Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения В.Берестова «За игрой» и Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду»»
Конспект урока чтения по теме «Стихотворения В.Берестова «За игрой» и
Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду»».
Цели: 1. Познакомить учащихся со стихами о дружбе, друзьях;
Учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формировать навыков беглого чтения и правильной речи.
2.Развивать умение выполнять задания по аналогии, мыслительные операции: обобщение, анализ; восприятие внимание слуховое и зрительное;
3.Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности, умение работать в паре.
Формирование УУД:
-самостоятельно организовывать рабочее место; учитывать правило в планировании способа решения;
-определять эмоциональный характер текста; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста;
-участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
-ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;
-соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей;
— учить оценивать себя и товарищей на уроке;
Формы работы: в паре
Оборудование: мультимедиа, дидактический материал, аудиозаписи, презентация.
ХОД УРОКА
1.Орг.момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок
Гости к нам пришли сегодня,
К ним сейчас вы повернитесь
Улыбнитесь, подружитесь.
Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка располагает к приятному общению.
2.Речевая разминка.
Ребята ,увас на столах лежат листочки с четверостишием, прочитайте про себя.
Мы сегодня прогулялись…
Было жарко… Мы купались…
После – в парк, на карусели,
В зоопарк, где озверели,
А потом пошли опять,
Мы с друзьями погулять.
Проверка домашнего задания.
-Какое домашнее задание вам нужно было выполнить?
Кто хочет рассказать нам о своём друге?
Звучит песня (дружба).
-О чём говорится в этой песне?(о дружбе)
-Что же такое дружба?
-Прочитайте, как толкуется это слово в словаре.
ДРУЖБА—близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
А как вы считаете,кто же такой друг?
А кого из окружающих мы можем назвать другом?
Друг –это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
А как это слово звучит на кабардинском языке, на балкарском, на арабском?
Сегодня унас в гостях крошка Енот и он пришёл к нам не просто так, а приготовил какое то задание. Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нём.
Работа с пословицами.( в паре)
Давайте вспомним правила работы в паре.Сейчас я раздам полоски со словами .Из этих слов вы должны составить пословицы.
-Нет друга ищи, а нашёл береги.
-Человек без друзей, что дерево без корней.
3.Актуализация знаний.
Учитель: на доске буквы ,давйте составим из них слова и попробуем узнать тему сегодняшнего урока.
Стихи о дружбе(хисти о жбедру)
— Как сделать так, чтобы было много друзей?
— нужно уметь дружить
— уважать, приходить на помощь в трудную минуту
И помогут разобраться в этом стихи замечательных детских поэтов В. Берестова и Э. Мошковской.
В.Берестов и его книги:
Валентин Дмитриевич Берестов был одним из учеников С.Я.Маршака и К.И.Чуковского.
Посмотрите на фотографию.
— Каким человеком был Берестов?
Да, он был очень добрым, весёлым человеком, который безмерно любил детей и посвятил им много произведений. Родился он 1 апреля, и чувство юмора этого дня пронёс через всю жизнь в шутках и розыгрышах. Один из сборников Берестова так и называется «Улыбка»
Одно из произведений Берестова посвящено игре. Оно так и называется «За игрой».
-Ваши предположения, о чём оно?
Прослушивание стихотворения « За игрой».
— Какое чувство вызвало это стихотворение?
— С каким настроением будете читать? ( с бодрым, радостным настроением)
— О чём надо помнить, читая стихотворение?
-о темпе, интонации, выразительности
— Стр 74 учебника, прочитайте.
— С чего может начаться дружба?
— Как удалось подружиться?
— Какие чувства испытывает автор? ( радость, восторг)
-Кто попробует прочитать вслух?
Что надо уметь? Ответьте антонимами- ссориться- мириться
Вывод: Надо уметь мириться, прощать и не обижаться.
4.ФИЗМИНУТКА
Следующее стихотворение Эммы Эфраимовны Мошковской, «Я ушёл в свою обиду» Её считают своеобразной детской поэтессой. А в 1961г её заметил С.Я.Маршак «У неё не наигранная весёлость, интонации в стихах детские и кажется, что произведения написаны не взрослым человеком, а ребёнком.»
«Я ушёл в свою обиду…» следующее стихотворение. Стр 74
— Как вы думаете, о чём оно?
Как это уйти в обиду, жить в обиде? Можно жить в доме, в квартире, уйти в комнату…
Может, что-то перепутано?
— Давайте, послушаем.
Прослушивание в грамзаписи стихотворения.
Сейчас вы будете читать это стихотворение.
А, чтобы почувствовать настроение героя, мы поиграем.
Я буду называть чувство, а вы его изображать соседу по парте.
РАДОСТЬ, ОГОРЧЕНИЕ, УДИВЛЕНИЕ, ОБИДУ.
Вот с таким чувством и попробуйте прочитать.
Одинаковое ли настроение у мальчика на протяжении всего стихотворения?
Знаем ли мы на что обиделся герой?
А как он себя ведёт? Прочитайте.
Рад ли герой тому, что обида делась куда-то? Докажите словами текста.
Что спасло мальчика от обиды?
А может ли друг обидеть? Как вы думаете.
Надо ли долго обижаться? Почему?
5.Учитель. Ребята, в мультфильме, который очень любят дети крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для нашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом. Подумайте, что же будет лежать в основе вашего дома.
Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы:
Учитель. А какие кирпичики нам не пригодились? Почему?
Горе | Злость |
Жадность | Зависть |
Учитель. Наш дом дружбы построен. Вы хотели бы поселиться в нем? Почему?
6.Рефлексия.
-Что вам понравилось на уроке?
Давайте украсим наш дом дружбы улыбками.
7.Подведение итогов.
С какими произведениями мы работали на уроке?
Чему нас учат эти стихи?
8.Оценивание по критериям :
1.Правильное, беглое, выразительное чтение.
2. Активность на уроке.
3.Правильность суждений.
4. Быстрота выполнения заданий.
5. Выполнение правил работы в группе.
Домашнее задание выучить одно из стихотворений наизусть .
Спасибо за урок!
Урок литературного чтения «Стихотворения В.Берестова, Э.Мошковской» 2 Класс
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа №15 VII вида
г. Березники
Урок литературного чтения
во 2 «А» классе
Тема: «Стихотворения В.Берестова, Э.Мошковской»
Разработала: Бычкова Лариса Васильевна —
учитель начальных классов
Березники
Тема: «Стихотворения В.Берестова, Э.Мошковской»
Цели: ознакомить учащихся со стихотворениями о друзьях, о дружбе;
воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности;
научить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации;
продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи у учащихся.
Ход урока
1.Оргмомент
Посмотрите на доску. Составьте по первым буквам слово. Кто прочитал, может тихо сесть. Что за слово у вас получилось? (дружба)
2. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний
Правильно. Сегодня мы начинаем знакомится с новым разделом учебника, который называется «Я и мои друзья».
Как вы думаете, о чём будет говориться в произведениях этого раздела?
(о друзьях, о дружбе)
Правильно, следующие несколько уроков будут уроками-исследованиями. Мы попробуем ответить на очень важный вопрос: что такое дружба?
Мы будем читать рассказы и стихотворения и обсуждать разные ситуации, из которых мы должны сделать вывод какими качествами должен обладать настоящий друг, чего настоящий друг никогда не должен делать. И самое главное – понять, всегда ли вы поступаете по-дружески.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с произведениями детских писателей -Валентина Дмитриевича Берестова и Эммы Эфраимовны Мошковской. Они были добрыми, весёлыми людьми, которые очень сильно любили детей и посвящали им свои произведения.
3.Изучение нового материала
1. Чтение статьи из учебника
Но сначала я зачитаю беседу писателей с детьми, вашими ровесниками. А вы должны внимательно слушать и ответить на вопрос: кто такой хороший друг?
(выручает из беды, прощает обиды, помогает друзьям)
В толковом словаре известного исследователя русского языка Ожегова Сергея Ивановича сказано: «Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой».
Нам предстоит с вами узнать, что такое дружба?
Рассмотрите внимательно рисунки и составьте по ним небольшой рассказ.
Скажите, так поступают настоящие друзья? А как бы вы поступили на их месте?
3.Речевая разминка
Прежде, чем познакомится с новыми произведениями, мы проведём с вами небольшую речевую разминку (хором)
1.Первое предложение с повествовательной интонацией. (1 ученик, хором)
Второе предложение с вопросительной интонацией. (1 уч., хором)
Третье предложение с восклицательной интонацией. (1 уч., хором)
2. Слоги читаем хором, первое предложение до конца первый ряд
Второе предложение 2 ряд
Третье предложение – хором!
4. Первичное чтение
Сейчас я вас познакомлю со стихотворением Валентина Берестова «За игрой». Вам нужно внимательно слушать стихотворение и ответить на вопрос: «Что помогло подружиться ребятам?»
5. Проверка восприятия
-Что помогло подружиться детям?
-Почему дружба не заканчивается, когда кончилась игра?
-Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?
С каким настроением его надо читать? (весёлым)
6.Словарная работа
А сейчас мы подготовимся к чтению стихотворения, прочитаем сложные слова сначала по слогам, а затем целым словом.
7. Повторное чтение
Прочитайте выразительно стихотворение вслух.
При чтении обратите внимание на интонацию, на знаки препинания: точка, запятая – понижение голоса, воскл. знак – повышение голоса.
Физминутка
Игра «Настоящий друг»
8. Чтение стихотворения Э.Мошковской
«Играть – это здорово!» — говорила Эмма Мошковская.
Послушайте стихотворение «Я ушёл в свою обиду» и скажите, какое это стихотворение грустное или весёлое? Почему?)
9. Проверка восприятия
Какое это стихотворение грустное или весёлое? Почему?
Какое чувство испытывает мальчик?
А как вы думаете, на кого и за что он мог обидеться?
Почему он перестал обижаться?
Подумайте, если вы обиделись, значит ли это, что вас действительно хотели обидеть?
Что бы вы посоветовали своим друзьям, которые отвернулись от всех, надулись и живут в своей обиде?
10. Чтение и разучивание стихотворения В.Берестова
А вот какой совет вам даёт Валентин Берестов.
Как вы понимаете слова «гляжу с высоты на обиду»? (значит быть «выше обиды» и долго не обижаться, ведь это отрицательное качество человека)
Давайте выучим совет писателя.