Содержание
Развитие речи ребенка от рождения до года | Мамоведия
Развитие речи ребенка от рождения до года | Мамоведия — о здоровье и развитии ребенкаС появлением долгожданного малыша в семье появляется немало хлопот, переживаний и радостных моментов от первых маленьких достижений нового члена семьи. Новоиспеченные родители с нетерпением ждут, когда же их ангелочек произнесет первое слово «мама». Но процесс становления и овладения речью является длительным и происходит постепенно с развитием малыша.
Существуют интересные рекомендации по развитию речи малыша, пока он еще находится в утробе матери. Так, с 28-30 недели беременности ребенок уже хорошо слышит голоса своих родителей, и желательно с этого периода начать активно разговаривать с малышом, петь песенки, а это в свою очередь создаст благоприятные условия для младенца после рождения, ведь тогда он будет узнавать голоса мамы и папы, будет лучше успокаиваться и скорее засыпать.
«Речь младенцев» или первый этап развития речи
Сразу после рождения малыш начинает проявлять окружающим свои эмоции и физические потребности (голод, дискомфорт, боль) с помощью плача, кряхтения, движений тела и выражения лица, не используя звуки, это так называемый «язык младенцев», он является первым этапом становления речи у ребенка, и продолжается первых 4-5 недель.
Гуление – второй этап речевого развития
С началом второго месяца в жизни малыша начинается процесс гуления или «агуканье», когда он произносит уже первые звуки «а», «о», «е», «в», но за счет гортанного произношения этих звуков ребенком, мы слышим, как «агу». Также в этот период у ребенка возникает потребность видеть перед собой того, кто говорит, и малыш начинает подражать звукам, которые слышит, реагирует на интонацию.
Важные нюансы в развитии речи детей
- Не следует забывать, каждый ребенок – индивидуальность, и бывают случаи, когда месяц прошел, а «агукать» малыш так и не начал, в таком случае родителям не следует паниковать, значит этот процесс начнется чуть позже, ведь по своей природе дети, как и взрослые, бывают «болтуны», а бывают «молчуны». Впрочем, плановый осмотр педиатра и невропатолога в таком случае будет уместным, и врачи, осмотрев малыша, смогут предоставить свои рекомендации на этот счет.
- Интересен также момент, что иногда могут наступать «периоды тишины», когда малыш перестает «агукать», что может изрядно обеспокоить родителей. Но в основном это временное явление, вызванное стрессом, режущимися зубками, болезнью и др., а при благоприятных обстоятельствах малыш снова начнет воспроизводить звуки и радовать своим гулением.
- Побуждать ребенка к речи рекомендуется взаимным подражанием – малыш будет повторять за взрослым отдельные звуки, а взрослый повторять их за малышом, стараться как можно больше разговаривать с ребенком в периоды его активности, комментировать свои действия вслух, улыбаться, читать стишки-потешки и петь песенки, соблюдая зрительный контакт с малышом.
Лепетание – важный этап развития речи
В период между 4 и 6 месяцем жизни ребенка начинается следующий этап развития языка – процесс лепетания, это уже так называемые первые попытки разговора со взрослыми, когда гуление осложняется более длинными слогами и звуками. Ребенок в этот период может выражать свои эмоции изменениями интонации в лепете.
С 8-9 месяца жизни ребенок пытается повторять отдельные слоги слов «ма», «ба», «па», а в некоторых случаях и короткие слова «мама», «папа», «дай», «дед», «кот» и др. Также в этот период дети начинают понимать простые слова «да», «нет». Примерно с 10 месяца ребенок узнает членов семьи, может показать знакомую озвученную игрушку или другие предметы.
Начиная с года и примерно до трех, а иногда и дольше – происходит процесс становления активной речи, когда ребенок повторяет звуки и слова, которые слышит от взрослых, а уже потом в речи появляются простые предложения. В 1 год ребенок обычно имеет словарный запас от 3 до 20-30 слов.
Причины замедления развития речи у детей:
- аутизм, детский церебральный паралич, травмы головы и неврологические заболевания
- нарушение слуха
- недостаточное развитие мелкой моторики
- недостаточное внимание со стороны родителей, не частое общение между членами семьи и в частности, с малышом
- стрессовая ситуация в семье, регулярные ссоры, нездоровая психологическая атмосфера в семье.
Действенные советы для становления речи у ребенка
- уделяйте время чтению книг малышу, начинать можно даже с самого раннего возраста, когда малыш уже достиг трехмесячного возраста, при этом следует выбирать книги с яркими картинками и короткими текстами, рекомендуется уделять чтению не менее 10-15 мин. ежедневно
- старайтесь привлекать внимание ребенка к себе во время разговора, при этом все слова следует говорить четко и не торопиться, чтобы малыш видел вашу артикуляцию
- ни в коем случае нельзя говорить по-детски – «сюсюкаться», это приведет к тому, что малыш в дальнейшем начнет говорить неправильные слова, подражая речи взрослого, которой с ним общались, следует говорить максимально просто и понятно, короткими фразами
- постоянно комментировать все, что делаете сами; чем чаще будете объяснять все окружающие процессы, которые происходят, тем быстрее и лучше заговорит ребенок
- чаще включать музыку и детские песенки, при этом желательно чередовать между собой быстрые и медленные мелодии
- развивать мелкую моторику с помощью пальчиковых красок, кинетического песка, пластилина, теста, бус, пуговиц и других подручных средств, но обязательно контролировать, чтобы малыш не проглотил мелкие предметы
- следить, чтобы у малыша было достаточно физической активности и прогулок на свежем воздухе
- ограничить ребенку доступ к просмотру телевизора, планшета, смартфона, это поможет избежать не только зависимости от современных гаджетов, но и проблем со зрением
- проявлять терпение и спокойствие, ведь залог успешного развития ребенка – это забота и любовь родителей.
Статьи по теме «Календарь развития до 1 года»
Календарь развития до 1 года Физическое и психическое развитие
Развитие слуха у малышей
Календарь развития до 1 года Физическое и психическое развитие
Особенности развития зрения у младенцев
Календарь развития до 1 года Физическое и психическое развитие Уход Проблемы первого года жизни
У ребенка режутся первые зубки
Популярное
Уход за телом
Мозоли на ногах. Водяные мозоли Протыкание иглой и лечение
Воспитание
Правила воспитания детей от 1 до 3 лет
Ацетонемия
Запах ацетона изо рта у ребенка – что это означает?
Вскармливание
Антибиотики и грудное вскармливание
Роды
Зеленые воды при родах – на сколько это опасно?
Питание и режим дня
Питание детей на втором году
Проблемы первого года жизни Актуальные вопросы
Почему у ребенка плохо растут волосы?
Физическое и психическое развитие
Cтул у новорожденных
Половое созревание
Половое созревание мальчиков — о чем стоит обязательно сказать?
Насморк
Заложенный нос. Как устранить носовую пробку
Развитие речи у детей до года по месяцам
Родители удивляются, когда психолог говорит, что необходимо развитие речи до года у малыша. Новорожденный не может разговаривать, но это не мешает ему общаться с мамой и папой. Природой заложено, с рождения ребенок пытается выжить, существовать в непонятном мире. В первые сутки он находит опору и поддержку у родителей, понимает что с ними безопасно.
СодержаниеСвернуть
- Развитие ребенка по месяцам
- Стадии речевого развития
- Как развивать речь младенца до года
Психологи доказали, новорожденный общается с близкими уже с самого рождения с помощью крика. Это помогает понимать, что он не один, получать ответную реакцию родителей. С первых секунд жизни начинается развитие речи крохи, когда он восклицает о том, что пришел в этот мир.
Развитие ребенка по месяцам
С первых дней родители и новорожденный общаются при помощи жестов. Младенец говорит о своих потребностях с помощью мимики, крика, движений.
Ученые и психологи проводили исследование, когда беременная женщина, перед тем как ложиться спать, включала определенную мелодию. После рождения малыша, когда знакомая музыка начинала играть, кроха быстрее засыпал. Общаться с младенцем нужно еще до его рождения, начиная с внутриутробного развития.
Речевое развитие по месяцам до года неразрывно связано с психологией. Без становления внимания, мышления, воображения, двигательной активности, моторики невозможно полноценное освоение речи. Ниже в таблице представлено развитие речи и психологических процессов ребенка до года по месяцам и нормам ВОЗ.
Возраст | Речь | Психологические процессы | Навыки по ВОЗ |
1-й месяц | К концу периода новорожденный перестает плакать при появлении взрослого, возникают первые навыки взаимного общения, когда кроха внимательно слушает речь родителей. | Период приспособления к окружающему миру. Малыш в основном реагирует плачем на знакомые звуки, прислушивается к незнакомым: мобиль, песня, погремушка и т. д., к концу первого месяца подносит ручки к лицу, носу, губам, чтобы они были на виду. | Есть реакция на шум, может следить за игрушкой или погремушкой по вертикали. |
2-й месяц | С 4-6 недель появляется первая улыбка. Она больше носит рефлекторный характер. С 8 недель можно говорить о полноценной ответной улыбке. | Любит подолгу рассматривать незнакомые лица, родных. Если показать крохе предмет на расстоянии 30-50 см, он сфокусирует на нем внимание. | Одновременно и попеременно двигает руками и ногами, есть хватательный рефлекс. |
3-й месяц | Кроха начинает «агукать». Родители активно помогают ему в этом, повторяя и копируя речь малыша. Возникают первые звуки, которые новорожденный в состоянии осилить: г, к, н. | Начинает хватать и удерживать игрушку, следить за погремушкой. | Лежа на животике поднимает голову, узнает близких, начинает агукать. |
4-й месяц | Появляется первый смех. Ребенок может к 16 неделе развития полноценно смеяться в ответ на действия взрослого. Младенец пытается воспроизвести речь взрослого, возникает гуление. | На расстоянии может распознать знакомые лица и предметы. Новый этап в становлении речи, так как начинается этап подражания. | Может вытягиваться вперед и немного поворачиваться из положения лежа на животе. |
5-й месяц | Гулит и имитирует звуки с разнообразной интонацией и продолжительностью.
| Младенец реагирует на звук, отмечает его происхождение, пытается повернуться туда, откуда он идет. Возникает пение, переливающееся различными по интонации звуками. | Отличает маму и папу, придерживает грудь во время кормления, выделяет «свою» игрушку, активно играет с ней, при ее виде может успокоиться. |
6-й месяц | В полгода кроха способен внимательно следить за речью взрослого, понимать ее интонационную окрашенность, когда мама ругается или хвалит, жалеет. Появляются первые слоги: ня, дя, ба, ма. | Может использовать в игре обе руки, учится раскачиваться вперед-назад, играет на развивающем коврике с игрушками, зеркалом. Кроха начинает делить людей на две категории: свои и чужие. | Пробует ползти по-пластунски, знает свое имя, хорошо переворачивается, пытается есть самостоятельно, повторяет за взрослым. |
7-й месяц | Малыш активно орудует голосом. С помощью него подзывает взрослого, играет, отвечает по-своему. Появляется первое звукоподражание животным голосам: бебе, гугу, мя и т. д. | Понимает, когда к нему обращаются по имени. Активно играет с конструкторами, смотрит книги, любит мамино чтение. | Первые попытки встать, уверенно сидит, произносит несколько слогов. |
8-й месяц | Появляется первый лепет, когда кроха начинает активно повторять слоги: баба, папа, дада, няня. Словарный запас малыша увеличился на несколько звуков. Теперь он может произносить: а, э, к, г, п, б, м. Реагирует на незнакомого человека. | Ребенок начинает активно проявлять свое «я». С помощью крика, плача добивается своего, проверяет маму и папу на терпение. В этот период важно не переборщить с запретами и не позволять крохе быть главным в семье. | Может есть сам, держа ложку в руке, перекладывает игрушку из одной руки в другую, поднимает ее с пола. |
9-й месяц | С малышом можно играть в подходящие по возрасту игры. Он с удовольствием общается со взрослым, лепечет, пытается с помощью голоса передать эмоции. | Начинает самостоятельно передвигаться, что сказывается на речевом развитии. Если правильно организовать досуг малыша, игры окажутся познавательными и стимулирующими говорение. | Ползет и тянется к интересующим предметам. |
10 месяцев | В словарном запасе у крохи имеются уже 2-3 слова, которые понятны только родным. Они могут зависеть от конкретной ситуации. Зачастую это: мама, баба, папа, дай, ня, няня, ляля. | Происходит взаимосвязь между моторикой и мышлением, движения малыша приобретают большую координацию. Кроха активнее владеет пальчиками и руками. Можно предлагать самостоятельно есть пюре с помощью детской ложки. Характерная черта возраста − бросать игрушки. | Признает «своих», не играет с чужими людьми, может играть в прятки, произносит первые кроткие слова: баба, мама, папа, няня, дай. |
11 месяцев | В словарном запасе есть 3-4 активно употребляемых слова. Ребенок играет в «Ладушки», эмоционально отвечает на действия взрослого в зависимости от ситуации. | Происходит первое общение на улице или в гостях с другими детьми. Крохе интересно говорить на своем языке с малышами, находить отличительные и одинаковые черты с собой. | С помощью крика, плача выражает недовольство, ползет назад и вперед. |
12 месяцев | Малыш может отвечать на просьбы взрослого, соотносит слово и предмет. Можно начинать играть в игру, подразумевающую нахождение предмета: «Где лампа? Где мама? Где баба? Где ручки?». | Заканчивается этап младенчества. Малыш имеет характер, который проявляется в игре со взрослыми, детьми. Возникает кризисный период, когда многое сопровождается криком и плачем. | Пытается встать на ноги, может произносить слоги, подражает родителям в интонации речи. |
Стадии речевого развития
Развитие речи ребенка до года психологи делят на 4 стадии. Они отличаются рывком в освоении речи, длятся от одного до нескольких месяцев. Нужно понимать, что границы стадий стерты, каждый ребенок индивидуален. Если малыш отстает от какого-то периода на 1-2 месяца, можно говорить о патологии.
- От 0 до 8 недель − стадия крика. Новорожденный реагирует на все плачем, выкриком звуков, носящих носовой оттенок.
- От 2 до 5 месяцев − стадия гуления. Жизнь ребенка окрашивается в интонационные краски. Голос меняется в зависимости от состояния. Общение со взрослыми сводится к произношению и выкрику звуков: г, к, п, м, б, н. Появляются первые слоги: ба, па, ня, на, ля. Первый настоящий смех возникает в 3 месяца.
- От полугода до 7 месяцев − лепет. Физиологически малыш готов произносить отдельные звуки и формировать их в понятные только ему и родным короткие слова: баба, мама, папа, няня, тата, дай, пи и т. д. Стадия называется лепетом, потому что младенец произносит слоги несколько раз, как будто что-то пытается рассказать.
- От 8 месяцев до 12 − стадия первых слов. В норме к окончанию первого года жизни кроха должен произносить до 25 слов. Они не отличаются сложностью, состоят, как правило, из одних и тех же слогов. Малыши в этом возрасте любят придумывать «свои» слова, значение которых понятно только близким.
Как развивать речь младенца до года
Существует несколько правил в логопедии и психологии, которые способствуют раннему развитию речи. Они несложны и относятся к эмоциональной сфере общения с малышом. Если мама и папа будут следовать им с периода беременности, ребенок будет активно осваивать речь.
- С момента внутриутробного развития нужно разговаривать с ребенком в животике, петь песни, читать стихи, слушать музыку, посещать театры, музеи и т. д.
- С рождения малыша вовлекать его в процесс говорения, общаться с младенцем на прогулке, во время массажа, игры, пеленания.
- При выполнении массажа, ЛФК эмоционально, с мимикой и жестами рассказывать ребенку потешки, стихи, какой-то сюжет из сказки.
- Читать ребенку сказки с раннего детства, потешки, стихи.
- Вовремя показывать ребенка неврологу для исключения патологий.
- Больше играть с малышом, в процессе рассказывать какого цвета, формы предметы, рассказывать об их свойствах, особенностях.
- Чаще гулять с малышом. После 4 месяцев, полугода будут полезны неспящие прогулки, чтобы малыш познавал окружающий мир. Важно показывать и рассказывать, что окружает кроху.
Занятия с логопедом в возрасте 1 года могут проводиться только совместно с родителями по показаниям невролога. Как правило, они сводятся к тому, что специалист показывает, как общаться с ребенком, какие упражнения и игры подойдут для развития говорения. Тревожиться стоит, если по достижении годовалого возраста ребенок не интересуется окружающим миром, не произносит простые слова из 1-2 слогов, нет ответной реакции на эмоциональную речь взрослого.
Вехи речевого развития 1-летнего ребенка — поздно говорящие
Вы и ваш партнер без конца болтаете со своим малышом, ожидая, пока он получит какой-либо ответ? Вы не придирчивы, вы бы согласились услышать даже «мама!», «папа?» или «собака»! Вехи речевого развития годовалого ребенка могут различаться, и вы не одиноки, хотя бы немного обеспокоены.
Мы регулярно получаем ряд часто задаваемых вопросов о развитии речи ребенка в раннем возрасте и о том, на какие вехи речи в годовалом возрасте вам следует обратить внимание как новому родителю.
Какие вехи речи у годовалых?
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), рекомендации по языку и общению для речевых вех годовалого возраста включают:
Некоторые дополнительные маркеры, на которые следует обратить внимание, включают:
- Распознавание собственного имени
- Бормотание или объединение звуков, которые не имеют ясного смысла
- Смех
- Понимает и любит играть в такие игры, как прятки
- Использует звуки, чтобы привлечь внимание, включая воркование, крики и визг
CDC и Американская ассоциация педиатрии рекомендуют, чтобы, несмотря на то, что каждый ребенок индивидуален, если ваш ребенок не произносит отдельные слова, такие как «мама» или «папа» в возрасте 1 года, вы подумали о том, чтобы поговорить с врачом вашего ребенка о развитии скрининг.
Логопед может провести скрининг развития, чтобы определить любые задержки речи и предложить план действий по их устранению.
Когда мне следует беспокоиться о языке малыша?
Важно не подчеркивать и не делать поспешных выводов о задержке речи или языка у детей.
Возможно, вы спрашиваете себя… нормально ли, что годовалый ребенок не разговаривает?
В то время как большинство младенцев могут произнести по крайней мере одно или два слова, когда им исполняется 1 год, для здорового, нормального малыша вполне обычное дело не говорить различимый мир до достижения ими 18-месячного рубежа.
Как насчет языка жестов? Дети нередко выбирают простые знаки, прежде чем составлять полные слова.
Общий диапазон, когда большинство детей произносят свое первое слово, составляет от 10 до 14 месяцев.
Существует ряд ситуаций, когда новоиспеченный родитель может беспокоиться и, в конечном счете, быть искренне обеспокоенным развитием речи малыша:
- Непонимание простых слов, таких как «нет» или «пока-пока», в возрасте 15 месяцев
- Не использует настоящие слова к двум годам 9 лет0014
- Неспособность связать два слова в фразы (например, «больше молока») к двум годам
В таких случаях важно поделиться своими опасениями с педиатром вашего ребенка, чтобы обсудить и оценить его языковое развитие.
Что нужно знать о развитии языка 1-2 года?
В возрасте от 12 до 17 месяцев ваш ребенок будет отвечать на простые вопросы, даже с помощью невербальных сигналов. Они могут кивать головой или жестикулировать, когда слышат простые указания. Они могут начать произносить несколько коротких слов или подражать простым словам от вас или вашего супруга, и их словарный запас обычно составляет менее четырех-шести слов.
Когда вашему ребенку исполняется от 18 до 24 месяцев, его словарный запас пополняется новыми формами общения. Малыши начнут использовать фразы из двух слов, издавать звуки животных и просить общие продукты по названию.
Сколько слов должен сказать полуторагодовалый ребенок?
В возрасте 18 месяцев словарный запас вашего ребенка может составлять не менее 10, а возможно, и 50 новых слов. Их произношение может быть нечетким, но они накапливают новую базу слов и словосочетаний.
В этот момент ваш ребенок обычно узнает и может указать на некоторые части тела, когда вы их называете.
Насколько распространены поздние разговоры?
Поздний разговор — нередкое явление. Что касается развития детей в раннем возрасте, примерно каждый девятый или десятый ребенок поздно начинает говорить.
Значительное число детей вырастают поздно заговорившими и со временем становятся продуктивными, умными и сообразительными.
Означает ли, что поздний разговор у моего ребенка аутист?
Этот вопрос часто задают те, кто заботится о развитии своего ребенка и знает об аутизме или расстройстве аутистического спектра (РАС). Эксперт по детской речи и писатель, доктор Стивен Камарата, красноречиво выразился в The MIT Press Reader: «Хотя все аутичные дети поздно начинают говорить, не все поздно заговорившие дети — аутисты».
В раннем развитии своего ребенка Камарата подверг сомнению методологию психолога, который оценивал его сына и диагностировал у него умственную отсталость (теперь «умственная отсталость»). На собственном опыте он умоляет родителей задавать вопросы, исследовать и находить достоверные ответы.
Умственная отсталость и расстройство аутистического спектра сопровождаются различными серьезными симптомами — они не ограничиваются поздним разговором.
Может ли ребенок с задержкой речи наверстать упущенное?
Важно помнить, что у некоторых малышей поздний разговор может быть клиническим симптомом задержки развития речи. Тем не менее, это также может быть стадия, из которой со временем ваш ребенок просто вырастет.
Подумайте о том, чтобы пройти клиническое обследование, чтобы определить, насколько значительными могут быть задержки речи у вашего ребенка, и поработать с логопедом с течением времени для решения его индивидуальных потребностей.
Являются ли поздно говорящие менее умными?
Вы можете задавать себе этот вопрос, особенно после того, как получили непрошеный совет от семьи или друзей о том, почему ваш ребенок не может общаться так, как обычно.
Ответ… нисколько! Многие блестящие люди поздно начали говорить, самым известным из них был Альберт Эйнштейн. Сертифицированный гений якобы не начинал говорить полными предложениями до достижения 5-летнего возраста! Тем не менее, он был далеко впереди, когда дело дошло до других вех развития.
Доктор Камарата и американский экономист Томас Соуэлл открыли новый термин, Синдром Эйнштейна , для описания детей, которые преодолели раннюю задержку речи и стали исключительно одаренными, высоко аналитическими мыслителями. Оба эксперта выступали за детей, которые поздно заговорили, были доставлены к клиническим специалистам и у которых неправильно диагностировали расстройство аутистического спектра.
Индивидуальная оценка
Ваш ребенок заслуживает наилучшего руководства в развитии речи.
Любопытно, чем мы можем помочь? Мы предлагаем подробный ознакомительный звонок, чтобы вы знали, чего ожидать, когда дело доходит до работы с нашими обученными специалистами по речи и произношению.
Мы здесь, чтобы помочь вашему ребенку преодолеть свои речевые вехи в возрасте 1 года и развить сильные и уверенные языковые навыки. Начните с вводного звонка, чтобы обсудить, как лицензированный логопед может помочь вам в достижении ваших целей. Нажмите кнопку ниже.
Речевые и языковые навыки: от новорожденных до 2 лет
Для родителей важно помочь своим детям развить речевые и языковые навыки в раннем возрасте, чтобы их дети могли использовать речь/язык для общения.
Речь означает произнесение звуков, из которых складываются слова. Проблемы с речью включают трудности в произношении звуков (артикуляции), заикание или физические проблемы со ртом ребенка, которые мешают говорить и есть.
Язык означает использование слов и предложений для выражения желаний, потребностей или идей. Развитие речи связано с пониманием устной информации (например, выполнением указаний или пониманием понятий, таких как «большой и маленький») и выражением/говорением (например, использованием предложений, задаванием вопросов и рассказыванием историй).
Развитие речи происходит по предсказуемой схеме, которая может быть достигнута в течение нескольких месяцев. Адекватное языковое развитие зависит от физического, двигательного, сенсорного, когнитивного и социального роста в течение первых 6 лет. Когнитивное развитие связано с развитием психических процессов, таких как мышление, запоминание и рассуждение. Эти навыки закладывают основу для языковых, социальных, самопомощи и двигательных навыков.
Вот общие рекомендации по развитию речи/языка для детей в возрасте от 0 до 2 лет.
Новорожденный до 3 месяцев- Слушает и реагирует на голос и другие звуки
- Выражает чувства воркованием, бульканьем, улыбкой и плачем
- Будут преобладать гласные, но вокализация начнется с 2-х слогов
- Когнитивно ребенок начнет исследовательскую игру, беря в рот и прикасаясь к предметам; начнет следить за глазами и ртом говорящего
- Включает ваш голос и другие звуки
- Начинает отзываться на собственное имя
- Смеется или пищит; лепечет последовательность слогов
- Изменяет громкость, скорость и высоту звука, играя со звуками
- Познавательно ребенок начинает играть; визуально следует за исчезающим объектом; осматривает объекты; тянется, чтобы схватить упавший предмет
- Узнает членов семьи, обращает внимание на музыку или пение, смотрит на названные картинки со взрослым
- Повинуется некоторым командам, особенно если они сопровождаются визуальными подсказками (например, пока-пока), начинает двухсложный жаргон, похожий на предложение
- К 12 месяцам может произносить одно или несколько слов
- Когнитивно ребенок будет использовать метод проб и ошибок для достижения цели; увеличивает подражание; правильно использует общие объекты
- К 18 месяцам произносит/использует примерно 15 осмысленных слов
- Спрашивает «еще», показывает на картинки в книге
- Когнитивно, дает игрушку, если его попросят; снимает крышку коробки, чтобы найти спрятанную игрушку; исследует окружающую среду; имитирует несколько новых жестов
- Любит игры с рифмами; тянет человека, чтобы показать им что-то; использует «я» и «мое», называет наиболее распространенные объекты
- Использует короткие неполные предложения (например, «хочу сок», «поехали на машине»)
- К 24 месяцам ребенок может понимать (но не обязательно использовать) 200–300 слов
- Когнитивно, знает формы; непродолжительное время сидит в одиночестве с книгами; соответствует знакомым объектам; понимает одно и многое; указывает на части тела
Что делать, если меня беспокоит развитие речи и языковых навыков моего ребенка?
Эта информация представляет собой общее руководство, которое поможет вам определить, развивается ли ваш ребенок с ожидаемой для его возраста скоростью.