Вредит ли соска прикусу и еще 7 насущных вопросов доктору Комаровскому — Parents.ru
Здоровье
- Фото
- katleho/Seisa/Getty Images/E+
Врач-педиатр, блогер, телеведущий
Хорошие люди должны размножаться!
1. Сейчас педиатры часто говорят: «Если на третий день температура не спадет, давайте антибиотики». Правильно ли это?
Неправильно. Теперь подробнее. Более 95% детских «простуд» имеют вирусную природу. Но верно и то, что ОРВИ часто заканчивается присоединением бактериальных инфекций. Родителей понять можно: им хочется сделать все, чтобы не допустить осложнений. Тогда и возникает идея: а не дать ли ребенку антибиотики? На всякий случай. Медицинская наука дает однозначный ответ: антибиотики способны эффективно бороться с бактериальными инфекциями, но предотвратить их развитие не могут. Тогда почему же педиатры во всем мире, в том числе и в очень цивилизованных странах, дают такие рекомендации? Явно не потому, что врачи не знают, о чем говорит медицинская наука. Они просто боятся юристов и гнева родителей. Ведь если осложнение у ребенка разовьется, врачу будет очень трудно доказать, что на момент осмотра бактериальной инфекции не было. Так что если ваш педиатр при отсутствии веских оснований прописывает антибиотики, то это не что иное, как попытка снять с себя ответственность.
2. Всегда ли зеленые сопли — верный признак наличия бактериальной инфекции?
Насморк бывает трех видов — аллергический, вирусный и бактериальный. Поставить диагноз просто. Если в мазке со слизистой оболочки полости носа окажется много эозинофилов, речь идет о насморке аллергическом, если лимфоцитов — о вирусном, а если нейтрофилов — о бактериальном. Но можно сделать предварительный вывод и самостоятельно, по цвету самой слизи. Когда бактерии начинают активно размножаться, сопли окрашиваются в желто-зеленые оттенки. Чем бактерий больше, тем зеленый цвет будет интенсивнее. Вывод: это либо бактериальный насморк, либо вирусно-бактериальный. Важно тем не менее понимать, что зеленые сопли не рассматриваются в качестве резонного повода к назначению антибиотиков.
- Фото
- Getty Images/Westend61
«Важнейший способ борьбы с респираторными вирусами у нашего организма — выработка слизи, будь то насморк или мокрота при кашле. С этими симптомами родители и пытаются активно сражаться. Но надо понимать, что насморк и кашель в большинстве случаев не требуют лечения препаратами».
3. Если ребенок ходит в сад неделю, а потом три болеет, и так круглый год, за исключением летних месяцев, это нормально?
Всем родителям хочется, чтобы дети никогда не болели. Тем не менее в американских учебниках для педиатров написано, что если ребенок ходит в детский сад, то в возрасте до 6 лет он имеет полное право болеть ОРВИ от 6 до 10 раз в год. При этом все будут считать его абсолютно нормальным. На Западе к частым простудам не относятся как к вселенскому злу или наказанию. Там и врачи, и родители понимают, что так будет почти со всеми ребятами, которых отдадут в детский сад. Сверх того, в развитых странах никто не сомневается, что рано или поздно «часто болеющий» ребенок превратится в «редко болеющего» взрослого. На постсоветском пространстве большинство педиатров придерживаются иной точки зрения. Какой — мы все прекрасно знаем. Мой совет: волноваться надобно не о частоте ОРВИ, а о том, умеете ли вы правильно ребенку помочь и не допустить развития осложнений. А не хотите болеть, тогда жить нужно в лесу.
4. Существует мнение, что до 5 лет в бассейн ребенка водить не надо. А как же плавание грудничков, ведь оно так популярно сегодня?
Я лично большой сторонник купаний в младенческом возрасте в принципе и грудничкового плавания в частности. Это один из очень эффективных способов закаливания. Но хочется отдельно поговорить о «температурном» режиме. Нередко рекомендуемые 34°С для воды и 24°С для раздевалки — это неправильно. Я бы снизил показатели на 2, а то и 3 градуса. А мамам предложил бы повесить на видном месте плакат такого содержания: «У маленьких детей обмен веществ протекает в три раза быстрее, чем у взрослых. Если вам тепло — ребенку жарко. Вам жарко — ему очень жарко. Вам холодно — ему нормально!» Так что ходите в «правильный» бассейн, а не в «баню».
«Родители часто боятся отдавать детей в бассейн. Но есть ли веский повод? Если вы страшитесь инфекций, пора уезжать из города. А если вода пахнет хлоркой, значит, бассейн нужно подыскать другой».
5. Многие мамы в моем окружении приучают детей к горшку до года. Но есть и такие, кто позволяет ребенку носить подгузники до 4 лет. Какая из двух тактик правильная?
Даже если специально ничего не делать, дети к 3–4 годам этим навыком овладевают вполне успешно. Но несмотря ни на что, тема приучения ребенка к горшку занимает практически каждую маму. Тревога возрастает в геометрической прогрессии, если вдруг выясняется, что у подруги сын или дочь научились этому умению в год, а то и в 6 месяцев. Мое мнение: обсуждать, как ваш ребенок писает или какает, ни с кем не нужно. Это личное дело вашей семьи. А если обратиться к тому, что говорит современная медицина, то средний возраст, когда дети начинают самостоятельно ходить в туалет, колеблется от 22 до 30 месяцев. Общая рекомендация такова: до 1,5 лет лучше оставить ребенка в покое и горшок из шкафа не доставать.
- Фото
- Weekend Images Inc./Getty Images
«Приучать ребенка к горшку лучше не раньше 1,5 лет, оптимально — летом. Если за три месяца результатов добиться не удалось, можно спокойно вернуться к одноразовым подгузникам и на несколько месяцев отложить «тренировки».
6. Пустышка влияет на прикус или все-таки нет?
Однозначно влияет. Но кроме пустышки неправильный прикус провоцирует масса других неблагоприятных факторов. Я за разумный подход. Ведь можно давать ребенку соску несколько раз в день на 10–15 минут, а можно — на 24 часа. Пустышка нужна для того, чтобы удовлетворять сосательный рефлекс. Мамина грудь нужна для того, чтобы питаться. Поэтому, если у вашего ребенка сосательный рефлекс развит сильно, то соску давать можно (после появления первого зуба — только латексную).
7. ВОЗ рекомендует кормить младенцев грудью до 6 месяцев, но в последнее время все больше педиатров советуют сохранять грудное вскармливание до 2 и даже 3 лет. А есть ли в этом смысл?
ВОЗ рекомендует продолжать естественное вскармливание до 2 лет, если мама хочет. Имеется в виду, что ребенок будет получать обычную пищу, но 1–2 раза в день его будут прикладывать к груди. Хотя некоторые женщины делают это намного чаще, и я их не осуждаю. Считается, что прикладывание после года способствует укреплению эмоциональной связи между матерью и ребенком.
Да, существует мнение (я полностью с ним согласен), что, если мама, вместо того чтобы дать грудь, почитает малышу сказку, эффект будет ничуть не хуже. В любом случае длительное вскармливание — это личное дело каждой отдельной семьи.
8. Можно ли ребенку спать вместе с родителями? Кто-то советует класть малыша в отдельную кровать с рождения, а другие говорят, что до 7 лет совместный сон очень полезен для детской психики.
Я считаю, что дети должны спать в отдельной кровати. И этой позиции придерживаются педиатрические ассоциации большинства стран. Если «отселить» малыша сразу после роддома, то к изолированному сну он обычно привыкает за 2–3 дня. Но в целом я допускаю, что бывают и другие варианты. Главное, чтобы решение о совместном сне принимала не мама единолично (а как раз так чаще всего и бывает), а мама с папой вместе. Мнение мужа все же надо учитывать. И, повторюсь, насколько известно мне, ни один из педиатров с классическим медицинским образованием, в какой бы стране света он ни обучался, не говорит, что ребенок должен спать с родителями.
Больше полезных материалов о детском здоровье — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Любовь Пришлая
Теги
- Вопрос Педиатру
Др. Евгений Комаровский о детских соплях
Есть такой микроорганизм как вирус, на который воздействовать практически невозможно. Лекарства, которое убивает вирус, не существует! 99% всех детских «кашлей-соплей-повышенных температур» — это острые респираторные вирусные инфекции. Респираторные, значит, связанные с дыхательными путями. Когда мы начали чихать, кашлять, у нас осип голос и побежали сопли — это означает, что возник воспалительный процесс. Чаще всего данный воспалительный процесс вызывают вирусы, реже бактерии: стафилококки, стрептококки, кишечные палочки. Так вот эти бактерии тоже могут вызывать и насморк, и кашель, но тут уже есть преимущества у бактериальной инфекции — она лечится антибиотиками.
Есть 4 разных причины, из-за которых может появиться кашель и насморк — вирусы, аллергия, бактерии, простуда. Очень часто, когда ребенок начинает кашлять или шмыгать носом, мы с вами не знаем: «кто из четырех» виноват? Для этого нужен врач, который поставит диагноз. И для этих ситуаций и придумана аббревиатура «ОРЗ». Когда мы «лечим» ОРЗ, то должны понять, что ОРЗ не лечится. По той простой причине, что это не болезнь, не диагноз, а термин, который мы употребляем, пока не знаем что именно настигло.
99% всех ОРЗ — это вирусные инфекции. Вирус убьет спартанец!
Тем не менее, мы должны знать, что 99% всех ОРЗ — это вирусные инфекции. Вирусы циркулируют в воздухе, от одного человека другому передается воздушно-капельным путем. И здесь лежит есть одно из самых из самых интересных правил, которое лежит в основе эпидемиологии вирусных инфекций. Суть этого правила — вирусные частицы часами сохраняют свою активность в сухом, теплом и неподвижном воздухе и мгновенно, в доли секунды, ее теряют в воздухе холодном, влажном и движущемся. То есть летом сезон ОРЗ завершается не потому что вирусы куда-то уходят, а потому что мы наконец-то открываем форточки. Как только появляется движение воздуха, активное количество инфекций многократно уменьшается. Если в комнате тепло, сухо и никогда не проветривается, то предотвратить распространение инфекции невозможно. Если мы имеем детский сад, в котором 20 сопливых детей ползают по одному ковру, где +26 градусов, и никто не знает, что такое влажность. А еще на улице -2 и, оказывается, это жуткая погода и гулять нельзя. То никогда дети в этом детском саду не прекратят болеть. Я бы с удовольствием посетил детский сад, где есть термометры и гидрометры, где в спальнях + 18-19 градусов, кстати, в Германии положенная температура в таких учреждениях + 16. Где дети будут есть, когда захотят, а не когда положено. Где они будут ходить босиком, где развивающие игры будут только на воздухе, где не будет накопителей пыли.
Острая респираторная вирусная инфекция в лечении лекарствами не нуждается. В них нуждается мамина психика…
Почему дети часто болеют вирусными инфекциями? Они находят, где их брать — это раз. Второе. Дети не имеют к ним иммунитета, а взрослые — имеют. Поэтому хотим мы этого или не хотим, но ребенок будет регулярно сопливить. Теперь очень интересная статистика: американские страховые компании, считают, что нормальный ребенок не может, а … должен болеть ОРЗ от 6 до 12 раз в год. При этом маме безропотно оплачивается больничный лист, если она застрахована, но не оплачивается лечение. Ибо! По мнению большинства педиатров, если это острая респираторная вирусная инфекция, то в лечении лекарствами она не нуждается. Нам на постсоветском пространстве смириться с этим бесконечно тяжело. Папа с соплями может ходить годами, может работать с температурой 38 и ничего! Но у если ребенка «сопли-кашель», то принцип «надо что-то делать!» становится доминирующим. Причем обращаю особо ваше внимание на то, что сплошь и рядом «сопли-кашель» менее опасны для ребенка, чем лекарства, которые используются для лечения кашля и соплей.
Огромная беда состоит в следующем — вирусная инфекция может давать осложнения. Осложнения от обычного вирусного насморка может быть и отит гнойный, и воспаление легких. Осложнения эти вызываются уже бактериями, которые лечатся антибиотиками.
Существует печальное народное заблуждение касательно того, что если мы вовремя не назначим антибиотик при вирусной инфекции, то у нас будет воспаление легких. Тем не менее, медицинская наука ответ на этот вопрос дала уже давно. Лет 30 назад… И всем все стало ясно — антибиотики не обладают профилактическим действием при вирусных инфекциях! Антибиотики профилактически используются при операциях в хирургии и при эпидемии чумы, например. Но когда у вашего ребенка сопли, то дать ему антибиотик — это неправильно. Масса записок из зала на тему, что при ОРЗ таки назначают антибиотики. Да, назначают, потому что врача, который не выслушал лекцию на тему, какой он плохой и вовремя не назначил антибиотики, не существует. Вы должны четко понимать из-за чего возникают осложнения. Отчего зависит то, как будет протекать вирусная инфекция.
Ворота, убивающие инфекцию
Главное состоит в следующем. Когда возникает воспалительный процесс в носу, в горле в бронхах, то как реагирует организм? Он вырабатывает слизь: сопли, мокрота. Она в огромном количестве содержит вещества, которые убивают вирусы. Называется это местный иммунитет. Вообще будет ребенок болеть часто и не очень зависит именно от этого. Каждый день к нам в нос попадают миллиарды миллиардов вирусов, но мы не заболеваем, потому что эти вирусы контактируют со слизистыми оболочками дыхательных путей и погибают на месте. Это система местного иммунитета. Если вирус смог пройти через систему вирусного иммунитета, тогда начинает реагировать организм, и возникают изменения общего состояния всего организма, клинического анализа крови.
В основе местного иммунитета слизь — это ворота, которые убивают инфекцию. И вот тут главное правило — слизь может убить инфекцию только тогда, когда она жидкая. Жидкие сопли убивают инфекцию, сухие — это среда, где инфекция размножается. Теперь давайте посмотрим, что происходит с нашими детьми, когда они ну просто живут, даже не болеют. Сухой воздух — это норма среды обитания. Дети с заложенными носами бегают, орут, у них пересыхает во рту. В детском саду тепло и сухо, дома — так же. Вывод? Делайте сами.
Как глобально уменьшить заболеваемость?
Не поднимать якобы нарушенный иммунитет, а сделать все, чтобы не было фактора этот иммунитет повреждающий. А если к сухости воздуха добавляется пыль, выхлопы автомобилей, бытовая химия, ковры, животные — то всего этого ребенок бедный уже не выдерживает. Сухость воздуха — это реальная проблема, с которой реально надо бороться. Глобально уменьшить заболеваемость можно обратив внимание на то, что происходит в детских коллективах. Следить за тем, чтобы в детских садах и школах увлажнялось и проветривалось. Чтобы влажность и температура контролировалась. Чтобы, когда прозвенел звонок, на перемену всех детей выгнали из класса и проветрили комнату. И все это вы можете сделать.
Но делать все же что-то надо. Не кормить. Поить. Проветривать…
Тем не менее, когда у вашего ребенка побежали сопли все-таки что-то надо делать. Повышенная температура, насморк — способы борьбы организма, но все это очень мешает жить. Печень! Вот главный орган системы иммунитета. Главный орган, который синтезирует белки. Те самые иммуноглобулины, которые защищают организм от инфекции. Но! Внимание! Чем больше на печень нагрузка едой, тем меньше ее способность синтезировать иммуноглобулин. Главное правило лечения ребенка, больного ОРЗ, не кормить его пока он не закричит: «мама, я тебя съем». Это очень трудно понять! Потому что, когда ребенок заболевает, вокруг него ходят целые хороводы бабушек и мам с просьбой съесть хотя бы ложечку.
Если и кормить, то пища должна быть легкоусвояемая никакого мяса, никаких жирных бульонов. Еда. Теперь обильное питье — это второе важнейшее правило лечения. Какая будет слизь: жидкая или густая? Это зависит от двух факторов: от того какая будет температура и влажность в комнате и сколько он будет пить. Все разрушенные бактерии, вирусы, токсины выходят с мочой. Третье — это воздух, которым ребенок дышит. Теплый и сухой, значит будет куча осложнений.
Итак есть три главных правила в лечении ОРЗ — минимум еды, максимум питья, чистый, прохладный влажный воздух.
Если не пьет? Тут вопрос стоит жестко или вы его напоите, или поедете на капельницу -без вариантов! Что часто происходит? Врач приходит домой и видит ребенка с температурой 38, в сухой жаркой комнате и он уже знает, что сегодня ночью этот ребенок будет в больнице. Еще он знает, что если ребенка напоить, проверить комнату, где он находится и увлажнить ее, все будет хорошо. Но доктор очень сомневается: хватит ли у вас понимания того, что именно это надо сделать? Ему проще вас сразу отправить в больницу, чтобы не быть виноватым. Половина направлений в больницу связана с тем, что доктор и мама не могут договориться: врач не знает ваши способности, а вы вообще не знаете что делать. Так вот хочу, чтобы вы поняли. Когда ребенок заболевает, не главное — послать папу в аптеку. Главное — немедленно начать ребенка лечить. Только лечение — это не таблетки, надо немедленно тепло его одеть, включить увлажнитель воздуха, закрыть батарею, потому что спать хорошо здоровому при + 20 градусах, а при ОРВ лучше + 18. Конечно, ни в коем случае ребенок не должен мерзнуть. Что еще? Наварить ведро компота. Пусть чай, минеральная вода, что хотите. Лишь бы пил, что соглашается пить.
Как напоить того, кого в принципе трудно уговаривать и мотивировать (если ему 5 месяцев, например). Берется одноразовый шприц: один держит ребенка, другой льет, но не прямо, а на внутреннюю боковую поверхность щеки. Ребенок орет и плюется, а вы заливаете. И ровно через 5 минут он понимает, что проглотить проще, чем плеваться. Но вы должны четко понимать: да мы совершаем насилие, но ради блага ребенка. Да, это основа педагогики: мы им запрещаем, мы их заставляем, но нам некуда деваться. Или сидите, плачьте вместе с пятимесячным дитем с температурой 40 и ждите, пока у него от температуры и обезвоживании начнутся судороги… Зато вы будете демократичны…
Когда ребенок заболевает, поверьте нам есть чем заняться: мыть, проветривать, варить, поить, снова мыть, поить, проветривать. Но! Почему-то ментально считается, что это не лечение! Лечение — это, когда папа рванул в аптеку и принес что-то такое необычное красного цвета и там написано, что оно для иммунитета и от всего… И вот когда вы даете ребенку такое — то вы чувствуете себя полноценными мамами. А если доктор пришел и сказал: так! не кормить, поить, увлажнить, проветрить — развернулся и ушел, — то это не доктор! «Вы дайте, — скажет мамаша, — доктора, который направит на консультацию, заставит сдать 150 анализов, запричитает «ой-ой-ой, что-то тут не так» и давайте пусть вас в больнице послушают». Вот это доктор!
Причина возникновения воспаления легких. Вообще-то, это вы — мама…
Когда у ребенка возникло воспаление легких то в последнюю очередь виноват человек, который пришел к вам его послушать. Воспаление легких возникло от того, что вы не напоили, не увлажнили, не проветрили, не восполнили потерю жидкости.
Ибо причина воспаления легких — это когда в легких засыхает комок слизи, который перекрывает бронх и прекращается нормальная вентиляции воздуха. Там оседают микробы, и начинается воспаление. Когда слизь засохла в пазухах носа. Это будет что? Гайморит! Когда слизь засохла в трубе между ухом и носом. Отит. Когда слизь засохла в гортани. Круп! Когда в бронхах. Бронхит! Когда слизь перекроет бронх — это и будет воспаление легких. Из-за чего засыхает слизь? Мы уже знаем: как помочь ребенку.
Засохла в легких слизь и ребенок кашляет. Это что? Бронхит. Бронхит вызывает что? Вирусы! То есть 98% бронхитов — это вирусы. Но я про детские бронхиты. Поэтому 98 % бронхитов не должны лечиться никакими антибиотиками. Если в легких засохла слизь и нарушается проходимость бронхов — это называется обструктивный бронхит. Что означает, что у этого ребенка чувствительные дыхательные пути и у него избыток слизи. Избыток! У детей, как правило, много слизи. А сплошь и рядом детей лечат отхаркивающими средствами, увеличивающими количество слизи. Если ребенок кашляет сухо, для того, чтобы он начал кашлять влажно, что надо сделать? Увлажнить, проветрить, напоить, а не дать таблетку лазолвана.
И потому главное на чем я хотел бы сделать акцент в деле уничтожения «соплей и кашлей»: мама может сделать порой намного больше, чем врач. Нормальная, адекватная мама…
Роль заложенности носа в защите от респираторных вирусов
1. Джонстон С. Влияние вирусов на заболевания дыхательных путей. Eur Respir Rev. 2005;14(95):57-61. [Google Scholar]
2. Андерсен I, проктор Д.Ф. Судьба и эффекты вдыхаемых материалов. В: Проктор Д.Ф., Андерсен I, ред. Нос, физиология верхних дыхательных путей и атмосферная среда. Амстердам: Эльзевир; 1982:423-455. [Google Scholar]
3. Проктор Д.Ф., Андерсен И., Лундквист Г. Назальная мукоцилиарная функция у человека. В: Brain JD, Proctor DF, Reid LM, eds. Механизмы защиты органов дыхания. Биология легких в норме и при патологии. Нью-Йорк: Марсель Деккер; 1977:427-452. 5 часть 1 глава 12. [Google Scholar]
4. Persson CGA, Erjefalt I, Alkner U, et al. Плазменная экссудация как первая линия защиты слизистой оболочки дыхательных путей. Клин Эксперт Аллергия. 1991;21(1):17–24. [PubMed] [Google Scholar]
5. Экклс Р. Роль носового цикла в защите органов дыхания. Eur Respir J. 1996;9(2):371-376. [PubMed] [Google Scholar]
6. Кайзер Р. Уметь точное сообщение der luftdurchgangigkeit der nase. Архив меха Ларингол Ринол. 1895; 3:101–120. [Академия Google]
7. Пендолино А., Лунд В., Нарделло Э., Оттавиано Г. Носовой цикл: всесторонний обзор. Ринология онлайн. 2018;1:67-76. [Google Scholar]
8. Bamford OS, Eccles R. Центральный реципрокный контроль носовых вазомоторных колебаний. Арка Пфлюгера. 1982;394(2):139-143. [PubMed] [Google Scholar]
9. Экклс Р. Домашняя свинья как экспериментальное животное для изучения носового цикла. Acta Oto-lLaryngol. 1978;85(5–6):431-436. [PubMed] [Google Scholar]
10. Bojsen-Moller F, Fahrenkrug J. Носовые отеки и циклические изменения в дыхательных путях носа крысы и кролика. J Анатомия. 1971;110:25-37. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
11.
Friling L, Nyman HT, Johnson V. Асимметричное утолщение слизистой оболочки носа у здоровых собак, соответствующее носовому циклу, как показано на МРТ и КТ. Ветеринар Радиол Ультразвук. 2014;55(2):159-165. [PubMed] [Google Scholar]12. Экклс Р. Почему у нас два носа. Новости физиологии. 2016;102:23-25. [Google Scholar]
13. Трой Н.М., Боско А. Респираторные вирусные инфекции и реакция хозяина; выводы из геномики. Дыхание Рез. 2016;17(1):156. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
14. Джонстон С., Холгейт С. Эпидемиология вирусных респираторных инфекций. В: Мьинт С., Тейлор-Робинсон Д., ред. Вирусные и другие инфекции дыхательных путей человека. Лондон, Великобритания: Чепмен и Холл; 1996:1-38. [Google Scholar]
15. Флеминг С., Томпсон М., Стивенс Р. и др. Нормальные диапазоны частоты сердечных сокращений и частоты дыхания у детей от рождения до 18 лет: систематический обзор обсервационных исследований. Ланцет. 2011;377(9770):1011-1018. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Экклс Р. Почему чувствительность к температуре важна для успеха распространенных респираторных вирусов? Преподобный Мед Вирол. 2020:e02153. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
17. Экклс Р. Механизмы симптомов риносинусита. Ринология. 2011;49(2):131-138. [PubMed] [Google Scholar]
18. Экклс Р. Понимание симптомов простуды и гриппа. Ланцет Infect Dis. 2005;5(11):718-725. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
19. Massin P, Kuntz-Simon G, Barbezange C, et al. Температурная чувствительность к росту и/или репликации вирусов гриппа А h2N1, h2N2 и h4N2, выделенных от свиней и птиц, в клетках млекопитающих. Вет микробиол. 2010;142(3–4):232-241. [PubMed] [Google Scholar]
20. Мартинес-Собридо Л., Пирсен О., Ногалес А. Температурно-чувствительные мутации при гриппе, вирусный рибонуклеопротеиновый комплекс, ответственный за аттенуацию живой аттенуированной вакцины против гриппа. Вирусы. 2018;10(10):560. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
21. Коул П. Модификация вдыхаемого воздуха. В: Мэтью О.П., Сант-Амброджо Г., ред. Дыхательная функция верхних дыхательных путей. Биология легких в норме и болезни. 35. Нью-Йорк: Марселл Деккер; 1988 год; 415-445. [Google Scholar]
22. Линдеманн Дж., Лейакер Р., Реттингер Г., Кек Т. Температура слизистой оболочки носа при дыхании. Clin Otolaryngol Allied Sci. 2002;27(3):135-139. [PubMed] [Google Scholar]
23. Макфадден Э., Пичурко Б., Боуман Х. и др. Тепловое картирование дыхательных путей человека. J Appl Physiol. 1985;58(2):564-570. [PubMed] [Google Scholar]
24. Хэй А.Д., Херон Дж., Несс А. Распространенность симптомов и консультации у детей дошкольного возраста в Продольном исследовании родителей и детей Avon (ALSPAC): проспективное когортное исследование. Фам Практ. 2005;22(4):367-374. [PubMed] [Google Scholar]
25. Акерлунд А., Бенде М. Температура слизистой оболочки носа и влияние острого инфекционного ринита. Клин Отоларингол. 1989;14(6):529-534. [PubMed] [Google Scholar]
26. Бенде М., Барроу И., Хептонстолл Дж. и др. Изменения слизистой оболочки носа человека при экспериментальных коронавирусных простудных заболеваниях. Acta Otolaryngologica (Стокгольм). 1989;107:262-269. [PubMed] [Google Scholar]
27. Ханиф Дж., Джавад С.С., Экклс Р. Носовой цикл в норме и при болезни. Clin Otolaryngol Allied Sci. 2000;25(6):461-467. [PubMed] [Google Scholar]
28. Экклс Р. Носовой поток воздуха в норме и при болезнях. Acta Oto-Laryngol. 2000;120(5):580-595. [PubMed] [Google Scholar]
29. Коул П. Респираторные слизисто-сосудистые реакции, кондиционирование воздуха и терморегуляция. Ж Ларынгол Отол. 1954;68:613-622. [PubMed] [Академия Google]
30. Экклс Р., Рейли М., Экклс К.С. Изменения амплитуды носового цикла связаны с симптомами острой инфекции верхних дыхательных путей. Acta Oto-Laryngol. 1996;116(1):77–81. [PubMed] [Google Scholar]
31. Коул П., Хейт Дж.С. Осанка и носовой цикл. Энн Отол Ринол Ларингол. 1986; 95 (3 часть 1): 233-237.