Содержание
нормы для мальчиков и девочек
Содержание статьи
- Для чего нужны нормы?
- От месяца к году
- В тандеме с родителями
За первые 12 месяцев маленький человек проходит огромный путь развития: ни в один из последующих жизненных этапов он не приобретет столько навыков за такой короткий срок. Поэтому родители уделяют своему чаду такое пристальное внимание. Как же происходит развитие ребенка от рождения до 1 года по месяцам?
Для чего нужны нормы?
Примерные нормативы правильного развития ребенка по месяцам существуют, прежде всего, именно для того, чтобы родители могли вовремя обнаружить и устранить возникающие проблемы. Часто бывает достаточно просто больше заниматься с крохой, но иногда отставание свидетельствует о существующих отклонениях, требующих коррекции специалистов.
Так, в физическом плане обращают внимание на прибавку веса и роста, возникновение основных двигательных навыков к определенному возрасту (переворачивание, сидение, ползание, вставание, ходьба, навыки хватания и манипуляции с предметами). Речь должна пройти стадии гуления, лепета, автономной речи с использованием всевозможных звукоподражаний. Умственное развитие предполагает прогресс логического мышления, памяти, внимания и т. д.
Отметим, что приводимые во всевозможных таблицах нормы – всего лишь примерные ориентиры, с которыми можно соотносить индивидуальное развитие ребенка. Многое будет зависеть от течения беременности и родов, веса и срока гестации при рождении, особенностей темперамента малыша, отсутствия осложнений, наследственности.
Сопоставляя развитие своего чада с нормативами, сравнивайте и развитие его самого на более раннем этапе. Если в каком-то возрасте он не овладел нужным навыком, но освоил его к следующему месяцу, беспокоиться не стоит. Если же из месяца в месяц кроха отстает (особенно в какой-то одной сфере: речь, координация, зрение) – лучше посетить педиатра.
От месяца к году
Приведенные ниже данные помогут родителям ориентироваться в развитии их ребенка по месяцам. При этом они могут завести свой календарь развития, в который будут заносить основные достижения ребенка. Это позволит врачам при необходимости точнее оценить картину. Да и для самой семьи он может стать настоящей ценностью, к которой будет интересно обращаться время от времени, чтобы вспомнить, каким был кроха, когда и чему учился.
- 1 месяц.
Самый сложный – из-за адаптации к новым условиям. Новорожденный ребенок учится дышать, принимать и переваривать пищу, находиться вне маминого животика, привыкать к своему телу «на свободе». Ребенок спит большую часть суток, кушает примерно каждые 2–3 часа. На этом месяце все движения крохи рефлекторны и хаотичны. У него наблюдаются сосательный рефлекс, поисковый, хватательный, плавательный, шаговый и некоторые другие. За этот месяц кроха вырастает примерно на 3 см и прибавляет 600 – 700 г. Он умеет ненадолго фокусировать взгляд на яркой игрушке (различает красный цвет), следить за ней, если она движется медленно.
В месяц можно наблюдать первую, пока еще рефлекторную, улыбку младенца. Плач – пока единственный способ коммуникации, которым кроха сигнализирует о дискомфорте, недуге, голоде, нехватке внимания. К концу месяца у малыша появляются протяжные гласные звуки.
- 2 месяца.
В этом месяце начинает проявляться комплекс оживления: малыш реагирует движениями ручек и ножек, улыбкой, активными звуками на появление взрослого. Он уже может более уверенно следить за предметами, точно поворачивает головку на звук, сосредотачивается на мамином лице. Недолго удерживает головку не только лежа на животике, но и в вертикальном положении. Бодрствует после каждого сна до 20 минут. Может найти и пососать кулачок. Если разжать пальчики и вложить в них небольшой предмет, малыш постарается его удерживать.
Теперь он активнее гулит (возможны сочетания гласных с согласными: агу, ба, ага, бу). У грудничка пока нет ощущения дня и ночи, поэтому он может их перепутать. За эти 30 дней он подрастает еще примерно на 3 см и набирает от 650 г до 1 кг.- 3 месяца.
В этом возрасте дети обычно уже уверенно держат голову. Могут фокусировать взгляд на ярком предмете даже в вертикальном положении. Учатся или уже умеют поворачиваться на бочок. Узнают близких, встречают их улыбкой, могут смеяться. Активно гулят, используя слоговые сочетания. Сосредотачиваются на звуках. Тянут ручки к игрушкам, пытаются схватить их, ударить по ним. При поддержке подмышки трехмесячный карапуз пружинит ножками, отталкиваясь от поверхности. Может трогать свои ножки, лицо. Лежа на животике, опирается на предплечья. Движения становятся более произвольными на фоне угасания рефлексов. Ребенок снова подрастает на 3–3,5 см, набирает 700–800 г.
- 4 месяца.
Физическое развитие характеризуется угасанием большинства рефлексов, проходит гипертонус новорожденных. Малыш может перевернуться на животик, пытается приподняться и сесть из положения лежа. Умеет громко смеяться, поворачивает голову, отыскивая источник звука, узнает своих и чужих. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку, ощупать ее, пососать, постучать ею, бросить. Хорошо фиксирует взгляд на предмете и уверенно следит за ним даже при быстром перемещении. Рассматривает себя в зеркале. Прислушивается к звукам музыки, понимает, когда называют его имя. При кормлении придерживает ручками грудь мамы или бутылку. Некоторые малыши могут ползать на животике. Речь переходит на этап лепета с чередованием слоговых цепочек. Ребенок подрастает еще примерно на 2–2,5 см, набирает 650–750 г.
- 5 месяцев.
В норме к этому моменту малыш умеет переворачиваться на животик. Некоторые детки могут немного посидеть с опорой. Но высаживать их пока рано. У мальчиков это чревато искривлением позвоночника, у девочек – неправильным формированием половых органов. Сейчас кроха уверенно отличает родных и чужих людей (последних может пугаться), распознает интонации говорящих. Может стоять, если его поддерживать подмышки, а лежа на животе, опирается на прямые ручки, подтягивает к себе игрушки, стучит ими, тянет в ротик. Малыш нуждается в постоянном общении со взрослыми, призывает их к этому активным гулением, улыбками. С интересом рассматривает лица на фото. Рост и вес изменяются так же, как в предыдущем месяце.
- 6 месяцев.
В это время кроха улучшает свои физические навыки: учится вставать на четвереньки, наклоняться и поворачиваться в стороны, может недолго посидеть без опоры, пытается садиться самостоятельно. Переворачивается с живота на спину, подползает к заинтересовавшим предметам по-пластунски, перекладывает игрушки в ручках, изучает их, поднимает, если они упали. Может пить из чашки, кушать из ложечки в руках взрослых. Малыш становится очень эмоциональным, бурно выражает как радость, так и недовольство. Любит играть в «ладушки» или «ку-ку». Кроха внимательно прислушивается к речи взрослых, старается ей подражать, копирует интонации, осваивает новые согласные.
Сейчас ребенок начинает осознавать первые простейшие причинно-следственные связи (если толкнуть игрушку – она свалится, нажать на кнопку – будет звук).- 7 месяцев.
Сейчас кроха становится настоящим непоседой. Он уже может долго сидеть с ровной спинкой, перекатываться со спины на бок и даже на животик, вставать по опоре, некоторые детки (мальчики – реже, чем девочки) умеют ползать, часто – назад. При поддержке малыш уверенно переступает. Может точно найти и показать предмет в ответ на вопрос «где?», изучает действия с предметами: что будет, если постучать игрушками друг о друга, потрясти, бросить их на пол или об стену? Изучает свое тело, ощупывая, облизывая. Интересуется картинками в книжках, листая их. Захватывает игрушки более-уверенно. Может показать некоторые части своего тела. Долго и активно лепечет нараспев, меняя интонации.
- 8 месяцев.
Кроха уже самостоятельно садится и сидит, встает по опоре и переступает приставным шагом вдоль нее. Подолгу возится с игрушками, соотнося действие с его предназначением (надевает кольца на пирамидку, накрывает баночки крышечками). Узнает маму и папу по фото. Выполняет простые просьбы (дай, покажи, подними, помаши ручкой). Речь пока остается лепетной, арсенал воспроизводимых звукосочетаний постоянно растет, могут появиться первые слова (мама, на, дай). Кроха активно реагирует на музыку: пританцовывает, хлопает в ладоши, радуется.
- 9 месяцев.
Двигательные навыки ребенка совершенствуются. Он может сесть из лежачего положения, встать из сидячего, развернуться при ползании. Любит ходить при поддержке за ручки. Совершенствуется моторика: кроха берет мелкие предметы, может рвать бумагу, разминать пластилин, пробует есть ложкой.
Выполняет простые просьбы: покажи, дай, ложись. Совершенствуется память крохи: он отзывается на свое имя, помнит, куда нужно класть игрушки, запоминает названия разных предметов, показывает их. Малыш любит общаться, копируя мимику взрослых, пытаясь повторять слова за ними. Начинает формироваться «автономная речь», понятная только ребенку и маме. Прибавки в весе могут стать меньше из-за возросшей активности (меньше 600 г).- 10 месяцев.
Ребенок становится все более активным: может залезать на диван, стул и слезать с них, может какое-то время стоять без опоры, сесть из положения стоя, любит пританцовывать в такт музыке. Может брать предметы одной рукой, удерживать в ней по несколько небольших предметов. Воспроизводит последовательные действия, понимая, что нужно делать с игрушками: собирает матрешки, вкладыши, пирамидки, может построить башенку из 2–3 кубиков, толкает неваляшку, катает машинку. Понимает, что игрушку можно толкнуть не только рукой, но и другой игрушкой, палочкой.
- 11 месяцев.
На пороге первого дня рождения ребенок может сделать несколько самостоятельных шагов. Он постоянно в движении: ползает, встает, садится, ложится, передвигается по опоре. Он уже научился брать мелкие предметы двумя пальчиками, стремится к самостоятельности: умеет (или учится) есть ложкой, пытается натягивать носочки. Кроха очень эмоционален: бурно реагирует на новую игрушку, незнакомых людей, похвалу и порицание. Четко говорит «мама», «папа», много лепечет (продолжает развиваться автономная речь), подключает к общению жесты, мимику. Может кивнуть или покачать головой («да», «нет»), показать части тела на себе и игрушках. Понимает первые обобщения (куклы, кубики, мячики).
- 12 месяцев.
Ребенок совершенствует все приобретенные навыки: может встать, сидя на корточках, наклониться или присесть, чтобы поднять игрушку, начинает самостоятельно ходить, перешагивать через препятствия и «покорять» ступеньки. Знает, как пользоваться бытовыми предметами (веником, молотком, полотенцем). Осваивает навыки самообслуживания: учится пользоваться зубной щеткой, расческой, умываться, надевать вещи. Может собирать и разбирать пирамидки, вкладыши, сортеры, башни из кубиков. Понимает, что можно освободить руку, взяв предмет из нее подмышку или в ротик. Начинает «заботиться» об игрушках (кормить, качать, укладывать). Малыш произносит около 10–15 слов, понимает примерно 100. Понимает все, что ему говорят, о чем просят.
В тандеме с родителями
Вот такой большой путь проходит малыш с рождения до 1 года. Многое на этом пути будет зависеть от родителей. Их задача – обеспечивать крохе не только полноценные сон, отдых, питание и уход, но и помогать в развитии: укреплять физически, окружать общением, развивать речь, моторику, мышление, эмоции своего чада.
- Погремушка с месячного возраста поможет малышу развивать слух, фокусировать зрение, воспринимать яркие цвета. Ребенок чуть старше с ее помощью научится хватать, стучать, бросать, перекладывать, тянуться и ползти.
- Укрепляющая гимнастика с 3–4 месяцев способствует развитию и силе мышц, нужных для сидения, формирования осанки, ползания, ходьбы.
- Пальчиковые игры, упражнения с маленькими предметами помогают совершенствовать мелкую моторику (а это полезно и для речевых навыков). Начинать их можно, когда кроха научится брать мелкие предметы и детали (в 8–9 месяцев). Можно мять пластилин, рисовать пальчиками, перебирать крупы, трогать всевозможные предметы из разных материалов. О пальчиковой гимнастике можно прочитать здесь.
Развитию мышления помогают собирание матрешек, пирамидок, пазлов, игры со вкладышами и сортерами. Тренировать память можно, рассказывая крохе, где что находится, и просить его затем показать конкретные предметы.
Речевой аппарат хорошо тренируется при помощи артикуляционной гимнастики (простейшая – звукоподражания животным, звукам природы, домашним приборам).
Все эти навыки будут развиваться своевременно, если ребенок постоянно окружен вниманием родителей: совместные игры, постоянное комментирование всего, что происходит, их просьбы показать, подать, принести, повторить и главное – их похвала – способны творить чудеса. Малыш будет всему учиться, подражая взрослым. Важно, чтобы пример был правильным.
Психомоторное развитие ребёнка до года: календарь по месяцам, нормы
Каждого родителя волнует правильное, гармоничное развитие его малыша, поэтому вопрос «Нормально ли развивается мой ребёнок?» актуален среди родителей всегда. Однако, более всего данным вопросом озадачены «новоиспечённые» мамочки и папы, которые только стали носить почётное звание «родителей». Первые 12 месяцев развития первенца – это всегда сложный период для всех близких и родственников малыша. Все и каждый стараются помочь советом, что-то подсказать и научить, чем доводят молодых мам и пап до истерик. «А вот у Машеньки доченька в вашем возрасте уже головку держала, а дочь Вовы уже два зубика имела» — подобные замечания, к несчастью, частный случай в жизни родителей первенца.
Как не поддаться тревоге и знать, своевременное ли развивается ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития. Психомоторное развитие – что это? Для начала стоит ответить на простой вопрос, а что же это такое – психомоторное развитие ребенка? ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной. Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности. С чем сравнивать и знакомство с ПМР-календарем Многие из молодых родителей часто отнекиваются от поучений и замечаний старших поколений, мол, пусть развивается так, как природе угодно или каждый индивидуален, у каждого по-своему.
Стоит осознать и принять, раз и навсегда: да, каждый из нас — это индивидуальная личность, которая развивается по-своему в зависимости от своих особенностей. Однако, есть стандартные этапы, которые проходят в своём развитие каждый. К таким относится и психомоторное развитие. На сегодняшний день высококвалифицированные специалисты ВОЗ на основе сравнения психомоторных календарей нескольких десятков здоровых детей, вывели так называемый общий календарь. В нём перечислены характеристики и требования к развитию ребёнка, его слуха, зрения, эмоциональных реакций, сенсорики, моторики и т.д. Благодаря календарю ПМР можно следить за развитием ребёнка с обеих сторон, как психической, так и моторной. В случае каких-либо отклонений – обратиться к врачу и решать проблему до того, как она станет ребром.
Частота сверки показателей
Если же вы решили все-таки следить за развитием своего чадо по календарю психомоторного развития, то стоит помнить, что каждая возрастная категория имеет свой показатель частоты сверки показателей. Так на первом году жизни психомоторное развитие сверяется с календарём раз в месяц, после 12 месяцев и до 3 годиков необходимо раз в три месяца, а после до шести лет – раз в полгода. Это обусловлено активным развитием всех процессов в организме до года и их замедлением до шести лет. К возрасту младшего школьника, психомоторное развитие заканчивается, а значит и нервные процессы уже закреплены.
Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года
Первый месяц:
1. Кратковременная фиксация взгляда на блестящие и яркие предметы
2. Реакция на звук (вздрагивает при шуме)
3. Способен держать головку в лежачем положении
4. Улыбается близким родственникам, которых часто видит
Второй месяц:
1. Поворачивает головку в сторону источника шума
2. Следит за предметами
3. Способен держать головку в вертикальном положении
4. Реагирует на речь
Третий месяц:
1. Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу»
2. Тянется к игрушкам
3. Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете
4. Хорошо держит голову
5. Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении
6. Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного»
Четвёртый месяц:
1. Пытается переворачиваться на спинку или на бок
2. Тянется за игрушкой
3. Смеётся
4. «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение
Пятый месяц:
1. Звуки выстраиваются в цепочку
2. Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми)
3. Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу
4. Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек
Шестой месяц:
1. Играет с игрушкой, берёт её из одной руки в другую
2. Активно переворачивается со спины на животик
3. По-разному реагирует на родных и чужих
4. «Просится» на ручки
Седьмой месяц:
1. При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку
2. Способен сам держать спинку
3. Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине
4. Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.
5. Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает.
Восьмой месяц:
1. Способен самостоятельно сесть или лечь
2. Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго
3. Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «Ба», «Па», «Ма»
4. Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста
Девятый месяц:
1. Стоит, если держать за ручку
2. Самостоятельно играется с игрушками
3. Специально кидает и следит за падением
4. Способен выполнять простые просьбы «Отдай игрушку», «Дай ручку».
5. Произношение звуков становится удвоенным
Десятый месяц:
1. Играет с другими детками
2. Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону»
3. Говорит первые слова
4. Способен сам ходить, держась за опору
Одиннадцатый месяц:
1. Проявляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками
2. Способен самостоятельно стоять
3. По разному реагирует на знакомых
4. Машет ручками в знак приветствия и прощания
Год:
1. Говорит от 5 и более слов
2. Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение
3. Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять
4. Способен долго играть с игрушками
5. Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.
Благодаря постоянному наблюдению за развитием своего ребёнка, согласно психомоторному календарю, вы на ранних стадиях сможете выявить заторможенность, нормальность или ускорение развития. Помните, что в случае задержки более месяца психомоторного развития вашего ребёнка следует немедленно обратиться к врачу!
Рост и развитие вашего ребенка – первые 12 месяцев
Рост и развитие вашего ребенка – первые 12 месяцев | Беременность Рождение и ребенок начало содержанияРост и развитие вашего ребенка в возрасте 1 месяца
Ваш ребенок начинает развиваться с момента рождения. В 1 месяц объятия, сон и кормление — это все, что действительно важно для вашего ребенка.
Рост и развитие вашего ребенка — 2 месяца
В 2 месяца ваш ребенок быстро растет и становится более внимательным. Они также будут издавать больше звуков и лучше двигать своими маленькими телами.
Рост и развитие вашего ребенка — 3 месяца
К 3 месяцам у вашего ребенка сформируется сильная привязанность к вам. Они ответят вам множеством улыбок, и вы действительно сможете порадовать своего ребенка, когда они …
Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 4 месяцев
С 4 месяцев ваш ребенок должен лучше контролировать свои действия. Они должны лучше слышать, осязать и видеть, а также начнут намного больше двигаться…
Рост и развитие вашего ребенка — 5 месяцев
В 5 месяцев ваш ребенок быстро растет и развивается. Вскоре они могут сидеть самостоятельно, готовиться к твердой пище и изучать новый язык…
Рост и развитие вашего ребенка — 6 месяцев
В возрасте 6 месяцев ваш ребенок должен быть более скоординированным, начать реагировать на определенные слова и лучше чувствовать окружающий мир.
Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 7 месяцев
Ваш 7-месячный ребенок быстро растет и может даже самостоятельно сидеть и есть твердую пищу. Здесь вы можете узнать больше о том, как развивается ваш ребенок…
Рост и развитие вашего малыша — 8 месяцев
В 8 месяцев ваш малыш начнет исследовать свой маленький мир. Это может означать, что вам придется больше бегать, но это прекрасное время, чтобы посмотреть, как они уходят…
Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 9 месяцев
К настоящему времени вашему 9-месячному ребенку действительно предстоит развивать свою личность. Они сформируют более сильную привязанность к нескольким людям, предпочитая одних другим. ..
Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 10 месяцев
10-месячный ребенок будет очень активным. Как родитель, вы, вероятно, будете гоняться за ними, пока они ползают, и узнавать больше об их развитии…
Рост и развитие вашего ребенка — 11 месяцев
В 11 месяцев ваш ребенок уже почти малыш — вы, вероятно, будете удивлены тем, как быстро он может передвигаться по дому и насколько он самостоятелен …
Рост и развитие вашего ребенка в возрасте 12 месяцев
В возрасте 12 месяцев ваш ребенок уже совсем малыш. Если они еще этого не сделали, то скоро они сделают свои первые шаги, разовьют чувство юмора,…
Нужен дополнительный совет или руководство от наших медсестер по охране здоровья матерей и детей?
1800 882 436
Видеовызов
- Свяжитесь с нами
- О нас
- Темы от А до Я
- Средство проверки симптомов
- Сервисный поиск
- Ссылка на нас
- Информационные партнеры
- Условия использования
- Конфиденциальность
Беременность, роды и ребенок финансируется правительством Австралии и управляется Healthdirect Australia.
Беременность, роды и младенец предоставляется от имени Департамента здравоохранения
Информация и рекомендации по беременности, родам и уходу за ребенком разрабатываются и управляются в рамках строгой системы клинического управления. Этот веб-сайт сертифицирован фондом Health On The Net (HON) — стандартом достоверной медицинской информации.
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google Политика конфиденциальности и Применяются Условия использования.
Эта информация предназначена только для вашего общего ознакомления и использования и не предназначена для использования в качестве медицинской консультации и не должна использоваться для диагностики, лечения или предотвращения каких-либо заболеваний, а также не должна использоваться в терапевтических целях.
Информация не является заменой независимой профессиональной консультации и не должна использоваться в качестве альтернативы профессиональной медицинской помощи. Если у вас есть конкретная медицинская проблема, обратитесь к врачу.
За исключением случаев, разрешенных Законом об авторском праве 1968 г., эта публикация или любая ее часть не могут воспроизводиться, изменяться, адаптироваться, храниться и/или распространяться в любой форме и любыми средствами без предварительного письменного разрешения Healthdirect Australia.
Поддержка этого браузера для этого сайта прекращена
- Internet Explorer 11 и ниже
В настоящее время мы поддерживаем Microsoft Edge, Chrome, Firefox и Safari. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, перейдите по ссылкам ниже:
- Chrome от Google
- Firefox от Mozilla
- Microsoft Edge
- Safari от Apple
Вы можете продолжить просмотр этого сайта в этом браузере. Некоторые функции, инструменты или взаимодействие могут работать неправильно.
Как развиваются дети в течение первых двух лет жизни: помесячное руководство | Наука и техника
Педиатры называют это «тысячей золотых дней»: временем, которое проходит между зачатием ребенка и вторым днем рождения. Все, что происходит в этот период, имеет решающее значение для будущего ребенка. Привычки остальных членов семьи, а также поведение и обычаи, принятые в доме, влияют на обмен веществ ребенка и имеют отношение к его будущему. Таким образом, по словам экспертов, эти месяцы являются ключевым моментом в жизни ребенка для формирования здорового поведения.
Данная статья представляет собой хронологию развития здорового ребенка, родившегося в срок, по данным основных педиатрических обществ и ассоциаций. Но не стоит воспринимать вехи слишком буквально: то, что описывается по месяцам, является справочником, а не учебником. Это не повод для беспокойства, если ребенок не ходит после года и не разговаривает после 18 месяцев. Как утверждают специалисты, у каждого ребенка своя шкала времени.
Физические изменения: от вялости к бегу
За эти 1000 дней зигота размером всего в миллиметр превращается в ребенка весом 12 килограммов, который бегает повсюду, более или менее легко разговаривает, взаимодействует с окружающим миром, чувства, смех и беспокойство. С самого рождения их мозг становится губкой, впитывающей все вокруг. Они учатся понимать, строить отношения, ходить, есть и говорить. И делают они это в своем темпе. Диапазон «нормальности» развития очень широк, и каждый малыш индивидуален, подчеркивают педиатры. Начнем с того, что ребенок, рожденный раньше срока, и ребенок, рожденный в срок, — это не одно и то же: параметры измерения и ритм роста разные.
В первые несколько месяцев жизни наиболее зрелой структурой является ствол мозга, который управляет основными функциями: дыханием и сердечной деятельностью. «Изначально движения ребенка являются рефлекторными, автоматическими, исходящими из ствола мозга», — говорит Ана Камачо, президент Испанского общества детской неврологии. «По мере созревания других частей мозга, таких как большие полушария, эти рефлекторные реакции начинают уступать место произвольным движениям».
Этот процесс связан с прогрессирующей церебральной миелинизацией, говорит Камачо, детский невролог из мадридской больницы Доче де Октубре. «Миелин, необходимый для правильной передачи нервных импульсов, присутствует в небольшом количестве при рождении, и его увеличение, называемое миелинизацией, происходит постепенно от нижних отделов мозга к верхним и от задних к передним. передние зоны. Этот процесс продолжается до второго десятилетия жизни, хотя в двухлетнем возрасте миелинизация уже сильно развита».
Все проходит через этот загадочный орган, который при рождении весит всего 350 граммов и удваивается, а затем утраивается в возрасте от одного до двух лет. За каждым шагом вперед в психомоторном развитии стоят тысячи новых нейронных связей, а родители и педиатры одержимы заботой о здоровом мозге.
Уход за родничком
При рождении кости черепа ребенка не срастаются между собой: в верхней и передней зонах головы имеется ромбовидное углубление, называемое передним родничком, а в задней части черепа другое видно треугольное углубление. Их можно трогать, и совершенно нормально, что кожа, покрывающая роднички, поднимается и опускается, когда ребенок плачет или напрягается.
По мере того, как кости, окружающие роднички, растут и соединяются вместе, они уменьшают впадины, пока не закроются. Передний родничок обычно закрывается в возрасте от 9 до 18 месяцев, а родничок на затылке — примерно в шесть месяцев.
Спать лицом вверх или вниз?
Современные родители вспоминают, что когда они были младенцами, родители всегда без исключения укладывали их спать лицом вниз. Однако сейчас педиатры рекомендуют младенцам спать лицом вверх. Научное мнение изменилось, и рекомендации тоже. Почему? Риск синдрома внезапной детской смерти (СВДС), который, как правило, поражает детей в возрасте до года, является ключевым.
Преждевременные роды, пребывание среди курильщиков, сон лицом вниз, чрезмерное укутывание в одеяла или сон в одной постели с родителями — все это увеличивает риск СВДС, говорит Кристобаль Коронель, президент Испанского общества амбулаторной педиатрии первичной медицинской помощи (Sepeap). ). Причины СВДС остаются неизвестными, но научное сообщество указывает на сочетание сопутствующих генетических, экологических и социокультурных факторов в ключевой период неврологического, сердечного и респираторного развития.
До конца 1980-х младенцам рекомендовалось спать лицом вниз, но в 1994 году эксперты начали предупреждать о риске СВДС при сне в этом положении и призывали родителей переодеться лицом вверх. Научные работы предполагают, что сон лицом вниз увеличивает риск СВДС до 14 раз, в основном из-за риска удушья, но есть и другие теории. Например, сон лицом вниз может спровоцировать кислородное голодание, ведущее к гипоксии, и повторное вдыхание углекислого газа, что может привести к гиперкапнии (аномально повышенному уровню углекислого газа в крови). Это также может привести к нарушению мозгового кровообращения, обструкции дыхательных путей, нарушению сердечно-сосудистой деятельности или повышению температуры тела, среди прочих осложнений.
Ходячий или не ходячий?
Первые шаги ребенка без посторонней помощи — одна из важнейших вех развития в первые несколько лет жизни. И хотя существуют игрушки, призванные им помогать, вроде ходунков, педиатры выступают против почти всех подобных вспомогательных средств. Прежде всего, классическая модель, похожая на маленькую машину с ребенком, сидела посередине и двигала его ногами. Лайя Ассо, руководитель Межсекторальных программ общественного здравоохранения для детей и подростков регионального правительства Каталонии, говорит, что эти игрушки могут быть чрезвычайно опасными: «Если они упадут на лестницу, это будет сопряжено с огромным риском. Из-за положения, в котором находится ребенок, верхняя часть тела открыта, и большинство ударов приходится на голову».
Коронель Сепиапа добавляет, что высота стула должна быть точно отрегулирована из-за риска искривления ног. «Ступни должны доставать до пола правильно, чтобы ноги не были подвешены в скобках».
Педиатры также не в восторге от висящих или прыгающих ходунков, в которых ребенок учится делать шаги, подвешенные на своеобразных качелях. Ассо говорит, что они мало помогают детям учиться ходить. «Ребенок начинает делать шаги, не осознавая своего веса и инертности. Вы не учите их, что значит ходить, шатаясь и неуверенно». Коронель соглашается: «Это создает плохую осанку, и ребенку делегируется вся ответственность, и у него не развиваются рефлексы».
Единственным общепринятым ходунком является коляска с колесами, которую ребенок толкает за ручку. «По крайней мере, они что-то толкают. Это не так уж плохо. Они толкают его, как если бы им что-то другое [стул, например], чтобы помочь им», — говорит Ассо.
Кормление: грудное молоко или детская смесь?
В первые три месяца жизни ребенок ежемесячно прибавляет в весе около 900 граммов и в росте 3,5 сантиметра. С четырех месяцев до полугода они каждые четыре недели прибавляют в весе полкилограмма и два сантиметра. Это средняя скорость роста, но на практике у каждого ребенка свой темп. В первые несколько дней после рождения для насыщения достаточно крошечных ложек молока, а по мере их роста количество только молочных кормов будет увеличиваться до шести месяцев.
С научной точки зрения споров нет: грудное молоко — лучший вариант для физического и эмоционального здоровья ребенка и матери. «Помимо предотвращения рака у матери и метаболического дара ребенку с точки зрения предотвращения риска сердечно-сосудистых заболеваний, есть и другие вещи, которые выходят за рамки питания», — говорит Ассо. «Во время лактации со стороны матери происходит выброс гормонов, таких как окситоцин, который формирует связи между матерью и ребенком».
Ассо признает, что детская смесь достигла «очень хорошего питательного качества», но нет никакой замены грудному молоку, которое является «динамической жидкостью, которая постоянно меняется и адаптируется к потребностям ребенка». В качестве примера Ассо отмечает: «Происходят изменения температуры соска, так что сальные железы выделяют больше запаха, чтобы ребенок мог найти грудь».
В этой изменяющейся жидкости грудное молоко в первые 72 часа после рождения называется молозивом. «Он имеет желтоватый цвет, потому что содержит каротины, предшественники витамина А. И он богат белками и иммуноглобином А для защиты новорожденного», — говорит Ассо. Кроме того, это молоко доставляется в небольших количествах, «потому что необходимо установить координацию между сосанием и дыханием». В этом же корме первая часть молока водянистая, для утоления жажды. Во второй фазе молоко более калорийное, с большей жирностью, чтобы утолить голод.
Как и когда начинать прикорм
Специалисты рекомендуют кормить исключительно грудью до шести месяцев, а затем постепенно вводить прикорм. В отношении детей, которые не находились на грудном вскармливании, нет четкого консенсуса, но его можно вводить в возрасте от четырех до шести месяцев.
Слишком раннее начало (до четырех месяцев) может быть опасным из-за риска удушья, замены молока другими, менее питательными продуктами и долговременного нарушения регуляции аппетита и чувства насыщения. Таким образом, Испанская педиатрическая ассоциация (AEP) рекомендует не откладывать введение других продуктов после 26 недель, поскольку это может привести к проблемам с питанием, таким как дефицит железа или цинка и пищевая аллергия.
Педиатры рекомендуют вводить другие продукты постепенно, и, хотя в течение многих лет рекомендации AEP разбивались, вводя новые продукты месяц за месяцем, педиатры говорят, что теперь они намного более гибкие. Например, ранее более вызывающие аллергию продукты, такие как яйца и некоторые виды фруктов, вводились последними из опасения, что у детей разовьется непереносимость. Но научные данные не подтвердили эту теорию. «Откладывание аллергенных продуктов было сделано из лучших побуждений, чтобы снизить риски, но оказалось, что это не имело особого смысла», — говорит Ассо.
В чем сходятся педиатры, так это в том, что, начиная вводить прикорм, они должны быть с высоким содержанием железа и цинка, такие как мясо, рыба и бобовые. И, как отмечает Коронель, всегда приспосабливается к потребностям ребенка. «Не нужно быть категоричным или догматичным. Порядок, в котором следует вводить продукты, может быть разным; с более тяжелым ребенком можно, например, давать овощи перед кашами».
Единственными рекомендациями, установленными экспертами, является то, что овощи с зелеными листьями (например, шпинат и мангольд) следует избегать до 12 месяцев, а фрукты следует давать целыми (фруктовые соки практически не имеют питательной ценности). Министерство здравоохранения Испании также рекомендует избегать крупной рыбы, такой как рыба-меч и тунец, до 10 лет.0005
Прорезывание зубов
Первый зуб у ребенка появляется как в возрасте пяти месяцев, так и в возрасте 12 месяцев. В любом случае детские стоматологи рекомендуют с рождения, даже когда у ребенка нет зубов, очищать десны и язык марлей после каждого кормления.
После прорезывания первых зубов гигиену полости рта можно проводить с помощью силиконовых наперстков или маленькой зубной щетки не менее двух раз в день. При прорезывании первых моляров детские стоматологи рекомендуют пользоваться зубной нитью. Асунсьон Мендоса, президент Испанского общества детских стоматологов, предлагает чистить зубы в течение нескольких минут, используя количество зубной пасты размером с рисовое зерно до двух лет и выплевывая зубную пасту без полоскания.
Кариес зубов является инфекционным заболеванием, которое чаще встречается в младенчестве и его развитие, благодаря свойствам молочных зубов, происходит очень быстро. Детские стоматологи поддерживают грудное молоко как лучший вариант для развития ребенка, и хотя оно само по себе не спровоцирует кариес, они предупреждают, что ночное кормление грудью в течение длительного периода (более года) в сочетании с плохой гигиеной после кормления может привести к развитие кариеса. После того, как прорежется первый зуб, следует избегать кормления из бутылочки в ночное время.
Есть и другие привычки, говорит Мендоса, которые также могут представлять риск: если у одного из родителей есть склонность к развитию кариеса, у них будут канцерогенные бактерии, которые могут передаваться через слюну, в таких обычных действиях, как «чистка пустышки». со слюной, проверяя бутылочку, чтобы убедиться, что она не слишком горячая, дуя на еду, чтобы охладить ее, или целуя ребенка в губы; все это может позволить бактериям, вызывающим кариес, попасть изо рта взрослого в рот ребенка».
Прикорм для младенцев или смешанное питание?
Когда дело доходит до того, как кормить ребенка, есть два варианта: традиционный способ, смешивание пищи, или так называемое отлучение от груди, которое заключается в том, чтобы вводить продукты по указанию ребенка (он ест все, что есть на столе). и бросается в глаза). Нет исследований, доказывающих, что один способ лучше другого, поэтому эксперты говорят, что родители сами должны решить, какой из них им больше нравится.
«Жевание младенцем зависит от прочности десен. Они не могут резать пищу, но могут жевать. Отлучение ребенка от груди интересно, потому что мы поощряем развитие и независимость ребенка, и, кроме того, когда он ест за столом, это момент неисчислимой ценности для ребенка», — говорит Ассо, который также указывает на преимущества «совместного использования». ответственность: «Ребенок ест в зависимости от аппетита.
Коронель, однако, говорит, что «это хорошая идея, если ребенок ест достаточно и получает достаточно питания». Также следует помнить о риске удушья. Следует избегать мелких и жестких продуктов, таких как орехи, яблоки и морковь. Эксперты рекомендуют приготовленные на пару овощи или более мягкие фрукты, нарезанные небольшими ломтиками, такие как груши, бананы и манго.
У пустышки есть свои ограничения
Педиатры рекомендуют по возможности избегать использования пустышки, особенно в период введения грудного вскармливания, когда ребенок отрабатывает сосание и наиболее удобное положение. Ассо отмечает, что пустышки и детские бутылочки могут создать путаницу. «Соски-пустышки легче сосать, и все знания и практика, которые ребенок приобретает при сосании груди, противоречат знаниям, полученным от соски».
В любом случае, если родители решают использовать пустышку, педиатры говорят, что ее следует использовать только в определенное время, например, чтобы помочь ребенку расслабиться перед сном. «Но должны быть установлены ограничения, потому что у них открытый прикус и открытые зубные дуги, и это почти наверняка будет синонимом ортодонтии», — говорит Ассо.
Общение: от плача до истерик
Новорожденный почти весь день спит, просыпаясь только для еды и общаясь плачем. Но по прошествии месяцев их контакт с окружающей средой усиливается и переходит от небольшой имитирующей улыбки в первый месяц, когда они чувствуют себя комфортно или довольны, до внимания к голосам, бормотания, игр и желания говорить и взаимодействовать с другими людьми.
В возрасте от шести месяцев до года дети являются экспертами в невербальном общении. Они объясняются жестами, заявляют о своих предпочтениях и выражают свои эмоции. Им нравится играть, и они начинают понимать, что игрушки продолжают существовать, даже если они их не видят.
Постепенно у них появляется любопытство, они начинают интересоваться новыми вещами и начинают развивать свой характер и индивидуальность. По мере приближения своего второго дня рождения они становятся все более и более независимыми, способными обнимать, целовать или отвергать кого-то. У них также случаются истерики, когда они не получают того, чего хотят. Они узнают себя в зеркале и начинают осознавать себя сами по себе. Они также подражают действиям взрослых и хотят играть с другими детьми. Поощрение развития их мозга с помощью игр, внимания и заботы также помогает формировать социальные навыки, которые будут ключевыми в общении с миром.
Совместный сон — хорошая идея?
Сон в одной постели — спорная практика: с одной стороны, это облегчает грудное вскармливание, но также является фактором риска СВДС. Если родители решают спать вместе, педиатры советуют следовать нескольким рекомендациям. Например, в первые дни после рождения, когда мать устала и измотана, риск раздавить ребенка выше. «Но совместный сон способствует привязанности и грудному вскармливанию», — отмечает Виктория Фернандес де ла Руа из AEP, которая также утверждает, что непрерывный контакт помогает укрепить привязанность и полезен для здоровья ребенка и развития нейронов. Тем не менее, AEP советует, что самое безопасное место для сна младенцев в первые шесть месяцев жизни — это кроватка лицом вверх и рядом с кроватью родителей.
Хотя совместный сон способствует грудному вскармливанию, которое является защитным фактором от СВДС, сама практика представляет риск. Таким образом, эксперты рекомендуют не спать вместе с детьми младше трех месяцев, с недоношенными детьми или детьми, у которых при рождении был недостаточный вес, если родители курят, употребляют алкоголь, принимают наркотики или фармацевтические седативные средства, а также в ситуациях крайней усталости. . Они также не рекомендуют спать вместе на мягких поверхностях, таких как водяные кровати или диваны.
Экранное время: когда и сколько?
Экраны следует полностью избегать до двухлетнего возраста. В этом педиатры единодушны. «Детей нельзя успокаивать таким образом или отвлекать, чтобы они поели. Экраны влияют на их сон и способствуют малоподвижному образу жизни и ожирению», — говорит Фернандес де ла Руа.
Ассо идет еще дальше и говорит, что экраны также могут влиять на отношения между детьми и родителями. «Когда вы смотрите в свой мобильный телефон, это мешает вашей жизни и вашим отношениям со всеми остальными. Экраны могут держать нас в заложниках». В частности, размещение экрана перед ребенком, когда он ест, может привести к тому, что «ребенок ест, не осознавая, что он ест, и это может привести к тому, что он пропустит сигналы аппетита и сытости, потому что он ест на автопилоте».
Стоит ли позволять ребенку плакать?
Младенцы могут плакать от одного до трех часов в день в течение первых трех месяцев жизни без какой-либо значительной патологии. Это то, как они сообщают о своих потребностях. Они плачут, когда им холодно, когда им жарко, когда они голодны, если чувствуют себя одинокими или просто потому, что хотят поиграть.
В этой ситуации педиатры советуют руководствоваться здравым смыслом. Во-первых, следует исключить любую возможность проблем со здоровьем или какой-либо дискомфорт. Если это не так, родители должны попытаться утешить ребенка и разорвать цикл плача, переместив ребенка в другую комнату, чтобы посмотреть в окно или, например, поиграть в игру. «Когда ребенок плачет, он передает потребность.