Разное

Система домана: Методика Домана — раннее развитие детей по методу Глена Домана

Содержание

Методика Глена Домана | SIMA-LAND.RU

24.03.2021

Если вы интересовались способами развития детей, наверняка слышали о Глене Домане и его карточках. Учёный считал, что в любом ребёнке заложен колоссальный потенциал, который нужно развивать уже с рождения — тогда малыш получит неограниченные возможности в жизни. Как их ему дать, рассказываем в статье.

Об авторе техники

Глен Доман — врач-нейрофизиолог и основатель Института развития человеческого потенциала. Он работал с детьми, мозг которых был повреждён, и создал собственную методику. Она позволяет реабилитироваться больным малышам и в несколько раз ускоряет развитие здоровых.

Что за методика

Основной её инструмент — специальные карточки, на которых изображены предметы и даны подписи к ним. Родители показывают ребёнку карточку и озвучивают, что на ней нарисовано. Дети видят картинки и запоминают слова.

Другой блок методики не связан с карточками, а направлен на физическое развитие ребёнка. Цель — помочь закрепить у малыша врождённые рефлексы (плавать, хватать, ползать).

В целом техника даёт впечатляющий результат: дети 2–4 лет свободно читают и считают, хорошо плавают, лазают и выполняют акробатические трюки.

Кому подходит

Развивающие техники обычно нацелены на дошкольников 2–7 лет, но Глен Доман считал, что обучать ребёнка в таком возрасте малоэффективно. И не без оснований: мозг человека с рождения настроен на получение знаний. Пока он растёт, малышу не нужна дополнительная мотивация, чтобы изучать новое. А к 6 годам развитие мозга практически прекращается.

По методике Домана заниматься с детьми нужно уже тогда, когда они научатся фокусировать взгляд на мелких предметах и узнавать «своих», т. е. с 6 месяцев.

Как заниматься и как это работает

Подробности методики автор описал в своих книгах — «Гармоничное развитие ребёнка», «Как научить вашего ребёнка читать, или Тихая нежная революция» и других. Но общая схема работы проста.


Родители ежедневно показывают карточки в течение нескольких секунд, зачитывают надписи громко и чётко.

Малыш видит картинки и слова, слышит их произношение.

Мозг понимает и механически запоминает информацию.

Родители могут сделать карточки самостоятельно или купить готовые. Если вы выбрали второй вариант, обратите внимание на возраст, для которого предназначено пособие, а также прочитайте инструкцию.

Какие бывают карточки

Окружающий мир

Для изучения английского

Счёт, цвета и формы

Наборы для комплексного развития

Cмотреть все карточки

О спорах по поводу методики

У техники Домана много и сторонников, и критиков. С одной стороны — её впечатляющие результаты, с другой — недостатки, которые не видны с первого взгляда. Например, отсутствие внимания к творческому и нравственному воспитанию, пассивная роль ребёнка в процессе обучения. Но эти острые углы легко обойти, если запомнить несколько рекомендаций.


Как заниматься правильно: советы опытных родителей

  • Сочетайте методику Домана с другими техниками и развивающими играми. Подробнее о некоторых из них читайте в статье.
  • Не ограничивайтесь карточками — предоставьте малышу столько источников информации, сколько сможете. Пусть у него будут сначала игрушки и книги, потом телескоп, глобус, музыкальные инструменты.
  • Радуйтесь даже маленькому успеху крохи и хвалите его.
  • Следите за реакцией ребёнка. Если он не хочет сейчас заниматься или требует показывать карточки медленнее, стоит прислушаться.
  • Старайтесь как можно больше общаться с ребёнком вне занятий — это залог успеха.

Итог

Методика Домана определённо заслуживает внимания. Хоть отзывы о ней самые разнообразные, от восторженных до разочарованных, мы советуем вам попробовать. Но помните: любая методика — лишь схема, из которой можно взять лучшее и удалить лишнее. Прислушивайтесь к ребёнку, и результат не заставит себя ждать.

Детские товары Наша разработка

Все новости

в

Методика Глена Домана

Методика Глена Домана является одной из наиболее известных методик раннего развития детей с интеллектуальной и физической точки зрения. Глен Доман, американский врач-нейрофизиолог, утверждал, что в каждом ребенке скрывается большой потенциал, способный максимально развиться, открывая перед ребенком неограниченные возможности в дальнейшем. К такому выводу автор методики пришел после детального изучения особенностей развития детей.

  • 1  Принципы обучения по методике Домана

  • 2  Физическое развитие ребенка согласно методу

  • 3  У вас есть 30 секунд: чему вы успеете научить ребенка?

  • 4  Как научить малыша читать (по методу Домана)

  • 5  Как обучить ребенка счету по этой методике

  • 6  Получение энциклопедических знаний

  • 7  Разделы знаний согласно методике Домана

  • 8  Спорные моменты в направлении

 Принципы обучения по методике Домана

  • Обучение следует начинать как можно раньше. Чем ребенок младше, тем легче его научить чему-либо.
  • Непременно нужно хвалить кроху и радоваться его успехам.
  • Необходимо доверять своему ребенку и уважать его как личность.
  • Процесс обучения должен приносить удовольствие
  • Для обучения должна быть создана подходящая обстановка
  • Необходимо закончить занятие прежде, чем ребенок этого захочет сам
  • Нужно как можно чаще вводить новый учебный материал
  • Быть последовательными, организованными, занятия проводить регулярно
  • Знания ребенка проверять не нужно
  • Учебные материалы нужно готовить тщательно и заранее
  • Если ребенку или вам стало неинтересно, занятие следует прекратить

 Физическое развитие ребенка согласно методу

 Раннему физическому развитию ребенка в методике Домана уделяется значительное внимание, поскольку автор убежден, что оно непосредственным образом связано с развитием интеллектуальных способностей малыша.

Ребенку с младенчества необходимо предоставить свободу движения, поощрять его естественные потребности в плавании, хождении, хватании, ползании. Эти потребности заложены в детях природой, их нужно развивать, чтобы в дальнейшем ребенку не пришлось учиться ходить, ползать и плавать заново. Сохраняя детские рефлексы, родители предоставляют малышу возможность вести активный образ жизни, «умнея» и «взрослея» раньше ровесников. Следовательно, необходимо обеспечить условия для физического стимулирования крохи.

Младенца помещают в специальный трек для ползания, который располагается под небольшим уклоном. Малыш располагается между бортиками этого трека, так стимулируется врожденный рефлекс, благодаря которому он выбрался из маминого живота. По треку ребеночек способен проползать достаточно приличные расстояния. Автор методики рекомендует, чтобы младенец проводил в треке ежедневно по 3-4 часа, причем одежды на ребенке должен быть минимум. Лучше, чтобы поверхность трека была гладкой, без одеял или мягких матрасов. Если грамотно все организовать, то к четырем месяцам ребеночек уже начнет ползать на четвереньках.

Также в методике делается акцент на развитии чувства равновесия и баланса (крутить и вертеть кроху), на преодолении преград (различные валики на полу), помощи ребенку в хождении, беге, плавании.

Доман выделяет семь стадий в развитии ребенка от рождения до семилетнего возраста, эти этапы соответствуют периодам созревания мозга. На первом этапе слух, зрение, мануальные навыки и движения управляются верхними отделами спинного мозга, на последнем этапе – верхними отделами коры головного мозга. Каждый новый уровень, развиваясь, вытесняет предыдущий и начинает контролировать различные функции. Переход от одного этапа к другому сопровождается, согласно методике, массой определенных движений. Обычный малыш, с которым не занимаются специально, проходит эти стадии за шесть с половиной лет, но, если действовать согласно методике Домана, их можно пройти за три с половиной года!

 У вас есть 30 секунд: чему вы успеете научить ребенка?

 Глен Доман сравнивает человеческий мозг с самым совершенным компьютером, который извлекает тем больше выводов, чем больше знает фактов. Не стоит забивать голову ребенка ерундой, напрасно ожидая затем от него грамотных поступков и умных высказываний. Необходимо обеспечивать малыша отчетливой, точной, понятной информацией.

Приводится следующий пример.

Представьте, что ребенок увидел собаку и подошел к вам поинтересоваться насчет нее. У вас есть следующие варианты действий:

  • Сказать: «Отстань, мне некогда»
  • Сказать: «Это гав-гав»
  • Сказать: «Это собака»
  • Сказать: «Это собака породы сенбернар»
  • Показать ребенку картинки с собаками
  • Показать картинки с собаками и сказать: «Посмотри, малыш, на всех этих картинках изображены животные, которые называются собаками, здесь есть разные собаки – пудель, немецкая овчарка, боксер, болонка, спаниель, колли, чау-чау, ротвейлер, доберман, лабрадор».

Доман утверждает, что последний вариант поможет ребенку самостоятельно сделать выводы о том, что у всех собак есть лапы, хвост, шерсть, но они могут иметь разный рост, размер, окрас, форму ушей, длину хвоста и т.д. Так за 30 секунд развитие детского мозга значительно ускорится.

 Как научить малыша читать (по методу Домана)

 Ребенок видит написанные слова, но их значения не понимает. Если ребенок будет одновременно видеть и слышать написанное слово, то мозг механически его запомнит, интерпретировав полученную информацию. Так с течением времени законы чтения станут понятные ребенку по таким же принципам, по каким ему стала понятна устная речь. Глен Доман убежден, что с шестимесячного возраста можно начинать учить ребенка чтению.

Для этого применяются карточки 10х50 см, на них написаны красные печатные буквы, высота букв составляет 7,5 см, толщина шрифта составляет 1,5 см. Для начала должны быть подобраны хорошо известные ребенку слова (названия членов семьи, одежды, игрушек, частей тела, любимых блюд). Можно придерживаться следующей программы.

В первый день показывать ребенку 5 карточек (по 5-10 секунд каждую) и внятно произносить написанные на них слова («мама», «папа», «бабушка»). На этом занятие должно быть окончено. В награду малыш получит объятия и поцелуи. В течение первого дня необходимо эти же карточки показать еще дважды.

На второй день вчерашние карточки повторить и добавить к ним 5 новых. У малыша, таким образом, будет шесть коротеньких занятий, 3 занятия по старым карточкам и 3 по новым.

На третий день добавляется еще 5 карточек – имеем 9 занятий в результате.

К пятому дню вы доходите до 25 карточек и 15 занятий. На шестой день добавляются пять новых карточек, но в изученных комплектах вы убираете по одному слову.

 Как обучить ребенка счету по этой методике

 Когда мы говорим «два», ребенок представляет две точки, а взрослый – цифру. То есть, согласно Доману, ребенок мыслит фактами. Предоставив малышу такие факты, взрослые дадут ему возможность определять количество предметов сразу, без пересчета, а также познакомиться с базовыми математическими правилами – сложением, вычитанием, умножением, делением. Для обучения ребенка счету используются карточки в количестве 100 штук, размер каждой – 27х27 см. На каждой карточке изображены точки в хаотичном порядке (от 1 до 100), диаметр точек – чуть менее 2 см.

Математические карточки демонстрируются по тем же принципам, что и карточки для чтения. Только на начальном этапе используются лишь два набора (точки от 1 до 5 и от 6 до 10). На первом этапе обучения ребенок осваивает понятие «количество», на втором – «уравнение», на третьем решает задачи, на четвертом осваивает понятие «цифра» и запоминает цифры, на пятом этапе малыш знакомится с цифровыми уравнениями.

 Получение энциклопедических знаний

 Согласно Глену Доману, приобретение разносторонних знаний о мире, который нас окружает – это и есть цель человеческой жизни. Не нужно ничего объяснять и разъяснять детям, их мозг может воспринимать только факты. Чтобы карточки давали малышу действительно энциклопедические знания, они должны отвечать определенным требованиям:

  • Детали изображения отчетливо видны
  • На одной карточке – один предмет
  • Предмет имеет специальное название
  • Это незнакомый ребенку предмет
  • Размер карточки – 28х28 см, то есть она достаточно большая
  • Карточка чистая

Каждое занятие с карточками должно продолжаться примерно 30 секунд.

 Разделы знаний согласно методике Домана

  1.  Биологические (и различные категории, например, птицы)
  2. Исторические (и различные категории, например, правители)
  3. Географические (и различные категории, например, российские города)
  4. Музыкальные (например, композиторы)
  5. Искусствоведческие (например, картины Айвазовского)
  6. Математические (например, количество)
  7. Анатомические (например, человеческий скелет)
  8. Общие знания (например, орудия труда человека)
  9. Языковедческие (например, французский язык)
  10.  Литературные (например, немецкие писатели)

 Спорные моменты в направлении

 Несмотря на то, что в книгах Домана все изложено заманчиво, логично и понятно, методика имеет и спорные моменты, вокруг которых по сей день разворачиваются научные дебаты.

  1. Мозг человека сравнивается с мощным компьютером, который может похвастаться практически неограниченным запасом памяти. Но живой ребенок – это не машина.
    Если мы заполним его голову тысячами байтов информации, мы не сделаем его образованнее или умнее, ведь факты мало знать, необходимо уметь их использовать. Если этого не уметь, то ненужная информация, которую малыш никак не фильтрует, накапливается в детской головке в качестве хлама.
  2. Изобилие информации истощает и перегружает нервную систему ребенка, что в дальнейшем грозит психическими нарушениями, резкими перепадами настроения, эмоциональной нестабильностью, проблемами в общении, чувствительностью, ранимостью, тревожностью. Возможны проблемы и со здоровьем – например, нарушение аппетита, утомляемость, головные боли. Если ваш ребенок устойчив к перегрузкам, то все может закончиться великолепными результатами, но стоит ли так рисковать?
  3. Стимулирующее обучение должно соответствовать возрастным особенностям ребенка. В первую очередь, как известно, у детей развивается наглядное мышление. Увидев собаку, малыш соотносит ее со словом «собака».
    Изучая же окружающий мир по карточкам Домана, у ребенка формируются абстрактные образы, то есть слово сопоставляется с конкретной карточкой. Ребенок может не узнать в зоопарке слона или верблюда, хотя видел их до этого на картинках.
  4. При обучении по данной методике малыш пассивен, то есть получает информацию только для дальнейшего воспроизведения. Отсутствует момент творчества, ребенку не нужно самостоятельно находить информацию, нет никаких вопросов. Задача ребенка – лишь просмотр картинок и выслушивание бесстрастных фактов. Это притупляет заложенную в каждом ребенке с рождения любознательность.
  5. У ребенка не остается времени на эстетическое, творческое, эмоциональное, нравственное развитие, на игры, общение со сверстниками. Карточки Домана отнимают много сил у родителей, ведь их необходимо изготовить, грамотно рассортировать, подобрать и т.п.
  6. На занятиях задействуются только слух и зрение, не уделяется внимание тактильным ощущениями, запаху и вкусу, то есть целостного восприятия ребенок не получает.
  7. Обучаясь чтению по карточкам Домана, ребенок машинально запоминает слова. Книги с незнакомыми словами он читать не сможет, как не сумеет проанализировать прочитанный текст. Все, что может в данном случае малыш – воспроизвести ранее заученный материал. Связь между заученными словами и реально звучащей речью дети не улавливают. Им приходится заново учиться читать.
  8. Не всегда чтение должно сопровождаться демонстрацией изображений, как того требует методика Домана. Малыш должен учиться самостоятельно на основе текста выстраивать зрительный ряд, иначе обычный текст в книге без иллюстраций он будет воспринимать с большим трудом и не захочет учить то, что ему неинтересно или тяжело дается.
  9. Подача материала в методике Домана ведется только через карточки, а ведь известно, что детьми лучше запоминается тот материал, который включен в активную деятельность и различные игры.

8 Основ метода Домана — Официальный веб-сайт Doman International®

Автор Ноа Доман

Когда мой дедушка Гленн Доман основал свой первый реабилитационный центр в 1955 году, я не думаю, что он представлял себе, что целый метод лечения детей с особыми потребностями будет назван в его честь. Однако, будучи молодым физиотерапевтом, он изменил парадигму в лечении этих детей, которая до сих пор используется тысячами родителей и семей. Его влияние было настолько велико, что родители, обожавшие его вклад в эту область, назвали его открытия и работу «Метод Домана».

Гленн Доман читает лекцию родителям детей с особыми потребностями.

