Содержание
Учимся выговаривать букву «Р» дома. Упражнения и игры
Как бы вы ни старались, но ваш ребенок все равно говорит «лыба» вместо «рыба», «лак» вместо «рак» и «асческа» вместо «расческа»? Да, звук [р] наиболее сложный по образованию и произношению для детей. Поэтому они стараются заменять его любыми удобными для себя способами.
⠀
Сейчас вы познакомитесь с простыми упражнениями и играми, которые помогут вам быстро научить ребенка выговаривать звук [р], не прибегая к помощи специалистов.
Укрепляем язычок. 4 веселых упражнения!
Чтобы у ребенка появился долгожданный звук [р], нужно немного потренировать и укрепить язычок. И здесь хорошо помогает игровая артикуляционная гимнастика. Все упражнения очень простые и веселые, поэтому ребенок с удовольствием будет за вами их повторять.
⠀
Сначала проделайте сами, а затем подключайте ребенка.
1. «Блинчики-ладушки»
Улыбнитесь и приоткройте рот. Положите широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и удерживайте это положение 3 – 5 секунд.
Все дети обожают показывать язык, поэтому и ваш с радостью повторит это упражнение.
2. «Язычок-шалунишка»
Так же как и в предыдущем упражнении, положите расслабленный язычок на нижнюю губу и похлопайте по нему верхней губой, как бы произнося при этом «па-па-па». Затем легонько прикусите язык зубами. Попросите ребенка повторить и проделайте вместе от 3 до 5 таких кругов.
3. «Лошадка»
Как идет лошадь по асфальту, помните? А теперь воспроизведите этот звук языком. Получилось? Теперь попросите ребенка повторить. Цокайте сколько душе угодно! Это упражнение отлично тренирует язычок и готовит к четкому произношению звука [р].
4. «Грибок»
Поцокали? Теперь прижмите язык к небу и дайте ему отдохнуть. Если при этом вы посмотрите в зеркало, то увидите, что язык принял форму гриба с большой шляпкой. Сосчитайте до 5 и расслабьте язык. Затем поставьте ребенка рядом и попросите повторить.
⠀
Сделайте от 3 до 5 повторений.
Все эти упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы ребенку было интересно наблюдать за своим язычком.
⠀
А также в помощь можно взять игрушечный язычок-перчатку и дополнительно показывать все движения рукой.
⠀
Выполняйте эти упражнения ежедневно в формате игры, и вскоре язык ребенка будет готов к постановке звука [р].
⠀
СОВЕТ: чтобы ребенок не сопротивлялся и охотно за вами повторял, не говорите ему, что вы занимаетесь специальной тренировкой, а просто зовите его поиграть.
Учим ребенка распознавать звук [р] на слух и формируем привычку к нему
Теперь поработаем над распознаванием звука [р] на слух.
⠀
Наиболее часто дети заменяют звук [р] на [л], [ы], [й], [в], [г]. И прежде чем заниматься постановкой [р], нужно научить ребенка распознавать его в словах.
⠀
Для этого используйте игры на развитие фонематического слуха. Например, просите ребенка хлопать в ладошки, когда он слышит звук [р] в слове. Таким образом, он запомнит правильный звук и привыкнет к нему.
Пробуем ставить звук «Р»
Теперь, когда язычок ребенка хорошо натренирован, можно пробовать поставить [р]. В этом поможет еще одна веселая игра.
«Барабанчик-ракета»
Сначала попробуйте сами. Дотроньтесь языком до бугорков на нёбе и постучите в одну точку, издавая звук «д-д-д-д». При этом подбородок должен оставаться неподвижным, работает только язык. Получилось?
⠀
Отлично! Теперь оставьте язык вверху и сделайте резкий сильный выдох, чтобы кончик языка задребезжал, имитируя приглушенный звук [р].
⠀
Теперь зовите ребенка играть.
⠀
Скажите: «Давай поиграем с язычком в барабанчик. А потом выпустим из ротика ракету».
Уделяйте этой игре по несколько минут в день и увидите, как с каждым «запуском ракеты» у ребенка все лучше и лучше начнет получаться звук [р].
⠀
А когда он уже уверенно «зарррычит», переходите к следующему и самому веселому этапу – автоматизации (закреплению).
Автоматизируем звук [Р]
На этом этапе можно придумать очень много веселых игр. Начинайте с самых простых. Вот вам в пример некоторые из них.
«Попугайчик»
Ра-ра-ра! Ра-ра-ра!
Откуда здесь гоРА?
Ты не знаешь?
Ну, тогда повторяй за мной слова:
УРА! Какая большая гоРА!
УРА! Летняя поРА!
УРА! Какая жаРА!
Сначала проговаривайте каждую строчку сами, а затем просите ребенка повторить. Это игра автоматизирует произношение звука [р] и расширяет словарный запас.
Используйте загадки, где отгадкой будет слово со звуком [р]
Например:
Необязательно предлагать эти упражнения и игры ребенку сразу в один день. Он может устать и потерять интерес. Лучше каждый день уделяйте по 5 –10 минут и пробуйте новые упражнения, так и ребенку не надоест и результат не заставит себя долго ждать.
Ну а если у вас даже на эти простые упражнения не хватает времени или вашего ребенка трудно чем-то заинтересовать, записывайте его на наши занятия.
⠀
Мы выучим с ним русский алфавит, научим выговаривать [Р] и другие труднопроизносимые звуки и, конечно же, научим его читать. Все уроки проводятся в форме игры, так что ваш непоседа будет сам бежать на урок и будет заниматься с удовольствием.
⠀
Хотите попробовать? Записывайтесь на бесплатный пробный урок здесь.
⠀
Читайте также:
Ребенок плохо разговаривает в 5 лет? Причины и что с этим делать
Почему ребенок не может научиться читать?
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Постановка звука «р» Подготовительные упражнения
Постановка звука «р»
Подготовительные упражнения
Для выработки напора воздуха:
— Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его, заставляя
вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
Для языка.
— Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с
включением голоса, заставляя вибрировать язык. При этом язык и губы не
напряжены. Ладошкой, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя
воздуха.
— Цоканье, прищелкивание языком. С переменным темпом щелкать языком так, чтобы
он всей своей массой вначале присасывался к нёбу на мгновение, а затем падал бы
вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев, нижняя
челюсть при упражнении неподвижна.
— Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами
полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна.
Артикуляционная гимнастика
«Качели» — Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«Маляр» — Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться
«Чистим верхние зубки» — Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
«Посчитаем верхние зубки» — Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть остается неподвижной.
«Гармошка» — Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Губы в
улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
«Комарик» — Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук «з».
Ну вот, наш язычок уже «готов» к более серьезным испытаниями, он уже «стремится» занять свое правильное положение. Какое именно?
Нормальная установка при произнесении твердого звука «Р»
— Кончик языка поднят к нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.
— Губы открыты, зубы разомкнуты, на ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха. Звук получается звонкий.
А теперь начинается сама постановка звука
. Она может проходить по подражанию, когда ребенок «копирует» вас. Этот способ
основан на сознательных попытках найти артикуляцию, позволяющую произнести
правильный звук. Это может быть механический способ постановки звука, который
основан на внешнем воздействии на органы артикуляции специальными зондами или
шпателями. А может быть и смешанный, который совмещает два предыдущих.
Приемы постановки звука
Открыть рот, на одном выдохе длительно произносить звук «ддд» в быстром темпе, ритмично. При этом язык должен смыкаться не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серии звуков сильно подуть на кончик языка, при этом возникает вибрация.
Протяжно произносить звук «ж» без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам передних зубов или альвеолам. Звук произносится со значительным напором воздуха. В это время под язык вводится шпатель и быстрыми движениями шпателем вправо влево вызываются колебания языка.
Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.Также можно поставить звук «р» от слогового сочетания «ззза». При этом язык
должен находиться у альвеол, рот приоткрыт. Во время произнесения вводится
шпатель и быстро провести им из стороны в сторону. В момент возникающей
вибрации слышится достаточно чистый звук «р».
При постановке мягкого «р» применяется тот же прием, но с помощью слога «зи».
Когда звук «р» будет произноситься малышом изолированно без затруднений, можно переходить к автоматизации. Необходимо закрепить правильное произношение звука в слогах, затем в словах, предложениях, и только в конце в разговорной речи. Сначала берем слоги со стечением согласных (тр, др…) в начале слова, потом в середине, потом в конце. Затем отрабатывается звук «р» в начале слова в прямых слогах (ра, ро…), потом в середине, в конце слов. После отработки предложений, отрабатываются скороговорки, чистоговорки, стихотворения.
Выработка Р
проторного (без вибрации кончика языка).
Подготовительный этап.
Для правильного произношения
звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким.
Некоторым детям это не удается: кончик языка все время суживается.
Здесь можно привести сравнения: «Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на
тарелке» (взрослый показывает, как язык свободно лежит у него на нижней губе).
Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, предложите ребенку
«Наказать непослушный язычок». Когда ребенок научится распластывать язык,
делать его мягким, ненапряженным, предложите ему поднять язык на верхнюю губу.
Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно
поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами,
тем легче сделать это движение.
Нужно обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, как был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выведите язык на верхнюю губу.
Удерживая язык широким за верхними зубами, чуть отодвинув его к альвеолам, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з…з…з… (слышится звук, похожий на зж). Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как я подую!» Нужно добиться того, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно. Ребенок не связывает пока этот звук со звуком
Постановка звука.
Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным.
Далее следует приступить к выработке раскатистого звука «Р»
Выработка раскатистого звука Р
(с вибрацией кончика языка).
Прежде чем приступить к выработке раскатистого р, следует научить ребенка произносить проторный звук «Р»
Подготовительный этап.
Попросите ребенка, удерживая язык широким «побарабанить» языком за верхними
зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска бумаги, поднесенная к
его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.
Постановка звука.
Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить
звук похожий на зж (слышится что-то cреднее между этими звуками: з с призвуком ж или наоборот) или многократно проговаривать звук д (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий). Следите
за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто
вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным
пальцем самого ребенка .
Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и в словах,, добиваясь раската с механической помощью.
Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.
При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом.
После закрепления произнесения короткого тр (др) необходимо тренировать раскатистое длительное тр (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.
Внимание! В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже ш, ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»).
Однако это излишне. Причиной отсутствия звука р является
слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», поэтому язык не в состоянии
подняться и прижаться к небу. Опыт работы показывает, что после проведения
комплекса специальных упражнений, мышцы языка развиваются, а «уздечка»
растягивается, и необходимость ее подрезки отпадает.
Звук Pь.
После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются
правильного произнесения рь. При необходимости можно
потренироваться от верхнего зь, зь, зь, произнесенного многократно и затем на
длительность. Длительный раскатистый р последовательно
соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и
т. д.
Боковое произношение звука P
При боковом произношении р вместо правильного звука слышится рль, это
происходит от быстрого соединения звуков р и ль. Кончик языка при таком
произношении р не колеблется, язык весь повернут так, что одна его боковая
сторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи
свисает и создает своеобразный призвук. Такое произношение р часто сочетается с
боковым произношением шипящих и свистящих звуков, но иногда является и
самостоятельным искажением. Если попробуете произнести звук р протяжно, то не
сможете этого сделать, или будет слышаться долгий нечистый звук ль. Обратив
внимание на артикуляцию, Вы увидите, что кончик языка прижат кверху и не
вибрирует и что колеблется боковая сторона языка. Колебание может быть
настолько сильным, что снаружи бывает видно, как дрожит щека.
Подготовительный этап
Подготовительный этап начинаем с гимнастики языка и губ. При р боковом обычно
ослаблены мышцы одной половины языка, и для достижения правильной артикуляции
требуется продолжительная работа. Различные упражнения для мышц языка
проводятся в течение длительного времени, даже на этапе постановки звука.
Постановка звука
Выработать вибрацию кончика языка обычно удается с трудом, так как при попытках
ее вызвать привычно приходит в состояние колебательного движения одна из сторон
языка. Поэтому вначале ставят р проторный. Необходимо, чтобы вы пользовались р
проторным постоянно: вводить этот звук в слова, фразы и самостоятельную речь.
Только после этого можно приступать к выработке вибрации кончика языка.
Носовое произношение звука P и его коррекция
Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг. От правильного
произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходит через
нос, а не через рот, во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в
артикуляции звука — он оттянут в глубь рта.
Подготовительный этап
Подготовительный этап начинается с понимания, что воздух можно выдыхать и через
нос, и через рот. Глубоко вдохнув, сделайте медленный выдох через рот, поднеся
к губам ватный шарик.
Потренировавшись в выдохе через рот, выдыхайте через нос (при закрытом рте поднести ватку к верхней губе). Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в, ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м, н). Прикладывая ватку, бумажную полоску, следят за струей выходящего воздуха.
Постановка звука и автоматизация проводится в обычном порядке.
Логопедические упражнения для исправления звука R
Есть ли у вашего ребенка расстройство речи или трудности в общении? Если да, то они не одиноки. Приблизительно у 8-9 процентов маленьких детей есть какое-либо расстройство речи или языка.
Одним из наиболее распространенных речевых и языковых нарушений, с которым может столкнуться ребенок, является неспособность правильно произносить звук /р/. Этот особый дефект речи известен как ротизм.
Нужна профессиональная помощь по звуку /r/? Важно полностью оценить, что происходит, чтобы вы могли выбрать наиболее эффективную терапию. Запланируйте бесплатный ознакомительный звонок с Great Speech, чтобы обсудить проблемы, с которыми сталкивается ваш ребенок, а также наилучший план оказания ему помощи со специализированным логопедом в нашей команде. Если ваш ребенок с трудом произносит звук /р/, вам могут помочь эти логопедические упражнения.
Вариации звука /R/Звук «R» очень сложный. Частично это связано с тем, что существует так много разных способов произношения этого слова. Все зависит от того, с какой буквой оно сочетается.
На самом деле существует 32 разных аллофона /r/ (звуки) и 21 разная фонема /r/ (наборы звуков).
Очевидно, что здесь есть место для ошибки.
Хорошая новость заключается в том, что у вашего ребенка, скорее всего, не возникнет проблем с произношением всех этих различных вариаций звука /r/.
Они могут быть в порядке со смесями согласных (слова, такие как free или cream), но плохо воспринимают вокальные звуки /r/ (такие слова, как are или air).
Прежде чем вы начнете обучать их логопедическим упражнениям, которые помогут им в произношении, важно провести скрининг, чтобы выяснить, какие вариации сложны для них.
Вы можете проверить, как ваш ребенок произносит основные звуки /r/, посмотрев, как он произносит следующие типы звуков /r/:
- /ar/
- /воздух/
- /ухо/
- /огне/
- /или/
- /эр/
- /рл/
- буква /r/ сама по себе
Вы также можете записаться на осмотр к логопеду, чтобы он провел полную оценку, чтобы выяснить, с какими звуками вашему ребенку нужна помощь.
Начало и завершение с успехомВо время первоначального скрининга или теста вы, вероятно, определите некоторые слова /r/, которые ваш ребенок может произносить правильно.
Составьте список этих слов. Это станет разминочным списком для вашего ребенка. Они должны произносить эти слова в начале каждой тренировки.
Когда ваш ребенок произносит эти слова, обратите внимание на то, как двигается его челюсть, язык и рот. Пусть они тоже послушают свое произношение. Таким образом, они могут научиться различать правильные и неправильные звуки /r/.
Вы также должны попросить своего ребенка произнести эти слова в конце тренировки. Таким образом, даже если у них было особенно трудное время, они все равно заканчивают сессию победой. Наша команда специализированных логопедов имеет большой опыт работы с детьми и их звуком /р/. Если вы не видите, что ваш ребенок самостоятельно улучшает звук /r/, ему может понадобиться профессиональная помощь. Запланируйте бесплатный ознакомительный звонок сегодня по номеру , чтобы получить необходимую поддержку.
Соедините /R/ с гласным звукомТеперь давайте перейдем к конкретным упражнениям, которые вы можете выполнять со своим ребенком, чтобы помочь ему улучшить свои навыки.
Звук /r/ часто легче произносить, когда он связан с гласным звуком.
Попросите ребенка начать с гласного звука, например «и-э-э». Пусть они подержат его несколько секунд и медленно научат сочетать звук /р/. Рисуя таким образом, они вскоре научатся сочетать два звука и превращать звук /е/ в звук /р/.
Повторите это упражнение со всеми остальными гласными звуками (долгими, короткими и т. д.).
Используйте визуальные подсказкиТакже можно давать ребенку визуальные подсказки, чтобы научить его правильно произносить звук /r/. Чтобы произнести звук /r/, им нужно будет изменить способ движения языком. Очевидно, что это легче сказать, чем сделать.
Один из способов научить вашего ребенка правильному движению языка — продемонстрировать это с помощью руки.
Например, вытяните руку перед собой, затем потяните ее вверх и внутрь по направлению к телу. Объясните ребенку, что это то же самое движение, которое должен совершать его язык, когда он пытается произнести звук /р/.
РазвлекайтесьЕсли вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался этими логопедическими упражнениями достаточно долго, чтобы увидеть результаты, вам нужно найти способы сделать это занятие увлекательным.
К счастью, изучать звук /r/ очень весело.
Попробуйте представить ребенка в роли животного. Они могут рычать, как медведь, или рычать, как лев, чтобы работать над звуками /r/ веселым и интересным способом.
Вы также можете играть в пиратов и заставить их работать над звуком «аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа…» с повязкой на глазу. Варианты безграничны!
Советы по поощрению занятий детейПрактика логопедических упражнений дает множество преимуществ.
Но чтобы увидеть улучшения, важно поощрять ребенка к регулярным занятиям. Они не увидят большого прогресса, если будут работать над этими упражнениями только во время занятий с логопедом.
Конечно, легче сказать, чем заставить детей тренироваться. Это особенно верно, когда вы практикуете что-то сложное, например, меняете манеру речи.
Так как же заставить ребенка практиковать логопедические упражнения? Начните с этих советов:
- Используйте телевизор как инструмент: Когда ваш ребенок смотрит телевизор или фильм, пусть он слушает, что говорят персонажи, и повторяет вам слова или фразы.
- Найдите возможности для обучения в повседневных задачах: когда вы едите в ресторане или покупаете продукты, ищите возможности для практики (попросите их указать на виноград или малину).
- Совмещайте занятия с чем-то другим, что им нравится: попробуйте сочетать эти упражнения с чем-нибудь веселым, например, с ударом по футбольному мячу или игрой с конструктором Lego.
Не стоит недооценивать и преимущества вознаграждений.
Иногда достаточно предложить ребенку что-нибудь, чтобы он попрактиковался. Может быть, они смогут заработать игрушку после каждой тренировки или баллы, которые они смогут обналичить позже для получения более крупного приза.
Хотите узнать больше о логопедических упражнениях?Эти логопедические упражнения очень эффективны для обучения детей правильному произношению звука «Р». Хотите узнать больше полезных упражнений? Если это так, обязательно свяжитесь с нами сегодня в Great Speech.
Ищете онлайн-логопед для лечения ротизма? Начните с вводного звонка , чтобы обсудить, как лицензированный логопед из нашей команды может помочь вашему ребенку улучшить свою речь и произношение.
Наши услуги предназначены не только для детей. Мы предлагаем услуги логопеда для широкого круга людей, в том числе для тех, кто страдает болезнью Паркинсона, для тех, кто хочет изменить акцент, и для тех, кто восстанавливается после черепно-мозговых травм.
Запланируйте бесплатный звонок, нажав на ссылку ниже.
Как свернуть свои R: Полное руководство
Свернуть свои R кажется невозможным, пока вы не узнаете, как это сделать.
… А дальше все просто.
Когда я учился, большая часть того, что я находил в Интернете, разочаровывало. Огромное количество «советов» и «хитростей», которые не помогли и потратили мое время.
Но вот в чем дело:
Выпавший R — это не «трюк» — это умение . Любому навыку можно научиться, если есть две вещи:
- Четкое понимание цели; (Что такое скрученный R?)
- Способ разбить его на простые шаги, которые легко выучить.
И это именно то, что мы даем вам в этом руководстве: ряд простых шагов, каждый из которых очень легкий, которые постепенно научат вас этому навыку.
Это работает, потому что основано на научных данных о том, как на самом деле работает трель R.
В качестве бонуса, понимание, которое вы развиваете, учась переворачивать R, поможет улучшить все аспекты вашего испанского произношения.
Для видеоверсии этого руководства:
youtube.com/embed/SIyW9E0_oUw» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»/>Что такое свернутый R?
Лингвисты называют свернутый R «трелью». Вот как это звучит:
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.
Вот какая трель не :
Очень-очень-очень быстро цокать языком!
Никто не может этого сделать.
Вместо этого трель создается путем проталкивания воздуха через язык таким образом, что язык вибрирует.
Это действительно важная концепция. Даже если ваш язык издает щелкающий звук, он едва работает — он расслаблен .
Этот стук исходит от вашего языка, ударяющего о небо?
Нет. Вибрация языка просто прерывает звук, исходящий от ваших голосовых связок. Вот как звучит трель без вибрации голосовых связок:
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.
Человеческие языки имеют различные типы трелей. Свернутая R — самая распространенная трель — она используется в испанском, итальянском, русском, арабском и многих других языках.
Технически это называется «апикально-альвеолярная трель», потому что все действие происходит на кончике («вершине») языка, когда он приближается к «альвеолярному гребню» вашего рта.
Все ли могут выбросить свои R?
Краткий ответ:
Да, ты можешь крутить R!
Предполагая, что ваш язык достаточно нормальный, вы можете научиться сворачивать буквы R.
(Существует редкое заболевание, которое препятствует подвижности языка. В некоторых таких случаях альвеолярная трель может быть невозможна.)
Люди часто беспокоятся, что их неспособность к трели является генетической. 1
Но причина, по которой люди борются с трелью, просто в том, что не очевидно, как это сделать. Все происходит вне поля зрения, во рту, где большинство из нас очень мало осознает, что делают части рта.
Даже среди носителей языка свернутый R обычно осваивается позже, чем любой другой звук. И что удивительно, даже многим носителям языка нужна помощь, прежде чем они ее получат. Тем не менее, почти все так делают. 2
Хотите знать, сколько лет практики потребуется?
Возможно, вы слышали о людях, которые годами пытались, прежде чем, наконец, эврика момент. Нет причин, по которым это должно занять так много времени.
При правильном руководстве требуется не более недели или двух ежедневных занятий.
Важно ли ставить букву R на испанском?
Одним словом: да, хотя и не так важно, как освоить простое касание R.
Вы можете везде использовать простую испанскую букву R (вместо трели), потому что носители испанского языка считают эти два звука тесно связанными. На самом деле, в быстрой речи они иногда используют постукивание там, где ожидается трель. 3 Так что да, вам это сойдет с рук.
Но…. вы будете звучать совершенно иностранно. Кроме того, в испанском языке есть много слов, значение которых меняется, если вы не выбрасываете букву R. Например:
- perro (собака) против pero (но)
- carro (автомобиль) против caro (дорогой)
- парра (лоза) против пара (для)
- серро (холм) против серо (ноль)
Поскольку научиться этому на самом деле не так уж и сложно, нет причин не делать этого.
Давайте сделаем это!
Рекомендуемая последовательность упражнений
Мы учим перекатывающуюся букву R в течение трех уроков с семью упражнениями. Большинство людей не смогут выполнить всю последовательность за один сеанс.
Рассчитывайте потратить как минимум несколько дней на уроки 1 и 2, прежде чем перейти к уроку 3.
Как и в случае с любым навыком, ключом к успеху является последовательная практика в течение нескольких дней и недель. Если вы застряли на определенном упражнении, сделайте перерыв. Вернитесь к этому на следующий день, и вы, вероятно, обнаружите, что это волшебным образом стало легче — или, по крайней мере, вы заметите что-то новое, чего не замечали накануне.
Так усваивается любой значимый навык.
Урок 1: Осознайте положение своего языка
Хотите освоить верхушечно-альвеолярную трель?
Узнай свой язык. Язык — до встречи; ты — язык.
У вас может возникнуть соблазн пропустить эти первые упражнения, но не делайте этого. Вся трудность обучения игре трелью сводится к тому, что вы не осознаете, что происходит у вас во рту.
Упражнение 1. Соскребание арахисового масла
Представьте, что к нёбу прилипла ложка арахисового масла.
Кончиком языка затяните его глубоко в рот и поскребите вперед, как будто пытаясь удалить арахисовое масло.
Двигайтесь медленно и внимательно. Почувствуйте, как ваше небо меняется с мягкого (сзади) на твердое (спереди). Почувствуйте, как ваш язык проходит по гребню за зубами (это ваш альвеолярный гребень!), а затем по задней части верхних зубов.
Продолжайте движение вниз по задней части нижних зубов на дно полости рта. Затем поменяйте направление, позволяя кончику языка вписать U-образную форму во рту.
Сделайте то же самое из стороны в сторону, поглаживая кончиком языка внутреннюю сторону щек и губ.
Упражнение 2: Алфавит
Медленно прочитайте алфавит, произнося каждую букву вслух. Для каждой буквы посмотрите, можете ли вы почувствовать, где находится ваш язык или каков путь его движения. Если он касается другой части вашего рта, где он касается?
Если вы не уверены, исследуйте с помощью зеркала (и, возможно, ваших пальцев).
Дополнительный балл: Определите шесть звуков английского языка, при которых язык близко подходит к альвеолярному отростку. Ответы внизу страницы.
Но дело не в ответах, дело в том, чтобы развить осознанность .
Урок 2. Научитесь вибрировать языком и ртом
В перевернутом R кончик языка вибрирует относительно альвеолярного отростка.
Но я рекомендую вам начать с более легкой вибрации — просто чтобы привыкнуть к тому, как работают трели.
Упражнение 3. Губная трель
Эта первая вибрация вообще не затрагивает язык. Это вибрация губ.
Это звук, который мы используем, чтобы выразить «Бррр — холодно!» или что дети используют, когда хотят издать звук двигателя. Мне нравится начинать здесь, потому что все видно, а не спрятано внутри рта. Но механизм точно такой же.
Ваш браузер не поддерживает видео тег.Выполните это упражнение, даже если вы уже можете произнести этот звук, чтобы вы поняли механизм .
Для этой трели ваши губы почти полностью соприкасаются, и вы направляете поток воздуха прямо между ними. Ваш язык расслаблен.
Обратите внимание: если полностью расслабить губы, воздух вырывается со свистящим звуком.
Теперь, дыша (и свистя), аккуратно активируйте губы, чтобы они сомкнулись, закрывая небольшой зазор.
Если вы закроете их сильно и быстро, вы просто перекроете поток воздуха. Но если вы закроете их медленно и мягко, в расслабленной манере, они начнут вибрировать!
Вот три эксперимента, которые стоит попробовать:
- Произнесите губную трель обеими с и без вибрации голосовых связок (издайте звук «мммм»).
- Полностью расслабьте губы и с силой выдохните как можно больше воздуха. Вы обнаружите, что ваши губы НЕ могут НЕ вибрировать. (Если они этого не делают, это потому, что они не расслаблены. )
- Держите губы напряженными и постепенно уменьшайте промежуток, не останавливая воздух полностью. Что случается?
Упражнение 4: Трель с закрытым языком
Я верю трель с закрытым языком — самая простая и легкая для изучения трель.
Освойте эту трель, и буква R будет совсем рядом.
Ваш браузер не поддерживает видео тег.4.1 Начните со слов «Ш-ш-ш-ш». Дайте по-настоящему хорошенько помолчать тому человеку в библиотеке, который разговаривает по мобильному телефону.
4.2 Теперь повторите это снова, но на этот раз обрежьте звук на середине, просто используя язык.
Ты чувствуешь, где твой язык? (Если нет, вы можете вернуться к упражнениям 1 и 2.)
Потратьте немного времени, чтобы найти его для себя.
Вы перекрываете поток воздуха, прижимая язык к нёбу.
4.3 Поэкспериментируйте, используя только язык, чтобы неоднократно открывать и закрывать воздушный зазор нёбом. Попробуйте оба звука «ш-ш-ш» и «ч-ш», один из них может быть проще для вас.
Привыкайте сознательно двигать языком по направлению к небу и от него.
Важно, чтобы вы не не двигали челюстью или губами при выполнении этого упражнения. Используйте только свой язык, чтобы развить сознательный контроль. Это ключ.
4.4 Теперь скажите «шшш», используя много воздуха, только на этот раз начните сокращать щель, но не до конца. Как и в случае с губной трелью, вы обнаружите, что в определенный момент начинается вибрация. Расслабленный язык будет вибрировать быстрее и с меньшими усилиями, чем напряженный язык.
Если он не вибрирует, попробуйте представить, что вы создаете отверстие толщиной с лист бумаги. Теперь сделайте большой вдох, визуализируйте щель раскрытия и расслабьте язык, удерживая его на месте. Это будет вибрировать — это физика. Помните, три переменные для изучения:
- Объем воздушного потока;
- Воздушный зазор;
- Как расслаблен твой язык.
Браво! Ваш язык вибрирует! Хотя это больше похоже на приглушенный отбойный молоток, чем на речь, верите вы или нет, но теперь вы очень близки к использованию альвеолярной трели.
Упражнение 5: Альвеолярная трель
Наконец-то мы готовы взяться за трель, из которой получается прокатанная буква R!
Производится точно так же, как и закрытая трель, за исключением того, что ваш рот будет более открытым и только кончик языка будет приближаться к нёбу.
Ваш браузер не поддерживает видео тег.Это немного сложнее, потому что в этом положении поток воздуха должен быть более точно сфокусирован. Вот как его найти:
5.1 Начните с закрытой трели и откройте рот, но не позволяйте передней части языка выйти из своего положения. Продолжай трель! Задняя часть языка естественно опустится вместе с челюстью, но передняя часть должна оставаться наверху.
Вы почти у цели! Это трель с открытым ртом, использующая лезвие языка.
5.2 С широко открытым ртом расположите язык так, как будто собираетесь сказать «ти». Вы должны почувствовать, как кончик языка прижимается к альвеолярному отростку. 4
Это должно быть небольшое изменение положения с конца 5. 1.
Теперь активируйте вибрацию, как в 5.1. Теперь ты трель кончиком языка. Если вы не можете найти эту трель, вернитесь к 5.1, чтобы напомнить себе. Чередуйте между 5.1 и 5.2, пока не сможете легко начать с любой позиции.
5.3 Экспериментируйте с ключевыми ингредиентами: количеством воздуха, шириной промежутка, степенью расслабления — чтобы развить контроль над трелью.
5.4 Поэкспериментируйте с созданием альвеолярной трели как с , так и без , вибрируя голосовыми связками (издайте звук «ухххх»).
5.5 Бонусное упражнение: эксперимент с перемещением точки контакта в разные места (за зубы, дальше во рту и т.д.).
Урок 3. Включение трели в слова
Трудная часть позади!
Хотя ваша чистая трель больше похожа на игру детей в полицейских и грабителей, еще один маленький шаг перенесет вашу трель в царство языка.
Упражнение 6: Гласная + Трель
Начните с открытого звука «а». Расслабьте рот и горло и произнесите протяжное «А-а-а».
Теперь попробуйте чередовать «Аааа» с трелью. Пока не беспокойтесь о том, чтобы соединить их, просто скажите «Аааа», сделайте трель, скажите «Аааа» и т. д.
Привыкайте переходить в положение трели (из упражнения 5) из открытой гласной. Если тяжело, возможно, нужно больше времени уделить Упражнению 5, освоению чистой трели.
Теперь попробуйте устранить паузу между «Аааа» и трелью:
Не прерывая гласный звук, просто слегка прикройте рот и переместите язык в нужное положение. Используйте воздушный поток от гласной, чтобы начать трель: «Аххххрррр». На самом деле вам может показаться, что это проще, чем пауза в промежутке, поскольку гласная запускает для вас поток воздуха.
Для практики: Поэкспериментируйте со всеми пятью испанскими гласными: /a/ + трель, /e/ + трель, /i/ + трель, /o/ + трель, /u/ + трель.
Вы обнаружите, что некоторые из них немного сложнее! Это нормально и дает отличную практику.
Практический совет
Тренажер произношения в приложении SuperCoco позволяет вам записывать свое произношение и мгновенно сравнивать его с носителем языка. Супер полезно!
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.
Упражнение 7: Согласная + Гласная + Трель
Когда вы освоитесь с Упражнением 6, это будет легкий шаг к вашим первым настоящим словам. Попробуйте произнести следующие слова, выкинув последнюю букву R:
Для испытания попробуйте следующее:
Поздравляем! Вы можете бросить R !!!
Когда использовать трель
A. Трель обязательна всякий раз, когда вы видите двойное «rr». Встречается только в середине таких слов, как perro и carro; трель необходима, чтобы это слово не путали с его аналогом постукивания (например, pero, caro).
B. Трель обязательна, когда слово начинается с «r» (например, rojo, reina)
C. Трель обязательна, когда за «n», «l» или «s» следует одна буква «r», как в alrededor или Enrique.
D. Трель необязательна в конце слогов и слов (например, пуэрта, мар).
Испанские скороговорки
Когда вы освоитесь с буквами R, переходите на следующий уровень, практикуя несколько испанских скороговорок. Для максимальной пользы запомните и старайтесь работать на высокой скорости.
Вот четыре наших фаворита:
- (Простой) Rosa Rosales cortó una rosa. ¡Que roja la rosa de Rosa Rosales!
Роза Розалес срезала розу. Как красна роза Розы Росалес! Кредит: Spanish.cl
- (жесткий) Роза Ризо Реза на русском, на русском Реза Роза Ризо.
Роза Ризо молится по-русски, по-русски молится Роза Ризо. Кредит: Spanish.cl
- (Невозможно) Borracho un ratón robó un ramo de rosas rojas; эль рабо се ле enredó у родо де роса эн роза.
Пьяная мышь украла букет красных роз; хвост запутался в нем, и он перекатился из розового в розовый. Кредит: Pequeocio.com
- (Глупо) El perro perra encontró pera, pero perro perra peras no come; en cambio perra perro peros no encontró para comerse la pera que perro perra dejó.
Переведите сами! Кредит: Spanish.cl
Другие виды трелей
Теперь, когда вы знаете, как работают трели, и расширили свое восприятие рта и языка, добавить другие трели в свой языковой репертуар будет намного проще. Хотя альвеолярная трель является наиболее распространенной, в мировых языках используется как минимум четыре типа трелей:
Ответы на задание 6, задание
Вот шесть английских звуков, при которых язык близко подходит к альвеолярному гребню:
- /t/: кончик языка касается гребня, ненадолго блокирует воздух, а затем выпускает;
- /d/: то же, что и /t/, но звонкий звук;
- /с/: кончик и/или лезвие языка близко подходят к альвеолярному гребню, ограничивая поток воздуха
- /z/: то же, что и /s/, но звонкий звук;
- /н/: кончик языка упирается в альвеолярный отросток, препятствуя току воздуха
- /l/: кончик или лезвие надавливает на альвеолярный гребень (Примечание: некоторые носители английского языка могут чувствовать это глубже во рту)
[1] Вероятно, из-за широко распространенного мифа, теперь развенчанного, о том, что способность сворачивать язык является генетической.