Содержание
поэтесса не только писала для детей стихи
«Пятилетнюю дочь убили на моих глазах… Сына отправили в детский приемник». Агния Барто прочитала десятки тысяч таких писем. Но почему люди присылали их детской поэтессе?
Редакция сайта
Теги:
Дети
Прошлое
Поиск детей
поиски детей
Еда
Все мы знакомы со стихами Агнии Барто — о Тане, которая горько плачет, промокшем до ниточки зайчике и бычке, который, того и гляди, упадет. Но мало кто знает, что творчество было не главным делом жизни поэтессы.
Поэма Агнии Барто, которая спасла семью
Во время войны и после нее Агния Барто нередко бывала в детских домах и приемниках, куда попадали неопознанные дети, которых собирали в пустых домах, на вокзалах и бомбоубежищах.
Эти визиты навсегда остались в памяти Агнии. В 1947 году она написала поэму «Звенигород» о местном детском доме, куда попадали такие «потеряшки». После того как произведение увидело свет, Барто получила первое письмо от женщины по имени Софья, которые в военные годы была разлучена с дочерью. Агния не стала ограничиваться ответом со словами сочувствия — она решила попытаться найти девочку. Поэтесса написала несколько запросов в разные инстанции, и — о, чудо! — они помогли. «Поэзия плюс милиция», — так говорила потом Агния Львовна о секрете своего успеха.
Софья воссоединилась со своей дочерью Ниной, а вскоре в журнале «Огонек» вышла статья об этом. После публикации Агнию Барто завалили сотнями таких же посланий: родители просили помочь им с поиском детей, уже выросшие мальчики и девочки продолжали надеяться на встречу с близкими.
.. Воспоминания детдомовцев были туманными: ни имен, ни названий улиц, лишь рассказы о том, как отец ловил сбежавшую морскую свинку сачком или сестра сделала из щепки и нитки мандалину.«Найти человека»: как Агния Барто стала телеведущей
В 1965 году на радио «Маяк» появилась передача «Найти человека», которую вела поэтесса. В эфир Агния выходила каждый месяц 13-го числа. Говорят, дата была выбрана из-за суеверности ее знакомого — Владимира Немировича-Данченко. Как-то Агния оказалась в гостях вместе с известным режиссером, где с удивлением наблюдала на неприятную сцену: знаменитость наотрез отказалась садиться за стол, потому что ужинающих оказалось 13. Хозяйке дома пришлось разбудить маленькую дочь и усадить ее с остальными — только после этого Немирович-Данченко успокоился. И тогда Агния решила: она превратит столь нелюбимое число в цифру, которая станет радостной для тысяч людей.
Нельзя сказать, что, кроме поэтессы, никто не занимался поиском пропавших детей. Однако милиция и чиновники всегда требовали точные данные: имена, фамилии, адреса, даты. Но те, кто был разлучен с семьей, будучи еще совсем малышами, ничего этого не помнили. Даже имени: в концлагере забыть его было очень легко. И поэтесса первая догадалась: смутные образы из детства, которые крутятся в голове людей, могут стать той ниточкой, которая приведет к воссоединению семьи.
Каждую передачу Агнию Барто начинала со слов: «Все, кто меня слышит, возьмите, пожалуйста, ручку и бумагу. Запишите: за помощью к вам обращается…» Потом поэтесса зачитывала отрывки из писем, который ей слали. Выбирала она самые безнадежные, когда казалось: по таким подробностям уж точно найти никого не получится. «Помню, как мне выдирал ниткой зуб какой-то мальчик старше меня»… «Мне нравилось играть с чернильницей где-то в полуподвальном помещении»… «Отец пришел прощаться, на нем была голубая гимнастерка, он принес пакет яблок»… И это работало: как-то Агния прочла во время передачи 10 писем, и нашлось по ним семь человек.
Агния Барто справлялась там, где пасовали милиция и Красный Крест. Она не старалась их заменить и всегда говорила, что лишь помогает тем, кто уже занимается поиском людей. К Барто обращались в самых сложных случаях, когда официальные структуры оказались бессильными. «То, что сделала поэтесса, было не под силу даже самым мощным международным организациям», — писал советский социолог Олег Яницкий. «Бескорыстность, самоотверженность и самоорганизация» — так тремя словами он описал принципы работы Агнии и ее помощников.
Последних хватало: очень скоро появились тысячи добровольцев, которые поддержали начинание Барто. В радиокомитет приходили студенты, готовые все каникулы просидеть над письмами, разбирая и сортируя их. Постоянно звонили люди из разных уголков Союза со словами: «Поручите мне что-нибудь, я весь город перерою!» Их помощь очень помогала.
Например, как-то написала женщина, которая помнила лишь, что жила в Ленинграде на улице, которая начиналась на букву «о», а рядом располагались магазин и баня. Волонтеры оббежали весь город — нет такой! Нашли старого банщика, который знал все бани… В конце концов оказалось, что речь идет об улице Сердобольской — именно многочисленные «о» в ее названии и запомнились девочке.
Шли в ход и приметы: как-то родители разыскали дочь, пропавшую в возрасте четырех месяцев. Мать рассказала, что на плече у малышки была родинка, похожая на розочку. А житель украинской деревни, слушавший радиопередачу Агнии Барто, вспомнил: он видел такую же у одной из соседок! Так люди, разлученные много лет назад, смогли воссоединиться.
Двери, которые были закрыты перед обычными людьми, нередко открывались перед популярной Агнией Барто. Ей охотно помогали журналисты. Заехать во время командировки в близлежащее село и снять на видео парня, которого усыновили еще мальчишкой? Будет сделано! А потом женщина, глядя на экран, рыдала: «Мой мальчик нашелся!» Юноша оказывался так похож лицом и повадками на ее погибшего мужа, что уже никакие родинки не требовались.
Книга Агнии Барто «Найти человека»
Агния Львовна была уверена, что пройдет год или два, и число писем схлынет. Но передача «Найти человека» просуществовала восемь лет, и за это время воссоединились больше 900 семей.
Закрыли программу лишь в 1973 году, когда поток воспоминаний в конвертах иссяк. Еще до этого, в 1968 году, Барто написала книгу «Найти человека» — документальную повесть, основанную на ее опыте. Произведение опубликовали в журнале «Знамя», и многие только после этого с удивлением узнали, кто был ведущей передачи.
Умерла Агния Барто в 1981 году. Говорят, вскрытие шокировала врачей: ну не мог человек жить с настолько плохими сосудами! Сердце Агнии билось словно чудом. И, может быть, это происходило потому, что она жила ради других людей?
Ты читала поэму «Звенигород» Агнии Барто?
Фото: Getty images, Владимир Савостьянов/ТАССОт буржуазной барышни до лауреата Сталинской премии: как Агния Барто стала главной советской поэтессой
114 (на самом деле — 113) лет назад родилась Агния Барто. Она призывала детей к добру и жёстко судила своих коллег-литераторов во времена, когда такое осуждение могло стоить — и стоило — им карьеры и даже свободы. В её биографии есть немало эпизодов, о которых поклонники Барто предпочли бы забыть. Но её стихи нравятся детям, и даже сегодня родители-гуманисты, пусть и стиснув зубы, вынуждены снова и снова читать про зайку.
Барышня из балетного училища
17 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача Льва Волова родилась дочь Агния, единственная и любимая. По свидетельству дочери писательницы Татьяны, на самом деле Барто родилась в 1907. Она приписала себе год, чтобы получить «селёдочный паек»: в послереволюционные годы рабочим раздавали селёдочные головы. 15-летняя Агния притворилась шестнадцатилетней, чтобы пойти работать делопроизводителем в «Главодежду».
Задержалась она там ненадолго. Уже в 1925 вышли первые сборники её книг, и началась слава первой советской поэтессы. Но когда революция ещё только маячила на далёком горизонте, из Барто воспитывали барышню: стихи, книги, няня, балет — обычное буржуазное детство, о котором сама она, став советским поэтом, старательно не вспоминала.
Агния Львовна Барто, 1924 годРодители будущей поэтессы — евреи-литваки — были людьми образованными и несколько утончёнными. Отец приложил все усилия, чтобы передать дочери свои представления о прекрасном: Лев Волов любил Льва Толстого и учил дочь читать по его «Азбуке». Она ходила в гимназию и в балетное училище, но большого таланта к балету не проявила. Зато с четырёх лет она сочиняла стихи, поначалу подражая Анне Ахматовой и заполняя целые тетрадки «сероглазыми королями».
Восхищалась Владимиром Маяковским. В книге воспоминаний «Записки детского поэта» Барто рассказывала, как впервые встретилась с ним: она играла в теннис на Акуловой горе в Пушкино, он жил на соседней даче. И хотя она так и не решилась познакомиться, смелые рифмы Маяковского, его манера писать «лесенкой», конечно, сильно повлияли на поэзию Барто.
«Рождайся,
Новый человек,
Чтоб гниль земли
Вымерла!
Я бью тебе челом,
Век,
За то, что дал
Владимира».
Существует легенда (её, кстати, рассказывала сама дочь писательницы, Татьяна Щегляева) о том, как Агния Барто начала писать стихи для детей. На выпускной экзамен хореографического училища якобы пришёл сам нарком просвещения Луначарский. На экзамене Агния читала «Похоронный марш» собственного сочинения. На следующий день юную поэтессу вызвали в наркомат и велели писать стихи для детей.
Книга Агнии Барто «Записки детского поэта», издание 1976 годаОна долго сомневалась, не стоит ли ей писать для взрослых, и вспоминала, как хотела обратиться за советом к Владимиру Маяковскому. Она пришла к поэту на выступление, в конце Маяковский показал на детей в зале и сказал: «Вот для кого надо писать». И Агния Барто стала писать для детей.
Любовь к Чуковскому и борьба с Маршаком
Первые стихи Агния писала вместе со своим первым мужем, Павлом Барто. Они поженились в 1924, три года спустя у них родился сын Эдгар, но сразу после этого супруги развелись. Звонко звучащую фамилию «Барто» Агния оставила себе. Первый супруг этого так и не простил ей всю жизнь: он тоже был детским писателем, но на всю жизнь остался «мужем Барто». Он, впрочем, отомстил, опубликовав их юношеские стихи, которые Барто просила его не печатать. Например, «Девочку чумазую» («Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала? Чёрные ладошки; на локтях — дорожки»). Читатели возмущались: разве советские дети так себя ведут?
«Бедный маленький китайчик
С длинной тонкою косой.
Косоглазый, словно зайчик,
Вечно грязный и босой».
«Китайчонок Ван Ли», 1925
Первые книги Агнии Барто, «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка», вышли в 1925 году. Они ещё конъюнктурные, насквозь политические: в одном стихотворении воришка перевоспитывается под влиянием пионеров. В другом — китайский мальчик марширует с пионерами по Красной площади, спасённый от мирового империализма. Книга «Братишки» (1928) — колыбельные песни матерей мира, которые жалуются на эксплуатацию и мечтают о революции, — стала одной из тех, что сжигались на кострах в нацистской Германии.
Агния Барто с первым мужем Павлом БартоЭто был уже поэтический успех, но ещё не лирический. Поэтесса и сама понимала свои слабости. Поэтому ходила учиться у лучших: сначала у Чуковского, потом у Маршака. Чуковский был с ней внимателен и добр («Он был добрым человеком», — скажет потом Барто его дочери Лидии, исключая её из Союза писателей), хоть и ругал её стихи за недостаточную лиричность. «Только лиричность делает острословие юмором», — учил Чуковский и корил Барто за «рюшечки, оборочки, бюстгальтеры и прочие вспомогательные средства», с помощью которых она пыталась слепить красотой.
Книга Агнии Барто «Мишка-воришка» и «Китайчонок Ван Ли», издание 1925 годаАгния злилась, обижалась, искала своё собственное вдохновение в фольклорной поэзии, но советам следовала. Её лучший сборник, «Игрушки», вышедший в 1936 году, — это лиричность, доведённая до ударной силы хокку. Зайку бросила хозяйка, мишке оторвали лапу, бычок вздыхает, что сейчас упадёт — просто воплощённое русское страдание, которое найдёт продолжение только много лет спустя у Виктора Пелевина.
Учёба у Маршака превратилась в настоящую битву. Они ругались, обзывали друг друга правыми и левыми попутчиками и приспособленцами. Вашим «подмаршачником» я быть не хочу, объявляла ему Барто. И всё же хотела учиться у него, хотя он гораздо чаще ругал её, чем хвалил: Агнии не хватало цельности стиха, завершённости каждого образа, внимательному отношению к слову.
«Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти
Только ради снегиря».
«Снегирь», 1938
Барто вспоминала, как однажды сказала Маршаку: «Давайте встретимся в следующий раз только тогда, когда вы примете всё мое стихотворение в целом, а не отдельные куски или строчки». Он пришёл к ней много лет спустя, в 1938, со стихотворением «Снегирь», и сказал: «Прекрасное стихотворение, но одно слово надо изменить: „Было сухо, но калоши я покорно надевал“. Слово „покорно“ здесь чужое». Барто послушалась учителя. В дальнейшем мальчик надевал калоши уже не покорно, а «послушно». Ахматовщина была искоренена.
Сборник Агнии Барто «Игрушки», издание 1936 года«Мне хочется спросить у вас: почему вы такая злая! Откуда в вас столько злости?»
Агнии Барто далеко не всегда приходилось легко. Когда в 30-х годах начались гонения на недостаточно пролетарских писателей, доставалось и ей. В статье в «Комсомольской правде» критик Израиль Разин писал, что Барто пишет «псевдосоветскую и псевдообразовательную литературу», её стихи обсуждались на собраниях, где немало доставалось её сложным и слишком авангардным рифмам.
Барто поспешила отречься от Чуковского, по которому в то время с подачи Крупской шла пальба из всех орудий. В 1930 году Барто и ещё 19 писателей подписали открытое письмо против народных сказок и сказок Чуковского. «Мойдодыр», например, обвинялся в оскорблении чувств трубочистов: «Нельзя давать детям заучивать наизусть: „А нечистым трубочистам — Стыд и срам, стыд и срам!“ — и в то же время внедрять в их сознание, что работа трубочиста так же важна и почётна, как и всякая другая».
Агния Барто, 1940-е годыСвоего учителя Барто предаст ещё дважды: в 1944 году, когда Чуковского вызовут в Союз писателей и пропесочат за «Военную сказку», он расскажет своей дочери Лидии, что «ниже всех» была Агния Барто. Спустя 30 лет, 9 января 1974 года, голос Барто будет самым громким на процессе исключения дочери Чуковского, Лидии, из «Союза писателей»: «В своих письмах Корней Иванович хвалит мои стихи, благодарит меня. Он очень ценил мои стихи. Он был добрый человек. А вы — злая. Откуда в вас столько злобы? Опомнитесь, Лидия Корнеевна, подобрейте!».
Чем больше стихи поучали, тем более неловкими получались
В целом судьба Агнии Барто в СССР была более чем счастливой: Сталинские и Ленинские премии сыпались на неё в послевоенные годы, как из рога изобилия. Она была счастливо замужем за «самым красивым деканом» страны Андреем Щегляевым. Омрачала этот счастливый брак смерть её сына Эдгара: за несколько дней до Победы, 5 мая 1945 года, он поехал кататься на велосипеде перед ужином, на него наехал на грузовик, и он моментально умер от удара в висок.
Агния Барто со вторым мужем Андреем Щегляевым и дочерью ТанейЭтот удар, от которого Барто так никогда и не оправилась, стал знаком какого-то её личного внутреннего поворота. До этого она старалась писать о маленьких проблемах детей, и её частный детский мир становился способом эскапизма от необходимости прославления советской действительности. После войны Агния Барто восхваляла её уже с некоторым остервенением. Так возникла, например, поэма «Звенигород» (1947) о детском доме сирот войны.
«Новый, двухэтажный
На пригорке дом,
Тридцать юных граждан
Проживают в нём».
Появилось стихотворение «Петя рисует» 1951 года, где мальчик рисует советскую действительность весёлыми красками, а американскую жизнь — чёрными. Затем было опубликовано её открытое требование в «Литературной газете» обличать в стихах «лживую американскую свободу», рассказывать детям «о том страшном, опустошённом мире, где всё проникнуто духом насилия и смерти». В 1967 году, на Четвёртом съезде Союза писателей, она предостерегала писателей от опасности «сбиться на боковую тропинку только словесных поисков».
Поэма Агнии Барто «Звенигород», издание 1949 годаКак это непохоже было на саму Барто, посвятившую словесным поискам большую часть 20-х и 30-х годов. Теперь она писала экспертные заключения на процессе Синявского и Даниэля, доказывая антисоветскость их текстов, выступала обвинителем на процессе исключения Галича из Союза Писателей в 1972 году. В сложном, особенно сегодня, вопросе, стоит ли судить писателя по делам или только по словам, Барто — не самый правильный пример.
Все её лучшие тексты были написаны в отрыве от политической деятельности до, так сказать, активизации этой стороны её жизни.
Чем больше она убеждала себя, что стихи должны поучать и просвещать, тем более неловкими эти стихи у неё получались
Когда сегодня мы клянёмся Агнии Барто в вечной любви, мы чаще всего имеем в виду те самые довоенные «Игрушки». Детская поэзия в них действительно доходит до своего краткого философского совершенства. Она остаётся в пятёрке самых продаваемых детских писателей в стране, опережая в рейтинге Носова и Маршака. Но при этом единственный памятник ей стоит в Волгограде: гигантский бронзовый зайка, сидящий на кипе книг, — воплощённая, простите, пошлость. И много меньше, чем Барто, даже за все свои грехи, на самом деле заслуживает.
Агния Барто даёт автографы пионерам / Изображение на обложке: РИА Новости
Бартоу, Сухарто, дато, грот, лото,…
Чистые рифмы — 2 рифмы
Слова, в которых рифмуются одинаковые гласные в тоническом слоге. Более того, этот тонический слог должен начинаться с другого согласного звука.
Бартоу
Сухарто
End Rhymes — 1782 рифмы
Слова, имеющие чистую рифму только на последнем слоге.
дата
grotto
lotto
motto
blotto
legato
mulatto
staccato
vibrato
gelato
Ostinato
AMATO
DECATO
DONATO
Fortunato
Lovato
Mankato
Novato
0005
OTTO
Prato
Renato
SATO
Swatow
Yamato
ARO
668
8
8
Morrow
Скорбь
Yarrow
Denaro
Завтра.
Cannizzaro
Carbonaro
Caro
Catanzaro
Cavallaro
Cesaro
Chaparro
Farro
Ferraro
Gennaro
Haro
Kilimanjaro
Lazaro
Lazzaro
Navarro
Pharo
Pizarro
0006 Ungaro
Utamaro
Zuccaro
- сегодня здесь, завтра нет
- джем завтра
- как будто завтра не наступит
Conroe
Monro
«Go Pro», чтобы увидеть следующие 196 наборов концевых рифм.
Нажмите здесь, чтобы стать профессионалом
Почти рифмы — 367 рифм
Слова, которые «почти» рифмуются с гласной рифмой ударного слога, звучат как: be/eat or may may/shapely.
dato
grotto
lotto
motto
blotto
legato
mulatto
staccato
tomato
vibrato
Gelato
Ostinato
AMATO
DECATO
DONATO
Fortunato
Lovato
Mankato
0005
Novato
Otto
Prato
Renato
Sato
Swatow
Yamato
aro
borrow
claro
Maro
Morrow
Sourd
Yarrow
Denaro
Завтра. 0008
Arcaro
Cannizzaro
Carbonaro
Caro
Catanzaro
Cavallaro
Cesaro
Chaparro
Farro
Ferraro
Gennaro
Haro
Kilimanjaro
Lazaro
Lazzaro
Navarro
Pharo
0006 Pizarro
Ungaro
Utamaro
Zuccaro
- здесь сегодня, ушли завтра
- Jam Tomorrow Tomorrow
Conroe
Monro
«Go Pro», чтобы увидеть следующие 40 наборов рифм.
Нажмите здесь, чтобы стать профессионалом
Mosaic Rhymes — 50 рифм
Рифмы, состоящие более чем из одного слова. Например, «ревнивый» и «расскажи нам» или «шаткий» и «заставь меня».
- AJAR + SO
- — + лук
- — + CO
- — + поток
- — + GO
- — + Joe
- — +
- — +
- №
- — + OW
- — + Pro
- — + ряд
- — + шоу
- — + медленные
- — + снег
- — +
- — + снег
- — +
- — + . схождение
- бар + так
- автомобиль + ход
- car + show
- car + slow
- car + so
- far + no
- far + show
- far + so
- far + tho
- far + though
- jar + so
- our + blow
- our + bow
- our + co
- our + flow
- our + foe
- our + go
- our + know
- our + low
- our + no
- our + ow
- our + pro
- наш + ряд
- наш + показать
- наш + медленный
- наш + снег
- наш + так
- наш + буксир
- наш + горе
- звезда + так
Merry Rhymes от Agnia Barto
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Нажмите, чтобы увеличить
Звездный продавец
Star Sellers имеют выдающийся послужной список в обеспечении отличного обслуживания клиентов — они постоянно получали 5-звездочные отзывы, вовремя отправляли заказы и быстро отвечали на любые полученные сообщения.
| 10 442 продажи |
5 из 5 звездРедкая находка
€53,92
Загрузка
Доступен только 1
Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки
Продавец звезд. Этот продавец постоянно получал 5-звездочные отзывы, вовремя отправлял товары и быстро отвечал на все полученные сообщения.
Исследуйте другие похожие поисковые запросы
Внесен в список 8 ноября 2022 г.
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.