Разное

Как с детьми учить стихи: Как учить стихи с ребенком 3-7 лет? — Методика преподавания — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Как научить ребенка быстро учить стихи наизусть легко: 10 полезных советов (новогодние стихотворения для разучивания)

18 ноября День Рождения отмечает главный зимний волшебник нашей страны — Дед Мороз. Считается, что именно в этот день в его официальной резиденции —  Великом Устюге — осень окончательно передает свои права зимушке-зиме и морозы уже ощутимо пощипывают за нос. А еще это значит, что не за горами самый чудесный праздник — Новый Год — и подготовка к нему начинает идти полным ходом. Дедушка Мороз отправляется по городам нашей необъятной Родины, чтобы зажигать новогодние огни на елках с детишками, которые очень ждут доброго волшебника с подарками, пишут ему письма, и, конечно, учат для него стихи!

На самом деле, разучивать стихи с ребенком нужно и важно. Это расширяет кругозор малыша, тренирует его память, воспитывает любовь к поэзии, формирует общую нравственную культуру, развивает речь. Но не всем детям процесс запоминания рифмованных строчек дается легко. Кому-то и объяснять ничего не нужно, сам все запоминает и пересказывает, а кто-то учит долго, трудно и все равно забывает. Мы поделимся с вами, дорогие родители, простыми советами, которые помогут вашему ребенку запоминать стихи легко и с удовольствием.

1. Как можно раньше начинайте приучать малыша к ритмически организованной речи. Отлично подходят для этого всевозможные потешки, скороговорки, короткие стишки, песенки. Когда мама с колыбели начинает читать младенцу потешки и петь песни, малышу они запоминаются сами собой и его память тренируется естественным образом. К тому же рифмованные строки становятся чем-то понятным и привычным для крохи. Чаще пойте малышу и включайте ему детские песни. Скорее всего, вскоре он сам начнет подпевать и повторять стихи — даже до того как научится читать.

Детские четверостишия для самого первого заучивания: «Идет бычок, качается», «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишку на пол», «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю», «Гуси-гуси, га-га-га», «Я люблю свою лошадку», «Мишка косолапый по лесу идет» и многие другие.

2. Чаще рифмуйте слова в быту, пусть это будут даже совсем примитивные и смешные рифмы. Например, «Маша утром ела кашу», «если сядешь на горшочек, дам тебе конфет мешочек», «сварим мы сейчас картошку, всех накормим, даже кошку». Используйте их, общаясь с малышом, придумывайте на ходу.

3. Прежде чем разучивать стихотворение, сами прочитайте его ребенку с выражением, с нужной интонацией. Расскажите об авторе этих строк, вместе рассмотрите иллюстрации в книжке. Поинтересуйтесь, что было непонятно малышу, поясните значение тех или иных слов. С ребенком постарше обсудите, о чем или о ком этот стишок, что мы чувствуем, когда его читаем (нам весело и радостно или мы огорчены, мы удивляемся, нам кого-то жаль, мы чего-то ждем, нам спокойно или тревожно и т.д.) Задавайте наводящие вопросы. Такой подход хорошо подготовит малыша к правильному восприятию поэтических текстов.

4. Нарисуйте или инсценируйте стихотворение. Дети очень любят рисовать — предложите малышу изобразить то, о чем вы с ним прочитали. Также можно попробовать сделать несколько зарисовок — своего рода план стихотворения — и по этим картинкам в дальнейшем его запоминать. Такая игра в художников-иллюстраторов подключает зрительную память. Не только читайте, но и показывайте каждую строчку. Можно привлечь к постановке и других членов семьи — вместе веселее!

5. Превратите заучивание в веселую игру. Вы произносите строчку из стихотворения и бросаете малышу мячик, он ее повторяет и кидает мячик вам обратно. Когда стишок запомнится, можно бросать мяч на каждое слово, но в этом случае ребенку нужно не повторять за вами, а произносить следующее слово из стихотворения. Например, для стишка «Идет бычок, качается» это будет выглядеть так. Вы говорите «Идет», бросаете ребенку мяч, он говорит «бычок» и перекидывает мячик вам обратно. Играя, малыш и сам не заметит, что выучил стихотворение!

6. Стихотворение в качестве подарка ребенку учить интереснее, будь то подарок бабушке на юбилей или Деду Морозу на Новый Год. Как правило лишь годам к 7-8 дети понимают, что это можно делать и для собственного удовольствия. Но из каждого правила бывают исключения. Вполне возможно, что ваш малыш очень рано начнет декламировать рифмы и без всякого повода.

7. Подбирая стихи, учитывайте темперамент вашего крохи. Для энергичных, активных непосед подойдут бодрые, веселые и ритмичные строчки, а для спокойных малышей — размеренные и плавные.

8. Играйте в игры, развивающие память и внимание, расширяющие словарный запас

. Например, «Ассоциации». Вы называете слово и предлагаете ребенку подобрать 5 слов, которые сразу приходят ему на ум. Или поиграйте в игру «Что пропало?» — поставьте перед ребенком несколько игрушек, затем попросите его отвернуться, одну спрячьте. Пусть малыш скажет, какой игрушки не хватает. Игр множество, выбирайте такие, которые подходят по возрасту вашему ребенку (например, с малышом постарше можно поиграть в рифмы).

9. Никогда не принуждайте ребенка к заучиванию. Знакомство с поэтическим словом должно быть радостью для малыша, а не тяжкой и досадной необходимостью.

10. Ребенок выучил стихотворение, но быстро его забыл? Постарайтесь сохранить интерес малыша к нему. Читайте стишок от лица различных сказочных или мультяшных персонажей, ведь у каждого из них свои особенности, характер и манера поведения — а значит, и речи.

Вот и все несложные рекомендации. Следуя им, вы сможете без особенных усилий привить вашему чаду любовь к поэзии, рифмам, научить замечать вокруг себя прекрасное, сформировать четкую и выразительную речь. Эти качества и навыки помогут ребенку не только в школе, но и в его дальнейшей жизни.  

Чаще всего дошкольники учат стихи наизусть именно к Новому Году, чтобы прочитать их на детском утреннике, семейном празднике или новогоднем представлении для Деда Мороза. Порой и родителям, и педагогам бывает непросто подобрать детям стихотворения для чтения и заучивания — ведь недостаточно найти просто «стишки о зиме», они должны быть легкими, добрыми, волшебными, не слишком сложными для детей, оригинальными. Ребенку должно быть интересно и приятно их учить. На помощь приходит замечательная книга о календарных праздниках и временах года от издательства «Планета» — «Здравствуй, Зимушка-Зима!».

В ней вы найдете множество коротких стихотворений о зиме и зимних праздниках — на любой вкус. Есть стишки забавные, веселые, смешные. Есть более лиричные и трогательные. Стихотворения о зимней природе, животных, новогодней елочке, праздничной атмосфере. Но все они без исключения — очень добрые, сказочные, увлекательные. Книга дополнена иллюстрациями для раскрашивания — так ребенку, как мы уже упоминали выше, интереснее и проще выучить стишок.

Издательством «Планета» были выпущены сборники не только о зиме, но и о других временах года — весне, лете, осени. Представленные в них стихотворения знакомят детей с природой, окружающим миром, профессиональными и государственными праздниками, развивают воображение и образное мышление.

Это незаменимый материал для родителей, воспитателей и методистов.

Из-под пера авторов представленных в этих книгах стихотворений — Светланы Сон, Елены Анохиной и Натальи Ивановой — вышло множество детских сказок, загадок, сборников и публикаций в журналах. Поэтессы пишут легким и доступным языком. Их ритмичные и позитивные строчки подарят отличное настроение и порадуют не только детей, но и взрослых.

Как учить стихи с ребёнком: полезные советы

Актуальное

Про­стые, но эффек­тив­ные советы, как помочь ребенку выучить стихотворение.

Совет 1. Найдите непонятные слова

Прежде, чем начать заучи­ва­ние, взрос­лый, кото­рый будет учить сти­хо­тво­ре­ние с ребен­ком, дол­жен сам про­чи­тать его с выра­же­нием. Затем сле­дует обя­за­тельно найти в тек­сте незна­ко­мые или непо­нят­ные малышу слова и объ­яс­нить их. Спро­сите его, о чем гово­рится в этой или иной строчке? Когда все слова будут разъ­яс­нены, сти­хо­тво­ре­ние нужно про­чи­тать еще раз. При­сту­пайте к заучи­ва­нию только после такой пред­ва­ри­тель­ной работы.

Совет 2. Увеличивайте объем постепенно

Возь­мите для пер­вого раза сти­хо­тво­ре­ние, строки кото­рого состоят из 3–4 слов. Для начала подой­дёт дву­сти­шье или чет­ве­ро­сти­шье. Позже можно брать сти­хо­тво­ре­ния боль­шего раз­мера, делить его на чет­ве­ро­сти­шия и заучи­вать по порядку. В пер­вый час два чет­ве­ро­сти­шия. Потом сле­ду­ю­щие два. Именно по два, а не больше.

Совет 3. Визуализируйте стихотворение

Визу­а­ли­зи­руйте сти­хо­тво­ре­ние. Помо­гите ребёнку пред­ста­вить про­ис­хо­дя­щее, рас­ска­жите о деревне, в кото­рой жил малень­кий маль­чик «мужи­чок с ного­ток», о том, как его отцу тяжело было про­кор­мить боль­шую семью, о лютом морозе. Также сти­хо­тво­ре­ние можно нари­со­вать – в виде сим­во­лов или сде­лать иллю­стра­цию к тексту.

Совет 4. Подключите эмоции

Заучи­вать сти­хо­тво­ре­ние сле­дует эмо­ци­о­нально и с выра­же­нием, – такова дет­ская при­рода! В про­тив­ном слу­чае, оно будет лишено для ребенка смысла. Неко­то­рые вос­пи­та­тели в дет­ских садах при­учают детей к невы­ра­зи­тель­ной манере чте­ния сти­хов. Ребя­ти­шек в группе много, и кол­лек­тив­ное заучи­ва­ние невольно пре­вра­ща­ется в моно­тон­ное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это непра­вильно! Учить сти­хо­тво­ре­ние лучше инди­ви­ду­ально, так что помните об этом и дер­жите ситу­а­цию под кон­тро­лем. Малыш, не про­ник­шийся кра­со­той сти­хо­твор­ной лите­ра­тур­ной формы в дет­стве, став взрос­лым, вряд ли будет часто обра­щаться к поэзии.

Совет 5. Переведите рифму в прозу

Если ребёнку трудно даётся заучи­ва­ние рифм, пере­ве­дите сти­хо­тво­ре­ние в прозу. Про­чи­тайте ему про­из­ве­де­ние цели­ком и попро­сите рас­ска­зать о чём в нём гово­риться. Можно помочь, зада­вая наво­дя­щие вопросы. Таким обра­зом, сфор­ми­ру­ется смыс­ло­вая после­до­ва­тель­ность. После такой обра­ботки заучи­ва­ние сти­хо­тво­ре­ния прой­дёт легче и быстрее.

Совет 6. Нарисуйте стихотворение

Нари­суйте с ребен­ком сти­хо­тво­ре­ние. Чет­ве­ро­сти­шие за чет­ве­ро­сти­шием. И вовсе не обя­за­тельно созда­вать шедевры изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства. Доста­точно будет схе­ма­ти­че­ских рисун­ков. Сна­чала рисуем, а потом рас­ска­зы­ваем сти­хо­тво­ре­ние по кар­тин­кам. В общем, поиг­райте в иллю­стра­то­ров. Этот метод хорош тем, что к про­цессу запо­ми­на­ния под­клю­ча­ется зри­тель­ная память.

Совет 7. Поиграйте в театр

Инсце­ни­руйте сти­хо­тво­ре­ние. Каж­дую строчку про­из­ве­де­ния можно не про­сто читать, а еще и пока­зы­вать. Если дей­ству­ю­щих лиц много, можно при­влечь к пред­став­ле­нию всех чле­нов семьи.

Совет 8. Используйте диктофон

Сей­час в каж­дом теле­фоне есть встро­ен­ный дик­то­фон. Сде­лайте ауди­о­за­пись сти­хо­тво­ре­ния, про­чи­тан­ного ребен­ком, а затем вклю­чите запись и дайте ему про­слу­шать. Так, вы под­клю­чите к про­цессу слу­хо­вую память, и зна­чи­тельно повы­сите шансы ребенка запом­нить те строки, кото­рые никак не поддаются.

Совет 9. Разрежьте стихотворение на строчки

Раз­режьте сти­хо­тво­ре­ние на строчки. Это спо­соб закре­пить выучен­ный стих в памяти, пере­ве­сти его из памяти крат­ко­вре­мен­ной в дол­го­вре­мен­ную. Нужно рас­пе­ча­тать сти­хо­тво­ре­ние на листе бумаги или про­сто напи­сать. Глав­ное чтобы шрифт был круп­ным. А потом взять и раз­ре­зать стих на отдель­ные строки. Пере­ме­шать и пред­ло­жить ребенку выло­жить строчки в нуж­ном порядке.

Совет 10. Повторяйте выученное

Вме­сте с ребен­ком повто­ряйте выучен­ное сти­хо­тво­ре­ние через про­ме­жу­ток вре­мени: перед сном, на сле­ду­ю­щий день, через неделю. Только не стоит делать это в виде экза­мена: «А ну-ка, рас­скажи, я посмотрю, как ты запом­нил». Гораздо эффек­тив­нее, если вы пред­ло­жите рас­ска­зать вме­сте папе, бабушке, соседке, или если Вы нач­нете рас­ска­зы­вать, а потом «забу­дете» и попро­сите ребенка помочь.

Совет 11. Не откладывайте заучивание

Не откла­ды­вайте заучи­ва­ние сти­хо­тво­ре­ний до школы. Начи­нать учить сти­хо­тво­ре­ния наизусть жела­тельно не позже 3–4 лет.

Совет 12.

Делайте перерывы

Делайте пере­рывы для отдыха, чтобы одно­об­раз­ное заня­тие не наскучило.

Совет 13. Никакого насилия!

Не застав­ляйте ребенка и не нака­зы­вайте за неудачи.

Совет 14. Учитывайте индивидуальные особенности

Выби­райте сти­хо­тво­ре­ние в соот­вет­ствии с воз­рас­том и тем­пе­ра­мен­том ребенка. Шалу­нам лучше пред­ла­гать для запо­ми­на­ния стихи рит­мич­ные, весе­лые, дет­кам спо­кой­ным – раз­ме­рен­ные, плавные.

Совет 15. Учите с целью

Пона­чалу учите сти­хо­тво­ре­ние в каче­стве подарка: для мамы, бабушки или, напри­мер, к при­ходу Деда Мороза.

  • 16 тыс. 0