Разное

Солнышко ведрышко выгляни в окошко твои детки плачут пить есть хотят: Ученик 5 класса получил задание распределить приведённые ниже произведения по жанрам. К сожалению, он забыл,…

Содержание

Детский фольклор — Волжский перекрёсток

Дразнилки и считалки

Детский фольклор является неотъемлемой частью взрослого фольклора, хотя большинство скороговорок, считалок, дразнилок является собственным творчеством детей. Колыбельные же песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, приговоры — творчество взрослых.

Детский фольклор интересен тем, что удерживает в преобразованном виде многие древние заклинания и заговоры.


Старинные игры и забавы

Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. В детстве они видят раздоры, вражду среди подростков и взрослых, которые давали друг другу прозвища, клички. Дети принимали участие в спорах взрослых, усваивали от них манеру давать прозвища и дразнить.

Клички и обидные прозвища в детской среде смягчались. Они возникали как рифмованные прибавления к имени — «Архип — старый гриб». Присоединение к этому прозвищу какого-либо нового стиха превращало прозвище в дразнилку, без всякой связи с предметом спора.

Рыжий, рыжий, конопатый,

Убил бабушку лопатой.

Но обычай дразнить у многих ребят вызывал протест, о любителях подразнить дети говорили: «Дразнило — собачье рыло»:

Сергей — воробей,
Не гоняй голубей,
Голуби боятся,
На крышу садятся.

Валька — дурак,
Курит табак.
Спички ворует,
Дома не ночует,
Спит под забором,
Зовут его вором!

Жадина, говядина,
Солёный огурец.
Никто его не трогает,
Никто его не ест.

Федот с вершок,
Голова с горшок.
Шапка колышком,
Ноги брёвнышком.

Моряк — с печки бряк,
Растянулся, как червяк!

Прокоп — укроп,
Медный лоб.
Сам с аршин,
Голова с кувшин.

Федя — бредя, требуха,
Съел корову и быка,
И пятнадцать поросят,
Только хвостики торчат.

Дуня, Дуня в лес подула,
Гриб нашла,
С ума сошла.

Плакса-вакса, гуталин,
Проглотил горячий блин!

Антошка — картошка,
Соломенная ножка.

Плакса, плакса,
Три копейки вакса!

Считалки — рифмованные стишки, придуманные детьми. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь начала игры. Происхождение считалок связано с древними формами гаданий, когда выпадение жребия кому-либо считалось волей судьбы, и люди не обижались на это. Считалка стала игрой и забавой. Некоторые считалки — это игра слов и ритма.

Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка.
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу.

Чёткий ритм считалки о солдатах «Аты-баты, шли солдаты» — напоминает шаг солдатской роты.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар!
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, ты и я…

Шёл татарин из больницы,
Нашёл новы рукавицы.
Думал, думал куда деть?
Лучше на руки надеть.

На буфете тарантас.
На горе последний час…

Жила-была старица,
Пошла в баню париться,
Взяла пуд мочалы,
Начинай сначала.

На этой неделе
Висели качели.
Качели упали,
На Соню сказали,
А Соня божится,
Клянётся — не я,
Это подруга ведь Тоня моя.

В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки —
Что угодно для души.
Что хотите, то берите,

Губки бантиком держите,
«Да» и «нет» не говорите,
Чёрно с белым не носите.

— Заяц белый, куда бегал?
— В лес дубовый.
— Что там делал?
— Лыко драл.
— Куда клал?
— Под колоду.
— Кто украл?
— Родион.
— Выйди вон!

Идём по мосту,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её под мост,
Пусть ворона мокнет.
Идём по мосту,
Под мостом ворона мокнет,
Бросили её на мост —
Пусть теперь посохнет.

Святки

Чаше всего автором песни, сказки, плача являлась наиболее яркая личность из народа. Народное творчество, переходя из уст в уста, долго жило в памяти людской. После принятия христианства на Руси древнеславянские праздники церковь приспособила к христианским.

Зимние праздники начинались с Рождества Христова с его «колядками», «святошничаньем», игрищами и гаданием. Здесь сказалось двоеверие: язычество и христианство.

Святые вечера на Руси — это дни празднества, веселья и дни священного Рождества. Нет ни одного празднества на Руси, которое сопровождалось бы таким богатым набором обычаев, обрядов, примет.

В этом празднике смешались языческие обычаи с христианскими представлениями о Спасителе. К языческим обрядам принадлежат: «святошничанье» (переряжение — надевались маски животных — личины с исполнением шутливых песенок, частушек, пожеланий хозяевам дома), колядование, игрища, гадания.

Русские язычники с 24 декабря славили Коледу — бога пиршества и мира (по Карамзину), хотя есть мнение, что название «Коляда» происходит от латинского слова и в древнеримском календаре называли «календае» — первый день каждого месяца.

У других же славян коледа — святочная песнь, т.е. поздравление с Новым годом, и за это славельщики (колядовщики) получают подарки.

В Городецкой волости колядовали подростки и пели «Колядой», Куледой, а то и Килядой-милядой, а на правобережье Волги (в деревнях Пестово, Бебрюхово, Палкино и др.) исстари разыгрывалась «Поляна».

Под предводительством старшего (вожака) подростки целым караваном (группы по 10–15 человек) заходили в дома к добрым, приветливым хозяевам и желали им добра, здоровья, жита, приплода — у других же пели под окнами Коляду, начиная с прославления, видимо, божества:

Коледа-Маледа!
Ходила Коледа
По святым вечерам.
Киледа-Миледа!
Ходила Киледа
Накануне Рождества!

За что ребятня получили лепёшки, пироги, колобушки, а то и обрядовые печёные орешки из теста, жареные кусочки мяса. Существовало поверье: если под Новый год на праздник будешь, сыт, то весь год будешь сытым.

В деревне Воротилово и его округе, за Волгой в районе Курзы, у Ванят пекли фигурки «коровушек/козуль», «барашков» и одаривали колядовщиков. Считалось, что это угощение в наступающем году даст хозяевам дома обильный урожай и приплод скота.

Киледа-Миледа!
Ходила Киледа
По святым вечерам,
Просила Киледа
Святу милостыню!

У нас семеро ребят
Все по лавочкам сидят
И в окошко глядят.

Подай, батюшка, подай, матушка.
Не режь, не ломай,
Подай целый каравай?
За подарки благодарим,
Здоровья, счастья Вам дарим!

В Смиркино и его окружающих деревнях караван ребятишек пели Киледу-Миледу и, получив подарки, желали хозяевам:

Дай Вам, Господи!
Скота, живота,
Овцу с ягнёнком,
Коровку с телёнком!
Рожь Вам густую,

Пшеницу золотую.
Из зерна бы Вам ковригу,
Из полузерна — пирожину!

Просители нисколько не смущались принимать подаяния. После шумного и весёлого «колядования» подростки собирались у кого-нибудь дома и устраивали общее угощение.

В Городце любила ребятня славить купцов Кузнецовых на Базарной улице. Под окнами огромного дома они пели хозяевам:

У Спаса живут мужики богаты.
Они гребут золото лопатой,
А серебро лукошком…
Подай, тётушка, подай, матушка!
Не режь, не ломай.
А «бомбошку» нам подай!

Хозяева щедро одаривали ребятишек пряниками, которые, сложив всё в мешок, бежали к дворцу купца Шадрина П.И. (в советсвое время — здание ДК судоверфи на ул. Максима Горького) и громко кричали:

Наш хозяин богатый!
Гребёт денежки лопатой!
А считает булавки —
Не подаст ни крошки,

Лучше выбросит в окошки!

Ребятишки позвонят в колокольчик у двери, когда споют «колядку», и разбегаются во все стороны.

В деревнях Воротилово, Беляницыно и окружающих их поселениях группа девочек-выростков ходила по домам и пела хозяевам:

Киледа-Миледа!
Ходила Киледа
По святым вечерам.
«Подай, тётушка, подай, матушка.
Не режь, не ломай.
Подай целый каравай!
У нас семеро ребят,
Все по лавкам сидят
Да соломку едят,
Не посыпленную, не порубленную.

Хозяйки в этот день пекли сдобную «Киледу-Миледу», но если детям казалось, что они маловато получили, то запевали:

Видим-видим, есть у вас
Блины, лепёшки да поросячьи ножки.
Дайте ещё лепёшку
Да мясную ножку
Всем понемножку.
Давай, не ломай,

На всех подавай.

Хозяева подавали им ещё орешков и жареного мяса. Получив угощение, «колядовщики» славили хозяев:

Киледа-Миледа!
Ходила Киледа
По святым вечерам.
Зашла Киледа
К Анастасии Яковлевне во двор.
Здравие желаем,
Госпожа хозяюшка!
Да добра много желаем!
У хозяйки-то краса —
Русы косы в пояса…
Подай, тётушка, подай, матушка,
Нe режь, не ломай,
Подай целый каравай.

Хозяйка не жадна, хорошо одарила ребятишек, которые в свою очередь пожелали хозяевам:

Дай Вам, Господь.
Всего-то всего.
Чтобы козочки водились
И овечки окотились.
А одна бы корова
По ведру доила
И сливками цедила.
Одна бы кобыла
По два воза возила

И по два жеребёночка дарила.

Сложив все в мешочек, ребятишки бежали уже под окно к другим жителям. В некоторых деревнях (Мошкино, Тарханово, Беляницыно, Красная Рамень) «славельщики» в шутку угрожали:

Каледа-Маледа!
Ходила Каледа
По святым вечерам:
«Подай, тётушка, подай, матушка,
Не режь, не ломай,
Подай целый каравай!
Не подашь пирога,
Уведём корову за рога!
Не подашь лепёшки —
Разобьём окошки!»

А вот в Зубово, Слышково, Ульянково, Хахалино пели под окнами Куледой без угроз:

Куледа-Миледа!
Ходила Куледа
По святым вечерам!
Подай, тётушка, подай, батюшка,
Не режь, не ломай,
Подай целый каравай.

В деревнях Мошкино, Рыжухино, Кулигино, Хохлома, Сицкое:

Киледа-Миледа!
Ходила Киледа
По святым вечерам…
Подай, батюшка, подай, матушка,
Не режь, не ломай,
Подай целый каравай!
Не подашь лепёшку —
Разобьём окошку!
Не подашь пирога —
Уведём корову за рога!

Наша Киледа-Миледа
Не мала, не велика,
По домам ходит —
Счастья приносит!
Дай, дедушка,
дай, бабушка!
Колобушек, пирога!
Не ломай, не сгибай!
Весь пирог подавай!

Масленица

Последний день масленицы назывался «Прощёным воскресением». Это был день всеобщего покаяния, день очищения от грехов и день раскаяния за содеянное зло друг другу. Вместе с уходящей зимой люди оставляли все обиды, скопившиеся за год, очищали душу, прощали своих обидчиков и получали прощения для себя.

С утра городчане блины ели, пели и плясали и масленицу провожали. А улица манила своими развлечениями: катанием на лошадях, на салазках с гор, парами на «шестах», «кружелях». Работали балаганы, чучелкя, дети качались на качелях. Царило всеобщее веселье. Шла бойкая торговля. Приказчики и мальчики зазывали публику в свои магазины и лавки.

После массового гуляния в 4 часа дня ударял колокол на Троицком соборе к вечерне, и городчане шли по домам просить прощения у родителей, родных, соседей и знакомых.


Приметы, обычаи и пословицы в пяти волостях Нижегородского уезда

Если случалось, что невеста уходом шла замуж (т.е. без благословения родителей), то на Прощёное воскресение молодые тоже просили у родителей прощение.

Вечером же в воскресенье провожали масленицу. Встречать масленицу в начале недели у нас не встречали, но вот провожали её с блеском в воскресенье.

Жгли «масленицу» в Городце на озёрах Рязановском и Спасском, на болотах Церемоновом и Захватихе (теперь — ул. Фурманова) и в оврагах, а также в деревнях и сёлах за околицей.

Заранее молодёжь и дети стаскивали в одно место старые плетни, корзины, дровни, бороны, бочки из-под дёгтя, паклю, пучки соломы и всякую рухлядь, складывали в общую кучу и жгли теплицу (костёр). Но в некоторых местах, как в деревнях Ковригино, Хахалино и Ульянково, символом масленицы был растрёпанный сноп соломы на палке и водружённый на бочку в центре теплицы.

А в деревне Волжное Пестово молодёжь шла за околицу Ваську-ратника «рядить». На сноп соломы на шесте надевали брюки, ватник, на голову укладывали набекрень тёплую шапку, к «руке» приставляли деревянное копьё.

Чучело водружали на вершину огромного костра (теплины) и поджигали. Когда же теплина догорала, мужики палили залпом из ружей.

Это «сожигание» чучела, соломенного мужика, осталось от языческих треб и обрядов. Этот обычай был у староверов.

Вечером в Прощёное воскресение люди от мала до велика Масленицу провожали, водили хороводы у костров и пели песни:

Ты прощай, ты прощай,
Наша Масленица!
Ты прощай, ты прощай,
Наша широкая!
Ты в среду пришла,
А в воскресенье уж ушла!
Весело было нам!
Весело было нам!
Блинам печенье.
Сковородам стученье.
Печём — подпекаем!
Едим — подъедаем!
Ура! Ура! Ура!

Костёр догорает, а песни всё звучат:

Тебя, Масленица, драть!
Не дала нам погулять.
Вот пришёл великий пост,
Оторвали коту хвост
(Отрубили коту хвост).
Вот ура! Ура! Ура!
И корзиночка худа.
Нам бы гривенных шести,
Чтобы нову завести!

Сёмка, Ерёмка, сын жеребёнка!
Оставили хвост на Великий пост.
Ура! Ура! Ура!

В небо улетают последние искры и Масленицу ругают за то, что она дала редьки хвост на Великий пост:

Масленица — обируха,
Масленица — обмануха.
Обманула, — провела
До поста нас довела.
Дала редьки хвост
На Великий пост.

Костёр затухает, а хоровод заканчивает песню словами:

Как за бабиной избушкой
Разыгрался хрен с петрушкой,
А топлёно молоко —
Его с пенкой сволокло!

Бабушки показывают внучатам на затухающий костёр и говорят:

Это Масленица унесла молочко,
сметанку и творожок,
всё сгорело в костре.

В Городце существовал обычай пускать с гор (высоких и крутых берегов, в то время они были чистым угором) горящее колесо. В Прощёное воскресение вечером парни пускали с горы «огненное колесо» — колесо от телеги, обмотанное паклей, соломой, обмазанное дёгтем. Подожжённое, оно ярким, светящимся шаром скатывалось с горы на ледяную гладь Волги.

Веснянки, прилёт жаворонков

Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста. Поэтому они почти не имели праздничного игрового характера. 9 марта по старому стилю на «Сорока святых» (на сорок мучеников) пекли жаворонки.

Искони на Руси провозвестниками весны были жаворонки. Поэтому как в Городце, так и в сёлах и деревнях пекли из теста «жаворонков» и давали детям. Держа их в руках, дети бегали по улицам, время oт времени подкидывая в воздух своих «жаворонков», распевали (кликали):

Жаворонки, прилетите
И тепло нам принесите.

Испечённые птички должны были вызвать прилёт настоящих птиц и ранний приход весны, поэтому дети забирались на пригорки, бугорки и закличками-веснянками звали прилететь жаворонков и других пичуг из тёплых стран.

Веснянки — это песенные заклички раннего прихода весны. Веснянки неслись из одного конца Городца в другой, по деревням и сёлам волости из края в край. Запевали протяжно:

Жаворонки, прилетите.
Красну весну принесите!
Нам зима-то надоела,
Хлеб и соль-то всё поела,
И соломку подобрала.
И мякину подмела…
Приходи, весна красна!

Получив «жаворонков», дети на пригорках кликали прилёт птиц:

Уж жаворонки-жаворонки!
Прилетите вы к нам!
Принесите весну красную!
Нам зима-то надоела,
Весь-то хлебушек поела!
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите!
Красну весну принесите!
Зиму холодну унесите!

В деревне Ковригино и окружающих её деревнях ребятня собиралась на высоком берегу Узолы с «жаворонками» — у кого в ладошках, а у иных привязаны на длинных шестах. Одни своих «жаворонков» подкидывали вверх, а другие размахивали шестами с «жаворонками» и медленно распевали:

Жаворонки, жаворонки!
Прилетите вы к нам,
Принесите вы нам
Лето тёплое!
Со житом высоким,
С овсом, с ячменем усатым,
Со просом, со гречею.
С калиною-малиною,
С чёрною смородиною.

Затем все пели вместе:

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С доброй радостью,
Со великой милостию,
Со льном высоким (подпрыгивали),
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С хлебами обильными…

Заканчивали обряд, обращаясь к солнцу:

Солнышко-вёдрышко!
Выгляни, красное,
Из-за леса тёмного.

Заклички и приговорки о дожде

Весною, играя на дворе, на улице, дети окликают радостно первый дождь, первую радугу песенками:

Уж дождь-дождём
Поливай ковшом!
Ситом, решатом,
Целым ушатом!

Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На баушкину пшеницу,
На дедушков ячмень
Поливай весь день.

Дождик, дождик, пуще!
Дадим тебе гущи,
Дадим тебе ложку.
Хлебай понемножку.

Дождик, дождик,
Перестань, перестань!
Я поеду в Еристань
Богу молиться,
Христу поклониться.
Есть у Бога сирота,
Отворяет ворота
Ключиком, замочком!
Новеньким платочком.

Когда дожди «зарядят», станут вредными для посевов, дети просят:

Радуга-дуга,
Перебей дождя,
Подай солнышка.
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка Колоколнышко!
Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко,
Твои детки плачут,
Пить, есть хотят.

Когда случается засуха, а дожди идут мимо или их выпадает немного, просят у радуги:

Радуга-дуга,
Принеси нам дождя!
Радуга-дуга,
Не пей нашу воду.
Радуга-дуга,
Дай нам дождя —
Ситцем, решатцом,
Окати нас ушатцом.

Дождей в это время выпадает мало. И каждому дождичку особенно рады дети. Как только пойдёт дождь, они громко кричат:

Дождик, дождик, пуще
На бабину капусту,
На мой ячмень
Прокатай весь день.

Потешки и пестушки

Часто прибаутки своим содержанием напоминают маленькие сказочки:

Стук-бряк по улице,
Скачет Фома на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке…

У нашего господина
Разыгралася скотина:
Кошки — в ложки,
Утки — в дудки,
Тараканы — в барабаны.
Коза в синем сарафане,
А вол пляшет,
Ногой машет.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять —
Бух, бух, бух!

Особый вид прибауток — перевёртыши, которые потешают детей:

Из-за леса, из-за гор
Выезжал дядя Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучей лошади.
Топорищем подпоясан.
Глаза за пояс заткнул.

Эти перевёртыши вызывают смех у детей.

Фольклор взрослых стихийно осваивался детьми и становился частью их обихода, естественно, со своеобразной адаптацией. Не было ни одного народного праздника, в котором бы дети не принимали участия.

Интересны заклички и магические приговорки, исполняемые вне праздника, а при случае, когда нужен был дождь, дети пели:

Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь.

Но если дожди зарядили, дети пели:

Дождик, дождик,
Перестань!
Я поеду в Еристань…

Дети просят у радуги:

Радуга-дуга,
Перебей дождя,
Подай солнышко.

Как и в древних обрядах, дождю обещали угощения: кусок пирога, гущу, а выглянувшему солнышку — горошку.

От взрослых в детский быт перешли ряд приговоров: обращение к улитке, божьей коровке, а также к коршуну, ястребу с просьбой не трогать домашних цыплят. Перед нырянием в речку дети обращались к одомашненной перелётной утке-чирке с просьбой простить их за неведомые грехи, и тогда уже ребята ныряли в воду.

Детский фольклор — часть быта взрослых, которые включали постепенно своих подрастающих детей в круг своих хозяйственных занятий. Ребёнок познавал реальную жизнь и через фольклор.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности, инициативы проходило в играх, где воспитывалось и умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя. Не игравшему никогда в детстве ребёнку труднее во взрослой жизни проявить не только физические возможности, но и свои интеллектуальные особенности.

Любовь к родному краю Белгородскому / Открытый урок

Вид занятия:  Коллективная творческая деятельность учащихся. Занятие проводят одновременно музыкальный руководитель фольклорного ансамбля «Бирюльки» и педагог дополнительного образования по спортивным танцам.

Цель: Познакомить детей старшего возраста с аграрными приметами на Белгородчине, объяснить их значение в жизни крестьянина.

Задачи:

1. Познакомить детей с Днём Бориса и Глеба.

2. Развивать навыки ритмичной игры на инструментах.

3. Совершенствовать элементы народного танца; навыки координации движений; технику дробных выстукиваний.

4. Воспитывать любовь и уважение к истории и культуре родного края.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, ТСО, народные инструменты, платки.

Ход занятия

Под весёлую русскую народную мелодию дети входят в зал, встают в полукруг.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. К нам сегодня придёт гостья. Кто она вы узнаете, если отгадаете загадку.

Старый дед,

Ему сто лет,

Мост намостил

Во всю реку,

А пришла молода –

Весь мост размела (Весна).

В зал входит Весна. Доброго здоровья!

Музыкальный руководитель. Мы тебя ждали и очень рады, что ты пришла.

Весна: А я не одна, со мной братец Солнышко. Но его надо позвать, кликнуть. Вы знаете, как? Дети отвечают: «Да!»

1-ый ребёнок. Ведрушко! Покажись!

Солнышко! Погляни!

Солнышко! Посмотри!

Твои дети плачут,

Есть хотят, пить просят.

2-ой ребёнок. Солнышко-ведрышко!

Выгляни в окошко:

Посыплю горошку.

Бояре-то едут

В красных сапожках,

В беленьких чулочках.

3-ий ребёнок. Солнышко, солнышко,

Выгляни на брёвнышко:

Дам тебе мёду целую колоду.

Появляется Солнышко, здоровается с детьми

Солнышко: «Дети, а вы знаете, что делали крестьяне, когда Весна-красна приходила, а я прогревало землю?»

Ответы детей.

Солнышко:  Правильно. Жители сёл и деревень Белгородчины работы в поле «по погоде начинали», соблюдая приметы и заповеди предков: «Землю согрело – не опоздай с посевом», «Вешняя пора – поел и со двора», «Где хозяин ходя, там рожь родя», «Гулянки не гулять, коли хлеб засевать». Обычно сев начинали в день Бориса и Глеба (15 мая), поэтому до сих пор в народном календаре значится: «Борис и Глеб сеют хлеб». В день первого выхода в поле мужики надевали чистые рубахи. Хозяйки на стол стелили праздничную скатерть, клали свежеиспеченный хлеб.

Рассказ сопровождается презентацией.

Весна: Старожилы села Большебыково Красногвардейского района поведали о том, что хлеб-жито в старину сеяли только мужчины, а если при этом присутствовала женщина, то жди неурожая. А вот репу и другие овощи сеяли крестьянки. «Землюшка, чуя руку, хто с ею в ладу, да согласии живе, тому и добрый урожай давая».

Музыкальный руководитель: Дети, мы с вами знаем песню «Я посеяла ленку». Давайте исполним её для наших гостей.

Исполняется песня «Я посеяла ленку».

Музыкальный руководитель. Когда посевные работы закончены, можно немного отдохнуть, попеть, поиграть на народных инструментах.

Дети берут трещётки. Исполняют русскую народную песню «Во кузнице» с аккомпанированием на народных инструментах.

Педагог дополнительного образования. Когда посевные работы закончены, можно и потанцевать. Весна, Солнышко, посмотрите, как наши дети красиво двигаются!               

Дети перестраиваются в две линии. Разминка. Музыкальное сопровождение – русская народная песня «Что ж ты, Роза».

— И.п. – о.с., руки на поясе. 1-поднять правое плечо вверх, 2-опустить вниз; 3-поднять левое плечо вверх, 4-опустить вниз. Выполнить по 4 раза каждым плечом.

— И п. – то же. 1-2-наклон туловища вперёд, руки открыть в стороны, ладонями вверх; 3-4-вернуться в и. п., руки поставить на пояс. Голову не опускать, спину прогнуть. Выполнить 8 раз.

— И.п. – то же. 1-2-правую ногу, согнутую в колене, поднять до горизонтали, носок оттянут; 3-4- вернуться в и. п. То же с другой ноги. Спину держать прямо, голову не опускать. Выполнить по 4 раза каждой ногой.

— И.п. – то же, ноги полусогнуты. 1-2-правую ногу выставить вперёд на пятку, разгибая колено; 3-4-вернуться в и. п. То же с другой ноги. Туловище держать вертикально.

— И.п. – то же. Тройной притоп. 1-притоп правой ногой, 2-притоп левой ногой, 3-притоп правой ногой, 4-пауза. Переносить тяжесть тела с ноги на ногу. Удар по полу выполнять легко, всей ступней.

Педагог дополнительного образования. Хорошо! А сейчас выполним движения с большими цветными платками на плечах, которые распространены во многих сёлах Валуйского района.

Дети берут платки.

— Держась за концы платка, делать попеременные движения плечами и всей рукой вперёд.

— Держась за концы платка, делать наклоны корпусом влево, вправо и вперёд.

— Быстрое покачивание плечами и всем корпусом. На счёт «раз» — шаг левой ногой, на счёт «и» — шаг правой ногой. На счёт «два» — притоп левой ногой, на счёт «и» — пауза. Движение ног повторяется. Покачивание плечами в момент паузы как бы угасает.

Педагог дополнительного образования. Молодцы! А теперь исполним карагод с платками.

Музыкальное сопровождение – русская народная песня «Калина».

Весна. Молодцы! Спасибо! А теперь, дети, давайте поиграем в народную игру «Пошла коза по лесу». Я выберу «Козу», а Солнышко – «Принцессу».

Народная игра «Пошла коза по лесу».

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Описание игры. Дети, взявшись за руки, двигаются по кругу (против солнца). А «коза» движется внутри хоровода (по солнцу), выбирая себе «принцессу». Затем «коза» и «принцесса» обыгрывают всё, о чём поётся в песне. Остальные участники хлопают в ладоши. Игра повторяется 2-3 раза, но с другими «козой» и «принцессой».

Весна. Ребята, найдите ответы на мои загадки.

— Никого не родила, а все матушкой зовут.

— Что на свете всего жирнее?

— Кто на свете всех богаче?

— Меня бьют, ворочают, режут,

— А я молчу да всем добром плачу. (Земля пахотная).

Музыкальный руководитель: Мы сегодня узнали, как в старину крестьяне работали на земле. Они её любили, ухаживали за ней, чтобы получить хороший урожай. Давайте и мы будем беречь землю, наш родной край, нашу Белгородчину!

Весна. Я приготовила для всех очень вкусное угощенье,  которое ждёт вас в группе.

Исполняется песня «У моей России» Слова Н. Соловьёвой музыка Г. Струве.

Под музыку дети и гости выходят из зала.                                           

Литература

  1. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской. Учебно-методическое пособие. – Белгород, 2000.
  2. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. – Белгород, 2000.
  3. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. Учебное пособие. – Белгород, 2003.
  4. Жирова О.Я. Традиции празднично-обрядовой культуры земли Белгородской. – Белгород, 2004.
  5. Жирова О.Я. Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины. – Белгород, 2004.
  6. Пословицы. Поговорки. Загадки /Сост., авт., предисл. и коммент. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. – М.: Современник, 1986. – 512 с.

 

Аналогия с поездом, которая полностью изменит ваше представление о плачущем ребенке

Мой 4-летний ребенок забирался в постель, повернувшись лицом от меня к стене, когда задал вопрос.

«Где Гленн?»

Из-за его тона вопрос прозвучал как запоздалая мысль, но я лучше знаю. Гленн — противоположность запоздалой мысли; это любимое одеяло тигра, которое мой сын возил с собой с тех пор, как он стал достаточно взрослым, чтобы держать его крепко.

Мой муж предложил вернуться вниз для поиска, и я рассеянно заметила, что на самом деле не видела Гленна в тот вечер, что было необычно.

При этом мой сын медленно повернулся ко мне лицом, но без зрительного контакта, его мысли метались. Его глаза были прикованы к какой-то точке фона, а рот искривлялся и поворачивался с каждой промелькнувшей мыслью. Они встретились с моими только тогда, когда он это осознал, его плечи распрямились, а спина стала выше, когда его охватила паника.

Наконец, крик: «Я оставил Гленна на заднем сиденье машины Джиджи!!!»


К этому моменту Джиджи, конечно же, находился в одном штате от нас, а это значит, что мы предстали перед первой ночью моего сына с тех пор, как он был младенцем, — первой ночью на его маленькой памяти — без Гленна, свернувшись калачиком на изгибе его рука.

О, конечно, мы и раньше теряли Гленна, но его всегда находили перед сном, даже если иногда для этого требовались часы поисков. А потом был случай, когда мой сын высунул его из окна машины и случайно отпустил, так что Гленн провел немного времени, играя в курицу на желтых полосах оживленной улицы.

Но тем не менее, без Гленна никогда не ложились спать.

За первоначальным шоком, конечно же, последовали электрические токи гнева, прошедшие через маленькое тельце моего сына. Он ударил кулаком по воздуху, стиснул зубы и закричал: «Я НЕ СПНУ БЕЗ ГЛЕННА! Я НЕ ПОЛОЖУСЬ, ПОКА ОН НЕ ПРИДЕТ! Я БОЛЬШЕ НЕ ПОЛОЖУСЬ В СПАТЬ!» Еще удары, еще скрежет, несколько гневных плюхов на пол.

В этот момент мой муж вернулся из своих тщетных поисков и смотрел на меня в поисках направления. Как мы справляемся с этим, мама?

Я не знаю, отражал ли ответный взгляд уверенность, мудрость и ясность, но, верьте или нет, я чувствовал именно это.

Потому что именно тогда, когда мне это было нужно больше всего, я вспомнил аналогию с поездом.

Аналогия не была чем-то новым, это то, что я узнала в своей собственной терапии за годы до того, как у меня появились дети, и то, что мы все слышали в виде заезженного клише. По правде говоря, я всегда изо всех сил пытался применить это к своему собственному наплыву эмоций, но здесь, когда мой бедный ребенок шлепался по полу, как рыба в воде, это казалось единственным разумным ответом.

Аналогия выглядит так:

Трудные чувства — это туннели, а мы — поезда, идущие по ним.

Мы должны пройти весь путь сквозь тьму, чтобы добраться до— ты знал, что это произойдет! —спокойный, мирный свет в конце туннеля.

Звучит просто, но легче сказать, чем сделать.

Где ошибаются благонамеренные родители

Проблема в том, что мы, благонамеренные родители и опекуны, часто пытаемся перехватить наших детей в их путешествии по эмоциональному туннелю.

Например, наблюдая, как мой сын борется со своим гневом, печалью и страхом из-за отсутствия любимой, я легко мог бы сказать:

Это только одна ночь. Мы вернем его завтра.

У нас так много других мягких игрушек, просто переспи с одной из них сегодня вечером.

Все будет хорошо, обещаю.

Все это были бы верные утверждения, без сомнения, но они не были бы полезными.

Очень часто, когда наши дети борются с тяжелым чувством — грустью, гневом, страхом, смущением, одиночеством, виной — мы пытаемся вывести их из этого логическим путем. Мы объясняем, почему они слишком остро реагируют, или откуда МЫ знаем, что в конце концов все будет хорошо.

Мы, конечно, пытаемся помочь нашим детям, но если мы немного снимем слои, я думаю, мы обнаружим, что на самом деле мы пытаемся улучшить САМОЕ самочувствие. Потому что боль наших детей так глубоко ранит нас, делает нас очень неудобными.

Это мы хотим, чтобы их плач прекратился как можно быстрее, а не они.  

Вернемся к аналогии: если эмоции — это туннели, а мы — поезда, проходящие через них, то нам НЕОБХОДИМО двигаться до конца на другую сторону.

То, что мы, взрослые, часто делаем, когда сталкиваемся с собственными эмоциональными трудностями, — это попытки выбраться из туннеля пораньше — стучать по бокам, не обращая внимания на пещерное эхо и смущенно удивляясь, почему мы до сих пор не видим дневного света.

Иногда мы приседаем в темноте, закрываем глаза и просто притворяемся, что вовсе не в туннеле. Все отлично, большое спасибо.

Иногда мы делаем целый ряд других вещей — едим мороженое, пьем вино, делаем покупки в Интернете, участвуем в марафонах, запоем смотрим Netflix, играем в игры на наших телефонах или бездумно листаем Facebook — чтобы отвлечься от того факта, что мы в туннеле в первую очередь.

Но ни одна из этих вещей не вытащит нас из туннеля, не так ли?  

Затем, когда мы, НАКОНЕЦ, позволяем себе кричать, плакать, стучать кулаками, падать на пол и вдоволь плакать, мы вдруг чувствуем себя так. много. лучше.

 

То же самое касается наших детей. Мы не можем научить их, что есть какой-то потайной выход, когда его на самом деле нет. Нет другого выхода, кроме как через, и наша работа состоит в том, чтобы направить их туда.

 

Вот почему я не сказал ни слова своему сыну. Вместо этого я просто сидел рядом с ним, а рябь гнева растворялась в дрожи и рыданиях. Когда я подумал, что это нормально, я начал гладить его по спине, по-прежнему молча. Он продолжал плакать, плакать и плакать.

 

Пока текли слезы, я понял, что только что сделал то, что Гордон Нойфельд и Габор Мате называют «танцевать наших детей до слез». В своей книге « Держитесь за своих детей» они пишут:

 

«…родитель должен танцевать ребенка до его слез, до отпускания и до чувства покоя, которое приходит после отпускания…[ родитель должен] прийти вместе с переживанием разочарования ребенка и обеспечить утешение. Повестка дня должна состоять не в том, чтобы преподать урок, а в том, чтобы превратить разочарование в печаль… Гораздо важнее наших слов ощущение ребенка, что мы с ним, а не против него».

 

Имея это в виду, я был действительно рад, что мой сын трясся от рыданий, потому что я знал, что это означало, что он путешествует по этому эмоциональному туннелю, а не застревает в нем.

 

Он плакал, плакал и плакал.

 

Пока он не перестал плакать.

 

До тех пор, пока, растянувшись на полу, он не мельком увидел стоящую рядом книгу о собаках-рекордсменах, не достал ее и не начал листать. Как будто ничего и не было.

Я взглянул на часы. Прошло восемь минут.

Повышение устойчивости

Я решил, что говорить теперь будет нормально, поэтому спросил сына, не хочет ли он составить план. Я сказал ему, что знаю, что сегодня перед сном будет очень тяжело, но, может быть, мы вместе придумаем какие-нибудь идеи, которые помогут ему пережить это.

(Если бы я предложил это за две минуты до этого, он бы ВЗОРВАЛСЯ. Но поскольку я ждал, пока его поезд пройдет через этот туннель, все было в порядке.)

Без каких-либо дополнительных подсказок с моей стороны мой 4-летний выбрала две разные мягкие игрушки, чтобы спать с ними в ту ночь, а затем спросила, можем ли мы прочитать две дополнительные книги перед сном, чтобы сделать вечер более особенным.

Позже, когда я поцеловала его на ночь, и он повернулся на бок, чтобы заснуть, он мирно сказал: «Сегодня со мной все будет в порядке».

Да, дорогой сын, ты.

Потому что именно здесь создается устойчивость.

Если бы я ехал по часу в каждую сторону, чтобы забрать Гленна, мы бы не выработали устойчивость.

Если бы я снова и снова говорил ему, что это не имеет большого значения, это всего лишь одна ночь без одной плюшевой игрушки, мы бы тоже не стали устойчивыми. Послание было бы в том, что его боль недействительна и что его борьба не стоит того, чтобы воспринимать ее всерьез.

Но просто сидеть рядом с ним, пробиваясь через туннель? Позволить ему ощутить спешку и панику, а потом самому подняться глотнуть воздуха? ЭТО укрепляет устойчивость.

Помните о своей работе

Поэтому в следующий раз, когда ваш ребенок будет глубоко разочарован, зол или расстроен, вспомните, в чем на самом деле заключается работа родителя.

Работа родителя заключается в том, чтобы:

  • Обеспечить утешение, несмотря на разочарование.
  • Вылейте очищающие слезы нашего ребенка.
  • Проявите сочувствие к борьбе нашего ребенка.
  • Пусть жизненный урок будет усвоен естественным образом, а не через проповедь.
  • Поддержите нашего ребенка в его эмоциональном туннеле.

Задача родителей НЕ состоит в том, чтобы заставить нашего ребенка перестать плакать как можно быстрее. Слезы являются признаком родительского успеха, а не неудачи.

Итак, потрите спинку вашего ребенка. Посидите с ними в тишине. Оставайтесь рядом с ними, пока они пыхтят, пыхтят, пыхтят через свои туннели чувств. И будь с ними, когда они, наконец, достигнут спокойного, мирного света в конце.

Здоровье и безопасность в жаркую погоду | Здоровье и благополучие

Распечатать

В очень жаркую погоду вашему телу приходится работать усерднее, чтобы вырабатывать больше пота, чтобы сохранять прохладу.

В некоторых условиях потоотделения недостаточно, и температура тела может быстро повышаться. Это чаще происходит, когда влажно или когда вы обезвожены и не можете производить достаточно пота.

Важно, чтобы температура вашего тела оставалась в пределах 36,1–37,8°C. Если ваше тело поднимается выше этого уровня, у вас могут появиться признаки болезни, связанной с жарой.

Тепловое заболевание возникает, когда организм поглощает слишком много тепла. Это может происходить медленно в течение дня или двух в очень жаркую погоду.

Действуйте быстро, чтобы избежать серьезных или даже смертельных последствий полностью развившегося теплового удара.

Признаки теплового удара

  • учащенный пульс и учащенное поверхностное дыхание
  • сухой, опухший язык, проблемы с речью, невнятная речь
  • проблемы с концентрацией внимания или координацией движений
  • агрессивное или странное поведение
  • головокружение, спутанность сознания, судороги или потеря сознания
  • внезапное повышение температуры тела
  • жар, сухость и, возможно, покраснение кожи, возможно, без пота
  • головная боль, тошнота или рвота
  • сильная жажда

Позвоните 000 и вызовите скорую помощь.

Signs of heat stress

  • rising body temperature
  • dry mouth and eyes
  • headache
  • shortness of breath
  • vomiting
  • absence of tears when crying ( дети)

Немедленно принять меры для охлаждения в том числе:

  • отдохнуть в прохладном затененном месте
  • пить воду или сосать лед
  • примите прохладный душ или ванну или приложите к телу прохладное влажное полотенце
  • , если симптомы не исчезнут через час, обратитесь за медицинской помощью.

Узнайте больше о признаках и симптомах заболеваний, связанных с перегревом и о разнице между тепловым истощением и тепловым ударом.

Советы по борьбе с жарой

Будьте готовы

  • Найдите способы сделать свой дом или здание более прохладным, например, светлые оконные покрытия, навесы и затеняющие ткани.
  • Обслуживайте кондиционеры до начала лета.
  • Убедитесь, что у вас достаточно еды, лекарств и других предметов снабжения, чтобы не выходить на улицу или в случае отключения электричества.
  • Если у вас есть какие-либо заболевания, обратитесь к врачу за советом о том, как справляться с жарой.
  • Составьте список членов семьи, друзей и соседей, которых вы, возможно, захотите навестить, и убедитесь, что у вас есть их актуальные контактные данные.

Регулярно пить воду

  • Пейте от 2 до 3 литров воды в день через равные промежутки времени, даже если вы не чувствуете жажды. Если вы находитесь на ограниченном потреблении жидкости, проконсультируйтесь с врачом.
  • Ограничьте потребление алкоголя, безалкогольных напитков, спортивных напитков, чая или кофе.
  • Ешьте как обычно, но старайтесь есть холодные продукты, особенно салаты и фрукты. Избегайте тяжелой белковой пищи, которая повышает температуру тела и увеличивает потерю жидкости.

Держитесь подальше от жары

  • Планируйте свой день так, чтобы свести активность к минимуму в самое жаркое время дня.
  • По возможности не выходите на улицу в самое жаркое время дня (с 11:00 до 15:00). Избегайте напряженной деятельности и работы в саду.
  • Не оставляйте детей, взрослых или животных в припаркованных автомобилях.
  • Если вы выходите на улицу, носите легкую, светлую, свободную, пористую одежду, широкополую шляпу и солнцезащитный крем.
  • Регулярно отдыхайте в тени и пейте много воды.

Сохраняйте максимальную прохладу

  • Оставайтесь дома, в самых прохладных комнатах вашего дома.
  • Загораживайте солнце в течение дня и держите окна закрытыми, пока в комнате прохладнее, чем снаружи.
  • Используйте вентиляторы и кондиционеры дома, чтобы сохранять прохладу, или проводите время с кондиционером в другом месте, например, в библиотеке, общественном центре, кинотеатре или торговом центре.
  • Часто принимайте прохладный душ или ванну и несколько раз в день обливайтесь холодной водой.
  • Открывайте окна после захода солнца/тепла, чтобы обеспечить циркуляцию воздуха.
  • Следите за тем, чтобы вам было прохладно во время сна. То, что жара спала, не означает, что она еще не горячая.

Безопасное хранение продуктов в жаркую погоду

  • Положите продукты обратно в холодильник после их использования.
  • Не ешьте продукты, оставленные вне холодильника более чем на 2 часа
  • Положите остатки в холодильник после того, как продукты остынут
  • Употребите остатки в течение 2–3 дней.
  • Узнайте больше о безопасности пищевых продуктов.

Понимание риска

В очень жаркую погоду каждый может подвергаться риску заболеваний, связанных с жарой. Если вы не справляетесь с жарой эффективно, ваш риск увеличивается.

Регулярно связывайтесь с уязвимыми людьми. Эти группы особенно подвержены риску.

Пожилые люди
  • У пожилых людей может не быть кондиционера или они не могут позволить себе расходы на его эксплуатацию.
  • Они также могут жить с медицинскими заболеваниями (например, диабетом, деменцией, почечной недостаточностью, болезнью сердца), что означает, что они с большей вероятностью заболеют от жары.

Младенцы и очень маленькие дети
  • Очень маленькие дети имеют маленькие тела, которые не могут легко справиться с изменением температуры.
  • Чем младше ребенок, тем быстрее у него начнут проявляться признаки обезвоживания или теплового стресса.
  • Больные дети нуждаются в особом внимании в жаркую погоду, даже при легких заболеваниях, таких как простуда или сенная лихорадка.

Беременные и кормящие женщины
  • Беременные и кормящие женщины имеют повышенный метаболизм, что означает, что им нужно больше есть и пить, чтобы оставаться здоровыми.
  • Когда очень жарко, они подвергаются повышенному риску обезвоживания, если им не хватает еды и воды.

Люди с заболеваниями
  • Люди с заболеваниями подвергаются повышенному риску обезвоживания в очень жаркую погоду из-за проводимого ими лечения.
  • Многие медицинские процедуры могут уменьшить количество жидкости (воды) в организме.
  • Людям с хроническими заболеваниями, такими как деменция, делирий и психические расстройства, может потребоваться помощь, чтобы принять правильное решение о достаточном питании и питье.

Люди, принимающие определенные лекарства
  • Лекарства включают:
    • лекарства от аллергии (антигистаминные препараты)
    • лекарства от кровяного давления и сердечные препараты (бета-блокаторы)
    • жидкости в таблетках (диуретики)
    • антидепрессанты или антипсихотические препараты.

Люди с алкогольной или наркотической зависимостью
  • Люди с алкогольной или наркотической зависимостью могут не осознавать, что им нужно, потому что их чувства затронуты.
  • Некоторые лекарства могут вызывать повышение метаболизма и температуры тела человека, что означает повышенный риск обезвоживания и теплового стресса.

Люди с умственной отсталостью или с дополнительными потребностями
  • Люди с умственной отсталостью или с дополнительными потребностями часто полагаются на других, чтобы помочь им понять, что они чувствуют и что им нужно.
  • Когда очень жарко, это случается чаще, и им нужна поддержка, чтобы хорошо питаться и избежать обезвоживания.

Физически активные люди на открытом воздухе
  • Физически активные люди, например торговцы и спортсмены, привыкли напрягать свое тело до предела.
  • Когда очень жарко, лимиты людей могут быть снижены и часто могут быть недооценены, поэтому им необходимо принимать дополнительные меры, чтобы избежать обезвоживания.

Уход за детьми в жаркую погоду

Младенцы и маленькие дети более восприимчивы к болезням, связанным с жарой, чем взрослые. Их тела не могут легко адаптироваться к изменению температуры.

Чем младше ребенок, тем быстрее у него начнут проявляться признаки обезвоживания или теплового стресса. Больные дети нуждаются в особом внимании в жаркую погоду, даже при таких незначительных заболеваниях, как простуда или сенная лихорадка.

Не допускайте обезвоживания и хорошего питания

  • Убедитесь, что у вашего ребенка есть легкий доступ к простой воде, и поощряйте его пить ее, даже до того, как он почувствует жажду.
  • Дети 5–8 лет должны стремиться выпивать 1 литр воды в день.
  • Дети 9–12 лет —1,5 литра в день.
  • Подростки и люди 13+ —2 литра в день.
  • Избегайте использования льда.
  • Избегайте напитков, вызывающих обезвоживание, таких как напитки с высоким содержанием сахара, соли и/или кофеина.
  • Если вы кормите грудью, чаще кормите ребенка и сами пейте больше воды.
  • Между кормлениями детей, находящихся на искусственном вскармливании, давайте прохладной кипяченой водой.
  • Давайте детям регулярное питание небольшими порциями и сведите к минимуму горячую пищу.

Младенцы

  • 0–6 месяцев : полагайтесь на грудное молоко, поэтому чаще предлагайте грудное вскармливание. Вода или другие напитки не нужны, если это не рекомендовано врачом.
  • 6–12 месяцев : нуждаются в пище и жидкости в дополнение к грудному молоку, поэтому давайте небольшое количество охлажденной кипяченой воды после или между кормлениями грудным молоком.
  • старше 12 месяцев : нуждаются в твердой пище и питье, продолжайте кормить грудью или давайте цельное молоко из чашки. Предлагайте охлажденную кипяченую воду после или между приемами пищи.

Следите за скоростью мочеиспускания вашего ребенка

  • Младенцы : следите за количеством мокрых подгузников. Если ваш ребенок носит меньше мокрых подгузников, чем обычно, в течение 24 часов, обратитесь к врачу или позвоните в 13 HEALTH (13 43 25 84) за консультацией
  • Маленькие дети : моча должна быть светло-соломенного цвета. Темная моча может быть признаком обезвоживания и указывать на необходимость питья. Если вы обеспокоены, обратитесь к врачу или позвоните по номеру 13 HEALTH (13 43 25 84) для консультации.

Спокойствие

  • Оденьте детей в свободную однослойную одежду из хлопка.
  • Держите детей в прохладе, регулярно принимая теплую ванну или душ. Не используйте ледяную воду, так как резкое и резкое изменение температуры тела может привести к снижению уровня сознания.
  • Не выводите ребенка на улицу с 10:00 до 15:00.
  • Используйте подходящий солнцезащитный козырек для детской коляски.
  • Убедитесь, что дети носят широкополые шляпы и солнцезащитный фактор SPF 30+, чтобы избежать солнечных ожогов.
  • Знайте о любых ранее существовавших заболеваниях, которые могут привести к повышенной чувствительности ребенка к теплу.
  • У детей может появиться опрелость, когда жарко — избегайте использования талька, держите область чистой и сухой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *