Разное

Русские народные потешки текст: Русские народные потешки и прибаутки для детей, Детские потешки и прибаутки скачать

Русские народные потешки и заклички | Картотека (средняя группа) по теме:

        Потешки и пестушки — это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка — потягивание со сна, одевание и т. д. Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки.

Боровик, боровик, 
Красная головка, 
Дам тебе морковку.

Дили-дили-дили-дили!- 
Колокольчики звонили. 
Дили-дили-дили-дили!- 
Колокольчики будили 
Всех жуков, пауков 
И весёлых мотыльков. 
Динь, день! Динь, день! 
Начинаем новый день! 
Дили-дили-дили-дили! 
Колокольчики будили 
Всех зайчат и ежат, 
Всех ленивых медвежат.  
И воробушек проснулся, 
И галчонок встрепенулся… 
Динь, день! Динь, день! 
Не проспите новый день!

Земелюшка добра, 
Вырасти гриба – 
Гриба грибового, 
Во бору борового.

— Ласточка, ласточка, милая касатка,
Где ты была, с чем ты пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну-красу!

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

На поляне – мурава,
На дубу живет сова,
Живет-поживает,
Скатерть вышивает:
Иголочкой тык-тык –
Не дотыкаивает;
Остренькою тык-тык –
Перетыкивает.

— Ножки, где вы были?
— За грибами в лес ходили.
— Что вы, ручки, делали?
— Мы грибочки собирали.
— А вы глазки, помогали?
— Мы искали, да смотрели
Все пенёчки оглядели
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком!

Я по лесу по зелёному бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опёночки,
А под ёлкой – белый гриб-боровик.

Ягодка красна,
Земляничка спела.
Ой ляй, ой ляли,
Земляничка спела.
Отчего ж она красна?
На пригорочке росла,
Супротив солнца цвела.

          Заклички (русские народные) – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. 
Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик.

         В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.
Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми). 
Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение. 

Заклинают весну и солнце: 
Весна-красна! 
Что принесла? 
Теплое летечко, 
Грибы в берестечко, 
Ягоды в лукошко, 
Открывай окошко! 

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.


Солнышко, покажись! 
Красное, снарядись! 
Поскорей, не робей, 
Нас ребят обогрей! 

Солнышко, покажись! 
Красное, снарядись! 
Чтобы год от года 
Давала нам погода: 
Теплое летечко, 
Грибы в берестечко, 
Ягоды в лукошко, 
Зеленого горошка. 

Солнце, солнце, 
Выблесни в оконце, 
Дай овсу рост, 
Чтобы до небес дорос; 
Матушка-рожь 
Чтобы встала стеной сплошь. 

Ай, авсéнь, авсень, авсень, 
Сеем жито целый день! 
Свети, солнышко, нам с неба, 
Чтобы больше было хлеба; 
Чтоб детишкам для потехи 
В лесу выросли орехи, 
Чтоб снопы были толсты, 
Чтобы лен пошел в холсты; 
Зелен хмель лез на батóг, 
Чтоб в полушку был горох! 

Солнышко, высвети! 
Красное, выблесни! 
Мы на нивку идем, 
Мы серпочки несем. 
Будем жито жать, 
Тебя в гости ждать! 

Когда нет дождя или идет небольшой дождик, обычно хором поют, закликая дождь: 
Уж дождь-дождем, 
Мы давно тебя ждем: 
С чистой водицей, 
С шелковой травицей, 
С лазоревым цветом, 
С теплым летом! 

Дождик пуще припусти, 
На пшеницу, на гречи.  
На горох, на ячмень 
Поливай весь долгий день! 
А на просо, на рожь 
Поливай сколько хошь! 

Дождик, дождик, пуще, 
Дам тебе гущи, 
Выйду на крылечко, 
Дам огуречка. 
Дам и хлеба каравай – 
Сколько хочешь поливай! 

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не намочи!

Гром гремучий, 
Тресни тучи, 
Дай дождя 
С небесной кручи. 

Дождик, дождик, 
Сварю тебе борщик, 
Поставлю на дубочке 
В зеленом горшочке. 
Не шатайся, дубок, 
Не пролейся, горшок! 

Уж дождь дождем, 
Поливай ковшом: 
На Иванов и Алён, 
Чтоб посеяли весь лен. 

Секи, секи, дождь, 
На бабину рожь, 
На дедово семя – 
Чтоб взошло воврéмя. 


Когда весна с долгими дождями, с половодьями и с ненастьем, ребята просят радугу унести дождь: 
Радуга-дуга, 
Не давай дождя, 
Давай солнышко, 
Красно ведрышко. 

Радуга-дуга, 
Перебей дождя – 
Опять в ночь 
Льет во всю мочь; 
Перебей гром, 
Не попал бы в дом.  

Русские народные песни, потешки и прибаутки. Находим образные слова и выражения.

Литературное чтение _____.09.2020

Тема: Русские народные песни, потешки и прибаутки. Находим образные слова и выражения.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать русские народные песни, понимать образ деревьев в них, находить рифму, образные слона и выражения, уметь выразительно читать тексты русских песен, потешек и прибауток; учиться находить образные слова и выраже­нии, использовать их в своей речи.

Оборудование: открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хо-мюмской росписью; карточки с песнями; учебники, электронное приложение к учебнику.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Речевая разминка

  • Прослушайте текст. Как вы думаете, что это? (Колыбельная.}

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни —

Сон придет веселый,

Куклы — малые они

И не ходят в школу.

  • Прочитайте самостоятельно.

  • Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

  • Прочитайте выразительно.

  1. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.

  • На доске зашифрованы слова. Как их прочитать? (Прочи­тать только русские буквы.)

  • Расшифруем, что здесь написано.

(Дети читают, учитель записывает ниже «Устное народное творчество».)

  • Это название раздела учебника, произведения в котором мы изучаем. Кто из вас догадался, какие произведения мы будем читать из устного народного творчества? (Мы будем читать русские народные песни.)

  • Какие русские народные песни вы знаете? (Ответы детей. )

  1. Работа по теме урока

Беседа

В нашей стране проживают люди разных национальностей: татары, удмурты, армяне, азербайджанцы и многие другие. На земном шаре народов еще больше: французы, греки, чехи, немцы, итальянцы, англичане и многие другие. У каждого наро­да есть свое устное народное творчество. Со многими сказками разных народов вы знакомы. Сегодня мы поговорим о русских народных песнях.

  • Как вы думаете, о чем пели наши предки? Что для них было самым важным? (Важными были урожай, погода, природа.)

А.Н. Толстой говорил: «Русский народ создал огромную из­устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героиче­ские, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом на­родного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она ста-новила и укрепляла его нравственный облик, была его историче­ской памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и по­читанием отцов и дедов».

  • Какие погодные явления влияли на урожай? (Дождь, ветер, град.)

Чтение песен о солнышке, весне

  • Солнышко-ведрышко,

Прогляни, посвети

На веточку зеленую,

На яблоньку высокую,

На грушицу кудрявую,

Березку кучерявую!

  • Весна-красна,

На чем пришла? —

На жердочке,

На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке. —

А мы весну ждали,

Клочки допрядали.

  • Жнеи молодые,

Серпы золотые!

Уж вы жните, жните,

Жните, не ленитесь.

А обжавши нивку,

Пойте, веселитесь!

  • Дождик, дождик, посильней,

Разгони моих гусей.

Мои гуси дома,

Не боятся грома.

  • Найдите и прочитайте образные слова и выражения в этих песнях. (Солнышко-ведрышко, веточка зеленая, березка ку­черявая и т. п.)

Работа по учебнику. Знакомство с песнями

(Учитель включает аудиозапись, электронное приложение к учебнику.)

  • Откройте учебник на с.

  • Прочитайте песни, выдерживая темп, интонацию.

  • Найдите в песнях слова в уменьшительно-ласкательной форме. (Рябинушка, березонька, долинушка.)

  • Прочитайте песни выразительно. При чтении передайте свою радость и восхищение.

Работа с иллюстрациями

Такие фигурки делались для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди соби­рались в больших комнатах — мастерских — за длинными стола­ми. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При jтом пели песни.

Работа в тетради с печатной основой

Физкультминутка

  • Ребята, для чего создавались народные песни?

Издавна наш народ умел не только трудиться, но и веселить­ся. Так родились веселые народные песенки — потешки и приба­утки. Названия эти происходят от слов «потешаться», «веселить­ся». Детские песни называют пестушками.

  • Прочитайте тексты на с. учебника самостоятельно.

  • Какие слова помогают вам представить петушка? Ка­кой он?

  • Обсудите с другом, какой текст — потешка, какой — приба­утка. (Ответы детей.)

  • Прочитайте определения, данные в учебнике.

  • Расскажите, чем потешка отличается от прибаутки.

  • Прочитайте песенки-прибаутки на с. . Кто ведет в них диалог? (Дети читают самостоятельно, затем разыгрывают диалог в парах.)

  • Чтение потешек

Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Шла лисичка по мосту.

Несла вязанку хворосту,

Вытопила баньку,

Выкупала Ваньку,

Посадила в уголок.

Дала сладкий пирожок.

Вова, Вова-карапуз

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Вова отпирается: —

Это, бабушка, не я!

Это кошечка твоя!

  • Чтение прибауток

— Чух, чух, дятел,

Дома ли Яков?

— Нет дома Якова,

В город уехал.

Сам на лошадке —

В новенькой шапке.

Жена на баране —

В новом сарафане.

Детки на кошках —

В новых сапожках.

Павушка летала,

Перышки роняла. –

Кому эти перышки?

— Родимому Вовушке.

— На что ему перышки?

— Шапочку пушить.

— На что шапочка?

— Дедушке дарить.

Дадим Вове каши

В красной чаше,

Хлеба краюшку,

Меда кадушку,

Пышки, лепешки,

Куриные ножки.

  1. Рефлексия

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел,..

  1. Подведение итогов урока

  • С какими жанрами народного творчества вы познакомились на уроке?

  • В какие времена пели эти песни?

  • Какая из них вам особенно понравилась?

Домашнее задание

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни —

Сон придет веселый,

Куклы — малые они

И не ходят в школу.

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни —

Сон придет веселый,

Куклы — малые они

И не ходят в школу.

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни —

Сон придет веселый,

Куклы — малые они

И не ходят в школу.

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни —

Сон придет веселый,

Куклы — малые они

И не ходят в школу.

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни —

Сон придет веселый,

Куклы — малые они

И не ходят в школу.

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни —

Сон придет веселый,

Куклы — малые они

И не ходят в школу.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

Три метра русской лирической народной песни

Джеймс Бейли

$39.95

978-0-89357-237-2

Литература

Русское литературное стихотворение изучено относительно мало, но русское народное стихосложение изучено относительно мало. Эпический стих привлек наибольшее внимание, и его сравнивали с сербско-хорватским deseterac в попытке вывести общеславянский эпический размер. Наиболее распространенное мнение о русском народном стихе состоит в том, что оно не имеет общих ритмических черт с литературными метрами, состоит из ударного или тонического стиха, потеряло регулярное количество слогов в строке или не имеет размеров. Такие теории были основаны на анализе небольшого количества текстов и в значительной степени игнорировали лирический стих. В действительности в русской народной поэзии сосуществуют три вида стиха: изослоговый размер, ударный стих и безразмерный стих. В качестве исследования русского народного стихосложения это исследование переоценивает существующие теории и предлагает новую интерпретацию, сосредоточив внимание на песнях, составленных в трех лирических народных размерах — форме 5 + 5, четырехстопном хорее с дактильным окончанием и родственном типе двухударного ударения. стих с дактильным окончанием. Поскольку язык народной поэзии во многом отличается от современного стандартного русского, большое внимание уделяется ударению и силлабизации в народных песнях. Хотя существительное в таких словосочетаниях, как «во чисто поле», принято считать утрачивающим ударение и становящимся энклитикой, в текстах с четко выраженной акцентуацией ударение существительного смещается на второй слог, чтобы избежать столкновения соседних ударений — «вочисто».

полиомиелит». Такое смещение широко встречается в народных песнях, затрагивает большинство частей речи и может быть объяснено действием основного ритмического закона, действующего в народном стихе. Русские певцы способны создавать песни с регулярным числом слогов в строке, подбирая существующие в народной поэзии морфологические варианты, частицы, гипокористику и гласные-наполнители. Главы, посвященные ударению и силлабификации, представляют собой важный вклад в изучение традиционного языка народных песен и дают много информации о сочинении устной поэзии. Многие заблуждения о народном стихе возникают из-за несоблюдения принципиального различия между фиксированным текстом литературного произведения и переменным текстом народной песни. Последующие главы посвящены трем метрам и типологии всех русских народных метров с дактильным окончанием. Для каждого метра освещаются текстологические проблемы, присущие изучению народных песен, ритмический анализ представлен в хронологическом порядке, очерчены родовые ассоциации.
Например, форма 5+5 ассоциируется со свадебными песнями и необрядовой лирикой, но не с эпосами. Четырехстопный хорей изучен только в свадебных песнях. Его ритмический строй близок к тому же литературному размеру, что свидетельствует об общих ритмических чертах народного и литературного стиха. Применительно к песням в двухударном акцентном стихе выдвигается тезис о том, что исторически акцентный стих возник в результате частичной утраты силлабизма в изосложных размерах, а безразмерный стих возник в результате дальнейшего силлабического разрыхления строк. Рассмотрение всех форм стиха с дактильным окончанием показывает, что русский эпический стих к моменту первых записей в XVIII веке уже утратил изосложность, но изосложные размеры существуют в лирических жанрах и по сей день. Повсеместная, но не полная утрата силлабизма может быть связана с развитием уникально русской формы исполнения лирической песни, называемой протжнах песнь, в которой словесный текст фрагментирован. В русском народном стихе, по-видимому, появилось несколько нововведений, которые отличают его от стихов других славянских традиций.
Включены обширные библиографии по сборникам народных песен и исследованиям по фольклору, русской акцентуации, языкам народной поэзии и стихосложению.

«Книга служит того, чтобы встать рядом с наиболее значительными исследованиями по русскому фольклору последнего времени.» (Живая старина)

«Книга Бейли будет незаменима для тех, кто интересуется русским народным стихом…» (ВИДЯЩАЯ)

Издательство Slavica
Университет Индианы
1430 Н. Уиллис Драйв
Блумингтон, IN 47404-2146
2023

Заказы: 877-SLAVICA или 877-752-8422
Факс: 812-856-4187
Электронная почта: [email protected]

Вадим Прохоров — Русские народные песни: музыкальные жанры и история

Общее введение
отрывок

«Русские народные песни — это живая история русского народа, богатая, яркая и правдивая, раскрывающая всю его жизнь», — писал великий русский писатель Николай Гоголь (1809-1852).

«Если историк желает узнать о быте народа, о стихиях его характера, обо всех оттенках его чувства; об их заботах, их страданиях и их развлечениях; если он захочет понять дух прошедшего века, природу народа в целом и каждого в отдельности, то история народа откроется ему во всем величии».

Действительно, песни сопровождали все виды деятельности русского человека и являлись составной частью его психической и эмоциональной сфер жизни. «Уже в колыбели, — писал литературовед Николай Добролюбов (1836—1861), — детей убаюкивали песнями; взрослея, они научились петь сами. Молодежь собирается на вечер, там звучат песни. Приходит весна — селяне встречают ее, водят хороводы, плетут венки и неминуемо поют песни. Идет крестьянин пахать — тяжесть работы облегчает песней. Когда крестьяне собирают урожай, их освежает песня. Песня сопровождала сельчан не только во всех их трудовых и общественных делах, но и сопровождала их в семейной жизни». Русский народ рождался, женился и хоронился с песнями.

Зарубежные гости также отмечали, что песни были постоянным и верным спутником русского народа. «На нашем пути по России я был очень удивлен склонностью туземцев к пению», — писал Уильям Кокс, путешествовавший по России 18 века.

«Даже крестьяне, выступавшие в качестве кучеров и форейторов, не успели сесть верхом, как начали напевать дудочку и продолжали ее, без малейшего перерыва, в течение нескольких часов… Форейторы поют от начала до конца сцены, солдаты постоянно поют во время своего марша, крестьяне поют во время самых трудных занятий, трактиры отзываются эхом своих гимнов, и тихими вечерами я часто слышал, как воздух вибрирует от нот окрестных деревень. ”

Русские люди действительно пели свои песни во всех ситуациях и во все времена. Впоследствии могло сложиться впечатление, что русские народные песни составляют однородный организм, упорядоченно развивающийся во времени и пространстве. Нет ничего более далекого от правды. Термин «русская народная песня» охватывает множество музыкальных и поэтических жанров, которые правильнее называть категориями или группами, так как термин «жанр» не может быть правомерно применен — настолько разнообразны и переплетены эти группы. Например, что касается музыкальных и поэтических приемов, конкретная календарная песня может принадлежать хоровод жанр, включающий танцевально-игровую деятельность и который может иметь как земледельческо-обрядовое, так и лирическое необрядовое содержание. Огромные географические размеры России, сложность ее истории и этнографии составляют еще одну проблему, выразившуюся в огромном разнообразии региональных традиций русского фольклора. Поэтому неудивительно, что классификация русских народных песен всегда была кропотливой и первостепенной задачей. В одном регионе песня может исполняться как свадебная; в другом как танцевальная песня. В разных местах одна и та же песня может петься как

хоровод песня и протяжная песня. При этом, несомненно, можно станцевать сельскохозяйственную или свадебную песню; солдатская песня может иметь лирическое содержание; а комическое содержание встречается в хороводах и плясовых песнях и в свадебном обряде.

Изучение генезиса русской народной песни в исторической перспективе также представляет собой зачастую непреодолимую проблему.

Бесспорно, что многие русские народные песни (например, календарные и трудовые песни) могут быть связаны с эпохой первобытного или патриархального общества древних восточнославянских народов. Некоторые прослеживаются до времени формирования русского народа как нации. Но сделать это можно только теоретически — изучая музыкально-поэтические особенности, принимая во внимание, однако, что за время своей многовековой эволюции русские народные песни претерпели существенные изменения, так как первые сборники русских народных песен появились только в 18 веке. (Тексты народных песен стали собираться в XVII в., сначала иностранными путешественниками.) Все они были неполными и ненаучными.

Тем не менее, есть несколько основных способов классификации русских народных песен. Это может быть сделано в соответствии с их происхождением, их назначением и социальной функцией, местом их исполнения, их тематикой (содержанием), их поэтическим текстом и их музыкальной формой. Чаще всего русские народные песни группируются по их тематическому (сюжетному) сходству (песни о любви, семейные песни, солдатские песни и др.

) или по их применению в общественной жизни и назначению (календарные песни, свадебные обрядовые игры). , танцевальные песни и др.). Это не строго жанровая группировка, так как она не учитывает музыкальных и поэтических особенностей, не говоря уже об их исторических и диалектических особенностях. Следует, однако, иметь в виду, что в случае с русскими народными песнями указанные факторы часто переплетаются неразрывно. В той или иной песне некоторые факторы берут на себя более заметную функцию, а некоторые из них вообще не следует принимать во внимание, если не хочется запутаться в лабиринте факторов, зачастую относящихся к разным жанрам. В самом деле, только группировка по музыкальным принципам в связи с культурными аспектами их бытия — тематическими и социальными — позволяет относительно органично, хотя и не полностью, классифицировать русские народные песни.

Прежде всего русские народные песни следует разделить на народные, или крестьянские, песни и городские песни. До начала 20 века Россия была в основном аграрной страной, где в городах проживало лишь 20 процентов населения. Так что большинство известных народных песен было создано в русских деревнях. Традиционные крестьянские песни можно разделить на обрядовые и необрядовые, имея в виду, что необрядовые песни, скорее всего, образовались из обрядовых. Обрядовая группа состоит из сельскохозяйственных песен, называемых календарными, которые связаны с сезонными работами языческого народа и вначале несли неэстетическую функцию, и семейно-обрядовых песен, таких как свадебные песни и причитания (или причитания). Календарные песни — одна из древнейших групп русского фольклора. Наиболее древними в них являются заклинательные (заклинательные) песни. Широко распространено мнение, что хоровод песен и связанные с ними плясовые песни, возникшие из календарных обрядовых песен.

Внеобрядовые песни — самая многочисленная категория русских песен. К ним относятся рабочие песни, также один из древнейших видов русской народной музыки; былины песни и исторические песни, русский музыкальный героический эпос; и лирические песни, включающие в себя необрядовые хоровод и плясовые песни-игры, протяжные песни (тематически заключающие любовные и семейные сюжеты, солдатские песни, рекрутские песни, разбойничьи и арестантские песни, некоторые трудовые песни), юмористические и сатирические песни, и детские песни; словом, все, что не связано с сезонными сельскохозяйственными работами или семейными ритуалами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *