Разное

Развитие новорожденного по месяцам до года: Развитие ребенка по месяцам до года — особенности и этапы.

Содержание

Развитие новорожденного по неделям после рождения: первый год жизни малыша

Содержание статьи

  • 1 неделя
  • Рефлексы новорожденных малышей
  • 2 недели
  • 3 недели
  • 4 недели
  • 5 недель
  • 6 недель
  • 7–12 недели
  • Развитие до года

Итак, в семье родился малыш. Счастливое событие! Теперь родителям предстоит осваивать новые для себя роли заботливых папы и мамы. И конечно, они будут внимательно следить за тем, как стремительно меняется их кроха. Как же происходит развитие новорожденного крохи после рождения по неделям и месяцам? Как он изменится к годику?

1 неделя

Конечно, ребенок пока еще далеко не красавец. У него могут быть припухшими личико и веки, красноватый (или желтоватый) оттенок кожи, беловатые гормональные прыщи на носике, форма черепа еще не сформирована и может казаться странно вытянутой, тело покрыто «пушком новорожденных», подкожный жир практически отсутствует, ручки-ножки находятся в гипертонусе и постоянно сжаты. Однако все эти проявления в ближайшее время пройдут (кроме мышечного тонуса – он уходит примерно к 4–5 месяцам), и малыш обретет свойственную всем младенцам умильность.

В норме новорожденный появляется на свет ростом 45–56 см и весом 2,6–4,6 кг. При этом в первые 3–4 дня происходит физиологическая потеря веса (она не должна превышать 10% от массы ребенка), а затем начнутся прибавки по 20–30 г за сутки.

Потовые железы начнут работать к началу следующей недели, а вот слезки появятся на 3–4 неделе. К завершению первых 7 дней должна высохнуть пупочная ранка.

Первые три дня у малыша выделяется стул новорожденных – меконий (густой, темно-зеленый, без запаха), затем он становится желтоватым, приобретает кисловатый запах. Ребенок может опорожнять кишечник после каждого кормления или 4–5 раз в сутки. При искусственном вскармливании стул грудничка имеет резкий запах, его частота ниже – до 2–3 раз в сутки. Мочеиспускание в начале недели происходит до 6 раз, к концу недели частота увеличится до 16–20 раз.

Сон занимает большую часть времени – до 20 или даже более часов в сутки, примерно по три часа с перерывами на кормление и непродолжительное бодрствование. Кушать в начале недели малыш может до 300 г (от 30 до 60 г за раз), к концу семидневки – до 400 г.

Как новорожденный ощущает новый мир? Конечно, не так полноценно, как взрослые. Слышит он намного лучше, чем видит. При этом реагирует только на резкие звуки, монотонные шумы воспринимаются им привычно, как в утробе матери. Видит ребенок только светлые и темные расплывчатые пятна. Если большой предмет расположен не дальше 20 см, кроха пытается за ним следить. А вот рассмотреть лицо мамы пока не удается, ее он распознает по голосу и запаху (обоняние у малыша уже присутствует, как и чувство вкуса).

Рефлексы новорожденных малышей

Рефлексы – это непроизвольные реакции на определенный вид раздражителя. По ним определяют, прежде всего, правильное развитие нервной системы малыша.

Перечислим основные рефлексы новорожденных.

  • Защитный (в положении на животике грудничок поворачивает головку на бок).
  • Сосательный (если ввести в ротик крохи указательный палец, он начнет ритмичные сосательные движения). Рефлекс может сохраняться до 2 лет, а иногда и дольше.
  • Хоботковый (если коснуться губ младенца пальцем, он вытягивает их в трубочку). Сохраняется примерно до 3 месяцев.
  • Поисковый (при поглаживании уголков ротика малыш начинает искать грудь, поворачивая головку в сторону раздражителя). Угасает примерно после 3–4 месяцев.
  • Моро (резкий звук или внезапное перемещение крохи в пространстве заставляют малыша выгибать спинку, раскидывать в стороны ручки и ножки, вскрикивать). Угасает к 5 месяцам.
  • Опоры и ходьбы (коснувшись ножками поверхности, ребенок упирается в нее и отталкивается, делая «шаг»). Угасает примерно к 1,5-месячному возрасту.
  • Хватательный (при надавливании на ладошку младенца он рефлекторно ее сжимает). Прослеживается до 3–4 месяцев.
  • Ползания (в положении на животике кроха делает ползающие движения ручками и ножками, а почувствовав под пятками опору, отталкивается от нее). Может сохраняться до 4 месяца.
  • Бабинского (если надавить пальцем на стопу ребенка, пальчики сгибаются, если провести по ней – раскрываются «веером»). Рефлекс может сохраняться до 2 лет.
  • Галанта (мануальное раздражение линии вдоль позвоночника вызывает у младенца выгибание). Угасает к концу 4 месяца.

По мере созревания нервной системы малыша на место рефлекторным придут сознательные движения и навыки.

Никогда не проверяйте рефлексы новорожденного самостоятельно. Во-первых, вы не знаете, как это делать правильно, поэтому можете получить не тот эффект. Во-вторых, своими действиями вы можете навредить крохе, вызвав сильный испуг. Рефлекторные проявления должны оценивать только врачи!

2 недели

Начиная с 8-го дня после рождения проходят желтизна кожи, краснота, припухлость. Голова малыша постепенно приобретает правильную форму. Пуповина отпадает, поэтому грудничка можно искупать (и остричь отросшие ноготки). Сейчас новорожденный должен начать прибавлять в массе, пережив стресс рождения и научившись питаться с помощью маминой груди.

Конечности еще полусогнуты, а кулачки крепко зажаты (гипертонус пока сохраняется, он может прослеживаться до нескольких месяцев), а движения все так же рефлекторны. Расслабляются мышцы лишь во сне, который по-прежнему занимает большую часть суток.

Головку кроха еще не держит, что требует от родителей осторожности. Также важно следить за температурой тела младенца, ведь его естественная терморегуляция пока далека от совершенства.

В течение 2-й недели младенец наберет около 200 г, съедая за один прием 80-90 г молока. По ночам он кушает, как и днем, через каждые 2–3 часа.

Органы чувств и нервная система продолжают развиваться, хотя еще далеки от совершенства. Поэтому кроха еще очень чувствителен к свету, лицо взрослого распознает с расстояния не более 20 см, взгляд не фокусируется. Ребенок смотрит на предмет каждым глазом отдельно, так что кажется, что они постоянно косят или разъезжаются в разные стороны. Это пройдет к 2 месяцам. Звуки становятся для крохи более отчетливыми, он реагирует на них более активно.

3 недели

Малыш по-прежнему спит большую часть времени, кушая до 12 раз за сутки, поскольку размер его желудка чрезвычайно мал. К возрасту 20 дней младенец прибавит еще примерно 150–200 г, подрастет на несколько мм. Суточная норма молока в этом возрасте равна пятой части веса крохи, и такой она останется еще три недели. Кстати, сейчас младенец начинает срыгивать, т. к. пищеварительная система перестраивается на новый тип питания. Стул ребенка обретает более выраженную консистенцию и маслянисто-молочный запах. При искусственном вскармливании он имеет зеленоватый или коричневый оттенок и более резкий запах, частота опорожнения кишечника в этом случае в несколько раз меньше.

Активность ребенка постепенно растет. На этой неделе к вечеру начинает проявляться раздражительность из-за большого количества дневных впечатлений. Лучшим способом снять напряжение становится плач (теперь более резкий). Обостряется обоняние и реакция на звуки (учащаются пульс и сосательные движения, малыш замирает, может моргать или вздрагивать). Важное значение имеет осязание. У ребенка должна быть возможность постоянно касаться разных поверхностей телом и конечностями.

Что сейчас умеет кроха? Держать головку около 10 секунд, цепляться за пальцы взрослых, пытаясь подтянуться, лежать на животике, поворачивать головку на звук, улыбаться (правда, пока еще рефлекторно), ненадолго останавливать взгляд на крупном предмете или лице мамы, улавливая ее эмоции. У младенца появляется первая мимика и первые воркующе-чмокающие звуки.

4 недели

На этом этапе в «речи» ребенка появляются первые «агу», особенно в ответ на мамины ласковые слова. С каждой неделей гуление будет более активным, пока не перерастет в лепет (примерно к 4 месяцам).

По-прежнему сохраняется мышечный тонус, поэтому кулачки малыша сжаты, а ручки и ножки постоянно согнуты. Но при недовольстве или коликах он двигает ими и плачет, сигнализируя о дискомфорте. Кстати, плач становится «мокрым» (появляются слезы) и интонационным, по нему можно определить потребности ребенка (мокро, голодно, одиноко, что-то болит, устал).

Сон занимает сейчас до 19–20 часов (из них 8–9 часов приходятся на ночь), немного увеличивается время бодрствования. К концу первого месяца малыш должен набрать в среднем 600–800 г и подрасти на 2–3 см.

Что может месячный кроха?

  • Несколько секунд удерживать головку, лежа на животике.
  • Смотреть по сторонам.
  • Удерживать в поле зрения крупные предметы, лица взрослых.
  • Прислушиваться к звуку и искать его источник, двигая ручками и ножками.
  • Несколько секунд прослеживать предмет в движении.
  • Крепко удерживать палец мамы или предмет, вложенный в ручку.
  • Лежать (даже спать) на животике.
  • Отвечать движениями, улыбкой, гулением на улыбку и голос мамы, выражая радость.

Возраст от рождения до 4 недель принято называть периодом новорожденности (или неонатальным периодом). О его особенностях подробно рассказано тут.

5 недель

Сейчас начинает проявляться комплекс оживления. При появлении взрослого, особенно когда с крохой нежно заговаривают, он отвечает радостной улыбкой, активными движениями, выраженным гулением.

С этой недели созревание органов и систем ускоряется. Сходят на нет колики, вздрагивания, выравнивается дыхание, усиливается реакция на запахи и звуки, растет потребность в общении с мамой (теперь она нужна малышу постоянно, не только для еды и укачивания, но и для активного общения), появляется осознанная улыбка, повышается интерес к окружающему миру. Время бодрствования может достигать получаса. Но при этом кроха по-прежнему не справляется с большим количеством впечатлений, поэтому зрительных, звуковых и иных раздражителей не должно быть слишком много, а для сна нужно выделять не менее 19–20 часов, следя за температурой тела младенца, поскольку его теплообмен еще несовершенен.

За эту неделю ребенок поправится еще примерно на 200 г и немножко подрастет (на 5–7 мм). Объем средней порции молока возрастает до 100–140 г при общем количестве кормлений не менее 7 в сути.

Прогресс в развитии крохи заметен.

  • Он пытается ненадолго удерживать головку в вертикальном положении, а лежа на животике, даже старается осматриваться вокруг.
  • Зрение начинает фокусироваться (теперь на предметы малыш смотрит обоими глазками одновременно), кроха начинает рассматривать игрушки, особенно интересуясь яркими, контрастными.
  • Выражение эмоций соответствует ситуации: если грудничку плохо – он плачет, если хорошо – улыбается, гулит (причем гуление постепенно становится все более разнообразным: булькающим, хрюкающим, повизгивающим, «кхикающим»).
  • Особенный интерес вызывает лицо мамы, когда она ласково воркует со своим чадом.
  • Все, что попало в ручки, кроха тянет в ротик.

6 недель

Итак, прошло уже полтора месяца с момента родов. С этого времени малыш подрос примерно на 4,5 см, прибавил в весе от 800 до 1000 г. Грудная клетка увеличилась в объеме на 2 см.

Время сна по-прежнему велико (около 18–19 часов в сутки), количество кормлений – не менее 7. Сохраняются ночные «перекусы». Работа кишечника и мочевыделительной системы сейчас индивидуальна:  кроха может ходить «по-большому» и 2, и 8 раз в сутки, мочиться не менее 6 раз.

Ребенок все активнее интересуется окружающим миром, присматриваясь и прислушиваясь ко всему. Сейчас малышу начинают нравиться новые игрушки, он старается рассматривать их, следит за ними глазками, силится схватить, но пока получается только толкнуть. Услышав новый звук, ребенок пытается найти его поворотом головы. Резкие звуки могут вызвать плач и даже испуг.

Комплекс оживления проявляется все ярче, кроха активно требует общения и внимания папы и мамы, предпочитая их другим взрослым, подолгу гулит, пробуя разные интонации, пытаясь повторить их за взрослыми, улавливая их мимику.

Движения ручек и ножек все еще рефлекторны, но головку он может удерживать немного дольше, чем на прошлой неделе. Некоторые младенцы могут даже перевернуться с бока на спинку.

Таковы основные этапы развития малышей первых полутора месяцев жизни. Далее развитие будет происходить все более активно, достигнув своего пика к годовалому возрасту.

7–12 недели

Навыки и достижения ребенка по мере приближения к возрасту 4 месяцев прогрессируют в соответствии с развитием всех его органов и систем. Так, совершенствуется зрение, снижается мышечный тонус, угасают рефлексы, крепнет нервная система, понемногу совершенствуется интеллект. Все это позволяет крохе больше бодрствовать (на сон остается около 17 часов в сутки), укрепляться физически, заменять рефлекторные действия осознанными, познавать мир. Поэтому он уже уверенно держит головку в любом положении, начинает сосредоточенно прислушиваться ко всему, что происходит вокруг, рассматривать предметы с расстояния до 3 м, целенаправленно и осознанно стучать по ним, а затем хватать и тянуть в ротик для изучения (предметами изучения становятся также собственные ручки и ножки).

Физическое совершенствование направлено на освоение навыков переворотов, вставания, сидения, ползания.

Пока это только фундамент для будущих побед.

Появляется понимание своих и чужих, речь постепенно переходит к этапу лепета, когда к гласным добавляются согласные (получается что-то вроде слоговых цепочек), совершенствуются мимика и эмоции.

К этому периоду практически прекращаются колики, что делает карапуза более спокойным, а растущий объем желудка позволяет ребенку выдерживать между кормлениями до 3,5 часов. Некоторые малыши уже в состоянии просыпаться ночью для кормления всего один раз.

Итак, чему научится кроха за эти 6 недель?

  • Перекатываться со спины на бок, а затем на животик и даже обратно.
  • Опираться сначала на ручки, а затем – на предплечья, лежа на животике.
  • Держать грудь мамы во время кормления.
  • Подниматься, держась за руки взрослого, из положения на спине в сидячую позу.
  • Находить источник звука глазками.
  • Отталкиваться от опоры ножками, лежа на животике, делать «ползающие» движения.
  • Хватать игрушки.
  • Шагать при поддержке под мышки.
  • Различать все цвета.
  • Смеяться.
  • Гримасничать.
  • Понимать свое имя.
  • Какое-то время играть самостоятельно (изучая игрушки или свое тело).

Развитие до года

За оставшиеся 8 месяцев карапуз превратится в почти самостоятельного человечка. Его зрение практически сравняется со взрослым, он научится спать всю ночь без пробуждений на кормление, понимать причинно-следственные связи, запоминать лица и ближайшие события, проделывать логические действия (искать, строить, складывать, сопоставлять), выполнять просьбы, использовать жесты; овладеет ложкой, чашкой, начнет обучаться навыкам самообслуживания и общения с окружающими. У крохи появятся зубки, он сможет кушать твердую пищу. Время сна сократится до 10–11 часов, днем ребенок сможет спать 2 раза. Рост и прибавки веса станут меньше из-за возросшей двигательной активности.

В двигательном же плане малыш пройдет этапы сидения, вставания у опоры, ползания, ходьбы (сначала у опоры, а затем самостоятельно). В речевом развитии лепет сменится автономной речью, малыш накопит пассивный словарный запас, а затем начнет произносить свои первые слова.

Родителям нужно помнить несколько важных вещей. Первое: малыш будет учиться, во всем подражая окружающим взрослым. Поэтому пример должен быть достойным. Второе: важнейшее значение для правильного развития ребенка имеет общение с родными – речь, игры, общие дела. Третье: в годовалом возрасте у крохи начнется первый серьезный возрастной кризис, который потребует от мамы с папой терпения, понимания и участия.

Читать онлайн «Развитие ребенка. Первый год жизни. Практический курс для родителей», Наталья Кулакова – Литрес

Предисловие

Когда малыш рождается, он кажется таким крохотным, таким беспомощным! Даже не верится, что эти ножки очень скоро будут шлепать по лужам, нетерпеливые ручки тащить, хватать, ловить, вытаскивать… А с губ сорвутся первые слова… Мы мечтаем, как он подрастет, пойдет в школу, как мы сможем поговорить с ним по душам, поделиться с ним своими знаниями или опытом. А сейчас, когда он только родился, он – маленькое загадочное существо. Как его любить? Как понять? Чему учить и что развивать? Столько вопросов было у меня, когда родился первый ребенок. В этой книге я собрала ответы, которые мне удалось найти, а иногда полагаясь на знания и наблюдения, частично на интуицию. Будучи монтессори-педагогом, приняв многие гуманистические идеи этой педагогики, в частности ту, что ребенок с рождения обладает впитывающим сознанием, я, как никто, понимаю, как важно, чтобы с самого рождения малыш получил наилучший материал для впитывания и развития. Многолетний опыт и ощущение поддержки со стороны таких педагогов, как Мария Монтессори, помогли мне сформулировать ряд правил, которые необходимо соблюдать, чтобы ребенку был обеспечен наилучший старт.

Книга не об уходе за младенцем, об этом и так написано немало. Я занимаюсь психологией и развитием детей. Эта книга о фундаменте, который закладывается в раннем возрасте. Это основа взаимоотношений с ребенком, залог его успешного и своевременного развития, и обеспечить это можно лишь в раннем симбиозе с родителями. В книге две части: в первой – общая информация, например, о том, какие игрушки и книжки нужны в первый год жизни, как развивать ту или иную сферу, а главное, зачем. Во второй части занятия расписаны по месяцам первого года жизни – от одного до двенадцати. Некоторые упражнения и описания игр здесь дублируют приведенные в первой части. Это поможет вам соотнести общую информацию с конкретным возрастом ребенка. Надеюсь, такая «двухполушарная» структура информации (что соответствует устройству человеческого мозга), и целостная, и детальная, поможет усвоить ее легко.

Эта книга о том, что мне удалось понять и рассмотреть благодаря своим детям, а также многочисленным младенцам, с которыми я занималась, которых наблюдала. Она исключительно практическая: в основном это советы и упражнения, а теория только для того, чтобы понять, зачем что-то делать.

Зачем и почему? Мои любимые вопросы. Зачем гимнастика? Зачем плавать? Почему именно эта методика, а не другая? Почему это не нравится моему ребенку, а это нравится? А второму ребенку оказалось полезным что-то третье. Я не очень люблю давать советы, я всегда жду вопросов. Поэтому хочется, чтобы каждый нашел что-то полезное в этой книге для себя и своего ребенка, без фанатизма, но задавая вопросы и прикидывая, тот ли это «размер». Думая.

Недавний эпизод убедил меня: книге быть, она может кому-то помочь. Летний пляж, +36, кроме собственных, с нами туча детей от 8 месяцев до 8 лет (это выездная группа на Кипр), все они перепачканы с ног до головы песком, большинство свободно плавает и ныряет. Неподалеку томится «посторонняя мама» (как выяснилось, из Швейцарии) с ребенком неопределенного возраста. Объясню, почему неопределенного: ребенок крупный, но поддерживает и тетешкает она его как двух-трехмесячного, они не купаются, сидят под зонтиком. Думаю, обоим очень жарко, у ребенка потница. Пару дней наблюдаем за ними. Наконец не выдерживаем, выясняется, что ребенку 5 месяцев. На вопрос «А почему вы не купаете его, не плаваете?» получаю изумительный ответ: «А врач сказал, что можно начинать месяцев в восемь-девять». Может, это тот самый врач, который посоветовал маме годовалого(!) ребенка оставить его на пару недель, а самой поехать отдохнуть, ведь не стоит климат менять такому малышу. Ах нет, тот был в России, а этот из Швейцарии. Или это тот врач, который сказал, что дети, не получающие грудного вскармливания после года, опережают в своем развитии… Или тот, который считает, что ребенку, который не начал ходить, бессмысленно посещать развивающие занятия…

Мне хочется кричать свое «почему?» на весь пляж. С нами педиатр, она другого мнения. С нами дети, которые другого мнения. Что может убедить маму малыша? «Ведь это мой первый ребенок, я не знаю, как правильно!» Я тоже не знаю, хотя у меня третий ребенок, я просто пытаюсь понять малыша, которому нестерпимо жарко. «Ну хоть бассейн ему налейте, попробуйте!» – беспомощно предлагаем мы. На следующий день на их лицах счастливые улыбки: «Мы купались в бассейне с морской водой!»

Родители, задавайте свои вопросы! И думайте, действительно ли дожди и отсутствие мамы полезнее солнца и моря. А морская вода вредит пятимесячному ребенку больше, чем потница? Нужно ли учить ребенка читать до года? Если вы ответите себе, зачем это вашему ребенку, пробуйте. А еще доверяйте своей интуиции. Именно вы сможете почувствовать, подходит ли это вашему малышу. Всегда есть повод для размышлений, даже если это первый ребенок. И тем более если первый. И не забывайте, что малыш все впитывает, как губка, – плохое и хорошее, полезное и бесполезное. Он каким-то чудом знает, слышит и видит все, даже если сидит, повернувшись к вам спиной.

Часть 1


Первый год жизни

Глава 1


Как любить ребенка в понимании ребенка?

Мой первый и главный ответ на вопросы, ответ-совет: в первый год жизни, а также до этого и после года ребенка надо любить.

«В каких же родителях нет любви к своему чаду?» – воскликнет читатель. «У нашей дочери все самое лучшее – самая дорогая одежда, самая удобная коляска, няня прекрасная… ей всего хватает». Кое-кто может добавить: «Очень бережем, даже в море не купаем, да и вообще климат не меняем. В общем, любим страшно!»

Любить нужно в понимании ребенка, а не взрослого.

Всегда ли мы умеем проявить свою любовь именно так, как это необходимо ребенку? Задумайтесь. Американскими учеными был проведен эксперимент: две группы крысят, рожденных от одних родителей, поместили в равные бытовые условия (их одинаково кормили, ухаживали и т. д.). За исключением одной детали: малышей из одной группы ежедневно… гладили, пока они росли. В результате они набрали больший вес, стали здоровее и крепче своих родственников из другой группы.

А теперь о людях. Новорожденного, совсем крошечного ребенка, почти всегда можно успокоить (когда другие средства уже не помогают), раздев и положив на свой живот, кожей к коже, лучше к левой груди, где бьется сердце. Это неудивительно, ведь основное назначение кожи – способствовать человеческой близости и теплу, восприятию, содействовать контакту, «проводить» ласку.

Дети чувствуют боль и прикосновение уже в возрасте 10–11 недель в утробе матери (а может быть, и раньше, такие исследования еще впереди). Кожа ребенка постоянно подвергается воздействию мышц матки и передней брюшной стенки, так что младенец рождается с уже хорошо развитым тактильным восприятием. Ни один орган чувств, пожалуй, не развит у новорожденного так хорошо. «При рождении ребенком резче всего воспринимается именно прикосновение на биологическом и психологическом уровнях», – пишет Стенли Гринспэн.

Все это понимают, однако современные малыши проводят очень много времени в кроватках, манежиках, детских переносках, ходунках и т. п. Гиподинамия и различные психологические проблемы – вот расплата за «блага» цивилизации. Многие родители прямо заявляют: «Я своего стараюсь к рукам не приучать, пусть лучше покричит лишний раз, привыкнет». Дети действительно очень быстро понимают, что их плач мало или совсем не влияет на то, что происходит вокруг. Но вот в чем проблема: сама причина или природа стресса является менее значительным фактором, чем то, каким образом удается облегчить его последствия и удается ли это сделать вообще. Пережитые в период младенчества ситуации (дискомфорт, после которого не следует утешения) формируют поведенческие модели и скорее всего дадут толчок к возникновению комплексов, низкой самооценки, других проблем в будущем. Мы ведь не желаем этого своим детям? Тогда их надо любить.

В моей обширной педагогической практике иногда встречаются дети, которые выглядят «недоношенными». Нет-нет, они физически здоровы, родились в срок… Их не доносили уже потом, после рождения. Ребенок, которого мама везде носит с собой (чаще всего на бедре, это одна из удобных поз), получает гораздо больше материала для развития – как сенсорного, так и моторного. Например, мама что-то готовит или заваривает чай, она наклоняется или, наоборот, тянется за чем-то (одна рука у нее свободна, другой она придерживает ребенка, возможно, он сидит в слинге), малыш внимательно за всем наблюдает, у него работают многие группы мышц, положение его тела постоянно меняется в пространстве вместе с движениями матери, нагрузку получает вестибулярный аппарат. А если догадливая мама еще и объясняет свои действия, показывает, а что-то дает потрогать, у такого малыша есть все шансы на раннее развитие, на счастливый старт.

Дети требуют, чтобы их любили, они плачут и тянут ручки, затем взрослеют. И тогда большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости, например помогая им одеться, сесть в машину и т. д. Особенно плохо обстоит дело с мальчиками: уже до года они получают в 5 раз меньше физической ласки, чем девочки. Уменьшение физических контактов между взрослыми и детьми также происходит, когда дети начинают ходить в дошкольные учреждения. В лучшем случае воспитатель держит ребенка за руку, но никто не станет брать на руки или обнимать, многие стараются даже не сажать детей на горшок, боясь интимного физического контакта, сопряженного с этим процессом.

А когда розовощекий карапуз вытягивается в нескладного подростка, ни у кого уже не возникает умиления и желания приласкать его. А потребность в физическом контакте никуда не исчезает, просто она должна быть соответствующей возрасту. Надо продолжать его любить.

 

Кто бы мог подумать? Серьезные исследования взаимосвязи прикосновений и развития детей начались после открытий, связанных с развитием недоношенных младенцев. Многие ученые пишут сейчас о недостатке сенсорной (чувственной) стимуляции у недоношенных детей, последние исследования подтверждают, что таких малышей нельзя лишать контакта с матерью, постоянное пребывание в инкубаторе не позволяет им так быстро развиваться, как при постоянном контакте с матерью, например на ее животе (такой тип реабилитации становится все более популярным в США). Оказывается, многие из нарушений обмена веществ, наблюдаемые у недоношенных новорожденных, связаны не с собственно недоношенностью, а с недостатком или отсутствием сенсорной стимуляции и человеческой любви, особенно с изоляцией ребенка от матери.

Исследования, проведенные в Научно-исследовательском институте прикосновений в Майами, показали, что преждевременно родившиеся младенцы, которым хотя бы в течение пяти дней делали массаж три раза в день, чувствовали себя лучше в сравнении с недоношенными детьми, которым такой массаж не делали. Детский психолог Тиффани Филд основатель Научно-исследовательского института прикосновений, пишет о том, что массаж стимулирует блуждающие нервы у таких детей, помимо прочего, они запускают действие механизмов пищеварения. В результате быстрого набора веса новорожденных, которым делали массаж, выписывали из роддома в среднем на шесть дней раньше обычного.

Люди нуждаются в прикосновениях, а младенцы нуждаются в массаже, поглаживании, укачивании, ношении на руках. Отлучение ребенка от матери сразу же после рождения и различные манипуляции: измерение роста, взвешивание, пеленание – приводят к перегрузке его сенсорных систем, нарушают его чувство безопасности, обусловливая дистресс нервной системы, в то время как ребенок нуждается только в одном – в контакте с мамой, желательно при соприкосновении с ее кожей, в ее ласковых объятиях, родном запахе.

Так что же значит любить для ребенка в первый год жизни? Не бойтесь «избаловать» или «приучить к рукам» своих малышей; носите их на руках, прижимайте к себе, согревайте своим теплом, делайте массаж. Помните, что недостаток контакта в младенчестве может аукнуться в последующей жизни. Для новорожденного отсутствие прикосновений и любви может быть даже угрозой для жизни. Это известно со времен императора Священной Римской империи Фридриха II, который провел эксперимент над новорожденными детьми. «Контрольную группу» младенцев забрали у матерей и передали нянькам, которым было приказано осуществлять лишь самый общий и необходимый уход за ними – кормить, купать, но не брать на руки и не разговаривать с детьми. Фридрих хотел знать, на каком языке заговорят младенцы, которые никогда не слышали звуков человеческой речи и не засыпали под колыбельные. Все дети умерли.

Тактильная терапия (прикосновения, массаж и т. п.) помогает при коликах, расстройствах сна и повышенной возбудимости малышей, снимает стрессовые состояния: в моче новорожденных, получавших сеансы массажа, ниже содержание кортизола, гормона стресса, который в определенной концентрации способен уничтожать клетки, крайне важные для иммунной защиты. Находиться в контакте с матерью и вообще родителями – для ребенка вопрос эмоциональной безопасности, сенсорной стимуляции и раннего развития. Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что 15 минут массажа в день могут помочь детям, страдающим диабетом, сохранять уровень глюкозы на нормальном уровне, а страдающим астмой улучшать работу легких. Что уж говорить об эмоциональном, интеллектуальном и речевом развитии наших детей!

Советы

• Берите ребенка на руки, когда он просыпается, тактильный контакт в такие минуты крайне важен, потому что он может обеспечить три очень важных для ребенка условия: ощущение безопасности, связь с миром людей, начало процесса коммуникации и обеспечение обратной связи. Качайте и берите на руки ребенка при любом удобном случае, не оставляйте одного надолго.

• Делайте ребенку массаж ежедневно, начиная с первых дней жизни, хотя бы несколько минут гладьте спинку, ножки, ручки, животик. Наиболее чувствительны у новорожденных ступни, ладони, лицо. Прикосновения или даже массаж не требуют специального обучения. Ведь массировать или гладить ребенка так же просто, как говорить с ним, главное – желание установить контакт. Часто родители инстинктивно чувствуют, когда и как это делать.

• Играйте с малышом в разные игры, начните с таких простых упражнений, как «Ладушки», «Сорокабелобока», «Коза рогатая», в дальнейшем придумывайте игры, которые сопровождаются телесным контактом.

• Старайтесь выполнять какую-то легкую работу по дому с ребенком на руках (вытереть пыль, разогреть обед и т. п.), это только поначалу кажется неудобным. Вытаскивайте ребенка из коляски на улице, если он бодрствует. Сведите к минимуму использование манежика, кроватки и т. п.

• Примите за аксиому: ребенок никогда не требует контакта, не цепляется за маму, не плачет просто так, «из вредности». Причины могут быть разными: от физического недомогания до острой психологической потребности, неудовлетворение которой ведет к травмам и замедлению развития.

• Сохраняйте «контакты» со своим взрослеющим ребенком, не обязательно обниматься и целоваться, можно прикоснуться к руке, погладить по голове, обнять за плечи, шутливо потолкаться и т. п. Росс Кэмпбелл в книге «Как на самом деле любить детей» пишет, что «постоянный контакт глаз и физический контакт – наиболее эффективные способы заполнить эмоциональный резервуар ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом». Мальчикам необходимо такое же проявление любви, как и девочкам. По мере того как потребность в объятьях и поцелуях уменьшается, потребность в физическом контакте остается; возня, борьба, похлопывания по плечу, шутливые потасовки прекрасно подойдут.

• Американцы очень любят разные эксперименты. Они выращивали растения, посылая им свои взгляды и свою любовь, такое любование происходило по 30 минут несколько раз в день. И что удивительно, росли и созревали такие растения в несколько раз быстрее, чем контрольная группа, которой никто не любовался. А может быть, и дети от любящих взглядов и внимания лучше растут и развиваются?

Помните, что у вас есть возможность дать ребенку в первый год жизни то, что необходимо для его эмоционального равновесия, быстрого роста и раннего развития, что поможет противостоять ударам судьбы, когда он повзрослеет, – вашу Любовь. Выразите ее через прикосновения и любящие взгляды. Не упустите эту возможность! Писатель Владимир Набоков советовал родителям баловать детей, пока они маленькие: еще неизвестно, что их ждет впереди».

Как развиваются дети в течение первых двух лет жизни: помесячное руководство | Наука и техника

Педиатры называют это «тысячей золотых дней»: временем, которое проходит между зачатием ребенка и вторым днем ​​рождения. Все, что происходит в этот период, имеет решающее значение для будущего ребенка. Привычки остальных членов семьи, а также поведение и обычаи, принятые дома, влияют на обмен веществ ребенка и имеют отношение к его будущему. Таким образом, по словам экспертов, эти месяцы являются ключевым моментом в жизни ребенка для формирования здорового поведения.

Данная статья представляет собой хронологию развития здорового ребенка, рожденного в срок, по данным основных педиатрических обществ и ассоциаций. Но не стоит воспринимать вехи слишком буквально: то, что описывается по месяцам, является справочником, а не учебником. Это не повод для беспокойства, если ребенок не ходит после года и не разговаривает после 18 месяцев. Как утверждают специалисты, у каждого ребенка своя шкала времени.

Физические изменения: от вялости к бегу

За эти 1000 дней зигота размером едва ли миллиметр превращается в ребенка весом 12 килограммов, который бегает повсюду, более или менее легко разговаривает, взаимодействует с окружающим миром, имеет чувства, смех и беспокойство. С самого рождения их мозг становится губкой, впитывающей все вокруг. Они учатся понимать, строить отношения, ходить, есть и говорить. И делают они это в своем темпе. Диапазон «нормальности» развития очень широк, и каждый малыш индивидуален, подчеркивают педиатры. Начнем с того, что ребенок, рожденный раньше срока, и ребенок, рожденный в срок, — это не одно и то же: параметры измерения и ритм роста разные.

В первые несколько месяцев жизни наиболее зрелой структурой является ствол мозга, который управляет основными функциями: дыханием и сердечной деятельностью. «Изначально движения ребенка являются рефлекторными, автоматическими, исходящими из ствола мозга», — говорит Ана Камачо, президент Испанского общества детской неврологии. «По мере созревания других частей мозга, таких как большие полушария, эти рефлекторные реакции начинают уступать место произвольным движениям».

Этот процесс связан с прогрессирующей церебральной миелинизацией, говорит Камачо, детский невролог из мадридской больницы Доче де Октубре. «Миелин, необходимый для правильной передачи нервных импульсов, присутствует в небольшом количестве при рождении, и его увеличение, называемое миелинизацией, происходит постепенно от нижних отделов мозга к верхним и от задних к передним. передние зоны. Этот процесс продолжается до второго десятилетия жизни, хотя в двухлетнем возрасте миелинизация уже сильно развита».

Все проходит через этот загадочный орган, который при рождении весит всего 350 граммов и удваивается, а затем утраивается в возрасте от одного до двух лет. За каждым шагом вперед в психомоторном развитии стоят тысячи новых нейронных связей, а родители и педиатры одержимы заботой о здоровом мозге.

Уход за родничком

При рождении кости черепа ребенка не срастаются между собой: в верхней и передней зонах головы имеется ромбовидное углубление, называемое передним родничком, а в задней части черепа другое видно треугольное углубление. Их можно трогать, и совершенно нормально, что кожа, покрывающая роднички, поднимается и опускается, когда ребенок плачет или напрягается.

По мере того, как кости, окружающие роднички, растут и соединяются вместе, они уменьшают углубления, пока не закроются. Передний родничок обычно закрывается в возрасте от 9 до 18 месяцев, а родничок на затылке — примерно в шесть месяцев.

Спать лицом вверх или вниз?

Современные родители вспоминают, что когда они были младенцами, родители всегда без исключения укладывали их спать лицом вниз. Однако сейчас педиатры рекомендуют младенцам спать лицом вверх. Научное мнение изменилось, и рекомендации тоже. Почему? Риск синдрома внезапной детской смерти (СВДС), который, как правило, поражает детей в возрасте до года, является ключевым.

Преждевременные роды, пребывание среди курильщиков, сон лицом вниз, чрезмерное укутывание в одеяла или сон в одной постели с родителями — все это увеличивает риск СВДС, говорит Кристобаль Коронель, президент Испанского общества амбулаторной педиатрии первичной медицинской помощи (Sepeap). ). Причины СВДС остаются неизвестными, но научное сообщество указывает на сочетание сопутствующих генетических, экологических и социокультурных факторов в ключевой период неврологического, сердечного и респираторного развития.

До конца 1980-х младенцам рекомендовалось спать лицом вниз, но в 1994 году эксперты начали предупреждать о риске СВДС при сне в этом положении и призывали родителей переодеться лицом вверх. Научные работы предполагают, что сон лицом вниз увеличивает риск СВДС до 14 раз, в основном из-за риска удушья, но есть и другие теории. Например, сон лицом вниз может спровоцировать кислородное голодание, ведущее к гипоксии, и повторное вдыхание углекислого газа, что может привести к гиперкапнии (аномально повышенному уровню углекислого газа в крови). Это также может привести к нарушению мозгового кровообращения, обструкции дыхательных путей, изменению сердечно-сосудистой деятельности или повышению температуры тела, среди прочих осложнений.

Ходячий или не ходячий?

Первые шаги ребенка без посторонней помощи — одна из важнейших вех развития в первые несколько лет жизни. И хотя существуют игрушки, призванные им помогать, вроде ходунков, педиатры выступают против почти всех подобных вспомогательных средств. Прежде всего, классическая модель, похожая на маленькую машину с ребенком, сидела посередине и двигала его ногами. Лайя Ассо, глава Межсекторальных программ общественного здравоохранения для детей и подростков регионального правительства Каталонии, говорит, что эти игрушки могут быть чрезвычайно опасными: «Если они упадут на лестницу, это будет сопряжено с огромным риском. Из-за положения, в котором находится ребенок, верхняя часть тела открыта, и большинство ударов приходится на голову».

Коронель Сепиапа добавляет, что высота стула должна быть точно отрегулирована из-за риска искривления ног. «Ступни должны доставать до пола правильно, чтобы ноги не были подвешены в скобках».

Педиатры также не в восторге от висящих или прыгающих ходунков, в которых ребенок учится делать шаги, подвешенные на своеобразных качелях. Ассо говорит, что они мало помогают детям учиться ходить. «Ребенок начинает делать шаги, не осознавая своего веса и инертности. Вы не учите их, что значит ходить, шатаясь и неуверенно». Коронель соглашается: «Это создает плохую осанку, и ребенку делегируется вся ответственность, и у него не развиваются рефлексы».

Единственным общепринятым ходунком является коляска с колесами, которую ребенок толкает за ручку. «По крайней мере, они что-то толкают. Это не так уж плохо. Они толкают его, как если бы им что-то другое [стул, например], чтобы помочь им», — говорит Ассо.

Кормление: грудное молоко или детская смесь?

В первые три месяца жизни ребенок ежемесячно прибавляет в весе около 900 граммов и в росте 3,5 сантиметра. С четырех месяцев до полугода они каждые четыре недели прибавляют в весе полкилограмма и два сантиметра. Это средняя скорость роста, но на практике у каждого ребенка свой темп. В первые несколько дней после рождения для насыщения достаточно крошечных ложек молока, а по мере их роста количество только молочных кормов будет увеличиваться до шести месяцев.

С научной точки зрения споров нет: грудное молоко — лучший вариант для физического и эмоционального здоровья ребенка и матери. «Помимо предотвращения рака у матери и метаболического дара ребенку с точки зрения предотвращения риска сердечно-сосудистых заболеваний, есть и другие вещи, которые выходят за рамки питания», — говорит Ассо. «Во время лактации со стороны матери происходит выброс гормонов, таких как окситоцин, который формирует связи между матерью и ребенком».

Ассо признает, что детская смесь достигла «очень хорошего питательного качества», но нет никакой замены грудному молоку, которое является «динамической жидкостью, которая постоянно меняется и адаптируется к потребностям ребенка». В качестве примера Ассо отмечает: «Происходят изменения температуры соска, так что сальные железы выделяют больше запаха, чтобы ребенок мог найти грудь».

В этой изменяющейся жидкости грудное молоко в первые 72 часа после рождения называется молозивом. «Он имеет желтоватый цвет, потому что содержит каротины, предшественники витамина А. И он богат белками и иммуноглобином А для защиты новорожденного», — говорит Ассо. Кроме того, это молоко доставляется в небольших количествах, «потому что необходимо установить координацию между сосанием и дыханием». В этом же корме первая часть молока водянистая, для утоления жажды. Во второй фазе молоко более калорийное, с большей жирностью, чтобы утолить голод.

Как и когда начинать прикорм

Специалисты рекомендуют кормить исключительно грудью до шести месяцев, а затем вводить прикорм поэтапно. В отношении детей, которые не находились на грудном вскармливании, нет четкого консенсуса, но его можно вводить в возрасте от четырех до шести месяцев.

Слишком раннее начало (до четырех месяцев) может быть опасным из-за риска удушья, замены молока другими, менее питательными продуктами и долговременного нарушения регуляции аппетита и чувства насыщения. Таким образом, Испанская педиатрическая ассоциация (AEP) рекомендует не откладывать введение других продуктов после 26 недель, поскольку это может привести к проблемам с питанием, таким как дефицит железа или цинка и пищевая аллергия.

Педиатры рекомендуют вводить другие продукты постепенно, и, хотя в течение многих лет рекомендации AEP разбивались, вводя новые продукты каждый месяц, педиатры говорят, что теперь они стали гораздо более гибкими. Например, ранее более вызывающие аллергию продукты, такие как яйца и некоторые виды фруктов, вводились последними из опасения, что у детей разовьется непереносимость. Но научные данные не подтвердили эту теорию. «Откладывание аллергенных продуктов было сделано из лучших побуждений, чтобы снизить риски, но оказалось, что это не имело особого смысла», — говорит Ассо.

В чем сходятся педиатры, так это в том, что, начиная вводить прикорм, они должны быть с высоким содержанием железа и цинка, такие как мясо, рыба и бобовые. И, как отмечает Коронель, всегда приспосабливается к потребностям ребенка. «Не нужно быть категоричным или догматичным. Порядок, в котором следует вводить продукты, может быть разным; с более тяжелым ребенком можно, например, давать овощи перед кашами».

Единственными рекомендациями, установленными экспертами, является то, что овощи с зелеными листьями (например, шпинат и мангольд) следует избегать до 12 месяцев, а фрукты следует давать целыми (фруктовые соки практически не имеют питательной ценности). Министерство здравоохранения Испании также рекомендует избегать крупной рыбы, такой как рыба-меч и тунец, до 10 лет.0003

Прорезывание зубов

Первый зуб у ребенка появляется как в возрасте пяти месяцев, так и в возрасте 12 месяцев. В любом случае детские стоматологи рекомендуют с рождения, даже когда у ребенка нет зубов, очищать десны и язык марлей после каждого кормления.

После прорезывания первых зубов гигиену полости рта можно проводить с помощью силиконовых наперстков или маленькой зубной щетки не реже двух раз в день. При прорезывании первых моляров детские стоматологи рекомендуют пользоваться зубной нитью. Асунсьон Мендоса, президент Испанского общества детских стоматологов, предлагает чистить зубы в течение нескольких минут, используя количество зубной пасты размером с рисовое зерно до двух лет и выплевывая зубную пасту без полоскания.

Кариес зубов является инфекционным заболеванием, которое чаще встречается в младенчестве и его развитие, благодаря свойствам молочных зубов, происходит очень быстро. Детские стоматологи поддерживают грудное молоко как лучший вариант для развития ребенка, и хотя оно само по себе не спровоцирует кариес, они предупреждают, что ночное кормление грудью в течение длительного периода (более года) в сочетании с плохой гигиеной после кормления может привести к развитие кариеса. После того, как прорежется первый зуб, следует избегать кормления из бутылочки в ночное время.

Есть и другие привычки, говорит Мендоса, которые также могут представлять риск: если у одного из родителей есть склонность к развитию кариеса, у него будут канцерогенные бактерии, которые могут передаваться через слюну, в таких обычных действиях, как «чистка пустышки». со слюной, проверяя бутылочку, чтобы убедиться, что она не слишком горячая, дуя на еду, чтобы охладить ее, или целуя ребенка в губы; все это может позволить бактериям, вызывающим кариес, попасть изо рта взрослого в рот ребенка».

Прикорм для младенцев или смешанное питание?

Когда дело доходит до того, как кормить ребенка, есть два варианта: традиционный способ, смешивание пищи, или так называемое отлучение от груди, которое заключается в том, чтобы вводить продукты в соответствии с указаниями ребенка (они едят все, что есть на столе). и бросается в глаза). Нет исследований, доказывающих, что один способ лучше другого, поэтому эксперты говорят, что родители сами должны решить, какой из них им больше нравится.

«Жевание младенцем зависит от прочности десен. Они не могут резать пищу, но могут жевать. Отлучение ребенка от груди интересно, потому что мы поощряем развитие и независимость ребенка, и, кроме того, когда он ест за столом, это момент неисчислимой ценности для ребенка», — говорит Ассо, который также указывает на преимущества «совместного использования». ответственность: «Ребенок ест в зависимости от аппетита.

Коронель, однако, говорит, что «это хорошая идея, если ребенок ест достаточно и получает достаточно питания». Также следует помнить о риске удушья. Следует избегать мелких и жестких продуктов, таких как орехи, яблоки и морковь. Эксперты рекомендуют приготовленные на пару овощи или более мягкие фрукты, нарезанные небольшими ломтиками, такие как груши, бананы и манго.

У пустышки есть свои ограничения

Педиатры рекомендуют по возможности избегать использования пустышки, особенно в период введения грудного вскармливания, когда ребенок отрабатывает сосание и наиболее удобное положение. Ассо отмечает, что пустышки и детские бутылочки могут создать путаницу. «Соски-пустышки легче сосать, и все знания и практика, которые ребенок приобретает при сосании груди, противоречат знаниям, полученным от соски».

В любом случае, если родители решают использовать пустышку, педиатры говорят, что ее следует использовать только в определенное время, например, чтобы помочь ребенку расслабиться перед сном. «Но должны быть установлены ограничения, потому что у них открытый прикус и открытые зубные дуги, и это почти наверняка будет синонимом ортодонтии», — говорит Ассо.

Общение: от плача до истерик

Новорожденный почти весь день спит, просыпаясь только для еды и общаясь плачем. Но по прошествии месяцев их контакт с окружающей средой усиливается и переходит от небольшой имитирующей улыбки в первый месяц, когда они чувствуют себя комфортно или довольны, до внимания к голосам, бормотания, игр и желания говорить и взаимодействовать с другими людьми.

В возрасте от шести месяцев до года дети являются экспертами в невербальном общении. Они объясняются жестами, заявляют о своих предпочтениях и выражают свои эмоции. Им нравится играть, и они начинают понимать, что игрушки продолжают существовать, даже если они их не видят.

Постепенно у них появляется любопытство, они начинают интересоваться новыми вещами и начинают развивать свой характер и личность. По мере приближения своего второго дня рождения они становятся все более и более независимыми, способными обнимать, целовать или отвергать кого-то. У них также случаются истерики, когда они не получают того, чего хотят. Они узнают себя в зеркале и начинают осознавать себя сами по себе. Они также подражают действиям взрослых и хотят играть с другими детьми. Поощрение развития их мозга с помощью игр, внимания и заботы также помогает формировать социальные навыки, которые будут ключевыми в общении с миром.

Совместный сон — хорошая идея?

Сон в одной постели — спорная практика: с одной стороны, это облегчает грудное вскармливание, но также является фактором риска СВДС. Если родители решают спать вместе, педиатры советуют следовать нескольким рекомендациям. Например, в первые дни после рождения, когда мать устала и измотана, риск раздавить ребенка выше. «Но совместный сон способствует привязанности и грудному вскармливанию», — отмечает Виктория Фернандес де ла Руа из AEP, которая также утверждает, что непрерывный контакт помогает укрепить привязанность и полезен для здоровья ребенка и развития нейронов. Тем не менее, AEP советует, что самое безопасное место для сна младенцев в первые шесть месяцев жизни — это кроватка лицом вверх и рядом с кроватью родителей.

В то время как совместный сон облегчает грудное вскармливание, которое является защитным фактором против СВДС, сама практика представляет риск. Таким образом, эксперты рекомендуют не спать вместе с детьми младше трех месяцев, с недоношенными детьми или детьми, у которых при рождении был недостаточный вес, если родители курят, употребляют алкоголь, принимают наркотики или фармацевтические седативные средства, а также в ситуациях крайней усталости. . Они также не рекомендуют спать вместе на мягких поверхностях, таких как водяные кровати или диваны.

Экранное время: когда и сколько?

Экраны следует полностью избегать до двухлетнего возраста. В этом педиатры единодушны. «Детей нельзя успокаивать таким образом или отвлекать, чтобы они поели. Экраны влияют на их сон и способствуют малоподвижному образу жизни и ожирению», — говорит Фернандес де ла Руа.

Ассо идет еще дальше и говорит, что экраны также могут влиять на отношения между детьми и родителями. «Когда вы смотрите в свой мобильный телефон, это мешает вашей жизни и вашим отношениям со всеми остальными. Экраны могут держать нас в заложниках». В частности, размещение экрана перед ребенком, когда он ест, может привести к тому, что «ребенок ест, не осознавая, что он ест, и это может привести к тому, что он пропустит сигналы аппетита и сытости, потому что он ест на автопилоте».

Стоит ли позволять ребенку плакать?

Дети могут плакать от одного до трех часов в день в течение первых трех месяцев жизни без какой-либо значительной патологии. Это то, как они сообщают о своих потребностях. Они плачут, когда им холодно, когда им жарко, когда они голодны, если чувствуют себя одинокими или просто потому, что хотят поиграть.

В этой ситуации педиатры советуют руководствоваться здравым смыслом. Во-первых, следует исключить любую возможность проблем со здоровьем или какой-либо дискомфорт. Если это не так, родители должны попытаться утешить ребенка и разорвать цикл плача, переместив ребенка в другую комнату, чтобы посмотреть в окно или, например, поиграть в игру. «Когда ребенок плачет, он передает потребность. Вы должны пойти. Затем решение о том, утешать ли их, поднимая или нет, зависит от каждого случая», — говорит Ассо.

Предупреждающие знаки: когда что-то не так в развитии

Педиатры советуют быть осторожными и подчеркивают, что все дети разные и имеют свой особый ритм развития. Они подчеркивают, что сравнения с братьями и сестрами дома или с друзьями в детской или в парке не имеют большого значения. Помимо личного восприятия родителей или мнения сверстников, специалисты наблюдают за психомоторным развитием детей с помощью научно подтвержденных шкал, таких как шкала Хайзеа-Леванта, таблица развития, которая рассчитывает параметры общительности, манипулирования, языка и позы на месяц. помесячно.

Источники: Испанская ассоциация педиатрии, Испанское общество детской стоматологии, Андалузская ассоциация педиатрии первичного звена, Испанское общество детской неврологии, Испанское общество амбулаторной педиатрии, Департамент здравоохранения Женералитата Каталонии, Мир Организация здравоохранения.

Первый год, 0–12 месяцев | Городской детский институт

В течение первого года жизни ребенка его мозг удваивается. Большая часть этого роста происходит в части мозга, называемой мозжечком, которая отвечает за физическое развитие и двигательные навыки. Это развитие помогает детям научиться контролировать свое тело и движения. Они учатся держать голову, переворачиваться, хватать предметы и даже вставать. Тем временем зрительная кора, часть мозга, которая помогает нам видеть, быстро меняется, и ваш ребенок начинает узнавать лица. Затем начинает развиваться лимбическая структура, часть мозга, которая контролирует эмоции и долговременную память, помогая вашему ребенку лучше осознавать окружающий мир.

Признаки здорового развития *
  • Ваш ребенок любит смотреть вам в лицо. Он пытается имитировать ваше выражение лица и любит играть в прятки.
  • У него здоровый аппетит, и он растет между визитами здорового ребенка.
  • Он реагирует на знакомые лица.
  • Он начинает бормотать и издавать ряд впечатляющих звуков.
  • Начинает поднимать голову, переворачиваться, ползать и – ближе к концу первого года жизни – подтягивается в положение стоя.
Язык и грамотность

Дети изучают язык уже в первые несколько месяцев жизни. Новорожденные используют язык тела, звуки и выражения лица, чтобы выразить свои желания и потребности.

Что вы можете сделать, чтобы помочь:

  • Говорите с ребенком мягко, спокойным и успокаивающим голосом, используя обычную речь и слова.
  • Реагируйте на звуки вашего ребенка.
  • Выражайте радость, когда она воркует и бормочет.
  • Говорите по имени вашего ребенка.
  • Плач вашего ребенка говорит вам, что ему что-то нужно.
Навыки мышления

В течение первого года жизни ваш ребенок начинает узнавать о таких важных понятиях, как причина и следствие. Он также развивает чувство безопасности и защищенности.

Что вы можете сделать, чтобы помочь:

  • Младенцы и малыши учатся через игру. Например, когда ваш ребенок роняет ваши ключи, он хочет посмотреть, как вы отреагируете.
  • Играйте вместе с ней, чтобы побудить ее исследовать и учиться.
  • Будьте очень терпеливы и имейте чувство юмора, играя с малышом.
Самоконтроль

У новорожденных почти нет самоконтроля. Для младенцев естественно суетиться, когда они расстроены. Их истерики и крики просто отражают этап их развития, а не то, что они избалованы.

Младенцы плачут, чтобы дать понять родителям, что им что-то нужно. Ваш ребенок нуждается в вас, чтобы показать вашу спокойную любовь и поддержку.

Что вы можете сделать, чтобы помочь:

  • Чтобы побудить ее к самоконтролю, вам полезно сохранять спокойствие и показывать ей, как действовать.
  • Ваш ребенок не будет первым (или последним) плакать в продуктовом магазине, ресторане или другом общественном месте. Сохраняйте спокойствие, постарайтесь успокоить ее и, если нужно, выйдите с ней на улицу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *