Содержание
Социальное развитие детей дошкольного возраста | Консультация (старшая группа) на тему:
Дошкольный возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?
Что такое социальное развитие дошкольника?
Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.
Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.
Общение — ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.
Социальное воспитание дошкольника
Социальное воспитание — основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.
В раннем детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.
Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.
Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят дети, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения — приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.
Социальное воспитание дошкольника — это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям. Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными. Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.
Социальное воспитание дошкольников — это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.
Социальное развитие в детском садуПоскольку в своем большинстве родители — люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.
Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития детей, охватывающие их деятельность в детском дошкольном учреждении.Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учиться сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае — группы детского сада.Если ребенок посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.
Ребенок доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!» — такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для ребенка. Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть поведение воспитателя служит для ребенка образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя — руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.
Социальное развитие ребенка в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве. Словом, социальное развитие ребенка — это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений — учебе в школе.
Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»
В cтатье раскрывается сущность социального развития дошкольника, его включение в систему общественных отношений. Описывается процесс социально личностного развития дошкольников, который включает различные виды деятельности, отличаются выдвигаемые требования, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях и обязательный минимум содержания программы (проекта стандарта дошкольного образования), разъясняются задачи, стоящие перeд педагогами.
This article deals with content of the social development of the pre-scool pupils, their includinq of the public relations. Process of the social-personal improvement, wich includes various types of activities is described in the article. Requiment realized in pre-scool proqrammes (standards of the pre-scool education), teachers aims are discussed in the article, too.
Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
— трудовых навыков;
— знаний;
— норм, ценностей, традиций, правил;
— социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей.
Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных учреждениях — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния, помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию положительных качеств у подрастающего поколения. Одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждениях является социально-личностное воспитание дошкольников. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они являются субъектами собственного обучения.
Исходя из этого, мы ставим перед собой цели, которые позволяют развить у каждого ребенка:
творческое начало, воображение, изобретательность;
умение договариваться. взаимодействовать друг с другом;
способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
способность ставить проблемы и находить их решение;
неравнодушие к проблемам общества, страны, окружающей среды.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.
Для качественного развития процесса социализации выделяются следующие направления:
— работа с детьми;
— взаимодействие с родителями;
— работа с педагогами.
При этом в работе с детьми особое внимание надо обратить на следующие аспекты:
— адаптация детей раннего возраста;
— совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств) в старшем дошкольном возрасте;
— выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах.
В силу малого жизненного опыта ребенок понимает социальный мир по-своему. Вот некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми:
Дети очень наблюдательны и любознательны. Многое замечают. Задают вопросы. Иногда сами делают умозаключения и не обязательно правильные. Особенно трудно детям оценить поведение людей: взрослых и детей. Например, мама ругается с соседями, не сдержанна в выражениях и дочка поступает точно также, так как считает, что поступает верно. Социальный опыт приобретается ребенком в общении. Общение предполагает понимание людьми друг друга. В каждой группе детского сада разворачивается сложная картина детских отношений. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются детьми.
С детьми раннего возраста, как в младших группах детского сада, так и в других возрастных группах должны использоваться:
— адаптационные игры, помогающие на телесно- и предметно-игровом уровнях формировать доверительные взаимоотношения детей со взрослыми, вызывать интерес к действиям взрослого, учить ориентироваться в игровом помещении, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;
— а также игры, направленные на социальное развитие, формирующее эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками и вызывающие положительные эмоции к партнеру по игре.
Учитывая, что ребенок проводит большую часть времени в детском саду, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, отзывчивые, чуткие, внимательные педагоги. В связи с этим, необходимо придавать важное значение психопрофилактической работе, в рамках которой должны организовываться как индивидуальные, так и групповые беседы.
Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности:
— игровая деятельность — дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
— исследовательская деятельность — дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
— изобразительная деятельность — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
— предметная деятельность — удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
— наблюдение — обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
— коммуникативная деятельность — объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
— проектная деятельность — активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
— конструктивная деятельность — дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.
Как происходит социально-личностное развитие детей?
Основная работа по данному направлению осуществляется в течении всего времени пребывания детей в детском саду. Совместная деятельность педагога с детьми начинается с утреннего кругового сбора, где он устанавливает эмоциональный контакт, обогащает словарный запас, учит детей взаимодействию друг с другом, каждому ребенку предоставляется возможность высказаться о прошедших значимых событиях, о накопленной информации по выбранной теме. Очень важный момент на сборе — это дидактическая часть, здесь дети вместе с педагогом планируют свою деятельность в центрах активности. В центрах активности они взаимодействуют друг с другом: общаются, конфликтуют, учатся договариваться, планируют дальнейшую деятельность, все это ведет к достижению поставленной цели.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с детьми в виде совместной деятельности с взрослыми способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Для качественного развития социализации детей важным аспектом является микроклимат группе. В свою очередь, для улучшения микроклимата необходимы выявление и коррекция межличностных взаимоотношений. Уже в средней группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы, другие менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.
Следующим важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния — это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха.
На занятиях с детьми происходит их знакомство с эмоциями. Мы учимся различать эмоции по определенным признакам (например. глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт — чувство страха и т. д.).
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики, работая по новым воспитательно-образовательным программам, какими бы хорошо разработанными и обеспеченными они не были, испытывают значительные трудности в реализации именно направления социально-личностного развития детей. На наш взгляд причины этого сводятся к следующему:
Во-первых, человек изменяется вместе с окружающей действительностью, но совсем не так стремительно, как мир. Взрослые, даже понимая, что в новых условиях надо менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, далеко не всегда в состоянии это сделать. Подрастающее же поколение воспринимает реалии жизни как данность. В этом различии взрослых и детей, видимо, кроется сегодня самая большая проблема. Ибо воспитывать должны взрослые, среди которых большинство не вписываются органично в современную жизнь.
Во-вторых, социально-личностное развитие детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.
В-третьих, новый подход к социально-личностному развитию детей в нашем обществе и осознанная работа в этом направлении предполагают понимание педагогами сущности процесса социализации, а также сложнейших психогенных механизмов и их роли в развитии личности.
В-четвертых, не все современные вариативные программы развития и воспитания детей дошкольного возраста дают четкие методические рекомендации по реализации данного направления работы.
Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время, имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве.
На что же должна быть направлена деятельность педагога с целью реализации социально-личностного развития дошкольников. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.
Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге.
Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета. Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице. Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т. п.
Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в дошкольных образовательных учреждениях, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников.
«Программа дошкольного образования (куррикулум) в Азербайджанской Республике»(3–6 лет) была подготовлена на основе «государственного стандарта и программы дошкольного образования», подтвержденного решением № 137 Кабинетов Министров Азербайджанской Республики 16 июля 2010-го года. Утвержденным 10 июля 2012 года Кабинетом Министров АР документ относится ко всем дошкольно образовательных учреждениях, действующим на территории Азербайджанской Республики, независимо от их подчинения и гражданской формы. В документе даны стратегии обучения и механизмы оценивания для реализации принятых стандартов.
При подготовке куррикулума дошкольного образования руководствовались следующими принципами:
— обращение к детям;
— целенаправленность;
— стремление к развитию;
— интегративность;
— создание одинаковых условий для каждого ребенка;
— учитывание национальности;
— необходимость подготовки детей к школьному образованию.
В блоке cоциальное развитие дошкольников обрашаются внимание на социальные и эмоциональные качества ребенка.
Социальные и эмоциональные качества развиваются у дошкольников воедино. Ребенок контролирует свою эмоциональную сферу именно на основе норм социальной среды, в которой он живет. Посредством социально-эмоционального развития у детей формируются такие моральные качества, как положительное отношение к людям, заботливость, доброта, взаимопомощь, сочуствие и т. д. Дети осваивают первичные способности, применяемые в игре, трудовой деятельности, в коллективном поведении. С помощью коммуникации в различных видах совместной деятельности обеспечиваются межличностные отношения, взаимодействие и взаимопонимание. Коммуникация становится основным методом в формировании ребенка как социальной личности.
Основные принципы организации процесса социального воспитания
— индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;
— воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
— развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
— развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения. присвоения культурного опыта саморазвития человечества;
— становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики. Это аксеологический, культурологический, гуманистический, антропологический, синергетический, полисубъектный, системно-структурный, комплексный, деятельностный, средовой подходы.
А сейчас разберем конкретные задачи по социально-личностному развитию дошкольников для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям.
В среднем дошкольном возрасте развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, стремиться к общению и взаимодействию, расширять представления об окружающем мире.
В старшем дошкольном возрасте обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях, уметь «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации.
Усвоение ребенком социального опыта, происходит не только в общении, но и в совместной деятельности с другими людьми по освоению предметного мира. На протяжении всего процесса социализации ребенок усваивает новые виды деятельности. В тот или иной период отдается предпочтение определенному виду деятельности.
Усвоение ребенком социального опыта происходит и в процессе развития самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа — Я.
Поэтому перед педагогами встают задачи:
— оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении. адаптации;
— способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе, уметь управлять поведением детей;
— развивать социальную компетентность дошкольников;
— уметь проводить диагностику социального развития детей дошкольного возраста;
— повышать правовую грамотность воспитанников;
— изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям.
Таким образом, краткий обзор основных проблем социального развития позволяет сделать следующие выводы:
— социальное развитие представляет собой многоаспектный процесс, в результате которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному».
— дошкольный возраст является сенситивным периодом в социальном развитии человека.
— социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.
Наша задача — воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.
Литература:
1. Программа дошкольного образования (куррикулум) в Азербайджанской Республике» Баку, 2012.
2. Алиева Ш. Г. Дошкольная педагогика. Баку, АДПУ, 2010
3. Государственный стандарт и программа дошкольного образования Азербайджанской Республики. Баку, 2010.
4. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: «АРКТИ», 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, вид деятельности, процесс социализации, социально-личностное развитие, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие дошкольников, социальное развитие.
Социальное развитие детей | SCAN Families
Спросите любого родителя о развитии его ребенка, и он часто расскажет о развитии речи и языка, крупной моторики или даже физическом росте. Но социальное развитие ребенка — его способность взаимодействовать с другими детьми и взрослыми — является важной частью головоломки развития.
Что такое социальное развитие?Социальное развитие — это процесс, посредством которого ребенок учится взаимодействовать с окружающими. По мере того, как они развивают и осознают свою индивидуальность в своем сообществе, они также приобретают навыки общения с другими людьми и обработки своих действий. Социальное развитие чаще всего относится к тому, как ребенок развивает дружбу и другие отношения, а также к тому, как ребенок справляется с конфликтами со сверстниками.
Почему так важно социальное развитие?Социальное развитие может повлиять на многие другие формы развития ребенка. Способность ребенка взаимодействовать здоровым образом с окружающими его людьми может повлиять на все: от изучения новых слов в детстве до способности противостоять давлению сверстников в старшей школе и успешного преодоления трудностей взрослой жизни. Здоровое социальное развитие может помочь вашему ребенку:
- Развивать языковые навыки. Возможность взаимодействовать с другими детьми дает больше возможностей для практики и изучения речи и языковых навыков. Это положительный цикл, потому что по мере улучшения коммуникативных навыков ребенок может лучше относиться к окружающим его людям и реагировать на них.
- Повышение самооценки. Другие дети доставляют ребенку одни из самых захватывающих и веселых впечатлений. Когда маленький ребенок не может завести друзей, это может быть неприятно или даже болезненно. Здоровый круг друзей укрепляет уровень комфорта ребенка с его собственной индивидуальностью.
- Укрепление навыков обучения. В дополнение к влиянию социального развития на общие коммуникативные навыки, многие исследователи считают, что здоровые отношения со сверстниками (начиная с дошкольного возраста) позволяют адаптироваться к различным школьным условиям и проблемам. Исследования показывают, что дети, которым трудно ладить с одноклассниками еще в дошкольном возрасте, с большей вероятностью будут испытывать трудности в учебе позже.
- Разрешение конфликтов. Более высокая самооценка и лучшие языковые навыки могут в конечном итоге привести к лучшей способности разрешать разногласия со сверстниками.
- Создание позитивного настроя. Позитивное отношение в конечном итоге приводит к улучшению отношений с другими и повышению уровня уверенности в себе.
Исследования показывают, что повседневный опыт общения с родителями имеет основополагающее значение для развития социальных навыков ребенка. Родители предоставляют ребенку самые первые возможности для развития отношений, общения и взаимодействия. Как родитель, вы также каждый день показываете своему ребенку, как взаимодействовать с окружающими вас людьми.
Поскольку о социальном развитии говорят не так много, как о некоторых других мерах развития, родителям может быть трудно понять этот процесс И оценить, как их ребенок развивается в этой области. В каждом возрасте есть несколько основных этапов развития, а также несколько полезных советов, которые родители могут использовать для поддержки своего ребенка.
Младенцы и дети младшего возраста: В течение первых 2 лет жизни происходит бурное развитие. Вы можете ожидать, что ваш ребенок:
– Улыбайтесь и позитивно реагируйте на вас и других опекунов
– Развивайте беспокойство по поводу незнакомцев – хотя это может быть неприятно, это нормальный шаг в развитии
– Развивайте привязанность к предмету комфорта, такому как одеяло или животное
– Начинайте показывать беспокойство по поводу других детей
– Подражать взрослым и детям – подобно тому, как ребенок развивается другими способами, многие социальные навыки приобретаются просто путем копирования того, что делают родители или братья и сестры
– Уже подвержен влиянию эмоций родителей и окружающих
Как родитель, вы можете:
– Оперативно реагировать на потребности вашего ребенка – ваш ребенок учится доверять кому-то
– Устанавливать зрительный контакт с ребенком – опускаться до его уровня и визуально общаться, когда вы общаетесь с ними
— Болтайте и разговаривайте с ребенком, всегда делая паузы, чтобы дать ему возможность ответить
— Имитируйте слова и действия
— Играйте в «прятки» — это учит вашего ребенка тому, что даже если вы «исчезнете», вы вернетесь, и готовит почву для меньшего беспокойства посторонних в будущем
– Вовлекайте ребенка в повседневные дела, такие как выполнение поручений или посещение друзей – это покажет ему, как вы взаимодействуете с другими в уважительной и позитивной манере
– Начните организовывать встречи для игр, чтобы ваш ребенок мог общаться со сверстниками
К этому возрасту в самые ранние годы (в основном благодаря взаимодействию родителей и других членов семьи) закладываются основы для развития ребенка. В дошкольном возрасте ваш ребенок может:
– Самостоятельно исследовать
– Выражать любовь открыто, хотя и не всегда точно – ваш ребенок все еще может сильно разочароваться, поскольку языковое развитие все еще происходит
– По-прежнему проявлять тревогу от незнакомого человека
– Улучшить истерику – это может быть стрессом, но истерика – нормальная часть развития ребенка
– Научитесь успокаивать себя
– Будьте более внимательны к эмоциям других
– Сотрудничайте с другими детьми
– Выражайте страх или тревогу перед предстоящим событием (например, посещением врача)
Как родитель, вы можете:
– Демонстрировать свою любовь словами и физической привязанностью – это отличный способ начать обучение ребенку, как выражать и другие эмоции
– Помогите ребенку выразить свои эмоции, рассказывая о том, что он чувствует
– Играйте со своим ребенком в стиле «сверстник», поощряя совместную игру – это полезно, когда ребенок находится в группе и ему приходится делиться игрушками и сотрудничество
– Продолжайте предлагать свидания для игр и возможности для общения с другими детьми
– Приведите примеры вашего доверия к другим, например, к собственной дружбе или другим отношениям развитие начинает выходить на новый уровень. Это момент времени, когда большинство детей будут проводить больше часов в день с другими детьми, чем со своими родителями. Для них нормально:
– Преуспевайте в дружбе
– Хотите радовать друзей, а также быть больше похожими на своих друзей
– Начать признавать силу в отношениях, а также в более широком сообществе
– Распознавать хулиганов и бояться их или самим демонстрировать хулиганское поведение
– Уже в 10 лет дети могут начать отвергать мнение родителей о друзьях и определенном поведении — это нормальный шаг, но может быть особенно неприятно для родителей
Как родитель, вы можете: ребенка о социальных отношениях и ценностях, спрашивая его о школе и друзьях каждый день
– Дайте детям возможность обсудить социальные конфликты и решить проблемы их реакций/действий
– Обсудить тему издевательств и домогательств лично и в Интернете
– Позволить детям старшего возраста самостоятельно решать повседневные проблемы
– Держите линии связи открытыми — как родитель, вы хотите быть готовы выслушать и поддержать своего ребенка без осуждения
Социальное развитие вашего ребенка — сложный вопрос, который постоянно меняется. Но хорошая новость заключается в том, что родители могут иметь большое влияние на его развитие. Моделируя здоровые отношения и поддерживая связь со своим ребенком, вы можете помочь ему относиться к окружающим его людям позитивно и полезно. Поощряя их общение с другими детьми и взрослыми, вы настраиваете их на получение преимуществ социального здоровья — от хорошей самооценки до сильных коммуникативных навыков и способности доверять и общаться с окружающими.
9 способов усиления социального развития детей
| Важность социального развития | С чего начинается общественное развитие | Факторы социального развития | Как дети развивают социальные навыки | Как родители могут способствовать социальному взаимодействию |
Что такое социальное развитие детей
Социальное развитие детей включает в себя обучение общению с другими и выражению чувств для развития социального взаимодействия, которое может позволить им строить и поддерживать отношения 1 .
Здоровое социальное развитие детей включает в себя обучение просоциальному поведению, регулирование эмоций и разрешение конфликтов. В ходе этого процесса дети постепенно развивают навыки, необходимые им для эффективного взаимодействия с окружающей средой.
Именно благодаря взаимодействию с основными опекунами, членами семьи, сверстниками и другими взрослыми дети социализируются, а их личности приобретают социально адаптивные характеристики.
Значение социального развития
Люди — социальные животные.
В обществе развитие просоциального поведения способствует позитивным отношениям и приносит пользу другим 2 .
Установлено, что социальная компетентность тесно связана с развитием ребенка, успеваемостью и навыками обучения 3 .
Способность ребенка ладить с другими детьми также является одним из лучших предикторов их адаптации и общего благополучия во взрослой жизни.
Плохое социальное функционирование в детстве тесно связано с негативными последствиями для взрослых, включая безработицу, поведенческие проблемы, преступную деятельность, употребление психоактивных веществ и психическое здоровье 4 .
Таким образом, способность к социальной адаптации влияет не только на их собственную жизнь, но и на жизнь их семей и общества.
Как начинается социальное развитие
Младенцы рождаются только с чувством собственного достоинства. Социальное развитие в детстве начинается тогда, когда малыши связывают свой внутренний мир со своим внешним и узнают о существовании других. Наблюдая за своими действиями по отношению к другим, малыши находят с ними связи.
Со временем они учатся понимать мысли, действия, чувства и мотивы других.
Таким образом, взаимодействие лежит в основе социального сознания. Ребенок учится социальной адаптации посредством межличностных взаимодействий и делает выводы о поведении других людей 5 .
Факторы социального развития
Существует несколько факторов, которые могут влиять на развитие ребенка в социальных взаимодействиях 6 .
- Индивидуальные характеристики, такие как темперамент ребенка
- Стиль воспитания
- Домашняя обстановка
- Социальная среда и качество дружбы
Способы улучшения социального развития
По мнению психиатра Гарри Стека Салливана и психолога Жана Пиаже, на развитие социальной стратегии ребенка влияют два типа социализации.
Первая — это пассивная форма социализации, при которой взрослый или высокопоставленный сверстник обучает детей ранее существовавшим социальным нормам и тому, как им соответствовать. Дети будут двигаться к этим правилам социальной интеграции и примут их.
Например, если ребенок без спроса берет игрушку у другого ребенка, близкий взрослый, скорее всего, укажет на нарушение этикета и попросит ребенка вернуть ее.
Этот тип социализации сразу же полезен для детей младшего возраста, поскольку они перенимают учения взрослых действовать и мыслить социально приемлемым образом. Чем больше они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями взрослых, тем большего они могут добиться в группе сверстников и принять групповую идентичность.
Несмотря на это, пассивные взаимодействия ограничивают возможность взаимопонимания.
Второй тип социализации — это активное участие и совместная игра, обычно со сверстниками. Ребенок и сверстник способны выражать свои мысли и слушать друг друга. В процессе обе стороны ищут взаимопонимания, чтобы достичь компромисса в духе сотрудничества.
В этой форме социализации дети пытаются брать на себя разные социальные роли. Они выходят за рамки собственной точки зрения и пытаются принять точку зрения другого человека. Это чаще встречается у детей старшего возраста с более продвинутым когнитивным развитием 7 .
В отношениях со сверстниками дети узнают, что поведение можно проверять и определять взаимно. В результате социальное поведение и межличностный контекст приобретают новое значение.
Как родители могут способствовать социальному взаимодействию
Родители могут способствовать социальному развитию ребенка несколькими способами.
Положительный домашний опыт
Как ранний детский опыт общения с родителями, так и нынешний опыт здоровых взаимоотношений важны для развития ребенка.
Чуткое воспитание и позитивные семейные отношения являются защитными факторами, тесно связанными со здоровым социальным развитием детей.
Благодаря положительному повседневному опыту у детей развивается надежная привязанность и формируется положительная внутренняя рабочая модель других, поэтому они уверенно подходят к социальным ситуациям 8 .
Обучение социальным правилам
Начните обучать четким стандартам и социальным правилам в первые годы жизни. Установите четкие правила и ожидания относительно поведения.
Объясните причины этих правил и то, как их поведение может повлиять на других, так же как действия других могут повлиять на них.
Хвалите желаемое поведение за подкрепление. Когда вы заметите проблемное поведение, мягко укажите на это. Покажите им правильное действие и помогите им практиковать его.
Обратите внимание на невербальное общение
Помимо явного обучения просоциальному поведению, учите маленьких детей тому, как их тон голоса, громкость голоса, жесты, выражение лица и зрительный контакт также могут влиять на их социальные результаты.
Важность невербального общения невозможно переоценить.
Недостатки в декодировании выражений лица и тона голоса связаны с более низким благополучием в отношениях и большей депрессией у взрослых 9 .
Моделирование просоциального поведения в повседневной деятельности
Дети лучше всего учатся, наблюдая и подражая поведению окружающих их людей. В ходе этого процесса они развивают понимание того, как формируется социальное поведение, и могут использовать эти знания для управления своими действиями и социальными навыками.
Исследования показали, что моделирование или демонстрация желаемого поведения взрослыми способствует развитию позитивного поведения у детей 10 .
Например, дети родителей, которые вежливы и часто говорят «спасибо», с большей вероятностью будут использовать эти фразы и со своими друзьями.
Позвольте им играть
Поощряйте вашего ребенка заводить друзей, предоставляя широкие возможности для игр с другими детьми, особенно в ролевые игры или социальные игры в небольших группах.
Дети развивают языковые навыки, изучают социальные правила и формируют эмоциональные связи посредством взаимного и взаимного взаимодействия со сверстниками 11 .
Социальные отношения способствуют развитию таких социальных понятий, как сотрудничество, взаимное уважение и межличностная чувствительность.
Направлять их в решении проблем
Развитие когнитивных навыков решения проблем необходимо для разрешения социальных конфликтов и получения признания сверстников.
Чтобы добиться успеха, ребенок должен обладать чувствительностью к межличностным отношениям, учитывать потребности других и думать о целях, а не о целях.
Если у вашего ребенка конфликт со сверстниками, вы можете помочь ему решить проблему между собой, а не вмешиваться и предлагать решение как авторитет.
Покажите им, как смотреть на вещи с точки зрения другого человека и находить точки соприкосновения. Это отличная возможность попрактиковаться в реагировании на сложные ситуации с вашей помощью 12 .
Практика общения
Сильные коммуникативные навыки жизненно важны для развития социальной компетентности.
Практика социальных ответов под вашим руководством также способствует развитию речи у детей 13 .
Помогите им найти хороших друзей
Качество дружеских отношений между детьми может оказать существенное влияние на их успех в обществе. Мнение друзей будет становиться все более влиятельным по мере того, как ваш ребенок растет.
Характеристики качественной дружбы включают просоциальное поведение и близость, а также низкий уровень конфликтов, соперничества, антиобщественного поведения, давления сверстников и другие негативные качества.
Некачественные дружеские отношения могут напрямую повредить самооценке ребенка, социальной адаптации и будущим близким отношениям с другими людьми 14 .
Помогите им развить сильное эмоциональное функционирование
Эмоциональные навыки ребенка тесно связаны с его социальным поведением. Просоциальное поведение во время стресса требует низкой эмоциональной реактивности и хорошей регуляции эмоций 15 .
Очень важно обеспечить чуткий уход и эмоциональную поддержку.
Например, в дошкольном возрасте у маленьких детей часто бывают приступы гнева. Во время истерик сосредоточьтесь на том, чтобы научить их новым навыкам управления эмоциями, а не останавливать истерики любой ценой. Регулирование собственных чувств родителей, даже если ребенок не может контролировать свои, также является отличным способом подать хороший пример.
Чтобы узнать больше об управлении эмоциями, ознакомьтесь с этой статьей: Полное руководство по регулированию эмоций у детей
Была ли эта статья полезной?
Насколько это было полезно?
Как мы можем его улучшить?
Каталожные номера
1.
Schaffer HR. Социальное развитие . Издательство Блэквелл; 1996.
2.
Fabes RA, Fabes G, Kupanoff K, Laible D. Публикации факультета, кафедра психологии; 1999:43.
3.
Hartup WW. Дружба и ее значение в развитии. In:
4.
Джонс Д.Е., Гринберг М., Кроули М. Раннее социально-эмоциональное функционирование и общественное здоровье: связь между социальной компетентностью в детском саду и будущим благополучием. Am J Общественное здравоохранение . Опубликовано в Интернете в ноябре 2015 г.: 2283-2290. doi:10.2105/ajph.2015.302630
5.
Юнисс Дж. Родители и сверстники в социальном развитии: взгляд Салливана-Пиаже . Издательство Чикагского университета; 1982.
6.
Jaffari-Bimmel N, Juffer F, van IJzendoorn MH, Bakermans-Kranenburg MJ, Mooijaart A. Социальное развитие от младенчества до подросткового возраста: продольные и сопутствующие факторы в выборке усыновления. Психология развития . Опубликовано в Интернете 2006: 1143-1153. дои: 10.1037/0012-1649.42.6.1143
7.
Селман Р.Л., Бердсли В., Шульц Л.Х., Крупа М., Подорефски Д. Оценка стратегий межличностных переговоров подростков: на пути к интеграции структурных и функциональных моделей. Психология развития . Опубликовано в Интернете, июль 1986 г .: 450–459. дои: 10.1037/0012-1649.22.4.450
8.
ван дер Воорт А., Юффер Ф., Дж. Бейкерманс-Краненбург М. Чувствительное воспитание является основой надежных отношений привязанности и позитивного социально-эмоционального развития детей. Барлоу Дж., изд. Журнал детских служб . Опубликовано в Интернете 10 июня 2014 г .: 165–176. doi: 10.1108/jcs-12-2013-0038
9.
Carton JS, Kessler EA, Pape CL. Журнал невербального поведения . Опубликовано в Интернете 1999: 91-100. doi:10.1023/a:1021339410262
10.
Бандура А. Самоэффективность: к объединяющей теории изменения поведения.
11.
Гриффитс М. Дружба и социальное развитие у детей и подростков: влияние электронных технологий. Педагогическая и детская психология . 1997;14:25-37.
12.
Баттистич В., Соломон Д., Уотсон М., Соломон Дж., Шапс Э. Влияние программы начальной школы по улучшению просоциального поведения на навыки и стратегии решения когнитивно-социальных проблем у детей. Журнал прикладной психологии развития . Опубликовано в Интернете, апрель 1989 г .: 147–169. дои: 10.1016/0193-3973(89)
-6
13.
Ланда Р.Дж. Оценка навыков социального общения у дошкольников. Ment Retard Dev Disabil Res Rev . Опубликовано в Интернете в августе 2005 г .: 247–252. doi:10.1002/mrdd.20079
14.
Берндт Т.Дж. Качество дружбы и социальное развитие. Curr Dir Psychol Sci . Опубликовано в Интернете в феврале 2002 г.