Содержание
Почему воспитатели бьют детей и как защитить ребенка
29 декабря 2021, 10:53
Эксклюзив
Мария Борисова
Источник фото: Pexels
Барнаульский суд вынес обвинение пяти сотрудникам детского сада за избиение и унижение детей. Заведующий и четыре воспитателя получили уловные сроки. Случаи насилия в дошкольных учреждениях — не редкость. «Ямал-Медиа» выяснил, в чем причина жестокости педагогов и как вести себя родителям пострадавших.
Совсем не хеппи
Центральный районный суд Барнаула в конце декабря вынес обвинительный приговор пяти сотрудникам дошкольного образовательного учреждения «Хеппи Беби». Четырех воспитательниц и заведующую учреждением обвинили по статьям об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (статья 238 УК РФ), истязании несовершеннолетних (статья 117 УК РФ), неисполнении обязанностей по воспитанию детей (статья 156 УК РФ).
По данным Следственного комитета, с июня 2017 по апрель 2018 года воспитательницы детсада регулярно издевались над детьми, швыряли их и били, закрывали по одному в темной комнате. Заведующая знала о том, что творилось в учреждении, но ничего с этим не делала. Никто из обвиняемых свою вину не признал. Все они получили условные сроки.
Новости о насилии над детьми в воспитательных учреждениях часто появляются в заголовках СМИ. Как показывает судебная практика, нарушителям, а чаще нарушительницам, удается отделаться штрафами и условными сроками.
Источник фото: Pexels
В мае этого года воспитательница в Перми получила 400 часов обязательных работ и запрет на год заниматься воспитанием несовершеннолетних за то, что ударила ребенка по голове и заперла его в туалете. По той же 156-й статье УК РФ осудили нянечку детсада в Комсомольске-на-Амуре, которая насильно кормила ребенка, отказывавшегося есть. Она отделалась полугодом исправительных работ, которые потом заменили условным сроком, сообщила газета «Известия».
Детский омбудсмен в Татарстане Ирина Волынец выразила мнение, что истязание ребенка, тем более педагогом, недопустимо. Условный срок — это слишком мягкое наказание, которое для окружающих является сигналом того, что ничего страшного в этом нет.
Я считаю, что в случае доказанной вины педагога его нужно пожизненно отстранять от работы с детьми. Если человек поступает таким образом — профнепригодность налицо. К детям такого человека близко подпускать нельзя
Ирина Волынец
уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Детские травмы, низкие зарплаты
Есть несколько причин, по которым воспитатели занимаются рукоприкладством. Детский и семейный психолог Олеся Покусаева рассказала «Ямал-Медиа», что, как правило, взрослые издеваются над детьми из-за своих же детских травм.
«Если в семье было насилие, физическое или психологическое, либо ребенок то же самое испытал в саду или в школе, то потом он идет по тому же пути. Он считает, что какие-то виды насилия к детям применять естественно», — сказала психолог.
Источник фото: Pexels
Специалист отметила, что в России нет строгого психологического отбора в педагогике. В профессию идут люди с собственными травмами, которые они потом переносят на детей.
У нас очень часто педагогика бывает профессией от безысходности, а это люди, которые должны проходить очень жесткий отбор. Причем тут две составляющие: первое — умение доносить предмет, а второе — любовь к детям и понимание детей. Люди должны идти в педагогику не по остаточному принципу, туда должны идти лучшие люди, элита, которая воспитывает новое поколение
Олеся Покусаева
детский и семейный психолог
Ирина Волынец добавила, что срывы педагогов возможны из-за повышенных нагрузок на работе и неблагополучия в семьях.
«Часто бывает так, что низкая зарплата вынуждает педагога работать на 1,5-2 ставки, чтобы как-то прокормить свою семью. Конечно же, это приводит к эмоциональному выгоранию, перегрузкам, к преждевременному износу нервной системы», — сказала омбудсмен.
Источник фото: Pexels
Как быть родителям
Психолог Покусаева объяснила, что насилие над детьми калечит их психику. Нельзя точно сказать, как-то или иное действие скажется на конкретном ребенке. Например, человек может вырасти жертвой и постоянно проявлять слабость в дальнейшей жизни. Или же отыгрываться на слабых и младших, как это делали избивавшие его воспитатели.
Родителям важно следить за поведением ребенка. О проблемах в детском саду могут сигнализировать внезапные проявления агрессии или замкнутость малыша.
«Как правило, если ребенок был всегда спокойный и с удовольствием шел в детский сад, вдруг перестает хотеть туда ходить и начинает капризничать», — сказала психолог.
Еще один признак — частые болезни, особенно у детей, которые еще плохо говорят. Через недуги или капризы может проявляться беспокойство ребенка, который еще не умеет выражать свои чувства иным способом. Правда, не всегда проблема бывает в педагогах, конфликты могут возникать и с другими детьми.
Источник фото: Pexels
Если есть малейшее подозрение [на агрессию воспитателей], нужно сообщить заведующему детсадом о произошедшем, чтобы была проведена служебная проверка. Если у ребенка есть физические повреждения, нужно сразу везти его в медицинское учреждение и фиксировать их. Обращаться в полицию, к уполномоченному по правам ребенка, чтобы он посодействовал проведению глубокой проверки
Ирина Волынец
уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Покусаева отметила, что часто вину сотрудников детсада бывает трудно доказать — слова малолетнего ребенка ни на что не влияют. Если же есть доказательства вины воспитателя, можно добиться его увольнения и перевести ребенка в другой детский сад.
К сожалению, бывают и такие случаи, когда насилие над ребенком совершается настолько долго и вызывает такие тяжелые травмы, что единственный выход — забрать ребенка из детсада и воспитывать его дома.
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».
ДетиДетсады
Что делать, если воспитатель бьет детей: рассказывает мама, вступившая в борьбу
Прошло два года с тех пор, как петербурженка Ольга Лобанова выиграла дело в ЕСПЧ. Над ее сыном издевались в детском саду, и женщина добилась справедливости, хотя это заняло годы. Но кажется, эта история никого ничему не научила, и произвол в детских садах продолжается. Майя Милова рассказывает о том, что происходит прямо сейчас в петербургском детском саду № 2 Калининского района.
Мне очень повезло: мой ребенок относительно легко воспринимает перемены. Когда в сентябре в нашей группе сменились воспитательницы, мой сын воспринял это достаточно спокойно. Но практически сразу выяснилось, что одна из новых воспитательниц любит покричать на детей.
Я подошла к ней с просьбой не повышать голос на нашего ребенка. Сначала это казалось как-то даже неловко, все-таки человек очень пожилой. Но в ответ я услышала, что дети «сами довели» опытного педагога тем, что разговаривали в тихий час, и неловкость мигом улетучилась. Сейчас я думаю, что стоило сразу прислушаться к этому звоночку.
После нескольких таких просьб сын стал говорить, что на него не кричат, зато на остальных детей — сколько угодно. Наверное, это было малодушно, но мне казалось, что другие родители разберутся сами, а наша ситуация под контролем. Казалось мне так ровно до восьмого марта. Перед утренником одна из матерей рассказала такое, от чего у меня волосы встали дыбом.
Оказалось, что еще в ноябре та самая кричащая воспитательница рассердилась на ее сына за то, что он взял листок бумаги не того цвета — она сказала взять синий, а он взял красный, или наоборот. За это педагог с 31-летним стажем ударила ребенка по голове. С тех пор она, видимо, невзлюбила этого мальчика: мать рассказала и о других случаях, когда его унижали или отказывали в помощи. У ребенка развилось заикание, ходить в сад он, естественно, боится.
Сказать, что я была поражена — ничего не сказать. И об этой даме я думала, что ситуация с ней под контролем? Тем же вечером мы поговорили с сыном. Он не только подтвердил то, что я узнала, но и рассказал еще об одном случае. Мне показалось, что только после моих расспросов ребенок осознал, что это были ненормальные события.
Я попросила сына непременно рассказать, если подобное случится снова. Не прошло и двух недель, как за ужином мы услышали, что еще одну девочку ударили по голове. «Она разговаривала в тихий час», — пояснил мой ребенок. «А что ты сделал, когда это случилось?» — «Я спрятался под одеяло». Я была готова забрать сына из группы немедленно. Но он был очень против, ему хотелось быть среди друзей. Наутро муж пошел побеседовать с воспитательницей.
Естественно, она все отрицала. Ну, то есть как: отрицала удары именно по голове. «Только иногда, несильно, по попе» (еще раз: в XXI веке в Петербурге педагог считает нормой ударить воспитанника по попе). Муж сказал ей, что нашего сына это не должно касаться.
Только иногда, несильно, по попе
Что же сделала дальше педагог с 31-летним стажем? Признаюсь, такого мы не ожидали. Попробуете угадать?
Из всех возможных вариантов дама выбрала такой: она набросилась на нашего четырехлетнего сына и стала внушать ему, будто он не видел того, что он видел. «Оказывается, я перепутал», — сказал мне вечером сын, странно бегая глазами. «Она совсем не била детей, а если и била, то по попе». «Почему ты так говоришь?» — «Она так мне сказала».
Тем временем мать пострадавшей девочки, — той, чье преступление было в разговорах в тихий час, — поговорила со своей дочерью. «Я давно замечала, что дочка как-то сжимается, входя в группу», — рассказала она. Только теперь мать поняла, насколько ребенок был запуган. После долгих расспросов девочка подтвердила случившееся со словами: «Только не говори ей, что я тебе рассказала!»
Я отвела своего ребенка в коммерческий сад и написала в комитет по образованию, районный отдел образования и заведующей садом.
Сейчас, когда я пишу эту колонку, я получила официальный ответ только из комитета по образованию.
Заведующая садом Людмила Масалова тоже мне позвонила, недели через три после начала всей истории. Ее речь сводилась к следующему: проводится «педагогическое расследование»; воспитательница может подать на меня в суд; непонятно, почему я говорю о систематических нарушениях, хотя известно мне всего о трех случаях. Еще раз: три известных случая насилия над детьми в детском саду — это не система, а так, ерунда, разовые сбои. Так считает заведующая садом. XXI век. Петербург.
И конечно, все это время человек, который подозревается в насилии над детьми, продолжает спокойно с ними работать. «Ее деятельность поставили на контроль», — сообщила мне заведующая.
Знаете, что это значит? Периодически в группу приходит старший воспитатель и смотрит, чем они там занимаются. Вы это вообще серьезно? А как насчет видеокамер? — «Об этом не может быть и речи».Как я писала в самом начале, моей семье определенно повезло. Во-первых, физическое насилие не коснулось непосредственно моего ребенка. Во-вторых, он сравнительно легко перенес насилие психологическое. В-третьих, он быстро приспособился к новым обстоятельствам, нашел новых друзей в коммерческом саду и уже не так рвется в свою прежнюю группу. И наконец, у меня в принципе была возможность эвакуировать его в этот коммерческий сад.
Я задумалась: что, если бы все это было иначе — если бы мое финансовое положение было хуже, а мой ребенок был более ранимым и впечатлительным, больше боялся бы перемен? Как я защищала бы его тогда?
Родителям внушают, что показания детей не идут в счет, а жалобы взрослых не будут приниматься всерьез, пока выгоревшая, привыкшая к безнаказанности женщина не устроит настоящую беду. Действительно ли мы, взрослые люди, лишены возможности защитить своих детей даже в такой простой ситуации? Специалисты поясняют: все не так безысходно, как нам пытаются представить.
Ольга Лобанова
Адвокат. Выиграла в ЕСПЧ дело о насилии над ребенком в детском саду
Очевидно, настрой в этом саду таков, что дети — это ничто, а главное — трудовой коллектив. Поэтому решение мамы перевести ребенка я считаю правильным: она оберегает его психику. А потом уже можно разбираться. Честно говоря, я бы инициировала серьезную проверку. Вообще-то такими делами занимается Следственный комитет, родители могут составить обращение туда и попросить провести проверку. За это никого у нас к ответственности не привлекают; любое лицо имеет право обратиться в органы, уполномоченные провести проверку. Родители могут написать, что со слов детей им известны такие-то вещи, и они полагают, что в действиях такого-то воспитателя имеются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 156 УК РФ.
Органы обязаны будут провести проверку. Кроме того, они имеют право опрашивать самих детей, которые прекрасно могут дать показания — в присутствии родителей и детского психолога, которого родители могут выбрать сами. Поверьте, психологи умеют разговаривать с детьми.Что касается заведующей, для которой три случая — это ерунда: вы же понимаете, что заведующая садом тоже несет уголовную ответственность за халатность. Именно она допустила эту ситуацию, не предупредила ее. Когда родители инициируют проверку, и машина закрутится — заведующая будет вынуждена принять меры. Я думаю, она не захочет проблем и постарается убрать эту воспитательницу. Но я бы добивалась ответственности для этого человека. В последние годы преследование лиц, которые жестоко обращаются с детьми или халатно относятся к своим обязанностям, стало жестче. Стало больше публикаций в СМИ, чаще проводятся проверки, привлечение по статье стало активнее.
Бездействовать нельзя ни в коем случае. Семейный Кодекс подразумевает, что родители обязаны активно участвовать в жизни ребенка. Вы должны предупредить нежелательные события в жизни собственного ребенка. Если родители не предприняли никаких мер, они тоже понесут ответственность.
Елена Доценко
Психолог, гештальт-терапевт, детский психолог
Конечно, такие события не могут не влиять на психику. В работе с уже взрослыми людьми я вижу, как у них происходят флэшбеки к событиям, в том числе и дошкольного периода, когда ребенок испытывал незащищенность, страх или стыд и оставался один на один с этой ситуацией. Если не защитить ребенка, такой опыт может «фонить» на протяжении всей жизни.
Если вскрывается такая ситуация, родителям лучше всего спокойно обсудить с ребенком, что он видел, и уточнить, что чувствовал при этом: например, испугался ли? А затем нормализовать реакцию ребенка — например, сказать: да, я бы тоже испугалась, если бы рядом со мной взрослый ударил другого ребенка.
Это травмирующий опыт для всех детей: тех, кто был свидетелями насилия, и тех, кто непосредственно пострадал. Скорее всего, ребенок испытывает много чувств, загнанных очень глубоко: страх, ярость, беспомощность. Чтобы выпустить их, можно предложить ребенку пофантазировать: например, что бы ты сделал, если бы мог? Может, заколдовал бы воспитательницу, превратил ее в жабу — пусть себе на комаров квакает? Пусть в игре, но ребенку нужно почувствовать свою силу, активность, а не полное бессилие. Иначе это путь к формированию выученной беспомощности: все сильнее меня, я ничего не могу сделать.
Хорошо бы со всеми этими детьми поработать детскому психологу. Родители, будучи эмоционально очень вовлечены в ситуацию, не всегда в состоянии помочь ребенку раскрыть его чувства.
Что касается запугивания: запугать ребенка так, чтобы он не рассказывал родителям о травмирующем опыте, совсем не сложно. В силу особенностей детской психики ребенку может казаться, что это он виноват во всем происходящем — тогда ему будет стыдно или страшно поделиться.
Кроме того: если в семье это не проговаривается, ребенок и вправду может не знать, что нормально, а что ненормально. Детям стоит объяснять, что никто не имеет права кричать на них, что прикасаться к ним можно, только если они согласны. Понятно, что сами дети в игре могут друг с другом взаимодействовать, но если взрослый хватает, дергает за руку или, тем более, ударяет ребенка — это ненормально. Если обсуждать это с детьми — больше шансов, что они будут обращать внимание на ненормальные события и в конечном итоге расскажут о них родителям.
Часто события из жизни детей всплывают в игре. Если в играх ребенка одна игрушка наказывает другую, причем в семье нет такой практики — родителям стоит насторожиться. Можно подключиться и попытаться через игру выяснить, в чем дело.
Основная профилактика запугивания — стараться выслушивать ребенка, верить ему, воспринимать его всерьез. Если ребенок знает, что родители на его стороне, что они сильные и защитят его — скорее всего, он будет устойчив к запугиваниям.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь в Telegram
Учительница из Флориды избита и госпитализирована после нападения 5-летнего ученика, сообщает полиция Пемброк Пайнс.
Дэвид К. Ли 5-летняя ученица, оставив ее «ошеломленной» и «невосприимчивой», заявили официальные лица в понедельник.
Неизвестный инструктор был найден спасателями «сидящим на земле у стены» и «находящимся в обморочном состоянии» в начальной школе Пайнс-Лейкс, примерно в 15 милях к юго-западу от центра Форт-Лодердейла, согласно сильно отредактированному Пембрукскому отчету. Отчет об инциденте полицейского управления Пайнса
Жертва была «явно слабой и ошеломленной», могла «регулярно моргать и дышать, но ни разу не могла вслух ответить или показать признаки реакции», говорится в отчете.
Тревожный инцидент начался, когда 5-летнего мальчика пришлось удалить из класса за то, что он «разбрасывал вещи» и «переворачивал стулья», сообщили в полиции.
Подростка отвели в пустую комнату для отдыха, где якобы произошло нападение на учительницу, сообщили в полиции.
Учительница была доставлена в Мемориальную региональную больницу в Голливуде и с тех пор выписана, сообщили чиновники.
В то время как молодой подозреваемый все еще находится под следствием на предмет возможного «нападения руками, кулаками и ногами при отягчающих обстоятельствах», маловероятно, что он будет привлечен к уголовной ответственности, заявил в понедельник NBC News представитель полиции.
Обвинителям будет трудно доказать, что этот 5-летний ребенок умеет отличать добро от зла, сказал представитель полиции.
Жертва в возрасте от 30 до 40 лет имеет рост около 5 футов 4 дюймов и худощавое телосложение, сообщила в понедельник NBC News президент Союза учителей Броуарда Анна Фуско.
Она получила сотрясение мозга и другие травмы после того, как «разъяренный» ученик специального образования, весом от 50 до 60 фунтов, бросился на учителя, по словам главы профсоюза.
По словам Фуско, инструктор вел класс «исключительного обучения учащихся» с «группой детей с особыми потребностями или особыми нарушениями, со всевозможными диагнозами».
«То, как он набросился на нее, и то, как она упала навзничь и ударилась головой, было сильным сотрясением мозга», — сказал Фуско.
«У нее есть другие телесные повреждения от того, что он прыгал на нее, нападал на нее, пинал, бил кулаками, кусал, что приведет к операции.»
Должностные лица государственных школ округа Бровард передавали все вопросы в полицию.
Округ, тем не менее, поделился сообщением, которое директор Сьюзен Сасс отправила родителям и персоналу, признавая, что в среду произошел «инцидент, произошедший в школе», который потребовал, чтобы «сотрудник был доставлен в местное медицинское учреждение». .
«Во время инцидента наш кампус был под охраной», — сообщил Сассе. «Как всегда, здоровье, безопасность и благополучие наших студентов и сотрудников остаются для меня наивысшим приоритетом».
В школе учится около 800 учеников, возраст которых варьируется от дошкольного до пятого класса.
Дэвид К. Ли
Дэвид К. Ли — старший репортер последних новостей NBC News Digital.
У 5-летнего мальчика, напавшего на учителя, не было умысла, необходимого для судебного преследования. для судебного преследования, юристы сказали.
В результате нападения инструктор по специальному обучению в начальной школе Пайнс-Лейкс «сидела на земле у стены», когда к ней подошли сотрудники службы экстренного реагирования, так как она, по словам полиции Пембрук-Пайнс, «была в обмороке».
Учительница была госпитализирована с сотрясением мозга и не вернется в класс в ближайшее время, заявил президент ее профсоюза. Государственные школы округа Броуард отказались раскрыть какие-либо обстоятельства инцидента 2 марта.
«Мы не будем выдвигать обвинения против ребенка», — заявила пресс-секретарь полицейского управления Пембрука Пайнс Аманда Конвелл в заявлении для NBC News в среду. «Кроме того, потерпевший не желает возбуждать уголовное дело».
Джейсон Б. Бланк, председатель секции уголовного права Флоридской коллегии адвокатов, согласился с решением, особенно с учетом того, что нападение произошло в специальном учебном заведении.
«Я никогда не видел, чтобы 5-летний ребенок подвергался уголовному преследованию за что-либо подобное, особенно с учетом множества особых обстоятельств», — сказал Бланк. «Я не думаю, что это когда-либо было практичным».
Несмотря на это заявление полиции, окончательное решение о возбуждении уголовного дела будет приниматься местной прокуратурой (SAO), и пресс-секретарь этой прокуратуры отказался от комментариев.
Тем не менее, SAO процитировало закон Флориды, который, по-видимому, исключает судебное преследование любого ребенка младше 7 лет. Однако тот же кодекс также гласит, что любой, кто подозревается в «насильственном уголовном преступлении», таком как нападение при отягчающих обстоятельствах, имеет право на судебное преследование. дело в возрасте.
Теоретически дело против этого юноши все еще могло быть возбуждено, но профессор права Университета Майами Крейг Трочино сказал, что вероятность судебного преследования здесь всегда была почти нулевой.
«Ну, мы во Флориде, так что я бы не хотел говорить, что шансов нет», — насмешливо сказал Трочино. «Но я лично, профессионально и юридически сочла бы возмутительным, если бы кто-то решил попытаться привлечь к ответственности 5-летнего ребенка за нанесение побоев при отягчающих обстоятельствах. летний способен создать конкретное намерение, необходимое для того, чтобы сделать это преступлением».
Опция для детей до 7 лет, установленная законодателями Флориды, дает прокурорам достаточно места для маневра, если когда-либо имело место действительно «отвратительное» преступление, по словам Бланка.
«Для целей судебного преследования детей в возрасте до 7 лет, по-видимому, зарезервировано для самых отвратительных преступлений, если это необходимо», — сказал Бланк. «Вот почему они не хотели полностью закрывать дверь для этого. Но даже в этом случае вам будет трудно найти прокурора, который считает этичным преследование такого маленького ребенка за что-то подобное. »
Дженни Рут, профессор специального образования Университета штата Флорида, надеется, что инцидент в округе Броуард высветит повседневные проблемы, с которыми сталкиваются учителя, работающие с детьми с особыми потребностями.
Рут сказал, что учителя специального образования по всей стране были ограничены из-за нехватки кадров, из-за которой они остались без полного набора ресурсов для помощи учащимся, таких как логопеды, эрготерапевты, поведенческие терапевты, врачи и ассистенты преподавателей.
А поскольку все учащиеся потеряли время на социальное развитие из-за ограничений Covid-19, введенных в марте 2020 года, проблемы специального образования никогда не были более серьезными.