Содержание
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №360»
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же это такое? — это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. Достигается скоординированным функционированием нервной мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Наш мозг устроен таким образом, что за определенные операции отвечают отдельные центры головного мозга. В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи.То есть, стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. ем лучше развита мелкая моторика руки, тем лучше развивается речь. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. Значит, надо приложить максимум усилий, чтобы развивать мелкую моторику руки ребенка.
Раньше моторику руки специально не развивали, потому что дети с ранних лет были задействованы в домашнем труде. А значит, моторика руки развивалась в процессе работы.
Условия жизни изменились в лучшую сторону, максимум автоматизации избавляют нас от необходимости стирать, лепить пельмени, шить руками. Эти удобства жизни вынуждают специально заниматься развитием руки ребенка.К сожалению, сейчас многие дети даже в школе не могут завязывать шнурки. Настолько плохо развиты у них руки и координация, что такое простое дело становится целой наукой. Задача родителей – обратить пристальное внимание на развитие мелкой моторики руки и помочь ребенку в этом нелегком деле.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста.
Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания.И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Хочу обратить внимание, что координация движений и мелкой моторики зависит от зрелости структур головного мозга, которые управляют работой руки. Поэтому, если что-то у ребенка не получается или выходит плохо, не стоит ругать его за это, а надо больше внимания обратить на развитие руки и подобрать специальные игры или упражнения.
Очень важно, чтобы развитие мелкой моторики руки ребенку было интересно и доставляло удовольствие, тогда и результат будет хороший и быстрый.
Какие же упражнения помогут ребенку развить мелкую моторику?
1. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем различные предметы, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
2. Конструирование, собирание пазлов, мозаики.
3. Вырезание ножницами.
Важно уделять внимание усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые).
4. Аппликации.
Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты – как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.
5. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Упражнения с бумагой:
1) Мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно, например, бросать в корзину с расстояния).
2) Рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.
3) Делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка).
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание фигурок из бумаги. Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а также бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.
В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.
Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки.
Лепка – замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.
Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.
Оклеивание полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.
Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.
Лепка геометрических фигур, цифр, букв.
7. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Можно использовать различные предметы.
8. Пальчиковая гимнастика.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом — домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.
Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки.
«Пальчики» (на ладонь одной руки по одному пальчику другой)
Вот как пальчики шагают
И мизинец, и большой,
Указательный и средний.
Безымянный – вот какой.
Вот как пляшут наши ручки,
Веселятся и шалят.
Вот как пляшут наши ручки,
Наши ручки у ребят.
«Считаем пальчики»
1, 2, 3, 4, 5. (выброс пальчиков по очереди)
Будем пальчики считать.
Все они умелые.
Дружные и смелые.
1, 2, 3, 4, 5.
На другой руке опять
Будем пальчики считать, (то же)
1, 2, 3, 4, 5. (показ пальцев)
Вышел пальчик погулять.
Как другой к нему идет.
Вместе весело идти.
Видят – домик впереди (сделать из рук)
Тук, тук, тук —
Выходи к вам третий друг, (палец выглядывает).
Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время – от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте – 10 – 15 минут в день).
9. Шнуровки.
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».
10. Рисование, раскрашивание.
Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использовать силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, воображение, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно простыми и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.
Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
11. Графические упражнения.
В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий недостаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.
Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, штриховка, обводка контурных изображений по пунктирным линиям (точкам). Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь и т. д.
Все это помогает ребенку приобрести опыт графических движений. Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить прямые линии в определенном направлении.
Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Ребенок должен стараться не отрывать ручку или карандаш от бумаги и не прерывать линии.
Правила штриховки:
- Штриховать только в заданном направлении.
- Не выходить за контуры фигуры.
- Соблюдать параллельность линий.
- Соблюдать расстояние между линиями.
При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата.
Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. («Этот лабиринт – в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».)
Хорошо развивает моторную ловкость рисование карандашом орнаментов на листах в клетку (графические упражнения). Выполнять такие упражнения можно с 5 – 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее. Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; перебор круп (горох, гречка,) или ягод и т. д.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание следующие принципы:
– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок должен быть уверен, что при затруднениях получит необходимую помощь;
– постепенное усложнение игрового материала и упражнений от простого к сложному.
Ежедневно предлагайте детям подобные занятия. Умелыми пальцы станут не сразу. Но если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Превратите развитие вашего ребенка в игру и тогда у вас все получится!
Назад
игры для развития ребенка дошкольного возраста
Появление малыша в доме – это не только радость для родителей, но и ответственность. Мама и папа ухаживают за новорожденным и воспитывают свое чадо. В первый год жизни он должен научиться ходить, выговаривать некоторые слова, узнавать своих родителей. В два – уже уметь держать ложку, рисовать или что-то лепить из пластилина. Для выполнения точных движений и улучшения координации необходимо выполнять игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Поэтому маме необходимо заниматься с карапузом, чтоб он научился необходимым в обиходе навыкам.
Для чего необходимы упражнения и игры
В детском возрасте это способствует формированию психического здоровья у малыша. Грудничку мама делает массаж всего тела, но больше уделяет внимание пальчикам стоп и кистей. В 3-4 месяца ребенок пытается играть игрушками. Они не должны быть слишком мелким, так как он тянет их в рот. Ловкость развивается постепенно. Сначала движения неуклюжие, и только при повторении они совершенствуются. Нужно отметить, что медики различают несколько периодов: сначала первые 12 месяцев, когда реализуется хватательный рефлекс, затем это 2, 3, 4 года, когда появляется точность движений, целенаправленность.
Назначение навыка
В детском саду и школе ребенок уже должен иметь развитую моторику рук для того, чтобы:
- Рисовать не выходя за линии. Управляться с карандашом сложнее, чем с фломастером, а для красок и кисти нужны точные уверенные движения.
- Лепка из пластилина. Обычно этот процесс состоит из манипуляций с мелкими деталями, которые помещаются между двумя пальцами.
- Письмо. Первые навыки в освоении азбуки уже могут сопровождаться копированием изгибов букв на бумаге или доске.
- Аккуратность. Иногда заляпанная футболка во время еды свидетельствует не о непослушности малыша, а о трудностях в управлении со столовыми приборами.
Диагностики и нормы мелкой моторики у детей
Внимательно наблюдая за ребенком можно обнаружить нарушение развитие этого показателя. Дети в возрасте 4-5 лет должны соответствовать таким требованиям:
- Уметь стучать ручкой об ручку – хлопать.
- Брать указательным и большим пальцем мелкий предмет, например, щепотку соли или крупу.
- Рисовать на бумаге карандашом.
- Доставать маленькие предметы из банки или другой неглубокой емкости.
- Играться кубиками и строить фигурки.
- Умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии без линейки.
- Пользуется фломастерами.
- Умеет пользоваться средствами личной гигиены (чистит зубы щеткой, расчесывается, завязывает шнурки).
Это далеко не весь перечень умений ребенка. Формирование навыков зависит от того, как рано родители начали занятия с малышом. Иногда наблюдается запоздалое развитие детей. Одно дело, если это поражение органов или психические заболевания. Но встречаются случаи, когда это просто результат запущенности.
Возможные отклонения ловкости движения рук:
- Наблюдается нарушение техники манипулирования предметами (сила, координация, точность).
- Недостаточная психомоторика.
- Не может самостоятельно обслуживать себя.
- Без удовольствия рисует, а также выполняет мелкие точные движения.
- Не умеет держать карандаш, ручку, вилку или ложку.
Если ребенок в 5 лет не умеет выполнять эти пункты, то это считается функциональным нарушением.
Родители могут самостоятельно определить этот показатель. Для этого ребенка нужно попросить повторить движения за мамой или папой. Рассмотрим перечень таких приемов:
- Вы можете строить фигурки пальцами рук, а Ваш малыш должен отображать их своими пальчиками.
- Покажите разминку для кисти. Для этого вытяните руки перед собой, а затем поочередно зажимайте и расслабляйте кулак.
- Представьте, что указательный и средний палец – это ноги человечка. Попросите ребенка пошагать на листе бумаги.
- Дайте альбомный лист дочери или сыну и попросите нарисовать домик, а затем посмотрите на изображение. Ровные и прямые линии указывают на положительную динамику развития моторики рук.
- Возьмите кубики или конструктор и попросите сложить из них домик.
- Подобные манипуляции можно проделать с пазлами.
- Поиграйте в считалки. Малыш должен загибать пальцы поочередно начиная с мизинца без помощи другой руки.
- Поставьте точки на бумаге. Их необходимо соединить, не отрывая карандаша от листа.
- Штрихование фигуры разными линиями (горизонтальные, вертикальные, волнистые) помогут выявить отклонения в ловкости и четкости выполняемых движений.
Если в 3 года дочка или сын выполняет 30-40%, то в 5-летнем возрасте он сможет выйти на 100% результат. Если вышло ниже, то нужно заниматься, так как в дальнейшем он будет отставать в этом показателе.
Как развивать мелкую моторику рук у ребенка
Начинать занятия нужно по мере взросления, последовательно. Вы можете сделать следующие действия:
- До 6 месяцев. Делайте ежедневный массаж Вашей крохе. У детей развит хватательный рефлекс, поэтому давайте им в руки игрушки, чтобы они играли ими.
- От полугода. Приобретите крупные по размеру кубики.
- До 3 лет. Начните вместе рисовать, писать, выполнять точные движения.
- Старше 3 лет – речь практически полностью сформирована, как и основные умения. Необходимо поддерживать интерес к действиям – поощряйте увлечения, покупайте дополнительные игрушки.
Нервные окончания стимулируют работу клеток головного мозга, что приводит к увеличению интеллектуальных способностей.
Способы, виды развития моторики
Существует множество методик. Рассмотрим различные варианты, которые несложно выполнить дома.
- Массаж ладоней. Его можно сделать своими руками. Подходит для детей в любом возрасте. Суть методики заключается в том, что мама легкими поглаживающими движениями разминает кисти и стопы малыша. Вспоминаем присказку «Сорока-ворона».
- Ладушки. Хлопки стимулируют приток крови к кистям, а также тренируют точность и скорость.
- Комкание бумаги и листание страниц. В 5-6 лет можно предложить поиграть с газетой, а потом порвать ее. Такое действие им очень нравится.
- Бусы, четки. Ребенок охотно перебирает мелкие детали, а также складывает пазлы. Только нужно следить, чтобы он их не съел.
- Рисование с помощью песка.
Игры на свежем воздухе
Зимой очень укрепляют здоровье мероприятия на улице. Это могут быть:
- Снежки. Всеми любимая забава формирует умение лепить плотные шары, а также метко их направлять в цель. В целом во время боя увеличивается скорость манипуляций. При этом они воспринимаются очень положительно, не как урок или упражнение, а как веселье.
- Снеговик. Построить символ этого времени года достаточно трудно, но очень увлекательно. Чем крупнее цели, тем больше придется приложить усилий, чтобы аккуратно создать фигуру.
- Горка. Ребенку понадобится для спуска ледянка. При этом он сильно вцепиться в ручку, чтобы не покатиться отдельно от санок. Так будет зафиксирован хватательный рефлекс.
Зимой очень важно находиться все время в тепле. Это относится не только к детям, но и к родителям. Выбирайте качественные и влагоотталкивающие куртки. Интернет-магазин спортивной экипировки Stayer предлагает широкий выбор моделей с большим функционалам и ярким дизайном.
Развивайте мелкую моторику рук с первых месяцев жизни. Это поможет Вам быстро научить малыша держать ручку и кушать ложкой.
Консультация
Обращайтесь, если Вам нужна консультация по товару или Вы хотите что-то уточнить.
Я принимаю условия соглашения на обработку персональных данных
вех мелкой моторики — Набор инструментов ОТ
Давайте разобьем развитие ребенка на вехи мелкой моторики , которые обычно наблюдаются в каждом возрасте. Этот сборник физического развития в раннем детстве включает в себя контрольный список основных этапов развития мелкой моторики для каждого возрастного диапазона, от рождения до шести лет. Этот список основных этапов развития мелкой моторики может быть полезен родителям маленьких детей, учителям дошкольных учреждений и младших классов, а также специалистам по трудотерапии, которые ищут ресурсы для развития мелкой моторики.
Функция воздействия на вехи мелкой моторики. Получите этот печатный контрольный список мелкой моторики и поддержите детей в развитии мелкой моторики.Доступ внизу этой записи в блоге. Вехи мелкой моторики
Руководящие принципы вех развития могут меняться, как указано в этой статье «Вехи, основанные на фактических данных для инструментов наблюдения», но ваш дружелюбный местный эрготерапевт может помочь вам понять, на что обращать внимание на каждом этапе развития ребенка.
Большинство детей следуют общей модели физического развития в раннем детстве. Понимание типичного и ожидаемого развития навыков важно при определении потенциальных проблемных областей. Навыки мелкой моторики, область развития, подробно описанная в этом посте, влекут за собой действия рук, кистей, запястий и пальцев для манипулирования объектами.
Важно отметить, что эти вех мелкой моторики указывают на прогресс в развитии. Хотя не каждое свидание является жестким маркером, важно видеть прогресс и способность развивать моторные навыки, составляющие навыки, предшествующие письму. Навыки мелкой моторики, предшествующие письму, являются важными навыками, необходимыми в дошкольном возрасте, прежде чем ребенка попросят писать.
Крайне важно, чтобы ребенок с точки зрения развития был готов к письму, сначала обучаясь этим мелким моторным навыкам.
Если вы знаете ребенка, который не соответствует приведенным ниже рекомендациям по физическому развитию в раннем детстве, не беспокойтесь — есть много способов развивать мелкую моторику с помощью этих веселых занятий, которые можно найти в наборе инструментов OT!
МОТИВНЫЕ ВЕХИ ОТ РОЖДЕНИЯ до 6 МЕСЯЦЕВНа этапе новорожденности, начиная с внутриутробного развития, отрабатываются основные двигательные навыки. Младенцы двигают руками в целом и рефлекторно (ознакомьтесь с этой статьей о примитивных рефлексах), в то время как они изучают свое тело и окружающую среду. Когда они начнут расти, вы увидите очень активного и способного 6-месячного ребенка — см. ниже контрольный список мелкой моторики.
НОВОРОЖДЕННЫЙ – 2 МЕСЯЦА
- Обладает сильной хваткой; Разжимает и сжимает кулаки
- Подносит руку ко рту или ко рту
- Руки вытягиваются и раскрываются
- Царапает пальцами по одеялу или одежде
- Смотрит в сторону вытянутой руки (часто вызывает рефлекс ATNR)
3 МЕС.
- Держит игрушку, когда ее кладут в руку
- Использует руки, чтобы намеренно махать игрушками
- Постоянно подносит руки ко рту
- Толкает на локти/предплечье, когда на животе
6 месяцев
- Последовательный, целенаправленный достижение с использованием видения для направления движения
- Трансферы объектов вручную в руку
- Фиксы питания пальцев. Встряхивает/стучит игрушками
- Наклоняется на руку/и, чтобы поддерживать сидячее положение
Развитие крупной моторики очень заметно в это время, поэтому развитие мелкой моторики на этом этапе замедляется. Обычно происходит ползание, перемещение мебели и ходьба. А мелкая моторика? Читайте дальше, чтобы увидеть все развитие, которое происходит в «мелких» моторных движениях на пути развития мелкой моторики у малышей.
7–9 МЕСЯЦЕВ
- Игры с использованием рук (Peek-A-Boo; So Big!)
- Использование указательного пальца для «тыкания» в контейнеры
- Захваты на стороне большого пальца руки
10–12 МЕСЯЦЕВ
- Захваты большим и двумя пальцами
- Клещевой захват развивается; захват крупы/мелких предметов большим и указательным пальцами
- Имитирует использование инструментов (например, расчесывание волос, использование зубной щетки)
- Использует руки, чтобы толкать, тянуть, сжимать и вращать
- Снимает носки
- Складывает блоки; могут не уравновешивать их
12 – 24 МЕСЯЦА
- Самостоятельное кормление руками или посудой
- Острие указательным пальцем
- Решайте головоломки простой формы (круг, квадрат, затем треугольник) Сведите руки вместе
- 7 90 для использования
- Самопроизвольные каракули на бумаге
- Держит мел рукой в кулаке
- Складывает блоки из 2-6 блоков
По мере развития крупной моторики дети становятся дошкольниками, мелкая моторика начинает блестеть! Ознакомьтесь с этим контрольным списком основных этапов развития мелкой моторики для младших дошкольников.
2–3 ГОДА
- Толкает, вращает, скользит, чтобы активировать игрушки
- Самостоятельное кормление с помощью посуды и открытой чашки, некоторая утечка.
- Завинчивает/отвинчивает крышки
- Нанизывает несколько больших бусин размером 1–1,5 дюйма
- Имитирует, в конечном итоге копирует модель, вертикальные, горизонтальные линии и круг
- Удерживает карандаш большим и указательным пальцами
- Складывает 6-8 блоков
- Использует ножницы, чтобы резать бумагу
- Переворачивает отдельные страницы в книге
3-4 ГОДА
- Самостоятельное кормление с помощью посуды и открытой чашки, небольшая утечка.
- Нанизывает маленькие бусины
- Застегивает одежду, застегивает молнии с посторонней помощью, начинает манипулировать большими пуговицами большой палец и пальцы
- Сложите 9-10 блочных башен, начинает копировать блочные конструкции (поезд, мост, стена)
- Использует ножницы, чтобы разрезать толстую прямую линию
Вехи мелкой моторики для детей дошкольного и младшего школьного возраста являются важной частью развития в эти годы. Где-то в это время дети начинают ходить в школу. Здесь будут проверены многие навыки мелкой моторики. Подумайте обо всех поделках, головоломках, книгах и мелких игровых предметах, с которыми они столкнутся!
4–5 ЛЕТ
- Самостоятельное кормление с помощью посуды и открытой чашки, без проливания.
- Имитирует блочный дизайн из 4-6 частей
- Пуговицы на одежде
- Карта для пришивания шнурков
- Открывает все застежки
- Имитирует, затем копирует диагональную линию, квадрат, треугольник и X вырезание простых фигур
5–6 ЛЕТ
- Строит сложные конструкции из конструктора Lego, игрушек Tinker и т. д.
- Имитирует, а затем копирует прямоугольник
- Соединяет две точки прямой линией
- Копирует, а затем печатает имя из памяти
- Копирует буквы и цифры
- Рисует человека из 6 (или более) частей и узнаваемые изображения
- Использует ножницы для вырезания сложных фигур нож
СВЯЗАННЫЕ: Вас интересует нечто большее, чем просто мелкая моторика? Читайте все о развитии ребенка!
Бесплатный печатный контрольный список мелкой моторики
Хотите распечатать контрольный список мелкой моторики с возрастом для основных этапов развития этих навыков мелкой моторики? Используйте его для поддержки развития ребенка, развития мелкой моторики и для проверки достижений мелкой моторики.
Хотите добавить этот ресурс в свой терапевтический набор, чтобы помогать детям развиваться? Введите свой адрес электронной почты в форму ниже, чтобы получить доступ к этому инструменту для печати.
Этот ресурс — лишь один из многих инструментов, доступных в Клубе участников The OT Toolbox. Каждый месяц участники получают мгновенный доступ к загружаемым заданиям, раздаточным материалам, рабочим листам и распечатываемым инструментам для поддержки разработки. Участники могут войти в свою панель управления и получить доступ ко всем нашим бесплатным загрузкам в одном месте. Кроме того, вы найдете эксклюзивные материалы и материалы премиум-класса.
Участники уровня 1 получают мгновенный доступ ко всем загрузкам, доступным на сайте, без необходимости каждый раз вводить адрес электронной почты, ПЛЮС эксклюзивные новые ресурсы каждый месяц.
Участники уровня 2 получают доступ ко всем нашим загрузкам, эксклюзивным новым ресурсам каждый месяц, ПЛЮС дополнительному премиум-контенту каждый месяц: терапевтическим наборам, инструментам для скрининга, играм, терапевтическим пакетам и многому другому. И участники уровня 2 получают контент без рекламы на всем веб-сайте OT Toolbox.
Присоединяйтесь к членскому клубу сегодня!
Сидней Торсон, OTR/L, новый эрготерапевт, работающий в школьной терапии. Ее опыт работы в
связан с человеческим развитием и семейными исследованиями, и она увлечена тем, что
обеспечивает индивидуальное и значимое лечение для каждого ребенка и их семьи. Сидни также является
детским писателем и иллюстратором и всегда работает над новыми интересными проектами.
Упражнения для развития мелкой моторики для детей 5–6 лет
Занятия по развитию мелкой моторики для детей 5-6 лет важны, когда дети идут в детский сад. Развивайте ловкость рук — даже у активного ребенка — с помощью этих веселых занятий!
Если вы похожи на большинство родителей, то то, как ваш ребенок держит карандаш, может не иметь большого значения. Но как только она идет в детский сад, вы вдруг замечаете, насколько хорошо другие дети держат свои ноги по сравнению с ней. Вы также понимаете, что она не может хорошо написать свое имя, а тем более вырезать ножницами (и забыть о том, чтобы расстегнуть молнию).
Если подумать, ты еще даже не знаешь, какая у нее доминирующая рука.
Или наоборот. Вы хорошо знаете, как важно тренировать мелкую моторику, но не можете заставить своего активного ребенка даже сесть. Возможно, вы даже пробовали несколько занятий в прошлом, но трудности только заставили ее еще больше не желать участвовать или продолжать попытки. Это кажется простительным для малышей и дошкольников, но теперь, когда она подросла, вы начинаете беспокоиться.
Итак, теперь вы ищете веселые, увлекательные занятия, предназначенные для занятых детей, и все это без необходимости «делать все правильно». Но вы также не хотите получать массу новых или странных принадлежностей, особенно если вы обнаружите, что она не заинтересована или отказывается их использовать.
Упражнения для развития мелкой моторики для детей 5-6 лет
Независимо от того, осознаете ли вы это только сейчас или уже давно знаете об этой проблеме, вы все равно беспокоитесь. Поскольку, как ни замечательно, что ваш ребенок активен и знает свои цвета и формы, вы беспокоитесь, когда он не проявляет интереса к мелкой моторике.
Тренировка ловкости рук важна в детском саду, где дети учатся быть более независимыми и учатся писать. И ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок начал год с плохим опытом или чувством позади. Возможно, вы даже беспокоитесь о том, что отставание в развитии мелкой моторики может продолжать сказываться на ней в течение года.
Будьте уверены, она может научиться развивать мелкую моторику, независимо от того, насколько активной или безразличной она может быть сейчас. Давайте посмотрим на забавные способы, которые могут заинтересовать и увлечь ее. Ниже приведен контрольный список отличных упражнений для мелкой моторики, которые доставляют удовольствие и помогут детям попрактиковаться в использовании рук:
1. Пробивание отверстий
Раскрытие информации: Эта статья содержит партнерские ссылки. Как партнер Amazon, я зарабатываю на соответствующих покупках.
В наши дни большинство детей не могут пользоваться дыроколом (даже не думаю, что и большинство взрослых!). Новизна деятельности по протыканию отверстий может привлечь внимание вашего ребенка достаточно, чтобы проявить любопытство и попробовать.
Возьмите дырокол с резиновой рукояткой и стандартным кругом размером в четверть дюйма. Затем используйте бумагу, достаточно толстую, чтобы она могла ее держать, но не 9.0006 слишком толстый , что ей трудно его пробить. Обычный картон или строительная бумага отлично подходят.
Затем разрежьте бумагу на четыре части, чтобы она держала не огромную бумагу формата Letter, а четверть этого размера. И, наконец, предложите ей «открыть» дырокол, чтобы выпустить кусочки кругов, которые она вырезала.
Вы также можете оставить круги на другой день, когда она сможет попрактиковаться в насыпании и приклеивании их на большой лист бумаги, как коллаж.
Бесплатные распечатки: Помогите своему ребенку проследить и распознать буквы и цифры с помощью образцов рабочих листов из моей электронной рабочей тетради Letters and Numbers ! Подпишитесь на мой информационный бюллетень и получите их бесплатно:
2. Прищепки
Прищепки позволяют вашему ребенку практиковаться в том, чтобы открывать и закрывать их, тренируя свои маленькие мышцы. Развлекайтесь, попросив его сделать длинную линию из прищепок, прикалывая одну к другой. Или он может использовать одну прищепку, чтобы прикрепить ватные шарики из одной миски в другую.
3. Тесто для лепки
Пластилин — одна из лучших игрушек с открытыми концами, так как ваш ребенок может использовать свое воображение, чтобы создать что угодно. Это также отличный способ потренировать мелкую моторику, так как она поощряет различные способы использования силы рук.
Но иногда поставить перед ней чашку пластилина недостаточно, чтобы заинтересовать ее. Вместо этого проведите ее через простые действия с тестом для лепки, а затем дайте волю своему воображению. Вы можете…
- Дайте удобный для детей нож, чтобы «разрезать» тесто для лепки на более мелкие кусочки
- Помогите превратить одно тесто для лепки в шарики меньшего размера
- Покажите, как скатывать из пластилина «змейку»
- Смешайте разноцветное тесто для лепки, чтобы получить новые цвета
4. Ножницы
Использование ножниц — отличный способ развить мелкую моторику. Многие дети могут взяться за это задание, особенно если им до сих пор не разрешалось пользоваться ножницами. Начните с хороших детских ножниц — они не только безопаснее, но и созданы для их маленьких рук.
Как и при пробивке отверстий, используйте маленькие кусочки картона или плотной бумаги, чтобы их было легче держать и резать. Вы также можете использовать мелкие кусочки, которые он вырезал, для создания нового коллажа.
5. Рисование
Рисование позволяет вашему ребенку использовать кисти для развития мелкой моторики. Поэкспериментируйте с кистями разного размера, а также с различными предметами для рисования. Один день она может рисовать на большой картонной коробке, а другой — на бумаге для рисования пальцами.
Придерживайтесь смываемой краски, которая легко смывается, как эта , и используйте бумагу для рисования пальцами, которая может удерживать текстуру краски. Покажите ей, как рисовать простые точки и линии. И поощряйте рисование кистью (вместо рисования пальцами), чтобы она могла практиковаться в том, чтобы держать кисть большим и указательным пальцами.
6. Наклейки
Попросите ребенка попрактиковаться в отклеивании и наклеивании наклеек, что идеально подходит для развития мелкой моторики. Чтобы заинтересовать его, купите наклейки с персонажами или темами, которые ему нравятся. Например, если ему не хватает грузовиков, купите листы с наклейками со всеми грузовиками.
Если необходимо, сначала отклейте уголок наклейки, а затем позвольте ему самостоятельно отклеить остальные.
7. Конструкторы
Я фанат игрушек Lego, так как они открыты и из них можно сделать что угодно. Для начала дайте ребенку большие блоки Lego, чтобы он попрактиковался в сборке и научился соединять и разъединять части вместе.
Затем, когда она научится играть с ними, предложите ей стандартные детали Lego, достаточно маленькие, чтобы по-настоящему отточить ее мелкую моторику.
Ознакомьтесь с лучшими конструкторами прямо здесь.
8. Палочки для еды
Тренажер или палочки для еды, подходящие для детей, — отличный способ потренировать мелкую моторику для детей 5–6 лет. Пощипывающее движение моделирует правильный способ держать карандаш.
Как и в случае с прищепками, пусть ваш ребенок берет вещи палочками для еды. Выбирайте легкие, удобные для переноски предметы, такие как ватные шарики, игрушечные фигурки или даже маленькие носки.
Нет под рукой палочек для еды? Щипцы тоже могут работать. Потренируйтесь с маленькими щипцами и используйте их, чтобы перекладывать мелкие предметы из одной миски в другую.
9. Бисероплетение
Когда ваш ребенок станет более ловким с руками, попробуйте более сложные упражнения для мелкой моторики, такие как бисероплетение. Вы можете использовать простые предметы, такие как продевание сухих макарон в шнурок или приобрести игрушки, специально предназначенные для бисероплетения.
10. Шнуровка
Предлагайте занятия по шнуровке не для того, чтобы показать ребенку, как завязывать шнурки, а для того, чтобы попрактиковаться в завязывании шнурка вверх и вниз через последовательность отверстий.
Я фанат этой игрушки Melissa & Doug со шнуровкой. Даже если мои мальчики не зашнуровали его полностью по краям, они все равно могли практиковаться в шнуровке и концентрироваться на этом занятии в течение длительного времени!
11. Скрепки для бумаг
Скрепки для бумаг могут стать отличным занятием для развития мелкой моторики. Возьмите несколько скрепок и предложите ребенку прикрепить их к листам бумаги. Точно так же пусть она разложит скрепки по цвету в лоток для кубиков льда.
12. Ершики для труб
Развивайте зрительно-моторную координацию вашего ребенка с помощью простых ершиков для трубок!
Создавайте забавные фигуры с помощью ершиков для труб, от простых кругов и квадратов до букв его имени. Попросите его проткнуть концы каждого ершика через отверстия дуршлага. Или придерживайтесь простых поворотов галстука, чтобы закрыть пакеты с едой, например, с хлебом и закусками.
13. Головоломки
Головоломки не только развивают ум вашего ребенка, но и позволяют ему поднимать крошечные кусочки с поверхности и аккуратно расставлять их по местам. Не волнуйтесь, если она не соберет головоломку за день — оставьте ее на месте, чтобы закончить на следующий день.
14. Приклеивание мелких деталей
Создайте коллаж, приклеив небольшие кусочки бумаги или другие найденные объекты на прочную поверхность, например на толстый плакат или холст. Ваш ребенок может либо выдавить клей на крошечные кусочки, либо окунуть кусочки в миску с клеем. Пусть он прикрепит его к плакатной бумаге, чтобы создать свое собственное уникальное искусство.
Советы по развитию мелкой моторики
Как помочь ребенку в развитии мелкой моторики? Это точно не через строгую «практику» и не через давление. Вместо этого следуйте этим трем указателям:
- Делайте занятия веселыми и увлекательными. Если он не проявляет интереса, повторите попытку в другой день или попробуйте другое занятие.
- Делайте занятия короткими. Я рекомендую несколько минут в день и, если он не заинтересован, не более одного занятия в день. Не втискивайте все 10 дел в один день или даже в одну неделю.
- Не давите на ребенка. Давление и тревога могут заставить его смотреть на эти действия в негативном свете. Вместо этого включите их в забавную часть вашего дня.
- Практика с ежедневными задачами . Застегивайте пуговицы на рубашке или выдергивайте мелкие сорняки из сада.