Разное

Развитие речи у детей 3 4 лет: Как способствовать развитию речи у детей 3-4 лет

Содержание

Как развивать речь ребенка 3–4 лет? Упражнения для развития речи ребенка от 3 до 4 лет – baby-sleep.ru

21.03.2021

Развитие ребенка

3–7 лет

Автор статьи

Команда BabySleep

Команда BabySleep

Консультанты по сну, врачи, психологи, консультанты по ГВ

Обычно около трех лет в развитии речи малышей происходит качественный скачок. Увеличивается не только словарный запас, но и усложняется грамматика, ребенок начинает говорит длинными и сложными фразами, порой кажется, что он молчит только когда ест или спит.

Но речевое развитие, конечно, продолжается, и мы собрали для вас десятки упражнений, сформированных в отдельные комплексы: два комплекса пальчиковой гимнастики (мелкая моторика влияет на мышление и речь) и шесть комплексов для фонематического слуха (для умения опознавать и различать речевые звуки в их разнообразии).

Календарь кризисов ребенка

Пальчиковая гимнастика «Идем в гости к бабушке»

Большие ноги идут по дороге,
Топ-топ-топ-топ.


(ладошки плавно по очереди опускаются на стол и поднимаются, как будто ноги идут)

Маленькие ножки бегут по дорожке,
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ.
(на обеих руках выставлены только указательные пальцы, остальные в кулаке, указательными пальцами по столу «бежим»)

В гости к бабушке пойдем,
У нее красивый дом.
(из прямых ладоней с собранными вместе пальцами делаем «крышу» – кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, а ладошки разведены, получается как бы шалашик)

Мы ворота открываем,
(ставим ладони перед собой ребрами на стол, ладони повернуты к телу, а пальцами друг к другу – это закрытые ворота; затем поворачиваем ладони так, что пальцы отворачиваются друг от друга и смотрят вперед, а ладони отворачиваются от тела и смотрят друг на друга – это открытые ворота)

В этот домик приглашаем.
(снова делаем «шалашик»)

На дверях висит замок,
(переплетаем пальцы обеих рук между собой – пальцы «в замок»)

Кто его открыть бы смог?

Мы замочек потянули,
(разводим ладони, но пальцы остаются сплетенными, слегка подергиваем их в стороны, как бы стараясь разорвать переплетение, но все же сохраняем его – будто «замок» не поддается, не открывается)

Повертели, покрутили,
(ладони снова сомкнулись, пальцы по-прежнему переплетены, и начинаем потирать ладони – поочередно каждая из них идет вверх и вниз, пальцы при этом не расцепляя)

Постучали и открыли.
(все еще «закрытым замком» стучим по столу, а затем расцепляем ладони и пальцы)

Заходим в дом,
(делаем «шалашик»)

Много мебели в нем.
(раскладываем кисти рук на столе далеко друг от друга ладонями вверх)

Вот это стул, на нем сидят.
(одну ладонь прямую держим вертикально, другую сжимаем в кулак и приставляем к первой внизу, получается подобие стула – прямая ладонь, как спинка стула, а сжатая в кулак, как сидение)

А это стол, за ним едят.
(кулачок кладем на стол и сверху накрываем прямой ладонью – получается подобие стола, кулачок, как ножка стола, прямая ладонь сверху как столешница)

А вот диван, на нем лежат.
(обе ладони прямые, направлены пальцами от тела, одну держим горизонтально – это «лежачая» поверхность дивана, а другую приставляем к ней вертикально – это спинка дивана, показываем, как диван раскладывается и складывается – ладонь-«спинку» опускаем в горизонтальное положение и возвращаем опять в вертикальное)

А на диване кошка, погладь ее немножко.
(одной рукой изображаем кошку: большой, средний и безымянный пальцы смыкаются округло, образуя «голову», а указательный и мизинец полусогнуты, образуя «ушки»; второй рукой гладим «кошку» по «голове»)

А это кто здесь лает? Аф, аф, аф, аф!
(одной рукой изображаем собаку: большой палец смотрит вверх – это «ухо», указательный загнут – это «лоб», средний, безымянный и мизинец прямые; мизинец то отрывается от безымянного, то примыкает к нему – это открывается ротик лающей собаки)

Это я тут лаю, дом охраняю!
(делаем «шалашик»)

Топ-топ-топ-топ, большие ноги стоят на пороге.
(делаем 4 медленных «шага» ладонями и останавливаем их)

Это бабушка пришла, много книжек принесла.
(складываем прямые ладони вместе, а потом раскрываем их, как обложку книги)

Бабушка очки надела,
(делаем из больших и указательных пальцев круги и прикладываем к глазам, как очки)

Книжку распахнула.
(повторяем жест «книга»)

И на мягкий стул присев,
(показываем стул, как уже было раньше)

Сразу же уснула.


(складываем ладони вместе и подкладываем под голову сбоку, как подушку)

А мы пойдем гулять.
(согнуть руки в локтях, сжать кулачки перед собой на уровне груди или плеч)

Раз, два, три, четыре, пять,
(по очереди разгибаем пальцы рук: сначала мизинцы, потом безымянные и так далее)

Мы пойдем с тобой гулять.
(на каждое слово то сжимаем все пальцы сразу в кулачки, то разжимаем)

Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Мы пойдем с тобою в лес,

Там деревья до небес.
(ладони держим перед собой пальцами вверх и пальцы быстро шевелятся, как веточки на ветру)

Солнышко лучистое в небе улыбается.
(ладони с растопыренными пальцами прикладываем друг к другу и потираем их круговыми движениями, поворачивая к себе пальцы то одной руки, то другой)

Дует, дует ветерок,
(руки согнуты в локтях, ладони прямые смотрят друг на друга и наклоняются синхронно то вправо, то влево)

Деревца качаются.
(снова показываем «деревья» из пальцев как в самом начале, и пальцы так же шевелятся)

Птички прилетели, на деревья сели.
(все пальцы, кроме больших, прямые и собраны вместе, а большие пальцы оттопырены, скрещиваем большие пальцы рук между собой, а остальные пальцы образуют два «крыла», которыми машем)

Из скворечника торчат
(складываем из ладоней треугольник: вверху соединяем кончики пальцев обеих рук от указательного до мизинца, а внизу соединяем большие пальцы)

Клювы маленьких скворчат.
(разводим руки и из каждой делаем «клюв»: собираем все пальцы в щепотку)

Клювик раз, клювик два.
(по очереди на обеих руках приподнимаем указательные пальчик, отрывая его от общей «щепотки» и возвращаем на место)

Лапка, лапка,
(по очереди кладем прямые ладони на стол)

Голова.
(сцепляем две руки в «замок», то есть переплетаем пальцы)

Вдруг в лесу раздался стук: тук-тук-тук-тук.

Это дятел долбит сук: тук-тук-тук-тук.
(одна рука изображает «деревья», как в самом начале, а другая рука указательным пальцем ритмично постукивает в ребро первой ладони)

Пчелка весело жужжит: жжжжжжжжжж.
(одна рука выставляет указательный палец и делает им вращательные движения)

На цветок она летит.
(рука-«пчела» продолжает делать то же, а вторая рука изображает цветок: ладонь смотрит вверх, вогнута, пальцы растопырены и округло присогнуты, как бы лепестки, форма ладони такая, как если бы мы поддерживали снизу округлую мисочку)

Будет пчелка пить нектар.
(пальчик-«пчелка» опускается на середину ладошки-«цветка»)

Понесет в свой домик дар.
(«пчелка» вылетает из «цветка» и продолжает кружиться)

Под елочкой есть норка.
(«елочка»: поворачиваем обе ладони к телу, держим их слегка наклоненными друг к другу, кончики пальцев, кроме большого, скрещены друг с другом; «норка»: не расплетая пальцев, меняем положение ладоней – разворачиваем их вниз, к столу, сохраняя между ними расстояние, получается вариант «шалашика» со скрещенными кончиками пальцев)

В норе живет ежик.
(ладони с растопыренными пальцами прикладываем друг ко другу, при этом пальцы не сцепляются в «замок», но чередуются как в нем, то есть сначала пальчик одной руки, за ним пальчик другой, потом снова пальчик первой и т.д. – получаются торчащие вверх «колючки»)

Ежик весь в иголках, и елочка тоже.
(сменяем позицию «ежик» на позицию «елочка», описанную выше)

Бабочка-красавица на цветке сидела.
(руки с прямыми ладонями скрещиваем в районе запястья, получаются «крылья» – ладони, повернутые друг ко другу тыльной стороной)

Крыльями взмахнула – раз! – и полетела.
(машем «крыльями»-ладонями)

Вот улитка на дорожке,

Вверх торчат смешные рожки.
(на одной руке соединяем округло большой, средний и безымянный пальцы, а мизинец и указательный ровно торчат вверх, кладем такую «улитку» на стол и немного «проползаем» ею вперед)

Зайка под кустом сидит

И ушами шевелит.
(на одной руке вверх торчат прямые указательный и средний пальцы – «ушки», остальные собраны кончиками вместе, и шевелим пальцами-«ушками» вперед-назад по очереди)

Дождик начался с утра, кап-кап-кап-кап.
(одну ладонь держим как будто подставленной под капельки дождя, указательным пальцем другой руки «капаем» туда)

Нам домой идти пора.
(показываем «дом»-«шалашик», как в предыдущем комплексе)

До свиданья, милый лес,
(машем обеими руками из стороны в сторону, так чтобы они то скрещивались между собой, то расходились)

Полный сказок и чудес.
(показываем «лес» с шевелящимися на ветру ветками, как в самом начале)

Сила, тембр и высота звуков

Подготовьте вырезанные из бумаги цветные фигурки медведей — папы, мамы и ребенка. А также бумажные одноцветные фигурки стульев, мисок, кроватей.

В нашей сказке живут три медведя: Михайло Потапович, Настасья Петровна и Мишутка.

Михайло Потапович был большой и говорил грубым низким голосом.
(выделяем эти слова соответствующим голосом)

Настасья Петровна говорила обычным, средним голосом

.

А маленький Мишутка говорил высоким, тоненьким голосом.

У них в гостях побывала Маша: все съела, стулья сломала, постели помяла. Вернулись домой медведи из леса и увидели, что дома у них беспорядок.

Михайло Потапович спрашивает: Кто ел из моей тарелки?

Настасья Петровна спрашивает: Кто ел из моей тарелки?

Мишутка спрашивает: Кто ел из моей тарелки?
(фразу каждого персонажа произносим его голосом)

Теперь ты попробуй сказать, как спрашивает Михайло Потапович. А Настасья Петровна? А Мишутка?
(Повторяем вопросы каждого персонажа, на этот раз о стуле кто сидел и сломал? — и постели — кто спал и помял?).

А Маша хитрая убежала от медведей, шагала по лесенке и пела песенки.
(Достаем вырезанную бумажную лесенку из 5 ступенек и Машу. Маша поднимается от первой ступеньки до пятой

— поем «ля-ля-ля-ля-ля», каждый звук выше предыдущего, как первые пять ступеней мажорной гаммы. Затем Маша спускается, а вместе с ней спускается обратно и мелодия от пятой ступени к первой. Предлагаем ребенку самому водить Машу по ступенькам вверх-вниз и петь эту простую песенку).

Теперь я буду петь, а ты ставь Машеньку на лестнице вверху или внизу — в зависимости от того, какой звук слышишь, низкий или высокий.
(Пойте «ля» то высоко, то низко).

А теперь поиграем с паровозиком.
(кладем перед малышом картинку с паровозиком)

Как едет паровоз? Ту-ту! Когда он едет далеко от нас, то гудит тихо-тихо: ту-тууу…
(ребенок повторяет за вами)

А когда он приближается, звук становится все громче и громче, и когда паровоз уже совсем близко, то громко-громко гудит: ТУ-ТУУУУ!!!

Еще разок тихо: ту-ту… И громко: ТУ-ТУУУУ!!!

А еще звук может нарастать. Вот он маленький: ту-ту… Давай его поймаем.
(складываем перед собой ладошки, как будто между ними что-то маленькое спрятано, и выдвигаем вперед перед собой, одновременно усиливая звук У, на конце ладошки раскрываются, как бы выпуская звук)

А может звук, наоборот, стихать. Вот тут мы ловим большой звук.
(вытянутыми вперед руками как бы захватываем громкий звук У, и притягивая сложенные ладошки к себе, делаем звук тише)

Давай покажем, какие звуки бывают высокие и низкие. Вот высокий, покажи рукой вверх: ааа. А тут низкий – покажи вниз – ааа.
(пусть малыш попробует повторить это сам еще пару раз)

А какие бывают далекие и близкие, покажешь?
(говорим тихое «а» и рука вытянута перед собой, говорим громкое «а», и руку приводим к телу)

«Угадай, что звучит»

Данные упражнения построены на распознавании неречевых звуков, но улавливание таких тонких различий между ними поможет ребенку лучше ориентироваться также и в звуках языка. Возьмите несколько звучащих предметов, например, погремушку, бубен, трещотку, колокольчик, маракас, ксилофон. Начинать лучше с трех, а на очередных занятиях можно добавлять.

  1. Покажите ребенку по очереди каждый предмет, попросите его назвать или назовите сами, пошумите этим предметом и предложите малышу сделать то же, попросите его запомнить этот звук. Повторите знакомство-запоминание еще раз. Теперь спрячьте от ребенка звучащие предметы, например, отгородив их картонным листом. Шумите по очереди каждым из них за перегородкой, а малыш пусть угадает, чем вы издаете звук.
  2. Можно усложнить задание, если взять, например, три разных колокольчика — большой, маленький и средний. Они звучат похоже, но все же по-разному. Покажите ребенку, как выглядит и как звучит каждый из них, не забывая при этом называть: «Это большой колокольчик, а вот так звучит маленький». Точно так же спрячьте их и попросите угадать по звучанию.
  3. Следующий уровень сложности — закрытые коробочки с разными сыпучими материалами. Можно взять пустые «яйца» из-под «Киндера» и насыпать в одно соль, в другое гречку, в третье горох. Сделать два таких комплекта по три разновидности материала. Один комплект дайте ребенку, другой оставьте у себя. Пусть он попробует звучание всех коробочек, а затем возьмите любую из своих коробочек, потрясите ее и попросите ребенка найти в его комплекте такой же звук.
  4. Упражнение с бумагой. Возьмите лист бумаги и покажите ребенку, как звучат различные действия с ним: сначала погладьте лист ладонью, потом скомкайте его, сделайте несколько резких коротких надрезов ножницами, разорвите на кусочки. Затем поставьте перегородку и делайте все это так, чтобы ребенок не видел, но угадывал по звуку.

Слова, звучащие похоже

Вам понадобятся картинки с изображениями всех тех предметов и животных, о которых пойдет речь в нижеприведенных упражнениях. Свой игровой диалог с ребенком вы можете построить следующим образом:

Смотри на картинки, я буду рассказывать тебе маленькие стишки, а ты добавляй к ним нужные звуки. Вот смотри:

Где-то собаки рычали. Как собаки рычат? Рррр…

В стойле коровы мычали. Мммм…

В комнате муха жужжала. Жжжжж…

Мимо машины дрынчали. Дррр.

Капала в кухне из крана вода. Кап-кап-кап.

Где-то гудели в ночи поезда. Ту-ту!

Теперь я буду читать стихи, где одно слово будет неправильным, а ты его замени на верное.

На поляне весной вырос зуб молодой. Дуб!
(перед ребенком две картинки — зуб и дуб)

Повторишь теперь весь стишок правильно? Молодец!

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку. Точку!
(картинки соответствующие и тоже просим повторить правильный стишок)

Где обедал воробей? В зоопарке у дверей. У зверей!

Много снега на дворе, едут танки по горе. Санки!

Хулиганам не до шутки, если Рекс в собачьей дудке. Будке!

Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это. Без билета!

Теперь смотри, тут четыре картинки. Три слова похожи друг на друга, а одно отличается. Я буду называть, а ты скажи, какое слово лишнее.

Рак, мак, бак, банан.

Сом, ком, индюк, дом.

Лимон, вагон, кот, батон.

Ветка, клетка, диван, сетка.

Бант, билет, букет, пакет.

А вот тебе три картинки. Тут дудка, майка, рак. А у меня другие три картинки, подбери из них пары к твоим, чтобы было похожее звучание. Вот к дудке что подойдет? Будка. Майка – гайка. Рак – мак.

Слоги

Данные упражнения особенно полезны детям, которые нарушают слоговую структуру слова (например, говорят «петерь» вместо «теперь»). Учим малыша без ошибок повторять различной сложности последовательности слогов.

Произнесите «та-та-та» три раза: с ударением на первом, на втором и на третьем слоге. Каждый раз пусть ребенок повторит это. Затем то же самое с «па-па-па». Потом по одному разу: «та-то-ту», «ты-та-то», «та-ка-па», «ка-на-па», «ка-фа-ха».

Усложняем. Та-пта. Па-тпа. Пта-пто-пту-пты. Кта-кто-кту-кты. Тпа-тпо-тпу-тпы. Фка-фко-фку-фкы.

Попросите ребенка сосчитать, сколько звуков А вы произнесете. А. Один. А-а-а. Три. А-а-а-а-а. Пять.

Попросите его «поймать» звук А – хлопнуть в ладоши, когда он прозвучит среди других звуков, которые вы произносите: о, у, а, ы, и, а, а, а, о, у, ы, а, а, и, а…

Усложняем. На звук А нужно хлопать в ладоши перед собой, а на звук У поднять ручки вверх. А, у, а, о, у, и, ы, у, а…

Знакомство с гласными звуками

Приведем пример того, как может выглядеть ваш игровой диалог с ребенком. Заранее подготовьте все те рисунки, о которых пойдет речь в упражнениях.

К нам в гости пришла девочка Ульяна.
(показываем рисунок)

Ее любимый звук — У. Что делает ротик? Губки тянутся вперед, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Значит, это гласный звук. Давай произнесем: УУУУУУУ. У девочки Ульяны есть длинная песенка и коротенькие. Давай споем. Длинная: УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ.
(тянем долго)

А теперь коротенькие: у! у! у! у! у!
(коротко, отрывисто выкрикиваем)

У Ульяны есть свой значок — маленький кружок, как губки сложены в узенький кружок, когда мы говорим звук У.
(показываем карточку с маленьким красным кружком)

Еще Ульяна принесла свои любимые картинки. Все слова тут начинаются на У: утка, улитка, ухо, усы, утюг. Ой, ветер унес все картинки.
(перемешиваем и убираем картинки)

Вспомнишь, какие там были предметы? Назови.

А в гости к нам пришла девочка Аня. Ее любимый звук — какой, как думаешь? А! Ее значок — большой кружок. Как думаешь, почему? Потому что рот открывается широко. Давай попробуем: АААААА. Воздух проходит свободно, ничто ему не мешает, звук этот — гласный.

Вот какую картинку принесла Аня. Она недавно была в Африке, там Айболит лечил зверей. Расскажи, какие тут есть рисунки на А? Ананас, апельсин, астры, арбуз, акула, азбука, автобус.

Аня принесла еще три картинки. И просит нас найти, где в этих словах спрятался звук А. Давай сначала назовем: аист, лиса, рак. Теперь найдем место звука А. Берем значок звука А (большой кружок) и положим его в его домик.
(внизу под рисунками животных нарисованы в горизонтальный ряд три пустых квадрата — символизируют начало, середину и конец слова)

Аист — в начале слова, лисА — в конце, рАк — посередине. В каком слове звук А в начале? А в середине? А в конце?

А знаешь, как кричит человек, который заблудился в лесу и ищет помощи?
(показываем картинку: человек в лесу приложил руки ко рту рупором и открыл рот)

Он кричит «Ау!» Давай попробуем вместе: Ааааууу! Посмотри на мой ротик и скажи, сколько звуков я произношу: «А-у» (очень четко артикулируем смену звуков). Правильно, два звука. Первый из них какой? А. А второй? У. Возьми значки этих звуков и выложи их в правильном порядке. Вот так, сначала большой кружок, А, потом маленький кружок — У. Ау!

А вот такая картинка — тут нарисован малыш. Как кричат малыши? Уа, уа! Какой звук тут первый? У. А второй? А. Давай еще раз произнесем и выложим по-новому значки-кружочки.

А вот пришла девочка Оля. Значок ее — овал. Потому что — как мы говорим звук О? Губы вытягиваются овальчиком. Воздух проходит свободно, без преграды, поэтому это звук гласный.

У нас уже три значка есть — большой кружок А, маленький кружок У и овал О. Смотри на мои губки и попробуй догадаться, какой звук я хочу произнести.
(беззвучно вытягиваем рот для каждого из этих звуков по очереди, ребенок угадывает звук)

Оля тоже принесла картинки. Что на них? Овощи, пальтО, зОнт.
(повторяем для этих слов упражнение с нахождением правильного домика для значка звука О — овала — в начале, середине или конце слова)

А следующая наша гостья — девочка Ира. Ее любимый звук — И. Что делают наши губки при звуке И? Улыбаются. И значок звука И похож на растянутый в улыбку ротик — полосочка (горизонтальная). А вот и картинки девочки Иры, ищи в них место звука И: носки, индюк, ива, пион.

А теперь назовем все звуки по порядку: У, А, О, И.

Теперь поиграем в диктант, почти как в школе. Я назову подряд три звука, а ты выложи их значки слева направо. А, О, И.

А теперь так: У, И, А.

А теперь назову целых 4 звука, а ты их значки выложи по порядку. У, А, И, О.

Знакомство с согласными звуками

Звуки называем кратко, без добавления гласного: «Б», «Бь», а не «Бэ», «Л», «Ль», а не «Эль». Здесь, как и в комплексе на гласные звуки, понадобятся заранее приготовленные рисунки.

К нам в гости пришел гномик Том.
(показываем рисунок)

Он очень любит звук «Т». Посмотри, что делает мой язык: он стучит за верхними зубками: т-т-т-т-т-т-т-т. Воздух выходит с преградой, потому что язык преграждает воздуху путь, и получается согласный звук. Давай послушаем, он твердый или мягкий? Т-т-т-т-т-т. Он звучит твердо. А звонкий он или глухой? Давай закроем ушки и постучим: т-т-т-т-т-т-т. Звенит в ушках? Нет. Значит, звук глухой. Это согласный твердый глухой звук. Давай еще раз его произнесем: т-т-т-т-т-т-т. Обозначать такой звук будем синим квадратиком.
(придвигаем вырезанный из бумаги синий квадрат)

Гномик Том принес свои любимые картинки — тут нарисованы предметы, названия которых начинаются на его любимый звук… Какой? Правильно, «Т»!

Смотри, что тут нарисовано? Тапки! На какую букву начинаются? Твердый «Т». А это? Туча! Точка! Танк! Табурет!

Ой, из всех этих слов куда-то убежал начальный звук «Т»! Я буду говорить тебе, что от этих слов осталось, а ты помоги мне починить слова. Анк? Танк! Очка? Точка! Абурет? Табурет! Уча? Туча!

А у Тома есть друг Тим. Тим любит мягкий звук «Ть». Он тоже стучит язычком в верхние зубки, но послушай, как он звучит: ть-ть-ть-ть-ть-ть-ть. Твердо или мягко? Мягко. А проверим, он глухой или звонки? Закрыли ушки – ть-ть-ть-ть – звона в ушах нет, значит, глухой.

Посмотрим, какие картинки принес Тим. Тетрадка, телефон, теленок. На какой звук начинаются все эти слова? На мягкий глухой звук Ть! Его мы обозначим зеленым квадратиком.

Смотри, у меня есть домик, в котором живут слова (показываем широкий лист с нарисованным домиком, поделенным на шесть частей — три подъезда и два этажа). В первом подъезде живут слова, где звук Т или Ть в начале слова, во втором подъезде – слова со звуком Т или Ть в середине слова, а в третьем – слова со звуком Т или Ть на конце. У домика два этажа: на нижнем живут слова с твердым звуком Т, а на верхнем этаже слова с мягким звуком Ть.

Называй картинку и найди для нее место в домике. Таз. Т твердое и в начале слова, значит, нижний этаж, а подъезд первый! Щетка. Твердое Т в середине слова. Нижний этаж, второй подъезд. И так далее: теплица, пять, клетка, кит, кот, нить.

У гномиков Тома и Тима есть еще два друга: Даня и Дима.

Продолжаем игру со звуками Д и Дь аналогично. Для обозначения Д — синий квадратик с нарисованным колокольчиком (звонкость), а для Дь — зеленый квадратик с колокольчиком. Кроме того, картинки, которые они принесли, мы разложим соответственно: предметы на звук «Д» — положим гномику Дане, а на «Дь» — «Диме». Дорога — для Дани, дельфиндля Димы и т. д.

А теперь сравним все четыре звука: Т, Ть, Д, Дь.
(выкладываем рядом все четыре квадратика)

Эти звуки произносятся почти одинаково: язык стучит в верхние зубки. Но Т и Ть мы произносим без голоса — они глухие. А Д и Дь произносим с голосом — они звонкие.

Теперь осталось 4 картинки, подберем каждую из них к своему звуку (к цветным квадратикам). Дерево — Дь, тюльпан — Ть, тыква — Т, дым — Д.

Не нужно делать все приведенные упражнения ежедневно, достаточно одного или двух комплексов в день, чтобы не перегружать малыша. Разве что он сам захочет больше. В любом случае занятия, требующие большой концентрации, лучше не проводить перед сном.

Занимайтесь в удовольствие!

#игрысребенком#гимнастика#развитиеречи#речь

‘, nextArrow: », responsive: [{breakpoint: 1199, settings: {arrows: !1, infinite: !1, slidesToShow: 1}}] }) })

Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет

На главную — Для родителей — Специалисты советуют — Советы логопеда

«Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет»

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

1. Понимание речи:

  • Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) – «Покажи красный мяч, покажи зелёную машинку».
  • Слушает длинные сказки и рассказы.
  • Понимает двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди на кухню и принеси кружку».
  • Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа «Положи кубик в коробку», «Положи кубик под ведёрко» и т.д.

 

2. Словарный запас:

  • Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.
  • Дети часто задают вопросы типа: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»
  • В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и др. части речи

 

3. Грамматический строй:

  • Ребёнок может составлять предложение из 4-х слов с предлогом («Мальчик сидит на стуле»).
  • Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на столе»).
  • Допускают грамматические ошибки: не всегда правилен порядок слов в предложении («Я хочу нет»= «Я не хочу»), неправильно употребляют падежные окончания («У меня много подругов», «Мама моет окны»)

 

4. Звукопроизношение:

  • Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка»)
  • Свистящие звуки – С,З,Ц — произносятся недостаточно чётко, пропускаются(«абака» вместо «собака»), заменяются: С=Ф(фобака-собака), З=В(вамок-замок), Ц=Ф(фыплёнок-цыплёнок), С=Т(тобака-собака), З=Д(дамок-замок), Ц=Т(тветок-цветок).
  • Шипящие звуки – Ш,Ж,Щ – пропускаются(апка-шапка), заменяются: Ш=С,Ф(сапка, фапка-шапка), Ж=З,В(зук,вук-жук), Ч=Ц,ТЬ(оцки,отьки-очки), Щ=СЬ,ТЬ(сётка,тётка-щётка)
  • Звуки Л и Р пропускаются(ампа-лампа, ука-рука), заменяются на ЛЬ(люка-рука),на Й(юка-рука)
  • В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их (тематура=температура)

 

И напоследок хотелось бы дать вам несколько советов

 

  • Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык». Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
  • Читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
  • Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
  • Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…)
  • Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
  • Называйте всё, что видит или делает ребёнок;
  • ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них проблема скушать яблоко или морковку, не говоря о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
  • Не забывайте развивать и мелкую моторику — то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме, но и окружающим.

Дорогие родители, желаем вам успехов!!!

 

материал подготовила учитель-логопед Шайдурова Т.В.

 

3-летних вех для речи | ТерапиВоркс

Раз, два, ТРИ!

В рамках нашей серии речевых и языковых вех мы выделили речевые вехи, которые вы можете ожидать от своего трехлетнего ребенка:

1. Разборчивость: какую часть речи вашего ребенка должен уметь слушатель. понимать?

3-летний ребенок должен быть примерно на 75% понятен незнакомому слушателю. Это означает, что вы должны быть в состоянии понять около 75% того, что говорит ваш ребенок. Как их родитель, вы являетесь экспертом в интерпретации речи вашего собственного ребенка. Чтобы получить непредвзятую оценку разборчивости речи вашего ребенка, мы рекомендуем спросить бабушку или дедушку, учителя или друга: «Какую часть речи ____ вы понимаете?»

Если вы заметили, что ваш ребенок говорит быстро или кажется, что слова смешиваются, поработайте над скоростью речи вашего ребенка. Если ваш ребенок еще не понимает понятия «быстро» или «медленно», вы можете использовать животных для обучения этим понятиям. Например, расскажите о том, как быстро бегают гепарды и кролики, а медленно передвигаются черепахи и улитки. Моделирование более медленной речи может быть очень полезным для детей этого возраста. Кроме того, старайтесь не перебивать, чтобы дать ребенку достаточно времени для ответа.

Если ваш ребенок пропускает последний звук в произведениях (например, пи/свинья, хо/хот, фу/еда) или не использует следующие согласные звуки (м, р, б, т, д, н, ч, ш, k, g, f), пожалуйста, не стесняйтесь обращаться в TherapyWorks за консультацией. Будем рады обсудить речь вашего ребенка и дать рекомендации для домашних занятий.

2. Ответы на вопросы: кто, что, где, почему

В возрасте трех лет дети учатся отвечать на все менее конкретные вопросы. К ним относятся вопросы «кто, где, почему» и «как». Визуальная поддержка, такая как картинки, может быть полезной для детей, когда они учатся отвечать на более сложные вопросы. Задавайте ребенку вопросы, пока вы читаете книжки с картинками. Если ваш ребенок затрудняется ответить на вопрос, дайте ему/ей два варианта ответа. Например, если вопрос звучит так: «Где вы покупаете еду?», вы намекаете им на следующие варианты: «В продуктовом магазине или в библиотеке?» Задавать сложные вопросы, подытоживая свой день, также является отличной идеей. Если вы делаете фотографии на свой телефон, вы можете использовать эти фотографии для дополнительной поддержки. Когда вы начнете работать над ответами на более сложные вопросы, обратите внимание на то, какие типы вопросов являются наиболее сложными для вашего ребенка. Может быть полезно работать над одним типом вопросов за раз.

3. Расширение предложений

Трехлетние дети общаются, используя предложения. В этом возрасте ребенок обычно использует около 1000 слов. Вы можете помочь своему ребенку развить навыки выразительной речи, добавив одно или два слова или словосочетания к тому, что он говорит. Например, если ваш ребенок говорит «грузовик», вы можете смоделировать: «Да! Это грузовик. Это большой красный грузовик. Грамматические навыки детей резко улучшаются в возрасте трех лет. Вот некоторые вехи грамматики, которые вы можете ожидать до 4-го дня рождения вашего ребенка:

 

 

  1. -ing в настоящем времени (т.е. идти)
  2. in и on употребляются в повседневной речи
  3. множественное число -s
  4. неправильные глаголы прошедшего времени (т.е. притяжательный -s (т. е. маминая обувь)

Если ваш ребенок еще не применяет эти правила грамматики, их моделирование в собственной речи может быть очень полезным. Например, при обучении множественному числу -s, преувеличению звука «с» в конце слова. Дети естественным образом усваивают правила грамматики, участвуя в простых разговорах с другими. Просто поговорив с ребенком и дав ему время ответить, вы положительно повлияете на его способность выражать свои мысли и идеи миру.

4. Рецептивная речь

Вы можете улучшить навыки рецептивной речи вашего ребенка или его способность понимать устную речь других, играя в игры, в которых нужно следовать указаниям. Старайтесь включать новые концепции, когда это возможно. Например, вы можете попробовать добавить пространственные понятия, такие как «между» или «рядом с». Вы также можете продолжать улучшать рецептивную речь вашего ребенка, читая новые книги на разные темы. Если у вашего ребенка есть любимая книга, чтение одной и той же книги снова и снова не проблема. Тем не менее, старайтесь добавлять новые книги, когда это возможно, чтобы познакомить вашего ребенка с новыми словами! Вы можете попробовать читать одну новую книгу и одну старую книгу перед сном. Упражнения, связанные с последовательностью, также отлично подходят для развития рецептивной речи.

5. Социальный язык

Развивайте навыки общения на языке, назначая даты игр или посещая парк или общественную игровую площадку. Поскольку большинство трехлетних детей участвуют в ассоциативной игре, вы можете найти игрушки, которые есть у обоих детей, и предложить им играть с ними одновременно. Возможно, каждый ребенок принесет свои деревянные кубики, лего или пластилин. Помните, ассоциативная игра означает, что дети играют в одну и ту же игру, но они не работают вместе и не связаны друг с другом. Ребенок может быть заинтересован в общении с другим ребенком, но все же нуждается в небольшой помощи. Вы можете побуждать ребенка к взаимодействию, комментируя и задавая вопросы («Вы видели, что ___ играет с кубиками? Вы можете спросить, не хочет ли он построить с вами башню».)   

Если у вас есть какие-либо конкретные вопросы о вехах вашего ребенка в возрасте трех лет (или о чем-то еще), обращайтесь в TherapyWorks.

Share This Post

 Вы заинтересованы в услугах для вашего ребенка? Компания TherapyWorks, основанная Мишель Ворт и Эрин Воллмер, предлагает речевую, профессиональную и физическую терапию на дому и с помощью телетерапии.

Похожие сообщения

Возрастов и этапов

Возрастов и этапов
  • Дом
  • Тема для разговора
  • Родители
  • Возрасты и этапы
Возраст и стадии

Наш справочник по типичным стадиям развития речи и языка у младенцев, детей и подростков.

Дети развивают речь и понимание слов с разной скоростью. Однако знание того, что является типичным, может помочь вам выявить речевые и языковые проблемы на ранней стадии. Вы также можете узнать, как помочь ребенку научиться говорить и понимать слова.

  • 0-6 месяцев

    Это руководство о том, как дети учатся говорить и понимать слова в возрасте от 0 до 6 месяцев.
    Дети развивают навыки с разной скоростью, но к 6 месяцам дети обычно:
    • Поворачиваются на звук, когда его слышат
    • Вздрагивать от громких звуков
    • Следите за своим лицом, когда разговариваете с ними
    • Распознать свой голос
    • Улыбайтесь и смейтесь, когда другие люди улыбаются и смеются
    • Издавать про себя звуки, такие как воркование, бульканье и лепет
    • Издавайте звуки, такие как воркование или визг, чтобы привлечь ваше внимание
    • Разные крики для разных нужд. Например, один плачет от голода, другой, когда устал.

    Как поддержать своего ребенка

    На этом этапе вы можете поощрить своего ребенка многими способами:

    • Копируйте звуки, которые издает ваш ребенок. Это будет способствовать большему шуму и станет началом очередности и разговоров.
    • Держите ребенка возле своего лица, когда разговариваете с ним, чтобы он мог вас хорошо видеть.
    • Поговорите со своим ребенком о том, что вы делаете. Это поможет им начать учить слова.
    • Разговаривайте с малышом нараспев. Это будет поддерживать их интерес к тому, что вы говорите.
    • Каждый день уделяйте своему ребенку особое время, чтобы поиграть с игрушками и книжками с картинками.

    На что обратить внимание

    Речевые и языковые навыки развиваются с самого раннего возраста. Однако некоторые дети не развивают в раннем возрасте необходимые им навыки.

    Их очень трудно заметить с раннего возраста. Вот четыре примера, которые могут вызвать беспокойство в возрасте 6 месяцев:

    • Если ребенка не пугают громкие звуки
    • Если ребенок не смотрит в глаза при разговоре с ним
    • Если ребенок не улыбается в ответ тому, кто улыбается ему
    • Если ребенок не смотрит с интересом в лицо говорящего.
  • 6-12 месяцев

    Дети развивают навыки с разной скоростью, но к первому году дети обычно:

    Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы поощрить своего ребенка на этом этапе:

    • Издавать разные звуки, чтобы заинтересовать вашего ребенка. Это может быть изменение звука вашего голоса или такие вещи, как погремушка или пищащая игрушка.
    • Указание на звуки поможет вашему ребенку развить навыки слушания. Это также поможет развить их осведомленность об окружающем мире.
    • Поощряйте ребенка смотреть на вас во время занятий. Это может быть одевание, кормление или смена подгузников. Это поможет вашему ребенку улучшить внимание, речь и языковые навыки.
    • Расскажите о повседневных делах, таких как одевание, прием пищи и купание.
    • Подражайте ребенку, когда он болтает. Это очень хороший способ показать, как нужно чередоваться в общении. Это побудит их издавать еще больше звуков.
    • Используйте действия со словами. Попробуйте помахать, когда говорите «до свидания», или взять чашку, когда говорите «пей». Это поможет вашему ребенку связать то, что он видит и делает, со словами, которые ему нужны.
    • Пойте песни-боевики и играйте в такие игры, как «ку-а-ку», чтобы развивать навыки речи, языка и внимания.
    • Каждый день уделяйте своему ребенку особое время, чтобы поиграть с игрушками и книжками с картинками.

    На что обратить внимание

    Речевые и языковые навыки развиваются с самого раннего возраста. Однако некоторые дети не развивают в раннем возрасте необходимые им навыки.

    Это может быть очень трудно заметить с раннего возраста. Однако вам следует поговорить с врачом общей практики или патронажной медсестрой, если ваш ребенок не:

    • Реакция на шум к 9 месяцам
    • Укажите на вещи, которые им интересны, к одному году

    Постарайтесь привлечь ваше внимание шумом к одному году. Это может быть через зрительный контакт, выражение лица или протягивание рук.

  • 12-18 месяцев

    Дети развивают навыки с разной скоростью, но к 18 месяцам дети обычно:
    • Наслаждайтесь прослушиванием музыки и пением, а иногда двигайте своим телом, чтобы «танцевать» под музыку.
    • Наслаждайтесь просмотром простых книжек с картинками вместе со взрослыми.
    • Понимают гораздо больше слов, чем могут произнести, включая названия предметов повседневного обихода, таких как мебель, одежда и части тела.
    • Поймите некоторые простые вопросы и инструкции, такие как «где мишка?» и «поцелуй маму».
    • Скажите до 20 отдельных слов (например, «чашка», «папа», «собака»), чтобы спросить о чем-то или прокомментировать увиденное, даже если они еще не очень понятны.
    • Во время игры они используют много лепета и отдельных слов, часто звучащих так, как будто они говорят предложениями, хотя они не всегда произносят настоящие слова.
    • Скопируйте многие действия взрослых, например, приветствие или прощание.
    • Наслаждайтесь простой притворной игрой, например, напоите Долли или притворитесь, что разговариваете по телефону.

    Как поддержать своего ребенка

    На этом этапе вы можете поощрить своего ребенка многими способами:

    • Смотрите на своего ребенка, когда разговариваете с ним. Это легче сделать, если вы находитесь на одном уровне, поэтому опуститесь на уровень их глаз или поднимите их к своим.
    • Говорите с ребенком короткими простыми предложениями. Это помогает им понять, что вы говорите, а также дает им больше шансов скопировать слово или два, когда они будут готовы.
    • Расскажите о том, что ваш ребенок смотрит или делает. Следуйте их примеру, когда играете с ними, и говорите о том, что их интересует.
    • Часто повторяйте слова – детям нужно много раз услышать слова, прежде чем они запомнят их и произнесут.
    • Чаще разговаривайте с ребенком во время повседневных дел, таких как прием пищи и купание.
    • Повторяйте то, что, по вашему мнению, имеет в виду ваш ребенок, когда у него нет слов. Например, если ваш ребенок указывает на коробку из-под печенья и бормочет что-то, вы можете сказать: «Бисквит? Хочешь печенье?».
    • Предложите ребенку выбор между двумя вещами, чтобы стимулировать разговор. Например, вместо того, чтобы говорить: «Что ты хочешь выпить?», можно сказать: «Ты хочешь молока или сока?», поставив перед ними оба варианта выбора.

    На что обратить внимание

    Хотя все дети развиваются по-разному, стоит обратиться за советом к специалисту, если ваш ребенок не:

  • Сказать свои первые слова к 18 месяцам
  • Кажется, что вы понимаете часть того, что вы им говорите, к 18 месяцам
  • 18-24 месяца

    Это руководство о том, как дети развивают речь и понимание слов в возрасте от 18 до 24 месяцев.

    На этом этапе дети пробуют новое и активнее исследуют окружающий мир. Они часто выбирают свои собственные занятия, и им может не всегда нравиться, когда им говорят, что делать.

    Дети развивают навыки с разной скоростью, но к 2 годам дети обычно:
    • Дольше концентрируются на деятельности, например, на игре с любимой игрушкой
    • Посидеть и послушать простые истории с картинками
    • Понимать от 200 до 500 слов
    • Понимать больше простых вопросов и инструкций. Например, «где твоя обувь?» и «покажи мне свой нос».
    • Много копировать звуки и слова
    • Используйте 50 или более отдельных слов. Они также станут более узнаваемыми для других.
    • Начните составлять короткие предложения из 2–3 слов, например, «еще сока» или «пока, няня».
    • Наслаждайтесь притворной игрой со своими игрушками, такими как тележка для кормления
    • Используют в своих словах более ограниченное количество звуков, чем взрослые – часто это звуки р, б, т, д, м и ш. На этом этапе дети также часто пропускают окончания слов. Обычно их можно понять примерно в половине случаев.

    Как поддержать своего ребенка

    На этом этапе вы можете поощрить детей разными способами:

    • Расскажите о повседневных делах, например, о том, как убрать покупки. Это помогает детям связать язык с окружающим миром. Не забывайте оставлять небольшие промежутки или паузы, чтобы ваш ребенок мог ответить.
    • Используйте предметы и жесты, чтобы помочь им понять инструкции и вопросы. Также полезно дать ребенку два-три варианта, например: «Тебе нужен мишка или машинка?», «Это твой нос или твоя нога?»
    • Читайте книги вместе. Смотреть на картинки и описывать их так же хорошо, как и читать историю. Книги «Поднимите клапан» также помогают сконцентрироваться.
    • Повторяйте и расширяйте сказанное ребенком. Если ребенок говорит «сок», вы можете сказать «больше сока», «сок, пожалуйста» или «сок закончился». Это покажет вашему ребенку, как из слов можно составить короткие предложения.
    • Дети усваивают звуки речи постепенно. Лучше сказать ребенку все слово, чем поправлять его. Им также помогает, если они могут видеть ваше лицо, когда вы разговариваете с ними. Это помогает им наблюдать и копировать движения ваших губ.
    • Дети могут расстраиваться, когда взрослые их не понимают. Это может привести к истерикам. Поощряйте ребенка использовать жесты или действия с объектами. Постарайтесь набраться терпения и подождите, пока они закончат то, что говорят или пытаются вам показать.

    На что обратить внимание

    Для некоторых детей развитие речи и языковых навыков может быть очень трудным процессом. Им может понадобиться дополнительная помощь, чтобы развить свои навыки. Вы должны быть обеспокоены, если к 2 годам они:

    • Медленно выполняют простые инструкции
    • Не произнес 25 узнаваемых слов.
  • 2-3 года

    Это пособие о том, как дети развивают речь и понимание слов в возрасте от 2 до 3 лет.
    Дети развивают навыки с разной скоростью, но обычно к 3 годам дети:
    • Слушают и запоминают простые истории с картинками
    • Понимать более длинные инструкции, такие как «сделай мишку прыгать» или «где маминое пальто?»
    • Понимать простые вопросы «кто», «что» и «где»
    • Использовать до 300 слов
    • Соедините 4 или 5 слов, чтобы составить короткие предложения, например, «хочу еще сока» или «он взял мой мячик»
    • Задавайте много вопросов. Они захотят узнать название вещей и выучить новые слова
    • Используйте слова действия, такие как «бег» и «падение», а также слова для названий вещей,
    • Начните использовать простое множественное число, добавив «s», например, «обувь» или «автомобиль»
    • Используйте более широкий диапазон звуков речи. Однако многие дети будут сокращать более длинные слова, например, говоря «нана» вместо «банан». У них также могут возникнуть трудности, когда в слове встречается много звуков, например: они могут сказать «паук» вместо «паук».
    • Часто возникают проблемы с произношением более сложных звуков, таких как ш, ч, т и р. Однако люди, которые их знают, в основном могут их понять.
    • Теперь больше играйте с другими детьми и делитесь вещами
    • Иногда звучит так, как будто они заикаются или заикаются. Обычно они пытаются поделиться своими идеями до того, как их языковые навыки будут готовы. Это совершенно нормально в этом возрасте, просто покажите, что вы слушаете, и дайте ему достаточно времени. Бесполезно привлекать внимание к их «заиканию», говоря что-то вроде «не торопись». Просто постарайтесь набраться терпения и не прерывать их.

    Как поддержать ребенка

    На этом этапе вы можете поощрить детей разными способами:

    • Добавление слов в предложения детей может показать им, как слова сочетаются друг с другом. Например, если ребенок говорит «кукольные волосы», вы можете сказать «расчешите кукольные волосы»
    • .
    • Часто детям нравится помогать. Совместное использование ежедневных заданий дает возможность говорить об объектах и ​​действиях
    • Используйте куклы и картинки, чтобы помочь детям слушать истории. Не бойтесь рассказывать историю более одного раза. Повторение помогает детям понимать и запоминать слова
    • Дайте детям правильный пример звуков и слов. Это помогает, если у них возникают проблемы с произношением определенного слова или звука. Если вы поправите их или заставите повторить это, вы можете вызвать у них тревогу. Просто повторяйте то, что они сказали, используя правильные слова и звуки. Со временем они смогут сделать это сами.

    На что обратить внимание

    Для некоторых детей развитие навыков общения может быть очень трудным. Важно, чтобы родители обратились за консультацией к логопеду, если:

    • Ребенок указывает или показывает то, что он хочет, а не говорит.
    • Они говорят только отдельные слова вместо того, чтобы соединять слова в короткие предложения.
    • Они медленно реагируют на ваши указания.
    • Они полагаются на то, что им показывают, что делать, а не говорят.
    • Вы не можете понять большую часть того, что они говорят.

     

  • 3-4 года

    Дети в возрасте от 3 до 4 лет обычно активно изучают язык и задают много вопросов.
    Дети развивают навыки с разной скоростью, но к 4 годам дети обычно:
    • Слушают более длинные рассказы и отвечают на вопросы о только что прочитанном сборнике рассказов
    • Понимать и часто использовать слова, связанные с цветом, числом и временем, например, «красная» машина, «три» пальца и «вчера/завтра»
    • Начните отвечать на вопросы о том, «почему» что-то произошло, хотя это все еще может быть на довольно базовом уровне
    • Используйте более длинные предложения и связывайте предложения вместе
    • Опишите события, которые уже произошли, даже если их предложения не совсем такие, как у взрослых, например. ‘мы пошли в парк’
    • Наслаждайтесь притворной игрой
    • Начать любить простые шутки, даже если они их не понимают
    • Задавайте много вопросов, используя такие слова, как «что», «где» и «почему»
    • Все еще делают ошибки с временами, например, говорят «бежал» вместо «бежал» и «плавал» вместо «плавал»
    • Испытываете трудности с произношением небольшого количества звуков, например р, ш, л, ф, ч, ш, ч и й
    • Начните планировать игры с другими.

    Как поддержать своего ребенка

    Вы можете сделать много вещей, чтобы поддержать детей на этом этапе:

    • Выделите специальное время, чтобы поговорить о прошедшем дне. Разговор о том, что произошло в тот день, поможет их навыкам памяти. Это также поможет им говорить о вещах, которых они не видят, и о том, что произошло в прошлом, что является важным навыком для обучения в школе.
    • Везде, где это возможно, используйте изображения, предметы, куклы, актерское мастерство, жесты и мимику. Это поддержит интерес ребенка.
    • Говорите или играйте в игры, включающие противоположности, такие как «включение и выключение» или «большое и маленькое»
    • Присоединяйтесь к ребенку в притворной игре. Пусть возьмут на себя инициативу. Это поможет их языку и творчеству. Говорите о том, что они говорят и делают, а не задавайте много вопросов. Ваш комментарий помогает их языковым навыкам и показывает, что вы слушаете и заинтересованы.
    • Обмен ролями может стать отличным развлечением для ребенка. Пусть они будут «мамочкой» или «учителем». Это помогает им говорить о новых ситуациях
    • Играйте и говорите о последовательности цветных кубиков или фигур, чисел и дней недели.

    На что обратить внимание

    К 3,5 годам ребенок должен быть понят людьми вне семьи. В противном случае родителям следует обратиться за консультацией к логопеду.

    Вы должны быть обеспокоены, если:

    • Они изо всех сил пытаются превратить идеи в предложения
    • Язык, который они используют, беспорядочный и трудный для понимания
    • Они не реагируют или медленно следуют инструкциям.
  • 4-5 лет

    Это руководство о том, как дети развивают речь и понимание слов в возрасте от 4 до 5 лет.

    На этом этапе им нужно больше слушать, понимать и делиться своими идеями в классе. Они будут использовать свои языковые навыки, чтобы научиться читать.

    Дети развивают навыки с разной скоростью, но к 5 годам дети обычно:
    • Понимают устные инструкции, не отрываясь от того, что они делают, чтобы посмотреть на говорящего
    • Выбирайте себе друзей и товарищей по игре
    • Общайтесь по очереди в гораздо более длинных разговорах
    • Понимать более сложные слова, такие как «первый», «последний», «может быть», «может быть», «выше» и «между»
    • Понимать слова, описывающие такие последовательности, как «сначала мы идем в магазин, затем мы будем играть в парке»
    • Используйте правильно построенные предложения. Тем не менее, у них все еще могут быть некоторые трудности с грамматикой. Например, говоря «овцы» вместо «овцы» или «пошли» вместо «пошли»
    • Больше думайте о значениях слов, например, описывая значение простых слов или спрашивая, что означает новое слово
    • Эффективно используйте большинство звуков. Однако у них могут возникнуть трудности с более сложными словами, такими как «каракули» или «слон».

    Как поддержать своего ребенка

    Вы можете сделать множество вещей, чтобы поддержать своего ребенка на этом этапе:

    • Очень важно наладить отношения с дошкольным учреждением или школой вашего ребенка. Узнайте, какие темы или песни они изучают. Это может помочь вам поддержать новые слова и идеи, которые изучает ваш ребенок.
    • Настольные игры, в которые нужно играть по очереди, помогают им дольше слушать и концентрироваться.
    • Поощряйте детей говорить без вопросов. Это может помочь им рассказать больше о своем опыте. Открытые вопросы типа «С чем ты собираешься играть сегодня?» поощрять детей говорить больше, чем «да» и «нет». Если им трудно ответить на такие открытые вопросы, дайте им выбор, например, «автомобили или животные?»
    • Хотя дети могут знать много разных слов, важно знакомить их с новыми словами и фразами. Это помогает им продолжать обучение.
    • Развлечение со словами и рифмами может помочь детям освоить навыки, необходимые им для чтения и письма
    • Детям может потребоваться время, чтобы подумать, прежде чем отвечать на вопросы и инструкции. Дайте им время, не отвечая за них и не заканчивая предложения.

    На что обратить внимание

    Для некоторых детей научиться говорить и понимать слова может быть очень трудным процессом, и им может потребоваться дополнительная помощь. К 5 годам вы можете увидеть следующее:

    • Трудности с абстрактными понятиями, такими как размер или время.
    • Трудности со сложными предложениями.
    • Не имея нужных слов, чтобы сказать то, что они хотят.
    • Трудности с организацией идей по порядку.
    • Пропущено несколько слов. Например, сказать «играет в мяч» вместо «собака играет с мячом».
    • Говорить на разные темы в одной группе предложений.
    • Использование неправильных звуков, из-за чего их речь трудно понять.
  • 5-7 лет

    Это руководство о том, как дети развивают речь и понимание слов в возрасте от 5 до 7 лет.

    Часто к 5 или 6 годам дети уже имеют хорошие речевые и языковые навыки. Они лучше используют язык по-разному, например. обсуждение идей или высказывание мнений.

    Дети развивают навыки с разной скоростью, но после 5 лет обычно дети:
    • Сосредоточены на одном предмете дольше без напоминаний
    • Меньше полагайтесь на картинки и предметы, чтобы выучить новые слова
    • Используйте свои языковые навыки для обучения чтению, письму и правописанию
    • Узнайте, что одно и то же слово может означать две вещи, например, «апельсин» — фрукт и «апельсин» — цвет
    • Узнайте, что разные слова могут означать одно и то же, например, «минус» и «убрать»
    • Понимать чувства и описательные слова, такие как «осторожно», «медленно» или «умно»
    • Использовать язык для различных целей, например, задавать вопросы или убеждать
    • Делитесь и обсуждайте более сложные идеи
    • Использовать язык в различных социальных ситуациях.

    Как поддержать вашего ребенка

    На этом этапе вы можете поощрить детей разными способами:

    • Помогите им выучить новые слова, например слова, связанные с положением, временем и размером.
    • Найдите время, чтобы рассказать о своем дне
    • Дайте ребенку время поговорить с вами
    • Задавайте открытые вопросы, например «расскажите, что вам понравилось сегодня».

    На что обратить внимание

    У ребенка в этом возрасте должны быть хорошо развиты речевые и языковые навыки. Если им трудно говорить, вы можете заметить, что они:

    • Им трудно учить и понимать значения слов
    • Вам трудно понять язык о вещах в прошлом или будущем
    • Пытаться понять фразы, которые могут означать несколько вещей, например, «подтяни носки»
    • Ответ только на часть инструкции, обычно начало или конец
    • Используйте короткие предложения, часто с пропущенными словами или в неправильном порядке
    • Трудно придумывать истории. Это проявляется в письменной работе, а также в разговоре
    • Не учатся в школе, но никто не может объяснить почему
    • Пытаются завести и сохранить друзей.
  • 7-11 лет

    Это пособие о развитии речи и языка у детей в возрасте от 7 до 11 лет.
    Говорить и понимать слова — это постепенный процесс. Дети развивают навыки с разной скоростью, но после 8 лет, как правило, дети:
    • Используют язык, чтобы предсказывать и делать выводы
    • Используйте длинные и сложные предложения
    • Понимать другие точки зрения и показывать, что они согласны или не согласны
    • Понимать сравнительные слова, например. ‘это было раньше, чем вчера’
    • Поддерживайте разговор, приводя причины и объясняя выбор
    • Начать разговор со взрослыми и детьми, которых они не знают
    • Понимать и использовать пассивные предложения, в которых порядок слов может сбивать с толку детей младшего возраста, например. «Вор преследуется полицейским».

    Как поддержать вашего ребенка

    Хорошая коммуникация двусторонняя и требует умения слушать. Чтобы помочь ребенку, вам нужно самому продемонстрировать хорошие навыки слушания. Убедитесь, что у вас есть на это время в течение дня. Возможно, вам придется объяснять слова, которые ребенок еще не знает.

    Словарный запас ребенка будет расти. Помогите им понять новые слова, которые они учат, рассказывая об их значении. Убедитесь, что они не боятся спросить, если они не понимают ни слова. Если вы не знаете точного значения слова, поищите его в удобном для детей словаре, таком как Collins Co-Build.

    Просто хорошо разговаривая с детьми, вы поддерживаете их язык. Итак, поговорите с ними. Спросите их, как прошел их день в школе и как поживают их друзья. Надеюсь, им не нужно слишком много поощрения, чтобы поговорить. Старайтесь поощрять разговоры, а не просто говорите сами.

    На что обратить внимание

    На этом этапе у детей должны быть хорошо развиты навыки разговорной речи и понимания слов. Ребенок, у которого проблемы с пониманием слов, может вести себя следующим образом:

    • Ему может быть трудно участвовать в групповых беседах. Это потому, что слишком много языка.
    • Им может быть трудно придумывать истории. Это проявится в их письменной работе, а также в разговоре.
    • Их истории могут быть запутанными, что затрудняет их понимание.
    • Им может быть трудно выучить и понять значения слов.
    • Им может быть трудно понять язык о вещах в прошлом или будущем.
    • Им может быть трудно делать прогнозы.
    • Им может быть трудно понять язык, смысл которого не ясно указан, например. когда разговор затрагивает новые понятия или затрагивает людей или предметы, которые не присутствуют и не видны ребенку.
    • Возможно, им трудно учиться в школе. Им может быть трудно понять, что они должны делать, даже если им сказали.
  • 11-17 лет

    Это пособие о том, как дети развивают речь и понимание слов в возрасте от 11 до 17 лет.

    Развитие языка на данном этапе является постепенным процессом. Изменения все же происходят, но их труднее увидеть. Дети должны научиться самостоятельно развивать отношения и участвовать в общественной деятельности.

    Чего ожидать в возрасте от 11 до 14 лет

    На этом этапе дети будут:

    • Использовать более длинные предложения; обычно 7-12 слов и более
    • Постройте свои предложения, используя ряд союзов или присоединительных слов, таких как «тем временем», «однако», «за исключением», чтобы они могли передавать сложные идеи
    • Уметь использовать сарказм. Знайте, когда другие саркастически относятся к ним
    • Уметь хорошо менять тему в разговоре
    • Используйте более тонкий и остроумный юмор
    • Продемонстрируйте некоторое понимание идиом, таких как «Делайте свои деньги там, где ваш рот!»
    • Знайте, что они разговаривают с друзьями не так, как с учителями, и легко приспосабливайтесь к этому
    • Понимать и использовать жаргонные термины с друзьями. Они не отстают от быстро меняющихся «уличных разговоров».

    Чего ожидать в возрасте 14–17 лет

    По мере взросления молодые люди могут:

    • Выполнять сложные инструкции
    • Знай, когда они не понимают. Они попросят, чтобы им сказали еще раз или что-то конкретное объяснили
    • Легко переключаться между разговором в классе и разговором на перемене
    • Рассказывать длинные и очень запутанные истории.

    Как поддержать своего ребенка

    Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы поощрить молодых людей на этом этапе:

    • Поощряйте возможности говорить, не заставляя их чувствовать себя под давлением
    • Используйте возможности для общения, например во время еды
    • Дайте всем возможность рассказать о своем дне, включая вас
    • Помогите, объяснив любые слова или фразы, которые они не понимают
    • Покажите, что вы заинтересованы, найдя время, чтобы послушать.

    На что обратить внимание

    На этом этапе у детей должны быть хорошо развиты речевые и языковые навыки. В этом возрасте у ребенка может быть задержка речи, если он:

    • Имеют трудности с конкретными ответами или объяснениями
    • Им трудно упорядочить свои идеи в правильном порядке
    • Лучше понимают индивидуальные инструкции, чем групповые
    • Трудно понять язык, смысл которого не ясно указан, например. быть в состоянии сделать вывод, что кто-то хочет закрыть окно или включить отопление, когда он говорит: «Здесь немного холодно!»
    • Найдите длинные и сложные инструкции, которые трудно понять
    • Проблемы с изучением новых слов
    • Потребуется много времени, чтобы организовать то, что они собираются сказать или написать
    • Слишком буквально. Например, «Я вернусь через минуту»
    • Имеют трудности с чередованием в разговоре
    • Точно так же разговаривайте с учителями и друзьями.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *