Детская поэтесса Эмма Мошковская | Образовательная социальная сеть
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3
Города Аши Челябинской области
РЕФЕРАТ
«Детская поэтесса
Эмма Мошковская»
Выполнил: Косарев Матвей Ученик 2 А класса
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.БИОГРАФИЯ 3
2.ТВОРЧЕСТВО ЭММЫ МОШКОВСКОЙ 5
3.СТИХОТВОРЕНИЕ 6
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- БИОГРАФИЯ
Эмма Эфраимовна Мошковская (1926 – 1981) родилась в Москве. Братья отца – знаменитый полярный лётчик Яков Мошковский, основоположник отечественной фармакологии Михаил Машковский. Как вспоминала сама поэтесса, семья была очень дружной, трудолюбивой. Девочку окружала атмосфера любви, сердечности, взаимопонимания.
Эмма Мошковская с раннего возраста начала проявлять незаурядные вокальные способности, поэтому после окончания школы остановила свой выбор на Государственном музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных. Окончив училище, она три года проработала по распределению солисткой Архангельской филармонии. Вернувшись домой, Эмма Мошковская поступила в оперно-хоровую студию при Московской консерватории. О литературной карьере даже не помышляла, хотя серьёзно интересовалась поэзией, писала стихи. Зачастую это были дружеские эпиграммы, шуточные тексты для застольных песенок знакомых бардов.
В 1960 году Эмма Мошковская решилась отправить несколько своих стихотворений на суд редакции детского журнала «Мурзилка». К её удивлению, они были не только напечатаны, но даже получили высокую оценку Маршака и Чуковского, которые прочили начинающему автору большое будущее. Помимо «Мурзилки», Эмма Мошковская сотрудничала с журналами «Пионер» и «Вожатый», а 1962 год стал для неё поворотным – поэтесса выпустила свой первый сборник стихов для детей «Дядя Шар».
Она быстро стала очень востребованным автором – за год издательства выпускали по две-три её книги. Помимо стихов Эмма Мошковская пробовала свои силы как прозаик, драматург, переводчик. Став членом Союза писателей, приняла решение закончить музыкальную карьеру, полностью посвятив себя литературе.
В 70-е годы Эмма Мошковская пополнила свою творческую копилку несколькими сценариями для мультипликационных фильмов, а также двумя грампластинками с записями стихов. Её новые книги по-прежнему пользовались большим успехом у юных читателей. Справедливости ради надо сказать, что манера стихосложения поэтессы – нарочито детская, почти разговорная – часто вызывала критику коллег по цеху: однажды журнал «Крокодил» даже опубликовал довольно ядовитую пародию Виктора Завадского на стихотворение «Коровы жуют». Помимо этого Эмма Мошковская стала всё чаще ощущать полный упадок сил из-за нарастающих проблем со здоровьем. Последние годы жизни она практически не сочиняла ничего нового – дописывала, редактировала начатые когда-то стихи, ставшие позже основой посмертных сборников «Хорошие вести», «Дедушка Дерево».
За прошедшие годы интерес к творчеству поэтессы нисколько не ослаб: книги активно переиздаются, её стихи, сказки, рассказы продолжают переводиться на разные языки мира, а песни на стихи Эммы Мошковской, написанные еще советскими композиторами, до сих пор исполняют «звёзды» отечественной поп- и рок-музыки.
Секрет этого непреходящего успеха много лет тому назад сформулировал Самуил Маршак: «У неё есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Жаль только, что до сих пор остаются неопубликованными «взрослые» лирические произведения, которые Эмма Мошковская писала на протяжении всей своей недолгой, но такой яркой жизни.
- ТВОРЧЕСТВО ЭММЫ МОШКОВСКОЙ
Стихи для детей: «Ангина»,
«Апрель»,
«Бульдог»,
«Весенняя арифметика»,
«Все надели шубы» и другие.
Книги для детей:
«Подарите крокодила»,
«Мечты о лете»,
«Счастливый остров»,
«Сто ребят – детский сад»,
«Дедушка Дерево»,
«Хорошие вести»,
«Я пою»,
«Жадина» и другие.
Грампластинки и аудиокниги:
«Жил-был на свете Серенький Козлик»,
«Жила-была Работа».
Мультфильмы:
«День загадок»,
«Хитрые старушки»,
«Клоун»,
«Козлик и его горе»,
«Бегемотик»,
«И мама меня простит»,
«Козлик и ослик».
- СТИХОТВОРЕНИЕ
«Подарите крокодила»
|
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- В. И. Приходько Дом поэта: Сб. ст. – М, 1975; с 108-129
- Детские писатели ХХ века Библиографический словарь: 2 изд.- М 1998
Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству Э. Мошковской
Разработка досуга в подготовительной группе
Литературная гостиная по творчеству Э. Мошковской
Цель: создание условия для приобщения детей к классической литературе, способствовать приобщению детей к книге, воспитание грамотного читателя. Расширить представления о творчестве и биографии Э.Мошковской; вызывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на поэтические произведения.
Задачи:
· воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к окружающим людям;
· формировать грамматический строй речи, использовать слова-
сравнения, обогащать словарь прилагательными-эпитетами;
· совершенствовать выразительность речи;
· прививать любовь к родному языку, развивать устойчивый интерес к творчеству Э. Мошковской;
· получать радость от занятий чтением и искусством, испытывать потребность в них;
· развивать умение анализировать художественное произведение;
· расширять представления родителей о детской литературе, о возможностях восприятия детьми литературных произведений разной сложности;
· помочь поддерживать интерес детей к чтению; принимать участие в делах детей, разделять их радости и переживания.
Оборудование: мультимедийное оборудование, портрет поэтессы.
Предварительная работа: чтение стихов, беседа после их прочтения, рассматривание иллюстраций к произведениям; знакомство с биографией.
Описание работы: Данная методическая разработка предполагает насыщение образовательного процесса по творчеству Э.Мошковской дополнительным содержанием, соответствующим познавательным интересам современного ребенка, а также формирование читательской культуры у детей и взрослых (родителей). Методическая разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Она имеет интеграцию нескольких областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие. Включает в себя выразительное чтение стихов, рассказывание детьми биографии с использованием мультимедийной установки, в качестве динамических пауз использованы танцевальные композиции и исполнение песни «Маленькие звезды»Ход сценария:
Звучит музыка из м/ф «Маша и медведь» «Солнечные зайчики». В зал входит воспитатель и дети. На экране фотография поэта Э. Мошковской.
На столе стоит ваза с цветами. Воспитатель объявляет о начале мероприятия.
Соведущие (дети) рассказывают о жизни и творчестве поэта:
1 ребенок: Эмма Мошковская родилась в Москве. Семья была дружной, трудолюбивой. Девочку окружала атмосфера любви, сердечности. Она с раннего возраста начала проявлять вокальные способности, серьёзно интересовалась поэзией, писала стихи, но не хотела становиться поэтом. Ей было уже 34 года, когда Эмма Мошковская отправила несколько своих стихотворений в детский журнал «Мурзилка».
2 ребенок: К её удивлению, они были не только напечатаны, но получили высокую оценку. Тогда она приняла решение закончить музыкальную карьеру и полностью посвятить себя литературе. Она выпустила более 20 поэтических сборников. В последние годы жизни ей трудно было писать что-то новое, мешала болезнь. Она ощущала полный упадок сил…
До сих пор интерес к творчеству поэтессы нисколько не ослаб: книги переиздаются, её стихи, сказки, рассказы продолжают переводиться на разные языки мира.
1 ребенок: Жаль только, что до сих пор не все стихи Эммы Мошковской опубликованы.
2 ребенок обращается с вопросом к воспитателю: « Скажите, а вам нравятся стихи Эммы Мошковской?»
Ответ воспитателя: « Конечно, нравятся. Мы все с вами хоть раз в жизни разглядывали узоры в «Калейдоскопе». Слегка повернешь, и перед твоими глазами расцветают необыкновенно яркие цветы-узоры. Так и ее стихи подобны этим камешкам. Она словно выбирает из жизни самые яркие впечатления и создает свой неповторимый, удивительный мир. Давайте с вами послушаем стихи Эммы Мошковской в исполнении детей подготовительной группы.
Двое детей читают стихотворение «ДЕДУШКА ДЕРЕВО»
У Дедушки Дерева
Добрые руки —
Большие,
зелёные,
добрые руки…
Какая-то птица
В руках суетится,
Какая-то птица
На плечи садится.
Жучище примчался
И сел,
И качался,
И всё восхищался,
И всё восхищался!
Стрекозы примчались
И все свиристели
В пуховой постели
Смеялись, качались,
Качались, свистели!
Дедушка Дерево пчёл подхватил
И на ладони свои усадил…
У Дедушки Дерева добрые руки —
Большие,
зелёные,
добрые руки,
Наверно, их сто…
Или сто двадцать пять…
Чтобы всех покачать!
Чтобы всех покачать!
Чтение стихотворения «Слон»
Канатом привязали огромного слона.
Цепями приковали у толстого столба.
Словами приказали огромному слону:
-Не уходить! — сказали
Ушёл он… Почему?
Я к тоненькой тростиночке привязывал слона.
За тоненькую ниточку — за добрые слова:
-Роднуша слон! Хороший слон!
Ты жди, не уходи!
И слон,
Он не уходит.
Не может он уйти!..
Подхвати меня, клён, рукой,
Подсади, –
Если только на руки твои обопрусь,
Я до самой макушки твоей
доберусь.
Мне так нужно звезду достать!
До неё там
Рукой подать…
Динамическая пауза: девочки исполняют танец с зонтиками.
Воспитатель: « А сейчас представьте себя маленьким жуком, который всю свою короткую жизнь прожил…. в кармане. Но однажды он оказался на воле. Как вы думаете, какие чувства он испытал при этом? (ответы детей и взрослых). А теперь послушайте, как об этом рассказала поэтесса.
Чтение стихотворения «Жук в кармане»
Жил
Жучок
В кармане
На самой глубине.
На глубине,
На самом дне,
И счастлив был вполне. Вполне.
Совсем неплохо было тут:
Еды немного было тут,
Темно и тихо было тут,
И тут сидел он –
Слаб и худ.
И вот
Такого щуплого
Жука, Жука, Жука
Нащупала, нащупала
Рука, рука, рука!
И вынула,
И кинула
Жука
Под облака!
«Конец, – подумал Жук. –
Сейчас об землю – стук!»
Но вдруг
Увидел Жук
Поля… и лес… и луг…
И даже оказалось,
Что он
умел
летать!
Какая это радость!
Какая благодать!
И загудел он страстно,
Он горько загудел:
«Уж-ж-жасно!
Я напрасно
В кармане просидел!»
Воспитатель: «Кажется, но что он такое? Его можно сбить одним щелчком, растоптать, даже не заметив. Но какие чувства может испытать жучок! Он буквально вырастает на наших глазах и становится огромным, как земной шар. После этого стихотворения его хочется пожалеть, он не кажется уже таким ужасным и гадким».
Вопрос одного из ведущих (детей) к воспитателю: « Пока вы рассказывали, я вот о чем подумала… Скажите, а без чего человек не может прожить, что или кто является главным в жизни?»
Ответ воспитателя: «Любому человеку в жизни нужны родные люди. Не может он жить в одиночестве… Для меня таким человеком является мама…»
Просмотр клипа к стихотворению Э. Мошковской « Как я маму обидел», исполненный артистами кино и театра. Сразу после фильма группа мальчиков читают стихотворения «Как я маму обидел»
Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду,
Я через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит.
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!
Чтение мальчиком стихотворения «Трудный путь» (в руках роза, после прочтения каждой строчки он делает шаг к маме. В конце он обнимает ее и дарит цветы).
Я
решил,
и я отправляюсь.
Я иду
в этот трудный путь.
Я иду
в соседнюю комнату,
где молча
сидит моя мама.
И придется
открыть дверь.
И сделать шаг…
И еще…
И еще, может, десять,
десять шагов!
И тихо
к ней
подойти,
и тихо
сказать:
Все участники выходят на сцену, воспитатель читает наизусть под музыку:
Бывают такие певчие птички, которым все нипочем. Холодно, дождь, мерзкая погода, а она чирикает. Ее посади в клетку, она и там беззаботно поет. Со стороны Эмма Мошковская могла показаться такой певчей птичкой. Тем более что по профессии она и была певицей. Да и стихи ее, казалось, лились на бумагу слово за словом, строка за строкой сами собой.