Многие спрашивают: «Что такое метод Домана?» Метод Домана — это система домашних программ, проводимых семьями для помощи в развитии детей с особыми потребностями. В методе Домана есть несколько важных элементов, которые отличают его от многих основных методов лечения детей с особыми потребностями:

1. Он проводится на дому

Вместо ежедневных или еженедельных визитов к терапевту метод Домана проводится дома. Семьи приходят в Doman International, чтобы получить знания и инструменты, необходимые им для выполнения программ дома, а затем возвращаются домой, чтобы выполнить программу при удаленной поддержке со стороны персонала Doman International. Многие родители возвращаются каждые шесть месяцев, чтобы команда Doman International провела повторную оценку своих детей и разработала терапевтическую программу для своего ребенка.

2. Интегративный

Метод Домана – это не отдельное действие или программа, это интегративная система программ. Он включает в себя физические программы для развития подвижности и ручного труда, интеллектуальные программы для улучшения когнитивных функций и речи, а также физиологические программы для питания, дыхания, сна и других важных областей функционирования организма. Только тогда, когда все три из этих областей (физиологическая, физическая и интеллектуальная) затронуты, ребенок может двигаться по пути к здоровому образу жизни.

3. Целостность

Метод Домана – это естественные и безопасные методы лечения, которые могут помочь ребенку развиваться целостно. Никаких сильных лекарств с опасными побочными эффектами не назначают. «Не навреди» — девиз команды Doman International.

Изучение метода Домана может помочь любому ребенку добиться полного раскрытия своего потенциала.

4. Это расширение прав и возможностей родителей

Одна из важных философий учений Гленна Домана, которые Doman International проводит сегодня, заключается в том, что родители и семьи составляют лучшую команду терапевтов, которую может иметь ребенок. Предоставление родителям знаний и инструментов, которые помогут их детям, ставит их на место водителя в процессе выздоровления их ребенка.

5. Ставит перед собой высокие цели

Целью каждого ребенка является полное здоровье. Гленн Доман поставил перед собой эту невероятно сложную цель, потому что любая меньшая цель ограничивает потенциал ребенка. Команда Doman International не верит в самоограничивающие убеждения. Мы ставим высокую планку, чтобы добиться наилучших результатов для каждого ребенка.

6. Он интенсивный

Одним из наиболее распространенных нападок на метод Домана является то, что он интенсивный — это правда. Однако в мире детей с особыми потребностями необходима интенсивность, чтобы помочь ребенку быстро улучшиться и достичь наилучших результатов. Интенсивность предназначена для максимального развития и прогресса ребенка. Тем не менее, родители могут пройти курс «Метод Домана: от особых потребностей к хорошему самочувствию» и выбрать интенсивность занятий по своему выбору — каждая семья уникальна, и не существует универсального подхода, подходящего для всех. Родители могут прийти учиться, а затем продолжить с комфортной для них скоростью.

7. Это гибко

Doman International фокусируется на одной цели — достижении наилучших результатов для детей. Метод Домана продолжает меняться и развиваться со временем. По мере появления новых, более успешных методов лечения, помогающих детям, они добавляются к методу, а другие удаляются. Проблема со словом «метод» в том, что оно указывает на отсутствие изменений. Возможно, «Эволюция Домана» будет лучшим выбором слов!

8.

Исторический… и совершенно новый:

Гленн Доман начал свою работу в 1955 году, но его дело продолжают его дети и внуки. Пять членов его семьи продолжают продвигать метод Домана в Doman International.

Как я уже писал выше, мой дед никак не мог знать более шестидесяти лет назад, что он собирается начать движение, которое будет носить его имя. Теперь, сотни тысяч семей спустя, метод Домана оставил неизгладимое влияние на человечество. По мере того, как метод Домана развивается и растет вместе с командой Doman International, мы можем только гадать, каким он будет через шесть десятилетий.

Ной Доман

PLM Services > Domain Systems

Domain Systems предоставляет опытные дополнительные услуги PLM для дискретного производства.

Узнать больше

Конкуренция сегодня означает использование цифровых технологий.

Наша команда разбирается в современных технологиях и может помочь вам найти решение, которое поможет вашему бизнесу добиться успеха. Domain Systems предоставляет полный спектр профессиональных услуг, от реинжиниринга бизнес-процессов до архитектуры решений и разработки путем внедрения, интеграции, поддержки и передового опыта.

Domain Systems поможет вам идти в ногу с изменениями на вашем рынке.

Поддержка PLM

Опыт и лидерство

Управляемые услуги

Бренды, которые мы обслуживаем