Разное

Развитие моторики у детей 4 5 лет: Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет

Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет

Для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет нужно выполнять несложные упражнения и делать массаж кистей рук. Специалисты советуют давать детям открывать и закрывать банки, пересыпать крупу из стакана в стакан, учить завязывать узелки. Все эти игры для развития мелкой моторики у детей не отнимут много времени, а пользу окажут неоспоримую, ведь то, как ребенок умеет координировать свои движения, во многом влияет на развитие его речевых и мыслительных центров.

Важнейшую роль в развитии ребенка играет развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Поэтому очень важно посредством специальных упражнений, игр и заданий для развития мелкой моторики заниматься с ребенком с раннего возраста. Развитие мелкой моторики в 4-5 лет влияет на созревание речевых и двигательных зон коры головного мозга, которые находятся в непосредственной близости друг от друга. Развивая моторику, мы оказываем влияние на интеллектуальное развитие ребенка.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей

Как можно развивать мелкую моторику у ребенка в домашних условиях? Важное место в развитии мелкой моторики и координации движений кистей рук и пальцев занимают различные упражнения и игры.

Примеры, как развить мелкую моторику рук у ребенка 4-5 лет:
1. Пересыпание любой крупы из стакана в стакан. Это упражнение развивает мускульную координацию рук. Когда ребенок освоит его, можно разрешить наливать или переливать воду или другие напитки.
2. Завязывание узелков. Научите ребенка делать узелки. Это также развивает координацию, мелкую моторику и сноровку. Можно начать с толстой веревочки, затем перейти на более тонкую, например шнурок.
3. Открывание и закрывание банок различных размеров. Поставьте перед ребенком банки разных размеров, бутылочки, пузырьки с крышками. Попросите его открывать все крышки и закрывать их снова. Это занятие также направлено на развитие мелкой моторики рук.

4. Можно сшить небольшие мешочки и наполнить их, например, манной крупой, крупными макаронами, рисом, ватой и т. д. Дайте возможность ребенку прощупать эти мешочки и угадать, что в них.
5. Бусы. Что необходимо: макароны, длинный шнурок. Как играем: нанизываем макароны на шнурок.
6. Упражнения с пинцетом. Что необходимо: пинцет, мелкие «пуговички», несколько маленьких мисочек. Как играем: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).
7. Упражнения с прищепками. Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок. На край коробки и на прищепки наклеить картинки. Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.
8. Дорожки. Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы. Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору.
9. Выкладывание по контуру. Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль). Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.
10. Картина из бусин. Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин. Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.
11. Скручивание лент. Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого). Как играем: предложить скрутить ленты от одного края к другому.

Большинство детей — большие любители всё хватать, пробовать на ощупь, мять или рвать. Многие родители пытаются избавить ребенка от этих привычек, а зря. Переведите стремление детей действовать руками во благо. В процессе действий пальцами начинается активная работа речевых центров головного мозга ребенка. Не ограничивайте малыша. Подготовьте предметы, которые не жалко, пусть ребенок с наслаждением их мнет и рвет. Чем мельче в итоге получаются кусочки, тем лучше.

Рисование и лепка
Детский пластилин — отличное средство для развития мелкой моторики. Отдавайте предпочтение массе для лепки, которая сделана из безопасных материалов, легко разминается и не засыхает. Предложите ребенку слепить любимую игрушку, животное, сказочного персонажа. Малыши могут просто разминать пластилин в руках, любые действия пальчиками с усилием помогают формировать речь. Рисование должно быть необычным.

Попробуйте вместе нарисовать картину не обычной кистью, а пальцами. Этот способ под силу даже самым маленьким. Удивительно, но рисунки получаются ничуть не хуже. А пользы от подобного рисования намного больше.

Для развития мелкой моторики вовсе не обязательно покупать специальные пособия, которые стоят недешево. Подручные материалы, используемые правильно, дают такой же эффект.
Включите фантазию, покажите ребенку, как взаимодействовать с предметами вокруг. Ваше желание и его любознательность гарантируют успех будущего развития ребенка.

учитель-дефектолог Поносова О.Н.
ГБУПК «ЦППМСП», Верещагинский филиал

подборка упражнений для детей 4-6 лет

 

  • 10 упражнений на мелкую моторику для детей 4-6 лет
  • Картина из пластилина
  • Повтори за мной
  • Золушка
  • Найди похожую
  • Лесные тропинки
  • Мороженое
  • Накорми птицу
  • Наряды для пальчиков
  • Угадай, что лежит в мешке
  • Рисунки на крупе

 

Взять в руку стакан  для взрослого человека —  обычное действие, которое он выполняет автоматически. Но в глазах четырехлетнего ребенка эта задача выглядит несколько сложнее. Она требует скоординированной работы рук, пальцев и головы — развитой мелкой моторики. Поэтому важно развивать ее в детском саду.


В предыдущей статье мы рассказали о том, что такое мелкая моторика, зачем ее развивать и какие упражнения воспитателям можно использовать для работы с детьми до трех лет. С возрастом важно повышать сложность упражнений, но оставлять их такими же веселыми и интересными. Для развития мелкой моторики у детей 4-6 лет рекомендуем использовать следующую подборку упражнений.

 

 

Картина из пластилина

 

Цель: развитие точности движений, цветового восприятия, внимания.

Материалы: пластилин, листики с рисунками.

 

Слепите с детьми много маленьких шариков из пластилина разных цветов. Например, по 30 штук на каждого ребенка. Подготовьте листы, на которых напечатаны контуры будущих картин. Поставьте перед каждым ребенком контейнер с пластилиновыми шариками и положите один из листов. Предложите малышам заполнить картину пластилиновыми шариками. Их нужно будет лепить и расплющивать таким образом, чтобы заполнить внутреннюю часть рисунка.

 

Повтори за мной

 

Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания.

Материалы: тетрадные листы в клеточку и карандаши.

 

Возьмите листы бумаги в клеточку и нарисуйте на них любые фигуры. Затем раздайте детям эти листочки и карандаши. Попросите повторить ваш рисунок и нарисовать такой же рядом.

 

Золушка

 

Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости.

Материалы: контейнеры, рис, горох.

 

Смешайте в контейнере рис и горох. Поставьте перед детьми и скажите, что злая мачеха не хотела отпускать Золушку на бал, пока она не отделит зернышки друг от друга. Поэтому нужно ей помочь и сложить горох в один контейнер, а рис в другой.

 

Найди похожую

 

Цель: развитие внимания и мелкой моторики.

Материалы: контейнер, прищепки, парные наклейки.

 

На край контейнера приклейте наклейки, а их пары наклейте на прищепки. Поставьте контейнер с наклейками и прищепки перед детьми. Предложите им прикрепить прищепки именно в том месте контейнера, где наклеена такая же наклейка. Сначала для упражнения можно использовать более мягкие прищепки, которые легко разъединяются. А затем более жесткие.

 

Лесные тропинки

 

Цель: развитие мелкой моторики рук и умения ориентироваться в пространстве.

Материалы: картон, маленькие камни, ракушки и пуговицы.

 

Перед каждым ребенком поставьте контейнер с разными материалами и положите лист картона. После этого скажите малышам, что картон — это лес, а ребятам нужно через него пройти. Чтобы это сделать, нужно выложить извилистые тропинки, но каждая тропинка должна быть выложена только из одного материала.

 

Мороженое

 

Цель: развитие точности движений, мелкой моторики рук.

Материалы: палочки для мороженого, клей, атласные ленты.

 

Перед упражнением приклейте один край ленты к палочке для мороженого. Раздайте палочки с лентами малышам и предложите самостоятельно сделать мороженое. Для этого нужно будет накрутить ленту целиком на палочку. Сначала рекомендуем использовать ленты не длиннее 50-70 см. А потом можно усложнить задачу и удлинить ленту.

 

Накорми птицу

 

Цель: развитие мелкой моторики.

Материалы: коробка из картона, рисунок птицы, пшеница, фасоль или горох.

 

Наклейте рисунок птицы на картонную коробку и сделайте рядом с клювом небольшое отверстие. Поставьте перед детьми коробку и контейнер с пшеницей, фасолью или горохом. Предложите им по очереди покормить птичку. Главное, чтобы в дырочку дети бросали только по одному зернышку. 

 

Наряды для пальчиков

 

Цель: развитие точности движений, памяти, внимания.

Материалы: маленькие цветные резинки для волос.

 

Поставьте перед каждым ребенком контейнер с резинками для волос и предложите малышам по очереди надеть на каждый палец по резинке. Параллельно проговорите с детьми названия пальцев. Когда они закончат, можно усложнить задачу. Предложите им надеть на конкретный палец определенный цвет резинки. Например, на указательный палец надеть синюю резинку.

 

Угадай, что лежит в мешке

 

Цель: развитие точности движений, тактильного восприятия, фантазии.

Материалы: мешок или пакет, небольшие предметы, игрушки, пластмассовые буквы и цифры.

 

Сложите все предметы в мешок и перемешайте. Затем предложите каждому ребенку по очереди засунуть руку в мешок и угадать, что за предмет он взял. Главное, чтобы малыш при этом не подглядывал.

 

Рисунки на крупе

 

Цель: развитие точности движений и тактильного восприятия.

Материалы: поднос, мелкая крупа (манка, пшено, кукурузная крупа)

 

Насыпьте на поднос тонкий слой крупы. Покажите детям, что, если провести пальцем по крупе, останется яркая линия. Затем предложите им самим попробовать провести пальцами по крупе и посмотреть, что получится. Затем предложите нарисовать пальчиками определенные фигуры на крупе. Например, круг, овал или квадрат.

 

Чтобы дети не уставали и им не надоедало выполнять задания, рекомендуем воспитателям придумывать больше игровых элементов, чередовать упражнения и делать перерывы.

Крупная моторика: от рождения до 5 лет

Что такое крупная моторика?

Развитие крупной моторики задействует крупные мышцы рук, ног и туловища. Крупная моторика важна для повседневной физической активности, такой как ходьба, бег, метание, поднятие тяжестей, удары ногами и т. д. Крупная моторика также является основой для мелкой моторики и связана с осознанием тела, скоростью реакции, балансом и силой. Узнайте больше обо всех этапах развития по возрастам.

Основные этапы развития крупной моторики: Общие рекомендации по физической активности для детей в возрасте от 0 до 5 лет

Новорожденные до 2 месяцев
  • Поворачивает голову в обе стороны на спине
  • Поднимает голову и может поворачиваться в обе стороны на животе
  • Подголовник с функцией «присесть»
  • Удар ногой обеими ногами и одновременные движения обеими руками на спине
  • Регулярно проводит время на животе на полу

3-4 месяца 
  • Поднимает голову на одной линии с туловищем, когда его тянут, чтобы сесть  
  • Отжимания на предплечьях и повороты головы из стороны в сторону на животе
  • Хорошо переносит время на животе   
  • Переворачивается с живота на спину

5 месяцев 
  • Перекатывания со спины на живот  
  • Подносит ноги ко рту, лежа на спине
  • Отжимания на руках с вытянутыми руками на животе
  • Повороты по кругу на животе в каждую сторону  

6-8 месяцев 
  • Сидит один   
  • Тянется к игрушкам, чтобы играть сидя   
  • ловит себя на потере равновесия в положении сидя   
  • Ползает на животе

9-11 месяцев 
  • Передвигается между лежанием и сидением без посторонней помощи  
  • Ползание на руках и коленях
  • Подтягивание в положение стоя с одной ногой впереди
  • Круизы по мебели  
  • Прогулки с двумя руками

11-12 месяцев
  • Прогулки с одной рукой
  • Стоит в одиночестве несколько секунд

13-14 месяцев
  • Поднимается по лестнице
  • Встает с пола без поддержки   
  • Хорошо ходит в одиночку
  • Приседает и встает, не держась за опору

15-18 месяцев  
  • Поднимается по лестнице, опираясь на руки или поручни, чтобы помочь 
  • Сползает по лестнице (на животе, ногами вперед)  
  • Может бежать, но легко падает  
  • Удар ногой по мячу вперед

2 года 
  • Достаточно хорошо ходит и бегает   
  • Прыжки на месте с отрывом обеих ног от земли  
  • Ходит вверх и вниз по лестнице в одиночку  
  • Удар по мячу любой ногой

3 года 
  • Балансировка на одной ноге в течение нескольких секунд   
  • Прыжок вперед на 10-24 дюйма   
  • Ловит большой мяч   
  • Ездит на трехколесном велосипеде

К 4 годам 
  • Может хорошо бегать, прыгать и карабкаться, начинает прыгать  
  • Мастерски прыгает на одной ноге
  • Может делать классики  
  • Надежно ловит мяч  
  • Начинает кувыркаться

К 5 годам 
  • Прыжки на разных ногах и через скакалку  
  • Начинает кататься на коньках и плавать
  • Ездит на велосипеде с тренировочными колесами или без них    
  • Хорошо лазает

Эта информация представляет собой общее руководство, которое поможет вам определить, развивается ли ваш ребенок с ожидаемой для его возраста скоростью. Пожалуйста, имейте в виду, что каждый ребенок уникален и развивает навыки со своей скоростью.

Рекомендации по физической активности

Изучая множество различных видов движений, ваш ребенок сможет развить уверенность, мотивацию и физическую компетентность, чтобы вести активный образ жизни.

По данным Американской кардиологической ассоциации, детям в возрасте от шести до семнадцати лет рекомендуется ежедневная доза не менее 60 минут умеренной или интенсивной физической активности. По данным Американской академии педиатрии, младенцам и малышам рекомендуется уделять 180 минут активности в течение дня. Предполагается, что как структурированные, так и неструктурированные игры должны быть включены в течение дня.

В идеале дети должны заниматься непрерывно в течение 60 минут. Тем не менее, как для детей старшего возраста, так и для малышей дневная активность может быть разделена на несколько частей. Например, два 30-минутных сегмента или четыре 15-минутных сегмента для детей по-прежнему полезны. Находитесь ли вы дома или на игровой площадке, вот некоторые занятия, которые при правильном руководстве могут побудить вашего ребенка двигаться: •

В помещении:

  • Младенцы/малыши: ползание и ходьба по различным поверхностям, например создание препятствий с помощью подушек и одеял; сидение с опорой туловища на гимнастическом мяче, занятия мама/папа и я (йога, акробатика, плавание)
  • Дети: игры в батуте, занятия со скакалкой, йога, танцы, гимнастика, черлидинг

На открытом воздухе:

  • Младенцы/малыши: мама/папа и я уроки плавания; водные игры в ведрах или игры на водяных столах; детские качели или горки на игровой площадке; препятствия на различных поверхностях, таких как гравий, трава
  • Дети: плавание, водные развлечения, аквапарки, марко-поло, катание на коньках, сноутюбинг, катание на санях, роликах, скейтборде, игровые площадки, катание на самокатах, катание на трехколесных и велосипедных велосипедах, походы, прыжки и прыжки, футбол, бейсбольный, качающийся

Наши терапевтические программы также помогут раскрыть в вашем ребенке все самое лучшее. От водной терапии до спортивной терапии и многого другого наша команда использует комплексный подход, используя правильную терапию или методы лечения, которые нужны вашему ребенку на правильном этапе его развития. Мы можем помочь вашему ребенку выучить или восстановить навыки, необходимые ему для успешной повседневной деятельности и общения со сверстниками.

Проблемы с достижением этапов развития? Как улучшить общую моторику вашего ребенка

Если у вас есть опасения относительно развития вашего ребенка или ваш ребенок регулярно пропускает этапы развития, физиотерапия может оценить развитие и решить проблемы. Если вас беспокоит развитие крупной моторики у вашего ребенка, врач или терапевт может помочь с оценкой.

Физиотерапевты могут провести всестороннее обследование силы, равновесия, координации и крупной моторики вашего ребенка, чтобы определить препятствия для безопасного движения тела. Мы предлагаем терапевтические мероприятия, которые интересны и соответствуют возрасту ребенка, когнитивному статусу, уровню способностей и интересам.

Чтобы записаться на прием к детскому физиотерапевту, позвоните по одному из следующих телефонов:

  • Bon Air Therapy Center 804-323-9060
  • Кампус Брук Роуд 804-228-5818 
  • Терапевтический центр Фредериксбурга 540-891-4485 
  • Терапевтический центр Глена Аллена 804-273-6656 
  • Петербургский терапевтический центр 804-733-7233
  • Стаффордский терапевтический центр 540-659-7337

Информация предоставлена ​​Kristen McBee PT, DPT; Аниша Крафт ПТ, ДПТ, ШТ; Рене Лейби, PT, DPT, и Ян Стейнбергер, PT, DPT.

Таблица развития мелкой моторики — Kid Sense Развитие ребенка

< Назад к таблицам развития ребенка

Навыки мелкой моторики — это навыки пальцев и рук, такие как письмо, резка, открывание коробок для завтрака и завязывание шнурков. Развитие этих навыков зависит от соответствующего возрасту развития физических навыков (таких как контроль корпуса и сила плеч), обеспечивающих стабильную основу, с которой рука и кисть могут затем двигаться с контролем.

Примечание. Каждый этап разработки предполагает успешное выполнение предыдущих этапов.

Как пользоваться этой таблицей: Просмотрите навыки, продемонстрированные ребенком до его нынешнего возраста. Если вы заметили, что навыки, которые не были выполнены младше их текущего возраста, свяжитесь с Kid Sense Child Development по телефону 1800 KIDSENSE (1800 543 736).

 

Возраст   Вехи развития Возможные последствия  , если контрольные точки не достигнуты
0 – 6 месяцев
  • Рефлекторный захват (при рождении)
  • Глобальный неэффективный охват объектов (3 месяца)
  • Добровольный захват (3 месяца)
  • Ладонный захват двумя руками (3 месяца)
  • Ладонный захват одной рукой (5 месяцев)
  • Контролируемый охват (6 месяцев)
  • Плохое развитие и контроль мышц
  • Отсроченная способность играть самостоятельно
  • Задержка сенсорного развития из-за задержки взаимодействия с игрушками и другими сенсорными объектами
 6–12 месяцев
  • Тянется, хватает, кладет предмет в рот
  • Контролируемый выпуск объектов
  • Статический клещевой захват (большой и один палец)
  • Поднимает предметы клещевым захватом (большим и одним пальцем)
  • Перекладывает предметы из одной руки в другую
  • Игрушки, которые бросает и поднимает
  • Слабое развитие силы кисти и пальцев
  • Плохое обращение с объектами, приводящее к задержке игровых навыков
  • Задержка сенсорного развития из-за отсутствия сенсорного игрового опыта
1-2 года
  • Строит башню из трех маленьких блоков
  • Надевает четыре кольца на палку
  • Помещает пять штифтов в перфорированную доску
  • Переворачивает две или три страницы книги за раз
  • Каракули
  • Поворотные ручки
  • Рисует движением всей руки, перекладывает руки, делает мазки
  • Самостоятельная подача с минимальной помощью
  • Возможность использовать подпись для общения
  • Подносит ложку ко рту
  • Держит и пьет из чашки самостоятельно
  • Слабое развитие силы кисти и пальцев
  • Отсроченные навыки самостоятельной игры
  • Задержка развития навыков самообслуживания (например, приема пищи)
  • Навыки отложенной манипуляции
2-3 ​​года
  • Нити четыре большие бусины
  • Перелистывает отдельные страницы книги
  • Ножницы с ножницами
  • Держит мелок большим и указательным пальцами (не кулаком)
  • Постоянно использует одну руку в большинстве видов деятельности
  • Имитирует круговые, вертикальные и горизонтальные штрихи
  • Рисует движением запястья, рисует точки, линии, круговые мазки
  • Рулоны, фунты, сжатие и вытягивание пластилина
  • Ест без посторонней помощи
  • Отсроченные навыки самообслуживания (например, прием пищи)
  • Задержка в развитии навыков письма
  • Отсроченные манипуляции с мелкими предметами, такими как игрушки, карандаши и ножницы
  • Разочарование при манипулировании маленькими игрушками и предметами
3–4 года
  • Строит башню из девяти маленьких блоков
  • Копии круг
  • Имитирует крест
  • Работает с глиняным материалом (катает шарики, делает змей, печенье)
  • Использует недоминирующую руку, чтобы помочь и стабилизировать использование предметов
  • Отрезает бумагу ножницами
  • Задержка развития навыков письма
  • Разочарование и/или избегание заданий с карандашом
  • Плохой захват карандаша и контроль над карандашом
  • Плохие навыки ухода за собой (например, прием пищи)
  • Отложенные навыки рисования
4-5 лет
  • Непрерывная резка на линии
  • Копии креста
  • Копии квадратные
  • Записывает имя
  • Записывает числа 1-5
  • Копирует письма
  • Ручность хорошо известна
  • Самостоятельно одевается и раздевается
  • Трудности с удерживанием карандаша и обращением с ним
  • Трудности в обучении написанию имени и других букв алфавита
  • Зависимость от опекунов в повседневных делах, таких как одевание
  • Разочарование и/или избегание заданий с карандашом
5–6 лет
  • Вырезает простые формы
  • Копирует треугольник
  • Цвета внутри линий
  • Использует трехпальцевый захват карандаша и использует пальцы для создания движения
  • Пасты и клеи соответственно
  • Может рисовать простые картинки
  • Трудности в обучении правильному формированию букв и цифр
  • Плохой почерк
  • Трудности с демонстрацией академических способностей на бумаге
  • Усталость при выполнении заданий с карандашом
  • Разочарование и/или избегание задач с карандашом
6-7 лет
  • Правильно формирует большинство букв и цифр
  • Постоянно пишет в строки
  • Демонстрирует контролируемое движение карандаша
  • Хорошая устойчивость к письму
  • Может собирать Lego, K’nex и другие блоки самостоятельно
  • Завязывает шнурки самостоятельно
  • Трудности с изложением идей на бумаге
  • Испытывает усталость во время рукописного ввода
  • Трудно успевать в классе из-за медленной скорости письма
  • Плохая разборчивость почерка
  • Может повлиять на самооценку при сравнении работы с коллегами
  • Возможные расстройства и/или поведенческие трудности из-за избегания заданий с карандашом
7-8 лет
  • Сохраняет разборчивость почерка на протяжении всего рассказа
  • Трудности при своевременном выполнении рукописных заданий
  • Испытываете усталость во время рукописного ввода
  • Плохая успеваемость из-за трудностей с изложением идей на бумаге
  •  Трудности из-за того, что вы избегаете заданий с карандашом 

Эта диаграмма была разработана в качестве функционального скрининга навыков развития в каждой возрастной группе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *