Разное

Развитие младенца до года по месяцам: Развитие ребенка по месяцам до года — особенности и этапы.

Содержание

нормы для мальчиков и девочек

Содержание статьи

  • Для чего нужны нормы?
  • От месяца к году
  • В тандеме с родителями

За первые 12 месяцев маленький человек проходит огромный путь развития: ни в один из последующих жизненных этапов он не приобретет столько навыков за такой короткий срок. Поэтому родители уделяют своему чаду такое пристальное внимание. Как же происходит развитие ребенка от рождения до 1 года по месяцам?

Для чего нужны нормы?

Примерные нормативы правильного развития ребенка по месяцам существуют, прежде всего, именно для того, чтобы родители могли вовремя обнаружить и устранить возникающие проблемы. Часто бывает достаточно просто больше заниматься с крохой, но иногда отставание свидетельствует о существующих отклонениях, требующих коррекции специалистов.

Так, в физическом плане обращают внимание на прибавку веса и роста, возникновение основных двигательных навыков к определенному возрасту (переворачивание, сидение, ползание, вставание, ходьба, навыки хватания и манипуляции с предметами). Речь должна пройти стадии гуления, лепета, автономной речи с использованием всевозможных звукоподражаний. Умственное развитие предполагает прогресс логического мышления, памяти, внимания и т. д.

Отметим, что приводимые во всевозможных таблицах нормы – всего лишь примерные ориентиры, с которыми можно соотносить индивидуальное развитие ребенка. Многое будет зависеть от течения беременности и родов, веса и срока гестации при рождении, особенностей темперамента малыша, отсутствия осложнений, наследственности.

Сопоставляя развитие своего чада с нормативами, сравнивайте и развитие его самого на более раннем этапе. Если в каком-то возрасте он не овладел нужным навыком, но освоил его к следующему месяцу, беспокоиться не стоит. Если же из месяца в месяц кроха отстает (особенно в какой-то одной сфере: речь, координация, зрение) – лучше посетить педиатра.

От месяца к году

Приведенные ниже данные помогут родителям ориентироваться в развитии их ребенка по месяцам. При этом они могут завести свой календарь развития, в который будут заносить основные достижения ребенка. Это позволит врачам при необходимости точнее оценить картину. Да и для самой семьи он может стать настоящей ценностью, к которой будет интересно обращаться время от времени, чтобы вспомнить, каким был кроха, когда и чему учился.

  • 1 месяц.

Самый сложный – из-за адаптации к новым условиям. Новорожденный ребенок учится дышать, принимать и переваривать пищу, находиться вне маминого животика, привыкать к своему телу «на свободе». Ребенок спит большую часть суток, кушает примерно каждые 2–3 часа. На этом месяце все движения крохи рефлекторны и хаотичны. У него наблюдаются сосательный рефлекс, поисковый, хватательный, плавательный, шаговый и некоторые другие. За этот месяц кроха вырастает примерно на 3 см и прибавляет 600 – 700 г. Он умеет ненадолго фокусировать взгляд на яркой игрушке (различает красный цвет), следить за ней, если она движется медленно.

Поворачивает головку на появившийся звук, при резком звуке реагирует вздрагиванием. Узнает мамин запах, голос. Может непродолжительное время удерживать головку, лежа на животике.

В месяц можно наблюдать первую, пока еще рефлекторную, улыбку младенца. Плач – пока единственный способ коммуникации, которым кроха сигнализирует о дискомфорте, недуге, голоде, нехватке внимания. К концу месяца у малыша появляются протяжные гласные звуки.

  • 2 месяца.

В этом месяце начинает проявляться комплекс оживления: малыш реагирует движениями ручек и ножек, улыбкой, активными звуками на появление взрослого. Он уже может более уверенно следить за предметами, точно поворачивает головку на звук, сосредотачивается на мамином лице. Недолго удерживает головку не только лежа на животике, но и в вертикальном положении. Бодрствует после каждого сна до 20 минут. Может найти и пососать кулачок. Если разжать пальчики и вложить в них небольшой предмет, малыш постарается его удерживать.

Теперь он активнее гулит (возможны сочетания гласных с согласными: агу, ба, ага, бу). У грудничка пока нет ощущения дня и ночи, поэтому он может их перепутать. За эти 30 дней он подрастает еще примерно на 3 см и набирает от 650 г до 1 кг.

  • 3 месяца.

В этом возрасте дети обычно уже уверенно держат голову. Могут фокусировать взгляд на ярком предмете даже в вертикальном положении. Учатся или уже умеют поворачиваться на бочок. Узнают близких, встречают их улыбкой, могут смеяться. Активно гулят, используя слоговые сочетания. Сосредотачиваются на звуках. Тянут ручки к игрушкам, пытаются схватить их, ударить по ним. При поддержке подмышки трехмесячный карапуз пружинит ножками, отталкиваясь от поверхности. Может трогать свои ножки, лицо. Лежа на животике, опирается на предплечья. Движения становятся более произвольными на фоне угасания рефлексов. Ребенок снова подрастает на 3–3,5 см, набирает 700–800 г.

  • 4 месяца.

Физическое развитие характеризуется угасанием большинства рефлексов, проходит гипертонус новорожденных. Малыш может перевернуться на животик, пытается приподняться и сесть из положения лежа. Умеет громко смеяться, поворачивает голову, отыскивая источник звука, узнает своих и чужих. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку, ощупать ее, пососать, постучать ею, бросить. Хорошо фиксирует взгляд на предмете и уверенно следит за ним даже при быстром перемещении. Рассматривает себя в зеркале. Прислушивается к звукам музыки, понимает, когда называют его имя. При кормлении придерживает ручками грудь мамы или бутылку. Некоторые малыши могут ползать на животике. Речь переходит на этап лепета с чередованием слоговых цепочек. Ребенок подрастает еще примерно на 2–2,5 см, набирает 650–750 г.

  • 5 месяцев.

В норме к этому моменту малыш умеет переворачиваться на животик. Некоторые детки могут немного посидеть с опорой. Но высаживать их пока рано. У мальчиков это чревато искривлением позвоночника, у девочек – неправильным формированием половых органов. Сейчас кроха уверенно отличает родных и чужих людей (последних может пугаться), распознает интонации говорящих. Может стоять, если его поддерживать подмышки, а лежа на животе, опирается на прямые ручки, подтягивает к себе игрушки, стучит ими, тянет в ротик. Малыш нуждается в постоянном общении со взрослыми, призывает их к этому активным гулением, улыбками. С интересом рассматривает лица на фото. Рост и вес изменяются так же, как в предыдущем месяце.

  • 6 месяцев.

В это время кроха улучшает свои физические навыки: учится вставать на четвереньки, наклоняться и поворачиваться в стороны, может недолго посидеть без опоры, пытается садиться самостоятельно. Переворачивается с живота на спину, подползает к заинтересовавшим предметам по-пластунски, перекладывает игрушки в ручках, изучает их, поднимает, если они упали. Может пить из чашки, кушать из ложечки в руках взрослых. Малыш становится очень эмоциональным, бурно выражает как радость, так и недовольство. Любит играть в «ладушки» или «ку-ку». Кроха внимательно прислушивается к речи взрослых, старается ей подражать, копирует интонации, осваивает новые согласные.

Сейчас ребенок начинает осознавать первые простейшие причинно-следственные связи (если толкнуть игрушку – она свалится, нажать на кнопку – будет звук).

  • 7 месяцев.

Сейчас кроха становится настоящим непоседой. Он уже может долго сидеть с ровной спинкой, перекатываться со спины на бок и даже на животик, вставать по опоре, некоторые детки (мальчики – реже, чем девочки) умеют ползать, часто – назад. При поддержке малыш уверенно переступает. Может точно найти и показать предмет в ответ на вопрос «где?», изучает действия с предметами: что будет, если постучать игрушками друг о друга, потрясти, бросить их на пол или об стену? Изучает свое тело, ощупывая, облизывая. Интересуется картинками в книжках, листая их. Захватывает игрушки более-уверенно. Может показать некоторые части своего тела. Долго и активно лепечет нараспев, меняя интонации.

В речи появляются первые подражания («ав-ав», «ам-ам»). Приходит в восторг от «ладушек», «сороки-вороны».

  • 8 месяцев.

Кроха уже самостоятельно садится и сидит, встает по опоре и переступает приставным шагом вдоль нее. Подолгу возится с игрушками, соотнося действие с его предназначением (надевает кольца на пирамидку, накрывает баночки крышечками). Узнает маму и папу по фото. Выполняет простые просьбы (дай, покажи, подними, помаши ручкой). Речь пока остается лепетной, арсенал воспроизводимых звукосочетаний постоянно растет, могут появиться первые слова (мама, на, дай). Кроха активно реагирует на музыку: пританцовывает, хлопает в ладоши, радуется.

  • 9 месяцев.

Двигательные навыки ребенка совершенствуются. Он может сесть из лежачего положения, встать из сидячего, развернуться при ползании. Любит ходить при поддержке за ручки. Совершенствуется моторика: кроха берет мелкие предметы, может рвать бумагу, разминать пластилин, пробует есть ложкой.

Выполняет простые просьбы: покажи, дай, ложись. Совершенствуется память крохи: он отзывается на свое имя, помнит, куда нужно класть игрушки, запоминает названия разных предметов, показывает их. Малыш любит общаться, копируя мимику взрослых, пытаясь повторять слова за ними. Начинает формироваться «автономная речь», понятная только ребенку и маме. Прибавки в весе могут стать меньше из-за возросшей активности (меньше 600 г).

  • 10 месяцев.

Ребенок становится все более активным: может залезать на диван, стул и слезать с них, может какое-то время стоять без опоры, сесть из положения стоя, любит пританцовывать в такт музыке. Может брать предметы одной рукой, удерживать в ней по несколько небольших предметов. Воспроизводит последовательные действия, понимая, что нужно делать с игрушками: собирает матрешки, вкладыши, пирамидки, может построить башенку из 2–3 кубиков, толкает неваляшку, катает машинку. Понимает, что игрушку можно толкнуть не только рукой, но и другой игрушкой, палочкой.

Любит повторять простые действия за взрослыми. Понимает значение слова «нельзя». Возможно, малыш именно сейчас скажет свои первые слова (папа, баба, мама). Прибавка в росте составляет около 1 см, в весе – до 400 г.

  • 11 месяцев.

На пороге первого дня рождения ребенок может сделать несколько самостоятельных шагов. Он постоянно в движении: ползает, встает, садится, ложится, передвигается по опоре. Он уже научился брать мелкие предметы двумя пальчиками, стремится к самостоятельности: умеет (или учится) есть ложкой, пытается натягивать носочки. Кроха очень эмоционален: бурно реагирует на новую игрушку, незнакомых людей, похвалу и порицание. Четко говорит «мама», «папа», много лепечет (продолжает развиваться автономная речь), подключает к общению жесты, мимику. Может кивнуть или покачать головой («да», «нет»), показать части тела на себе и игрушках. Понимает первые обобщения (куклы, кубики, мячики).

  • 12 месяцев.

Ребенок совершенствует все приобретенные навыки: может встать, сидя на корточках, наклониться или присесть, чтобы поднять игрушку, начинает самостоятельно ходить, перешагивать через препятствия и «покорять» ступеньки. Знает, как пользоваться бытовыми предметами (веником, молотком, полотенцем). Осваивает навыки самообслуживания: учится пользоваться зубной щеткой, расческой, умываться, надевать вещи. Может собирать и разбирать пирамидки, вкладыши, сортеры, башни из кубиков. Понимает, что можно освободить руку, взяв предмет из нее подмышку или в ротик. Начинает «заботиться» об игрушках (кормить, качать, укладывать). Малыш произносит около 10–15 слов, понимает примерно 100. Понимает все, что ему говорят, о чем просят.

В тандеме с родителями

Вот такой большой путь проходит малыш с рождения до 1 года. Многое на этом пути будет зависеть от родителей. Их задача – обеспечивать крохе не только полноценные сон, отдых, питание и уход, но и помогать в развитии: укреплять физически, окружать общением, развивать речь, моторику, мышление, эмоции своего чада.

  1. Погремушка с месячного возраста поможет малышу развивать слух, фокусировать зрение, воспринимать яркие цвета. Ребенок чуть старше с ее помощью научится хватать, стучать, бросать, перекладывать, тянуться и ползти.
  2. Укрепляющая гимнастика с 3–4 месяцев способствует развитию и силе мышц, нужных для сидения, формирования осанки, ползания, ходьбы.
  3. Пальчиковые игры, упражнения с маленькими предметами помогают совершенствовать мелкую моторику (а это полезно и для речевых навыков). Начинать их можно, когда кроха научится брать мелкие предметы и детали (в 8–9 месяцев). Можно мять пластилин, рисовать пальчиками, перебирать крупы, трогать всевозможные предметы из разных материалов. О пальчиковой гимнастике можно прочитать здесь.

Развитию мышления помогают собирание матрешек, пирамидок, пазлов, игры со вкладышами и сортерами. Тренировать память можно, рассказывая крохе, где что находится, и просить его затем показать конкретные предметы.

Речевой аппарат хорошо тренируется при помощи артикуляционной гимнастики (простейшая – звукоподражания животным, звукам природы, домашним приборам).

Все эти навыки будут развиваться своевременно, если ребенок постоянно окружен вниманием родителей: совместные игры, постоянное комментирование всего, что происходит, их просьбы показать, подать, принести, повторить и главное – их похвала – способны творить чудеса. Малыш будет всему учиться, подражая взрослым. Важно, чтобы пример был правильным.

Психомоторное развитие ребёнка до года: календарь по месяцам, нормы

Каждого родителя волнует правильное, гармоничное развитие его малыша, поэтому вопрос «Нормально ли развивается мой ребёнок?» актуален среди родителей всегда. Однако, более всего данным вопросом озадачены «новоиспечённые» мамочки и папы, которые только стали носить почётное звание «родителей». Первые 12 месяцев развития первенца – это всегда сложный период для всех близких и родственников малыша. Все и каждый стараются помочь советом, что-то подсказать и научить, чем доводят молодых мам и пап до истерик. «А вот у Машеньки доченька в вашем возрасте уже головку держала, а дочь Вовы уже два зубика имела» — подобные замечания, к несчастью, частный случай в жизни родителей первенца.

Как не поддаться тревоге и знать, своевременное ли развивается ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития. Психомоторное развитие – что это? Для начала стоит ответить на простой вопрос, а что же это такое – психомоторное развитие ребенка? ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной. Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности. С чем сравнивать и знакомство с ПМР-календарем Многие из молодых родителей часто отнекиваются от поучений и замечаний старших поколений, мол, пусть развивается так, как природе угодно или каждый индивидуален, у каждого по-своему.

Стоит осознать и принять, раз и навсегда: да, каждый из нас — это индивидуальная личность, которая развивается по-своему в зависимости от своих особенностей. Однако, есть стандартные этапы, которые проходят в своём развитие каждый. К таким относится и психомоторное развитие. На сегодняшний день высококвалифицированные специалисты ВОЗ на основе сравнения психомоторных календарей нескольких десятков здоровых детей, вывели так называемый общий календарь. В нём перечислены характеристики и требования к развитию ребёнка, его слуха, зрения, эмоциональных реакций, сенсорики, моторики и т.д. Благодаря календарю ПМР можно следить за развитием ребёнка с обеих сторон, как психической, так и моторной. В случае каких-либо отклонений – обратиться к врачу и решать проблему до того, как она станет ребром.

Частота сверки показателей
Если же вы решили все-таки следить за развитием своего чадо по календарю психомоторного развития, то стоит помнить, что каждая возрастная категория имеет свой показатель частоты сверки показателей. Так на первом году жизни психомоторное развитие сверяется с календарём раз в месяц, после 12 месяцев и до 3 годиков необходимо раз в три месяца, а после до шести лет – раз в полгода. Это обусловлено активным развитием всех процессов в организме до года и их замедлением до шести лет. К возрасту младшего школьника, психомоторное развитие заканчивается, а значит и нервные процессы уже закреплены.

Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года

Первый месяц:
1. Кратковременная фиксация взгляда на блестящие и яркие предметы
2. Реакция на звук (вздрагивает при шуме)
3. Способен держать головку в лежачем положении
4. Улыбается близким родственникам, которых часто видит

Второй месяц:
1. Поворачивает головку в сторону источника шума
2. Следит за предметами
3. Способен держать головку в вертикальном положении
4. Реагирует на речь

Третий месяц:
1. Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу»
2. Тянется к игрушкам
3. Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете
4. Хорошо держит голову
5. Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении
6. Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного»

Четвёртый месяц:
1. Пытается переворачиваться на спинку или на бок
2. Тянется за игрушкой
3. Смеётся
4. «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение

Пятый месяц:
1. Звуки выстраиваются в цепочку
2. Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми)
3. Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу
4. Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек

Шестой месяц:
1. Играет с игрушкой, берёт её из одной руки в другую
2. Активно переворачивается со спины на животик
3. По-разному реагирует на родных и чужих
4. «Просится» на ручки

Седьмой месяц:
1. При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку
2. Способен сам держать спинку
3. Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине
4. Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.
5. Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает.

Восьмой месяц:
1. Способен самостоятельно сесть или лечь
2. Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго
3. Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «Ба», «Па», «Ма»
4. Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста

Девятый месяц:
1. Стоит, если держать за ручку
2. Самостоятельно играется с игрушками
3. Специально кидает и следит за падением
4. Способен выполнять простые просьбы «Отдай игрушку», «Дай ручку».
5. Произношение звуков становится удвоенным

Десятый месяц:
1. Играет с другими детками
2. Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону»
3. Говорит первые слова
4. Способен сам ходить, держась за опору

Одиннадцатый месяц:
1. Проявляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками
2. Способен самостоятельно стоять
3. По разному реагирует на знакомых
4. Машет ручками в знак приветствия и прощания

Год:
1. Говорит от 5 и более слов
2. Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение
3. Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять
4. Способен долго играть с игрушками
5. Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.

Благодаря постоянному наблюдению за развитием своего ребёнка, согласно психомоторному календарю, вы на ранних стадиях сможете выявить заторможенность, нормальность или ускорение развития. Помните, что в случае задержки более месяца психомоторного развития вашего ребёнка следует немедленно обратиться к врачу!

Рост и развитие вашего ребенка – первые 12 месяцев

Рост и развитие вашего ребенка – первые 12 месяцев | Беременность Рождение и ребенок начало содержания
Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 1 месяца

Ваш ребенок начинает развиваться с момента рождения. В 1 месяц объятия, сон и кормление — это все, что действительно важно для вашего ребенка.

Рост и развитие вашего ребенка — 2 месяца

В 2 месяца ваш ребенок быстро растет и становится более внимательным. Они также будут издавать больше звуков и лучше двигать своими маленькими телами.

Рост и развитие вашего ребенка — 3 месяца

К 3 месяцам у вашего ребенка сформируется сильная привязанность к вам. Они ответят вам множеством улыбок, и вы действительно сможете порадовать своего ребенка, когда они …

Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 4 месяцев

С 4 месяцев ваш ребенок должен лучше контролировать свои действия. Они должны лучше слышать, осязать и видеть, а также начнут намного больше двигаться…

Рост и развитие вашего ребенка — 5 месяцев

В 5 месяцев ваш ребенок быстро растет и развивается. Вскоре они могут сидеть самостоятельно, готовиться к твердой пище и изучать новый язык…

Рост и развитие вашего ребенка — 6 месяцев

В возрасте 6 месяцев ваш ребенок должен быть более скоординированным, начать реагировать на определенные слова и лучше чувствовать окружающий мир.

Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 7 месяцев

Ваш 7-месячный ребенок быстро растет и может даже самостоятельно сидеть и есть твердую пищу. Здесь вы можете узнать больше о том, как развивается ваш ребенок…

Рост и развитие вашего малыша — 8 месяцев

В 8 месяцев ваш малыш начнет исследовать свой маленький мир. Это может означать, что вам придется больше бегать, но это прекрасное время, чтобы посмотреть, как они уходят…

Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 9 месяцев

К настоящему времени вашему 9-месячному ребенку действительно предстоит развивать свою личность. Они сформируют более сильную привязанность к нескольким людям, предпочитая одних другим. ..

Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 10 месяцев

10-месячный ребенок будет очень активным. Как родитель, вы, вероятно, будете гоняться за ними, пока они ползают, и узнавать больше об их развитии…

Рост и развитие вашего ребенка — 11 месяцев

В 11 месяцев ваш ребенок уже почти малыш — вы, вероятно, будете удивлены тем, как быстро он может передвигаться по дому и насколько он самостоятелен …

Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 12 месяцев

В возрасте 12 месяцев ваш ребенок уже совсем малыш. Если они еще этого не сделали, то скоро они сделают свои первые шаги, разовьют чувство юмора,…

Нужен дополнительный совет или руководство от наших медсестер по охране здоровья матерей и детей?