:12:22 | Tatulja

·Продам новые Kuoma 21, Сапоги Campri 20.
15:11:01 | Tatulja

·Куртка новая теплая на девочку 11 -13 лет
14:02:49 | Lamma

·CЗ красной и чёрной икры DISAS
16:04:42 | MargG

·Пуховик Адидас для девочки 158-164
10:06:22 | Hatika

·Одежда для девочки 152-158-164
08:52:31 | MargG

·Продаю ролики для девочки 29-34 размер
20:28:14 | Ana

·Куплю мужскую осеннюю куртку с мембраной
15:37:36 | Martisha

·Продаю б/у обувь Clarks 33, Kavat 33
13:56:51 | leilo


[ перейти на форум ]


Блоги → Про детей → Чаепитие у счастливой мамы → 10 заповедей Януша Корчака


wolf

Инстаграмм monahova_blog

Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.

В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий.

Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.

А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:

— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дети?
— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.

Через несколько дней в концлагере Треблинка он вместе с детьми из «Дома сирот» вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

Этот потрясающий человек составил 10 принципов воспитания детей, которые стоит знать каждому:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Вы смотрели фильм «Форрест Гамп»? Это очень непростой фильм, практически гениальный. И там есть такой диалог:
— Форрест, кем ты будешь, когда вырастешь?
— А что, я не могу быть просто самим собой?

Каждый ребенок пришел в этот мир со своей задачей, у него уже прописана своя роль, и мы как родители можем помочь ему раскрыть свой потенциал, а не навязывать детям долг быть теми, кем не удалось стать нам самим.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

Дети нам ничего не должны. Если родители чего-то ждут от ребенка – они просто безумцы. Если родители надеются что-то получить от детей, их ждет большое разочарование. Это неправильный подход. Детей рожают, воспитывают, выращивают не для того, чтобы обеспечить себе пенсию. Потому что у мироздания могут быть совсем другие планы.

Мы можем ждать этого, а дети начнут нас избегать, у нас будет депрессия до конца дней – они меня бросили, они меня не любят.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и пожнешь.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта. Нам часто кажется, что проблемы детей – это мелочи. И когда ребенок приходит с проблемой к родителю, мы по своему невежеству и с лучшими намерениями начинаем успокаивать: «Да ничего страшного, что у Барби голова отломалась, подумаешь, ерунда, вон короновирус в стране, вот это проблемы. А ты тут со своей куклой».

Мы должны понимать, что в жизни детей не бывает мелочей. Они все реально переживают всерьез.

5. Не унижай! Родители ни при каких условиях не должны унижать ребенка. Если мы надеемся на то, что ребенок постарается исправиться после того, как его унизили, то мы глубоко заблуждаемся.

Ребенок просто будет бояться нас и вообще делать что-либо. В итоге он станет безынициативным, непробивным, никаким, овощем, причем мы же сами и спустим его на этот уровень.

А сейчас вспомните, какие положительные качества есть у ваших детей? Максимально выделяем положительные качества ребенка, указываем на них и хвалим за них.

6. Мы не знаем, кого мы встречаем в ребенке.
Не забывайте, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Ребенок – это уже сформированная личность. Задача родителя – так строить общение, чтобы все время между ним и ребенком были мосты. Ему надо искать то, что ребенку интересно, участвовать в этом и помогать ему. Даже если он через четыре недели все это забросил – ничего страшного, навык не пропал, все хорошо. Ребенок с радостью войдет в новую, интересную для него деятельность.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка.
Не нужно стараться сделать для ребенка все. Нормальный родитель делает для ребенка все, что может сделать, и не напрягается из-за того, что не может сделать больше. Выше головы не прыгнешь. Ребенок все понимает, на самом деле все дети адекватны.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод из плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
Это правильный подход, ведический, древний подход к своим родственникам.
Муж, дети даны нам на хранение, для заботы.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
На самом деле мы все должны любить всех детей, всех людей.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Вы же чувствуете каждый день эту атмосферу праздника?

Советую вам ознакомиться с книгами этого потрясающего гуманного педагога.
Например, есть замечательная книга «Как любить ребенка», а также и другие книги Я. Корчака достойны прочтения.

Может, вы уже читали что-то из книг этого автора?

Какие заповеди соблюдаете? А какие вызывают трудности?

Обсуждаем на форуме

Опубликовано: суббота, 27 Июня 2020
Количество просмотров: 1844

© Запрещено использование материалов, опубликованных на KKM.LV, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы KKM.LV иным способом без письменного разрешения администрации

Блоги → Про детей → Чаепитие у счастливой мамы → 10 заповедей Януша Корчака


януш корчак, воспитание детей, дом сирот, макаренко, заповеди

[info]

«Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика

считается наукой о ребенке, а не о человеке.

В области чувств ребенок превосходит взрослых силой,

ибо не отработано торможение.

В области интеллекта, по меньшей мере,

равен им, недостает лишь опыта».
Януш Корчак

[/info]

В одном из своих постов я писала о десяти заповедях для родителей Януша Корчака. Сегодня еще раз хочу вспомнить этого замечательного Педагога с большой буквы, мыслителя, писателя, погибшего в газовой камере вместе со своими учениками. Януш Корчак (его настоящее имя – Генрик Гольдшмит) принял смерть с двумястами воспитанниками его «Дома сирот» в августе 1942 года, в «лагере смерти» Треблинке на территории Польши. С воспитанниками, которых не смог спасти и не захотел оставить одних перед лицом смерти. Точно также, как не оставлял их до этого перед лицом жизни, вкладывая в них свое сердце и свою душу.

В мировой педагогике Януш Корчак, так же, как и Макаренко, является знаковой фигурой. Он не разработал какую-то супер методику или систему воспитания, он не открыл никаких неизвестных доселе истин, не стал доктором наук, не защитил ни одной диссертации на педагогическую тему. Все, что он делал, сводилось к одной простой вещи – он по-настоящему любил детей. И без умничания и многословия доказывал это своей жизнью, а потом и своей смертью.

Еще один псевдоним Генрика Гольдшмита – старый Доктор. Несмотря на то, что у него никогда не было ни собственной семьи, ни своих детей, Януш Корчак одним из первых заговорил о правах детей. Причем, задолго до того, как Организация объединенных наций приняла Декларацию (Конвенцию) о правах ребенка. Почему Доктор? Потому что Януш Корчак начинал свою деятельность, как врач. Работая в детских больницах, он проникся любовью и уважением к детской душе, обратив внимание на то, «с каким достоинством, по-взрослому и мудро умеет умирать ребенок…». После этого он посещал детские приюты по всей Европе и сделал целью всей своей жизни обеспечить обездоленным и осиротевшим детям достойную жизнь. Корчак одним из первых попытался встать на место детей, не просто обиженных судьбой, но и находящихся в униженной зависимости от взрослых. Он не просто заявил, а многократно подтвердил на деле, что воспринимает больных детей, как равных себе, и готов разделить все их страдания.

Януш Корчак осуществил свою цель, создав в Варшаве, в 1911 году своеобразную детскую республику – Дом сирот, которым руководил до конца жизни. Даже во время гитлеровского холокоста старый Доктор остался верен своим воспитанникам и отклонил все предложения вывести его из гетто. Множество людей тщетно пытались уговорить Корчака покинуть гетто. Чтобы хоть как-то облегчить ему жизнь, друзья сняли для него комнату на Белянах, в нескольких кварталах от гетто, зная, что власти, несмотря на еврейское происхождение Корчака, разрешили писателю уходить и возвращаться в добровольно выбранную тюрьму: Но Корчак отказался оставлять детей даже на несколько часов. И пользовался изредка этим правом для того только, чтобы добывать хоть какую-нибудь пищу, которой в гетто фактически не осталось.

Когда были получены достоверные сведения, что «Дом Сирот», в полном составе немцы отправляют в концлагерь, в Треблинку, выручать Корчака пришел один из вернейших учеников — Игорь Неверли: Вот что он вспоминал впоследствии. «Когда я пришел к нему, имея пропуск на два лица, Корчак взглянул на меня так, что я съежился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения. Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же ты своего ребенка в несчастье, болезни и опасности. А тут двести детей: Если их оставить, можно ли такое пережить?».

[notice]Вот последние записи из знаменитого «Дневника» Корчака, чудом спасенного его учениками.

«Последний год, последний месяц или час. Хотелось бы умирать, сохраняя присутствие духа и в полном сознании. Не знаю, что бы я сказал детям на прощание. Хотелось бы только сказать: сами избирайте свой путь. Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается». 5 августа 1942 года[/notice]

Корчак написал более двадцати книг, в которых не было банальных советов «по уходу и воспитанию», а также рекомендаций по «выращиванию послушных гениев». Его педагогическая концепция сводилась к одной простой истине: уметь слушать свое сердце и любить детей. Поэтому часто педагогику Януша Корчака называют педагогикой сердца, а его книги «Король Матиуш Первый» (для детей), «Как любить ребенка» и «Право ребенка на уважение», написанные в начале прошлого века, актуальны и сегодня.

Созданному в 1911 году Дому сирот не было во всей Европе. Создавался он на средства неравнодушных людей и стал оазисом доброты и настоящим домом не только для двухсот детишек, но и для самого Корчака. Дом жил по особым правилам, которые учили детей любить и уважать себя, быть трудолюбивыми и с оптимизмом смотреть на жизнь. Дом учил быть достойными людьми…

В приюте работало детское самоуправление, существовал детский товарищеский суд и совет при суде. Решения суда были обязательны для руководства приюта, причем, «подсудимыми» могли стать не только воспитанники приюта, но и его воспитатели. Детский суд был судом, который не выносил никаких наказаний, потому что в детской республике действовал непреложный закон: «Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его. Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать. Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее. Если сделал плохое, так как ему трудно привыкнуть, постарается больше не делать этого. Если сделал плохое, потому, что его подговорили, больше не послушается».

Товарищеский суд, в девяносто пяти случаях из ста, выносил оправдательный приговор. Простить, простить, простить! Понять и простить — вот лейтмотив детского суда.

[notice]Сам Корчак имел мужество и мудрость неоднократно подавать на себя в детский суд: «Когда необоснованно заподозрил девочку в краже. Когда сгоряча оскорбил судью. Когда, не сдержавшись, выставил расшалившегося мальчишку из спальни».

Один раз суд применил к Корчаку семьдесят первую статью: «Суд прощает, потому что подсудимый жалеет, что так поступил». Три раза была применена двадцать первая статья: «Суд считает, что подсудимый имеет право так поступить».
«Я категорически утверждаю, — писал Корчак, — что эти несколько судебных дел были краеугольным камнем моего перевоспитания, как нового ‘конституционного’ воспитателя, который не обижает детей не потому только, что хорошо к ним относится, а потому что существует институт, который защищает детей от произвола, своеволия и деспотизма воспитателей». [/notice]

Драки в Доме сирот не запрещались, но если и происходили, то также по особым законам: сильный не должен был бить слабого, мстительность и жестокость считались позором, воспитывалось «благородство дуэлей» — во время драки нельзя было пользоваться опасными предметами.

Всю уборку дети делали в доме самостоятельно, все владели навыками самообслуживания. Также была развита система стимулов самовоспитания: существовали «списки раннего вставания», «списки благодарностей», «списки драк», «списки извинений». Были почтовые ящики для общения с воспитателями и товарищами и шкаф находок. Кстати, все эти мудрые педагогические приемы и сейчас рекомендуют применять современные психологи.

Очень интересна была практика «плебисцитов антипатии и доброты» — тайное голосование, на котором дети оценивали отношение друг к другу, выявляя таким образом симпатии и антипатии в группе. Каждого воспитанника одногруппники оценивали по шкале: «жилец», «безразличный жилец», «товарищ», «обременительный новичок» и так далее. То есть, получалось что-то вроде современного соцопроса.

Особую роль играли в Доме Сирот, придуманные и учрежденные Корчаком разного рода показательные награды и поощрения для детей. И, конечно же, праздники. Часто спонтанные, необычные, импровизированные. «Праздник Первого Снега» или «Праздник Самого Длинного Дня», когда детям можно было не спать всю ночь.

С каким упоением обрушивал Корчак на измотанных городом детей звонкое буйство леса, радужные перекаты рек, пьянящие запахи переливчатого разнотравья полей. Дни, проводимые на воле, в деревне, становились для подопечных Корчака, конкретным, осязаемым счастьем. Восхищенные и потрясенные малыши, покидая любимые места, строили гнезда для аистов и оставляли записки: «Пусть птицы поселятся в них, когда прилетят в будущем году. Пусть они будут счастливы в Михалувке, как были счастливы мы».

Но самым главным достижением в Доме сирот – была практика личного примера, беседы, любви и авторитета. Крики и принуждения со стороны воспитателей были строго-настрого запрещены!

Чем же была любовь к детям в понимании Януша Корчака?

Корчак считал, что воспитание, в первую очередь, – это процесс постоянного познания ребенка и развития его природных способностей плюс уважение к его личности. Он писал о том, чего нам сегодня так не хватает – о любви к детям. Причем не любви-воспитания-ухода, а любви-понимания, любви-самоотверженности, любви-принятия. А еще искренности, мудрости и нравственности, трепетного отношения к большому сердцу маленького человечка. А еще понимания того, что дети имеют право на собственное мнение и даже на протест. Януш Корчак подчеркивал: «Нужно учить ребенка распознавать ложь, ценить правду, и не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать». Ведь дети – это в первую очередь люди. Мало того, дети, по убеждению педагога, на самом деле намного мудрее взрослых — чище и глубже: «Ребенок в сфере чувств превосходит взрослого, у него нет тормозов. В сфере же интеллекта ребенок не уступает взрослому, просто ему не хватает опыта… Не обобщайте, не абсолютизируйте, нет детей вообще (в целом), в процессе воспитания мы имеем дело с конкретными индивидуумами. И поэтому каждый из них нуждается в индивидуальном подходе». Поэтому в общении с детьми взрослые должны не опускаться до их уровня, как принято считать, а наоборот «подниматься до их чувств»: «Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».

Корчак настойчиво требует признания равноценности и самоценности личности ребенка, признания за ним права на индивидуальность.

А сколь актуальными и пророческими оказались слова Корчака относительно бездумного давления общества на детей: «Государство требует от детей официального патриотизма, церковь — догматической веры, школа — беспрекословного повторения сомнительных истин, эгоизм недалеких и бесцеремонных родителей — безусловного подчинения: Результатом такого ‘воспитания’ может стать лишь никчемная посредственность».

[info]«Мы не даем вам Бога, ибо каждый должен сам найти его в своей душе. Не даем родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даем вам одно, даем стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни по правде и справедливости. И, может, это стремление приведет вас к Богу, Родине и Любви». Эти слова Януш Корчак говорил детям, прощаясь с ними перед уходом в 1919 году на войну.[/info]

Последний марш детей «Дома Сирот» по платформе к вагонам, увозившим их на смерть, превратился в грандиозное трагическое шествие, бросавшее вызов фашизму.

Дети шли по четыре вряд. Впереди Корчак. Над головами детей развивалось зеленое знамя надежды, с четырехлистным золотым клевером. Зеленое зная бесстрашного юного короля Матиуша: Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Немцы, глядя на Корчака, спрашивали, кто этот человек?: «Корчак с детьми» — был ответ: Когда дети были уже в вагонах, немецкий комендант, отвечавший за погрузку эшелона, спросил Корчака, не он ли написал Банкротство маленького Джека. «Да, а разве это как-то связано с отправкой эшелона?» — «Нет, просто я читал Вашу книжку в детстве. Хорошая книжка. Вы можете остаться, Доктор» — «А дети?» — «Невозможно, дети поедут» — «Вы ошибаетесь, — крикнул Корчак, — Вы ошибаетесь, дети прежде всего!» — И захлопнул за собой дверь вагона.

6 августа 1942 года, в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких детей и рассказывал сказку, ничего не подозревающим малышам.

Как известно, апостол Петр, один из любимейших учеников Иисуса Христа, трижды отрекся от своего учителя. Трижды десять раз искушаемый Януш Корчак, не оставил своих обездоленных учеников.

На месте смерти Корчака, в Треблинке стоит большой камень. На нем короткая надпись: «Януш Корчак и дети».

В августе 2012 исполнилось 70 лет со дня героической гибели Януша Корчака – великого Педагога и великого Человека.

Еще раз приглашаю вас почитать заповеди Януша Корчака.

С полным текстом Конвенции о правах ребенка вы можете познакомиться ЗДЕСЬ

Карту сайта и ссылки на самые интересные статьи вы можете найти на главной странице сайта
http://rybkovskaya. ru

Кем был Януш Корчак?

Послушайте это

герои
Бетти Джин Лифтон

Януш Корчак однажды написал Жизнь великих мужчины подобны легендам, трудным, но красивым», и это было верно для его. Тем не менее, большинство американцев никогда не слышали о Корчаке, польско-еврейском детская писательница и педагог, известная в Европе не меньше Анны Откровенный. Как и она, он умер во время Холокоста и оставил после себя дневник; в отличие от нее, у него был шанс избежать этой участи шанс, который он не выбрал. брать.

Его легенда началась 6 августа 1942 года, во время раннего этапы ликвидации нацистами Варшавского гетто, хотя его о посвящении обездоленным детям ходили легенды задолго до войны. Когда немцы приказали эвакуировать его знаменитый приют, Корчак был вынужден собрать вместе двести детей, находящихся на его попечении. Он привел их с тихим достоинством в этом последнем марше по улицам гетто к поезд, который отвезет их на переселение на Восток» эвфемизм для лагеря смерти Треблинка. Он должен был умереть как Хенрик Гольдсмит, имя, с которым он родился, но именно под своим псевдонимом его бы запомнили.

Януш Корчак представил прогрессивный детские дома, созданные как просто общины в Польше, основали первые национальная детская газета, подготовленные учителя в том, что мы сейчас называем нравственное воспитание, работал в судах по делам несовершеннолетних, защищая интересы детей. права. Его книги «Как любить ребенка» и «Право ребенка». Уважать дал родителям и учителям новое понимание ребенка психология. На его книгах выросли поколения молодых людей, особенно классика Король Матиуш Первый, , в котором рассказывается о приключения и невзгоды мальчика-короля, стремящегося провести реформы своим подданным.

Он был так же любим в Польше, как Питер Пэн и Алиса в стране чудес были в англоязычном мире. В середине 1930-х годов у него была собственная радиопрограмма, в которой он, как Старый Доктор, «изливал домашнюю мудрость и язвительный юмор». слушая его обманчиво простые слова, слушатели чувствовали себя лучше людей.

В конце концов Корчак, руководивший католиком как еврейский приют перед войной, отказались от всех предложений помощь для его собственной безопасности от его нееврейских коллег и друзей. Вы делаете не оставляй больного ребенка на ночь и не оставляй детей на ночь в такое время, — сказал он.

Я впервые услышал о Януше Корчаке летом 1978 год, когда друзья, покинувшие Польшу во время войны, остановились у меня дома. на Кейп-Код с театральным режиссером, только что прибывшим из Варшавы. В качестве она описывала, каково было выступать ее труппе в Януша Корчака в приюте гетто, я прервал его, чтобы спросить, кто такой Корчак.

Не знаю, была ли она больше потрясена моим невежества или из-за моего неправильного произношения его имени, но она провела несколько моментов, которые учат меня произносить Корчок перед тем, как ответить на мой вопрос.

Когда мы говорили о нем в тот день на Кейп-Код, Корчак предстал как утопическая и в то же время прагматичная фигура, озабоченная создание лучшего мира через образование детей. я мог бы также видеть его принадлежащим к той уникальной группе писателей, наряду с Льюисом Кэрролл и Джеймс Барри, которые чувствовали себя как дома в компании детей, для которых они создавали свои истории. С разницей. Дети Корчаков не резвились с нянями на ухоженных лужайки Кенсингтонских садов, но томились в темных трущобах Варшавы. Он создавал приюты и жил среди детей в реальной жизни, а не только в воображение, ибо он видел в массе спасение мира.

Не Корчак прославлял детей, а Руссо, которого он считал наивным. Корчак чувствовал, что в каждом ребенке там горела моральная искра, которая могла победить тьму в сердцевине человеческой природы. Чтобы эта искра не погасла, нужно было любить и воспитывать молодых, дать им возможность поверить в правда и справедливость. Когда нацисты материализовались из этой тьмы с своими свастиками, начищенными ботинками и кожаными кнутами Корчак был готов оградить своих еврейских детей, как всегда, от несправедливости взрослый мир. Он пошел с ними в гетто, хотя был предложил убежище на арийской стороне оккупированной Варшавы и провел последние два с лишним года своей жизни, защищая их и других сирот от голодание и болезни.

Директор театра рассказала, как она смотрела с другими из-за закрытых окон в варшавском гетто, как Корчак с гордо поднятой головой маршировал со своим небольшим отрядом в последний раз. день. Ей тогда казалось, что этот человек, который вел себя так, божественное призвание спасать детей потерпело неудачу, как и его вымышленный король Мэтт потерпел неудачу в своей попытке сделать мир лучше. И тем не менее, оставаясь верным своим принципам и не бросая детей когда они нуждались в нем больше всего, он добился своего рода победы.

Корчак писал о жизни как о странном сне, и иногда моя собственная жизнь казалась именно такой, когда я начинал узнавать о его. До 1978 года я не участвовал ни лично, ни профессионально с Холокостом, но осенью того же года мой тринадцатилетний мы с дочерью уехали жить в Мюнхен с моим мужем, который начинал его исследование психологии нацистских врачей. Это было незадолго до нашего маленькая квартирка была заполнена книгами о Третьем рейхе, и я рыться в этой мрачной библиотеке.

Погружение в литературу о Холокосте, особенно в Германия, словно нырнула в пропасть. Я, казалось, жил в двух временные рамки одновременно, причем прошлое часто становится более реальным, чем настоящее время. Просыпаясь посреди ночи, я преобразовывал дымовые трубы соседней пивоварни в крематории; местный поезд станет вагоном для скота; и баварские мужчины, шествующие в красочных костюмы превращались в гусиных шагов эсэсовцев по улицы в полном облачении. Как ассимилированный американский еврей, который никогда не останавливался на своей еврейской идентичности, теперь я столкнулся с тем, что значит быть евреем во времена Третьего рейха в Европе и, если уж на то пошло, сквозь всю историю.

Часто в томах, описывающих кровавые поведения нацистских врачей, я бы нашел упоминания о последнем марше Януша Корчака с детьми. Я хотел узнать больше об этом человеке хороший врач, который предпочел умереть, чем поставить под угрозу принципов, по которым он жил. Что давало ему силы поддерживать эти принципы в сошедшем с ума мире?

Но к Янушу Корчаку меня привлекло другое. я отождествлялся с ним как с писателем, как с тем, кто писал фантазии для детей, и работая журналистом на Дальнем Востоке, сообщала о раненых, осиротевших и перемещенных детей в Хиросиме, Корея и Вьетнам. Многие из моих книг посвящены праву всех детей знать свое наследие и расти в мире, которому не угрожает война.

Тем не менее, я мог бы не интересоваться Янушем Корчак больше не давал нам с мужем травм в автокатастрофе. в Париже и отправился на Синай, чтобы восстановить силы. На обратном пути по пути Иерусалима, я слышал, что некоторые из сирот, которых Корчак воспитал и учителя, которых он обучил, жили в Израиле. И в этом городе странные сны Я принял внезапное решение остаться на несколько месяцев с моя дочь, чтобы взять у них интервью.

Я снял небольшой каменный дом с видом на стены Старого города и ходил с переводчиком брать интервью у корчаковцев, как они называют сами себя. Все они были в возрасте от пятидесяти до восьмидесяти лет. жил или преподавал в своем еврейском приюте в разные периоды после его основания в 1912 году. Многие остались живы, потому что, как сионисты, они эмигрировал в Палестину в 1930-х годах; некоторые выжили гетто и концентрационных лагерях или провел годы войны в отдаленных городов Сибири. Другие прибыли в Израиль после 1967 Шестидневный Война после антисионистской чистки», которая, по сути, захлестнула Польша своих оставшихся евреев.

«Я не хочу говорить о мертвом Корчаке, но живой, начинали они, встревоженный тем, что его помнят за то, как он умер, а не за то, как он жил. Это не было мученик, которого они знали и почитали, но живой, ошибающийся отец и учитель. Слушая их, я представлял себе Корчака скромным, дисциплинированный человек, который с иронической остротой отмахивался от проблем, которые превзошли других. Путешествуя по кибуцам и городам, он посетил во время двух коротких поездок, которые он совершил в Палестину в середине тридцатых годов, я пытался понять его тогдашнее душевное состояние. Хотя нет сионист, Корчак был вынужден, как и многие аккультурированные евреи, писателей довоенной Европы, чтобы быть на шаг впереди злобных толчки истории. Когда подъем крайнего национализма в Польше заставило его отчаяться в будущем своей работы, он обратился к Палестине, но глубоко колебался в том, стоит ли заселять там. Полагая, что, чтобы не быть дезертиром, нужно оставаться на свой пост до самого последнего момента, он все еще находился в Варшаве 1 сентября, 1939, когда нацистское вторжение в Польшу решило проблему для него.

Кем был Януш Корчак? у меня на столе его два самые известные фотографии: одна из его фотографий в детстве, которую он использовал как фронтиспис его книги «Король Матиуш Первый», чтобы его читатели могли видеть его таким, каким он был, когда он был маленьким и уязвимым, как они; в другой мужчина, чьи глаза напряжены и печальны, а лысая голова исчезает в белом пространстве, потому что импульсивный сирота разорвал фотография из проявителя до того, как он был готов.

Это два Януша Корчака молодые король-утопист Матиуш, мечтавший сделать мир лучше для детей, и скептически настроенный Старый Доктор, который знал, что всегда не хватает достижения мечты.

«Будет трудно описать Корчака американцам, — сказали мне корчаковцы в Израиле. от корчаковцев в Польше, но по разным причинам. Он был очень Поляк Игорь Неверли, бывший секретарь Корчака, а ныне видный писатель, сказал мне. Но в то же время, что он был частью польского интеллигенции своего времени, он был одинок. Человек со своим индивидуальный стиль и убеждения. Он был теплым и остроумным, но он был тоже одинокий и грустный. Он был всем, и вы должны запечатлеть это.

Заснять все, как я вскоре понял, означало увидеть Корчак как поляк и еврей. Быть и тем, и другим, по словам романисту Тадеушу Конвицкому труднее, чем быть просто поляком или просто еврей». Проблема раскрывается в семантике вопроса: Поляк-католик называется поляком, а польский еврей называется евреем, а не евреем. поляк.

Возможно, потому, что Корчак решил жить как поляком и евреем в довоенной Польше, он не выдержал критики в своей жизни: многие евреи видели в нем ренегата, писавшего скорее на польском, чем идиш или иврит, в то время как никакая аккультурация не могла сделать правые поляки забывают, что он был евреем. радикальные социалисты и коммунисты межвоенного периода считали его консерватором, потому что он не был политически активен, и консерваторы видели в нем радикален из-за своих социалистических симпатий. Были те, кто считали его чудаком, хотя воспевали его и поддерживали его причины: неженатый, асоциальный, он был так же нетерпим к напыщенности и самовосхваление взрослых, поскольку он был терпим и прощал озорных дети.

Разговаривая с людьми в Варшаве, я размышлял, как написать эту книгу о Януше Корчаке. Те, кто не хочет своего написанные биографии сжигают свои бумаги; история сделала это для Корчак. Варшавское гетто, где он находился с конца 1940 г. середина 1942 г. , уничтожен немцами во время восстания там в год после его смерти. В огне сгорели тетради, в которых Корчак записал свои мысли микроскопическим почерком; его письма и памятные вещи; его наблюдения за детским сном, и таблицы веса и роста, собранные за тридцать лет, составить книгу о развитии ребенка; его библиотека литературных и научные книги на французском, немецком, русском и польском языках; и его черновики книг, которые он планировал написать. Родственники и детство друзей, которые могли бы дополнить сведения о корчаковской ранней жизни и дать некоторый портрет его родителей и сестры, умерших в лагеря.

Отправиться на поиски Януша Корчака, как это сделал я, означало искать человека, которого уже не было, в месте, которого уже не было. Его многонационального мира больше не существует. Варшава, когда-то называвшаяся Парижем Востока, изобиловавшего кафе, изысканными ресторанами и кабаре, был сровняли с землей немцы во время восстания поляков в 1944 году. Восстановлен после войны (с дворцом культуры в стиле барокко, нежеланным подарком от русских, доминирующих на горизонте), город резонирует с экономическое и политическое недовольство.

Во время моих четырех поездок в Польшу и двух поездок в Израиль между 1979 и 1986 годами, корчаковцы всегда были щедры достаточно, чтобы углубиться в их воспоминания, чтобы узнать еще одну деталь об их опыт общения с Корчаком. В скудных архивах Варшавы и Израиля I удалось найти несколько книг воспоминаний людей, знавших Корчак в том или ином качестве. Были и его копии. двадцать четыре опубликованных художественных и научно-популярных книги, многие из которых автобиографические, а также газетные и журнальные статьи, насчитывающих более тысячи, которые он писал на протяжении всей своей жизни. Другой чем шесть десятков писем, написанных в конце двадцатых и тридцатых которые были спасены их получателями в Палестине, все, что осталось от Личные бумаги Корчака — это дневник, который он вел в отчаянные месяцы своей жизни. Тайно вывезен из гетто после его смерти, оно было запечатано в стенах его католического приюта в Пригород Варшавы Беляны, возвращенный после окончания войны.

Хотя Корчак умер за год до варшавского Восстание в гетто, многие из его выживших еврейских сирот и учителей вернулся в Польшу со всего мира, чтобы почтить его во время Празднование сорокалетия восстания в апреле 1983 года. Они пришли неохотно, некоторые из-за введения военного положения в 1981 и роспуском «Солидарности», но больше всего из-за боли вновь пережить прошлое и увидеть, как мало осталось от мира, в котором они знал.

Это затерянный мир Януша Корчака и 350 000 евреев Варшавы, с которыми можно столкнуться, посетив бывшую место еврейского квартала. Нацисты обнесли его стеной, чтобы гетто, а затем сожжены ими, чтобы превратить бесплодную полосу щебня что долгие годы после войны поляки именовали Диким Запад». Новые здания постепенно возвышаются над пеплом и щебнем. Памятник борцам из гетто находится в центре этого неестественного ландшафта. напоминая об одной из неестественных жестокостей, совершавшихся там.

Международная ассоциация Януша Корчака, основанная в Варшаве пригласил своих членов на открытие своего бюста, который сейчас командует передним двором бывшего еврейского приюта. Ирония Старый Доктор не упустил бы из виду, что четырехэтажный белый здание, выпотрошенное во время войны, было восстановлено в середине пятидесятых без мансарда, которая служила ему кабинетом. Натяжение крыши нет уже прерывается изящной дугой трехстворчатого окна, которого он смотрел на детей, играющих внизу, и кормил диких воробьи, которые составляли ему компанию. Когда церемония открытия завершилась, Корчаковцы бродили по приюту, что искали? Сами себя как дети или ученики учителей? Для Старого Доктора? Для Стефы Вильчинска, которая тридцать лет была его содиректором?

Польские сироты, живущие там сейчас, двигались как призраки по залам, освобождая место для старых призраков, Вернись. Они пригласили нас посидеть в большой комнате отдыха, которая также служили для обедов и занятий во времена Корчака, чтобы наблюдать за ними поставить две короткие пьесы: одна юмористическая пародия на основе сцены из Кинга Мэтт; другой — реконструкция марша Корчака и еврейского сирот к поезду, который вез их в Треблинку. Польский дети стали злополучными евреями, о которых они так много слышали, медленно шли с Корчаком в неизвестном направлении, даже поднимались в воображаемый вагон для перевозки скота и собравшись вокруг него, покачиваясь с движением поезда, когда он рассказал им последнюю историю в котором добро побеждает зло.

В чартерном автобусе, который вез нас обратно в наш квартире, я сидел рядом с Михаилом (Мишей) Вроблевским, учителем, который был последним из выживших, кто видел Корчака живым. он плохо работал по ту сторону стены на работе, которую Корчаку удалось найти для его и вернулся в приют гетто ближе к вечеру, чтобы найти все ушли.

Миша некоторое время молчал, а потом наклонился ко мне: Вы знаете, все так придают значение последнему решению Корчака. идти с детьми к поезду. Но вся его жизнь состояла из моральные решения. Решение стать детским врачом. решение бросить медицину и писательскую карьеру, чтобы заботиться о бедных дети сироты. Решение отправиться с еврейскими сиротами в гетто. В качестве это последнее решение поехать с детьми в Треблинку было отчасти его природы. Это был тот, кем он был. Он бы не понял, почему мы делает так много из этого сегодня.

Пока я работал над этой книгой в Нью-Йорке и Кейп-Код, я увидел Корчака как человека, который без страха ходил по то, что хасиды называют узким мостом жизни, делая на каждом этапе моральные решения, которые определят его действия.

Эта функция представляет собой введение в Lifton, B.J. (1988) Король Дети: Биография Януша Корчака. Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. Это взято из http://korczak.com/Biography/kap-0.htm

20 mirairo yaЯнуш Корчак незве дзидзо

Януш Корчак, мудзидзиси веПольша, муньори, чиремба уйе хуванду хвеверужинджи, акафа немошва дзаке мукамури егаси.

Pandaive nemakore gumi, ndakachema misodzi ndichiverenga King Matt wekutanga. Zvino kwandiri raingova bhuku rinosuruvarisa.

Макоре акати вандей гаре гаре, ндакачема пандаказива незверамангвана ремуньори варо. Чипольский мудзидзиси, муньори, чиремба уе еружинджи нхамба. Режиссёр WeNherera evana vechiJuda yakavambwa naye, Janusz Korczak, akakoshesa dzidziso yemunhu. Мунгува еруньяраро, акарвира мвея эвадзидзи ваке. Pakatanga Hondo Yenyika Yechipiri, kurwira kwaitove kuitikira hwavo hwavo.

Муна 1940, kunyangwe zvese zvakaedza kuitwa nemudzidzisi, vana vanobva kuNherera vakapedzisira vava muВаршавское гетто. MaJuda vanhu vekirasi yechipiri yeNazi. Korczak akapedza mwedzi ari mujeri uye akabuda imomo aine hutano husina kunaka, asi asina kutyoka.

Musi wa 6 августа 1942 г., vana 192 kubva kumusha wake wenherera vakatumirwa kumusasa wekuparadza weTreblinka. Vaiperekedzwa nevadzidzisi vaviri — Корчак pachake nemubatsiri будит Стефанию Вильчинскую.

Sekureva kwezvakaona, panguva yekupedzisira mumwe wevakuru veGerman akapa pepa kuna Korczak. MaGerman aive akagadzirira kupa hupenyu kumudzidzisi ane mukurumbira. Аси чете кваари. Пасина вана. Януш Акарамба. Уйе мушуре мехингува акафа невадзидзи ваке муТреблинка гаси мукамури.

Пашуре паке, Януш Корчак акасия иношамиса дзидзисо екудзидзиса. Кудзока муна 1934, кибуц пане, акагадзира иё мишану мираиро микуру евабереки.

1. Куда мвана муужинджи, квете звако звако чете.

2. Черекедза мвана.

3. Усаиса куманикидза памвана.

4. Ива акатендесека иве пачако кува акатендесека кумвана вако.

5. Zvizive iwe pachako kuti usatora mukana wemwana asina dziviriro.

Makore gare gare, munyori wenyaya waBetty John Lifton, mubhuku rake The King of Children, yakatsaurirwa kuna Korczak, achayeuka: Janusz Korczak akataura nezve kukosha kwekuumba kuziviswa kwekodzero dzevana magwaro aya asati agadzirwa kuUN.

«Некуверенга Кодзеро Йемвана Куремекедза, Куда кваМвана уйе мамве мабаса, ндаунза памвечете кодзеро дзакатаридзирва на Корчак сейнокоша», аканёра Лифтон.

Дзимве дзэдзидзисо идзи памве дзиношамисика извозви. Чинху — куда кукакавара. Asi munhu wese achaverenga chimwe chinhu chavo mavari. Уйе, памве, ичагамучира — сегвара рекуита.

  • Мвана ане кодзеро йекуда: «Ида мвана, квете звако звако»
  • Мвана ане кодзеро йекуремекедза: «Нгатитсвакей куремекэдзва квемесо анопения, хума дзакацецека, симба ревечидики, уйе кувимба. Sei maziso asina kujeka, kuunyana, kusachena kwebvudzi kana kuneta kusava nehanya kuchiraira ruremekedzo rwakawanda? »
  • Mwana ane kodzero yemamiriro akakwana ekukura nekusimudzira: «Tinoda: pasi nenzara, hunyoro, kunhuwa, kuwandisa, kuwandisa kwevanhu.»
  • Mwana ane kodzero yekurarama mune izvozvi: «Vana havasi vanhu venguva yemberi, vanhu vemazuva ano .»
  • Мвана ане кодзеро йекува ийе: «Мвана хааси тикити реджотари ринотарисирва кухвина мубайро мукуру».
  • Мвана ане кодзеро йекуканганиса: «Хапасисина мапензи пакати певана купфуура пакати певакуру».
  • Mwana ane kodzero yekundikana: «Tinoramba hunyengeri hwekuda kuita kuti mwana ave akakwana».
  • Mwana ane kodzero yekutorwa zvakanyanya: «Ndiani anobvunza mafungiro emwana kana kubvuma kwake?»
  • Мвана ане кодзеро йекутендва незваари: «Мвана, ари мудики, ане мутенго вакадерера памусика».
  • Мвана ане кодзеро йекуда, кукумбира, кубвунза: «Горе рега рега кусияна пакати пэзвинодива неванху вакуру незвидо звевана кури куведзера некукурумидза».
  • Мвана ане кодзеро екуванзика: «Ремекедза звакаванзика зваво».
  • Муне звимве звиитико, мвана ане мвумо йекурева нхема, куньенгера, куба: «Мвана ане кодзеро йекурева нхема, куквезва, куманикидза, куба. Мвана хаана кодзеро йекурева нхема, куквезва, куманикидза, куба.
  • Мвана ане кодзеро йекуремекедза пфума яке, бхаджети яке: «Мунху весе анекодзеро йекува непфума, звисинеи некути звидики сей кана кути хазвина кукоша».
  • Мвана ане кодзеро екудзидза.
  • Мвана ане кодзеро екупокана недзидзисо екудзидзиса кана ичипесана незванотенда. «Ванху ване ромбо раканака кути хатина нзира йекуманикидза вана кути вабвумире пакурвиса кваво кушандиса нджере некупа рупо».
  • Мвана ане кодзеро екуратидзира некусаронгека: «Тинофанирва кугумиса худзванирири».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *