Час поэзии «Солнечные стихи Эммы Мошковской» К 95-летию со дня рождения поэтессы. Внеклассное мероприятие для учащихся 3-го класса.
Час поэзии «Солнечные стихи Эммы Мошковской»
К 95-летию со дня рождения поэтессы.
Внеклассное мероприятие для учащихся 3-го класса.
Цель: — познакомить с творчеством поэтессы;
-способствовать развитию воображения, фантазии, мышления;
-совершенствовать умения воссоздать в своём воображении образные
картины;
-развивать устойчивый интерес к чтению.
Большой и самобытный поэт. В каждом её
стихотворении –некое поэтическое открытие. /Ольга Корф/
Эмма Мошковская прожила недолгую, к сожалению, жизнь – всего 55лет.
Родилась она в 1926 году. Уже с самого раннего детства у неё проявились незаурядные вокальные способности. И поэтому ни у кого не вызвало недоумения её поступление, после окончания школы, в Государственное музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных. После окончания училища она работала в Архангельской филармонии, в Московской консерватории.
Эмма Мошковская очень любила поэзию и сама пробовала писать стихи, хотя о литературной карьере и не думала. Но тем не менее в 1960 году что-то её подвигло отнести свои стихи в редакцию детского журнала «Мурзилка». Стихи почти сразу появились на страницах журнала и получили высокую оценку таких знатоков детской поэзии как С.Я.Маршак и К.И.Чуковский.
В 1962 году уже выходит сборник стихов поэтессы «Дядя Шар». Всего было издано более двадцати сборников стихов для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Помимо стихов пробовала свои силы как прозаик, драматург и переводчик.
С некоторыми стихами Эммы Мошковской вы знакомились на литературном чтении.
Я сегодня вам предлагаю открыть для себя и другие её стихи. Ребята сейчас продекламируют нам стихи поэтессы.***
Жил на свете НЕМОГУ.
Он лежал на берегу.
Он лежал, и он мешал,
Он нырять не разрешал.
Ну, а я как побегу!
Прыгну через НЕМОГУ!
И нырнул! И – ничего!
И не бойтесь вы его!
***
Не надо больше ссориться!
А то и мяч не ловится,
И книжка не читается,
И дождик начинается…
И мы будем завидовать,
Завидовать всем людям –
Все будут видеть ясный день,
А мы с тобой
Не будем!
***
Сколько дел
сделал мел!
Он сложить
сумел,
разделить
сумел,
умножал,
вычитал,
а потом ошибся…
Просто он совсем устал,
весь искрошился!
***
В подарок
можно дудеть.
Подарок
можно надеть.
Подарки вкусные есть.
Мне шоколадка нравится:
можно подарок съесть,
золотая бумажка останется.
Подарок
может взлететь.
В клетке сидеть
и петь.
Подарок
может ползти.
Плыть.
Плавниками грести.
Но каждый, наверное, хочет
подарок,
который ходит!
Который хвостом виляет!
И лает…
Каждый желает!
Милые, добрые, довольно простодушные стихи Эммы Мошковской тем не менее все с глубоким смыслом. Уникальный дар перевоплощения взрослой женщины в ребёнка с его своеобразным восприятием мира позволяет говорить с ребятами на их языке. Мягкий юмор избавляет её поэзию от нравоучений, назиданий, упрёков.
Давайте сейчас поиграем в игру «Подбери рифму».
Я читаю отрывки из поэтических строк Мошковской, а вам нужно подсказать нужное слово.
1.Жили
… /веснушки/
где лоб,
где ушки,
где нос,
где щёчки…
2. Красный лист
В ле-
су,
значит … /осень/ на носу.
3.А известно вам о том,
Как чудесно быть…/мостом/
который висит над рекой,
над бурной, широкой рекой!
И вам до другого берега
просто
подать рукой.
4.Жил-был
Пылесос.
Съел он пыли
Целый…/воз/
5.Наверно, где-то, где-то
Хороший кто-то есть…
А может быть, не где-то,
А может быть, он — …/здесь/
6.Если только захочу,
я и горы…сворочу/
7.От этой от метелицы
беда, беда, беда:
все маленькие улицы
исчезли…/без следа/
8.Я сижу
Гляжу в окошко.
Вон по окошку
ползает…/
Инсценировка стихотворения Эммы Мошковской «Таблица умножения».
Действующие лица:1-й ученик – спрашивающий;
2-й ученик – отвечающий.
1-й. –Скажи нам,
Сколько шестью шесть?
2-й. –Вы погодите,
Дайте сесть!
Я сразу не соображу!
Я посижу, тогда скажу.
1-й. –А сколько будет пятью пять?
Уж это стыдно бы не знать!
2-й.-Ну как мне этого не знать,
Я просто не хочу сказать!
Вот не желаю,
Не хочу,
Вот не хочу
И промолчу!
1-й. –А сколько будет семью семь?
2-й. – Вы надоели мне совсем!
Я это завтра вам решу,
Сейчас я занят –
Я спешу.
1-й. – А сколько будет трижды три?
Скажи, да только не соври!
2-й. – Я очень болен!
Я – в жару!
В жару
Я, может быть, совру…
1-й. –А сколько будет дважды два?!
2-й.— От вас устала голова…
Ну отвяжитесь, вас прошу!
Пойду у мамы я спрошу…
У Эммы Мошковской есть стихи-загадки: пока не прочтёшь стихотворение до конца – не поймёшь о чём или о ком идёт речь. Давайте сейчас попробуем разгадать такие стихи-загадки:
1. Сколько-сколько людей
Сняли шапки перед ней!
Сняли тёплые фуфайки,
Тёплые штанишки
И остались только майки
Майки и трусишки. /Жара/
2.Круглое, горячее, висячее.
Скрылось и все заметили. /Солнце/
3.Он моет пищу
Чтоб пища стала чище. /
4.Косматая-косматая,
Мохнатая-мохнатая
Наше круглое, горячее, висячее
Заслонила. /Туча/
5.Ходят они каждый день
к доброму колодцу.
Каждое напьётся
и ещё вернётся. /Вёдра/
6.Большие деревья
в большой беде:
маленький кто-то
сидит на листе…
Маленький кто-то
тихо сидит,
но у него –
большой аппетит!
И гложет,
и гложет, и гложет.
И кто же это? /Гусеница/
7. Есть пешеход
В твоём дому.
Всю ночь,
всю ночь
не спать ему.
Дорогой прямо в новый день
ему шагать
не лень, не лень… /Часы/
8.Вверх и вниз
По этажам
Ходит домик.
Ходит сам.
Кнопка нажимается –
Домик поднимается. /Лифт/
9.Оно – полосатое.
Оно в кожуре.
Внутри очень сладкое
У нас на столе. /Арбуз/
Стихи Эммы Мошковской не спутаешь ни с какими другими, настолько они талантливы, самобытны и своеобразны. Лёгкие, по- детски непосредственные, в ненавязчивой форме объясняют детям очень важные вещи: как дружить, общаться, играть, как ценить и любить родных.
Громкое чтение стихотворения «Трудный путь». /читает учитель/
Я решил,
и я отправлюсь.
Я иду
в этот трудный путь.
Я иду
В соседнюю комнату,
где молча
сидит мама.
И придётся
открыть дверь.
И сделать шаг…
И ещё…
И ещё, может, десять
десять шагов!
И тихо
к ней
подойти,
и тихо
сказать: «Прости…»
Как нелегко попросить прощение у того, кого ты обидел, и как легко и радостно на душе после того, как ты нашёл в себе мужество сделать это и тебя простили. Правда же, ребята!
Сегодня мы прослушали только некоторые стихи Эммы Мошковской. Я надеюсь, что вам понравились они. Давайте все вместе подумаем и оценим их, подобрав эпитеты к ним. Каждый говорит вслух по одному эпитету. Давайте начну я: незабываемые… /красивые, глубокие, чудесные, великолепные, задорные, шуточные, загадочные, поучительные, прекрасные, красивые, грустные, смешные, согревающие, проникновенные, мелодичные, волшебные, ёмкие, благозвучные, игривые, романтические и т.д./
Я от души поздравляю вас с открытием для себя творчества Эммы Мошковской, поэзия которой преображает обыденную действительность в весёлый и разноцветный мир.
Описание документа.
Младшие школьники очень любят стихи. Поэзия Эммы Мошковской, без сомнения, придётся им по душе. Предлагаемое мероприятие можно приурочить ко Всемирному дню поэзии (21 марта) или провести в апреле в канун 95-летия со дня рождения автора детской поэзии. Наполнить мероприятие можно громким чтением стихов, инсценировкой, игровыми моментами, прослушиванием музыкальных произведений на стихи поэтессы.
Важно, чтобы детям было интересно.
Биография Эммы Мошковской | Ушки на макушке
Эмма Мошковская с раннего возраста начала проявлять незаурядные вокальные способности, поэтому после окончания школы остановила свой выбор на Государственном музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных. Окончив училище, она три года проработала по распределению солисткой Архангельской филармонии. Вернувшись домой, Эмма Мошковская поступила в оперно-хоровую студию при Московской консерватории. О литературной карьере даже не помышляла, хотя серьёзно интересовалась поэзией, писала стихи. Зачастую это были дружеские эпиграммы, шуточные тексты для застольных песенок знакомых бардов.
В 1960 году Эмма Мошковская решилась отправить несколько своих стихотворений на суд редакции детского журнала «Мурзилка». К её удивлению, они были не только напечатаны, но даже получили высокую оценку Маршака и Чуковского, которые прочили начинающему автору большое будущее. Помимо «Мурзилки», Эмма Мошковская сотрудничала с журналами «Пионер» и «Вожатый», а 1962 год стал для неё поворотным – поэтесса выпустила свой первый сборник стихов для детей «Дядя Шар».
Она быстро стала очень востребованным автором – за год издательства выпускали по две-три её книги. Помимо стихов Эмма Мошковская пробовала свои силы как прозаик, драматург, переводчик. Став членом Союза писателей, приняла решение закончить музыкальную карьеру, полностью посвятив себя литературе.
В 70-е годы Эмма Мошковская пополнила свою творческую копилку несколькими сценариями для мультипликационных фильмов, а также двумя грампластинками с записями стихов. Её новые книги по-прежнему пользовались большим успехом у юных читателей.
Справедливости ради надо сказать, что манера стихосложения поэтессы – нарочито детская, почти разговорная – часто вызывала критику коллег по цеху: однажды журнал «Крокодил» даже опубликовал довольно ядовитую пародию Виктора Завадского на стихотворение «Коровы жуют». Помимо этого Эмма Мошковская стала всё чаще ощущать полный упадок сил из-за нарастающих проблем со здоровьем. Последние годы жизни она практически не сочиняла ничего нового – дописывала, редактировала начатые когда-то стихи, ставшие позже основой посмертных сборников «Хорошие вести», «Дедушка Дерево».
За прошедшие годы интерес к творчеству поэтессы нисколько не ослаб: книги активно переиздаются, её стихи, сказки, рассказы продолжают переводиться на разные языки мира, а песни на стихи Эммы Мошковской, написанные еще советскими композиторами, до сих пор исполняют «звёзды» отечественной поп- и рок-музыки.