Разное

Современное детство: Что такое современное детство? //Психологическая газета

Содержание

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

Вряд ли кто-то захочет оспорить тот факт, что современное детство сильно отличается от нашего, каким оно было 30 лет назад. Кроме того, что деревья были выше, а трава зеленее, мир за это время в принципе очень сильно изменился. Чем сегодняшние дошкольники отличаются от нас в их возрасте и почему нам кажется странным то, что нравится им, рассуждают наши эксперты, психологи Анна Скавитина и Нина Шкилева.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Нина Шкилева, детский психолог психоаналитического направления, педагог раннего развития

Дети разных поколений очень сильно отличаются друг от друга. Наши бабушки и дедушки удивлялись голосу из радиоприемника, мамы и папы бегали вместо уроков в кинотеатр, мы обводили ручкой мультики в газетной тв-программе, а наши дети сами выбирают, что смотреть и даже сами записывают любимые передачи на видео. Родителям часто кажется, что «раньше было лучше», а современные мультфильмы и детские программы гораздо хуже, чем те, что были созданы 30 лет назад. Это обусловлено не только вечным конфликтом отцов и детей, но и тем, что наши дети совершенно не похожи нас в их возрасте.

У них другой темп

Современный дошкольник за неделю может получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев.

Они живут в этом ритме, им гораздо труднее ждать. Они не могут слоняться без дела, смотреть часами в окно на падающий снег и проезжающие машины, и выдерживать паузы в диалогах героев мультфильма или долгие заставки.

Да, в их любимых мультиках всё мелькает и прыгает, собственно, как и в их жизни.

Их жизнь более насыщена и наполнена информацией

Быт современных детей организован по-другому. Стоит только выйти на улицу, как город мгновенно обрушивается на нас, атакует все анализаторы. Картинки, тексты, голоса и музыка, люди и транспорт — все это постоянный поток, в котором нужно ориентироваться, и наши дети это могут, для них это привычно. Поэтому сюжеты, интересные им, могут быть более сложными и насыщенными, чем наши любимые мультфильмы.

К ним предъявляются другие требования

Причем как родителями, так и школой. Это 20 лет назад можно было не уметь читать и писать в 7 лет, в школе учили всему. Сегодняшний первоклассник должен знать и уметь очень многое, и в том числе именно поэтому появилось так много развивающих программ и мультфильмов. Да, дошкольники могут все это запомнить и освоить, им интересны динозавры и устройство бытовых приборов, и им это правда пригодится уже очень скоро, почти сейчас.

Они меньше общаются со сверстниками

Это в нашем детстве обычным делом было​ на целый день убежать во двор с ключом на шее. Современным детям не только развлечения, но и друзей выбирают родители. И это, конечно, только полезные события и «правильные» мальчики и девочки.

Поэтому, с одной стороны, становятся интересными истории про конфликты, победы над монстрами и выходы из трудных ситуаций, так как в реальности этот аспект отношений уменьшается, а иметь дело с этой частью жизни для ребенка очень важно. С другой стороны, детям нравятся истории про простые бытовые ситуации, случающиеся, например, в детском саду или на площадке.

Возможно, в реальности это происходит недостаточно часто, чтобы стать понятным и освоенным.

Они живут в мире с изменившимися ценностями и нормами

В современных мультфильмах можно встретить сюжеты про расставание родителей или про усыновление детей, про толерантность к различиям. И для наших детей это может быть так же важно, как истории про дружбу и справедливость из нашего детства. При этом, они, кстати, также могут быть актуальны.

Важно помнить, что когда мы говорим о том, что современным детям не подходят советские мультики, это не значит, что они не могут им понравиться, и их совсем не нужно смотреть. Идея в том, чтобы не отказываться от новых продуктов для детей, которые могут быть не близки современным взрослым.

Читайте также:

Почему иногда полезно смотреть мультики: 4 простых примера

Личный опыт: мой ребенок учится в Англии

Текст: Анна Скавитина, Нина Шкилева

Фото: Dmitry Naumov/Sunny studio/Shutterstock.com

Анна Скавитинапсихологиятелевидениеразвитие

Современное детство: какое оно — mama.ru

Статусы, фото и картинки, посвященные советскому детству, вызывают у нынешних родителей ностальгию и горькое «А вот сейчас…». И дальше идет речитативом: соцсети, смартфоны, не читают, не любят природу, потерянное поколение, вот мы в их возрасте… Свалить все на растлевающее влияние прогресса – проще простого. Во времена нашего детства эту роль с блеском играла «плохая компания», помните? «Мой Петенька – золото, добрый и послушный. Это на него дружки так влияют, двоечники-бездельники», – причитали матери местных хулиганов. А значит и Петенька ни при чем, и ответственность с себя можно снять. Ну, что тут сделаешь?

Не надо идеала

С гаджетами зачастую то же самое: в наше время их не было, все сплошь ходили в библиотеки, играли в резиночки и собирали металлолом. А вот сейчас… И все – ситуация объявляется безнадежной, а мама уходит, заметьте, не в библиотеку или за металлоломом, а в соцсеть – лайкать картинки с советскими школьниками, играющими в классики.

А ведь для начала хорошо бы вспомнить свое собственное детство. Так, по-честному, без лубка и идеализации. Да, были резиночки и казаки-разбойники. Но были и карты, сигареты тайком и матные анекдоты, которые травили «взрослые» шести-семиклассники. И они, положа руку на сердце, не очень-то читали книги. Да, мы смотрели добрые мультфильмы про Карлсона и дядю Федора. А «Санту-Барбару» и «Просто Марию», когда они только появились – разве нет? Да, мы ценили друзей не за смартфоны – их не было. Но разве не мы же чуть позже собирались у одноклассника поиграть в невероятно крутые Денди и Сегу, просиживая часами за виртуальными битвами?

Всегда были те, кто строил скворечники и переводил бабушек, и те, кто мусорил в подъездах и бил лампочки. Как и сейчас множество детей занимаются спортом и танцуют, пишут рецензии и эссе, учат языки и помогают старшим. А проблемы – они не в современном мире, а внутри семьи, ребенка, школьного коллектива. И если начать с них, эффект будет куда лучше.

Профилактические меры

Но проблему компьютерной зависимости никто не отменял. Да, много школьников и подростков буквально живут в виртуальной реальности. Часто – в ущерб реальности обычной. Что можно сделать, чтобы это предотвратить?

1. Отсутствие проблем с общением и самореализацией

Психологи говорят, что часто в связке «не интересует реальный мир» и «сидит за компьютером сутками» родители путают причинно-следственную связь. Гаджет – не злобный маг и чародей, способный превратить умненького, активного общительного и веселого ребенка в бледного Кащея, чахнущего над смартфоном. Зависимость и нездоровое пристрастие начинается с проблем в реальном, не компьютерном мире. Нет интересов, не получается найти общий язык с ровесниками, одолевает чувство одиночества – и ребенок прибегает к самому простому и доступному средству занять себя. И начинать надо не с сейфа, где хранятся ноутбуки, а с разговора и решения внутренних проблем.

С малышами, которые цепляются за мамин телефон и требуют игрушку, зачастую то же самое: ребенка не учат играть, познавать мир, рисовать, а чтобы не мешал, занятая мама дает «на пять минуточек» такую интересную штуку с волшебным экранчиком. А потом, месяц-другой спустя, сокрушается: «Что делать? Как отучить?». Ответ – не просто не приучать, а показать альтернативу. Действительно интересную,  а не «займись же чем-нибудь!».

2. Отсутствие запретного плода

Есть, есть такие дети – немного, но все-таки. Им из принципиальных соображений не покупают «эту пошлую Барби» или «эту ужасную кофточку со стразами», а потом – жестко ограждают от гаджетов. Телефон – чтобы звонить! Возьми старый папин и не возмущайся. Они не возмущаются и даже поддакивают: да, конечно, а вот Маше подарили айфон, и она им так гордится, было бы чем. Дети вообще часто говорят то, что мы хотим услышать. А на перемене хвостиком ходят за машей-сашей-пашей, в надежде, что им дадут поиграть.

Когда взрослый принципиально отказывается от перепотребления и модных вещей, это его выбор. Когда навязывает ребенку – это опять его, взрослого, выбор. И создание очередной детской мечты, запретной и сладкой. Вспомните, что чаще всего, получив самостоятельность, срываются именно домашние девочки, которым надо было дома быть «ровно в девять».

3. Последовательность

Посмотрите, что делают и говорят родители: «Прочитай 20 страниц, потом пущу за компьютер». «Будешь хорошо учиться – получишь планшет на окончание года». Чему здесь присвоен статус скучной обязаловки, а чему – статус награды?

И откуда говорит это большинство пап и мам? Из-за экрана монитора или уткнувшись в планшет. Мы говорим о том, как прекрасен мир вокруг, как хорошо ходить в гости и гулять, а сами заходим разве что на чьи-то странички. А ведь то, что ребенка учат не слова, а родительский пример – прописная истина.

Помогите чаду найти баланс между пользой и развлечением, между виртуальным и реальным – на собственном примере. Ведь новые технологии дают массу полезных и интересных возможностей: искать книги и фильмы, смотреть картины любой из мировых галерей, создавать свои фото. Перефразируя известный афоризм, тот, что про деньги, гаджеты – плохой господин, но хороший слуга. Не лучшая цель, но во многих случаях – отличное средство.

Марина Беленькая

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

Мы в соцсетях

Расцвет «современного» детства | История детства: очень краткое введение

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический История детства: очень краткое введение Очень краткое введение Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический История детства: очень краткое введение Очень краткое введение Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Мартен, Джеймс,

‘Рост «современных» детства

,

История детства: очень короткое представление

, очень короткие представления

(

, Нью -Йорк,

2018;

онлайн EDN,

. Oxford Academic

, 27 сентября 2018 г.

), https://doi.org/10.1093/actrade/9780190681388.003.0004,

, по состоянию на 26 января 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический История детства: очень краткое введение Очень краткое введение Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический История детства: очень краткое введение Очень краткое введение Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

К концу девятнадцатого века американцы и западноевропейцы пришли к определенному определению «современного» детства, в котором дети могут ожидать ряда вещей: что их детство и юность продлятся в подростковом возрасте, что их школьное образование будет выходить за рамки базового образования, что многие из социальных и экономических ресурсов их семей будут направлены на их счастье и заботу, и что они будут все больше интегрироваться в развивающуюся культуру потребления.

«Возвышение «современного» детства» рассказывает о влиянии рабовладельческого хозяйства и колонизации на детство, работающих детей и эксплуатации детей во время промышленной революции, а также о том, как доступ к образованию стал одной из отличительных черт «современного» детства.

Ключевые слова: класс, смерть, образование, семья, здоровье, промышленная революция, грамотность, бедность, раса, рабство, технология

Предмет

Социальная и культурная история Изучение детства Раннее детство и начальное образование

Серия

Очень краткое введение

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок.

Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Детство — современная западная концепция детства — семья, определение, развитие, дети и взрослые

Детство не всегда определялось и переживалось одинаково во всех обществах. Современная западная концепция детства исторически и культурно специфична. Филипп Арьес (1962) был одним из первых, кто предположил, что детство — это современное открытие. Он утверждал, что в средние века дети, вышедшие из младенчества, считались взрослыми в миниатюре; они одевались как взрослые и разделяли работу и досуг взрослых. Не предполагалось, что у детей есть потребности, отличные от потребностей взрослых, и они не были ограждены от каких-либо аспектов взрослой жизни. Знание половых отношений не считалось для них вредным, а публичные казни представляли собой зрелище, в котором участвовали люди всех возрастов. Однако, утверждая, что понятия детства не существовало до современности, Арьес преувеличивал свои доводы (см. Pollock 1983; Арчард 1993). Суламифь Шахар (1990) предполагает, что средневековые мыслители считали маленьких детей менее развитыми в своих умственных и моральных способностях, чем взрослые. Из собственных свидетельств Арьеса ясно, что дети не всегда выполняли ту же работу, что и взрослые, и что они занимали особое место в обществе.

Дэвид Арчард (1993) проводит здесь полезное различие между концепцией детства и концепцией детства. Концепция детства требует только того, чтобы дети каким-то образом отличались от взрослых; концепция влечет за собой более конкретные представления об особенностях детей. Существование понятия детства в прошлом не означает, что эти люди разделяли современное представление о детстве. Средневековые писатели представляли детство несколько иначе, чем сегодня. Они останавливались на статусе и обязанностях детей, а также на правах, предоставляемых им на разных стадиях зрелости (Шахар 19).90). Детство определялось прежде всего как социальный статус, а не как психологический этап развития. Отношение к детям начало очень медленно меняться в шестнадцатом и семнадцатом веках, затрагивая сначала мальчиков из высших слоев общества, а затем их сестер (Ariès, 1962; Pinchbeck and Hewitt, 1969). К девятнадцатому веку дети из среднего класса были прикованы к дому и школе, но многие дети из рабочего класса продолжали работать и вносить свой вклад в поддержку своих семей (см.

Davin 1990; Pinchbeck and Hewitt 19).73). Однако постепенно дети в целом вытеснялись из мира труда взрослых, и период зависимого детства удлинялся.

Как историки, так и антропологи утверждают, что современные западные общества проводят необычайно четкое различие между детством и взрослой жизнью (Ariès, 1962; Benedict, 1938; Mead and Wolfenstein, 1955). Западные дети по закону и условностям исключены из многих аспектов взрослой социальной жизни. Они проводят большую часть своего времени либо в своих семьях, либо в учреждениях, предназначенных для ухода за ними, их обучения или развлечения отдельно от взрослых. Поэтому они мало контактируют со взрослыми за пределами круга семьи и друзей, за исключением специалистов по уходу за детьми. Многие специальные приспособления, сделанные для детей, служат для того, чтобы подчеркнуть их отличие от взрослых: их одежда, игрушки, игры, песни и книги, даже цвета их спален. С детьми обращаются не просто как с неопытными членами общества, а как с качественно отличными от взрослых.

Детство также рассматривается как процесс развития во взрослую жизнь. В девятнадцатом веке детство стали рассматривать как ряд стадий развития, определяющих характер взрослой личности. И Арчард (1993), и Николас Роуз (1989) отводят решающую роль в настоящее время зарождающейся дисциплине психологии. Роуз утверждает, что, сделав его объектом научного исследования, психология сконструировала или изобрела детство и заявила о своем особом опыте в категоризации детей, измерении их способностей, управлении ими и воспитании их — и с тех пор делает это (Роуз 19).89).

Жизнь в обществе, где детство рассматривается как ряд стадий развития, оказывает на детей особое влияние. Например, школьное обучение организовано как ряд возрастных ступеней, а это означает, что дети не только относительно отделены от взрослых, но и от детей разного возраста. Сами дети усваивают представления о том, что подходит людям их возраста, и могут попытаться на этой основе договориться о конкретных свободах или привилегиях. Такой порядок жизни детей также влияет на то, чего они способны достичь. Утверждалось, что ограничение детей учреждениями с возрастной градацией может помочь построить те самые стадии развития, которые рассматриваются как универсальные черты детства (Skolnick 19).80; Арчард 1993). Для ребенка часто считается неприемлемым вести себя как старший, поэтому термин не по годам развитый стал оскорблением. Возрастная классификация может помочь детям оставаться ребячливыми. Исторические и антропологические данные свидетельствуют о том, что дети в других обществах и в прошлом были гораздо более независимыми и способными позаботиться о себе, чем западные дети сегодня (Jackson, 1982).

Представление о детстве как о фазе развития означает, что детство обычно считается важным в основном с точки зрения его последствий для взрослой жизни. Это, как указывали ряд исследователей, очень ориентировано на взрослых (Leonard 19).90; Торн 1987; Вакслер, 1986). О детях думают как о неполноценных взрослых, чей опыт не заслуживает изучения сам по себе, но только в той мере, в какой он представляет собой обучение для взрослой жизни. Теории развития предполагают, что дети в разном возрасте обладают разными способностями, однако детей часто характеризуют как полные противоположности взрослых: дети зависимы, взрослые независимы; дети играют, взрослые работают; дети эмоциональны, взрослые рациональны. Кроме того, определения как детства, так и взрослой жизни являются гендерными. Модели идеальной взрослой жизни часто на самом деле являются моделями мужественности, так что часто существует соответствие между качествами, которые считаются детскими, и теми, которые считаются женскими, такими как эмоциональность, и, наоборот, теми, которые считаются взрослыми и мужскими, такими как рациональность (Jackson 19).82; Торн 1987).

Определение детства как этапа развития и психологического состояния маскирует тот факт, что это все-таки социальный статус. Поскольку детство определяется как стадия или состояние недееспособности, считается, что дети неспособны осуществлять права взрослых. Ведутся серьезные споры о том, оправдано это предположение или нет, и о том, какие права подходят детям (см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *