Разное

Развитие сенсорики: Что такое сенсорика?

Что такое сенсорика?

 

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей. 

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть). Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов. Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п. Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь. Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

— является основой для интеллектуального развития;

— упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

— развивает наблюдательность;

— готовит к реальной жизни;

— позитивно влияет на эстетическое чувство;

— является основой для развития воображения;

— развивает внимание;

— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

— влияет на расширение словарного запаса ребенка;

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок — это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства — картины, скульптуры, слышит музыку, но, если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Перед сенсорным воспитанием в разные возрастные периоды стоят и разные  задачи:

В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).      

В среднем дошкольном возрасте:

— формирование сенсорных эталонов;  

— обучение детей способам обследование предметов;

— обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;

— развитие у детей аналитического восприятия — умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв  (при усвоении грамоты).

Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.

Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное, желательно в игровой форме.

Так для развития тактильной чувствительности и мелкой моторики у детей  можно использовать  игры и упражнения: «Шнуровки», «Сенсорная тропа для ног», «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек»; для закрепления понятия формы — «Какая фигура лишняя?», «Определи правильно», «Найди предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит …?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?»;

на закрепление понятия величины — «Найди игрушку», «Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные кружки»; на закрепление цвета — «Какого цвета не стало?», «Какие цвета использованы?», «Какого цвета не стало?», «Собери  гирлянду», «Какие цвета использованы, «Уточним цвет».

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей. 

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть). Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов. Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п. Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь. Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

— является основой для интеллектуального развития;

— упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

— развивает наблюдательность;

— готовит к реальной жизни;

— позитивно влияет на эстетическое чувство;

— является основой для развития воображения;

— развивает внимание;

— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

— влияет на расширение словарного запаса ребенка;

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок — это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства — картины, скульптуры, слышит музыку, но, если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Перед сенсорным воспитанием в разные возрастные периоды стоят и разные  задачи:

В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).      

В среднем дошкольном возрасте:

— формирование сенсорных эталонов;  

— обучение детей способам обследование предметов;

— обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;

— развитие у детей аналитического восприятия — умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв  (при усвоении грамоты).

Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.

Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное, желательно в игровой форме.

Так для развития тактильной чувствительности и мелкой моторики у детей  можно использовать  игры и упражнения: «Шнуровки», «Сенсорная тропа для ног», «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек»; для закрепления понятия формы — «Какая фигура лишняя?», «Определи правильно», «Найди предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит …?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?»;

на закрепление понятия величины — «Найди игрушку», «Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные кружки»; на закрепление цвета — «Какого цвета не стало?», «Какие цвета использованы?», «Какого цвета не стало?», «Собери  гирлянду», «Какие цвета использованы, «Уточним цвет».

 

Практические занятия для развития сенсорики

Чем ярче и разнообразней сенсорный опыт ребенка, тем стремительнее и эффективнее происходит развитие когнитивных процессов. Память, мышление, речевые навыки, способность к логическому рассуждению – фундаментальные аспекты на пути умственного развития и становления личности.

Наиболее эффективный метод получения информации от внешнего мира в возрасте от 2 до 5 лет – это предметно-игровая деятельность.

Значение сенсорики для раннего развития

Задача взрослых – помочь малышу разобраться в многообразии окружающих его красок, форм, звуков, вкусов, запахов. Источником познания мира служит чувственный (сенсорный) опыт. В процессе исследования свойств предметов у малыша накапливается база знаний, совершенствуются органы чувств, формируется психика.

Раннее сенсорное развитие готовит почву для усвоения общепринятых эталонов. Уже после года малыш активно ощупывает предметы, долго разглядывает красочные игрушки, прислушивается к различным звукам, учится различать голоса, все пробует на вкус.

Игровая база для получения чувственного опыта

Многие родители не уделяют должного внимания словесному способу ознакомления ребенка с миром предметов и явлений. Наивно полагать, что малыш сам все видит и слышит. При наглядном и осязательном изучении предметов огромную роль играет словесное сопровождение. Восприятие малыша должно быть целенаправленным.

Для закрепления сенсорного опыта взрослые должны не только предоставлять малышу свободное освоение предметного мира, но и уделять внимание словесному сопровождению.

В какие игры нужно играть с малышом, чтобы помочь ему в развитии сенсорики:

1. Игры — поручения

Попросите малыша принести вам или другому человеку мячик, кубик, медвежонка. Попросите показать, как прыгает мячик. Обязательно сопровождайте его действия словами, рассказывая цвет предмета, поясняя свойства. Например, мишка пушистый, кубик твердый, мячик резиновый, мягкий.

2. Игры — пряталки

Хорошим пособием для освоения размерных ощущений служат матрешки, стаканчики-вкладыши, пирамидка, дидактические пособия с пазлами разных форм и размеров.

3. Игры и техники, привлекающие ребенка неизвестностью

Предметное сравнение помогает запомнить свойства конкретных объектов: круглый – квадратный, красный – синий, холодный – теплый, пушистый – скользкий, кислый – сладкий. Старайтесь чаще просить малыша сравнивать те или иные предметы, подробно рассказывайте о свойствах.

4. Игры – дразнилки

Покажите ребенку имитацию нескольких животных, например, котика, собачки, мышки, лошадки, коровы. Попросите его повторить. Потом по очереди показывайте и отгадывайте животных. Можно таким же образом упражняться с эмоциями: злой, добрый, сердитый, веселый, печальный. Дети любят кривляться и стоить рожицы – этим нужно пользоваться.

5. Геометрические игры

Всевозможные конструкторы «Лего», кубики, мозаики. После освоения простого действия следует каждый раз усложнять задачу.

Не нужно делать что-то за малыша. Не получается с первого раза – получится с пятого. Тут важна тонкая грань: помочь так, чтоб не отбить желание. Разнообразьте игровое пространство. Делайте разгрузочный день без игрушек, предложите занятия с предметами обихода. Фантазируйте сами – этим вы поможете развитию воображения у ребенка. Дети во всем подражают взрослым. Только ваше личное участие поможет малышу в познании окружающего мира.

Важный момент!

Получаемые словесным путем знания, не подкрепленные чувственным опытом – не усваиваются, остаются размытыми и неясными. Любое явление или предмет обладают комплексом характеристик и качеств: форма, величина, твердость, цвет, запах, вкус. Только получив полную информацию о конкретном предмете, ребенок способен качественного ее усвоить. Не пренебрегайте повторениями, только тогда результат не заставит себя ждать. Свежие знания нуждаются в закреплении.

Школы раннего развития «УмНяша» в Солнцево и Бутово в Москве использует эффективные методики обучения чтению, математике, английскому языку. Занятия с профессиональными педагогами помогают детям в формировании умственных способностей, готовят к школе.

Как развивается сенсорная система вашего ребенка

АВТОР: Кэсси Кристиансон

Что такое сенсорное развитие? В целом это относится к созреванию пяти привычных чувств: слуха, обоняния, вкуса, осязания и зрения. Это также связано с тем, как нервная система вашего младенца или ребенка получает информацию от этих органов чувств, а затем формирует соответствующую двигательную или поведенческую реакцию. Это известно как сенсорная обработка или сенсорная интеграция.

Помимо организации ввода от пяти основных органов чувств, сенсорная обработка также фокусируется на ощущении движения. Ваш малыш исследует и познает мир с помощью своих органов чувств. Младенцы рождаются с почти полностью развитыми органами чувств. Но некоторые тонкие изменения происходят к концу второго года жизни ребенка.

Проблема только с одной сенсорной системой может сильно повлиять на общее состояние здоровья и развитие вашего ребенка. Например, когда слух ребенка не является оптимальным и остается нескорректированным, его речевое и языковое развитие, общение и обучение могут задерживаться.

Вы захотите понять, как развиваются сенсорные системы вашего ребенка. И обращайте внимание на любые признаки беспокойства. Это поможет вашему ребенку полностью раскрыть свой потенциал.

Каких изменений я могу ожидать в сенсорном развитии моего ребенка?

Полезно следить за этими изменениями в сенсорном развитии вашего ребенка.

  • Слух : Новорожденные не слышат некоторые очень тихие звуки. Но, в большинстве своем, слух у них уже хорошо развит. Примерно через три месяца она покажет вам, что слышит звук, повернув голову в направлении звука. К четырем-восьми месяцам она будет слышать весь диапазон звуковых частот.
  • Запах : Обоняние новорожденного настолько острое, что он уже может отличить запах молока своей матери от запаха молока другой матери. Исследователи провели эксперименты, в которых две прокладки для груди (одна от матери младенца, другая от другой кормящей матери) помещались по бокам головы новорожденных.
    Младенцы уверенно повернулись к грудной клетке своих матерей. Примерно к пяти годам ваш ребенок может определять некоторые продукты по запаху.
  • Вкус : Новорожденный может различать сладкий, соленый, кислый и горький вкусы. Она отдает предпочтение сладкому вкусу, например грудному молоку, а позже — соленому. Ваш ребенок достигнет полной чувствительности к вкусу в возрасте от 12 до 19 месяцев.
  • Прикосновение : Термин «прикосновение» здесь используется для описания всех физических ощущений, которые можно ощущать через кожу. Осязание на самом деле не одно чувство, а несколько. В коже есть отдельные нервы, которые регистрируют тепло, холод, давление, боль и прикосновение. При рождении или вскоре после этого ваш ребенок может различать горячие и холодные температуры и чувствовать боль. Руки и рот вашего ребенка особенно чувствительны к прикосновениям. В возрасте от одного до девяти месяцев она сможет различать текстуры рук и рта. В дошкольном возрасте она сможет различать размеры и формы на ощупь.
  • Зрение: Новорожденные могут фокусироваться на объектах на расстоянии от 8 до 15 дюймов. К одному месяцу она будет видеть на расстоянии около трех футов. При рождении у нее ограниченное цветовое зрение. Но к двум месяцам она уже может различать основные цвета. Она достигнет полного цветового зрения в возрасте от четырех до семи месяцев. Восприятие глубины развивается между тремя и семью месяцами. Он достигнет полной взрослой остроты зрения (20/25) на втором году жизни.
  • Сенсорная обработка : Учитывая всю сенсорную информацию, которую может воспринять новорожденный, он должен начать развивать свои навыки обработки и научиться использовать поступающую сенсорную информацию, чтобы эффективно воздействовать на окружающую среду. При чрезмерной стимуляции всей этой сенсорной информацией младенцу потребуется помощь, чтобы успокоиться. Когда она повзрослеет, она научится саморегуляция и демонстрация навыков, необходимых для самоуспокоения. В тандеме с улучшением контроля над моторикой ее система будет учиться обрабатывать ощущение движения, исходящее от ее тела через вестибулярные и проприоцептивные нервные рецепторы. По мере взросления она научится использовать все изображения, звуки и другую сенсорную информацию в окружающей среде, чтобы исследовать и узнавать о себе и своем мире.

Простое руководство по сенсорному развитию детей

  • Поделиться
  • Электронная почта

Младенцы и дети учатся и познают мир с помощью своих органов чувств. Узнайте, насколько важно сенсорное развитие у детей и как они учатся с помощью своих семи органов чувств.

Что такое сенсорное развитие?

Младенцы начинают учиться через свои сенсорные системы. Они получают информацию через свои органы чувств, такие как глаза и уши. Разум и чувства работают вместе, чтобы создать осмысленный мир.

Сенсорное развитие в раннем детстве важно для общего состояния здоровья и благополучия. Она составляет основу обучения и восприятия ребенка.

Согласно Марике де Витт, автору книги «Маленький ребенок в контексте: психосоциальная перспектива», младенцы начинают реагировать на сенсорную стимуляцию с самого рождения. Они поворачивают голову на звук, следят глазами за предметами и обнаруживают свои руки и ноги, касаясь их.

Позже они начинают развивать зрительно-моторную координацию и будут использовать свои руки, чтобы прикасаться к чему-либо, что они видят. Затем они начинают исследование глазами, руками и ртом, кладя предметы в рот, что стимулирует чувство вкуса.

Гораздо позже их зрительная глубина восприятия развивается, что позволяет им безопасно передвигаться, не падая с лестницы и не натыкаясь на предметы.

Де Витт добавляет, что хотя органы чувств развиваются независимо, к концу первого года жизни младенцы достигают сенсорной интеграции . Затем они могут обрабатывать информацию от нескольких органов чувств вместе, особенно от зрения и слуха.

Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.

Что такое 7 чувств?

Осязание, вкус, зрение, слух и обоняние. Это пять основных чувств.

Но знаете ли вы, что у тела есть еще два важных чувства — проприоцептивное и вестибулярное?  

Давайте рассмотрим каждое из семи чувств, как описано в книгах «Чувство малыша: понимание сенсорного мира вашего малыша — ключ к счастливому, уравновешенному ребенку», написанных Энн Ричардсон, и «Язык и Готовность к школе», написанная Марти Питерс.

1.

Зрение (зрение)

С помощью зрения мы можем:

  • Интерпретировать информацию, которую мы видим.
  • Узнавать объекты или окружающую среду вокруг нас.
  • Смотрите, куда мы движемся, и перемещайтесь в пространстве.
  • Получать информацию (через глаза) и передавать информацию остальным частям тела, чтобы мы могли реагировать и реагировать на окружающую среду.
  • Развивайте язык и словарный запас, называя то, что мы видим.

Зрение — наименее развитое из чувств при рождении. Младенцы не могут четко сфокусироваться или видеть дальше, чем на 30 см перед собой.

Зрительная стимуляция с самого рождения очень важна для развития этого чувства. Ваш ребенок должен научиться:

  • Как следить за объектами глазами.
  • Чтобы различать цвета.
  • Как заставить глаза работать вместе.
  • Зрительно-моторная координация .
  • Пространственное восприятие – где он находится по отношению к окружающим его вещам.
  • Восприятие глубины – что впереди или близко, что сзади или далеко.

В возрасте от 1 года до 18 месяцев дети имеют такое же зрение, как и взрослые.

Упражнения, например, заставить ребенка следовать за игрушкой глазами, не только укрепят глазные мышцы, но и улучшат его зрительное восприятие — важный навык, необходимый для чтения в дальнейшем.

2.

Слух (слуховой)

Благодаря слуху мы можем:

  • Воспринимать и интерпретировать звуки, которые мы слышим.
  • Определите, откуда исходит звук.
  • Определить расстояние до источника звука.
  • Понимать важность звука (например, автомобиль, мчащийся к вам, когда вы переходите дорогу, в этом контексте является звуком опасности).

Слуховая система лучше развита при рождении, чем зрение. Это потому, что он уже развит к 28 неделе беременности. Звук распространяется по воздуху, который улавливается рецепторами в ухе.

Новорожденные рано узнают голос матери и хорошо слышат высокие звуки.

Слух и умение слушать являются важными навыками в детстве и тесно связаны с обучением. Чем лучше дети умеют слышать и слушать, тем лучше будет их интеллектуальное развитие.

Это потому, что они развили хорошие навыки слухового восприятия . Они также будут менее разочарованы, чем дети, которые не могут учиться так же легко, потому что они не могут хорошо обрабатывать звуки.

3.

Обоняние (обоняние)

Благодаря нашему обонянию, известному как обонятельная система, мы можем:

  • Улавливать приятные и неприятные запахи.
  • Различать запахи.
  • Будьте предупреждены об опасности.

Запахи окружающей среды улавливаются рецепторами (миллиарды крошечных волосковых клеток) в носу.

Обоняние появляется в 14 недель беременности. Он хорошо развит при рождении, но нуждается в дальнейшей стимуляции.

Младенцы узнают своих матерей по запаху еще до того, как увидят их.

Интересно, что обоняние — единственное чувство, связанное с эмоциональным центром мозга. Вот почему вы можете почувствовать запах знакомого шампуня или другого запаха и наполниться воспоминаниями.

Запах также предупреждает нас об опасности. Когда человеку угрожает опасность, он выделяет феромоны. Их могут учуять животные и дети.

4.

Вкус (Вкус)

Через чувство вкуса мы можем:

  • Определите, можно ли есть пищу или нет.
  • Определите и различите четыре основных вкуса – сладкий, кислый, соленый, горький .

Мы воспринимаем вкус через вкусовые рецепторы на нашем языке, которые регистрируют все, что соприкасается с ними. Существуют разные рецепторы для четырех разных вкусов.

Новорожденные рождаются с полным набором вкусовых желез, хотя для полного развития этих желез требуется несколько лет. Они уже могут различать сладкий, кислый, соленый и горький вкусы.

Это чувство тесно связано с обонянием и также развивается в утробе матери в возрасте 28 недель.

Младенцы тянут в рот почти все, чтобы учиться, и это стимулирует чувство вкуса.

5.

Осязание (тактильное)

Благодаря осязанию мы можем:

  • Чувствовать боль и удовольствие.
  • Почувствуйте легкое или сильное давление.
  • Чувствовать и понимать окружающий мир.
  • Поймите температуру.
  • Почувствуйте тактильные качества объекта.

Осязание воспринимается через тактильные рецепторы кожи. Он сообщает вашему мозгу о боли, температуре, давлении и движениях в мышцах и сухожилиях.

Осязание — это первое чувство, которое развивается после зачатия. Плод способен реагировать на температурные и болевые раздражители в утробе матери. Он также очень хорошо развит при рождении.

Младенцы нуждаются в постоянном любящем прикосновении, чтобы развиваться и быть здоровыми. Осязание важно для их эмоциональное развитие .

Марике де Витт и Энн Ричардсон согласны с тем, что дети, которые не получают достаточного количества прикосновений, имеют более медленное развитие нервной системы, что приводит к задержке развития.

Младенцы сначала исследуют все посредством прикосновения, и это продолжается в течение нескольких лет. Это один из лучших способов познания окружающего мира.

6.

Равновесие (вестибулярное) 

Вестибулярная система, расположенная во внутреннем ухе, отвечает за чувство равновесия . Это позволяет нам:

  • Поддерживать баланс.
  • Сохраняйте положение головы и тела.
  • Определить направление и скорость движения.
  • Чувствовать, как наши тела перемещаются в пространстве.

Вестибулярное чувство работает с рецепторами во внутреннем ухе, которые чувствуют, когда мы меняем свое положение в пространстве.

Это означает, что мы знаем, в каком направлении мы идем, как быстро мы идем и становимся ли мы быстрее или медленнее. Когда он хорошо развит, нас не тошнит и мы не реагируем плохо на обычное движение.

С помощью вестибулярной системы дети учатся сидеть, ползать, стоять и ходить, изучая чувство гравитации. Позже они будут использовать это понимание, чтобы научиться выполнять более сложные движения, такие как балансирование на бревне.

Детям в раннем возрасте необходимо много двигаться, чтобы должным образом стимулировать эту систему. Они должны совершать движения, такие как перекатывание, раскачивание, раскачивание и кувыркание.

7.

Осознание тела (проприоцепция)

Определение проприоцепции – это наше чувство осознания тела или положение тела. Чувство проприоцепции позволяет нам:

  • Ощущать усилие, которое мы прилагаем.
  • Определить наше положение в космосе.
  • Контролируем наши руки и ноги.
  • Почувствуйте силу чего-либо или его тяжесть.

Проприорецепторы находятся во всех наших мышцах, суставах, сухожилиях и внутреннем ухе. Они посылают информацию в мозг, чтобы сказать, напряжены ли наши мышцы и суставы или расслаблены, заняты или неподвижны.

Тогда ребенок может чувствовать, где находится его тело в пространстве, и знает, как двигаются его конечности. Это необходимо для того, чтобы он мог исследовать свой мир своим телом.

Проприорецепторы также отвечают за регулирование эмоций и за успокоение ребенка – например, крепкими объятиями, когда он расстроен.

Вот некоторые проприоцептивные упражнения для детей.

Что такое сенсорная обработка?

Сенсорная обработка относится к тому, как мозг организует ощущения, которые он получает через органы чувств. Это то, как мозг реагирует на множественные сенсорные ощущения от ушей, глаз и других органов чувств. [источник]

Информация должна быть понята и правильно интерпретирована мозгом, чтобы он мог сообщить телу, как правильно реагировать.

Когда мозг правильно обрабатывает сенсорную информацию, ребенок может вести себя осмысленно и последовательно.

С самого рождения органы чувств посылают сигналы в мозг для обработки. Чем больше информации отправляется в мозг, тем больше обрабатывается и тем больше развивается мозг.

Это означает, что лучший способ развития сенсорной обработки для родителей — стимулировать органы чувств ребенка, чтобы он мог учиться.

Вот краткая информация о том, как мозговая информация:

Информация получена с помощью Senses

. Он отправляется в мозг для обработки

9000 9000 2 2. The Drain. сообщает телу, как реагировать

Он хранит информацию о прошлом опыте, которая влияет на то, как он реагирует на будущий опыт

Способности детей к обработке сенсорной информации улучшаются и совершенствуются по мере взросления. Их сенсорные потребности также меняются со временем.

Некоторые дети очень чувствительны к определенным раздражителям, таким как шум, запахи или прикосновения, а другие плохо реагируют на сенсорные раздражители.

Первые известны как сенсорно-защитные , а вторые известны как сенсорно-поисковые .

Сенсорный поиск Дети

Детей, недостаточно реагирующих на сенсорные стимулы, называют сенсорными искателями.

Они получают низкий уровень информации от своих органов чувств о своем опыте, поэтому их мозг не может правильно их обработать. Он не может сказать телу, как реагировать, поэтому ищет дополнительные сенсорные данные.

Дети с сенсорной защитой

Дети с сенсорной защитой чрезмерно чувствительны к раздражителям. У них есть сенсорная чувствительность. Чувства получают большое количество информации, которую мозг не может эффективно обработать, поэтому он переводит тело в режим борьбы или бегства.

Это проявляется как негативное поведение, потому что ребенок не может правильно реагировать. Эти дети даже начинают ожидать, что сенсорные переживания будут отрицательными.

Если ребенок проявляет чувствительность к определенному стимулу, например, к игре в песочнице, существуют различные способы, с помощью которых вы можете научить его постепенно начинать подвергаться этому воздействию. Например:

  • Проведите время, наблюдая, как другие играют с песком
  • Расскажите о том, что он ожидает от песка или о том, какая у него приятная текстура
  • Сначала носите обувь или фартук, пока ему не станет удобно их снимать
  • Сначала используйте инструменты, чтобы ему не приходилось полностью погружать руки (например, лопату или вилку)
  • Сначала вводите занятие постепенно и на короткое время
  • Похвалите ребенка за попытку поиграть с песком
  • Предложите ребенку выбрать одно из двух занятий и посмотрите, решится ли он на одно из них (например, игра с водой или игра с песком )

Что такое сенсомоторное развитие?

Сенсомоторная функция – это способность организма интегрировать органы чувств и мышечную систему.

Ребенок может собирать воедино информацию, полученную одновременно различными органами чувств (например, то, что он слышит и видит), и реагировать с помощью двигательных навыков (например, уходить с пути движущегося автомобиля).

Нервная система, мышцы и органы чувств вместе помогают ребенку осознать свой мир и приспособиться к нему.

Что такое развитие сенсорного восприятия?

Сенсорное восприятие — это организация, идентификация и интерпретация информации, которая обрабатывается органами чувств. Это значение , которое мозг придает информации, которую он получает от органов чувств.

Мозг использует то, что он узнал ранее, чтобы интерпретировать эту информацию. Другими словами, он использует то, что уже считает верным в отношении мира, чтобы классифицировать то, что он воспринимает [9].0003 источник ].

Восприятие включает два процесса:

  1. Обработка сенсорной информации
  2. Обработка, основанная на знаниях или понимании человеком концепций

Существует связь между восприятием и вниманием. По словам Марике де Витт, это важно, потому что сосредоточение внимания на развитии восприятия вашего ребенка приводит к большему вниманию, которое увеличивает их диапазон концентрации .

Все обучение происходит через восприятие чувств . Поэтому жизненно важно, чтобы мозг мог организовывать получаемую информацию, интерпретировать ее, обрабатывать и реагировать соответствующим образом.

Улучшение развития восприятия ребенка

В течение первых нескольких лет жизни развитие восприятия в основном вращается вокруг чувств осязания и движения. По мере того, как ребенок растет и приближается к дошкольному возрасту, происходит постепенный переход к формированию слуховых и зрительных ощущений.

Развитие восприятия является основой, необходимой для любого формального обучения в будущем. Ребенок, который испытывает проблемы с развитием восприятия, будет иметь проблемы и с дальнейшим развитием. Крайне важно, чтобы дети получали раннюю стимуляцию, чтобы развить все эти навыки.

Слуховое восприятие и зрительное восприятие — два навыка, жизненно важных для развития языка и обучения чтению и письму.

Что такое сенсорная игра?

Сенсорные игры — один из лучших способов способствовать сенсорному развитию ребенка.

Сенсорная игра — это любая игра, которая стимулирует органы чувств вашего ребенка:

  • Вкус
  • Сенсорный
  • Прицел
  • Слушание
  • Нюхательный
  • Весы (вестибулярные)
  • Осознание тела (проприоцепция)

Две отличные идеи для сенсорных игр: игра с песком и игра с водой . Это виды деятельности, которыми дети должны заниматься часто. Польза от этой сенсорной деятельности безгранична.

Вот несколько замечательных идей по установке сенсорных станций для стимуляции всех органов чувств.

Как сенсорная игра помогает развитию

Лучший способ развития и улучшения сенсорного развития вашего ребенка — это игра. Через игру дети учатся тому, чему их никто не может научить.

Джоанн Хендрик, автор книги «Общее обучение: программа развития для детей младшего возраста», утверждает, что «для детей младшего возраста игра является жизненной силой обучения».

Сенсорный опыт дает детям возможность учиться, используя свое тело, что является их основным методом обучения в раннем возрасте. Они еще не могут использовать язык для обучения, как дети старшего возраста – в основном слушая, говоря или пишу.

Поэтому ценность обучения на основе опыта так важна для младенцев и детей младшего возраста.

Хендрик утверждает, что «Для маленького ребенка обсуждение и вербальное обучение имеют мало воспитательной силы без реального опыта. Обучение скорее происходит через все сенсорные каналы. Дети должны переживать, исследовать и пробовать вещи, чтобы придать им смысл».

Что такое дисфункция сенсорной интеграции (SID)?

У некоторых детей возникают трудности с обработкой и организацией информации, полученной от органов чувств. Этих детей часто неправильно понимают в классе, так как кажется, что они разыгрывают или не могут сосредоточиться.

Причина нарушения сенсорной интеграции не ясна; однако есть способы помочь ребенку, у которого есть эта трудность.

Если вы наблюдаете у ребенка несколько из следующих симптомов, рекомендуется, чтобы они были оценены эрготерапевтом, который обучен работе с сенсорной обработкой у детей.

Вот некоторые признаки проблем с сенсорной интеграцией, описанные Энн Ричардсон в ее книге «Чувство малыша: понимание сенсорного мира вашего малыша — ключ к счастливому, уравновешенному ребенку»:

  • Пытается успокоиться
  • Имеет низкий уровень активности
  • Избегает крупной моторики, такой как бег, прыжки, игры и т. д.
  • Выглядит уставшим и упадком сил
  • Имеет высокий уровень активности
  • Движется непрерывно
  • Врезается в предметы и, кажется, не знает своего положения в космосе
  • Не любит, когда к нему прикасаются
  • Избегает таких занятий, как игры в песочнице или с водой
  • Не любит продукты с разной текстурой
  • Ищет прикосновение или громкий звук
  • Чрезмерная чувствительность к звукам, образам и запахам
  • Задержка развития речи
  • Плохая способность спать самостоятельно
  • Пытается играть самостоятельно в течение короткого периода времени
  • Не может сосредоточиться в шумной или занятой обстановке

Дети с такими трудностями получат большую пользу от надлежащего осмотра эрготерапевтом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *