Разное

Развитие девочек по месяцам: Развитие ребенка по месяцам до года — особенности и этапы.

Содержание

Развитие ребенка по месяцам — мальчики vs девочки

Информация о материале
Советы психолога

Темпы развития ребенка по месяцам и психофизиологические особенности мальчиков и девочек во многом отличаются. Девочки легче приспосабливаются к новым условиям; мальчики предпочитают, чтобы их окружали одни и те же люди и вещи. Зато мальчики храбрее — девочки испытывают страх в большей степени. У прекрасного пола более острый слух и меньшая терпимость к шуму, зато у сильного — высокая двигательная активность. Мальчишкам чуть ли не с рождения нравятся экстремальные развлечения: например, когда их подбрасывают в воздух. Ограничения в таких занятиях и шумных играх действуют на них подавляюще, и совсем не уравновешивают.

 

 

Развитие девочек по месяцам идет более планомерно. У мальчиков периоды бурного развития и роста, а также прибавка в весе чередуются с периодами, когда никаких изменений в развитии не видно.

Так, паренек может долго не говорить, в то время как его сверстницы уже вовсю болтают, а потом заговорит вдруг и сразу.

Главные игрушки годовалого ребёнка — предметы, которые его окружают: кроха готов часами изучать крышки от кастрюлек и тюбики из-под кремов. Если раньше малыша интересовали только форма, цвет и вкус вещей, то теперь он способен понять и их предназначение.

Развитие ребенка с 16 до 18 месяца

Маленький научился ходить не только вперед, но и назад: если его что-то испугает, он попятится, но не потеряет равновесия. Возникающие на пути препятствия он больше не преодолевает ползком, а просто перешагивает, приподняв и согнув ногу в колене.

Совет родителям по развитию навыка перешагивания

:

Чтобы развивать навык перешагивания препятствий, попробуйте разложить на полу большие листы бумаги и предложите ребенку походить по ним, наступая то на один, то на другой. Следующий этап развития — перешагивайте через палочки или камешки, понемногу увеличивая высоту препятствия до 15-20 см.

Точность движений рук совершенствуется, и теперь ребёнок может удерживать в руке карандаш, показывать пальцем на интересующие его предметы, отвинчивать крышки на флаконах и даже ковырять в носу.

Совет родителям по развитию мелкой моторики руки ребенка:

На этом этапе развития ребенка от рисования пальчиковыми красками смело можно переходить к работе с кисточкой и фломастерами. Старайтесь хотя бы на короткое время вкладывать «инструмент» в ручку малыша правильно — скорее всего, вскоре малыш опять возьмет его в кулак, но раз за разом повторять верный вариант все-таки нужно. К этому возрасту юный художник может изобразить короткие штрихи, точки, загогулины — пытаться превратить эти абстракции в нечто осмысленное пока бесполезно.

Прежде чем научиться одеваться, ребёнок учится раздеваться. К полутора годам малыш уже может стянуть носки, ботинки, шапку, а последних два предмета кое-как сумеет и надеть. Кстати, умение самостоятельно спускать штанишки — важный этап в приучении к горшку.

Когда следует начать приучать ребенка к горшку и как приучить ребенка к горшку с подробной видео инструкцией читайте ЗДЕСЬ.

Как развивать самостоятельность у ребенка

Чтобы поощрять самостоятельность малыша и помогать ребенку в развитии, подбирайте ему удобную одежду, с которой он легче совладает, например ботинки на липучках и штаны на резинке.

Развитие ребенка с 19 до 21 месяца

Умение приподнимать ногу, перешагивая через препятствие, позволяет малышу «покорять горы» — подниматься по лестнице. Пока он способен пройти всего 5-7 ступенек под неусыпным контролем взрослых, причем подниматься вверх ему проще, чем спускаться вниз. Поставив одну ножку на ступеньку, малыш поднимает вторую и ставит ее рядом.

Совет родителям по развитию координации движений малыша

Приучите ребёнка всегда держаться за перила или руку взрослого — это поможет предотвратить несанкционированные «полеты». Особенно крутыми бывают лестницы в загородных домах — наклейте на край каждой ступеньки нескользящую ленту или установите ограждение с надежным запором.

Быстроногий малыш с удовольствием проводит время за активными играми типа догонялок, пряток, футбола. Игры с мячом — исключительно полезной для физического развития ребенка игрушкой — помогают развить сразу несколько важных функций: координацию движений глаза, рук и ног, глазомер, точность движений, зрительное сосредоточение.
После 1,5 года ребенок способен кидать мяч в направлении крупной цели и попасть в нее с расстояния примерно 50 см, бить по нему ногой, подбрасывать вверх (поймать его карапузу пока не удастся).

Если малышу на данном этапе развития пока трудно попасть по мячу ногой, во время удара придерживайте его за поднятые руки. Малыш становится все более самостоятельным: теперь он может вымыть руки под краном и вытереть (а точнее, промокнуть) их полотенцем, размешать сахар в чашке. За столом он с удовольствием угостит маму едой из своей тарелки и сам «покормит» ее с ложки.

Развитие ребенка с 22 до 24 месяца

С приближением второго дня рождения в копилке малыша набирается все больше достижений: он хорошо бегает, делает несколько шагов на носочках, стоит на одной ноге (правда, с опорой). Он уже может рассмотреть жучка в траве, сидя на корточках и не заваливаясь назад. Если вы будете поддерживать малыша за руки, он сможет подпрыгнуть на обеих ногах.

Как развивать двигательные навыки, координацию, чувство ритма, музыкальный слух у ребенка

Бег и прыжки помогут в развитии не только двигательных навыков, но и чувство ритма и музыкальный слух малыша, если сопровождать их стишками-потешками или детскими песенками. Развивающую гимнастику можно превратить в веселую игру, предлагая ребенку изобразить, как едет поезд, прыгает зайчик, переваливается мишка и т. п.

Ребенок уже хорошо знает, для чего нужен тот или иной предмет. Он может по просьбе родителей показать (а нередко и назвать) окружающие его вещи и продемонстрировать, как их используют: он говорит по телефону, как папа, мешает еду в кастрюле, как мама, читает газету, как дедушка. К 24 месяцу развития ребенок в состоянии показать нескольких животных на картинке в книге, различать основные противоположные понятия типа большой — маленький, холодный — горячий, дифференцировать предметы по цветам (не обязательно называя их).

Учим различать цвета, форму, размер предметов

Развивать умение ребенка различать формы, цвета, размеры помогут специальные игрушки для развития типа рамок-вкладышей, сортеров, матрешек, стаканчиков разных размеров. Имейте в виду, что дети этого возраста способны освоить самые простые геометрические формы: круг, треугольник, квадрат — и игрушки для них не должны быть слишком сложными. То же самое касается и цветов: в «активной» палитре малыша пока нет сложных оттенков типа розового, а есть простой красный, зеленый, синий, желтый.

Учим ребенка хорошим манерам

Наступает новый этап в развитии ребенка и освоении малышом хороших манер — теперь крохе можно дать в руки вилку. Маленький уже сумеет накалывать на нее пищу, если куски будут достаточно крупными.
Для первого знакомства предложите малышу пластиковую детскую вилку (лучше изогнутую) и мягкую пищу, например кусочек котлеты или вареной картошки. Продемонстрируйте, что ложка гладкая, а вилка острая, и размахивать ею ни в коем случае нельзя.

Полезные статьи:

Ведущие линии развития ребенка по месяцам до года читайте ЗДЕСЬ.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у детей читайте ЗДЕСЬ.


 


  • Назад
  • Вперед

Развитие ребенка по месяцам. 1-12 месяцы

Физическое развитие

В статье приведены этапы развития малыша от 1 месяца до года.

1 месяц

  • Реагирует на свет; слышит звуки, вздрагивает от резкого шума; чувствует запахи.
  • Плавно следит за движущимися предметами.
  • Фиксирует взгляд на мамином лице и смотрит ей в глаза.
  • Прислушивается к голосу взрослого и улыбается в ответ на разговор с ним.
  • Поворачивает голову к источнику звука.
  • Крепко держит мамин палец.
  • Лежа на животе, старается приподнимать головку.
     

2 месяца

  • Узнает маму, радуется ей и осознанно улыбается.
  • Гулит, агукает, издаёт отдельные звуки.
  • Лежа на животе, поднимает и удерживает голову.
  • Быстро поворачивает голову в сторону взрослого, отвечает ему улыбкой.
  • К концу месяца держит голову в горизонтальном и вертикальном положении.
  • Подолгу рассматривает предметы, расположенные перед ним.
  • Несколько секунд удерживает погремушку, вложенную ему в руку.
     

3 месяца

  • Проявляет эмоциональность и активность в общении с взрослыми.
  • Удерживает погремушку одной или двумя руками, тянет её в рот.
  • Активно двигает руками и ногами.
  • Лежа на животе, опираясь на предплечья, приподнимает голову и грудку.
  • Начинает переворачиваться со спины на бок.
  • Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым.
  • Тянется к висящим над ним игрушкам и непроизвольно бьет по ним ручками.
  • В вертикальном положении сосредоточенно разглядывает обстановку и предметы.
  • Крепко упирается ножками при поддержке подмышки.
     

4 месяца

  • Узнает маму, протягивает к ней ручки, предпочитая ей всех остальных.
  • Различает голоса знакомых и не знакомых людей.
  • Реагирует на своё имя.
  • Лежа на животе, высоко поднимает головку и грудку и даже немного приподнимает тело.
  • Переворачивается со спины на живот и любит это положение.
  • Много смеется, радостно гулит, оживленно двигает ручками и дрыгает ножками.
  • Бьет ручками по развешенным над ним игрушкам и берет руками игрушки.
  • Поворачивает голову к невидимому источнику звука и находит его.
  • Крепко держит голову в вертикальном положении.
     

5 месяцев

  • Громко смеется, подолгу и певуче гулит.
  • Встает на четвереньки, пытается менять положение своего тела.
  • По-разному реагирует на интонацию голоса и музыкальные мелодии.
  • Лежа на животе, хорошо упирается на локти или ладони выпрямленных рук.
  • Свободно переворачивается со спины на живот и обратно.
  • При поддержке подмышки переступает ножками.
  • Придерживает руками грудь матери или бутылочку.
  • Обращает внимание на мелкие детали и предметы.

 

6 месяцев

  • Смеется, радуется, громко визжит, возмущенно кричит.
  • Внимательно вслушивается в речь взрослого, имитирует услышанные звуки и лепечет слоги.
  • Остерегается незнакомых людей.
  • Берет игрушки из рук взрослого, перекладывает их из одной руки в другую.
  • Размахивает погремушками и роняет игрушки.
  • Пытается ползать ползком, особенно по мягкой поверхности.
  • Если подтянуть малыша за ручки из положения лежа на спине – немного посидит, удерживаясь за мамины пальцы.
  • Может есть с ложки полугустую пищу, пить из поильника или чашки.
     

7 месяцев

  • Подолгу занимается игрушками.
  • Понимает смысл некоторых слов, отыскивает знакомые предметы, если спросить «Где…?» и показывает на них пальчиком или взглядом.
  • Встает на коленки, хорошо ползает ползком и немного на коленях.
  • Лепечет, повторно произнося одни и те же звуки «га-га», «ма-ма», «да-да».
  • При поддержке хорошо опирается на ножки и сам пытается вставать, держась за опору.
  • Учится садиться из положения лежа и сидит без поддержки или опоры.
  • Бросает игрушки и наблюдает за падающими предметами.
  • Беспокоиться, если мамы нет рядом.
  • Ест руками.
     

8 месяцев

  • Произносит отдельные слоги, повторяет их за взрослым.
  • Садится из положения стоя, а затем ложится.
  • Держится за барьер и переступает бочком или ходит за две руки.
  • Подражает действиям взрослого, стучит игрушками, размахивает, бросает.
  • Понимает и выполняет просьбе взрослого: «Дай руку», «Иди ко мне», «Пей».
  • Боится посторонних и разлуки с мамой.
  • Пугается резких неожиданных звуков.
  • Быстро ползает.
     

9 месяцев

  • Имитирует звуки животных: мяу, му, ку-ку и выговаривает первые облегченные слова «на», «ба».
  • Осознанно обращается к маме «ма-ма».
  • Выполняет просьбы взрослого: принеси (ложку, пирамидку, книжку), покажи (нос, рот, глаза)., покажи «пока-пока» (машет ручкой).
  • Поднимает мелкие предметы, исследует щели и отверстия.
  • С игрушками играет в зависимости от их назначения (помнит, как в них нужно играть).
  • Учится стоять, придерживаясь за стену.
  • Ходит за две руки или держась за стены.
  • Сопротивляется одеваниям – раздеваниям, настойчиво что-то требует.
     

10 месяц

  • Радуется играм – забавам и общению с взрослыми.
  • Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, манеру его речи, интонации, движения.
  • Играет сразу в несколько предметов, разнообразно действует ими, сознательно исследует (вставляет стаканчик в стаканчик, разбирает и собирает пирамидку).
  • Очень подвижен, забирается на диван, слезает с него, открывает дверки шкафов, выдвигает ящики.
  • Понимает слово «нельзя», но реагирует на него бурным протестом.
  • Стоит, сидит, ползает на коленях, ходит с опорой, катает машинки, толкает мяч.
  • Пытается есть ложкой и пить, держа поильник за ручку.
     

11 месяцев

  • Произносит простые слова «мама», «папа», «бах» и др.
  • С удовольствием выполняет просьбы взрослого.
  • Понимает разговоры родителей.
  • Кивает головой «да», мотает головой «нет».
  • Интересуется книгами.
  • Свободно ходит и хорошо стоит.
  • Изображает мишку косолапого, строит рожицы, меняет интонации.

 

12 месяцев

  • Знает названия многих предметов и понимает основные просьбы.
  • Понимает «можно» и «нельзя».
  • Произносит 6-10 слов и повторяет новые за родителями.
  • Показывает, что он хочет.
  • Встает, ни за что не держась.
  • Самостоятельно пьет из чашки.
  • Помнит, что было раньше.
  • Ходит, переступая через преграды, бегает.
  • Рассматривает книги и фотографии, узнает изображения.
  • Разнообразно играет в игрушки – катает, кормит, вынимает, расставляет и т.д.
  • Ищет общения с другими детьми и людьми.


 

0-1 здоровье

Другие темы

1-3 3-5 5-7 7 и старше а как у вас? аллергия аудио беременность близнецы болезни Бонусная программа видео мастер-классы воспитание вскармливание второй ребенок гимнастика гиперактивность говорить детский сад домашнее хозяйство досуг еда животные зубы игрушки игры имена Интернет-магазин книги конкурс массаж наказания новости сайта Обзор книг обсуждение книг интернет-магазина подарки правила форума ШСГ праздники прививки прогулки простуды путешествия развивающие методики разное раннее развитие роды семья сказкотерапия сон спорт творчество техника травмы ходить чтение Школа Семигномочек . ..

Поделиться своим мнением

Печатная версия

14 августа 2013

Показать ещё Показать всё

Почитать ещё

Разное

Поэтапно развиваем речь дошкольников

Для самых маленьких: какие игрушки выбрать для ребёнка от 0 до 1 года

Добро и дружба: как Чебурашка и его друзья помогают привить ценности ребёнку

Создаём праздничное настроение: 30 шаблонов для вырезания снежинок из бумаги

Многоразовые наклейки: выводим пользу от занятий на новый уровень

Развивающие занятия

Математические ступеньки: подготовка детей к школе

Развивающие занятия

Умелые ручки: почему аппликация так нужна детям и как сделать её любимым занятием

Развивающие занятия

Если кубики надоели: 8 оригинальных конструкторов для ребят от 1 года и старше

От двух до трех лет

Полезная головоломка: зачем детям книги-лабиринты и как с ними заниматься

Разное

День художника: выбираем лучший подарок для творчества и даём полезные советы

Вопросы воспитания

Обучение безопасному поведению: важные советы родителям и книги — детям

Разное

Залипательное дело: зачем ребёнку книжки с многоразовыми наклейками

Разное

Писатель детства: к 110-летию со дня рождения Сергея Михалкова

Разное

Подготовка к школе: с интересом изучаем основы грамоты и математики

Разное

Людмила Петрановская: топовые книги и крупицы мудрости для родителей

Развивающие занятия

Истории с секретом: зачем нужны книжки с окошками и как их использовать

От шести до семи лет

Учим звуки с детьми 5 – 7 лет

От двух до трех лет

Развивающие книги в 2-3 года: обучаемся и весело проводим время

Разное

Полезный тренд: кто такие виммельбухи и за что их все любят

Система Никитиных

Система Никитиных

Таблица роста девочек: от 0 до 12 месяцев

Когда ваш ребенок родится, ваш педиатр отметит его рост, вес и окружность головы и отметит первые точки на диаграмме роста вашего ребенка.

После этого, при каждом приеме у врача, ваш ребенок будет измеряться по этим параметрам, и при отслеживании во времени измерения покажут, растет ли он так, как должен.

У мальчиков и девочек разные графики роста, поскольку мальчики в среднем немного тяжелее и выше девочек, а модели их роста отличаются.

Чтобы узнать больше о том, что означают диаграммы роста и как они используются, ознакомьтесь с нашей статьей о диаграммах роста: понимание результатов.

Диаграмма роста девочки

На этой диаграмме показан диапазон измерений между 3-м и 97-м процентилями стандартов роста ВОЗ для девочек. Проверка того, соответствует ли ваш ребенок этому диапазону, может убедить вас в том, что его рост, вес и окружность головы находятся в пределах нормы для его возраста.

Но чтобы отслеживать, адекватно ли растет ваш ребенок с течением времени, вам потребуется использовать график, показывающий кривую его роста и процентиль.

2,03 — 9 3,03 — 310724 5 8 2 30024 3,7 — 68,2 90 23
Нормы роста девочек: от рождения до 12 месяцев*
Месяцы Длина (см) 70
3-й 9009 033-й процентиль
Вес (кг)
3 rd до 97 th процентиль
Окружность головы (см)
3 rd до 97 th процентиль
0 45,6 — 52,7 2,4 — 4,2
1 50,0 — 57,4 3,2 — 5,4 34,3 — 38,8
2 53,2 — 60,9 4,0 — 6,5 36,0 — 40,5
3 3 3,8 4,6 — 7,4 37,2 — 41,9
4 58,0 — 66,2 5,1 — 8,1 38,2 — 43,0
5 59,9 — 68,2 4,7 — 5,5 9,0 — 43,9
6 61,5 — 70,0 5,8 — 9,2 39,7 — 44,6
7 62,9 — 71,6 6,1 — 9,6 40,4 — 45,3 8 4 0024 64,3 — 73,2 6,3 — 10,0 40,9 — 45,9
9 65,6 — 74,7 6,6 — 10,4 41,3 — 46,3
10 66,8 — 76,1 8,021 41,7 — 46,8
11 68,0 — 77,5 7,0 — 11,0 42,0 — 47,1
12 69,2 —  78,9 7,1 — 11,3 42,3 — 45,5 908027 908027 908023

*Источник: Стандарты роста ВОЗ

См. наши таблицы этапов развития детей далее и узнайте, какими навыками овладевает большинство детей на каждом этапе:

  • Вехи разработки: от одного до шести месяцев
  • Вехи разработки: от семи до 12 месяцев
  • Вехи разработки: от 13 до 18 месяцев

Ссылки

Агарвал Д.К., Агарвал К.Н. 1994. ФИЗИЧЕСКИЙ РОСТ ИНДИЙСКИХ СОСТОЯЩИХ ДЕТЕЙ (РОЖДЕНИЕ — 6 ЛЕТ).

деОнис М., Катберто Г., Виктора К.Г. и др. 2004. Многоцентровое эталонное исследование роста ВОЗ: планирование, дизайн исследования и методология. Бюллетень о продуктах питания и питании. 25(1):-26С(12).

Хадилкар В.В., Хадилкар А.В., Чоудхури П. и др. 2007. Руководство по мониторингу роста ВБД у детей от рождения до 18 лет. Рекомендации. Индийский педиатр, 44 (3), 187–197.

НЗТ. 2010. Как узнать, хорошо ли развивается мой ребенок? Информационный лист НКТ. Лондон: Национальный фонд родовспоможения.

Выбор NHS. 2013. Схема скрининга вашего ребенка. Выбор NHS, Health AZ.

РЧ. 2013. Графики роста и роста детей в первые годы жизни. Королевская детская больница, Мельбурн.

РЦПЧ. 2009а. Понимание графиков роста: что они говорят вам о росте вашего ребенка. Графики роста Великобритании-ВОЗ — информационный бюллетень для родителей.

РЦПЧ. 2009б. Что такое графики роста и зачем они они нам нужны? Графики роста Великобритании и ВОЗ — Информационный бюллетень 1. Королевский колледж педиатрии и здоровье ребенка.

ВОЗ Нормы роста детей ВОЗ.

Уилласи Х. 2013. Центильные диаграммы и оценка роста. Egton Medical Information Systems Ltd.

Показать ссылки Скрыть ссылки

Половое созревание: нормальный рост и развитие у девочек

Ваш ребенок достиг стадии подростковый возраст называется половым созреванием. На этом этапе организм вашего ребенка начинает развиваться и стать половозрелыми. В этом листе рассказывается, чего ожидать на этом этапе вашего рост и развитие ребенка.

Как долго длится половое созревание?

У девочек половое созревание обычно начинается в возрасте 9 лети 14. После того, как это началось, это длится от 2 до 5 лет. Но каждый ребенок является другой. И есть широкий диапазон того, что нормально. У вашего ребенка может начаться половое созревание а немного раньше или позже и заканчивают раньше или позже, чем их друзья. Если у вас есть вопросы или опасения по поводу развития вашего ребенка, поговорите с его лечащим врачом провайдер.

Физические изменения в период полового созревания

  • Рост и вес:

    • Около 20% взрослых рост набирается в период полового созревания. Девочки довольно рано начинают расти половое созревание.

    • Около 50% от нормы взрослый вес набирается в период полового созревания. Бедра, бедра, грудь и желудок часто набирает больше веса, чем другие области. Кроме того, жир девушки процент часто удваивается к концу полового созревания.

  • Половое развитие и волосы рост:

    • В начале половое созревание, грудь начинает развиваться. Обычно это начинается в возрасте 9 или 10 лет. Но это может произойти раньше или позже. Это называется набухание груди. В этот время под соском можно почувствовать затвердение. Одна грудь часто начинает расти раньше других. Набухание груди может вызвать болезненность груди или даже больно. Это нормально и не является признаком проблемы.

    • Волосы на лобке начинают расти дальше расти. (Примерно у 10% девочек это происходит до зачатия груди. разработка). Волосы сначала тонкие. Но со временем растет темнее и грубее. Волосы на ногах и в подмышечных впадинах также начинают расти в возрасте от 1 до 2 лет. после того, как лобковые волосы начинают расти.

    • Девушки обычно начинают периоды (менструации) в возрасте от 9 до 16 лет. Средний возраст 12 лет, но начало месячных раньше или позже нормально. Перед фактическими периодами начала у девочек могут быть прозрачные или беловатые выделения в течение нескольких месяцев. Это нормальный. Также нормально, что месячные нерегулярны в подростковом возрасте. Но девушка все равно может забеременеть, даже если ее месячные нерегулярны.

  • Акне и запах тела:

Успокоить вашего ребенка

  • Ваш ребенок может быть обеспокоен что их сверстники более или менее развиты, чем они. Объясните своему ребенку что дети одного возраста могут находиться на разных стадиях полового созревания. вашего ребенка рост, медленный или быстрый, происходит с правильной для них скоростью.

  • Помогите ребенку адаптироваться к их меняющееся тело. Предлагайте средства от неприятного запаха тела и прыщей (например, больше купайтесь). часто с использованием дезодоранта и средств от прыщей).

  • Ваш ребенок, скорее всего, почувствует неудобно говорить о сексуальных изменениях с вами. Дайте им знать, что вы здесь, чтобы говорить с. Вы также можете подумать о том, чтобы дать ребенку книгу с информацией о половое созревание, которое они могут прочитать самостоятельно.

Экзамены в период полового созревания

Когда начинается половое созревание, важно чтобы ваш ребенок посещал своего лечащего врача один раз в год. Продолжайте вводить ее для регулярные медицинские осмотры не реже одного раза в год. Знайте, что в период полового созревания здоровье показы будут включать осмотр вашего ребенка без одежды. Это позволяет здравоохранению наблюдайте за тем, как ваш ребенок развивается физически в период полового созревания. Успокойте свою ребенку, что этот экзамен нормальный и ожидаемый. Кроме того, родителей могут попросить покинуть место для части экзамена. Это делается для того, чтобы ребенок и медицинский работник могли ан честное и открытое обсуждение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2013-2024 "Living Translation"