Содержание
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Дети 6-7 лет стоят на пороге школы, и предстоящий период жизни потребует от них готовности справляться с новыми задачами и функциями. Важно, чтобы развитие познавательных процессов и личностное становление дошкольника достигло соответствующего уровня.
Особенности познавательных процессов в старшем дошкольном возрасте
Самым важным приобретением в развитии познавательных процессов является формирование произвольности. Это достижение приходится на старший дошкольный возраст.
Произвольность означает задействование волевых усилий для целенаправленного восприятия, обдумывания, вспоминания или запоминания, фантазирования, сочинительства…
Интеллектуализация восприятия, памяти и мышления
Все познавательные процессы функционируют у старших дошкольников значительно эффективнее, чем в более ранние годы, благодаря развитию внимания. К 6-летнему возрасту повышаются все характеристики внимания: увеличивается объем, развивается распределение, улучшается переключаемость и значительно возрастает устойчивость.
Восприятие в старшем дошкольном возрасте становится познавательной деятельностью, управляемым интеллектуальным процессом.
Прогресс в зрительном восприятии заключается в том, что ребенок 6-7 лет успешно управляет движением взора при рассматривании любого объекта. Сформировавшиеся сенсорные эталоны помогают замечать и выделять существенные признаки предметов и явлений, что малодоступно младшим детям.
В восприятии пространства старшие дошкольники умеют децентрироваться и указывать пространственные ориентиры относительно другого, в то время как дети помладше могут указать «справа», «слева», «напротив» и пр. только относительно себя.
Все еще сложно поддается осознанию дошкольника временная линия. Формируется восприятие прошедшего времени, так как этому помогают воспоминания о событиях из жизни ребенка. Сложнее осознается будущее, особенно отдаленное.
Память превращается в особую мнемическую деятельность. Это значит, что дошкольник не надеется на непроизвольное запоминание, а использует специальные приемы, чтобы отложить информацию в памяти. Дети проговаривают новые слова, представляют образы, замечают аналогии, и таким образом запоминают новое.
Значительно усложняется содержание и основные формы мышления. Старшие дети активно используют наглядно образное и словесно-логическое мышление.
Дошкольники оперируют образами, не прибегая к действиям с предметами. Их мышление уже способно выходить за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Развитию мышления способствует экспериментирование, чем дошкольники с успехом занимаются.
Шестилетний ребенок может самостоятельно провести анализ, как собрана конструкция и, глядя на образец, создать подобную. Причем, ребенок уже планирует последовательность действий. А ведь это непростая работа. Нужно мысленно выделить части, определить назначение каждой, сравнить форму и размер. Такая детская деятельность свидетельствует о высоком уровне развития мыслительных операций.
Кроме анализа, синтеза, сравнения и обобщения, у старших детей развивается понимание причинно-следственных связей. Это свойство способствует совершенствованию мыслительной деятельности, связанной с познанием, а также развитию социального интеллекта.
Активное развитие воображения
У старших дошкольников особенно активно развивается воображение. Так задумано природой, что этот познавательный процесс запускается позднее, нежели восприятие, память и мышление. В старшем дошкольном возрасте воображение переходит с воспроизводящего на творческий этап.
Дети могут до неузнаваемости преобразовать известные образы, приписывая им оригинальные функции и качества. В таких случаях детское воображение работает в тесной связке с дивергентным мышлением. При этом дошкольники неосознанно используют творческие приемы.
- Антропоморфизация – одушевление и олицетворение объектов неживой и живой природы. Не только куклы и Мишки становятся реальными героями в детских играх, но и растения, фрукты, варежки и что угодно другое может стать одушевленным персонажем.
- Комбинирование — объединение исходных элементов по определенной логической схеме. Так, создавая образ сказочного героя, ребенок может наделить его характеристиками реальных людей, взяв одни качества, например, от мамы, другие — от бабушки.
- Акцентуирование — это выделение некоторых черт, признаков, их преувеличение или преуменьшение. Например, обыгрывая образ богатыря-великана, дети меняют голос, походку.
- Типизация — создание сложного, целостного образа, используя особое обобщение. Здесь тоже выделяется некоторая главная характеристика, а другие упрощаются. Например, существует волшебник, а каким его представит ребенок, это его личное фантазирование: фея с волшебной палочкой, старик-предсказатель и пр.
- Гиперболизация — парадоксальное увеличение (уменьшение) предмета или отдельных его частей. Прием также связан с акцентуированием какого-либо аспекта образа, в результате изменяется весь образ. Так, по примеру сказочной Дюймовочки, дети придумывают своих героев.
Старшие дошкольники идут в воображении от замысла к его реализации, а это свидетельствует о наличии внутренней позиции и соответствует высокому уровню развития процесса.
Речевой уровень старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте нормой является произношение всех звуков, так как завершается процесс фонематического развития. Если присутствуют какие-либо ошибки произношения, срочно необходима логопедическая помощь.
Словарный запас детей накануне школьного обучения должен достигать 4000 слов. Причем наполняется словарь не только количественно, а и качественно.
В речи старших дошкольников появляются новые понятия, значительно расширяется использование всех частей речи. Предложения строятся с учетом грамматических основ.
В произвольных рассказах из своей жизни, в сюжетных играх, в пересказах любимых произведений дети используют связную речь. Если нужно ввести в курс дела сверстника или взрослого, то ребенок прибегает к самой сложной форме высказывания — объяснительной речи. Успешность пояснений обеспечивается уже достаточно сформированным словесно-логическим мышлением.
Старшие дошкольники, в отличие от младших, используют речь как особый вид деятельности. Порассказывать истории, пофантазировать о чем-то необычном, посочинять рифмы, поиграть в слова – все это распространенные занятия в старшем дошкольном возрасте.
Личностное развитие старшего дошкольника
У дошкольника после 6 лет практически исчезает та наивность и непосредственность, которая присуща младшим деткам. Продолжается активное познание окружающего мира, но оно приобретает большую осмысленность. Формируются личностные качества, и определяется место собственного Я в окружающем мире. Изменения настолько заметные, что говорят, что ребенок переживает кризис шести-семи лет.
Шестилеткам уже поручают постоянные обязанности бытового плана. Их выполнение управляется не тем любопытством, которое присуще малышам, а стремлением принести пользу. Старшие дошкольники понимают, что, кроме «хочу», существует и «надо». Они гордятся тем, что родители им доверяют выполнять полезное дело, и чувствуют свою причастность к взрослой жизни.
В старшем дошкольном возрасте уже доступно осознание своих личностных качеств. Дети понимают, что они проявляют в конкретной ситуации: доброту или злость, щедрость или жадность, трудолюбие или лень.
Познание дошкольником своих качеств происходит в различных видах деятельности и общении. Старшим детям очень важна оценка своих действий и поступков от взрослых. Но они воспринимают ее критически. И если взрослые занижают достижения, ребенок спорит, обижается, проявляет раздражение.
Родителям также необходимо знать, что к старшему дошкольному возрасту ребенок воспринимает отца как более авторитетную личность, а мать – как самого близкого человека, который поймет любую проблему и простит любые капризы.
Становление волевых качеств
Характерными признаками взросления дошкольника является все более частое проявление волевых качеств:
- Ответственность за выполнение порученного дела
- Целеустремленность, направленная на достижение результата
- Самоконтроль поведения и действий
Когда старшему дошкольнику хочется бросить дело, к которому он потерял интерес, его удерживает осознание ответственности. Например, мама поручила помыть посуду, и это полезное для всей семьи дело важно выполнить вне зависимости от того, нравится ли оно.
Целеустремленность в старшем дошкольном возрасте проявляется совместно с настойчивостью. Большинство шести-семилетних детей не отступает от задачи, даже если на первых порах терпят неудачу. Разваливается желанная конструкция – дошкольник начинает строить вновь. Не получилась аппликация, которую готовил на подарок маме, — ребенок готов начать все сначала.
Осуществлять самоконтроль дошкольник научается благодаря двум аспектам: появляется потребность контролировать самого себя и осваиваются способы проверочных действий.
Во всех рассмотренных примерах необходимо приложить волевые усилия. Старшим дошкольникам под силу осознать ошибки или трудности и решительно взяться за их преодоление. Происходит это не всякий раз, однако существенно чаще, нежели в пятилетнем возрасте.
Коммуникативные достижения в старшем дошкольном возрасте
Возрастные особенности старших дошкольников в общении заключаются в нескольких ценных приобретениях:
- Развитие новых форм общения
- Соподчинение мотивов при взаимодействии в группе сверстников
- Ориентиры на личностные качества
Поясним более развернуто эти приобретения коммуникации. Они выводят общение детей со сверстниками и взрослыми на новый уровень.
Общение в старшем дошкольном периоде носит все чаще внеситуативный характер. В коммуникации со взрослыми ребенок утоляет свой познавательный интерес, высказывает свои логические обоснования, как он понимает отдельные явления, рассуждает на волнующие его темы. Преобладает внеситуативно-личностная форма общения.
Со сверстниками старшие дошкольники также все больше общаются без привязки к конкретной ситуации, но их взаимодействия больше имеют деловой характер. Дети договариваются о правилах в игре, распределяют роли, демонстрируют свои умения.
Соподчинение мотивов проявляется в умении сдерживать личные желания ради того, чтобы участвовать в общей игре. Если младшие дошкольники не соглашаются играть роль, к которой у них нет интереса, то старшие могут брать на себя не самые притягательные ролевые функции ради коллективной игры.
У многих детей наблюдается желание дружить с тем сверстником, у которого привлекательные или редкие игрушки. Но среди старших дошкольников все чаще встречаются и те, кому важны нравственные качества потенциального друга. Дети 6-7 лет уже усвоили многие правила и ценности социального взаимодействия. Соответственно, они хотят дружить с тем, кто не дразнится, делится игрушками, ведет себя по-доброму.
Интересно меняется расклад в межличностных отношениях: младшие дошкольники дружат, потому что вместе играют, а старшие дети играют вместе, потому что они друзья. В общении старших дошкольников проявляется избирательность и стабильность.
Таким образом, возрастные особенности старшего дошкольного возраста опираются на произвольность и осмысленность. Эти качества все еще только формируются, но для дошкольного периода они являются самым значимым достижением, поскольку переводят все процессы на новый, более высокий уровень.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
ЧТО УМЕЮТ СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ? | Материал:
ЧТО УМЕЮТ ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА?
1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Умение участвовать в беседе
• Умение аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника
• Умение составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, набору картинок
• Умение последовательно, без существенных пропусков пересказать большие литературные произведения
• Уметь определять место звука в слове
2. ФЭМП
• Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке
• Умение пользоваться порядковыми и количественными числительными
• Умение называть части суток
• Умение называть последовательно дни недели
• Располагать предметы разной величины в порядке увеличения и уменьшения по высоте, длине
• Умение выражать местонахождение предмета
• Знать некоторые характерные особенности геометрических фигур
• Умение сравнивать группы неравных предметов двумя способами (удаление и добавление единицы)
• Сравнивать предметы на глаз
3. ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
• Умение различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту
• Умение классифицировать предметы, определять материал, из которого они сделаны
• Знание названия родного города, некоторых его улиц
• Умение рассказать о времени года, его признаках
• Умение классифицировать животных (насекомые, рыбы, дикие и домашние птицы, дикие и домашние животные)
• Умение определять и называть растения (5-7 видов)
• Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений
4. КОНСТРУИРОВАНИЕ
• Уметь анализировать образец постройки
• Уметь создавать постройки по схеме
• Уметь работать коллективно
• Умение планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения
5. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
• Умение договариваться с партнерами, во что играть, кем быть, подчиняться правилам игры
• Умение разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей
• Умение создавать творческую предметно-игровую среду, используя полифункциональный материал
• Умение оценивать свои возможности и без раздражения воспринимать проигрыш
• Умение объяснять правила игры сверстникам
• После просмотра спектакля уметь оценить работу актеров, элементы художественного оформления
• Иметь в творческом опыте несколько ролей, сыгранных на утренниках, спектаклях, инсценировках
6. РИСОВАНИЕ
• Уметь создавать изображения предметов, сюжетные ситуации с натуры и по воображению
• Умение использовать различные изобразительные средства, композиционные решения
• Умение использовать различные оттенки и цвета для создания выразительности образа
• Умение выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства
7. ЛЕПКА
• Умение лепить предметы разной формы, применяя различные способы
• Умение создавать небольшие сюжетные композиции
• Передавать пропорции, позы и движения фигур
• Умение создавать предметы по мотивам народных игрушек
8. АППЛИКАЦИЯ
• Уметь изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции
• Использовать разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги
9. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
• Знает 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалочки, 2-3 загадки
• Умеет называть жанр произведения
• Умеет драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворение
• Знает любимого писателя, любимые сказки и рассказы
10. НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
• Интерес к народному творчеству, художественной литературе, истории (в контексте краеведческого материала)
• Отражение реальной жизни, многообразия мира в игровой и художественно-творческой деятельности
• Имеет представление о семье, родных отношениях, семейных традициях, социальных ролях
• Эмоциональная отзывчивость, культура общение, уважение к культуре, истории
11. ПДД
• Имеет представление о запрещающих и предписывающих знаках
• Умеет свободно ориентироваться на дороге
• Владеет знаниями о поведении в общественном транспорте
12. КГН
• Умение следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически
• Умение быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу
• Умение аккуратного приема пищи
Программадля старших дошкольников | The Nest Schools
Робинс
Старшие дошкольные годы состоят из стольких занятий и развития! Их отношения со сверстниками укрепляются, у них более сложное понимание и использование языка, и их общие моторные навыки быстро развиваются. Наша программа Робинс продолжает обеспечивать дошкольников и их потребность в том, чтобы их бросали вызовы, вовлекали и поддерживали в их обучении и личных интересах.
Чтобы подготовить наших старших дошкольников к поступлению в школу, учителя дают рекомендации по следованию указаниям и распорядку дня, общению с другими, решению проблем и самоконтролю посредством веселых и увлекательных занятий в классе и за его пределами. Обучение займет большую часть их дня, и вы можете ожидать, что элементы нашей учебной программы Nest Play и многие другие мероприятия оживут.
Some of the areas you can expect to see your child engaged in are:
Blocks
Dramatic Play
Mathematics
PlaydoughExploration
CreativeExpression
Science & Сенсорика
Язык и грамотность
Учебная программа Nest Play
Учебная программа Nest Play — это наш собственный комплексный подход к дошкольному обучению. Он разработан, чтобы помочь детям добиться успеха и развиваться, и включает в себя наши основные и дополнительные компоненты учебной программы, нашу философию творческой игры, а также метод и стиль преподавания, которые используют наши учителя. Мы считаем, что наша работа в сфере дошкольного образования направлена на развитие ребенка в целом: социально, эмоционально, интеллектуально и физически.
В рамках учебной программы The Nest Play дети, посещающие наши школы, участвуют в трех собственных дополнительных учебных программах, разработанных для укрепления и обогащения их уверенности в себе, творчества и личностного развития. Наши развивающие программы проводятся штатным специалистом по регулярному расписанию в каждом классе и бесплатны для семей, обучающихся в школах The Nest.
Ключевые области нашей учебной программы Nest Play:
- Оздоровительная программа, вдохновленная йогой и фитнесом.
- Укрепляет здоровье и физическое развитие
- С самого начала способствует здоровому образу жизни.
Подробнее
- Знакомит детей с ценностью и красотой изобразительного искусства и классической музыки.
- Поддерживает развитие мозга, когнитивное развитие, социальное и эмоциональное развитие.
Подробнее
- Учит детей тому, как ценно выполнять важные задачи, а также тому, как стать самим собой.
- Развивает базовые навыки, необходимые для общения, заботы о себе и других, а также для того, чтобы внести значимый вклад в жизнь общества.
Узнать больше
Примите участие в программе L.E.A.P. — это наша программа повышения уровня грамотности, предназначенная для повышения осведомленности и создания основы для прочных навыков грамотности у детей младшего возраста. На протяжении всей этой программы наши дети получат практические и творческие способы укрепить свои знания основных понятий грамотности, таких как идентификация букв, звуки букв, формирование букв и изучение их имен.
Эта эксклюзивная программа обучения грамоте разделена на две части: Letter Loon и Who Am I?
Акустическая часть нашей программы известна как Letter Loon . В этой программе мы будем продвигать изучение отдельных букв, звуков букв и буквенных образований, и она разделена на три категории:
ПОСМОТРЕТЬ
Один из самых ранних навыков дограмотности, которые нужны детям, чтобы начать свой путь. как опытные читатели признание печати. Наши учителя используют практические и исследовательские занятия, чтобы помочь детям развить способность распознавать буквы в различных печатных ситуациях.
ПРОИЗНЕСИТЕ ЭТО
По мере того, как дети осваивают печатные буквы, мы расширяем следующий важный навык, предшествующий обучению грамоте: знание букв и звуков. Благодаря постоянным практическим и исследовательским действиям дети научатся идентифицировать и понимать отдельные звуки букв, связанные с каждым из них.
СТРОЙТЕ ЭТО
Наши учителя оживляют обучение, знакомя детей с формами (формами и линиями) букв, которые они изучают, предлагая детям возможность построить каждую букву из различных материалов – бусинок, трубочистов, палочек, и более!
Часть этой программы для распознавания имен называется Кто я? В этой части нашей программы повышения грамотности мы познакомим наших Робинов с именами и попрактикуемся в идентификации их имен, создавая и записывая их имена. Эта программа разделена на три категории:
ПОСМОТРЕТЬ
Дети научатся узнавать свои имена в различных печатных источниках, играх, песнях и многом другом!
ЗАПОЛНИТЬ
Этот раздел нашей программы посвящен поиску отдельных букв в наших именах и правильной последовательности, в которой эти буквы стоят. Имя с помощью различных инструментов для рисования и письма.
РАСПИСАНИЕ ЭКСКУРСИИ
Дошкольники: от 3 до 5 лет
Темы развития
Дошкольный возраст — особенно увлекательный период в развитии детей. В эти годы дети обычно развивают речь, критическое мышление, социальные и игровые навыки в дополнение к физическому развитию. В этих областях возникает несколько тем.
Физическое развитие
Дети дошкольного возраста также учатся пользоваться своим телом. Им нужна физическая активность, чтобы научиться моторике, координации, скорости и равновесию.
Языковые навыки
В это время дети быстро развивают свои языковые навыки, обычно увеличивая свой словарный запас с 50-110 слов до более чем 2000. Чтобы способствовать этому развитию, взрослые должны вовлекать дошкольников в разговор, задавая им вопросы и поощряя их разговаривать. Родители также должны поощрять общение дошкольников с другими детьми.
Критическое мышление
Вы, наверное, слышали, как дети дошкольного возраста постоянно спрашивают «Почему?» в этом возрасте. Это потому, что они пытаются узнать больше о том, как устроен мир. В этом возрасте дети должны не только задавать вопросы, но и отвечать на них. Попробуйте задавать им открытые вопросы, например: «Как вы думаете, что будет дальше?» узнать больше о том, о чем они думают, и помочь им развить навыки критического мышления.
Играть
Дети этого возраста должны иметь возможности для творческого самовыражения через искусство, музыку и воображаемые игры. Предоставьте им время, пространство и материалы для реализации своих идей.
Социальные навыки
Дети дошкольного возраста должны освоить такие навыки, как умение делиться, брать на себя очередь, сопереживать и идти на компромисс. Многим из этих навыков можно научиться с помощью таких действий, как переодевание, совместное использование игровой площадки и игры.
Средства массовой информации и дошкольники
Средства массовой информации могут стать прекрасным дополнением к жизни дошкольников; однако важно знать, какие средства массовой информации и в какой степени являются уместными и неуместными на данном этапе разработки. Также важно отметить, что Академия педиатрии рекомендует родителям устанавливать для своих детей лимиты средств массовой информации в зависимости от конкретного ребенка.
Телевидение и кино
Существует ряд хорошо разработанных образовательных программ для дошкольников, в том числе «Улица Сезам», «Дора-путешественница» и «Соседство Даниэля Тайгера». Эти и другие шоу хорошо изучены и могут улучшить языковые навыки детей, навыки критического мышления и социальные навыки. Лица, осуществляющие уход, должны помнить, что некоторые телевизионные шоу и фильмы претендуют на образовательный характер без каких-либо исследований, подтверждающих эти заявления.
Хотя такие программы, как «Улица Сезам», хорошо изучены, помните о телевизионных шоу и фильмах, которые претендуют на образовательный характер, поскольку эти заявления не всегда соответствуют действительности. Кроме того, поскольку некоторые дошкольники могут быть неспособны отличить фантазию от реальности, они особенно склонны испытывать страх и/или замешательство по поводу сюжетной линии. Предварительный просмотр телепередач или фильмов поможет вам определить, будут ли они способствовать развитию вашего ребенка.
Родители также должны ограничить просмотр телевизионной рекламы, так как реклама может повлиять на предпочтения маленького ребенка в еде и может привести к ожирению. Наличие телевизора в спальне ребенка также может быть фактором риска ожирения и проблем со сном.
Печатные СМИ
Дошкольники, которые читают, имеют лучшие навыки грамотности, такие как чтение, правописание и понимание, в дополнение к лучшим навыкам устной речи. Как и в случае с другими типами мультимедиа, убедитесь, что книги, выбранные вашим ребенком, соответствуют его возрасту и не содержат изображений или картинок, которые могут напугать или расстроить вашего ребенка.
Музыка
Дошкольники, у которых есть возможность слушать музыку, играть на музыкальных инструментах или петь, имеют улучшенные языковые навыки. Музыкальные занятия также могут улучшить различные познавательные навыки маленьких детей. При выборе музыки убедитесь, что она соответствует возрасту, так как тексты песен могут негативно повлиять на настроение и поведение.
Социальные сети
Поскольку большинство популярных сайтов социальных сетей требуют, чтобы пользователи были в возрасте 13 лет и старше, дошкольники, скорее всего, не будут пользоваться социальными сетями. Есть некоторые сайты социальных сетей, созданные специально для детей, но обычно они рекомендуются для детей от 7 лет и старше.
Видеоигры
Некоторые видеоигры имеют рейтинг EC или Early Childhood ESRB, что означает, что игра подходит для маленьких детей; однако, как и в случае с телевидением, дошкольникам может быть трудно отличить фантазию от реальности, и даже игра «Раннее детство» может быть слишком страшной для вашего дошкольника. Выбирайте игры, которые подходят для социального развития вашего ребенка и поощряют движение, чтобы помочь физическому развитию вашего ребенка.
Мобильные медиа
Решение о том, давать ли ребенку мобильный телефон или планшет, зависит от уровня его самостоятельности в зрелом возрасте. Большинство дошкольников не будут готовы к собственным устройствам.