Разное

Развитие произвольной регуляции деятельности у дошкольников: Произвольная регуляция поведения у детей дошкольного возраста

Развитие произвольной регуляции поведения в дошкольном возрасте | Консультация:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19 «Ласточка»  города Новоалтайска Алтайского края

Психологическое сопровождение

Развитие произвольной регуляции поведения

в дошкольном возрасте

 (Консультация для родителей)

                                                                                    Подготовили:

                                                                                    педагоги-психологи МБДОУ  № 19                                        

                                                     Герасимова И. Л.  

                                                                                            Пилипчук Л. С.                                  

НОВОАЛТАЙСК — 2011

Тема: Развитие произвольной регуляции поведения в дошкольном возрасте.

Цель: Информирование родителей о важнейших новообразованиях психического развития детей старшего дошкольного возраста; формирование осознанного отношения к воспитанию организованности – основы успешной учебой деятельности.

 Дошкольное детство – большой и ответственный период развития.

 Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, формирует важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Функция произвольности является базовой для осуществления любого вида продуктивной и учебной деятельности, поскольку обеспечивает регуляцию всех психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и поведенческих реакций, она же является необходимой основой формирования внимания.

К  концу  дошкольного  возраста  происходит  оформление основных элементов  волевого  действия:  ребенок  способен  поставить  цель, принять  решение,  наметить   план   действия,   исполнить   его,   проявить определенное усилие при преодолении препятствий,  оценить  результат  своего действия.

Произвольная  регуляция  поведения  состоит  в  подчинении   поведения ребенка задаче, то есть  в  его  способности  сосредоточиться  на  том,  что предложил взрослый.

В этой связи, произвольная саморегуляция является залогом успешного овладения учебной деятельностью, так как она основана на развитии этих навыков. Известно, что, если ребенок характеризуется слабым развитием «комплекса произвольности», он плохо привыкает к школе, имеет низкую успеваемость.

 Наиболее эффективной деятельностью по развитию произвольности служит продуктивная деятельность, в первую очередь – конструирование, которое можно рассматривать как универсальную деятельность, способствующую всестороннему развитию ребенка. Проиллюстрируем работу каждого из звеньев системы произвольной саморегуляции на простейшем примере: построение домика из цветных кубиков.

Первым этапом формирования произвольности является обучение работе по образцу. В нашем примере это будет реальный образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Их число должно превышать набор элементов, необходимых для конструирования, с тем чтобы ребенок научился производить правильный выбор блоков, соотнося их по форме, размеру и цвету.

Приступая к работе, нужно сначала попросить ребенка внимательно рассмотреть, изучить тот дом, который ему надлежит собрать самостоятельно. После этого взрослый просит ребенка приступить к строительству и наблюдает за характером и последовательностью этой работы. Обратите особое внимание на следующие моменты:

  1. Ребенок должен строить дом в строгом соответствии с предложенным образцом. Это означает, что он должен удерживать заданную Вами цель – построить именно этот дом, а не тот, который у него случайно получится, или который он придумает в процессе сборки.
  2. Для этого ему необходимо соблюдать определенную последовательность сборки, т.е. ребенок должен иметь четкую программу исполнительских действий (алгоритм).
  3. Осуществление программы возможно лишь в том случае, если ребенок сумел правильно выделить условия деятельности: размер, форму и цвет блоков конструкции. Это означает, что он сумел сформировать адекватную модель значимых условий деятельности.
  4. Однако наличие сформированной цели, модели условий и программы исполнительских действий не является залогом правильной сборки, если ребенок не будет в процессе работы осуществлять обратную связь и в случае ошибок корректировать свои действия. Для этого он должен в процессе работы постоянно сверять результаты своих действий с эталоном.
  5. По окончании сборки попросите ребенка оценить ее результат, т.е. точность соответствия образцу.
  6. Если Вы заметили, что ребенок допускал ошибки на каком-либо из выделенных этапов сборки, проанализируйте вместе с ним причины, которые привели к ошибкам конструирования. После этого попросите ребенка внести необходимые коррективы.

Конструирование по наглядному образцу – первый этап формирования произвольности. Дальнейшее совершенствование произвольной саморегуляции осуществляется путем целенаправленного усложнения условий деятельности. На следующем этапе можно предложить ребенку аналогичную работу, в которой образцом будет служить не реальная постройка, а рисунок дома. При этом возможны два варианта изображения:

        а) полное, когда на схематическом рисунке представлены все образующие постройку детали;

       б) контурное – без детализации.

Последующее усложнение предполагает конструирование по словесному описанию, а затем и по собственному замыслу. В последнем случае ребенок перед началом работы должен подробно описать особенности задуманной постройки. Не забудьте обязательно похвалить его за хорошую идею!

Широкие возможности деятельности конструирования позволяют нам подобрать различные по сложности типы конструкторов в зависимости от индивидуального исходного уровня развития произвольности ребенка. Наряду с конструкторами могут быть использованы различные виды разрезных картинок-мозаик и кубиков, позволяющих выстраивать сложные сюжетные изображения; всевозможные головоломки, принцип работы с которыми позволяет формировать целостную систему произвольной регуляции деятельности. Аналогичные методы и приёмы работы можно использовать на занятиях продуктивными видами деятельности – рисовании, аппликации, лепке.

Кроме этого развитию произвольности способствует и наличие системы правил поведения в повседневной жизни.  Дети хотят и ждут их. Это создает чувство безопасности, а жизнь становится понятной. Однако не стоит забывать несколько очень важных моментов.

1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Это правило предостерегает от другой крайности и воспитания в духе «Закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения. Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о «можно»,  «следует» и «нельзя». Найти золотую середину между этими стилями поможет образ четырех цветовых зон поведения ребенка:

Зеленой                 желтой                     оранжевой                       красной

В зеленую помещаем все, что ребенку разрешается по его собственному усмотрению или желанию.

Относительная свобода находится в желтой зоне. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Он может решать сам, но при условии каких-то правил.

Эта зона важна, так как именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по механизму извне — внутрь. Родитель вначале сдерживает порывы, учит быть осмотрительным, соотносить свое поведение с правилами семьи. Однако это происходит, только если вокруг правил не было постоянных конфликтов.

Поэтому бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должно быть предметом особенной заботы. Необходимо в каждом случае спокойно (коротко!) объяснить, чем вызвано требование. Когда ребенок чувствует уважение к его чувству свободы и самостоятельности, он легче принимает родительские ограничения.

В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые взрослые не приветствуют, но в виду особых обстоятельств сейчас допускают.

Мы знаем, что исключения только подтверждают правила: не стоит их бояться, если они редки и оправданы. Зато дети особенно благодарны родителям за готовность пойти навстречу их просьбе. Тогда они больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.

В красной зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений.

Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

Итак, все зоны, вместе взятые, говорят нам, что правило правилу рознь, и что вполне возможно найти «золотую середину» между готовностью понимать — и быть твердым, между гибкостью — и непреклонностью в процесс е воспитания дисциплины.

3.  Родительские требования не должны вступать в явные противоречия с важнейшими потребностями ребенка.

Родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо так много прыгать, бегать, шумно играть, рисовать на чем попало, разбирать … ?

Ответ прост: все это и многое другое — проявление естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении.

4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы: взрослыми между собой.

В противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привыкает добиваться своего, «раскалывая»  ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи от этого не становятся лучше.

Если один родитель не согласен — лучше промолчать, а потом без ребенка обсудить проблему и прийти к общему мнению.

5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть, скорее, дружeственнo — разъяснительным, чем повелительным.

Предложения лучше строить в безличной форме: «Спичками не играют!» вместо «Не смей  играть спичками!»

6. Важное значение для воспитания организрванности детей дошкольного возраста имеет их участие в домашнем труде. Начиная с четырех — пятилетнего возраста ребенок должен иметь постоянные обязанности по дому, и это следует считать нормой.  

Список литературы.

  1. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 496 с.
  2. Детская практическая психология: учебник / под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с.
  3. Психология. Разработка занятий. Средний и старший дошкольный возраст. / Сост. М. М. Миронова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112 с.
  4. Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. Минск, 1991.

Произвольная регуляция деятельности — основа успешного развития ребёнка

Произвольная регуляция высших психических функций – один из наиболее значимых аспектов человеческой психики

Возможность сознательного управления психическими функциями позволяет человеку выстраивать свою деятельность в соответствии с имеющимся замыслом. Такая регуляция предполагает наличие программы деятельности, постоянную регуляцию её протекания и контроль окончательного результата. Сознательная деятельность опирается на соответствующий мотив, отражающий намерения человека, его направленность на достижение определённого результата с целью реализации имеющейся потребности. Важную роль в произвольной регуляции деятельности играет речь, представляющая собой «психологическое орудие», опосредствующее психические функции.

В широком смысле под деятельностью понимается профессиональная, творческая, учебная или игровая активность человека, а также любое активное взаимодействие человека с окружающим миром, в ходе которого он целенаправленно воздействует на объект и за счёт этого удовлетворяет свои потребности. В узком смысле в качестве деятельности можно рассматривать любую высшую психическую функцию. В отечественной психологии высшие психические функции определяются как психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом. Например, функция памяти может быть рассмотрена в виде мнестической деятельности. Для реализации такой деятельности необходимо выстроить программу запоминания, осуществить ориентировку в запоминаемом материале, осуществить его пошаговое заучивание и проверить, соответствует ли результат заучивания исходному материалу.

Для взрослого человека произвольная регуляция деятельности представляется само собой разумеющейся. В большинстве случаев этапы программирования, регуляции и контроля тесно связаны между собой, а переход между ними происходит автоматически, без выраженного усилия. Для ребёнка на начальных этапах выстраивания произвольной регуляции эти компоненты представляются несвязанными между собой. Одни из них находятся в руках взрослого, другие постепенно передаются ребёнку. Например, деятельность дошкольника во многом программируется его родителями и воспитателями. Регуляция протекания деятельности может осуществляться как самим ребёнком, так и окружающими его взрослыми. Контроль полученного результата, его сопоставление с целью деятельности обычно реализуется взрослыми.

Недостаток функций программирования и контроля проявляется при выполнении учебных заданий. Ребёнок испытывает трудности вхождения в задания, трудности ориентировки в условиях задачи или требованиях задания. Трудности выстраивания программы деятельности проявляются в её упрощении, пропуске частей программы, их замене на части других программ, которые выполнялись ранее. При выполнении учебной деятельности отмечается импульсивность, отвлекаемость. Имеются трудности контроля за выполнением задания и перехода к новому заданию. Отдельные признаки недостатка произвольной регуляции наблюдаются у всех детей, особенно в ситуации утомления, однако их систематическое проявление, сопровождающееся выраженным снижением эффективности обучения и неуместным поведением, может быть основанием для обращения к нейропсихологу.

Мозговым субстратом произвольной регуляции являются лобные доли мозга, их конвекситальная кора. Окончательно лобные доли созревают только к 20-22 годам, но уже в 12 лет структура борозд и извилин в этих участках коры практически полностью соответствует взрослому мозгу. До 12 лет не стоит ждать от ребёнка соответствия взрослому уровню произвольной регуляции. Однако это не означает, что данную функцию не следует развивать до этого возраста.

Нейропсихологические исследования показывают, что мозг ребёнка изменяется не просто так, сам по себе, а лишь при наличии адекватных обучающих воздействий. Для своевременного и эффективного формирования произвольной регуляции необходимо обучать ребёнка самостоятельно ставить цель, пошагово достигать её, учитывая возможные изменения условий деятельности в процессе выполнения, а также сверять полученный результат с поставленной целью. Не менее важно выработать у ребёнка умение переключаться от одной деятельности к другой, «забывать» прежний способ действия, чтобы он не мешал при работе над новой целью. Развивающие занятия совершенно необязательно проводить на материале школьной программы, т.к. навыки саморегуляции являются общими и могут применяться в различных ситуациях.

В Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» формированию произвольной регуляции уделяется особое внимание при проведении Нейтротернинга – развивающих занятий с нейропсихологом. Прохождение развивающего курса включает в себя очные занятия с нейропсихологом (используются профессиональные бланковые и компьютерные методики) и выполнение домашних заданий, способствующих эффективному развитию. В процессе занятий используются элементы тренинга по методу биологической обратной связи (БОС) с применением компьютерного нейроинтерфейса. БОС-тренинг основан на принципах саморегуляции ребёнком физиологических функций организма, обычно не контролируемых сознанием. На основе полученной информации ребёнок с помощью специальных приёмов развивает навыки самоконтроля и саморегуляции. Прохождение Нейротренинга способствует развитию познавательных способностей и расширяет спектр профессий, которые могут быть успешно освоены в дальнейшей жизни.

Н.А. Хохлов
Руководитель сектора нейропсихологии отдела профориентации
Центра тестирования и развития «Гуманитарные Технологии»


Игровые занятия для поощрения моторного развития в уходе за детьми — Расширенный альянс по улучшению ухода за детьми

Игра имеет решающее значение для развития крупной и мелкой моторики у детей. Играя, дети тренируются и совершенствуют контроль и координацию крупных движений тела, а также мелких движений рук и пальцев. Воспитатели детей могут поддерживать моторное развитие маленьких детей, планируя игровые мероприятия, которые дают детям возможность регулярно двигать своим телом.

Упражнения для поддержки развития крупной моторики

Навыки крупной моторики включают в себя управление руками, ногами, головой и туловищем. Воспитатели детей могут помочь детям развить крупную моторику, предоставив детям возможность

  • бегать
  • .
  • прыжок
  • хоп
  • бросать и ловить
  • лазить вверх, вниз, поверх, под и сквозь предметы
  • трехколесные велосипеды с педалями или другие игрушки для катания
  • толкать и тянуть
  • слить и заполнить

Особые виды деятельности, способствующие развитию крупной моторики, включают бег с разной скоростью, прыжки через скакалку, игру в классики, бросание и ловлю мячей разных размеров, бросание мешков с фасолью, лазание в разных направлениях, езду на игрушках, езду на велосипедах, тягу тележки или игрушки, толкание игрушки коляски или веники, а также наполнение и опорожнение ведер и других контейнеров.

Помните, что развитие крупной моторики происходит как внутри, так и снаружи. Ползучий туннель, машина для катания или игрушка-тягач могут помочь детям попрактиковаться в больших движениях рук и ног.

Упражнения для развития мелкой моторики

Навыки мелкой моторики включают тщательное управление мелкими мышцами рук, ног, пальцев рук и ног. Управление мышцами языка и губ, чтобы говорить или петь, также является навыком мелкой моторики. Воспитатели могут планировать мероприятия, которые способствуют развитию мелкой моторики у детей. Попробуйте некоторые из следующих действий, которые тренируют координацию рук и пальцев:

  • пластилин или пластилин с пластиковыми инструментами, такими как ножницы или формочки для печенья, чтобы сформировать различные формы
  • блоков разного размера, которые можно сложить и расставить
  • бусины, макароны, ригатони или крупы в форме колесиков для нанизывания на пряжу или шнурки
  • пазлы с ручками или кнопками разного размера
  • ножницы, краски, кисти, фломастеры, мелки и большой мел, безопасные для детей

Совместное чтение также отлично подходит для развития мелкой моторики. Побуждать детей перелистывать страницы книги. Помните, что настольные книги лучше всего подходят для очень маленьких детей, потому что страницы более прочные и ими легче манипулировать.

Для получения дополнительной информации

Навыки крупной и мелкой моторики являются важным инструментом, который дети используют в классе, дома и на игровой площадке. Игра — один из лучших способов укрепить моторику. Когда у маленьких детей есть широкие возможности для игр с разнообразными интересными материалами, у них появляется много новых и увлекательных способов.

Чтобы узнать больше о планировании мероприятий, которые поддерживают физическое развитие детей и поощряют активные игры, ознакомьтесь со следующими статьями eXtension Alliance for Better Child Care:

  • Активная игра в детском саду
  • Обеспечение активности детей в помещении
  • Поддержка развития крупной и мелкой моторики в уходе за детьми
  • Три «Б» в уходе за детьми: кубики, мячи и книги
  • Что воспитатели могут ожидать от физического развития младенцев
  • Что воспитатели могут ожидать от физического развития малышей
  • Что воспитатели могут ожидать от физического развития дошкольников
  • Что воспитатели могут ожидать от физического развития детей в возрасте от 6 до 8 лет

Если вы ищете конкретные занятия для использования в вашей программе по уходу за детьми, посетите нашу базу данных практических занятий по уходу за детьми.

Действия по дотягиванию, захвату и освобождению